Архив Пн В канун Крестопоклонной Недели Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя г. Москвы 2 апреля 2016 г. 20:05 2 апреля 2016 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений , епископ Подольский Тихон , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева и молодежный хор Храма Христа Спасителя под управлением С.Н. Соколовской. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения. После великого славословия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин выноса Креста. Завтра, 3 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершит чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисово г. Москвы и возглавит Божественную литургию в новоосвященном храме. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4419583.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ [греч. κυριακ τς Σταυροπροσκυνσεως; слав.    ], 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Изнесение Креста и поклонение ему совершается по тому же чину, что и в другие дни особенного чествования Креста Господня - в праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.) и Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня (1 авг.). После К. н. Крест остается в храме на протяжении всей седмицы (до пятницы). Название «Крестопоклонная неделя» и чин поклонения Кресту указывают на основную тематику богослужения в эти дни - Крест Господень и страдания Спасителя. Однако в некоторых песнопениях прослеживается и др. литургическая тема, связанная с притчей о мытаре и фарисее (Лк 18. 10-14). Это обусловлено влиянием древнего (до X в.) богослужения Иерусалима: согласно иерусалимскому Лекционарию (который отличался от к-польского), притча о мытаре и фарисее читалась не в мытаря и фарисея неделю , а в 3-е (или 4-е - по счету недель в иерусалимском Лекционарии) воскресенье Великого поста ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 62-63). Евангельское чтение, посвященное Кресту (Мк 8. 34b - 9. 1), назначается в 3-е воскресенье поста в Типиконе Великой ц. IX-XI вв., отражающем послеиконоборческое соборное богослужение К-поля ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 38-44). Согласно заметке, содержащейся в рукописи XIII в. из Иерусалимской б-ки ( Παπαδπουλος-Κεραμυς. Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Τ. 2. Σ. 483), празднование в честь Креста в середине Великого поста связано с перенесением части Креста (подножия) в К-поль из Апамеи при имп. Юстине (неясно, при каком именно: Юстине I (518-527) или Юстине II (565-578)). Весьма вероятно, что изначально это событие отмечалось в конкретный день неподвижного богослужебного цикла, но впосл., поскольку в будние дни Великого поста торжественные богослужения и полная литургия не совершаются, эта память была перенесена на 3-е воскресенье (см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 31, 33). Гипотеза подтверждается наличием в Типиконе Великой ц. 6 марта указания на обретение Честного Креста ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 244; также см.: SynCP. Col. 513. 23).

http://pravenc.ru/text/Крестопоклонной ...

В то время как структура церковного года в целом, а также лекционарной системы в правосл. богослужении во 2-м тыс. по Р. Х. основывается на послеиконоборческой к-польской богослужебной традиции, гимнографические последования Постной Триоди сохранили следы влияния древнего иерусалимского богослужения . Эта традиция имела отличную от совр. лекционарную систему. В частности, в воскресные дни Великого поста читались: во 2-ю неделю - притча о блудном сыне (Лк 15. 11-32), в 3-ю - притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее (Лк 18. 1-14), в 4-ю - притча о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37), в 5-ю - притча о богатом и о Лазаре (Лк 16. 19-31). Т. о., чтение, напр., притчи о блудном сыне в иерусалимской традиции располагалось внутри Великого поста. И хотя после IX в. правосл. мир повсеместно перешел на послеиконоборческую к-польскую лекционарную систему, развитие тем евангельских чтений согласно древней иерусалимской лекционарной системе до наст. времени можно найти в песнопениях Постной Триоди (в канонах воскресной утрени (во 2-5-ю недели поста) и в нек-рых песнопениях 3-6-й седмиц поста (прежде всего в самогласнах дня)). Т. о., в результате взаимодействия различных богослужебных традиций состав Постной Триоди стал таким, что, напр., темы притч о мытаре и фарисее и о блудном сыне возникают в Триоди дважды. Вознесение Господне. Икона. Ок. 1564 г. (ЯХМ) Вознесение Господне. Икона. Ок. 1564 г. (ЯХМ) Ко 2-й категории можно отнести те воскресенья Г. п. б. к., памяти к-рых непосредственно не связаны с евангельскими чтениями: Сыропустную неделю (воспоминание изгнания Адама из рая), Православия неделю (память утверждения иконопочитания в 843; песнопения и литургийные чтения этого дня сохр. и древнюю память Всех св. пророков), неделю свт. Григория Паламы (в память утверждения учения свт. Григория о Божественных энергиях), Крестопоклонную неделю (празднование в честь Креста Господня; в К-поле с этого дня начиналось усиленное приготовление оглашаемых к таинству Крещения; с Крестопоклонной неделей связано т. н. средопостие - среда последующей седмицы, когда (как и в пятницу этой седмицы) совершается поклонение Кресту), жен-мироносиц неделю , память VII Вселенского Собора 787 г. в 7-ю неделю по Пасхе, Всех святых неделю .

