Впрочем, существовал также исконно русский и более поздний – хотя и не церковный по форме – вариант подобной исповеди. Достоевский неоднократно заострял внимание читателя (самые наглядные примеры – разговор Сони и Раскольникова в «Преступлении и наказании», Зосимы и Алеши в «Братьях Карамазовых») на потребности русского человека каяться и просить прощения публично, «перед матерью-землей», если людей вокруг нет, и подтверждал тем самым весьма распространенное убеждение, что истинное покаяние должно быть прилюдным. Во всем православном мире на Прощеное воскресенье перед Великим постом было принято отвесить земной поклон и попросить прощения перед всей семьей дома и перед всем приходом в церкви 215 . Более того, существует многочисленная литература, посвященная распространенному некогда обряду покаяния перед матерью-землей, ссылки на который обнаруживаются и в самом богослужении 216 . Публичное покаяние высоко ценилось не только в сугубо религиозном контексте: к примеру, наказание за преступление против сельской общины уменьшалось вдвое, если преступник сознавался и просил прощения 217 . В некоторых местностях России считалось, что супружеская пара, испытывавшая трудности с рождением детей, должна попросить прощения у живущих по соседству женщин 218 . Таким образом, можно предположить, что о. Иоанн привнес в православную литургию элементы архаичной дохристианской практики. И тем не менее существовало несколько особенностей, отличавших общую исповедь батюшки от иных форм публичного покаяния. В случаях, когда грешник каялся перед соседями по общине, он делал это один. На исповедях пастыря была обратная ситуация. Несмотря на то что каждый прихожанин по-прежнему исповедовался в грехах от себя, он слышал собственный голос, который тонул в общем покаянном хоре, и испытывал совсем иные ощущения. Невольно человек переставал стыдиться собственных прегрешений, что отметили и подвергли особенно резкой критике другие священнослужители – об этом речь ниже. Тогда о. Иоанн стал намеренно пренебрегать внешними атрибутами священника, служащего литургию, – полным облачением, ризой, митрой; это заставило прихожан призадуматься. Выходя служить только в рясе и епитрахили (как обычно облачались священники для исповеди), он хотел напомнить прихожанам, что покаяние – все-таки сугубо личное дело каждого, несмотря на то, что оно произносится чуть ли не хором. По словам одного благочестивого прихожанина, о. Иоанн начинал службу «без привычного нашего “во имя Отца и Сына, и Святаго Духа”» 219 . Отсутствие этой обязательной и неизменной молитвенной формулы усиливало непосредственность восприятия, выходящего за привычные рамки церковной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

— Что делать, если не можем простить? — Поставить перед собой вопрос – почему. И покопаться в себе, только по-честному. Редко бывает, чтобы в конфликте была виновата только одна сторона. Иногда мы ощущаем свою вину, но по гордости не желаем признать ее вслух. Чувство нераскаянной вины вызывает боль, и на боль выступает защитная реакция: мы «переводим стрелки». Причину этих своих страданий стараемся найти в обидчике. Особенно это актуально, если наш обидчик даже и прощения просит, а мы при этом «не можем его простить». Чем ниже он будет валяться у нас в ногах, тем сильнее мы будем ощущать дискомфорт из-за собственной нераскаянной вины, тем сильнее – «переводя стрелки» – злиться на него. И с каждым оборотом гордыни все труднее повернуть назад, все труднее покаяться. Не всегда, конечно, так. Бывают ситуации, когда человек не может простить того, кто стал, например, причиной страданий его ребенка. Хочет, но не может переступить через настоящую боль. Иногда жизнь ставит задачи в стиле Ивана Карамазова. В таком случае путь к решению – молитва Христу, просившему Отца о распинавших: «Господи, Твоей болью исцели мою боль. Твоим прощением помоги мне простить не ведавших, что творят». — Что бы Вы пожелали нашим читателям во дни Великого поста? — Пожелаю читателям врастания в богослужение. Так за пост врасти в Евхаристию , чтобы и после окончания поста не остаться вне ее. Читайте также: Прощение обид Настоящее прощение – это подвиг Прощеное воскресенье в 2012 году – 26 февраля: Простить — значит, принять Прощение Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 марта, 2022 6 марта, 2022 15 марта, 2024 3 сентября, 2023 26 марта, 2023 24 февраля, 2023

