04 Зачем нужно благословение? Служба, пусть и дома — это же хорошо! Если каждый начнет самочинно и без объективных причин заменять церковное богослужение службой мирянским чином, это может привести к разобщенности, создать почву для развития сектантских настроений. В истории древней Церкви были случаи, когда часть верующих, считая себя избранными, начинала обособленно совершать службы по собственным правилам, постепенно превращаясь в секту. Для предупреждения таких ситуаций участники церковного собора, прошедшего в IV веке в Ганграх, постановили отлучать от Церкви тех, кто собирается вне храма и желает совершать богослужение, «не имея с собой пресвитера по воле епископа» (6-е правило Гангрского Собора).  05 В правиле сказано, что без священника вообще нельзя, а вы говорите, что по благословению можно. Никодим Милаш, сербский епископ-исповедник и специалист по церковному праву, пояснял, что суть правила именно в словах: «по воле епископа». Т.е. речь идет о разрешении епископа или священника как его представителя. Поэтому, повторим,  в особых обстоятельствах можно служить мирским чином, при этом необходимость взять благословение — это не чья-то прихоть, а церковное правило, которое подкреплено историческим опытом и направлено на поддержание соборности и единомыслия между христианами. 06 Вот я решил совершить богослужение дома. Как мне это сделать? Домашние богослужения следует совершать по аналогии с утренним и вечерним правилом. Прежде всего необходимо найти для этого время, чтобы в процессе не пришлось отвлекаться на звонки или домашние дела. Хорошо, если у вас уже выделено место с иконами, где можно зажечь лампаду или свечу. Не забудьте и про внешний вид: оденьтесь должным образом, как если бы собирались на богослужение в храм. 07 Вслух читать, или про себя? И что с пением? Читать следует вслух, но не стоит пытаться изображать диаконскую или иерейскую интонацию. Наоборот, читайте просто и чётко. Пение уместно, если совершающие службу знакомы с азами церковного пения, в противном случае рекомендуется прочитывать всю службу целиком.

http://foma.ru/est-bogosluzhenija-kotory...

Духовная миссия Патриаршего экзархата Африки: первые итоги 30 декабря 2022 г. 13:41 29 декабря 2021 года решением Священного Синода был образован Патриарший экзархат Африки . В декабре 2022 года в Москву на курсы подготовки будущих пастырей приехали пять священнослужителей из Нигерии, Камеруна, Малави, ЮАР. Они разные по возрасту, характеру, образованию, богослужебному опыту, и у каждого из них — свой путь к Православию. Всех пятерых африканцев объединяет живая вера в Бога, жажда знаний и горячее желание после рукоположения вернуться на родину священниками Русской Православной Церкви. Их не останавливает бедность, отсутствие храмов, богослужебной утвари и книг. Ведь со временем все устроится, тем более когда свое плечо им подставила православная Россия. Занятия будущих пастырей проходят на базе миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова при участии Патриаршего экзархата Африки, Синодального миссионерского отдела и Сретенской духовной академии . Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 1, 2023 , PDF-bepcuя ). Даниил Агбаза приехал из Нигерии. Он сын священника, перешедшего из католичества в Православие. Даниил успел закончить семинарию в Лагосе (бывшая столица страны), принадлежал к Александрийской Православной Церкви (АПЦ), служил в своей епархии чтецом, казначеем, секретарем епископа (митрополита Нигерийского Александра) и даже преподавал в семинарии литургическое богословие. До расставания с АПЦ он служил в кафедральном соборе Воскресения Христова Лагоса. В этом плане ему повезло, потому что службы там шли регулярно, в отличие от общины Иоакима Бакали из Малави (г. Чирадзулу), к которому священник АПЦ приезжал служить из Блантайра (в 25 км от Чирадзулу) два раза в год, ссылаясь на то, что для более частых визитов нет транспорта. Для 58-летнего Иоакима — бывшего протестантского пастыря, всю душу вложившего в созданную им общину, долго искавшего истинную веру и пять лет назад вместе с общиной принявшего Православие, — это было непонятно. Греки предложили компромиссный вариант — совершать суточный круг богослужений по Часослову мирянским чином в отсутствие священника и организовали для глав провинциальных малавийских общин специальные курсы катехизаторов. Иоаким со товарищами ждали, что затем их рукоположат в диаконы и священники, но этого не произошло. Новый епископ объявил, что рукоположений не будет, потому что у епархии, к сожалению, нет средств платить зарплату священникам (в Африке АПЦ материально поддерживает свое духовенство). Но это была не единственная грустная новость — вскоре закрыли и школу катехизаторов. На прощание всем подарили по церковному календарю с мирским чином богослужений, чтобы Иоаким мог хотя бы так проводить службу для своей паствы. Это все, что было у него до перехода в Русскую Православную Церковь. «Мои прихожане не причащались уже год, — грустно сообщает он. — У нас 160 человек в общине, 30 из них ждут, когда их крестят».

