Славословие, которое поется, есть молитвословие торжественное. Уставом положено петь его в праздничные дни в году: 1) В дни Недельные (воскресные). 2) В дни седмичные, если в них случится празднование с бдением, полиелеем, великим славословием, и если эти праздники случатся между Неделею ап. Фомы и сырной седмицей, т. е. не в Великий пост. 3) В дни отдания праздников. 4) С сырной седмицы до Недели ап. Фомы, в следующие седмичные дни: а) в субботы – сырную, пятой седмицы Великого поста, субботу Лазаря и страстную субботу; б) в понедельник, вторник и четверток сырной седмицы, если в них случится праздник Сретения Господня (2-го февраля) и день храма (Тип., храм гл. 27). Но если в понедельник, вторник, четверток сырной седмицы случится празднование святому с бдением, полиелеем (например 30-го янв., 24-го февр.), также – если во вторник и четверток сырной седмицы будет отдание праздника Сретения. то не поется великое славословие. В среду и пяток сырные, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, δ-й, 6-й и страстной седмицы Великого поста – какое бы празднование ни случилось – великое славословие не поется. И в величайший из праздников, в Пасху и пасхальную седмицу, по Уставу, не полагается пения великого славословия, подобно тому, как тогда не читается псалом: «Помилуй мя, Боже». Когда поется великое славословие, тогда, после пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», – как бы для утверждения надежды на милость Господа, поется тропарь праздника однажды. В Неделю (воскресение), хотя бы случился святой с бдением или праздник храма святому, поется тропарь воскресен точию (Тип., гл. 3; храм. 52 глава), равно если случатся в Неделю (воскресение) предпразднство или попразднство, отдание праздника и двунадесятый праздник Богородицы – поется тропарь воскресен (Тип., послед. 8-го сент., аще в Неделю и др.). Но в праздник Господень (напр., 6-го авг.) поется тропарь праздника. В крестопоклонную Неделю (воскресение), по выносе креста, поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

содержится богатый гимнографический материал, посвященный Господу и обращенный в основном к Нему. В дни пения Постной Триоди богослужение имеет будничный характер с покаянным содержанием. Но нек-рые дни выделяются как праздничные, хотя и скорбные (к таким же скорбным праздникам можно причислить, напр., Воздвижение Креста 14 сент., Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 авг.- это дни, в к-рые по уставу полагается однодневный пост, несмотря на праздничную службу). К праздничным последованиям Постной Триоди следует относить Крестопоклонную неделю. В это воскресенье соединяются воскресное последование Октоиха и последование в честь Креста из Постной Триоди. Мн. песнопения этого дня взяты из последования Воздвижения Креста, в нек-рые моменты устав богослужения этого праздника совпадает с уставом праздника Воздвижения Креста: перед всенощным бдением Крест полагают на св. престол, в конце утрени его выносят на середину храма и совершается поклонение Кресту и целование Креста при пении особых стихир. Страстная седмица посвящена пути на Страсти, самим Страстям и Распятию, Погребению Спасителя. В правосл. богослужении последние дни Страстной седмицы - Великие четверг, пятница и суббота - выделяются особенной торжественностью в преддверии празднования Воскресения Христова. Песнопения Цветной Триоди по своему содержанию относятся к праздничным, а нек-рые воскресные дни периода Пятидесятницы, в к-рые вспоминаются те или иные события из жизни Спасителя (исцеление расслабленного в 4-ю Неделю после Пасхи, беседа с самаряныней в 5-ю Неделю, исцеление слепого в 6-ю Неделю), могут быть отнесены к Г. п. В эти воскресенья последование Триоди, посвященное тому или иному событию, соединяется с воскресным последованием Октоиха и с последованием Пасхи. В седмичные дни, следующие за воскресеньем, продолжается прославление этих же событий, что придает этим дням сходство с попразднством Г. п. Служба Г. п. по Общей Минее 1-я гл. (                      ) предназначена для совершения службы Г. п., если по той или иной причине в храме нет требуемых богослужебных книг (Триоди или Минеи). Последование начинается с великой вечерни и не имеет стихир на литии (как и в др. главах Общей Минеи), хотя и рассчитано на возможное совершение всенощного бдения. На вечерне паремии: Исх 24. 12-18; Втор 4. 1, 6-7, 9-15; 5. 1-7, 9-10, 23-26, 28; 6. 1-5, 13, 18 (1-я паремия - из последования Преображения Господня 6 авг., 2-я и 3-я - Перенесения Нерукотворного образа Спасителя 16 авг.). На утрене прокимен из Пс 88 (стих из Пс 97 совпадает с прокимном 16 авг.), чтение из Евангелия не назначено. Канон 4-го гласа, ирмос:      нач.:                  . На литургии указаны блаженны из канона утрени, песни 3 и 6, что может быть применимо лишь к недвунадесятым Г. п.; в двунадесятые Г. п. на литургии поют особые праздничные антифоны. Служба на литургии (прокимен, чтения из Евангелия и проч.) не приводится, предполагается, что она может быть заимствована из Типикона или др. книг.

