В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены, в основном, все песнопения вечернего и утреннего богослужений.    На Литургии в воскресенье читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься (Мф. 6:14-20). Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов.    Апостол (Рим. 13:12 - 14, 3) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.    Неделя о Мытаре и фарисее, 2-я стихира на «Господи, воззвах».    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 3.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 2.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 1.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 4, 1.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 4.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон п. 1, 3; п. 3, 5; п. 9, 4.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 4 и 4, 5.    Архиепископ Антоний. Постная и Цветная Триодь. Богослужебная заметка. «Русский инок», 1914. 7. С. 416.    Неделя о блудном сыне, вечерня, 2-я стихира на «Господи, воззвах».    Неделя о блудном сыне, стихира на " »«Славу» на «Господи, воззвах».    Недели о блудном сыне, кондак.    Неделя о блудном сыне, утреня, ексапостиларий, 3-я стихира на хвалитех и канон, п. 6, 2.    Суббота мясопустная, вечерня, стихиры на «Господи, воззвах».    Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 1,2.    Синаксарь мясопустной субботы.    Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 3.    Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 5, 3.    Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 4, 3.    Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 2; п. 2, 3; п. 3, 2; п. 3, 4; п. 4, 4; п. 5, 3; п. 6,2; п. 9, 2 и 4.    Суббота мясопустная, утреня, 1-я стихира на хвалитех.    Суббота мясопустная, утреня, 2-я стихира на хвалитех.    Неделя мясопустная, утреня, 1-я и 2-я стихиры на хвалитех; канон, п. 7, 1.    Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Одеяние, Богом сотканное,/я совлек с себя, несчастный,/Твоего божественного повеления ослушавшись, Господи,/по совету врага;/и листьями смоковницы,/и кожаными одеждами ныне облечен:/ибо в поте лица осужден был хлеб скудный вкушать;/земля же проклятием обречена была/терния и колючки приносить мне./Но в последние времена от Девы Воплотившийся,/призвав меня, введи снова в рай. Рай драгоценный,/совершеннейшая красота,/Богом созданная обитель,/радость непрестанная и наслаждение,/слава праведных, пророков услада, и святых жилище,/шумом листьев твоих Создателя всех умоляй/открыть мне врата, которые я преступлением затворил,/и удостоить меня приобщения к древу жизни,/и радости, которою я прежде в Тебе наслаждался. Адам изгнан был из рая за ослушание,/ из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый,/и нагой сидит напротив места того, – «увы мне», – сетуя./Потому постараемся все провести время поста/слушаясь евангельских преданий,/чтобы чрез них став угодными Христу,/получить нам снова райское жилище.   Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски Последовнаие богослужения на 6 марта       М. Красовицкая «Литургика»   Неделя сыропустная — последний день перед заговеньем. В сырную седмицу уже ни о каком мясе не может быть и речи, а в неделю последний раз вкушают молочные продукты и яйца. Литургическая тема этого дня обозначена так: Изгнание Адамово. И еще одно название имеет эта неделя — Прощеное воскресенье. Эти разные названия дня соответствуют разным пластам того единого, что в этот день совершается. В последний раз в этот день поют На реках вавилонских — 136-й псалом. Стихиры, назначенные для этого дня, стремятся как бы показать нам всю глубину и остроту того, что мы вспоминаем. Они говорят об Адаме, который только что был изгнан из рая: вот он сел и видит рай перед собой, и понимает, что его потерял, и горько плачет. Гимнографы влагают в его уста слова, которые не могут нас не растрогать: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиво Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго».

http://predanie.ru/tema/proshhennoe-vosk...

