Святитель Афанасий Великий говорит, что если кто-то выходит на бой, то победа бывает тогда, когда он играет по правилам противника. Дьявол придумал крестную смерть для Господа (самая позорная казнь). Господь побеждает дьявола по правилам дьявола. Крест – эта казнь, которая сочетает в себе и висение в воздухе, и пролитие крови. Пролитие крови нужно для прощения грехов; повешенье нужно, чтобы уничтожить власть воздушного князя (Сатаны); повешение на дереве – чтобы деревом послушания вылечить дерево преслушания (первородный грех Адама). «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» ( Ин. 12, 32–33 ). Раскинутые руки Господа пробиты гвоздями, чтобы исцелить руки Адама, простертые ко злу; ребра пробиты копьем, чтобы исцелить преступления той, которая взята из ребра; коронован терновым венцом, чтобы снять проклятье с земли (терние и волчцы). Все это есть в богослужении Страстной Пятницы, Великой Субботы. Где умер Адам, там и распят был Христос. Будущий мир будет материальным. В будущем веке будет воскресение плоти. Господь спустится на Елеонскую гору. «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» ( Иоил. 3, 12 ). Соберет всех в долину Иосафата. Ад будет в мертвом море. Сатана говорит, что духовное – хорошее, а плотское – плохое. Это не так. Бог – Творец и плоти, и духа. Ему дорого то и другое. Лекция семнадцатая. Сошествие Христа в ад Учение о сошествии Господа в ад. В Ветхом Завете не все спаслись. Библейское описание ада. Что происходило после сошествия Христа в ад. Воскресение из мертвых Христа Спасителя. Природа смерти. Аргументация верующих в воскресение Христа. Аргументация противников воскресения Христова. Что сделал Господь после воскресения? Вознесение Христа на Небо. Каким образом совершилось освобождение древних праведников, древних людей? И каково значение воскресения Христова для людей? Учение о сошествии Господа в ад Священное Писание прямо говорит, что сразу после смерти Господь сошел в ад. Первый текст: «Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Петр. 3, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

3 . Укрепив апостолов в вере и в любви к Нему и людям, воскресший Христос укрепил их и в мире и единстве с Отцом Небесным, друг с другом и со всеми верующими во Христа. Перед Своими страданиями Он говорил апостолам! Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам ( Ин. 14:27 ). Являясь апостолами по Своему воскресению, Он приветствовал их благопожеланием мира. Мир вам, – не раз говорил Он им ( Лк. 24:36 ; Ин. 20:21 ). Мир входит в душу человека, когда он прощает обиды людям и постоянно ищет примирения с Богом и людьми и не знает покоя, пока не обрящет этого примирения и мира. И что только не делает богобоязненный человек, чтобы достичь вожделенного мира: и кается пред Богом внутри своей совести и просит прощения у людей и исповедается пред священником, и причащается святых Таин. Сам воскресший Христос придавал особое значение примирению и миру между людьми. Он дал особое право и особую благодать (апостолам и священникам) установив таинство исповеди с прощением грехов согрешившим. В одно из Своих явлений Христос дунул и сказал им: Приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся им: на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20:22–33 ). Как необходимо нам, братия и сестры, понимать всю важность и спасительность мира между собой. Как благоговейно следует воспринимать слова мир вам, которые мы так часто слышим за богослужением из уст священника. И как часто следует прибегать к исповеди и причащению, чтобы восстанавливать спасительный, благословенный мир с Богом и с людьми. 4 . Христос пришёл в мир, чтобы спасти мир через Свою искупительную жертву. К благовестию об этой жертвенной любви Христовой и призывались Им апостолы по воскресению Спасителя. Укрепив их в вере, любви, миролюбии, Христос и посылает их ка всенародную проповедь. Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас ( Ин. 20:21 ). Перед Своим вознесением Он заповедал им: Идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). И заповедал не только проповедовать, но и крестить, и в христианском духе воспитывать все народы земли: Идите научите все народы, крестя их во имя Отца, и сына, и святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   Вот я так беспорядочно говорю вам о многих вещах, но вы приведите все это в порядок и не презирайте этого слова и помните: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых», и перефразируйте: «Блажен наш ум, который не идет на беседу с дурными помыслами; блажен ум, который поучается день и ночь в любви Божией» (ср. Пс.1:1—2). Писание говорит о поучении «в законе», но, в сущности говоря, Евангелие уже не закон, а есть нечто другое. Поэтому можно говорить, что ум наш поучается не в законе Господнем, а в ЛЮБВИ Господней.    Итак, приготовьтесь, дорогие мои братья и сестры, к той молитве, которую совершаем мы здесь в монастыре в субботу только для братьев и сестер, а в воскресенье — всеобщую с пришедшими к нам богомольцами. Пожалуйста, помыслите об этом поглубже и молитесь о всеобщем прощении для всего мира, вспоминая Христа, Который говорит: «Я дал вам пример, и вы поступайте так же» (см. Ин.13:15). А какой пример? — Он взял на Себя грехи всего мира. И в страхе идем мы за Христом, идущим впереди нас, — как это описывается в Евангелии: ученики «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (ср. Мк.10:32), потому что Он восходил к Иерусалиму пережить суд синедриона, пережить побои, оплевание и смерть.    