http://pravenc.ru/text/166339.html

Так в том же Кондакарии имя Романа носят кондаки и икосы на Пасху («Аще и во гроб»), в неделю мясопустную («Егда приидеши Боже») и субботу мясопустную (1-й кондак не нынешний) — по 1 кондаку и 24 икоса; на 6 янв., 17 дек. (пр. Даниилу), 29 июня, в неделю крестопоклонную, в великий пяток, на вознесение и на Пятидесятницу — по кондаку и 18 икосов, включая и утерянные (как показывают недостающие буквы акростиха); 2 февр. и на неделю ваий — кондак и 16 икосов, всем свв. — кондак и 13 икосов, и 1 ноября — кондак и 4 икоса. В других Кондакариях есть с именем прп. Романа в надписании или акростихе кондаки и икосы на следующие праздники и в следующем количестве: 1 сент. — 28, 6 янв. — 13, в Великий понедельник 20, в Великий вторник — 23, в Великую среду — 20, в Великий четверг — 25, на отрицание Петра (на страстях) 24, Великую пятницу (другие) — 24, в неделю антипасхи — 21, 29 августа 20, 8 сентября — 12, 6 декабря — 26, 1 ноября — 14. Количество икосов в первом сборнике более или менее отвечает важности праздника. Что же касается икосов в других сборниках, то в принадлежности некоторых из них прп. Роману можно сомневаться, даже если в акростихе его имя [ 81 ], но самое количество из показывает, что они возникли в ту эпоху, когда кондаки и икосы занимали тоже положение при богослужении, как при св. Романе, т. е. при господстве кондакарного строя на богослужении. И акафист по случаю избавления Константинополя от нашествия аваров при имп. Ираклии, составлявший собою всю ночную службу, был не какой-либо экстраординарной службой, а обычной для того времени; необычно на нем было только то, что он вест выслушан был стоя. — Св. Роман нашел, конечно, себе подражателей, новых творцов кондаков и икосов, и эти подражания могли продолжаться во весь период кондакарного строя богослужения, до тех пор, пока «канон», новый род песнопения, не вытеснил собою этой системы, так как она, в свою очередь вытеснила когда-то тропарь (а тропарь может быть явился на смену антифона). в Том же Кондакарии есть в таком же количестве икосы и с именем других творцов, при том в акростихе с именем Космы (на Успение кондак «В молитвах неусыпающую» и 21 икос), знаменитого творца канонов, которому естественно было начать свою гимнографическую деятельность с подражания старым образцам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Апостол и евангелие прежде субботы, потом Феодора под зачало и особо Предтечи. Апостол и евангелие прежде субботы (дневные, а не заупокойные), потом Предтечи. Прокимеи, аллилуиарий и причастен, применительно к 9 мр. гл. 24 февр., только Предтечи. Дополнительное примечание. В субботу 1 седмицы Великого поста служба Предтечи поется еще в том случае, если Обретение главы будет во вторник, среду, четверток и пяток этой седмицы, хотя при этом условии можно петь её и в неделю Сыропустную (8 мр. гл. 24 февр., Типик., л. 189 на об.). Если же Обретение главы будет в понедельник 1 седм., то поется только в Сыропустную неделю (7 мр. гл.). Глава 24. О богослужении во дни св. Четыредесятницы, если случится 40 мучеников 9 марта в срок от вторника 1 седмицы до понедельника 6 седмицы включительно (Типик., л. 196 на об.