http://patriarchia.ru/db/text/5990917.ht...

- Кто представляет общину Успенского прихода? - Для общины это громко сказано, но есть свой костяк, который и поддерживает молитвенную жизнь. Кроме консула России Сергея Сергеевича Гущина и старосты прихода Ларисы Тимошиновой, которая работает поваром, это авиационный инженер Виктор Кобзарь с супругой Зинаидой. Виктор и Лариса Степановна живут на Шпицбергене уже давно, например, он 26 лет, а она 12 лет. Как она выразилась, без храма тут нельзя: «Если служб не будет, то все тут заглохнет, потому что нет священника и нет постоянных жителей». Это правда, отработав по контракту люди уезжают и приезжают новые. Немногие задерживаются. Эти трое в основном и организуют здесь всю православную жизнь. От нашего прихода из Тронхейма мы передали местной общине в дар новые хоругви, и в местной мастерской изготовили для них древки. - Как строится православная жизнь в отсутствие священника? - Каждое воскресение Лариса Степановна в 12 часов звонит в колокола на звоннице, подаренной приходу благотворителями из России несколько лет назад. Народ собирается на совместную молитву — чтение часов. Литургию мирянским чином они не служат. В двунадесятые и великие праздники в часовне читаются акафисты святым, а потом обходят ее крестным ходом. В Пасху богослужение состоит из чтения пасхальных часов. Куличи и пасха освящаются мирским чином. При храме есть неплохая православная библиотека с духовной литературой. Мне рассказывали, что в 1990-е годы с миссионерскими целями в Баренцбург приезжал протестантский пастырь с детским хором и устраивал в клубе концерты, проповедовал и раздавал всем желающим Библии на русском языке. Часть этих Библий осталась в местной библиотеке. Их недавно обнаружили и решили передать Успенскому храму. В свою очередь, я привез для библиотеки наши приходские журналы «Зерно веры», а также номера «Журнала Московской Патриархии». - Сколько человек приходило на ваши службы и где они проходили? - Помимо часовни Спаса Нерукотворного образа в Баренцбурге есть домовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, он находится в местном Культурном центре. Там и служили Литургию, на которой в обоих случаях было 20-25 человек.

http://pravoslavie.ru/132452.html

Рубрики Коллекции Есть богослужения, которые я могу совершать дома и без священника? 4 мин., 09.10.2021 Поделиться Содержание В разгар пандемии коронавируса, когда посещение храмов было ограничено, на официальном сайте Московского Патриархата регулярно публиковались последования богослужений для чтения верующими дома, а накануне Пасхи 2020 года Патриарх Кирилл благословил мирян (христиан, не имеющих священного сана) самим совершать освящения куличей. Какие же священнодействия и при каких обстоятельствах миряне могут совершать без участия духовенства? Разбираемся в «Слайдах» . 01 Правда ли, что можно служить и без священника? Да, правда. Практически все службы суточного круга — т. е. те, которые совершаются в храмах в течение дня, христианин может проводить самостоятельно. Исключение составляет Божественная литургия. Ее кульминацией является таинство Евхаристии (преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа), которое может совершать лишь епископ или священник. Т.е. служить мирянским чином в большинстве случаев можно, однако к подобной практике следует прибегать, если на то есть объективные причины. 02 Что за «мирянский чин»? Разве домашние богослужение отличается от церковного? Да, отличается. «Мирянским чином» и называется особый порядок службы, совершаемой людьми без священного сана: из текста исключаются все, что по уставу должен произносить священник. Основа богослужебных текстов так же, как и в обычной службе, берется из Часослова (сборник служб суточного круга), а меняющиеся части службы нужно искать в специальных книгах: Минеях, Октоихе, Триоди. Для этого, правда, мирянину нужно хорошо ориентироваться в литургике (дисциплине, изучающей богослужение) — поэтому в пандемию публиковались «готовые» чинопоследования богослужений для мирян. 03 И какие могут быть причины, чтобы служить дома? Домашнее богослужение может заменить церковное, когда объективно нет возможности посетить храм — будь то физическая немощь, удаленность от храма, эпидемия или другие обстоятельства непреодолимой силы. При этом прежде, чем прибегать к домашнему богослужению взамен церковного, нужно испросить на это благословение священноначалия (священника или епископа).

