Архив Пн Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в Смоленском храме в Фили-Давыдкове г. Москвы 19 марта 2023 г. 15:38 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы слышали слова Священного Писания (Мк. 8:34-9:1), в которых содержится, наверное, самый радикальный призыв, который Бог обращает к людям: Кто хочет последовать за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной . Или, если все это перевести на современный язык: тот, кто хочет идти за Мной, от всего откажись — от всего! — и последуй за Мной . Именно так звучал этот призыв во времена, когда Господь обращался к апостолам и ко всем слушающим, и понятно, что одни недоумевали, а другие просто отмахивались от Его слов. Как же это — отвергнуться себя? Ведь хотим мы это признать или не хотим, но для каждого его собственное «я» находится в центре жизни. Ведь мы и работаем для того, чтобы обеспечить себя и своих ближних. И отчего мы страдаем? Оттого что наше «я», наша личность что-то не получила, оттого что мы заболели. Другими словами, хотим мы это признать или не хотим, наше собственное «я» — в центре жизни. Часто это прикрывается красивыми словами, но, если проанализировать, то на деле окажется не слишком радостная правда. А значит, какая же сила должна быть в словах Божиих! Действительно, слово Божие подобно мечу, который разделяет человеческое сознание, человеческую душу, человеческую историю; и насколько такое слово не соответствует человеческой мудрости, даже величайшей! Одно это свидетельствует о Божественном происхождении слов, которые мы сегодня слышали: Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной . Как же все это должно быть реализовано в нашей жизни? Понятно, что вряд ли на 100% — разве что, может быть, в жизни святых подвижников, угодников Божиих, да и они порой не в полной мере следовали этим словам. Ну, а мы с вами? Выйдем за пределы храма — а там мир, там суета, там всякие обязательства и многое другое, что никак не соответствует призыву отвергнуться себя, то есть забыть о себе. Но ведь требуется большее: возьми крест свой! А крест — это страдания; то есть возьми на себя свои страдания и иди за Мной. И это не пустые слова, мои дорогие. Они произнесены не для того, чтобы люди умилились или ужаснулись, — это прямое указание Господа всем нам.

http://patriarchia.ru/db/text/6011843.ht...

1 .   Заповдь къ исповдающимся сыномъ и дщеремъ 231 . Для нашей цели важно только ее начало и еще два-три правила в средине. Никакого указания на личность составителя не имеется, но что касается до правила о посте успенском, то оно, без сомнения, внесено позже XI в., потому что на этот счет ни у Никона, ни у Николая Грамматика нет положительного правила, а в уставы этот пост был занесен и еще позднее. Замечание о том, что в неделю мясопустную не следует поститься только там, где живут Армяне, заимствовано из Николая Грамматика. Строгость некоторых правил белецкого устава о посте объясняется из назначения их для лиц, состоящих под эпитимиею. Вообще статья эта сохранилась в списках неверных, испорченных вставками и ошибками писцов. Кроме того, в ней недостаточно выделены правила эпитимийные из общеобязательных. Во многих случаях список Ундольского исправнее и передает текст вернее, чем Троицкий. 2 .   „Уставъ бльцемъ въ великое robhie опричь едоровы недли и страстныя и въ петрово robhie и филиппово“. (Рук. м. д. Акад. прежн. волокол. 571, л. 44). Это краткая запись о пище для мирян на круглый год; принадлежит к одной категории с предшествующей, но стоит ближе к правилам теперь принятым. 3 .   О праздницхъ господскихъ и великихъ святыхъ, еже въ кои разршается nocmъ u koлhonpekлohehiя творити 232 . Одного содержания с предшествующими, но имеет ввиду мирян, монахов и лиц, находящихся под эпитимиею. Правила для тех и других строго отделяются. Для определения относительного достоинства праздников приняты более специальные признаки, чем в известной статье Никона, соответственно развитию служебной части в уставе. Средние праздники не освобождаются от поста. Для мирян правила отличаются особенною снисходительностию. В великий пост они могут есть рыбу четыре раза: в неделю православия, крестопоклонную, цветную и в благовещение. В рождественский пост, до Николина дня, миряне могут есть рыбу четыре раза в неделю: по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. В отношении монахов правила первой недели великого поста отличаются, напротив, чрезвычайною суровостию и расходятся с тогдашним церковным уставом. Как эти, так и другие правила, хотя и представляются обязательными, как основывающияся на повелениях типика и определениях церковных, излагаются однако от имени частного лица, которое дает наставления от себя и заключает свою речь словами: „и азъ о семъ радуюся“. Но при добром желании дать общепонятное руководство к должному исполнению поста и при значительной литургической начитанности, составитель стоял ниже своей задачи и злоупотреблял, конечно, по неведению, историческими ссылками, приводя напр. в пользу сырной недели какой-то „beлukiй bceлehckiй соборъ“ и басню о псе арцивуре, по поводу недели мясопустной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

