Слово на неделю Крестопоклонную Во имя Отца, Сына и Святаго Духа! Распятие. Московский Сретенский монастырь. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Отношение в Церкви Божией к Кресту Господню иногда кажется миру необычным и удивительным. Да и мы с вами, будучи людьми во многом душевными, а не духовными, тоже порой разделяем с миром эти недоумения. Например, почему в церковном предании вот уже два тысячелетия сохраняется отношение к Кресту как особой, непостижимой, но действенной живой силе? Ведь и сейчас, Великим постом, мы каждый день за богослужением молимся: «Непобедимая и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных»! И еще Церковь смело утверждает такие поразительные истины: «Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва»! И вчера на всенощной мы слышали поразительное песнопение, обращенное ко Кресту и прославляющее его: «Радуйся, Живоносный Кресте, – обращалась Церковь к Кресту как к некоей таинственной личности, – благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным. Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче». Может быть, все это преувеличения, гиперболы? А что такое – «взять крест свой и последовать Христу»? Мы знаем, что это нечто очень важное – не что иное, как необходимое условие спасения каждого из нас. «Но что такое – взять крест свой?» – спрашивают люди. И как понять, где этот крест? И как его взять? Как не ошибиться и выбрать именно свой, благословенный Богом, а не надуманный, никакого отношения к моему спасению не имеющий крест? Силу слов Церкви о Святом Кресте понять на самом деле просто. Надо только уяснить одну истину. Почему Господь Иисус Христос, спасая от вечной смерти человеческий род, готов был понести величайшие труды, претерпеть страдания, бесконечное умаление Своего Божества и в конце концов – Голгофу, Крест? Отвечая на этот вопрос, некоторые скажут: потому что Он любил людей. Несомненно, это так! Другие ответят: потому что хотел уничтожить зло в нашем мире. И это – правда. Еще скажут: Господь хотел вновь ввести людей в потерянный ими рай. Все это совершенно правильно! Но вот что говорит Сам Христос: «Я сошел с небес, чтобы творить волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). И перед крестными страданиями Он молится в Гефсимании: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

http://pravoslavie.ru/45592.html

1 . тарелочный сбор в церквях ( ο δσκοι μερδες), являющийся почти повсеместным; 2 . исключительный тарелочный сбор ( о κτακτοι δσκοι), производимый в большие праздники, например, Пасхи, Рождества Христова, местного храма, называемый также φιλοδωραι, как свободное выражение щедрости и дара прихожан в пользу клира; 3 . добровольные приношения при целовании креста в время богослужения ( τ οταρωμα); 4 . сбор за запись в церкви для поминовения на проскомидии; 5 . сбор при записи имен на домах с целью поминовения, совершаемого в посты Рождественский и Успенский; 6 . месячное освящение ( φτισμα, γιασμς) по домам и хождение со святою водой; 7 . освящение ( φτισμα) в праздник Богоявления, в неделю Крестопоклонную и в праздник Воздвижения Честного Креста; 8 . годичный сбор по домам, производимый священниками в середине месяца сентября, по окончании полевых работ; этот сбор производится лишь в селах, преимущественно в Македонии и Фракии; 9 . сбор временный ( τ χρονικ), являющийся и годовым сбором с каждого семейства, в размере от 2 до 20 гросиев, производимый священником в августе или в конце года его службы в приходе, из этих денег священником уплачиваются архиерейский евматикий и сбор на содержание Халкинской богословской школы. Такой сбор производится, например, в Кидониях, в Фессалонике; 10 .   выдачи ( τ πιδματα) из доходов храма, иногда производимые епитропиями в пользу священников; 11 .   сбор за артос ( τ ξ ρτοκλασιν), раздаваемый народу в большие праздники, когда прихожане по своему усердию платят 5, или 10, или 20 гросиев; 12 .   сбор за св. копие; 13 .   сбор за цветы от плащаницы в неделю Ваий и Крестопоклонную, в праздник Воздвижения Креста; 14 .   доход от частных треб и пр. Нужно при этом заметить, что применяются две системы пользования случайными доходами: по одной системе происходит раздельное получение случайных доходов ( τ το χωρισμο τν τυχηρν σστημα), так что настоятель, ефимерий и духовник имеют то, что каждый из них получит, а по другой – устраивается общая кружка ( τ το χοινο ταμεου σστημα), которая потом и делится в известной пропорции: настоятель получает две части, а прочие священники по одной. Преимущественно применяется первый способ пользования со стороны священников случайными доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