http://foma.ru/est-bogosluzhenija-kotory...

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru. Вопрос: Считаете ли Вы возможным для современного православного человека, члена Русской Православной Церкви, в частности, мирянина, свободно принимать участие в таинствах, совершаемых старым, дореформенным чином в рамках единоверия, или приходов Русской Православной Церкви, практикующих старый обряд? Митрополит Иларион: Здесь важно различать старообрядчество как движение и старый обряд как то, что существует и у старообрядцев, и в Русской Православной Церкви. У нас есть приходы, где совершается богослужение по старому обряду. Я сам дважды в год служу в таком храме — это московский храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, где богослужение совершается по старому обряду. При этом храме существует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, где мужчины и женщины обучаются знаменному пению, церковнославянскому языку. Этот центр находится под прямым покровительством Святейшего Патриарха. Поэтому единоверие развивается в лоне Русской Православной Церкви, и я думаю, что нет ничего предосудительного для человека, который интересуется старым обрядом, посещать богослужения и по старому обряду, и по так называемому, подчеркну, новому обряду, ибо наш так называемый новый обряд — это тоже древний обряд. Просто он в некоторых небольших, незначительных деталях отличается от того обряда, который у нас практиковался до середины XVII века, и который сохранился в старообрядчестве, и в старообрядных приходах Русской Православной Церкви. Вопрос: Посмотрел Ваш фильм «Старый обряд и современность» и послушал митрополита Корнилия по радио. Возникло недоумение: почему в фильме прямо не сказано, что Русская Православная Церковь считает старообрядческих священников нелегитимными, а они в свою очередь нас считают еретиками. Митрополит Иларион: Во-первых, каждый фильм, даже документальный — это художественное произведение. Во-вторых, фильм, который я подготовил для телеканала «Культура», и который был показан на этом телеканале, не о старообрядчестве, а о старом обряде. Старый обряд, как я сказал, отвечая на предыдущий вопрос, существует и в Русской Православной Церкви, и в старообрядческих согласиях. Ситуация в старообрядческих согласиях достаточно запутанная, ибо там есть направления, где существует епископат и священство, а есть так называемые беспоповцы, которые не приемлют священства, и, соответственно, у них нет ни Божественной литургии, ни Таинства Причащения, а крещение у них совершается мирянским чином.

http://pravoslavie.ru/103819.html

Все это усугубилось еще и неудачной попыткой Московского Собора 1917 года, ставившего задачу улучшения обрядовой стороны и даже создания, в конце концов, так необходимого нам церковно-приходского устава. И когда Собору не удалось сделать ничего реально ощутимого, то многие ради достижения поставленной им цели встали на путь скомпрометировавшего себя обновленческого движения. А так как результат такого движения оказался плачевным, то возникло опасение всякой попытки подобного рода и великая терпимость к явным нарушениям церковного устава из-за боязни раскола. Большинство из-за этого опасения выбирают путь точного (буквального) следования Уставу Церкви, не понимая, что само по себе строгое следование по букве не только неразумно, но и небезопасно. Помните, как сказал святой апостол, Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит ( 2Кор.3:6 )! И если следовать только букве, то можно получить вред не только от церковных установлений, но и от установлений самого Бога! Это мы не раз еще докажем различными примерами. К Уставу Церкви, как и ко всему, необходимо подходить с рассуждением. И если, к примеру, мы сообразим, что Типикон, которым до сих пор пользуется наша Церковь, есть устав монашеской жизни, то, исходя из одного этого факта, уже поймем, что далеко не все в нем применимо к жизни мирянской. Элементарно у мирянина меньше времени на совершения богослужения и уже по одному этому понятно, что он не в состоянии совершать службы полным чином, как это приписывается Типиконом. К сожалению, многим православным трудно понять, что больше не значит лучше. Маловероятным представляется, чтобы церковные богослужения были задуманы в качестве упражнений на выносливость. Если все это и многое другое не учитывать, это приведет к крайне негативному результату. Как совершать эти сокращения? Но так как сам Устав не дает указаний, как и до какой степени можно сокращать данные им установления, то все это совершается кому как вздумается… Хотя принцип «аще изволит настоятель» работает только тогда, когда этот настоятель не только знает букву, но и понимает дух Устава, а также изучает историю формирования богослужения, вникает в смысл и содержание служб и многое другое.