43. Неделя 5-я по Пасхе: тропари: воскресный (4-й глас), Преполовения. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак Преполовения. 44. Отдание Пасхи: тропарь воскресный (5-й глас), «Слава»: кондак Недели о слепом, «И ныне»: «Аще и во гроб…». 45. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора: тропари: воскресный (6-й глас), Вознесения, отцов. «Слава»: кондак отцов, «И ныне»: кондак Вознесения. 46. Неделя всех святых: тропари: воскресный (8-й глас), святых. «Слава, и ныне»: кондак святых. Примечание. Если в неделю периода Цветной Триоди или в Господский праздник (Преполовение, Вознесение, Пятидесятница) случится великий святой, то следует руководствоваться соответствующими Марковыми главами Типикона (23 апреля, 8, 25 мая), а также 48–58-й храмовыми главами. §4.3. Песнопения, заменяющие Трисвятое на литургии Вместо Трисвятого на литургии возможны два песнопения: – «Елицы во Христа крестистеся…» поется 12 дней в году: на Рождество Христово (только в сам день праздника), Богоявление, в Лазареву субботу, Великую Субботу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы, на Пятидесятницу. Эта особенность свидетельствует о том, что в Древней Церкви накануне указанных дней происходило крещение оглашенных (в частности, большое количество паремий на вечерне накануне Богоявления и в Великую Субботу связано с тем, что как раз во время чтения этих паремий крестили оглашенных); – «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» поется 2 раза в году: в день праздника Воздвижения Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную. §4.4. Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен Важной изменяемой частью литургии является чтение Апостола и Евангелия и употребление связанных с ними песнопений (прокимена, аллилуария и причастна). Количество прокименов, Апостолов, аллилуариев, Евангелий и причастных обычно одинаково: Уставом назначается или один прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен, или по два прокимена и связанных с ними песнопений и чтений (исключения рассмотрены нами в части I, глава 5, параграф 2.7. «Связь между количеством прокименов, Апостолов, аллилуариев и причастных»). В связи с существованием подвижного и неподвижного кругов богослужения на литургии в большинство дней года употребляются чтения рядовые и неподвижным праздникам, а также поются прокимены, аллилуарии и причастны дневные и Минеи. Также в некоторые дни года совершается сразу два праздника, каждый из которых имеет свои прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен. Важно отметить, что всегда одинаково взаимное расположение песнопений и чтений. Например, если прокимен дня поется первым, а затем следует прокимен Минеи, то именно в таком же порядке поются аллилуарий и причастен и читаются Апостол и Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Богослужение Но все-таки о главном. В Крестопоклонную неделю (то есть в воскресенье) служится служба Честному и Животворящему Кресту Господню. И начинается это богослужение в субботу вечером. Заранее рассказываем детям, что они увидят в храме. Во время всенощного бдения, после великого славословия священник возьмет в алтаре Крест, украшенный цветами. Хор будет петь Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», и под это пение священник торжественно вынесет Крест на середину храма. Положит на аналой. А потом все священники, диаконы – все будут кланяться до земли Животворящему Кресту и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И мы будем петь вместе с ними, и мы будем делать эти три земных поклона. Кстати, напоминаем детям, что помазание в этот день бывает не в обычное время, а уже в самом конце службы. Тогда и можно будет приложиться ко Кресту. Дети будут знать, чего им ожидать, – и смогут более внимательно следить за богослужением. Если приходить в храм с маленькими детьми, то выстоять всю всенощную будет тяжело. В таком случае мы пытаемся сделать так: приходим в храм с детьми не к началу, а ближе к концу. Если служба началась в 17:00, то приходим где-то к 18:30. Тогда мы как раз попадем на вынос Креста и на елеопомазание. Домашняя молитва Мы вернемся домой после всенощной, поужинаем и вместе с детьми встанем на вечерние молитвы. И после обычных молитв мы тоже будем петь, как в храме. Трижды, протяжно: «Кресту Твоему…» И сделаем при этом земные поклоны перед Распятием. Так мы будем делать до пятницы предстоящей недели, после наших общих вечерних молитв. Дети любят эти поклоны. Такие молитвы перед Крестом бывают трижды в год – и дети легко запоминают их. Когда это было в последний раз, на праздник Воздвижения, наша трехлетняя дочка заявила: «Мне очень нравится, когда мы поем такую молитву. Давай всегда такое петь и кланяться». Это пение с тремя земными поклонами – дело недолгое и нетрудное. Но это позволяет нам каждый день всю эту неделю вспоминать и помнить. О том, ради чего и ради Кого мы постимся. О том, что мы готовимся поклониться Страстям Христовым и славному Его Воскресению…