Богородичен: Моли Сына Твоего и Господа, Дева чистая,/чтобы даровал Он пленным избавление,/из враждебных обстоятельств – мирный выход/на Тебя надеющимся. Ин, ирмос: Угль Исаии проявлейся,/Солнце из девственныя утробы возсия,/во тьме заблуждшым,/богоразумия просвещение даруя. Канон 2 Постити отвергийся Адам,/вкушает смертоноснаго древа первый:/но сего грех потребляет, распныйся Вторый. Адам первый, отказавшись от поста,/вкушает от древа смертоносного;/но заглаживает второй Адам/грех его Своим распятием. Естеством человеческим страстен же и смертен был еси,/Иже безстрастный невещественным Божеством,/обезтливый умерщвленныя Христе,/от преисподних адовых воскресил еси. Причастным сделавшись естественным страданиям и смертным,/Ты, Христе, бесстрастный по невещественному Божеству,/даровав нетление, воскресил/умерщвленных из пропастей ада. Ин, ирмос тойже Облацы веселия сладость кропите сущим на земли:/яко Отроча дадеся,/Иже сый прежде век,/от Девы воплощься Бог наш. Канон 3 Облака, сладостью веселья/окропите тех, кто на земле;/ибо Отрок дарован нам, – прежде веков Существовавший,/от Девы воплотившийся Бог наш. Житию и плоти моей свет возсия,/и дряхлость греха разруши:/напоследок от Девы без семене воплощься Вышний. Жизнь и плоть мою светом озарил/и греха омрачение рассеял/в последнее время без семени/от Девы воплотившийся Всевышний. Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призываю бездну:/от тли Боже, мя возведи. Песнь 6 Канон 1. Ирмос: В бездне греховной носимый,/непостижимую милосердия Твоего призываю бездну:/от гибели Боже меня изведи! Яко злодей Праведник осудися/и со беззаконными на древе пригвоздися,/повинным оставление Своею даруя кровию. Как злодей Праведник осужден/и с преступниками к Древу пригвожден,/даруя виновным прощение Своею кровию. Единем убо человеком,/первым Адамом древле в мip вниде смерть,/и Единем Воскресение Сыном Божиим явися. Чрез одного человека – первого Адама/смерть в мир некогда вошла,/и чрез одного же – Сына Божия/явилось воскресение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Во втором случае чин изобразительных совершается, когда литургия назначена на вечерне. Надо сказать, что Устав — это знание синтетическое, а не аналитическое. На самом деле, про Устав нельзя слова сказать без знания всего контекста этого слова. Поэтому когда мы в начале курса говорим о службах церковного дня, то нам нужно знать многое из того, о чем мы будем говорить в конце курса. Мы целый год говорим о разном, но говорим как бы об одном. Важнейший вопрос — это соединение Евхаристии и служб церковного дня. И еще один вопрос, который очень важен в курсе Устава — это особенности положения вечерни среди служб дневного круга. Вечерня занимает совершенно особое место, она стоит на границе двух дней. Само название вечерни связано с вечером, с уходом астрономического дня; ее богослужебная тема — ожидание Мессии, а вершина службы — новозаветный текст «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» тот, который был произнесен в момент встречи Ветхого и Нового Завета, когда чаяние Израиля исполнилось, пришел Спаситель мира и ветхозаветный праведник Его узнал. Сама эта тема, безусловно, связана с закатом: закат дня, закат солнца, закат древнего мира, исполнение Ветхого Завета. Вся служба имеет как бы завершающий, уходящий характер; она может быть очень праздничной, но, по сравнению с утреней, она имеет другой оттенок — что-то кончается, что-то завершается, уходит. И она, безусловно, связана с днем уходящим, хотя по Уставу вечерня и начинает новый богослужебный день. Мы говорим, что воскресное богослужение начинается в субботу вечером, богослужение четверга начинается в среду на вечерне. И вечерня оказывается на границе двух дней: она завершает уходящий и начинает новый богослужебный день. Школьная литургика делит вечерню так: до Сподоби, Господи вечерня относится к уходящему дню, а после Сподоби, Господи — к наступающему. Это и правильно, и неправильно, потому что до Сподоби Господи уже пели стихиры на Господи, воззвах , которые говорят о теме наступающего дня. И в то же время после Сподоби Господи тема вечера, тема ухода дня не исчезает, она остается. Но все же такое деление оправдано: как мы помним, в прощеное воскресенье на вечерне именно на Сподоби, Господи происходит перелом — переход от непостного богослужения к постному. И дело не в том, чтобы вечерню разрезать, как батон хлеба, на две части, а в том, чтобы почувствовать внутри нее это натяжение, напряжение связи двух дней. В вечер великого праздника (например, первого дня Пасхи) возглашается великий прокимен: «Кто бог велий, яко Бог наш…» Великий прокимен возглашается не ради Светлого понедельника, а ради уходящего первого дня Пасхи, хотя формально эта вечерня начинает следующий день; между тем, что-то связывает ее и с днем уходящим.

http://pravmir.ru/liturgii-v-dni-velikog...