http://azbyka.ru/video/43-primenimost-ti...

В Бурятии, служа в миссионерском стане поселка Кырен, отец Савва увидел, какое влияние способны оказать на сердце человека другой веры красота богослужения и благолепие храма. Так, в поселке Тунка (60 км от Кырена) есть церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в начале XIX века. Узнав, что священник там каждую субботу совершает Литургию, люди со всей округи стали собираться на молитву. И если на первых богослужениях причащался лишь один человек, то через два-три месяца к Чаше подходило уже 15-20 прихожан. — Однажды в храм зашел местный житель из бурят. Он с восхищением осматривался и все повторял: «Как хорошо у вас, как чисто, как красиво!» Мы побеседовали с ним, ему стало интересно. Он начал приходить на богослужения и скоро заявил, что хочет принять Православие. Причем привел креститься с собой еще нескольких знакомых бурят. Проблему с утварью для Покровского храма удалось решить довольно просто. Священник написал на сайт «Помоги-приходу.ру», и там его поддержали — собрали необходимые средства. Благодаря регулярным службам еще в двух поселках — Монды и Зун-Мурино — тоже по­явились свои общины. Причем в Монды добрые люди пожертвовали под храм жилой дом, а в Зун-Мурино построили часовню. В обоих поселках пастырь служил 2-3 раза в месяц. — Регулярные службы способствуют формированию общины, но в отсутствии священнослужителя она может распасться, если в ней нет активных людей, готовых собираться на совместную молитву мирянским чином, — заключает иеромонах. Как, например, это было в поселке Новобирюсинском (Саянская епархия), где он служил пять месяцев. К слову, первый месяц миссионеру пришлось там жить в комнате для свиданий в исправительной колонии. Другой возможности разместить священника у администрации поселка не нашлось. Богослужения проходили каждое воскресенье в актовом зале в здании местной администрации, число молящихся в короткий срок выросло с 5 до 35 человек. Приходили даже сотрудники исправительных колоний (в районе четыре пенитенциарных учреждения).

http://pravoslavie.ru/149435.html

Рубрики Коллекции Священник, диакон, чтец, алтарник: чем отличаются? 3 мин., 03.09.2022 Поделиться Содержание В чем разница между священнослужителями и церковнослужителями? Какова их роль во время богослужения? Разбираемся в слайдах «Фомы». 01 Священнослужители — это все, кто в алтаре во время службы? Не совсем. Во время службы в алтаре находятся священники, диаконы, чтецы и алтарники. Все они облачаются в особые богослужебные одежды. Из них священнослужители — это священники и диаконы , которые поставляются на это служение через таинство Рукоположения. А чтецы и алтарники  называются церковнослужителями . В современной практике для того, чтобы стать церковнослужителем, необходимо благословение настоятеля храма. 02 Кто из них обычно совершает богослужение? На практике храмовое богослужение чаще всего совершает священник. Теоретически он может служить и в одиночку, однако это довольно затруднительно. Такой ситуации стараются избегать и привлекают помощников. 03 Что значит «чаще всего»? Разве возможно иначе? Богослужения бывают разными. Есть ситуации, когда богослужения (кроме литургии и других служб, которые включают в себя таинства ) совершаются без священника, мирянским чином — диаконами, церковнослужителями или прихожанами, ориентирующимися в порядке службы. В этом случае из нее убираются все молитвословия, которые устав предписывает произносить только священнику. Однако это — исключительные случаи. 04 Зачем нужен священник? Во время рукоположения священник получает благодать для совершения таинств и всего, что необходимо для пастырского служения. Как писал святитель Иоанн Златоуст, священнику «вверена власть действовать благодатными дарами». Только священник имеет право совершать таинства и другие священнодействия, связанные с передачей верующим благодатных даров Духа Святого: крестить, исповедовать, венчать, освящать воду и различные предметы. Он служит своего рода посредником между Господом и людьми, через которого прихожане имеют возможность приобщиться к благодати Божией.

http://foma.ru/svjashhennik-diakon-chtec...