Нас охватывает тот же священный ужас, когда во время Великого Поста как-то усиленно подчеркивается в богослужениях, что эта любовь, идущая до полного самоистощания, самопожертвования, вызывает гонения и ненависть от людей мира сего. Это непонятное таинство, но мы знаем это. Мы знаем, что не хотим никакого зла никому, и все-таки Господь сказал: «вы будете ненавидимы всеми народами» (см. Мф.24:9). И когда нас ненавидят, тогда мы уподобляемся Христу, страдающему на Голгофе.    Итак, драгоценные мои братья и сестры, я сказал вам немного слов, и вы думайте обо всем этом все эти дни вплоть до Страстной недели и затем святой Пасхи, святого Воскресения Христова, о которой Символ веры говорит: «Чаю воскресения мертвых». Это все будем носить мы в сердце нашем. И тогда энергия вечной жизни, которая заключена во слове Божием, перейдет к нам. И мы будем под действием этой энергии всегда, даже когда мы спим...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот я так беспорядочно говорю вам о многих вещах, но вы приведите все это в порядок и не презирайте этого слова и помните: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых», и перефразируйте: «Блажен наш ум, который не идет на беседу с дурными помыслами; блажен ум, который поучается день и ночь в любви Божией» (ср. Пс.1:1–2 ). Писание говорит о поучении «в законе», но, в сущности говоря, Евангелие уже не закон, а есть нечто другое. Поэтому можно говорить, что ум наш поучается не в законе Господнем, а в ЛЮБВИ Господней. Итак, приготовьтесь, дорогие мои братья и сестры, к той молитве, которую совершаем мы здесь в монастыре в субботу только для братьев и сестер, а в воскресенье – всеобщую с пришедшими к нам богомольцами. Пожалуйста, помыслите об этом поглубже и молитесь о всеобщем прощении для всего мира, вспоминая Христа, Который говорит: «Я дал вам пример, и вы поступайте так же» (см. Ин.13:15 ). А какой пример? – Он взял на Себя грехи всего мира. И в страхе идем мы за Христом, идущим впереди нас, – как это описывается в Евангелии: ученики «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (ср. Мк.10:32 ), потому что Он восходил к Иерусалиму пережить суд синедриона, пережить побои, оплевание и смерть. Нас охватывает тот же священный ужас, когда во время Великого Поста как-то усиленно подчеркивается в богослужениях, что эта любовь, идущая до полного самоистощания, самопожертвования, вызывает гонения и ненависть от людей мира сего. Это непонятное таинство, но мы знаем это. Мы знаем, что не хотим никакого зла никому, и все-таки Господь сказал: «вы будете ненавидимы всеми народами» (см. Мф.24:9 ). И когда нас ненавидят, тогда мы уподобляемся Христу, страдающему на Голгофе. Итак, драгоценные мои братья и сестры, я сказал вам немного слов, и вы думайте обо всем этом все эти дни вплоть до Страстной недели и затем святой Пасхи, святого Воскресения Христова, о которой Символ веры говорит: «Чаю воскресения мертвых». Это все будем носить мы в сердце нашем. И тогда энергия вечной жизни, которая заключена во слове Божием, перейдет к нам. И мы будем под действием этой энергии всегда, даже когда мы спим...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Пасхальное время О. Августин : Действительно, Великий Пост особым образом отличается от всех других постных времен, содержащихся в уставе Церкви. Это Пасхальный Пост - обратная сторона воскресения, в которое человек входит в соприкосновении с Крестным Путем Великого Страдальца. О. Иосиф : Крестный Путь Спасителя - это и наш путь. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23), - обращается к каждой верующей душе Христос. Во дни Великого Поста христианин ближе, чем в другие дни, подходит к узкой тропинке, к тернистому пути. И на этом пути он встречает множество испытаний, трудностей, внутренних томлений, недоумений. Потеряв бдительность, он в одно мгновение может оказаться в пропасти уныния, отчаяния, богооставленности. Таким образом, сострадая Спасителю, человек воспринимает его образ: Распятого и Воскресшего, образ Нового Адама. О. Августин : Одной из важных составляющих предпасхального постного времени является аскетическое осмысление. Аскеза раскрывается как способ самосохранения, в котором человек осознает два основополагающих измерения своего бытия: ограниченность и конечность. Через приближение к правде о себе во Христе мы можем обрести новое для себя измерение. Оно раскрывается в бессмертии дара благодати. Пощение и прощение О. Иосиф : Аскетическое, духовное, богословское осмысление поста очень важно, но его самого по себе не достаточно. Пост требует чего-то большего, нашего участия. И начинается это участие с примирения, с Прощеного Воскресения. Христос наставляет своих учеников: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). Это начало поста. Так Церковь призывает нас войти в него, войти в его спасительную струю. О. Августин : Просьба о взаимном прощении многократно повторяется в течение богослужения каждого дня литургического года. Получается, что Чин Прощения, стоящий на пороге Великого Поста, становится кульминацией того, чем жила Церковь в течение года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Слава, и ныне: кондак, глас 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/но адову разрушил еси силу,/и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже,/женам мироносицам вещавый: радуйтеся!