Если на утрени Крестопоклонной недели в сельской церкви бывает народу слишком мало, то нельзя ли положенное уставом поклонение св. Кресту совершать не на утрени, а после литургии, за которой народ собирается уже в большинстве? По 35 ст. уст. духовн. Консисторий, богослужение должно быть совершаемо по уставу церковному без произвольных изменений и нововведений. От энергии и благоразумия священника зависит заблаговременно разъяснить своим прихожанам важность и значение того или другого богослужения, или того или другого праздника церковного. А раз это будет сделано, то наверно уже и не придется думать об изменении требований устава (Ц. В-к, 1898 г., Можно ли читать на Крестопоклонной неделе акафист Честному Кресту по акафистнику, напечатанному в Почаевской Лавре в 1723 г.? Не следует, так как, во-первых, указом Св. Синода 23 сентября 1723 г. акафисты дозволено читать лишь по печатным книгам, одобренным, для совершения по ним богослужений, Св. Синодом, а во-вторых, указом 28 июля 1727 г. печатание акафиста Честному Кресту запрещено (Ц. В-к, 1898 г., Можно ли диаконам читать канон св. Андрея Критского на 5 неделе Великого поста? Если священник почему-либо не может, то отчего не читать диакону? (Ц. В-к, 1893 г., На 5 неделе Великого поста в четверток на утрени следует ли произносить малую ектению после 3, 6 и 9 песен канона? Следует, как обычно при пении канонов на утрени (Никольский, «Пособие к изуч. Устава», стр. 586). (Ц. В-к, 1897 г., Какую литургию совершать в храмовые праздники, случающиеся в Великий пост? Если храмовой праздник случится в среду или пятницу Сырной седмицы, то служится полная литургия св. Златоуста. Если в понедельник 1 седмицы Великого поста, то служба ему совершается в субботу Сырную; если же во вторник, среду, четверг или пятницу первой седмицы, то служба ему не совершается (т. е., в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то в эти дни совершается литургия преждеосвященная с Апостолом и Евангелием после «Да исправится». Наконец, если храм случится в один из дней Страстной седмицы, и если это будет в понедельник, вторник, среду или четверг, то служба ему переносится на неделю Ваий, а если в пятницу или субботу, то переносится на другой день Пасхи и совершается вместе с пасхальною службою по Марковым главам, как указывается о праздновании св. великомуч. Георгию (Р.д.С.П. 1899 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Храму была подарена икона святого Александра Невского. Неделя Крестопоклонная - название третьего воскресенья Великого поста, с которого начинается его четвертая седмица - Крестопоклонная. Название происходит от того, что в воскресенье (на утрене), а также в последующие дни седмицы совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту. Чин поклонения в саму Крестопоклонную Неделю совершается аналогично богослужению на Воздвижение Креста Господня и Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. После изнесения из алтаря и поклонения Крест, украшенный цветами, лежит на аналое посередине храма всю седмицу. Великий пост сравнивается с пребыванием евреев в пустыне. Как тогда евреи (Ветхий Израиль) страдали от жажды, а Моисей опустил дерево и сделал воды Мерры сладкими (Исх. 15:23), так и Церковь выносит на поклонение Животворящий Крест посредине Четыредесятницы, услаждая пост для верующих и насыщая духовную жажду христиан (людей Нового Израиля). Храм великомученика Димитрия Солунского был построен по проекту Александра Всеславина, освящен 9 июля 1906 года. Во время блокады многие деревянные дома в Коломягах разобрали на топливо, но храм сохранился и не закрывался даже в самое тяжелое время. Святой Димитрий Солунский - покровитель воинов, поэтому сюда приходили молиться за воевавших родных и близких. Один из редких в пределах Санкт-Петербурга уцелевших деревянных храмов дореволюционной постройки. Здесь хранятся частицы мощей святых Димитрия Солунского, Серафима Саровского, великомученика Пантелеимона. ИА " Вода живая " , 04.04.21 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 6:05 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -6:05 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Закрыть «Крест для христианина – животворящий символ спасения» Проповедь священника Антония Скрынникова в третье воскресенье Великого поста 14.03.2015 410 Третье воскресенье Великого поста именуется в церковном календаре Крестопоклонной неделей. Крест для любого христианина – не просто знак принадлежности к Церкви, а прежде всего животворящий символ спасения. Церковь стала использовать крест с первых веков своего существования, изображая его в местах молитвы или в завуалированном виде на предметах одежды и домах, давая верным возможность, не привлекая к себе внимания, узнавать друг друга. Церковная история говорит о том, что уже в IV веке крест как святыню нательно носили мученики Прокопий и Орест. Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к неразумным женщинам, прибегающим к суеверной традиции возлагать на младенцев амулеты, поучал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста». Накануне воскресного дня Крестопоклонной недели на всенощном богослужении священник выносит на середину храма святой крест, который напоминает нам о всей серьезности нашего духовного делания – поста. Святыня остается на центральном аналое всю неделю до пятницы, после чего так же торжественно вносится в святая святых – алтарь. Каждый день, неделю, месяц и год, прибегая к святыне честного креста, мы должны воспоминать в своей молитве и памятовании о Распятом Христе, Который смирил Свое Божественное достоинство, претерпел страдания и смерть. Его смерть, очевидцами которой было множество людей, стала для нас началом полноценной жизни с Богом. Для нас, православных христиан, святой крест – это защита нашей души и тела от искушений и проделок темных сил. По слову святого Антония Великого, «бесы очень боятся знамения Креста Господня, ибо на нем Спаситель разоблачил и выставил их на позор». Отказавшись от креста как святыни, протестанты оказались беззащитны перед дьяволом. Современным туристам, которые любят посещать место вынужденного проживания Мартина Лютера – замок Вартбург (Германия), показывают в его рабочем кабинете черное пятно на стене. Согласно легенде, Лютеру явился сам дьявол, и, не зная, как избавиться от его присутствия, реформатор не нашел ничего лучшего, как кинуть в него чернильницей. Но нам-то понятно, что род бесовский – сущности духовные, которых невозможно победить подручными предметами, но только силой крестовой.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/14/kr...

Патриарший визит в Калининградскую епархию. Литургия в Крестопоклонную неделю в соборе Христа Спасителя г. Калининграда 15 марта 2015 года 15 марта 2015 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, день празднования Державной иконе Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Его Святейшеству сослужили викарий Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , секретарь Калининградской епархии протоиерей Марьян Позунь, епархиальное духовенство. На богослужении присутствовали губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, мэр г. Калининграда А.Г. Ярошук, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Также была вознесена молитва о новопреставленном писателе Валентине Григорьевиче Распутине, который скончался накануне, вечером 14 марта. За Литургией Святейший Патриарх совершил иерейскую хиротонию диакона Владимира Толстого, учащегося Сретенской духовной семинарии . Проповедь перед причастием произнес иерей Михаил Собачинский, клирик собора Христа Спасителя г. Калининграда. Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда (регент — Е. Шевлекова), мужской хор Андреевского храма г. Калининграда (регент — А. Родионов) и детский хор Андреевского храма г. Калининграда под управлением И. Швец. После причастия Святейший Патриарх Кирилл совершил поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. По окончании Литургии епископ Балтийский Серафим приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ Христа Спасителя. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар кафедральному собору Калининградской епархии Святейший Патриарх Кирилл передал ковчег с мощами поволжских святых. Верующим были розданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Затем состоялся прием от имени губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова, по окончании которого Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Служба в неделю крестопоклонную имеет ту особенность, что на малой вечерне выносится крест из сосудохранильницы или жертвенника на престол, а на утрени – с престола на средину храма для поклонения, так же, как и 1 августа. Поклонение же кресту, кроме 3-й недели (воскресения) Великого поста, бывает в седмицу крестопоклонную, в те дни, которые св. Церковь по преимуществу назначает для моления и поста, а именно в понедельник и среду, на 1 часе, и в пятницу, по окончании всех часов. В четвертую неделю (воскресение) Великого поста творится память св. Иоанну Лествичнику . После поклонения кресту Церковь поучительно воспоминает сего святого, который изобразил лествицу добродетелей, украшающих жизнь людей, несущих крест, и сам своей жизнью показал живой пример несения креста и лощения. На пятой седмице Великого поста, по причине чтения великого канона (в четверток или вторник) и акафиста (в субботу), указано особое распределение чтения кафизм. В четверток 5-й седмицы читается великий канон св. Андрея Критского и канон в честь св. Марии Египетской, что называется «стоянием Марии Египетской», иногда же – Андреевым стоянием. На утрени положено читать житие Марии Египетской. Каноны эти по частям читаются на повечерии 1-й седмицы Великого поста. Чтением этих канонов при конце св. Четыредесятницы св. Церковь желает поддержать ревность христиан к духовным подвигам. На вечерне накануне чтения великого канона, кроме пяти стихир (поемых на 6) Иосифа Студита, поются по алфавиту 24 стихиры св. Андрея Критского . Стихиры эти, по содержанию, покаянные, умилительные, как и великий канон. Всякая из 24 стихир заканчивается одними и теми же словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» – словами, выражающими сущность содержания их. В среду вечера и в четверток к утрени и к вечерне положен звон в красные, т.