На утрени бывает звон во многие колокола в то время, когда поется полиелей; при этом возжигаются все свечи, засим читается Евангелие 96 . Этот звон называется обыкновенно «звоном к Евангелию». Во время литургии бывает звон в один колокол к «Достойно», т. е. во время самой важной части литургии, именно он начинается от слов: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистинну, блажити Тя Богородицу» 97 . На ранней литургии звон к «Достойно» бывает только тогда, когда уставом полагается литургия по рану (Церк. Вед. 1897 г. 3, стр. 112). Кроме указанного звона во время Богослужения, в некоторые дни при Богослужении бывает еще особый звон, который называют «перезвоном». Так: 1) во время литургии в день Пасхи при чтении пасхального Евангелия (но не Благовещенского в Кириопасху, см. Тип., послед. 25 марта, в день Пасхи) «на всяком возгласе, или статьи Евангелия ударяют в церкви по единожды в кандию» (т. е. маленький звонок, звонец, см. Тип., гл. 35) 98 . «параекклисиарх же вне церкви в великое било и великий кампан. На последнем же возгласе, ударяет во вся кампаны и в великое било» (Тип., послед. Пасхи). 2) На утрени во время пения великого славословия – в день Воздвижения креста Господня (14 сентября), в Неделю крестопоклонную Великого поста, в 1-е августа перед выносом креста из алтаря бывает перезвон: ударяют в каждый колокол особо по однажды (иногда переберут таким образом колокола два, три раза), потом во все вместе разом. При пении же «Святый Боже», когда принесется крест на средину церкви, трезвон бывает во все колокола. 3) Подобный перезвон бывает в Великую пятницу на вечерне перед выносом Плащаницы, во время пения: «Тебе одеющагося», и на утрени в Великую субботу, при пении великого славословия, пред несением Плащаницы около церкви. За сим перезвоном как на вечерне, так и на утрени бывает трезвон 99 . 4) Перезвон бывает при выносе, отпевании и погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев 100 . При выносе тела их из дома и пришествии с ним к могиле бывает перезвон такой же, как при выносе креста – 14-го сентября, 1-го августа и в крестопоклонную Неделю, и при выносе Плащаницы в Великую субботу, т. е. ударяют однажды в каждый из колоколов (и перебирают таким образом колокола до двух, трех раз), и потом однажды во все колокола вместе. При евангелиях на отпевании, как в Великий пяток на утрени, удары в колокол бывают по счету евангелий. По внесении же тела в храм, также по прочтении разрешительной молитвы, по поставлении тела в могилу бывает трезвон.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ект.: Помилуй нас, Боже... Возглас. Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Утверди, Боже... И тотчас 1 час. 1-й час с кафизмой и поклонами. На 1-м часе бывает поклонение кресту. На нем, как и на прочих часах, кондак креста. На часах тропарь и кондак предпразднства. Все прочее до вечерни по великопостному уставу. Так же, как показано в 1-ой графе. Так же, как показано в 1-ой графе. Так же, как показано в 1-ой графе. Так же, как показано в 1-ой графе. На литургии: Блаженны предпразднства песни 3 и 6, обе на 8. По входе – тропарь храма Христова, если храм Христов. Тропарь предпразднства. Слава, кондак храма. И ны не, предпразднства. Если храм Богородицы, то тропаря и кондака храма нет. Если храм святаго, то тропарь его произносится после тропаря предпразднства. О прокимне, апостоле, аллилуиарии, евангелии и причастне особого замечания в Типиконе не сделано. Обыкновенно читаются те, которые усвоены сим субботам, т. е. дня и за упокой. Глава 26. VIII. Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в субботу 5 седмицы Великого поста (в субботу Акафиста), то богослужение отправляется по мрк. гл.: «аще случится предпразднство Благовещения в субботу 5-ю Акафиста» (Тип., л. 202). IX. Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в неделю (воскресенье) Крестопоклонную, то богослужение отправляется по мрк. гл.: «аще предпразднство Благовещения случится в неделю Крестопоклонную» (Тип., л. 201). X. Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в 4 или 5 недел. Великого поста, то богослужение отправляется по мрк. гл.: «аще случится предпразднство Благовещения в нед. 4 или 5 постов» (Тип., л. 202). Под 25 ч. марта месяца первое место в Типиконе занимает, так сказать, основная благовещенская глава, имеющая заглавие: Благовещение пр. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (л. 202 на об.). В ней говорится об особенностях богослужения в день, предшествующий празднику Благовещения, начиная с вечерни, относящейся уже к этому празднику, изображаются состав и порядок всенощного бдения накануне праздника и, наконец, для самого праздника указываются особенности часов и изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Великий пост с журналом «Фома» Великий пост с журналом «Фома» Наступило время Великого поста. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с журналом «Фома». Несколько раз в неделю на сайте foma.ru и в нашей e-mail рассылке (подписаться можно здесь)  вас ждут полезные и вдохновляющие материалы к посту: напоминания про важные дни и особенные богослужения Великого поста,  учение Церкви о посте и покаянии, опыт святых и личный опыт современников, практические советы и разговор со священниками. Ниже вы можете найти публикации проекта прошлых лет и новые материалы к Великому посту этого года: Что не забыть: Страстная неделя день за днем О богослужениях и темах,  которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения на Страстной неделе. И о том, что самое важное не пропустить и как все успеть. 26.04.2024 Лазарева суббота и плачущий Христос: что нам дает осознать этот день, а что остается тайной? «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя»… Богослужения всех дней Великого поста зовут нас войти в ту реальность евангельских событий, которая сделает нас подлинными участниками грядущей Пасхи. Не случайно на утрене Лазаревой субботы поются песнопения, звучащие только на воскресном всенощном бдении — «Ангельский собор удивися» и «Воскресение Христово видевше». Апостол Павел говорил: Если нет воскресения мертвых,… 26.04.2024 Мариино стояние Предание о Марии Египетской передавалось из уст в уста, пока в VII веке его ни записал Софроний Иерусалимский. В память о покаянном подвиге этой святой во время «Марииного стояния» читают ее житие и Великий покаянный канон Андрея Критского — целиком. 16.04.2024 Среда Крестопоклонной недели: что происходит на экваторе Великого поста? «Средокрестье» — так когда-то в народе называли среду Крестопоклонной недели. День «преполовения Святой Четыредесятницы», экватор Великого поста. Половина пути пройдена. Уже. Или только еще … 09.04.2024 Сорок Севастийских мучеников