http://pravoslavie.ru/101928.html

Церковь , ублажая память его, называет в песнях своих Светильником света, Проповедником Божественного света, непоколебимым столпом Церкви и проч. 647 . Служба св. Григорию составлена Филофеем, Патриархом Константинопольским (XIV века). § 202. Цель и начало установление службы Святому Кресту среди Великого поста – в третью неделю Святой Четыредесятницы Подобно Моисею, усладившему, для странствующего по безводной пустыне Израиля, горькие воды Мерры, св. Церковь в среду Св. Четыредесятницы, то есть в третью неделю укрепляет и утешает подвижников поста изнесением креста Господня из алтаря в среднюю часть храма на аналой для поклонения и благоговейного размышления о силе крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Как древо благосеннолиственное под сенью своею успокаивает и оживляет утомленных в пустыне странников, так крест Христов облегчает трудность и услаждает всякую горесть подвизающихся в подвигах поста и самоотвержения. При размышлении о бесконечной любви Богочеловека к грешному роду человеческому, явленной в крестной смерти Его, всякое иго Христово сделается благим, и бремя Его легким и удобоносимым. Вся служба сей недели посвящена прославлению креста и спасительных плодов крестной смерти Господа. С той же целью избрано для чтения: Евангелие ( Мк.8:34–9:2 ), в котором содержится учение о самоотвержении и несении Креста, и Апостол ( Евр.4:14–5:6 ), указывая на Подвигоположника Иисуса Христа, утешает подвижников поста тем, что Божественный Ходатай наш, сам искушен быв, в земной плоти человеческой, бедствиями всякого рода, может спострадати немощам нашим. Установление Крестопоклонной недели среди Св. Четыредесятницы относится к древним временам христианства. В беседах Св. Златоуста находим, что средняя седмина святых постов приносит треблаженный и животворящий крест Спаса нашего Иисуса Христа 648 . § 203. Четвертая неделя Великого поста. Предмет Богослужения В четвертую неделю Великого поста св. Церковь ублажает в песнях своих память подвижника в посте и бдении св. Иоанна Лествичника (VI века). Пустынный житель и в телеси Ангел явился ecu, Богоносне Отче наш Иоанне, постом, бдением и молитвою небесная дарования приим 649 . Возвышаясь телом в гору Синайскую для подвигов поста и самоотвержения, он непрестанно возносился духом к Богу, и плоды своего восхождения к Нему живо изобразил в своей лествице рая, имеющей тридцать степеней, возводящих на высоту духовного совершенства. От сего сочинения святой подвижник назван Лествичником. § 204. Четверток пятой седмицы. Чтение Великого канона

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вторая неделя Великого поста (память св. Григория Паламы ). В настоящее время особенно усердно надо праздновать сему святителю, боровшемуся против еретиков, смешивавших Бога и Его энергию (Божество), потому что близкая к этой ереси наша ересь, имябожническая, еще не изжита 345 . На утрене, как и в предшествующую неделю, вместо полиелея («Хвалите имя Господне...»)  –  непорочны (17-я кафизма). На вечерне  –  великий прокимен: «Не отврати лица Твоего...». 3-я седмица Великого Поста.    Неделя третия (Крестопоклонная). На утрене вынос св. Креста и поклонение ему. Взирая на Крест Христов и вспоминая страдания на нем Спасителя, мы научаемся легче и безропотнее переносить свое малое бремя поста. А его еще осталось до св. Пасхи не меньшее количество. 4-я седмица Великого Поста. Понедельник. После утрени, за первым часом, поклонение св. Кресту, как и в неделю: подходят молящиеся с двумя предварительными поклонами к Животворящему Древу, целуют его, кладут после сего поклон ему (и другой настоятелю) и отходят каждый на свое место. Вместо «Стопы моя...» поется тогда «Кресту Твоему...» и во все время поклонения  –  стихиры: «Приидите, вернии...», «Днесь Владыка твари...» и прочие. Среда. Поклонение св. Кресту на первой часе, как сказано. На литургии преждеосвященных Даров прибавляется особая ектения об оглашенных 346 . На трапезе  –  без масла. Пяток. Последний раз поклонение св. Кресту и отнесение его в алтарь. Четвертая педеля Великого поста (память преп. Иоанна Лествичника ). Тому знаменитому подвижнику, с мыслями и рассуждениями которого читатель уже так хорошо познакомился на предшествующем пространстве моих книг, Церковь посвящает ныне целую неделю. Заслуга немалая была, следовательно, перед нею сего святого, и это же служит лучшим ручательством истины и правильности его аскетического учения (почему и у меня оно едва ли не положено в основу сего труда). И кого более кстати воспомянуть теперь, в дни св. Четыредесятницы, цель которой  –  помогать человеку в борьбе со страстями и в украшении себя добродетелями, как не того, который изъяснил и расположил все это в превосходной «Лествице» и сам явил образец духовной красоты и постничества?