–197 на об.). Служба 9 марта отправляется в таком же порядке, как 24 февр. Если 9 марта случится в такой день Великого поста, на который 24-е февраля никогда не падает, то для отправления богослужения 9 марта из марковых глав 24 февраля избирается соответствующая, напр., если 9 марта придется в субботу 4 седмицы, то богослужение отправляется по последованию субботы 2 и 3 седм.; если 9 марта придется в неделю (воскресенье) 4 и 5 седмицы, то – по последованию недели 2 седм. и т. д. Но, кроме того, соблюдается еще следующее: 1) Если 40 мучеников случится в среду 4 седм. Великого поста – Крестопоклонную, то служба их переносится на вторник. Вечерня накануне сего последнего отправляется так же, как накануне Обретения, случившегося во вторник св. Четыредесятницы 733 . В самый же вторник на вечерне в стихирах на Господи, воззвах поются: Триоди самогласен дне: Побеждая мытаря... 2-ды, креста 4 и мучеников 4. Слава – мучеников. И ныне – креста: Днесь Владыка Твари... Говоря в своем месте о богослужении этого дня при празднике Благовещения, мы, основываясь на указаниях, содержащихся в последовании вторника 4 седмицы (Тип., гл. 49, л. 326), объясняем, что крестными стихирами Типикон называет следующие: Приидите поклонимся..., Держава необоримая...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Троеперстие. Гравюра из Следованной Псалтири. М., 1686. Л. 5 об. (РГБ) Троеперстие. Гравюра из Следованной Псалтири. М., 1686. Л. 5 об. (РГБ) В преобразованиях, включая замену Д. при крестном знамении троеперстием, а при благословении - именословным перстосложением , патриарх Никон опирался на авторитет греч. Церквей и стремился заручиться поддержкой вост. иерархов. В марте-апр. 1654 г. был проведен Собор, признавший необходимость исправлять богослужение по греч. типу ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 81-85). 12 июня 1654 г. патриарх Никон отправил патриарху К-польскому Паисию грамоту, состоявшую из 27 вопросов; 24-й вопрос был посвящен Д. Ответ на эту грамоту пришел в 1655 г.; патриарх Паисий, в частности, писал о маловажности такого обрядового аспекта, как перстосложение,- лишь бы это не вредило единству Церкви (тем не менее патриарх Паисий высказался в пользу троеперстия как древнего обычая; см.: там же. С. 100-101). Не дожидаясь ответа патриарха Паисия, патриарх Никон в марте 1655 г. предпринял неск. действий для замены Д. троеперстием: в неделю Православия (в 1655 - 5 марта) он, сказав проповедь против Д., призвал в свидетели присутствовавшего в храме патриарха Антиохийского Макария, к-рый отвечал Никону, что в Антиохии никто не крестится двоеперстно (Там же. С. 94); на 5-й седмице Великого поста (в 1655 - 25-31 марта) он провел Собор с участием патриарха Антиохийского Макария и патриарха Болгарского Гавриила, на к-ром, в частности, было принято положительное решение по вопросу о необходимости перехода к троеперстию (Там же. С. 95). В кн. «Скрижаль», составленной из разных источников и подготовленной к печати в 1655 г., помимо проч. содержались тексты о перстосложении: послание патриарха К-польского Паисия 1655 г., слово иподиак. Дамаскина (впосл. митрополит Фессалоникийский) в Крестопоклонную неделю, слово Николая Малаксы об именословном благословении и анонимное слово о перстосложении (митр. Макарий (Булгаков) считал, что это было слово патриарха Никона, произнесенное в Неделю Православия в 1655 г.: там же. С. 102). Но с изданием «Скрижали» патриарх Никон медлил, т. к. хотел созвать Собор, посвященный Д. как одному из главных пунктов, за к-рый держались противники реформ.