Св. Четыредесятница и ее богослужение начинается с вечерни сыропустной Недели (воскресенья). Сыропустное воскресенье называется еще Прощеным воскресеньем. Вечером в Прощеное воскресенье, а также и во все последующие воскресенья св. Четыредесятницы, кончая 5-м воскресеньем, совершается вседневная вечерня со следующими особенностями: Вечерня предваряется чтением 9-го часа (завеса закрыта). По окончании 9-го часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит пред царские врата и творит начало вечерни: «Благословен Бог наш...». Вход с кадилом (ввиду пения великого прокимна). После входа и пения «Света тихий» поется великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (4 с половиной раза). Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого поста. В остальные Недели – 1-ю, 3-ю и 5-ю – на вечерни поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (4 с половиной раза). После прокимна сразу читается «Сподоби, Господи...», как обычно на вседневной вечерни (но ектений «Рцем вси...», как на великой вечерни, не бывает). Царские врата закрываются, и священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник в епитрахили произносит на амвоне ектению: «Исполним вечернюю молитву...», а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом. После стихир на стиховне и чтения «Ныне отпущаеши...», Трисвятого по «Отче наш...» (священнослужитель в это время выходит на солею) поются великопостные тропари (с великими поклонами после каждого тропаря): «Богородице Дево, радуйся...», «Слава» – «Крестителю Христов...», «И ныне» – «Молите за ны, святии Апостоли...», «Под Твое благоутробие прибегаем...» (без поклона). Затем чтец вместо ектении: «Помилуй мя, Боже...» читает «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую херувим...». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш...». Чтец: «Небесный Царю...», и священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В конец утрени: Яко всех еси творений Вышшая,/воспевати Тя достойно недоумевающе, Богородице,/туне, молим Тя, помилуй нас. В конце утрени Всех творений Высочайшая,/не зная, как воспеть Тебя достойно, Богородица,/просим Тебя: “Даром помилуй нас!” В четверток вечера и в пяток на Бог Господь: В четверг вечером и в пятницу после “Бог – Господь” Дево Пренепорочная, Мати Христа Бога,/оружие пройде Твою пресвятую душу,/егда распинаема видела еси волею Сына и Бога Твоего,/Егоже, Благословенная, молящи не престай/прощение прегрешений нам даровати. Дева Пренепорочная, Матерь Христа Бога,/оружие пронзило Твою пресвятую душу,/когда увидела Ты добровольно распинаемым Сына и Бога Твоего;/Его, Благословенная, молить не прекращай,/да дарует нам прощение согрешений. В конец утрени: Тя величаем, Богородице, вопиюще:/Ты еси гора, от неяже неизглаголанно отсечеся Камень/и врата адова сокруши. В конце утрени Тебя мы величаем, Богородица, взывая:/“Ты – Гора, от Которой неизъяснимо отсечен был Камень/и врата ада сокрушил!” В пяток вечера и в субботу на Бог Господь: В пятницу вечером и в субботу после “Бог – Господь” Еже от века утаенное/и Ангелом несведомое таинство,/Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог,/в неслитном соединении воплощаем,/и, Крест волею нас ради восприим,/имже воскресив первозданнаго,/спасе от смерти души наша. От века сокровенное/и Ангелам неведомое таинство,/через Тебя, Богородица, явлено живущим на земле,/– Бог, воплощающийся в неслитном единении двух естеств,/и ради нас добровольно принявший Крест, –/им Он воскресил Адама первозданного/и спас от смерти души наши. В конец утрени: Тя величаем, Богородице, вопиюще:/Ты еси купина, в нейже неопально Моисей виде,/яко пламень, Огнь Божества. В конце утрени Тебя мы величаем, Богородица, взывая:/“Ты – Терновый Куст, в котором Моисей увидел,/как не опаляющее пламя, Огонь Божества!” В неделю вечера и в понедельник на Бог Господь: В воскресенье вечером и в понедельник после “Бог – Господь” Со Ангелы Небесная, с человеки земная,/гласом радования, Богородице, вопием Ти:/радуйся, врата, Небес ширшая;/радуйся, едина земнородных спасение;/радуйся, Чистая Благодатная,/рождшая Бога воплотившагося.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bogorodic...