/И Твоим апостолом мир даруяй,/падшим подаяй воскресение. Слава, и ныне, кондак, глас 8 Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный,/но уничтожил силу ада/и воскрес как победитель, Христе Боже,/жehaм-мvpohocuцaм возгласив: «Радуйтесь!»/и Твоим Апостолам мир даруя,/Ты, дающий падшим воскресение. Вместо же Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся,/во Христа облекостеся:/аллилуиа. Вместо Трисвятого Сколько вас во Христа ни крестилось,/во Христа вы все облеклись./Аллилуия.  (3) Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Цареви нашему, пойте.  Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Царю нашему, пойте.  Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости.  Пс 46:7, 2 Деяния святых Апостол, зачало 6. Деяния святых Апостолов, зачало 6 Во дни оны, рече Петр к людем: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимете дар Святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашим и всем дальним, елики аще призовет Господь Бог наш. И иными словесы множайшими засвидетельствоваше и моляше я, глаголя: спаситеся от рода строптиваго сего. Иже убо любезно прияша слово его, крестишася, и приложишася в день той душ яко три тысящи. Бяху же терпяще во учении Апостол и во общении и в преломлении хлеба и в молитвах. Бысть же на всякой души страх: многа бо чудеса и знамения Апостолы быша во Иерусалиме. В те дни сказал Петр народу: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.  Деян 2:38–43

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chetverg-...

27:34—54). Приведя Господа на место, нарицаемое Голгофа, и распяв Его, дали Ему пить оцет, с желчью смешен для уменьшения чувства страданий, и вкуш не хотяше пити; в исполнение пророчества Господь только отведал (Пс. 28:23), ибо чашу скорбей и страданий Богочеловек хотел испить с полным и ясным сознанием. Распявшие Господа стерегли Его. С мимо проходящими, архиереями, фарисеями и старцами поношаста Господа и разбойника, распятая с Ним. От шестого часа тьма была по всей земле до девятого. Около девятого часа Иисус Христос громким голосом возопил: Или, Или, лима савахфани, т. е. Боже мой, Боже мой, векую (почто) Мя ecu оставил (Пс. 21:1). Некоторые из стоявших говорили, яко Илию глашает сей. Остави, да видим, аще приидет Илия спасти Его. Иисус же паки возопив гласом вилиим, испусти дух, по выражению св. Златоуста, со знамениями власти. И се завеса церковная раздрася надвое — сверху донизу, земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во св. град и явились многим в Иерусалиме. Стражи, бывшие на Голгофе у креста, видя землетрясение и все бывшее, убояшася зело и исповедали: воистину Божий Сын бе сей.    В 8 — возвещается молитва Господа на Крест, о прощении врагов и раскаяние одного из разбойников, распятых с Господом (Лк. 23:32—49). Среди телесных и душевных страданий Господь молился на Кресте за врагов своих: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят. Народ, стоявший у Креста и смотревший, а равно князи и воины, подносившие Господу оцет, злословили Спасителя. Один из повешенных злодеев хуляше Его: Аще Ты ecu Христос, спаси Себя и наю. Другой же претил ему: ни ли Ты боишися Бога, яко в том же осужден ecu; и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единого зла сотвори. И глаголание Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во царствие Твоем. Аминь глаголю тебе, произнес Христос, днесь со Мною будеши в раю. Страждущий Богочеловек возгласил великим гласом: Отче, в руце Твои предаю дух Мой: и сия рек издше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

3 Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. 4 Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. 5 И воскресшего в третий день, по Писаниям. 6 И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. 7 И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. 8 И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков. 9 Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. 10 Признаю одно Крещение для прощения грехов. 11 Ожидаю воскресения мёртвых, 12 и жизни будущего века. Аминь. Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная,/яже в слове и в деле,/яже в ведении и не в ведении,/яже во дни и в нощи,/яже во уме и в помышлении,/вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец. Ослабь, отпусти, прости, Боже, согрешения наши вольные и невольные, совершённые делом и словом, сознательно и по неведению, ночью и днём, в уме и мысли, – всё нам прости, как Благой и Человеколюбец. Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Иерей: Яко Твое есть Царство: Священник: Ибо Твое есть Царство: И мы: Аминь. Чтец: Аминь. И аще убо есть Владычний праздник, глаголем его кондак. Аще же прилучится и святаго празднуемаго в нем, глаголется первее святаго. Слава, и ныне, праздника. Аще же Аллилуиа пето, или несть Владычний праздник, ниже святаго празднуемаго, глаголи первее Преображения, таже (в среду и пяток Кресту) дне и храма.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/izobrazit...