http://pravenc.ru/text/165231.html

И в каждой системе, в каждой человеческой мысли была великая доля истины. Но что же стало с этими учениями, которые были плодом гения человеческого? Мы о них знаем только по названиям. Они имели свое начало и свой жизненный конец. И так будет в истории всего человечества. То, что произведено человеком, как бы ни было это гениально, как бы ни было это глубоко, какую бы степень истины это не содержало, — все это имеет свое начало и свой неминуемый конец. И на смену этой системе приходит новая система, с новыми гениальными прозрениями, новыми углублениями человеческого ума, чтобы, в свою очередь, быть вытесненной новой теорией, новыми учениями. Между тем эта неполная и, если можно так сказать, невысокой научной ценности система мысли, рассказа, предания, веры, которая дошла до нас от апостолов, вот уже скоро 2000 лет воодушевляет человечество. Она пережила и переживет самые невыносимые и тяжелые условия. И в любых условиях, даже в условиях полного бессилия, даже в условиях ничтожного меньшинства, что бы ни случилось — эта система мышления, эта система христианского благочестия является победоносной, является непобедимой! Именно это мы утверждаем, когда говорим, что вера наша — апостольская. Аминь. «Сия вера отеческая». В неделю Крестопоклонную 13.03.1977 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры! В эту Крестопоклонную неделю, когда святая церковь выносит на середину храма Крест для поклонения, мы совершили вторую нашу пассию — богослужение, посвященное страданиям Господа нашего Иисуса Христа. Первую пассию мы совершали неделю назад, когда церковь праздновала память св. Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. Мы тогда говорили о том, что в жизни церкви, в жизни христиан, в жизни всех людей всего мира удивительным и непостижимым образом переплетаются страдания, крест, слава и победа. Мы говорили и о значении страданий Господа нашего Иисуса Христа, и о нашем участии в Его страданиях. Мы тогда говорили и о том, что вся история Церкви, да и история всего человечества пронизана страданиями.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Эту церковную традицию наш автор не учел или игнорировал. Если следовать его мнению, что в Неделю крестопоклонную можно петь пасхальные ирмосы «Воскресения день» по той причине, что существует неразрывная тесная связь «между Крестом и Воскресением» и в песнопениях «Кресту Твоему» и «Воскресение Христово видевше» упоминаются и распятие, и воскресение Господа, то в таком случае можно петь пасхальные песнопения и в Великую Пятницу, потому что в стихире «Тебе одеющагося светом яко ризою» говорится: «Величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: „Господи, слава Тебе“», – а стихира на целование плащаницы «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» заканчивается после троекратного «Покланяемся страстем Твоим, Христе» словами «и святому воскресению». Наш автор в начале своей статьи выражает удивление, что ему удалось найти только две статьи, написанные в пользу пения в Неделю крестопоклонную ирмосов Пасхального канона: статью неизвестного автора под названием «Богослужение третьей седмицы Святого поста» в «Воскресном чтении» (1840/41 год, 47) и статью Я. Зарницкого «Следует ли на утрене Недели крестопоклонной петь ирмосы Пасхального канона?» в «Церковном вестнике» (1898, 11). «Казалось бы, – пишет наш автор, – что этот вопрос должен был заинтересовать наших литургистов и найти отклик в нашей литургической литературе, духовной журналистике» 11 . Отвечаем на этот вопрос. Действительно, в пользу пения в Неделю крестопоклонную ирмосов Пасхального канона до В. Талина писали только два автора, причем один из них предпочел не оглашать своей фамилии. Видным же русским литургистам, начиная с преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, положившего начало науке русской церковной гимнографии, до профессоров А. А. Дмитриевского и А. И. Карабинова включительно, из коих первый занимался изучением истории богослужения иерусалимского храма Воскресения, а второй исследовал службы и песнопения Триоди постной, в голову не приходило написать статью, противоречащую истории канона, церковной традиции в отношении пасхальных песнопений и достаточно ясным указаниям Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В первопечатном русском Уставе 1610 г. сказано, что чин воздвижения совершает «игумен… аще ли несть игумена, сия действует старейший иерей» (лл. 273 об. — 274). Однако в издании Устава 1641 г. появляется рубрика: «Аще ли же не в соборных храмех, то воздвизание Кресту не бывает, но точию поклонение Кресту, якоже указано в Неделю третию Великаго поста» (л. 153). Эта же рубрика перешла и в послениконовские редакции Типикона, поскольку в их основе лежит текст Устава 1641 г. Следует отметить, что обозначение «соборные храмы» указывало не только на кафедральные соборы, но и на многоштатные приходские храмы, где богослужение в большие праздники может и должно совершаться соборно. Поэтому толкование Устава в том смысле, что чин воздвижения может совершаться исключительно в кафедральных соборах, противоречит мысли его составителей. Как таковой, чин воздвижения не является сугубо архиерейским священнодействием — в противном случае было бы невозможно совершение его пресвитерами с благословения епархиального архиерея. Сама практика разграничения храмов, имеющих такое благословение или лишенных оного, ставит чин воздвижения в разряд церковных наград. Однако этот чин не может считаться наградой; он имеет глубокое символическое значение и непосредственно связан с историей праздника Воздвижения Креста Господня. Типологически он сопоставим со священнодействиями с плащаницей в Великие пятницу и субботу, при этом разграничение храмов, имеющих право выносить плащаницу и не имеющих такое право, не практикуется. При отсутствии чина воздвижения изнесение Креста на праздник Крестовоздвижения становится неотличимым от порядка службы в Неделю Крестопоклонную, а также 1 (14) августа, тогда как устав для всех этих трех священнодействий устанавливает различные особенности (воздвижение на праздник 14 (27) сентября; освящение воды на 1 (14) августа; только поклонение Кресту — на Крестопоклонную). Тем самым, отсутствие чина воздвижения в большинстве приходских храмов является упрощением и обеднением той богослужебной традиции, которая описана в Иерусалимском уставе.