«Конечно, масленица — это время, когда по традиции люди ходят в гости, общаются за трапезой. Но не стоит разрушать себя пьянством или опасными играми ни в какое время, тем более в эту покаянную неделю, подготавливающую человека к Великому посту», – подчеркнул в интервью РИА «Новости» зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Дни Масленицы в 2016 году Понедельник — 7 марта В понедельник отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. В семье с утра теща приходила научить дочь печь блины, первый из которых традиционно оставляли на помин усопших родственников. В больших семьях невестку отправляли к родителям с самого утра готовиться к вечернему визиту сватов. Вторник — 8 марта Во вторник на Руси были заигрыши: холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого Поста сыграть свадьбу. Зажиточные люди отправляли «позыватку» — человека, приглашавшего в гости соседей, с которыми семья хотела породниться. Отказ прийти в гости в таком случае рассматривали как желание выдать дочь за представителя другой семьи. Среда — 9 марта

http://pravmir.ru/maslenitsa-v-2016-godu...

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Воскресшаго из мертвых, и адову державу пленившаго,/и видима женами мvpohocuцaмu, радуйтеся, глаголющаго,/вернии умолим, от истления избавити души наша,/зовуще всегда разбойника благоразумнаго гласом к Нему:/помяни и нас во Царствии Твоем. Воскресшему из мертвых,/и могущество ада низвергшему,/и явившемуся женам мироносицам, говоря им “радуйтесь”,/помолимся, верные, об избавлении от гибели душ наших,/непрестанно восклицая Ему гласом благоразумного разбойника:/“Помяни и нас во Царствии Твоём!” Слава, Троичен: Отца, и Сына, и Святаго Духа,/вси единомудренно вернии славословити достойно помолимся:/Единство Божества, в Триех сущее Ипостасех, неслиянно пребывающее,/Просто, Нераздельно и Неприступно,/Имже избавляемся огненнаго мучения. Слава, Троичен: Единодушно помолимся, все верные,/чтобы нам достойно славословить/Отца, и Сына и Духа Святого,/Единицу Божества, в трех Лицах существующую,/неслиянно пребывающую, простую, нераздельную и неприступную,/Которою мы избавляемся от огненного наказания. И ныне, Богородичен: Матерь Твою, Христе,/плотию без семене рождшую Тя, и Деву воистинну,/и по Рождестве пребывшу Нетленну,/Сию Ти приводим в молитву, Владыко Многомилостиве,/прегрешений прощение даруй, всегда вопиющим Ти:/помяни и нас во Царствии Твоем. И ныне, Богородичен: Матерь Твою, Христе,/по плоти без семени родившую Тебя, и Деву истинную,/и после родов пребывшую неповрежденной, –/Ее мы побуждаем к ходатайству/пред Тобою, Владыка Многомилостивый!/Прощение согрешений даруй непрестанно взывающим Тебе:/“Помяни и нас во Царствии Твоём!” Тропарь, глас 4: Светлую Воскресения проповедь/от Ангела уведевша Господни ученицы/и прадеднее осуждение отвергша,/апостолом хвалящася глаголаху:/испровержеся смерть,/воскресе Христос Бог,/даруяй мipobu велию милость. Тропарь Радостную весть о воскресении узнав от Ангела,/и избавившись от прародительского осуждения,/Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя:/“Низвержена смерть, воскрес Христос Бог,/дарующий миру великую милость!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Авраама и Исаака с Иаковом все восхвалим в песнях,/Давида кроткого, Иисуса и двенадцать патриархов/вместе с тремя юношами, угасившими огненное пламя силою духовною,/“Радуйтесь”, – возглашая к ним, –/“доблестно обличившие заблуждение царя безумного,/и Христа молите согрешений прощение даровать/празднующим с любовью святую память вашу!” (2) Слава, и ныне, Богородичен: Благодарственное похваление должно,/якоже вдовица оная два лепта,/приношу Тебе, Владычице, о всех дарованиих Твоих:/Ты бо явилася еси покров, купно и помощь,/напастей и скорбей присно мя изымающи./Темже, яко от среды горящия пещи, избавлься оскорбляющих мя,/от сердца взываю Тебе:/Богородице, помози ми,/молящи Христа Бога согрешений оставление дати мне,/Тя бо имею надежду, раб Твой. Слава, и ныне, Богородичен: Благодарственную похвалу должным образом,/как вдовица известная две лепты,/приношу Тебе, Владычица, за все дары Твои:/ибо Ты явилась покровом и вместе – помощью,/от напастей и скорбей всегда меня освобождая./Потому, как из среды горящей печи,/от преследующих меня избавившись,/я от сердца взываю к Тебе:/“Богородица, помоги мне, моля Христа Бога/согрешений прощение мне даровать;/ибо Тебя имею я надеждой, раб Твой!” Каноны три: воскресен на 4, и святых триех отроков на 4, и праотцев на 6. Канон святых триех отроков, глас 8, егоже краегранесие: Три отроки пою и Даниила великаго. Феофаново. Канонов три: воскресный на 4, и святых трех отроков на 4, и праотцев на 6. Канон святых трех отроков, глас 8, имеет акростих: Трех отроков воспеваю и Даниила великого . Творение преп. Феофана. Песнь 1. Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Песнь 1 Канон 1. Ирмос: По воде пройдя, как по суше,/и египетского развращения избежав,/израильтянин взывал:/“Избавителю и Богу нашему воспоем!” Безначальное Слово,/из Отца прежде всех веков рожденно боголепно,/в пещи юношам образно видено бывшее, прославим. Безначальное Слово,/от Отца прежде всех веков/рожденное, как подобает Богу,/в печи юношам образно явившееся, прославим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