http://foma.ru/tag/vdohnovenie-na-kazhdy...

Патриаршее служение в Неделю Крестопоклонную в храме святителя Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы 31 марта 2019 года 31 марта 2019 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Стефана Пермского — Патриаршего подворья в Южном Бутове г. Москвы (Параскево-Пятницкое благочиние Юго-Западного викариатства  Московской городской епархии ) и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили:  епископ Дмитровский Феофилакт , управляющий Юго-Западным московским викариатством, наместник  Андреевского ставропигиального монастыря ;  епископ Бронницкий Фома , управляющий Северо-Западным московским викариатством, наместник  Донского ставропигиального монастыря ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Анатолий Кожа, благочинный Параскево-Пятницкого церковного округа, настоятель храма вмц. Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы; протоиерей Владимир Ковтуненко, настоятель храма святителя Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор  Московской духовной академии  под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма святителя Стефана Пермского — Патриаршего подворья в Южном Бутове г. Москвы протоиерей Владимир Ковтуненко, настоятель означенного храма, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Анатолия Колота (Московская духовная академия) в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Зубков, настоятель храма Рождества Христова в Варварине г. Москвы. По окончании богослужения настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

За богослужением исполнял песнопения Божественной Литургии смешанный хор СПбДАиС под управлением регента Боткина Н. Ю. По запричастном стихе протоиерей Михаил Юримский произнес проповедь. По окончании Божественной Литургии был отслужен торжественный молебен преподобному Серафиму Вырицкому. В храме за богослужением присутствовало очень много почетных гостей и паломников, приехавших не только из Санкт-Петербурга, но из других областей России и даже из-за границы. Торжества в этот день усугубились еще и тем, что в этот день празднуется память преподобного Алексия, человека Божия - Небесного покровителя настоятеля церкви Казанской иконы Божией Матери протоиерея Алексия Коровина. После молебна Митрополит Владимир произнес праздничную проповедь о преподобном Серафиме Вырицком, а также поздравил отца Алексия с Днем Ангела и преподнес ему в дар образ Божией Матери " Казанская " , святую просфору и букет цветов. Поделиться В воскресенье, 30 марта 2003 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в поселке Вырица под Санкт-Петербургом состоялись торжества по случаю дня памяти преподобного Серафима Вырицкого. День памяти преподобного Серафима Вырицкого совершается 3 апреля (по н. ст.), но так как этот день в нынешнем году выпадает на четверг 4-й седмицы Великого Поста, и Литургии в этот день нет, то по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира праздничное торжество было перенесено на воскресный день, 30 марта, Неделю Крестопоклонную. Упоминания в новостях 11 апреля 2024 3 апреля 2024 13 ноября 2023 31 августа 2023 5 июня 2023 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 21 апреля 2024 30 сентября 2019 11 августа 2019 12 июля 2019 9 июня 2019 4 июня 2019 28 апреля 2024 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