http://pravenc.ru/text/171503.html

Архив Пн Патриаршее слово в Неделю Крестопоклонную после Литургии в храме святителя Иова, Патриарха Московского, в российской столице 19 марта 2017 г. 22:55 19 марта 2017 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного московского храма святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря, и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня третье воскресенье Великого поста, Крестопоклонное, и в течение всей последующей недели наши мысли должны особым образом устремляться к Кресту Господню. Крест — это вселенная, это концентрация таких мощных смыслов, которые могут преобразовать личность человека и весь мир, ведь Крест — это не только орудие смерти, но по воле Божией также орудие спасения. Сегодня мы слышали евангельские слова, исполненные величайшего смысла. Они звучат очень просто: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Казалось бы, простая фраза, но как же трудно понять ее подлинный смысл! Человек может отвергнуть врага или даже недостойного родственника, но как можно отвергнуться себя? И что это за крест, который нужно взять? Стало быть, надо самого себя отвергнуть, поставить на некую периферию, а крест, то есть страдания, взять на себя и последовать за Христом? Так неужели нельзя следовать за Христом, если себя не отвергнешься и некие страдания не понесешь? Наверное, у многих людей, особенно современных, далеких от христианской традиции, может возникнуть неприятие этих слов. Мол, это не для меня, мне проще музыку включить, потанцевать, выпить, погулять, отдохнуть, позагорать, поплавать, на лыжах покататься или на мотоцикле — да мало ли удовольствий в этом мире. Почему же я должен все это отвергнуть? Так вот, чтобы понять смысл слов Спасителя, достаточно обратить внимание на то, что Господь не повелевает нам принять на себя все страдания, а только те, которые возлагаются на нас. Необходимо принять крест, то есть нечто уже данное тебе, — лишь согласиться с тем, чтобы принять эти страдания на себя. Эта фраза ключевая, ведь большинство наших страданий не являются крестом, — они результат нашей глупости, распущенности, слабости характера, разного рода злоупотреблений и того самого образа жизни, который для многих представляется вожделенным.

http://patriarchia.ru/db/text/4839129.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Крестопоклонную после Литургии в Покровском храме в Орехово-Борисово г. Москвы 3 апреля 2016 г. 20:27 3 апреля 2016 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове Южном г. Москвы и возглавил Литургию свт. Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Досточтимый отец Иоанн, настоятель сего святого храма! Всех вас сердечно поздравляю с третьим воскресеньем Великого поста, которое на языке церковного Устава именуется Крестопоклонной Неделей. В этот день мы вспоминаем страдания Христовы, мы размышляем о Кресте Господнем. За Литургией мы слышали небольшой отрывок Евангелия от Марка (Мк. 8:34-9:1), в котором говорится о кресте. Эти слова многие из нас хорошо знают. «Если хочешь идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной», — говорит Господь. С одной стороны, такие, казалось бы, простые слова; с другой — в каждом слове тайна. И если мы попытаемся эти слова применить к своей жизни, то очень многое нам будет непонятно. Во-первых, что такое «отвергнуться себя»? Хочет ли того человек или не хочет, но он мир Божий воспринимает через самого себя. Хочет ли он того или не хочет, но мир вокруг него, а он как бы центр мира, и нужно употребить много сил, чтобы осознать, что ты вовсе не центр, что центр в другом месте, что центром является Бог. Если человек осознает это, то многое в его жизни меняется. Ведь если ты центр, то все, что существует вокруг, существует ради тебя, и твое счастье, успех твоей жизни зависит от того, как много ты сможешь взять из окружающего мира и положить на алтарь твоего собственного «я». В обыденных, повседневных категориях это связывается с желанием иметь больше денег, больше вещей, больше удовольствий, больше свободного времени, больше власти, больше значимости, больше известности.

http://patriarchia.ru/db/text/4419837.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, после богослужения в Успенском соборе Кремля 27 марта 2011 г. 19:32 27 марта, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском соборе Кремля. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с третьим воскресеньем Великого поста с началом Крестопоклонной седмицы. Сегодня, помимо воспоминания о кресте Христовом, по календарю мы поминаем великого угодника Божия святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси. Его мощи находятся здесь, в алтаре Успенского собора, а не в Киеве, потому что по обстоятельствам, связанным с татаро-монгольским нашествием и разорением древнерусского государства, столица переместилась на север, в град Владимир, а из Владимира в Москву. Святитель Феогност жил в XIV веке. Он был современником святого преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, и святого благоверного князя Димитрия Донского. Это было трудное время время подневольной жизни, когда Руси было необходимо  собрать свои силы, чтобы оказать сопротивление грозному врагу. Знаем, что через тридцать лет после блаженной кончины святителя Феогноста на Куликовом поле молитвами святого преподобного Сергия, молитвами святителя Алексия, молитвами всей Церкви Русской, включая и благоверного князя Димитрия, была одержана первая победа над врагом. Мы вспоминаем святителя Феогноста как угодника Божиего, осуществлявшего свое святительское служение в грозное время. У Церкви не бывает простого времени, потому что враг рода человеческого всегда устремляется на Церковь, чтобы разрушить ее и ослабить влияние на людей. Но в определенные исторические моменты эта невидимая брань Церкви с врагом рода человеческого осложняется внешними обстоятельствами: войнами, междоусобными бранями, смутным временем, предательством, забвением национальных интересов и многим другим. XIV век был временем грозным, потому что грозный враг господствовал над Русью, и много сил требовалось святителю Феогносту, чтобы сохранить единство Церкви нашей, сохранить веру в Бога и надежду на то, что силой Божией освободится Русь.

http://patriarchia.ru/db/text/1439343.ht...