В четверток утра: Блажим Тя, Богородице Дево,/яко из Тебе возсия Солнце правды, Христос,/имеяй велию милость. В четверг утром Блаженною мы именуем Тебя, Богородица Дева,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос,/имеющий великую милость. В пяток вечера: Тебе молимся, яко Божии Матери:/Благословенная, моли/о спасении душ наших. В пятницу вечером Тебе мы молимся как Божией Матери:/“Благословенная, моли/о спасении душ наших!” В субботу утра: Оле окаянная душе!/Кий ответ имаши рещи Судии во он час,/егда престоли поставятся на Суде/и Судия приидет от Небес,/сошед со тьмами ангельскими?/Егда сядет на Судищи,/прю сотворити с рабы непотребными, подобными мне,/что отвещати имаши?/Что же принести тогда?/Поистинне ничтоже, ум и тело осквернивши твое./Темже припади к Деве и зови непрестанно/подати тебе богатно грехов прощение. В субботу утром О несчастная душа!/Какой ответ ты сможешь дать Судии в тот час,/когда престолы будут поставлены на суде,/и Судия придет с небес,/сойдя с мириадами Ангелов?/Когда Он сядет на судейском месте,/чтобы тяжбу совершить с рабами непотребными, подобными мне,/что сможешь ты тогда сказать в ответ?/и что привести в оправдание?/Поистине ничто, ибо осквернила ум и тело твое./Потому припади к Деве и зови непрестанно,/да подаст тебе щедро грехов прощение. В неделю вечера: Архангельски воспоим, вернии,/Небесный чертог и дверь запечатанну воистину:/радуйся, Еяже ради отрасте нам Спас всех, Христос,/Жизнодавец и Бог./Низложи, Владычице, мучители,/безбожныя враги наша,/рукою Твоею, Пречистая,/упование христиан. В воскресенье вечером Воспоем, как Архангел, верные,/Небесный Чертог и Дверь запечатанную воистину:/“Радуйся, ибо через Тебя произрос для нас Спаситель всех Христос,/Податель жизни и Бог./Низложи рукою Твоею мучителей,/безбожных врагов наших,/Владычица Пречистая,/упование христиан. В понедельник утра: Архангельское слово прияла еси,/и херувимский престол показалася еси,/и на объятиях Твоих носила еси, Богородице,/Надежду душ наших. В понедельник утром

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bogorodic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010