е. звон не великопостный. Повечерие на день канона бывает малое, в самый день чтения канона совершается литургия Преждеосвященных Даров. В субботу 5-й седмицы совершается последование молебное акафиста Пресвятой Богородицы в воспоминание избавления в этот день, в 626 году, Константинополя от нападения персов и аваров заступлением Божией Матери, икону которой во время осады города обносили по стенам константинопольским. В субботу 5-й седмицы Великого поста акафист читается на утрени раздельно в 4 раза, заменяя седальны, кондаки, икосы Минеи, и в каждый раз читается по три икоса и по три кондака. Так, во-первых, после 16-й кафизмы и малой ектении; во-вторых, после 17-й кафизмы и малой ектении; в-третьих, по 3-й песни канона; в-четвертых, по 6-й песни канона. Каждый отдел начинается и оканчивается пением кондака «Взбранной воеводе», в последнем же отделе, кроме того, перед этим кондаком снова повторяется первый икос «Ангел предстатель». На утрени поется великое славословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

" Нести свой крест " апреля 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Димитрия Солунского В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, 4 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме великомученика Димитрия Солунского в Коломягах . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Александр Рябков , клирики храма и другие священнослужители. На богослужении присутствовал глава администрации Приморского района Николай Цед. Алтарник храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Пискаревском проспекте Александр Черкашин был рукоположен во диакона к тому же храму. За усердное служение Святой Церкви иерей Михаил Лунев был награжден правом ношения наперсного креста золотого цвета. " По уставу Церкви в Крестопоклонную Неделю мы выносим в центр храма Крест Господень для поклонения, чтобы в четвертую седмицу он укрепил наши духовные силы в прохождении подвига Великого поста, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня за богослужением мы слышали евангельский отрывок, в котором Господь говорит: " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мк. 8:34). Отвергнуться себя - значит отвергнуть свою человеческую волю, которая вся наполнена похотями, страстями и грехами, и полностью подчиниться воле Божией, которая всегда безгрешна. Одним словом, мы должны подчинить Богу нашу жизнь. Когда мы живем по своей воле, своим страстям, ничего хорошего не бывает. Когда избираем волю Божию, все получается. Возьмем для примера статистику разводов. Казалось бы, люди выбирают по любви себе вторую половину. Проявляется наша воля - человек сам выбирает. Бывает, что молодые люди не слушаются родителей. И какой итог? На сто браков семьдесят три развода. Вот что такое человеческая воля. Не помолившись, не взяв благословения у Бога, люди проявляют свою волю, и в результате - разбитая жизнь. Хорошо еще, если детей нет. А если дети остаются? Происходит несчастье. Поэтому Господь говорит, чтобы мы все-таки свою волю отвергали и подчиняли ее воле Божией. Это нам дается как послушание. Послушание Святая Церковь ставит выше поста и молитвы. Нам дается послушание - отвергнуться себя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Д.В. Дементьев Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная неделя На службе Крестопоклонной Недели Святая Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. На середину храма для поклонения выносят Святой Крест, поэтому и сама неделя называется Крестопоклонною. В пятницу, по окончании часов и после поклонения, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Средоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, – теперь, в середине Великого поста, Святая Церковь предлагает утешение и ободрение, – Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение. Закон Божий ПЕСНОПЕНИЯ В КРЕСТОПОКЛОННУЮ НЕДЕЛЮ Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победу над врагами даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ». Тропарь Кресту, глас 1 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Тропарь пророчества на 6-ом часе, глас 6 Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекующе с Богом, яко да и пасху радостно узрим Христу воскресшу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