http://pravmir.ru/tainstvo-proshheniya/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Традиции Масленицы Масленица — не церковный, а народный праздник. Однако народные традиции Масленицы можно использовать для духовной пользы. 11.03.2024 Протоиерей Игорь ФОМИН отвечает на самые распространенные вопросы о Масленице — Сырной седмице. 11.03.2024 Прощеное воскресенье и чин прощения Вообще в Прощеное воскресенье принято просить прощения у ближних и вне стен храма. Люди звонят друг другу, шлют письма или просят прощения при личной встрече. 26.02.2023 Хороводы и штурм снежного городка: масленица в ярославском селе Давыдово Мороз и солнце — прекрасный повод, чтобы устроить молодецкие забавы на свежем воздухе. Кулачные бои, хоровод, штурм снежного городка, бои стенка на стенку — какая же масленица обойдется без этого. Все это, а также свежеиспеченные блины и горячий чай можно было увидеть и попробовать, а так же принять участие, на масленичных гуляниях, прошедших в минувший четверг в ярославском селе Давыдово, недалеко от посёлка Борисоглебский. По народной традиции с событий четверга начинается широкая… 25.02.2023 Три «Масленицы» Бориса Кустодиева Первая мировая война, революция, гражданская война… А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице. 20.02.2023 Пошаговый рецепт блинов с фото Каждый традиционный русский праздник имеет свое отражение и в русской кухне. Так блины — неотъемлемый символ Масленицы. Мы взяли мастер-класс по приготовлению блинов в пекарне «Усадьба Княжичи». 28.02.2019 Богослужения Масленицы В среду и пятницу Божественная Литургия не служится. В эти же дни нет поста. На Часах (богослужениях суточного круга) произносится молитва преподобого Ефрема Сирина, во время которой верующие стоят на коленях.

http://foma.ru/tag/maslenica

Церковнославянский текст: Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго. Русский текст: Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: Помилуй меня падшего!”. Богослужебные особенности В субботу вечером последний, третий раз мы услышим покаянный 136-й псалом «На реках вавилонских». Вечером в воскресенье совершается Чин прощения, который постепенно из монастырей распространился и в городские храмы. После великого прокимна (нескольких стихов из псалмов, которые соответствуют значению дня или празднуемого события) на Вечерне заканчивается праздничный характер богослужения, оно приобретает великопостный тон. Это сразу становится заметно. Во-первых, духовенство переоблачается в темные одежды. Во-вторых, хор поет особым «постовым» напевом. Ближе к окончанию службы предстоятель произносит молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. (Поклон) Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Поклон) А в самом конце священник обращается к верующим с напутствием к Великому посту и просит прощения. По его примеру и все прихожане по очереди испрашивают друг у друга прощения. Устав ничего не говорит о пении каких-либо молитвословий во время этого чина. Но традиционно хор поет покаянные песнопения, а затем пасхальные, но без прибавления слов «Христос воскресе!»

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ. На Господи воззвах поставим стихов 10, и поем стихиры воскресны, глас 1. В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа. Стихиры воскресны, глас 1: Изведи из темницы душу мою,/исповедатися Имене Твоему. Стихиры воскресные Стих: Выведи из темницы душу мою,/чтобы мне прославить имя Твоё. Пс 141:8А Вечерния наша молитвы/приими Святый Господи,/и подаждь нам оставление грехов,/яко Един еси/явлей в мире Воскресение. Вечерние наши молитвы/прими, Святой Господи,/и даруй нам прощение грехов,/ибо Ты Один,/явивший миру воскресение. Мене ждут праведницы,/дондеже воздаси мне. Стих: Меня будут ждать праведные,/доколе Ты не воздашь мне. Пс 141:8Б Обыдите людие Сион,/и обымите Его,/и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых:/яко Той есть Бог наш,/Избавлей нас от беззаконий наших. Окружите, люди, Сион/и охватите его/и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых,/ибо Он – Бог наш,/искупивший нас от беззаконий наших. Из глубины воззвах к Тебе, Господи,/Господи, услыши глас мой. Стих: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи,/Господи, услышь голос мой. Пс 129:1–2А Приидите людие,/воспоим, и поклонимся Христу,/славяще Его из мертвых Воскресение:/яко Той есть Бог наш,/от прелести вражия мip Избавлей. Придите, люди, воспоем и поклонимся Христу,/прославляя воскресение Его из мертвых,/ибо Он – Бог наш,/от обольщения врага искупивший мир. Ины стихиры Анатолиевы, глас тойже: Стихиры восточные Да будут уши Твои/внемлюще гласу моления моего. Стих: Да будут уши Твои/внимательны к голосу моления моего. Пс 129:2Б Веселитеся Небеса,/вострубите основания земли,/возопийте горы веселие:/се бо Еммануил грехи наша на Кресте пригвозди,/и живот даяй, смерть умертви,/Адама Воскресивый, яко Человеколюбец. Возвеселитесь, небеса!/Вострубите, основания земли!/Провозгласите радость, горы!/Ибо вот, Эммануил грехи наши ко Кресту пригвоздил,/и, даруя жизнь, смерть умертвил,/Адама воскресив, как Человеколюбец.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

