Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Неделю Крестопоклонную предстоятель Русской Церкви освятил храм в честь святителя Иова, патриарха Московского, в российской столице 19.03.2017 19 марта 2017 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного московского храма святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси , Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря , и Божественную литургию в новоосвященном храме. В Старицком монастыре принял монашество и закончил свой земной путь святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси . В 2012 году Фонд возрождения Старицкого монастыря под руководством В.Б. Христенко выступил с инициативой обеспечить полную финансовую поддержку в строительстве храма в честь святителя Иова в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве . Новый храмовый комплекс, который включает храм на 300 прихожан и дом причта, возведен по адресу: Можайское шоссе, владение 54. Этот храм первый в мире в честь святителя Иова имеет статус Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря в Первопрестольном граде. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Егорьевский Тихон, наместник Сретенского ставропигиального монастыря, управляющий Западным викариатством г. Москвы; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; священник Александр Нарушев, настоятель храма святителя Иова; столичное духовенство. По завершении Божественной литургии было совершено славление и поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. От лица духовенства и прихожан настоятель храма священник Александр Нарушев приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству Патриаршие куколь и мантию, на оплечьях которой вышиты святители Московские Алексий, Иов, Ермоген и Тихон. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во внимание к помощи в строительстве храма святителя Иова, Патриарха Московского, Святейший Владыка вручил высокие церковные награды. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Спасителя. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.03.2017 06:56:52

http://drevo-info.ru/news/22088.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную в Храме Христа Спасителя 23 марта 2014 г. 17:25 23 марта 2014 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. Дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Уважаемый Николай Владимирович Рогожкин, генерал армии, главнокомандующий Внутренними войсками России! Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно всех вас приветствую и поздравляю с воскресным днем. Сегодня третье воскресенье Великого поста, которое посвящено Кресту Господню. На середине храма лежит изображение Креста, и каждый, кто подходит ко Кресту и прикладывается к нему, невольно становится как бы соучастником тех страданий и той крестной смерти, которую принял на себя безгрешный Сын Божий — Господь Иисус Христос. Мы знаем: если Богу было бы угодно, то и волос не упал бы с головы Сына Его. Если Богу было бы угодно, то воплотившийся Сын Его был бы могущественнее всех земных владык, физически сильнее любого богатыря, обладал бы колоссальной способностью управлять всем миром, всеми царствами земли. Но не для того Господь послал Сына Своего в мир, чтобы Он силой исправил людей, чтобы Он силой дал им благополучие, чтобы Он силой привлек их в рай и сделал счастливыми. На Кресте совершилось нечто другое — Господь явил Свое бессилие, Свою человеческую уязвимость. Его так легко было арестовать в Гефсиманском саду. Его так легко было бичевать плеткой с металлическими шариками, той самой, которая пробивала человеческое тело до костей, не оставляя ни одного живого сантиметра. Его так легко было приговорить, незаслуженно, к смертной казни, и не к той, которой умерщвлялись сильные мира сего, будучи усечены мечом, но к позорной казни, которой подвергались рабы, деклассированные, как мы бы сегодня сказали, люди, не имеющие никакого значения для тогдашнего общества. Их просто зверски прибивали к крестам. Это была не просто казнь — эта была казнь и издевательство одновременно. Это была казнь и пытка. Это была казнь и свидетельство о полной безвластности, никчемности, слабости человека. Это была позорная казнь.

http://patriarchia.ru/db/text/3611226.ht...

Архив Пн В Крестопоклонную неделю Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя в Москве 23 марта 2014 г. 14:28 23 марта 2014 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. За Божественной литургией пел хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева. 27 марта отмечается День Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (27 марта 1811 года указом российского императора Александра I были созданы подразделения «внутренней стражи», сегодня этот день считается датой рождения Внутренних войск России). В связи с предстоящим праздником богослужение посетили: первый заместитель министра внутренних дел, главнокомандующий Внутренними войсками МВД РФ генерал армии Н.Е. Рогожкин, заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ, начальник управления по работе с личным составом Главного командования внутренних войск МВД РФ генерал-лейтенант В.Ю. Новожилов, и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов , военачальники, ветераны и воины Внутренних войск МВД России. Сотрудниками Внутренних войск в храм была принесена икона святого равноапостольного князя Владимира — небесного покровителя войск МВД. За Литургией были вознесены молитвы о здравии главнокомандующего, военачальников и всех воинов Внутренних войск.

http://patriarchia.ru/db/text/3611002.ht...