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Архив Пн В Неделю 3-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил храм великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы 27 марта 2022 г. 14:28 27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученика Димитрия Солунского, Патриаршего подворья в Хорошеве г. Москвы (Успенское благочиние Северо-Западного викариатства Московской епархии ) и Литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Престол верхнего храма освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, престол нижнего храма — в честь великомученика Феодора Тирона. Его Святейшеству сослужили: епископ Наро-Фоминский Парамон , управляющий Северным и Северо-Западными викариатствами г. Москвы; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры , управляющий Южным викариатством г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Сергий Дикий, благочинный Всехсвятского округа; протоиерей Константин Михайлов, благочинный Зеленоградского округа; иерей Игорь Константинов, благочинный Спасского округа; иерей Андрей Шумкин, благочинный Успенского округа; иерей Димитрий Крутов, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы; столичное духовенство. На богослужении присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; префект Северо-Западного административного округа г. Москвы А.А. Пашков; заместитель префекта Северо-Западного административного округа г. Москвы М.В. Галанин; глава управы района Хорошево-Мневники г. Москвы А.С. Ерохов; благотворители и строители нового храма. Богослужебные песнопения исполнили хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (регент — Т.И. Королева) и сводный хор учащихся Православной общеобразовательной школы имени святого великомученика Димитрия Солунского (регент — М.И. Крутова).

http://patriarchia.ru/db/text/5912617.ht...