9. О святом Елеосвящении и кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете. Елей тогда приносили не только в жертву Богу ( Быт. 28:18 ), ( Исх. 29:40 ), ( Лев. 2:4 ), ( Чис. 28:12 ) и друг. и употребляли для освящения принадлежностей храма и богослужения ( Исх. 30:23–29, 40:10–11 ), но и для освящения Богом людей, которым чрез елеопомазание подавались власть царская ( 1Цар. 15:1, 16:1 ), ( 3Цар. 1:34, 19:15 ), ( 4Цар. 9:1–6 ), право священства ( Исх. 29:7, 30:30 ), ( Лев. 16:32 ) и дар пророчества ( 3Цар. 19:16 ). В Новом Завете елей употреблялся св. Апостолами для исцеления больных еще до страданий Спасителя: св. Апостолы, будучи посланы Христом на проповедь и получив власть больных исцелить и даже мертвых воскрешать (Мф. 10:8), «пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12–13). Очевидно, Христос уже после славного воскресения Своего, когда в течении 40 дней являлся ученикам Своим, уча их о Царствии Божием, установил для исцеления больных и получения ими прощения грехов особое таинство св. Елеосвящения, о котором, как об известном уже всем христианам, напоминает св. апостол Иаков, говоря: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Таким образом по силе своего действия таинство Елеосвящения является одним из важнейших таинств Церкви, ибо в нем подается больному человеку не только исцеление его тела, но и души от грехов ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Arhiva Predica Patriarhului de ziua pomenirii Sfântului Ierarh Filip al Moscovei rostit în catedrala „Adormirea Maicii Domnului” din Kremlin, or. Moscova 16 iulie 2017 23:49 16 июля 2017 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В прошлое воскресенье во время Божественной литургии мы читали отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 8:28-9:1), в котором рассказывалось об изгнании бесов из двух несчастных на северном берегу Геннисаретского озера, в земле Гергесинской, откуда Господь ушел по просьбе живших там людей. Переплыв на другую сторону озера, Он отправился в Свой родной город и стал там проповедовать и исцелять (Мф. 9:1-8). И вот пришли к Нему люди и принесли на носилках парализованного. И Господь, увидев, как говорит апостол Матфей, веру тех, кто принес несчастного, говорит расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои», — и исцелил его. В этом повествовании наше внимание всегда останавливается на самом факте исцеления, на окружавших иудеях, которые возмутились словами Спасителем «прощаются тебе грехи твои». Как же человек может присвоить себе то, что принадлежит Богу — прощение грехов? А Господь, видя лицемерие иудеев, спросил: «Что проще сказать: " прощаются тебе грехи " или " встань, возьми постель твою и иди " ?» «И чтобы вы поняли, — сказал Господь, обращаясь к окружающим, — что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи», Он говорит несчастному: «Встань, возьми постель твою, и иди». И тот пошел. Поскольку наше внимание концентрируется прежде всего на диалоге Христа с фарисеями и на событии исцеления, мы нередко упускаем фразу: «Видя веру их, сказал расслабленному…» Чью веру? Веру тех, кто принес несчастного к Спасителю. Наверное, непросто было нести больного, но уж если люди предпринимают такие действия, то совершенно очевидно, что они убеждены в исцелении, что у них есть вера.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4961276...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010