е. после стихир на хвалитех, читаем мы в этой Триоди описание утрени на Пасху, " “Слава в вышних Богу”, якоже и всегда» (л. 54, 55). Если понимать это выражение в том смысле, как его понимает г. Мансветов , т. е. в смысле указания в данном случае на практику студийского устава относительно всегдашнего (якоже и всегда) или, что то же, ежедневного пения великого славословия (стр. 79), то мы будем иметь дело с новой особенностью студийского устава, о которой не знал ни Никон Черногорец, ни все те исследователи, которые занимались данным вопросом в течение 8 столетий после него. Сам г. Мансветов утверждает, как мы видели, что «великого славословия не пели в будние дни», следовательно, не «всегда» его пели, да и по иерусалимскому уставу пение великого славословия составляет отличительную особенность богослужения праздничного и дней в честь святых. Утверждать же, что великое славословие пелось по уставу студийскому, значит полагать ни на чем не основанное резкое различие между этим последним и уставом иерусалимским. Потом, автор прямо насилует факты, когда утверждает, что «в этом, по-видимому, смысле (т. е. пения великого славословия) нужно понимать указания студийского устава 330 в Неделю крестопоклонную, что вынос креста (также и на утрене 14 сентября) совершается по “Святый Боже”». Мы уже заметили, что «Святый Боже» стоит после стихир на стиховне и «Благо есть». Настоящее место в подлиннике читается так: «На утрении. по пе и и двою ка, сносят кресты. ис со удохранильница. и полагается на святей трапезе. до скончания девятыя песни. потом поставляют стол пред олтарем. и простирают на нем паволоку верху. и взимается с святыя трапезы крест и полагается на нем. двема оба полы свещама. по Святый Боже и по Отче наш отпущения не бывает. но попови рекшу возглашение яко Твое есть Царствие. абие начнут пети тре Кресту Твоему покланяемся Владыко и поклонится игумен и попове. и по тех диакон и прочии тре реченому поему и стихирам Честнаго Креста. и по покланении бывши ектении, глаголют Господи помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

поста, к которому прилагается припев: «Помилуй мя, Боже», и все они выражают покаянное чувство кающегося грешника); но в неделю Православия, в нед. Крестопоклонную, субботу Лазареву и Вербное воскресенье употребляется припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; и вообще некоторые даже как бы рекомендуют для праздничных дней, вместо песней Св. Писания, употреблять припевы к тропарям канонов, когда указывают на то, что при выборе этих припевов следует приспособляться к различному содержанию канонов – молитвенному, покаянному и благодарственному или торжественному (см. Рук. д.с.п. 1873, 34). Но в Уставе определённо указываются те случаи, когда стихи песней Св. Писания следует заменять другими припевами: в воскресные дни для первого тропаря (см. 2 гл. Уст.) – «Слава Господи, святому воскресению Твоему» (сн. ниже, 32 прим.), в Пасху – «Христос воскресе из мертвых», в четверг 5-й седмицы Вел. поста – «Помилуй мя, Боже» и проч. (см. 578 стр. печатного оригинала), в Страстную седмицу – «Слава Тебе Боже» и проч. (см. 590 стр. печатного оригинала); поэтому вышеуказанная практика замены стихословия песней Св. Писания особыми припевами является не согласной с Уставом (сн. Ц.Вед. 1906, 26, 2085 стр.). 32) Каноны поются сообразно с указаниями Устава (см. 11, 2–6, 9, 12, 13, 15, 48–51 гл.; хр. гл.; Мин. Общ.). – Каноны поются на 16 (см., напр., в нед. Пасхи, 6 янв.) на 14 (см. 11 гл. Уст.), на 8, на 6 и на 4 (см. 31 прим.), в каковые числа иногда включаются и ирмосы (см., напр., 1 сент.: «канон индикта», «со ирмосом на 6», «ирмос по дважды, тропари на 4, и св. жен на 4», «и пр. Симеона на 4»). Если в каноне тропарей меньше, чем насколько предписано Уставом петь канон, то они повторяются (напр., в Пасху каждый тропарь по 4 раза), если же тропарей больше, чем насколько положено петь канон, то или некоторые из них не поются, или по два тропаря соединяются вместе и поются сряду за одним стихом песней Св. Писания (см. в Уст. 17 дек., если в нед. Праотец). – Обыкновенно, поются только ирмосы канона, а тропари читаются, но в Пасхальную седмицу повсюду поются и тропари.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Постное письмо 19. Предчувствие Пасхи Почему Крест утешает? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем 19 марта, 2017 Почему Крест утешает? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем «Столько силы и бодрости, вливающейся в душу от одного взгляда на Крест! Почему Крест утешает? Почему даёт силы жить? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем, и всё равно смотри, жадно смотри, счастливо смотри и удивляйся!» Архимандрит Савва (Мажуко) в очередном письме читателям «Правмира» рассказывает о богословии Креста. Архимандрит Савва (Мажуко) Крестопоклонную неделю Великого поста иногда называют средопостной , потому что хронологически это, действительно, середина поста. По традиции эта неделя считается строгой, и некоторые уставы советуют соблюдать её по образцу первой недели. В субботу на всенощном бдении в канун Крестопоклонной в храмах совершается красивейший обряд выноса Креста. Перед вечерней службой Крест, украшенный цветами, кладётся на Жертвенник в алтаре, и священники с тихим пением и каждением переносят его на Престол. Тут Крест лежит всю службу, так что в некоторых храмах перед Крестом даже ставят красивую лампаду. То, что Крест находится всю службу на Престоле, влияет и на ход богослужения. Например, священники не выходят на полиелей для помазания, как это принято на обычной службе. Они не оставляют Крест и не покидают алтарь. Самое интересное происходит в конце службы. Во время пения великого славословия, настоятель в полном облачении совершает каждение вокруг Престола и кладёт три земных поклона. Как только начнется пение «Святый Боже», батюшка снимает Крест с Престола и, держа его над головой, выносит из алтаря. Обычно Крест несут через северные двери алтаря, обнося вокруг Престола, и проносят через весь храм, так, чтобы вернуться к Царским вратам перед иконостасом, где священник, поднимает Крест и говорит «Премудрость прости». Это старинный возглас, которым привлекается внимание молящихся к особо торжественному моменту богослужения. Современную версию этого возгласа можно услышать на архиерейской службе, когда протодьякон подсказывает священникам: «Отцы, молимся!», что не означает, будто до этого отцы не молились. Дьякон указывает момент, когда батюшки должны одновременно перекреститься и сделать поклон, чинно и красиво.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-19-predc...

В настоящее время воздух чаще всего представляет собой прямоугольное полотнище с изображением креста посередине (в большинстве случаев). Размер современного воздуха может варьироваться, но не сильно, оставаясь в среднем в диапазоне от 40 на 60 сантиметров до 80 на 110 сантиметров.  Использование воздуха в богослужении На Божественной Литургии воздух используется несколько раз. В праздник Воздвижения, Изнесения Честных древ Животворящего Креста и в Неделю Крестопоклонную по уставу Крест для поклонения выносится лежащим на воздухе.  Изображения на воздухе Исследователи прот. М. Желтов и М. В. Вилкова повторяют идею американского ученого П. Джонстона о том, что изображения на воздухах появилось не ранее XII–XIII вв. 1 Самым же ранним примером воздуха с вышивкой на Руси, то есть с изображением, является большой воздух «Распятие с предстоящими» из Великого Новгорода, хранящийся в Государственном историческом музее и датируемый XII в., описанный впервые советским историком Л. В. Ефимовой 2 . Изображения и композиции воздухов достаточно хорошо изучены и на данный момент существует два способа их классификации. Первый способ был предложен болгарской исследовательницей Ю. Бойчевой в 2003 году 3 . Она разделяла декор воздухов на два типа: иллюстративный и символический. Первый тип посвящен литургическим и евхаристическим образам, второй тип символическому толкованию воздуха. К первому типу, например, относится сюжет «Причащение апостолов», ко второму – «Распятие Христа». Второй способ классификации был предложен отечественным исследователем Л. Миркович в 2004 году 4 . Второй способ классификации также подразумевает два типа изображений: гимнографический и литургический. В первом случае изображения определяются песнопениями Великой субботы, во втором – определяется чином литургии. Наиболее популярным изображением на воздухах была композиция «Положение во гроб». Традиционно по краям воздуха размещались надписи на церковнославянском «Благообразный Иосиф…», «Во гробе плотски…», «Да молчит всякая плоть человеча…», «Приимите, ядите…». Изображения наносятся красителями, а также вышиваются нитками, бисером и пр. элементами декоративной вышивки.