Молебен Молебен в защиту Церкви: впечатления участников Что заставило этих людей придти к храму Христа Спасителя? Как оценивать этот необычный молебен? Каковы результаты? Обо всем этом рассуждают участники молебна священники Владимир Вигилянский, Димитрий Карпенко, Максим Обухов, диаконы Александр Волков и Андрей Кураев, байкер Алексей Вайц и журналист Андрей Золотов. Праздник времени Этот праздник есть в нашем месяцеслове, называется он «Начало нового лета». Отмечается, согласно Уставу, великим славословием. «Но это ведь церковное новолетие, 1 сентября» – опять скажут многие. В том-то и дело, что ни в Типиконе, ни Минее, ни в какой-либо молитве – абсолютно нигде – нет этого слово «церковное». Мирянским чином Мирянское богослужение иногда практиковалось и в годы гонений. Например, в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях бывали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли. Молебен и молитвы о дожде Подаждь нам Твою благость, упой землю нашу водой чистою, к плодоношению ея, полезныя нам воздухи даруй. И якоже иногда учеников Твоих погружаемых спасл еси от моря, и зельности ветров: такоже и ныне спаси нас от содержащаго нас обстояния. На Олимп с молитвой! Патриарх благословил российскую сборную Опыт проведения подобных соревнований свидетельствует: для того, чтобы побеждать спортсмены должны обладать не только прекрасной физической подготовкой и высокими профессиональными навыками, но и несокрушимой силой духа и волей к победе. Именно эти качества становится решающими на пути к достижению наивысших результатов. Чтение записок не должно превратиться в мучительную часть службы — Патриарх Чтение записок не должно превращаться в мучительную часть богослужения " . Патриарх подчеркнул недопустимость профанации усталости прихожан в молитву: " Евхаристия совершается 15 минут, записки читаются по 40 минут " Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/moleben/page/7/

Лектор подробно остановилась на иконостасе псковской церкви первомученика Стефана, который можно считать «предшественником Сергиевского храма в Семхозе». Здесь, в древнем Мирожском монастыре, о. Зинон создал иконописную школу, в которую приезжали учиться художники не только из России, но и из других стран. Фото: Sobory.ru В тот период все были увлечены тябловыми иконостасами, желательно – золочеными, продолжила искусствовед. А о. Зинон сделал иконостас из местного серого псковского камня, что воспринималось тогда как нечто совершенно новое, непривычное. Однако эта работа является результатом углубления автора в раннехристианскую традицию, утверждает исследователь его творчества. Об этом же напоминает и образ юного Христа, попирающего льва и змея: в равеннских мозаиках VI века тоже можно увидеть безбородого Христа-Победителя, а звери – отсылка к пророчеству Исайи. «О. Зинон всегда идет на шаг впереди – и его всегда критикуют», – сказала искусствовед, напомнив, что за эту работу и за создание школы иконописи в Мироже о. Зинон получил в 1994 г. госпремию. Фото предоставлено И. Языковой И. Языкова не останавливалась подробно на истории с прещением, наложенным на архимандрита Зинона митрополитом псковским, и на изгнании его из монастыря, поскольку предметом ее лекции было именно творчество иконописца. В 1996 г. он оказался в деревушке Гверстонь (на границе Псковской обл. и Эстонии), где вместе с небольшой общиной спроектировал и построил маленький храм. Это строение также не оставило равнодушными критиков: его упрекали в отсутствии «традиционных маковок-луковок». Храм же построен из псковского камня по мотивам ранних романских базилик, с двускатной крышей, с низкой алтарной преградой, на которой расположены две иконы, выполненные в древней технике энкаустики (искусствовед заметила, что о. Зинон – один из первых, кто возрождал эту технику). Грубая фактура неоштукатуренного камня, аскетичность убранства этого храма выражают дух общины, которая жила в Гверстони и совершала здесь богослужение мирянским чином, отметила лектор.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010