40 мучеников (9-го марта), Благовещение (25-го марта) (Тип., послед. субб. 2-й седм. Вел. поста). Служба в эти праздники совершается по Предтечевой и по Благовещенской главе (в Типиконе). Отменяется служба за упокой и в храмовой праздник (Тип., храм, глава 36-я). Во вторую Неделю (воскресение) Великого поста празднуется память св. Григория Паламы , митрополита Солунского, жившого в XIV веке, который «Православия догматы насадил и веры семя умножил добре, и постник явился» 945 . Таким образом, в предыдущую первую Неделю было совершаемо торжество православия; в эту вторую Неделю ублажается защитник православия, который против еретика Варлаама защищал божественность света, которым Господь сиял на Фаворе. Испытывая себя, вникая во все свои дела, после двух седмиц поста, душа постящегося находит, что она еще также виновна пред Богом, как блудный сын. Эта мысль заключается в песнях следующих за нею седмичных дней 946 . В третью Неделю Великого поста служба кресту Господню в связи с воспоминанием воскресения Христова. В молитве возглашается: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»; в крестопоклонную Неделю (воскресение) на утрени при каноне кресту находятся ирмосы пасхального канона: «Воскресения день» 947 . В эту Неделю (воскресение) и в седмичные дни поклонение честному и животворящему кресту Господню, для постящихся и сокрушающихся служит среди поста (по выражению Синаксаря) как бы «прохлаждением и укреплением»; ибо что может более ободрить нас в духовной скорби, как не представление бесконечной любви Господа, Который предал Себя крестной смерти, чтобы спасти нас. Крест Господень возбуждает и укрепляет в нас упование, что за нашими скорбями и болезнями последует прославление. Господь, восшедший на крест, прославился и обещал сокрушающимся, страдающим, несущим крест – прославление. Служба в Неделю крестопоклонную имеет ту особенность, что на малой вечерне выносится крест из сосудохранительницы, или жертвенника на престол, а на утрени – с престола на средину храма, для поклонения, так же, как и 1-е августа (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

7. Понедельник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Сщмчч. Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия и других, в Херсоне епископствовавших. Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных». Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 13 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 7-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й и глас 3-й – 3, и стихиры священномучеников (см. 7 марта), глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Скверну отмый страстнаго сердца моего...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 13 февраля). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прпп. Иосифа песнописца и Георгия, иже в Малеи (с 4 апреля). Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1-м часе после Богородична: «Что Тя наречем...» вместо «Стопы моя направи...» совершается поклонение Честному Кресту . В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных. Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата ) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», стихиры на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Приидите, вернии...» и др., и совершается целование Креста.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-20/

Архив Пн В Неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы 22 марта 2020 г. 15:24 22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы (Михайловское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии ). Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством г. Москвы; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; архимандрит Владимир (Зорин), настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине, что в Солнцеве г. Москвы; протоиерей Андрей Галухин, настоятель храма преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья храма Спаса Преображения в Переделкине г. Москвы (регент И.Г. Козарь). На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были впервые вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции: «Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй. Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй».

http://patriarchia.ru/db/text/5611330.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную в Храме Христа Спасителя 18 марта 2012 г. 18:30 18 марта 2012 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с Крестопоклонным воскресеньем — особым днем Великого поста, когда мы молимся перед изнесенным из алтаря изображением Креста Господня, взирая на страдающего Спасителя, и стараемся осмыслить все то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, осмыслить, что означают страдания, которые Сын Божий претерпел от рук человеческих. И чем глубже мы вдумываемся в этот символ христианского спасения — Животворящий Крест, чем глубже пытаемся проникнуть в тайну страданий Бога на Земле, тем более нам открывается смысл того, что с первого взгляда представляется безумием, чем-то нелогичным, случайным, ненужным, но при этом непременно преследует каждого человека, — это наши собственные страдания, наш собственный крест. Замечательно сказал о кресте святитель Феофан Затворник: «Крест сросся с нашим земным бытием в тот момент, когда заключились для людей двери земного рая». Действительно, когда человек отлучил себя от общения с Богом, символом чему было изгнание человека из рая, он столкнулся лицом к лицу с той реальностью, с той жизнью, которая несла в себе страдания. От страдания не может избавить ничто — ни продвинутая наука, включая медицину, ни усилия, направленные на обеспечение социальной справедливости, ни другие достижения человеческого разума. Когда силой научного знания мы исключаем одну беду, приходит другая. Мы научились лечить многие болезни, но создали цивилизацию стресса, которая обрушивает на нас множество опасных вызовов, и душа тоскует и болит подчас сильнее, чем от физической болезни.

http://patriarchia.ru/db/text/2088715.ht...

Архив Пн В Неделю Крестопоклонную представитель Русской духовной миссии принял участие в богослужении в Храме Гробе Господня в Иерусалиме 20 марта 2023 г. 11:19 19 марта 2023 года, в Неделю Крестопоклонную,  Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III возглавил праздничное богослужение в иерусалимском Храме Воскресения Христова. Его Блаженству сослужили архиереи Иерусалимской Православной Церкви митрополит Капитолиадский Исихий, архиепископ Герасский Феофан, архиепископ Константинский Аристарх, архиепископ Севастийский Феодосий, а также епископ Пакрацкий и Славонский Иоанн ( Сербская Православная Церковь ), духовенство Святогробской братии и паломники в священном сане из Сербии, Румынии и России. По благословению начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Александра (Елисова) в богослужении принял участие секретарь миссии игумен Никон (Головко). За богослужением молились Чрезвычайный и Полномочный посол Грузии в Израиле Л. Жвания, консул Греции в Иерусалиме Е. Велиорас, многочисленные паломники и представители местной христианской общины. За Литургией, которая была совершена в Кувуклии Гроба Господня, присутствовала одна из главных святынь иерусалимского Храма Воскресения Христова — напрестольный крест, изготовленный из Древа Честного и Животворящего Креста Господня, сообщает сайт РДМ. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6012001.ht...