http://azbyka.ru/vozdux

   Пусть в те времена (в 1904 году) еще не всем было ясно, куда может привести нас эта духовная пустота, которую стремились заполнить несчастные русские люди развлечениями. Теперь, после страшного 1917 года, мы уже не можем не видеть, к чему она нас привела, какие грозные последствия для нас за собою повлекла.    Неужели же и дальше, после всего того кроваво-жуткого, что стряслось над нашей Родиной, продолжать нам идти все тем же путем — все тою же духовной пустотой наполнять нашу жизнь?    ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ.    Развлекаются ли и пляшут ли дети в доме, где есть тяжело больные, где находятся при последнем издыхании умирающие, где лежит на столе мать-покойница?    А ведь мы именно в таком положении. Наша мать-Родина вот уже сорок лет истекает кровью, лежа как бы на смертном одре. Миллионы и миллионы русских людей — наших отцов и матерей, наших братий и сестер, наших сынов и дщерей — невинно гибнут от рук безбожных палачей, умирают от непосильного труда, от голода и холода в страшных «концлагерях».    А мы, вместо того, чтобы молить Бога о них, плакать и каяться во грехах своих, приведших к такому лютому несчастию, даже часы церковных Богослужений проводим на «вечерах смеха».    ВРЕМЯ ПЛАКАТЬ, И ВРЕМЯ СМЕЯТЬСЯ; ВРЕМЯ СЕТОВАТЬ, И ВРЕМЯ ПЛЯСАТЬ...    Сейчас для нас время ПЛАЧА, а не время смеха, время СЕТОВАНИЯ, а не время плясания. И это тем более так потому, что не только наша несчастная страждущая Родина, но и весь мip, несмотря на свое видимое материальное благополучие, находится на краю гибели, грозящей ему от рук обезумивших, осатаневших, потерявших человеческий облик и зарвавшихся в своем страшном Богоборчестве людей.    И ЕСЛИ КТО МОЖЕТ СПАСТИ НАС ОТ УЖАСОВ, НЕСОМНЕННО ГРЯДУЩИХ НА ВСЕЛЕННУЮ, ТО ТОЛЬКО САМ ГОСПОДЬ — НАША СЛЕЗНАЯ ПОКАЯННАЯ МОЛИТВА И ВСЕЦЕЛОЕ ОБРАЩЕНИЕ К НЕМУ.    Устроители всех этих безчисленных увеселений часто любят оправдывать себя тем, что увеселения устраиваются ими «с благотворительной целью». Даже «для помощи военным инвалидам» устраиваются «инвалидные балы», причем нередко в дни поста и даже Великого Поста. На нашей памяти такой «инвалидный бал» был устроен в Париже в ночь под Неделю Крестопоклонную, когда выносится на всенощной Крест Христов для поклонения. Газеты взывали: «Приходите все на бал, чтобы помочь вашим инвалидам!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

— Известно, что мэр Москвы рекомендует пожилым людям не покидать своих домов ввиду инфекции. Как быть с посещением богослужений, участием в Таинствах? — Мы живем в эпоху новых технологий: интернета, смартфонов, планшетов. Часто мы недовольны развитием таких технологий: они могут потворствовать человеческим слабостям, умножению грехов. Но в данной ситуации они могут нам помочь. Всенощную можно слушать у себя дома, помолиться в тишине. Некоторым это даже больше нравится, потому что в храме часто что-то отвлекает. Мы знаем, что некоторые люди удалялись от мира: уходили не от людей, а от суеты, предаваясь уединенной молитве. Можно человеку, который опасается инфекции или подвержен особому риску, например, престарелому, слушать песнопения и тексты всенощной и Литургии, не приходя в храм. В храм нужно прийти, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Не нужно смущаться тем, что «запивку» в храмах будут предлагать в одноразовых стаканчиках — это не свидетельство нашего маловерия. В некоторых Поместных Церквах совсем не употребляют «запивку». После Причастия можно покинуть храм и прочитать благодарственные молитвы самостоятельно. На всенощной под Крестопоклонную Неделю не обязательно прикладываться ко кресту, который лежит в центре храма. Если мы слушаем всенощную дома, можно с не меньшим благоговением приложиться к домашнему распятию или к нательному крестику. Я бы очень не хотел, чтобы мои слова были восприняты ревнителями Православия как то, что я отрицаю благодать и призываю к нарушению традиций. Конечно же, нет. Пусть каждый действует по своей совести и своему разумению. Но прислушаться к словам Священноначалия и выполнять те правила, которые приняты светскими властями Москвы, просто необходимо. Мы знаем, что карантин привел в Китае к уменьшению количества заболевших — эпидемия там сходит на нет. Мы знаем, что изоляция людей всегда помогала в борьбе с инфекцией. Если все мы будем придерживаться этих правил, то, несомненно, инфекция не будет так сильно распространяться. Каждый из нас призван думать не только о себе, но и о примере, который он подает. Я знаю одного человека, который все время переходил улицу на красный свет, когда нет машин. Ему напомнили, что на него смотрят дети и тоже будут переходить на красный свет. В конце концов кто-нибудь попадет под машину.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/19/episko...