В Церковном Вестнике (1898 г., 11) находится статья Я. Зарницкого, под заглавием: «Следует ли на утрени Недели крестопоклонной петь ирмосы пасхального канона?» Ответ дается, что следует петь, что в некоторых старинных обителях обычай неизменно сохранился, как обычай исконный. Не входя в обсуждение помянутой статьи, должно заметить, что в большинстве храмов не поются пасхальные ирмосы в крестопоклонную Неделю. И для этого есть основание в Церковном Уставе. Хотя каждый канон содержит в себе ирмосы, но ирмосы не всякого канона положено петь. Так в Типиконе не указано петь в воскресные дни на утрени ирмосы положенных в эти дни канонов – богородичного и крестовоскресного (Тип., гл. 3, 4, 5). Также в 9-й главе Типикона читаем: на утрени поем канона три, в Октоихе два, первый с ирмосом на 6-ть, а другой без ирмоса, и Минеи Святого на 4-е, да будут все на 14-ть. И при чтении великого канона на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста ирмосы трипеснца не поем (Триодь Постн. послед. четв. 5-й седм.). С другой стороны, когда назначено петь ирмосы двух канонов, тогда об этом прямо указано в Типиконе. Так, о пении ирмосов двух канонов указано в праздники: Рождества Богородицы и отдание, Введения во храм (но не отдание), Рождества Христова и отдание, Богоявления и отдание, Преображения (но не отдание), Успения и отдание, Благовещения, случившегося в четверток и субботу страстные и в дни Светлой седмицы, в Пятидесятницу и отдание, в понедельник Святого Духа (Тип. послед. сих дней). В крестопоклонную же Неделю Типикон не назначил петь ирмосы двух канонов. В эту Неделю ясно указано петь с ирмосом только канон воскресный и не упомянуто о пении ирмосов ни богородичного, ни канона Триоди. В крестопоклонную Неделю указаны для пения ирмосы не пасхальные, а особые: «Божественнейший прообрази» (Тип. послед. 8-я Недел. Велик. поста). Пасхальные ирмосы, находящиеся не при пасхальном каноне, в крестопоклонную Неделю не поются подобно тому, как не поются ирмосы праздника Рождества Христова: «Христос рождается, славите», находящиеся кроме канона праздника Рождества Христова, еще в каноне Недели первого гласа Октоиха. Но этот канон поется несколько раз в году, и поется без ирмосов: «Христос рождается, славите».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Патриаршее служение в Неделю Крестопоклонную. Великое освящение Смоленского храма в Фили-Давыдкове г. Москвы 19 марта 2023 года 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы — главного храма МЧС России — и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Перед началом богослужения у врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковник внутренней службы И.П. Денисов; префект Западного административного округа г. Москвы А.О. Александров; ученики воскресной школы, прочитавшие Его Святейшеству стихи.  Были освящены два престола храма: верхний в честь Смоленской иконы Божией Матери и нижний в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством  Московской епархии ;  епископ Серпуховской Роман , наместник  Высоцкого ставропигиального мужского монастыря  г. Серпухова Московской области;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа Западного викариатства, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа Западного викариатства, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Леонид Олейников, настоятель храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове;  протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при МГИМО г. Москвы;  иеромонах Ермоген Бурыгин , и.о. председателя  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата; духовенство г. Москвы.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В Неделю 4-ю и 5-ю св. Четыредесятницы, вместо кондака Триоди, берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику , преп. Марии Египетской), и на литургии этот кондак святому следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого) 74 . От Недели о мытаре в фарисее до Недели ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», и только в Недели Православия и Крестопоклонную припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет 75 . Седмица и Неделя о блудном сыне В эту Неделю евангельской притчей ( Лк. 15, 11–32 ), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. В этом случае благодать исходит к ним в сретение, лобызает их, украшает и помогает им в достижении своего спасения. «Познаем, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки своей славы познание (отличия) дарует: в таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших» 76 . Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. Особенность богослужения в эту Неделю

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010