(4) Учение не должно быть ограничено локальной традицией какой-либо церкви. Например, может ли иметь вероучительное значение язык богослужения? Нет, потому что, во-первых, это не учение, во-вторых, какой-либо язык не распространен повсеместно. Но в дисциплинарном смысле язык богослужения имеет значение: мы обязаны следовать тем книгам, которые одобрило священноначалие, и в той форме, которую оно одобрило. Но если язык объявляется догматом, то происходит изменение статуса данного церковно-дисциплинарного явления, а это недопустимо. А есть вещи более опасные. Например, святые римские епископы с конца IV по X век разрабатывали учение об особой мистической роли римского епископа в Церкви, откуда позднее выросло представление о непогрешимости Римского Папы как главы Церкви. Мы должны постоянно заниматься выстраиванием в своей голове целостной системы мировоззрения. Это нужно для спасения души. Мы уже говорили, что покаяние и прощение грехов уже возвещено в христианстве. Наша задача – распространение вести о покаянии (изменении мировоззрения) и прощении грехов. Покаяние и прощение стали возможны благодаря Воскресению Христа. Мы должны поменять полностью свое мировоззрение, взяв за основу Символ Веры . Если человек не знает этого текста и/или не исповедует догматы , которые в нем содержатся, он не может быть допущен к таинствам. Православный – тот, кто верит согласно Символу Веры . Тот, кто не верит согласно Символу Веры, православным не является. Если человек учит вопреки Символу Веры, то он не православный. Господь сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» ( Мф. 23, 15 ). Поэтому мы обязаны нести чистое Слово Божие без добавления, без убавления, без искажения – так, как его Господь передал. Не надо идти на поводу у популярных идей, согласно которым «главное, чтобы проповедовали, а что проповедовали – не важно!». Если учение не несет Откровения Божия, то такое учение бесполезно. Лекция вторая. О православной миссии

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста, поскольку в 843 году праздник пришелся на первое великопостное воскресенье. В тексте службы Торжества Православия провозглашается победа Церкви над ересями, и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов . Подробнее о значении Торжества Православия и иконопочитании читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь воскресный, глас 1 Камени запечатану от иудей/и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/воскресл еси тридневный, Спасе,/даруяй мирови жизнь./Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/слава воскресению Твоему, Христе,/слава Царствию Твоему,//слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы Небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!» Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2 Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./Тем благодарственно вопием Ти://радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир. Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!» Кондак Недели Торжества Православия, глас 2 Неописанное Слово Отчее,/из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/и оскверншийся образ в древнее вообразив,/Божественною добротою смеси,/но исповедающе спасение,//делом и словом сие воображаем. Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

Осознание того факта, что в центре Великого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста, воздержание от пищи, от особых развлечений, изменение стиля нашей жизни. Потому что для того, чтобы человек был способен простить и раскаяться в своих грехах, он должен изменить внутренний настрой своей души, ибо всё, что нас окружает, всё, что на нас воздействует, никак не формирует в нас чувства раскаяния. Напротив, оно мобилизует нас на борьбу, на достижение поставленных целей, нередко на борьбу с другими людьми. И как часто этой борьбе мы отдаем все свои силы! Как часто мы не можем заснуть именно потому, что мы выстраиваем некую тактику или стратегию борьбы с другими людьми. И нам кажется, что победа над ближним откроет перед нами перспективу счастливой жизни — будь то повышение по работе, успехи в бизнесе или просто расширение своего влияния, иногда в мизерных масштабах, в масштабах семьи, а иногда и в очень больших масштабах, если речь о людях, облеченных властью. Поэтому без некоего внутреннего переворота или, как говорят современные люди, без переформатирования своего внутреннего состояния невозможно принести покаяние. Нужно ум свой переключить, сменить программу и понять, что самое главное в нашей жизни, самое великое воздаяние  мы получим именно за то прощение, которое мы способны дать людям и которые мы способны у них испросить. Но ведь это возможно только в том случае, если мы будем видеть свои слабости, свои грехи, свою неправду. Однако, наверное, это едва ли не самое трудное — увидеть все это, и не просто увидеть как бы со стороны, а осознать, что это наш грех, без искоренения которого не будет нашего духовного возрастания. Прощеное воскресенье в традиции нашего народа связывается с богослужением и посещением тех людей, с которыми мы находимся в ссоре. Как я уже сказал, нередко это символический момент в духовной жизни человека, потому что еще многое предстоит сделать, чтобы подлинное раскаяние посетило душу. Тем не менее, без этого акта прощения невозможно вступить в Великий пост. Поэтому постарайтесь сегодня испросить прощения здесь, в этом храме, если к кому-то вы отнеслись несправедливо, или по отношению к тем людям, которых сегодня с нами нет. Если есть возможность навестить их или просто позвонить, или отправить сообщение, сделайте это, не поленитесь. Иногда очень трудно, как нам кажется, совершить этот шаг навстречу обидчику, но именно этот шаг открывает нам путь к покаянию.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