В свирепом как перо огне Корабль как ярых волн среди. Насколько же труднее понять перевод подобных стихов на иной язык с соблюдением той же последовательности слов. Знаменитый ирмос стихотворного Рождественского канона: «Любити убо нам» полностью утратил свой смысл именно благодаря причудливому смешению слов, зависимость между которыми трудно установить и при тщательном разборе текста, а между тем слова, вошедшие в состав ирмоса, почти все просты и понятны. Г. Нельзя, далее, не упомянуть и о тех немалочисленных случаях, когда славянские переводчики допускали при переводе явные ошибки, зависящие большей частью от неправильного чтения греческих слов. Так, например, слово «tryphe»=«сладость» они читали как «trophe=«пища», следствием чего явились такие чтения, как «рай пищный» вместо «рай сладости», «пищу (вместо «сладость») в тайне обретохом». Слово «ombros» почти всегда переводится слоном «туча», тогда как оно означает «дождь». Греческое «поте» всегда переводится словом «пажить», тогда как оно весьма часто означает и самую потраву, пожирание, поедание, и метафорически – распространение заразы или болезненного процесса (смотри 2Тим 2:17 ). В кондаке святого Романа на Неделю Крестопоклонную слово «sbesis» переведено словом «соуз», тогда как оно значит «угашение». Д. Наконец, во многих местах переводчики сохраняют управление слов, свойственное греческому языку и чуждое нашему слуху. Так, например, при глаголах, обозначающих « избавление », « спасение » и тому подобных, весьма часто при дополнении не ставится предлог «от» и наряду с предложением «но избави нас от лукаваго» мы читаем такие; «да избавимся древния клятвы, свобождшеся мучения» (Суббота Сыропустная), «вечнаго огня исхити», «вечнаго избави мучения», «лютаго зверя исхити мя», «избавление скорби» и тому подобное. При глаголе «подражати» дополнение ставится в большинстве случаев в винительном падеже вместо дательного, поэтому встречаем такие фразы: «вышния силы подражающе», «того подражаим», а наряду с этим: «и сему образу подражати повелел еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

632 Кроме того, пред Слава тебе, Христе Боже... не неуместно возглашать: Премудрость, и петь Честнейшую херувим... (см. книгу молебных пений); но можно и прямо говорить: „Слава тебе, Христе“... и т. д., (ср. сказанное выше об отпусте вечерни во вторн. Сырн. седм.). 633 В понед. 1-й и Страст. седмиц Вел. поста служба храма не поется, но переносится в первом случае на нед. Сыроп. (хр. гл. 30, Тип., л. 317 на об.), а во втором случае на неделю Ваий (храм. гл. 45, Тип., л. 424). 635 При изображении порядка и содержания вседневной полунощницы во св. Четыредесятницу, 49 гл. Типикона после молитвы: Владыко Боже Отче Вседержителю..., не указывает тех двух молитв (1. Господи Вседержителю…, и 2) Тя благословим...), о которых в Часослове замечено, что они глаголются от 22 сентября до недели Ваий. В этой гл. говорится именно так: „таже молитву: Владыко Боже Отче Вседерж... Посем: Приидите поклонимся; 3 поклоны; Возведох очи мои“... Но так как 49 гл. Тип. содержит в себе только сокращенное изображение порядка вседневной полунощницы то нет основания опускать эи молитвы во дни св. Четыредесятницы. 638 Разумеются стихиры святых, положенные на Господи, возвах (см., напр., 7 февр., где имеются стихиры святителя и особо преподобного). Первые поются в вечерних стихирах на Господи, воззвах, а вторые в утренних хвалитн. стихирах. В Типиконе о стихирах святаго на хвалитех замечено: „аще есть“. Эта оговорка сделана потому, что иногда при двух святых нет отдельных стихир каждому, напр. 3 февр. есть одни только стихиры святаго (Симеона), но нет иных стихир (Анны Пророчицы). В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1 часе после богородична (Что тя наречем...) из алтаря (обыкновенно чрез царские двери) выходит священник и „крестообразно от четырех стран кадит“ лежащий на аналое крест; поется: Кресту твоему поклоняемся... (вместо Стопы моя направи...), также стихиры кресту: Приидите, вернии..., и совершается обряд поклонения кресту. То же самое бывает и в пяток Крестопокл. седмицы, только не на 1 часе, а „по отпусте часов“ (Тип., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Синодом, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф». В этом случае нужно заботиться, чтобы пение тропаря было протяжное, и священник должен окончить вынос плащаницы и положить ее на приготовленное