441 В приходской практике, если служится полиелейная утреня, во время канона священник совершает помазание елеем народа. В этом случае при большом количестве народа помазание может продлиться вплоть до конца канона, потому диакон перед каждением должен выйти с кадилом на амвон, чтобы получить благословение на каждение. Кроме того, каждение священника в таком случае следует после каждения иконостаса (перед каждением хора). 445 В частности, особенности полагаются даже на полунощнице – службе, наименее подверженной изменениям. Читаемые в течение всего года на полунощнице по первом Трисвятом тропари «Се, Жених грядет в полунощи...» заменяются в данных случаях тропарем праздника, а мертвенные «Помяни, Господи...», что по втором Трисвятом,– кондаком праздника, и вовсе упраздняется молитва в конце полунощницы «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...». 446 Исключение из этого правила составляют отпусты: 1) Обрезанию Господню, в котором поминается святитель Василий Великий ; 2) пасхальный отпуст в случае, когда в один из дней Пасхальной седмицы к пасхальной службе присоединяется служба святому великомученику Георгию Победоносцу; 3) отпуст Вознесению Господню в тех случаях, когда служба этого праздника соединяется со службами святого апостола Иоанна Богослова (8 мая), или святителя Николая Чудотворца (9 мая), или святых равноапостольных Константина и Елены (21 мая); 4) отпуст в Фомино воскресенье, в котором поминается святой апостол Фома; и 5) отпуст в день Собора Иоанна Крестителя (7 января), в котором поминается Иоанн Предтеча. 447 Следует заметить, что воспоминовение Честнаго и Животворящаго Креста, кроме среды и пятницы тех дней, когда поется Октоих, совершается также и в тех случаях, когда бывает служба Святому Кресту, а именно – в праздник Всемирного Воздвижения Креста Господня (14 сентября и в период его попразднства), в Крестопоклонную Неделю Великого поста и в следующие за ним дни четвертой седмицы поста (по пятницу включительно), а также в малые праздники Кресту (7 мая и 1 августа). Поэтому в Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников...» нет особого отпуста на праздник Воздвижения Креста. В свете же сказанного нами прежде отпуст в самый праздник Воздвижения должен быть следующим: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и всех святых, помилует...» , в дни попразднства – «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста… (следует призывание святителя Иоанна Златоустог о (на литургии), святого храма и святого дня) и всех святых...». В седмицу же Крестопоклонную отпуст должен быть вседневный со вставкой после призывания Божией Мате­ри фразы «силою Честнаго и Животворящаго Креста». Наконец, 7 мая всегда полагается полный праздничный отпуст (так как этот день всегда попадает в период Пятидесятницы), а 1 августа совершается вседневный отпуст (так как в этот день поется Октоих).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Патриаршее служение в Неделю Крестопоклонную на Черниговском подворье города Москвы 11 марта 2018 года 11 марта 2018 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Патриаршего Черниговского подворья в Москве и возглавил Божественную литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей , ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия  (ОЦАД);  архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Кречетов, благочинный Москворецкого округа г. Москвы; иеромонах Иоанн (Копейкин), проректор по учебной работе ОЦАД;  священник Димитрий Сафонов , секретарь Ученого совета ОЦАД; иеромонах Николай (Оно), инспектор ОЦАД; иеромонах Павел (Черкасов), помощник проректора ОЦАД по учебной работе; протоиерей Андрей Марущак, клирик  Храма Христа Спасителя  г. Москвы; учащиеся ОЦАД архимандрит Синесий (Викторатос) ( Элладская Православная Церковь ) и игумен Георгий (Станкович) ( Сербская Православная Церковь ); духовенство г. Москвы. Патриаршее богослужение посетили: ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» М.Н. Стриханов; ректор Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левитская; ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков; ректор Московского архитектурного института Д.О. Швидковский; член Высшего совета «Единой России» О.М. Бударгин. За Литургией молились преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры, благотворители возрожденного храма. Богослужебные песнопения исполнил Московский Синодальный хор (руководитель  заслуженный артист России А.А. Пузаков).