http://patriarchia.ru/db/text/6053314.ht...

Главный церкный порядок, в чтении «н. завета», двоякий: праздничный, или особенный для всех праздников (кроме Воскресеньев), как «великих», так и «малых с средними», и ежедневный, или седмичный – для каждого дня седмичного и во всеседмицы года. Этот последний порядок есть наиболее важный, так как поэтому то собственно порядку, в продолжение церковного года, прочитывается почти весь «н. завет», и, по большой части, в непрерывной последовательности священного текста. Подробный порядок седмичного чтения Евангелий § 30. Евангелия, по церковному седмичному порядку, в продолжение церковного года, на обеднях, читаются так: С начала церковного года, т. е. с светлого Воскресения Христова до Тройцына дня, в продолжение т. е. недель: 1-й, или недели пасхи, 2-й о Фоме, З-ей о Мироносицах, 4-й о разслабленном, 5-й о самаряныне, 6-й о слепом, 7-й св. отец соборов вселенских, 8-й, или недели пятдесятницы, читается Евангелие от Иоанна 42 . С Тройцына дня и недели 1-й, или всех святых, до недели 11 й читается Евангелие от Матфея 43 . С 11-й до 17-й недели, по Воскресеньям, читается тот же евангелист Матфей, а по прочим дням седмиц благовествуется Евангелие от Марка. В 17-ю неделю все еще читается евангелист Матфей; а с понедельника седмицы, за этой неделей следующей, до недели 28-й включительно, бывает чтение Евангелия от Луки. Воскресенье пред праздником Р. Христова называется неделею святых отец (ветхого завета); а предшествующее этому Воскресенью – неделею св. праотец; после праздника Р. Христова Воскресенья называются след. образом: неделя no Р. Христовом, неделя по просвещении (или Богоявлении), неделя о мытаре и фарисее 44 , неделя о заблудшем сыне: во все эти недели, стоящие под числами 29 – 34-м, продолжается чтение Евангелия от Луки; а по прочим седмичным дням читается евангелист Марк. В остальное время церковного года, именно: в недели мясопустную и сыропустную, в 4-ре первые поминальные субботы и в 5-ть недель великого поста, т. е. в неделю православия, в неделю о Григории Паламе , в неделю Крестопоклонную, в неделю о Иоанне Лествичнике ,в неделю о Марии Египетской,и в субботы: похвальную и Лазареву( пред вербным Воскресеньем), евангельские чтения берутся из всех четырех евангелистов, больше же всего – из Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Григорий Палама жил в XIV веке. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия (чин которой к тому времени уже сформировался). Таким образом, если в Неделю 1ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания (в том числе и настоящего поста), да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. В Русской Церкви службу святителю Григорию Паламе во 2ю Неделю Великого поста стали совершать только начиная с середины XVII века (до этого просто служили рядовому святому Минеи). Неделя 3я Великого поста – Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине (правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I (518–527) или Юстин II (565–578) — имеется в виду). Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3ю и во все дни 4й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе (тогда как памяти других Недель оформились позднее). 4я и 5я Недели поста – памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской

http://azbyka.ru/velikiy-post

выше) 948 . Поклонение же кресту, кроме 3-й Недели (воскресения) Великого поста, бывает в седмицу крестопоклонную, в те дни, которые св. Церковь , по преимуществу, назначает для моления и поста, именно в понедельник и среду, на 1-м часе, и в пятницу, по окончании всех часов. На 1-м часе, «вместо молитвы: «Стопы моя направи по словеси Твоему», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» 949 . И затем, при поклонении, поются стихиры: «Приидите вернии» – те стихиры, которые поются при поклонении кресту в крестопоклонную Неделю. Священник для поклонения кресту, обыкновенно, выходит в фелони в открытые Царские двери 950 на средину храма к находящемуся там на налое кресту и, прежде поклонения, кадить налой с крестом, обходя его кругом. В пяток, поклонение кресту бывает по окончании часов 951 . После поклонения кресту, крест относится в алтарь (Тип., послед. крестопокл. Недели вечера и пятка крестопокл. седмицы), Царсками дверьми (Тип., 21, сент.), с теми священнодействиями, по тому чину, как и во 2-е августа (см. выше). Прославление креста Христова составляет предмет молитв и песнопений всей следующей за третьей Неделей седмицы, до субботы. При поклонении кресту, на котором Господь смирил Себя до смерти, в каждый день сей седмицы обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и похваляется мытарево смирение 952 . Подобно мытарю, мы взываем: «очисти, Боже. и спаси мя». В четвертую Неделю (воскресение) Великого поста творится намять св. Иоанну Лествичнику 953 . После поклонения кресту Церковь поучительно воспоминает сего святого, который изобразил лествицу добродетелей, украшающих жизнь людей, несущих крест, и сам своей жизнью показал живой пример несения креста и пощения. Также после поклонения кресту, бывшего в предшествующую седмицу, в четвертую Неделю (воскресение) возвещается на литургии в Евангелии пророчество Господа об убиении Его и воскресении. (Ма. 9:7–31). В песнях 4-й Недели душа кающихся уподобляется человеку, впадшему в руки разбойников, мимо которого проходят и священник и левит, не подавая помощи 954 Испытующим свою совесть Церковь внушает, что душа должна обращаться к Господу; Он очистит струпы греховные 955 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Акция «Неделя молитвы» прошла в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России Москва, 17 октября 2023 г. В митрополиях и неразделенных епархиях Русской Православной Церкви тюремные священнослужители провели очередную «Неделю молитвы», начало которой было приурочено ко дню памяти преподобного Сергия Радонежского 8 октября, а завершение — к празднику Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2023 года, сообщает Патриархия.ru . «Неделя молитвы» традиционно дважды в году проводится в тюремных храмах исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Предшествующая в текущем году «Неделя молитвы», приуроченная к седмице 4-й Великого поста, Крестопоклонной, была проведена в первом полугодии в период с 20 по 26 марта. Ежегодная «Неделя молитвы» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с совершением в течение всей седмицы ежедневных богослужений — молебного пения, а там, где возможно, соборного служения Божественной литургии с участием всех закрепленных при учреждениях УИС священнослужителей — тюремных капелланов по дням: Таким образом, программа «Недели молитвы» включает в себя молитвословия на каждый день седмицы в последовательности: о заключенных, о правомерном исполнении правосудия, об умножении заботы о жертвах преступлений, о примирении семей осужденных, о возвращении бывших заключенных в гражданское общество, о сотрудниках УИС. Полный цикл богослужений завершается Литургией с сугубыми молитвословиями «о всех в темницах и узах сущих», соединенными с молитвенным обращением к Богу о духовном и материальном благополучии священнослужителей — тюремных капелланов, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы, курсантов учебных заведений ФСИН России и ветеранов УИС. В аналогичном порядке «Неделя молитвы» проводится также и в дни седмицы 4-й Великого поста, Крестопоклонной. Объединенным комиссиям митрополий по взаимодействию с руководством территориальных органов ФСИН России и социальному служению в местах лишения свободы, епархиальным отделам по тюремному служению в неразделенных епархиях и помощникам начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими рекомендовано совместно с руководством территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний заблаговременно разрабатывать общий график поочередного проведения богослужений «Недели молитвы» (Литургии или молебных пений) в разных тюремных храмах, расположенных на территории учреждений УИС. График, согласованный с руководством территориальных органов ФСИН России, должен быть представлен на благоусмотрение Преосвященных архипастырей — правящих архиереев.

http://pravoslavie.ru/156745.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010