В этом укладе есть нечто, на что нужно обязательно обратить внимание. Мы должны в течение Великого поста приучить себя не осуждать людей — «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Осуждение разрушает наш внутренний мир, но самое главное, осуждение есть проявление нашей гордыни, ведь мы, осуждая, поставляем себя выше другого, мы считаем себя достойными того, чтобы судить ближнего. Собственно говоря, гордость — это и есть абсолютное проявление самой природы греха. Ведь с чего все началось? С того, что самый великий из ангелов, ближайший к Богу, противостал Ему, движимый гордыней; и если Бог есть абсолютное Добро, то противостояние Богу — это абсолютное зло. Те, кто критически относится к религии, иногда искушают верующих вопросами: «Откуда же появилось зло, если Бог всех создал добрыми и хорошими? Или Он все-таки заложил зло в саму природу бытия?» В течение истории, особенно в древности, не раз возникали дуалистические философские течения, которые предполагали изначальное наличие добра и зла. Но это глубочайшая ошибка — зло не существовало изначально. Зло возникло, когда тот, кто восхотел быть равным Богу, стал от Него удаляться. Зло — не самостоятельная сущность, оно возникает по мере удаления от добра. Чем дальше дистанция, чем дальше человек отходит от добра, тем больше он погружается в стихию зла. Падший ангел был первым, кто противопоставил себя Богу и отдалился от Него, кто стал сатаной — средоточием и абсолютным проявлением зла. В нашей жизни присутствуют и добро, и зло. Каждый об этом знает, и очень часто возникает искушение совершать поступки, которые относятся к темной сфере человеческой жизни, которые определяются злым началом. Притяжение зла иногда бывает столь сильным, что ему трудно сопротивляться. Необходимо усилие воли, но и этого недостаточно. Воля человеческая не всегда способна противостоять злу, и тогда на помощь должна приходить Божия благодать, привлекаемая молитвой и причащением Святых Христовых Таинств. Если мы говорим, что гордость есть мать всех пороков и грехов, то первым шагом на пути постного поприща должен стать наш отказ от этой гордости. Именно поэтому постные богослужения начинаются вечером в воскресенье, называемое Прощеным, когда совершается чин прощения. Мы просим друг у друга прощения. Иногда это взаимное прощение, если мы никак не согрешили против человека и он против нас не согрешил, превращается в обряд, который не затрагивает нас глубоко, ведь никто никого не обидел и сказать слово «прости» не представляет никакой трудности. Но как же тяжело сказать человеку «прости», когда ты думаешь, что он виновник многих твоих проблем, когда он стал твоим врагом! Как тяжело склониться перед ним и испросить у него прощения! Но именно такое прощение является великой духовной ценностью, именно такое прощение открывает путь к прохождению поприща святого поста, которое способно изменить нас к лучшему.

http://patriarchia.ru/db/text/5600355.ht...

В храмах начинают совершать великопостные службы . В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем . В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Читайте также — Как проводят Масленицу в семьях священников? От язычества к христианству, или Как провести Масленицу в 2024 году: Празднование Масленицы — древняя традиция на Руси, которая пришла из времен до Крещения Руси. Важным элементом этого празднования обычно является и языческая традиция — сжигание чучела зимы. К христианству этот обряд не имеет никакого отношения. Сжигают чучело, чтобы отметить наступление весны, и это символизирует жертвоприношение. Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2024 году выпадает на 5 мая. Сама же Сырная седмица праздником не является. Православные в дни Масленицы тоже могут печь блины, приглашать друг друга в гости, но веселые проводы зимы не сопровождаются сжиганием чучела, потому что христиане в эти дни готовятся к Великому посту. И, хотя во многих веселых народных традициях нет ничего плохого, древние славянские обычаи сжигания чучела не входят в их число. По уставу Церкви в эти дни уже нельзя вкушать мясо, но еще можно молочные продукты и рыбу. Сырная седмица — это светлое предчувствие поста. Неделя завершается Прощеным Воскресеньем, когда мы просим прощения у Бога и у близких за свои грехи, ошибки и слабости. Впереди — Великий пост, время подготовиться к Пасхе и к победе над смертью. Войти в это время лучше без ропота, без душевных обид. И это время должно стать тихим размышлением, в храмах уже идут службы, которые готовят людей к посту, а широкие масленичные гулянья лучше оставить. Для христиан Праздник Праздников — это Пасха. Традиция печь блины допустима, потому что молочные продукты на Сырной неделе не запрещены, но время проводов зимы для верующих — это время вступления в дни Великого поста.

http://pravmir.ru/maslenica-v-2024-godu/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010