место раньше пения заключительных слов тропаря: «и во гробе нове покрыв положи». Что же касается того, в какие двери совершать вынос плащаницы, то: 1 . сообразнее с знаменованием этого обряда выносить плащаницу не царскими врагами, чрез которые она вносится на престол в Пасхальную ночь, а северными; 2 . при отсутствии в нашем Уставе указаний, прямо относящихся к этому обряду, там же мы встречаем определенные указания на аналогичный обряд выноса креста в праздник Воздвижения и в неделю Крестопоклонную, именно – северными вратами, и 3 . главное – по Уставу Церквей восточных, от которых у нас заимствован этот обряд, полагается совершать вынос плащаницы не чрез царские, а чрез северные двери. В виду этих оснований нельзя не отдать решительного преимущества выносу плащаницы чрез северные двери. При этом священнику с удобством могут помогать псаломщики, или кто-либо из мирян, как и делается во многих храмах, и священнику не будет особенных побуждений отступать от древнего обычая – с плащаницею нести и Евангелие (Рук. д.с.п. 1885, 9; Цер. Вест. 1888, 2; Христ. Пт. 1888, 2 т., 561–570 стр.) – «Церковный Ведомости» (см. 1897, 14) по поводу существующего в практике разнообразия относительно выноса плащаницы дают такое разъяснение: «многия местныя особенности при выносе плащаницы имеют свою историческую давность и совершаются не без известной мысли; посему они бывают благотворны для молящихся, привыкших к созерцанию известных священнодействий, и стремиться к водворению единообразия не всегда полезно». Но в иных сельских церквах разнообразие происходит «не от заботливости сохранить древние обычаи в них, а просто от незнания священнослужителей, как поступать при Богослужении, когда нет ясного указания в Типиконе. Они совершают по своему разуму, не водясь обычаем более общим в других многих церквах».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

20 Псалом: «Боже, в помощь мою вонми...» в первые 4 дня 1-й седмицы не читается, так как прочитан в начале повечерия. 21 Во все другие дни, кроме первых четырех дней 1-й седмицы Великого поста, после «Слава в вышних Богу...» полагается канон рядовому святому или Богородице и по окончании его – «Достойно есть...». 25 «Да исправится молитва моя...» – это древний великий прокимен великопостных торжественных служб. Поэтому Устав указывает чтецу, в отличие от паримийных прокимнов, его не произносить, а петь. Порядок исполнения его такой же, как и у всех великих прокимнов. Чтец поет: «Да исправится...» и певцы повторяют то же самое. Чтец поет еще три стиха: «Господи, воззвах...», «Положи, Господи...» и «Не уклони сердце мое...», певцы же после каждого из них поют «Да исправится...». Чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...», и певцы заканчивают вторую: «воздеяние руку моею – жертва вечерняя». На практике в некоторых храмах положенное для пения чтецом: «Да исправится...» и стихи поют трое певцов (трио). В тех же храмах, где нет хоров и клиросное пение исполняет один псаломщик, положенное для пения чтецом: «Да исправится...» со стихами может исполнять в алтаре иерей или диакон, чтец же на клиросе – положенное для пения ликом. 26 Повечерием в пятницу начинается праздничная служба субботы, поэтому и пение должно быть на нем обычное, а не великопостное. 27 Таким порядком совершается Великое повечерие в пятницы 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц, меняются лишь тропари и кондаки. 28 Если на «хвалитех» поются стихиры, то «Тебе слава подобает» не глаголем, но по стихирах глаголем: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (Типикон, гл. 12-я. 3-е «Зри»). 29 Устав не указывает, где должен находиться аналой – «четвероножец» со святым Крестом до пятницы Крестопоклонной недели. В праздник Воздвижения Честного Креста, когда Крест таким же образом износится на средину храма для поклонения, сказано определенно: «И по окончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну царских дверей, и тамо стоит, Дóндеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября). Это указание Типикона применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклоной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: «якоже и в Неделю по написанному образу» (Типикон, Неделя Крестопокл., вечера), то есть с каждением «от четырех стран». Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на средине храма до пятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010