В обстоятельном исследовании Постной Триоди И. А. Карабинова показано, что триодные песнопения составлялись братьями Феодором и Иосифом между 813 и 820 гг., когда они находились в церкви святого Романа в Константинополе 13 . Вместе с тем И. А. Карабинов допускает, что трипеснцы могли быть составлены преподобным Феодором и в монастыре Саккудион после избрания его игуменом, между 794 и 815 гг. 14 . По мнению исследователя, значение трудов преподобного Феодора Студита при составлении Постной Триоди столь велико, что история этой богослужебной книги должна иметь такую периодизацию: I период  — до преподобного Феодора Студита; II период  — деятельность преподобного Феодора Студита и продолжателей его труда, песнописцев IX b.; III период  — с Х по XV b. 15 . Архиепископ Черниговский Филарет придает большое значение тому, что святые братья Феодор и Иосиф приводили в порядок песни Триоди, составленные до них. Они дополнили Великий Канон Андрея Критского, отчетливо разделив его на песни и присоединив к нему тропари в честь святых Андрея и Марии Египетской 16 . И. А. Карабинов также согласен с тем, что окончание песен Великого Канона, их троичны и богородичны, принадлежит преподобному Феодору 17 . К трудам преподобного Феодора в Постной Триоди относятся каноны, стихиры и трипеснцы. Назовем прежде всего каноны Преподобного: 1. на субботу мясопустную (о усопших) со стихирами; 2. на субботу сырную (прославление памяти преподобных отцев, в подвизе просиявших) со стихирами; 3. Канон на неделю мясопустную (на второе пришествие Христово); 4. Канон на 3-ю неделю Великого Поста, Кресту Христову; Исследователи Постной Триоди установили, что каноны преподобного Феодора на неделю мясопустную и неделю крестопоклонную претерпели изменения: в них опущена 2-я песнь, а в начале каждой песни этих канонов опущены два тропаря, прославляющие Воскресение Христово. Канон в субботу сырную, напротив, имеет некоторые добавления. В Триоди Постной преподобному Феодору принадлежат также 35 трипеснцев (по И. А. Карабинову — 30); четыре четверопеснца (на субботы 2-й, 3-й, 4-й, 5-й седмиц Великого Поста), 30 подобных стихир и 30 седальнов 19 . Эти песнотворческие произведения преподобного Феодора Студита составляют живую ткань богослужений Святой Четыредесятницы и предоставляют возможность разбора отдельных богословских положений.

http://pravmir.ru/pesnotvorchestvo-prepo...

В Неделю 3-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил храм великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы 27 марта 2022 г. 14:28 27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученика Димитрия Солунского, Патриаршего подворья в Хорошеве г. Москвы (Успенское благочиние Северо-Западного викариатства Московской епархии ) и Литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Престол верхнего храма освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, престол нижнего храма — в честь великомученика Феодора Тирона. Его Святейшеству сослужили: епископ Наро-Фоминский Парамон , управляющий Северным и Северо-Западными викариатствами г. Москвы; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры , управляющий Южным викариатством г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Сергий Дикий, благочинный Всехсвятского округа; протоиерей Константин Михайлов, благочинный Зеленоградского округа; иерей Игорь Константинов, благочинный Спасского округа; иерей Андрей Шумкин, благочинный Успенского округа; иерей Димитрий Крутов, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы; столичное духовенство. На богослужении присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; префект Северо-Западного административного округа г. Москвы А.А. Пашков; заместитель префекта Северо-Западного административного округа г. Москвы М.В. Галанин; глава управы района Хорошево-Мневники г. Москвы А.С. Ерохов; благотворители и строители нового храма. Богослужебные песнопения исполнили хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (регент — Т.И. Королева) и сводный хор учащихся Православной общеобразовательной школы имени святого великомученика Димитрия Солунского (регент — М.И. Крутова).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010