Архив Пн Патриаршая проповедь в Неделю Крестопоклонную после Литургии в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы 22 марта 2020 г. 16:02 22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Радуюсь, что Господь привел меня сегодня в этот храм, чтобы вместе с вами разделить воскресную молитву в день, когда мы вспоминаем страдания Господа и Спасителя и поклоняемся Его Животворящему Кресту. В сегодняшнем чтении из Послания к Евреям (4:14-5:6) апостол призывает нас приблизиться к Престолу Божиему, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи . Этот призыв словно специально обращен к нам сегодня. Естественно, что в тяжелое время, когда в стране и в мире началась эпидемия, человек в первую очередь думает о собственном спасении. Это заложено в природу человека, и, конечно, нужно делать все для того, чтобы уберечь себя, родных, близких, свое окружение от распространения инфекции. Но мы знаем: когда возникает общая опасность, нередко разрушаются человеческие связи и каждый начинает думать только о себе. Иногда это приводит к потере человеческого лица, к междоусобной брани, к столкновениям, к общественным коллапсам. Сегодняшнее апостольское чтение призывает нас к тому, чтобы мы сохраняли способность совершать добрые дела, совершать благодеяния. Несмотря на инфекцию, которая провоцирует отчуждение одного человека от другого, мы должны не забывать наших ближних и в меру сил и возможностей оказывать им помощь — конечно, исполняя все необходимые предписания, с тем чтобы не оказаться разносчиками инфекции. Сегодня в нашей поддержке особенно нуждаются люди пожилые, одинокие, лишенные возможности даже за продуктами сходить — такие ведь есть, наверное, и среди наших соседей, родных и близких. Поэтому, оберегая себя и своих ближних от распространения инфекции, мы должны помнить, что никто не отменял совершения добрых дел, и неслучайно сегодня прозвучали для всех нас слова апостола из Послания к Евреям.

http://patriarchia.ru/db/text/5611258.ht...

В день 1-го августа как бы предначинается празднование Животворящему Кресту. С сего дня поется катавасия: «Крест начертав Моисей». Она поется до самого отдания праздника Преображения (Тип. гл. 19). В 1-е августа при богослужении бывает вынос Креста и потом поклонение ему, подобно тому, как в праздник Воздвижения Креста Господня и в Неделю крестопоклонную, в Великом посту. Но в день Воздвижения, кроме выноса Креста и поклонения ему. еще полагается и воздвижение Креста Господня (См. далее, о празднике Воздвижения). Как в 1-е августа, так и в Неделю крестопоклонную, и в день Воздвижения Креста (14-го сент.) сперва износится Крест из сосудохранительпицы на престол в воспоминание извлечения Креста из земли, при царице Елене. Это бывает после вечерни. Потом на утрени, после пения великого славословия, с престола крест выносится на средину храма, для поклонения всем людям. В Типиконе, на 1-е августа, где храм Спаса, указана великая вечерня и лития (но нет благословения хлебов), и отпуст положен после молитвы литии: «Спаси, Боже, люди Твоя», На литургии поется «Достойно», а не ирмос креста (Тип., послед. 1-го августа, аще храм). После малой вечерни (14-го сентября и в Неделю Крестопоклонную), или после вседневной вечерни (1-го августа) совершается вынос Креста таким образом: по отпусте вечерни (Тип., послед. 14-го сентября, послед. Недели крестопокл.) священник с диаконом и параекклисиархом со свечами (Тип., послед. 14-го сентября) входят в сосудохранительницу (Тип., послед. Крестопокл. Нед.) или в жертвенник (Тип., послед. 14-го сент.), т. е. в ту часть храма, где жертвенник, и облачаются в священные одежды (Там же). Потом кадят Святый Крест, и диакон говорит: «Благослови, Владыко». священник ответствует: «Благословен Бог наш» и читает параекклисиарх «Трисвятое». После чтения «Отче наш» и после возгласа священника, поется тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя», потом – «Слава и ныне» и кондак; «Вознесыйся на Крест волею». При пении сих песнопений священник берет на главу Честное Древо (Тип., послед. Крестопокл. Нед.), или Честный Крест со блюдом (Тип., послед. 14-го сент.), или, как сказано еще, на дискосе со хранительницею (Тип., послед. Крестопокл. Нед., утрени) 811 , и несет от жертвенника к престолу крест, предшествуемый двема лампадами (Там же) и кадилом (Тип., послед. Крестопокл. Нед.), и полагает в алтаре «на святой трапезе, на евангельском месте», т. е., где обыкновенно лежит Евангелие. «Евангелие же ставит на ее место» (Тип., послед. 14-го сент.) престола и зажигает на всю ночь свечу пред крестом (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010