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Эти образы наполняют и песнопения Триоди. Крест – наша радость и наша сила: «В средних днех воздержания, преходяще днесь силою Крестною, на сем вознесшагося посреде земли, Спаса и Бога славословим, вопиюще: зрители нас покажи страстем Твоим, Владыко, и честнаго Воскресения, даруя нам очищение, и велию милость» (понедельник 4-й седмицы, вечерня, стихира на «Господи воззвах»). «Крепость воздержания, божественный есть Крест, содейственник бдящих, постников укрепление, борющихся поборник: сему вернии любовию приступивше, радостно поклонимся» (четверток 4-й седмицы, песнь 9-я 1-го трипеснца). «Предлагается днесь живоносная радость, приидите вси, поклонимся со страхом Христову честному Кресту, да приимем Духа Святаго» (среда 4-й седмицы, песнь 3-я 2-го трипеснца). К образам синаксаря добавляется и образ Креста-мачты с парусом: «Крестным ветрилом окрилившеся, корабль спасительный се, поста преполовивше, Мессия Иисусе Боже, имже нас страсти Твоея к пристанищу окорми» (среда 4-й седмицы, песнь 3-я канона Кресту) И — нерушимая связь с Воскресением Христовым, с Пасхой. «Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекуще с Богом братие, яко да и Пасху радостно узрим Христу воскресшу» (понедельник 4-й седмицы, утреня, песнь 8-я 2-го трипеснца). «Четыредесяте постных стадий преполовляюще, приидите любовию со Христом идем к Божественней страсти, да сраспеншеся Ему, общницы будем Того Воскресению» (понедельник 4-й седмицы, утреня, песнь 1-я 2-го трипеснца). Есть в богослужении Крестопоклонной недели поразительная деталь, которая почти никому сейчас незаметна, так как мало поддержана современной реальной традицией. Канон кресту начинается ирмосами Пасхи: «Воскресения день, просветимся, людие…» Просто на утрене Крестопоклонной недели (вечером в субботу) прежде канона Триоди читается канон воскресный, со своими ирмосами, и пасхальные ирмосы не поются (по полному уставу — должны были бы петься в середине). Святитель-исповедник Афанасий (Сахаров) вспоминал: «Когда я учился в Шуйском духовном училище, там обычно в Неделю Крестопоклонную после литургии совершался молебен Кресту, на котором вместо обычных запевов пелись ирмосы этого канона. Помню, какое сильное впечатление производило это пение на всех, как воодушевляло оно нас, малышей, какой радостью наполняло! Этот день был какой-то особенный. Забывалась совершенно тяжесть поста. А пост тогда блюли куда строже, чем теперь».

http://pravmir.ru/pismo-chetvertoe-post-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010