Можно отметить несколько особенностей богослужений периода Великого поста по Сту-дийскому уставу. В первую неделю (воскресенье) поста Устав указывает память пророков Мои-сея, Аарона, Давида, Самуила, последование Недели Православия указывается не всегда и в некоторых Триодях не выписано. Важными особенностями Студийского устава было частое совершение Великим постом литургии преждеосвященных Даров (см. выше), а также то, что в седмичные дни поста могли отменяться службы Минеи. Торжественно праздновались 3-я неде-ля поста, Крестопоклонная, а также следующая за ней среда – преполовение поста. Не было чтения всего Евангелия на часах в Великие Понедельник, Вторник и Среду. Чин 12 тропарей Страстей с чтением паримий, Апостолов и Евангелий совершался в Великий Втор-ник. В Великий Четверг совершался заимствованный из практики Великой церкви чин омовения престола. В мон-ре и кафедральных храмах в этот день совершали чин умовения ног. В Вели-кую Пятницу совершались обычные часы, на первом часе, присоединявшемся к утрене, чита-лось последнее из 12 страстных Евангелий утрени, на остальных часах Великой Пятницы чита-лись только Евангелия, без паримий и Апостолов. Памятники не свидетельствуют о совершении в Великую Субботу каких-либо священнодействий, связанных с плащаницей. На утрене Вели-кой Субботы единственный раз в году славословие употреблялось в кафедральной редакции (см. Великое славословие), после славословия были вход с Евангелием и чтения. На вечерне Великой Субботы не пелись воскресные стихиры Октоиха, по окончании вечерни и литургии полагались трапеза и расход по кельям. Полунощница (как и во все дни го-да) не совершалась. Не было крестного хода в начале пасхальной заутрени. На пасхальной заут-рене не отменялось пение славословия (во «вседневной» редакции) в отличие от современного порядка. Все последование литургии, кроме антифонов, в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу совершалось священниками внутри алтаря. Из практики Великой церкви был заим-ствован обычай чтения Евангелия на литургии первого дня Пасхи попеременно священником и диаконом, существование его уже в XI–XII вв. засвидетельствовано «Вопрошанием» Кирика Новгородца (22-й вопрос). Пасхальный канон пелся только в первый день Пасхи и в Светлые понедельник, вторник и субботу (см. Светлая седмица), а в среду, четверг и пятницу пелись воскресные каноны и стихиры Октоиха (соответственно 1 и 2, 4 и 5, 6 и 8-го гласов). Вечером в неделю Пасхи повторялись стихиры Великой Субботы. Вечером в Светлый понедельник пелись кроме пасхальных стихир стихиры о схиме и происходило пострижение желающих принять ее. Отдание Пасхи совершалось в Светлую субботу, после нее «Христос воскресе из мертвых» уже не пели до следующего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Архив Пн Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме свт. Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы 31 марта 2019 г. 22:38 31 марта 2019 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в храме святителя Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Крестопоклонное воскресенье. Мы вспоминаем слова апостола Павла о том, что крест для иудеев — соблазн, а для эллинов — безумие (см. 1 Кор. 1:23).Почему же Господь избирает крест как орудие спасения, если у практически всех жителей Римской империи этот предмет вызывал чувство смятения у одних и полную неприязнь у других? Действительно, римских граждан не казнили на кресте, даже если они совершали тягчайшие преступления, — им отрубали головы. На кресте распинали только тяжко провинившихся рабов — это был удел изгоев, которые по своему социальному положению занимали самую нижнюю ступень и к тому же осуждались как разбойники, преступники. А для иудеев крест — соблазн, ведь мертвое тело иудеи старались сразу убрать с глаз. Такова была традиция — хоронить в первый день. Мертвое тело презирали, оно вызывало чувство смятения, дискомфорта; его нужно было убрать из человеческой жизни, что и делали незамедлительно. Можно себе представить, как воспринимали умирающего на кресте Спасителя язычники. Проходившие мимо креста кричали «уа» (см. Мк. 15:29), выражая свою ненависть, потому что само тело Его вызывало отвращение, а уж поелику было сказано, что это преступник, то всеобщее отвержение. Для иудеев это было абсолютно неприемлемое зрелище — мертвый на кресте, на котором написано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Ин. 19:19). И этот Царь висит на позорном кресте — какие же чувства негодования и злобы были в сердце у людей! Где же были апостолы? А они в страхе убежали, и, наверное, это была естественная реакция. Ведь они верили, что Иисус Назарянин есть действительно Царь Иудейский. Они верили каждому Его слову. И вдруг пред ними умирающий Учитель, опозоренный, висящий на кресте и поругаемый толпой… Так исполнились слова Спасителя: «Все вы соблазнитесь обо Мне» (Мк. 14:27). Все, включая апостолов. Ибо слишком сильным был вызов, слишком больно обожгло сердца апостолов все то, что произошло, — особенно позорная смерть Учителя на кресте.

http://patriarchia.ru/db/text/5402606.ht...

Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы 27 марта 2022 г. 14:45 27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня особый день, когда мы преклоняем свои колена пред изображением креста Господня. Преклонение пред крестом стало очень важной частью нашей традиции, но если от нее абстрагироваться, если посмотреть глазами совершенно не знающего ни о чем человека, — перед чем же мы преклоняем колена? Люди преклоняются перед несчастным, который висит на кресте, то есть люди преклоняются перед человеческим страданием. Если человек, далекий от Бога и Церкви, соотнесет увиденное со своей собственной жизнью, то он сразу поймет, что едва ли не главное дело его жизни — уйти от страданий как можно дальше. И это правильно! Заболел — немедленно лечиться. Если что-то случилось в жизни — как можно быстрее исправить неудачу или ошибку, чтобы избежать скорбей и страданий. Ведь чаще всего не сама ошибка нас убивает, а то, что в нас происходит в результате этой ошибки, вызванный ею глубокий стресс, разочарование. Человек иногда буквально заболевает от скорбей. И вполне естественно: как от края пропасти человек отступает назад, движимый даже не разумом, а инстинктом, так же человек бежит прочь от страданий. Что же мы видим сегодня в храме? Мы видим совершенно особый образ — страдания распятого на кресте Человека. Это так далеко от нашей жизни, от нашей культуры, что даже представить себе невозможно, что когда-то это был обычный способ умерщвления преступника, страшный и жестокий способ. Но мы никак не связываем с кровью изображение креста, написанное прекрасными красками или сделанное ювелирами.

http://patriarchia.ru/db/text/5912620.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010