И стал Господь прибежищем для бедного, помощником в благополучии и в скорби, – и да уповают на Тебя знающие имя Твоё, ибо не оставил Ты ищущих Тебя, Господи. Воспойте Господу, живущему на Сионе, возвестите среди народов деяния Его, ибо вспомнил Он, взыскивающий за их кровь, не забыл вопля бедных. Помилуй меня, Господи, взгляни на унижение моё от врагов моих, Ты возносишь меня из врат смерти, чтобы я возвестил все хвалы Твои во вратах дочери Сиона: возрадуюсь я о спасении Твоём. Погрязли народы в пагубе, которую сотворили, в сети той, что скрыли они, увязла нога их. Познаётся Господь, творящий суды: в делах рук своих погряз грешник. Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога, ибо не до конца забыт будет нищий, терпение бедных не погибнет до конца. Восстань, Господи, да не укрепляется человек, пусть судятся народы пред Тобою. Поставь, Господи, законодателя над ними, да познают народы, что люди они. Для чего Ты, Господи, встал вдали, не замечаешь благополучия и скорби? Когда надмевается нечестивец, загорается нищий, – запутываются они в замыслах, которые измышляют. Ибо похваляется грешник в пожеланиях души своей, и неправедного благословляют. Раздражил Господа грешник: «По множеству гнева Своего Он не взыщет» – нет Бога пред ним. Оскверняются пути его во всякое время, отстраняет он суды Твои от лица своего, всеми врагами своими овладеет. Ведь сказал он в сердце своём: «Не поколеблюсь, из рода в род пребуду без зла», – тот, чьи уста полны проклятия, и горечи, и коварства, под языком его беда и горе; сидит он в засаде с богатыми в тайных местах, чтобы убить невинного, глаза его за бедным наблюдают. Подстерегает втайне, как лев в логове своём; подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, когда завлечёт его. В западне своей смирит его, но согнётся и падёт, когда возобладает над бедными. Ибо сказал он в сердце своём: «Забыл Бог, отвратил лицо Своё, чтобы не видеть, до конца!» Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, не забудь бедных Твоих до конца! Для чего раздражил нечестивый Бога? Ведь сказал он в сердце своём: «Он не взыщет».

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/voskresna...

Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Облекошася Христе схождением Твоим во свет преисподняя,/праотец же веселия исполнь, явися ликовствуя, взыграся, вопия:/благословен еси, Боже отец наших. Озарилась светом преисподняя/чрез Твое, Христе, сошествие;/а праотец, явившись радости исполненным,/в восторге ликовал, взывая:/«Благословен Ты, Боже отцов наших!» Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Богородичен: Тобою, Мати Дево,/свет возсия всей вселенней светлый:/Зиждителя бо Ты всех родила еси Бога,/Егоже проси, Всечистая,/нам низпослати верным велию милость. Богородичен: Чрез Тебя, Матерь-Дева, яркий свет/взошел для всей вселенной;/ибо Ты родила Создателя всех – Бога./Испроси у Него, Всечистая,/да ниспошлет нам, верным, великую милость. Ин. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению. Канон 2. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и воскресению. О страннаго образа!/Израиля Избавлей от работы фараонския,/распинается волею от него,/и разрешает вериги согрешений./Емуже верою поем:/избавителю Боже, благословен еси. О небывалое событие!/От рабства фараону Избавивший Израиль,/по Своей воле им распинается/и развязывает узы согрешений./Ему мы с верою воспеваем:/«Избавитель Боже, благословен Ты!» Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и воскресению. Тебе, Спаса, на лобнем распяша пребеззаконных отроцы нечестивии,/врата медная и вереи сломившаго,/во спасение нас, поющих:/избавителю Боже, благословен, еси. Тебя – Спасителя распяли на Лобном месте/нечестивые потомки беззаконников,/врата медные и засовы ада разрушившего/для спасения нас, воспевающих:/«Избавитель Боже, благословен Ты!» Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Богородичен: Евы древния свобождение, рождшая, от клятвы,/разрешаеши Адама, Дево Чистая./Темже со ангелы Тя, с Сыном Твоим поем и вопием:/избавителю Боже, благословен еси.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/voskresna...

Именно эта неудовлетворенная жажда действенного богослужения стала причиной появления новой формы чтения Псалтири по соглашению в двадцатках. Мой личный опыт общения с прихожанами, которые начинают участвовать в подобной практике, свидетельствует о следующих возможных искушениях, о которых хотелось бы предупредить молящихся. Во-первых, в приходе рано или поздно все узнают о том, что в храме есть некоторые особые молитвенники, к которым нужно обращаться с просьбой о молитве, так как их групповая молитва «сильнее». Во-вторых, эти особые молитвенники не у всех принимают просьбы о молитвах и списки с именами, а устраивают людям буквально допросы по каждому имени и причине просьбы о молитве. В-третьих, они постоянно с важностью всем напоминают, чтобы с такого по такое-то время им никто не звонил и не беспокоил, т. к. они читают Неусыпаемую Псалтирь. В результате в приходе на ровном месте образуется нечто вроде секты особо продвинутых христиан. В-четвертых, у некоторых после первой эйфории от осознания важности своей миссии (прелести) наступает отягощение взятыми на себя обязательствами с одновременной невозможностью от них отказаться, ведь в приходе все уже знают, что он особый молитвенник. В результате человека охватывает уныние. Если человек хочет читать Псалтирь, то лучше всего взять в руки «Псалтирь учебную» с двумя параллельными текстами (на церковнославянском языке и переводом Бируковых), ее можно легко найти на «Азбуке». В этом издании даны правила как келейного чтения, так и чтения по усопшим. Для людей, не знающих церковнославянского языка, чтение можно начать с современного перевода, а потом обязательно перейти на церковнославянский текст. Для людей, знающих церковнославянский язык, перевод будет хорошим подспорьем для понимания нюансов текста и заодно проверкой своего знания языка. Чтение я рекомендую начинать с 2-3 псалмов в день, постепенно увеличивая по силам. Главное — это не брать на себя невыполнимые обязательства, а ощутить радость псалмопения. Думаю, что возникшее обсуждение вопроса о чтении Псалтири и домашнем богослужении весьма своевременно. В ходе этого обсуждения хотелось бы поставить вопрос о создании страницы, на которой ежедневно выкладывались бы богослужебные тексты наряду Утрени и Вечерни мирянским чином. Особенно это актуально сейчас, во время пандемии.

http://azbyka.ru/psalms/glavnoe-ne-brat-...

Понятно, что это была некая идеализированная модель хотя бы потому, что было крайне маловероятно добиться от кого-либо из архиереев рукоположения главы общины в тайные пресвитеры или тем паче епископы (хотя, как известно, прецеденты тайных хиротоний для служения на дому в 70-е годы были – наиболее известным из таких тайных священников является о. Глеб Каледа). На практике община о. Георгия (в 1983 году он был рукоположен в диакона, учась в ЛДА) продолжала существовать как группа мирян, причащающаяся в обычных храмах и окормляющаяся у канонических священников [xvi] ), но имеющая определенные особенности. Во-первых, так как в общину постоянно приходили люди (пусть поначалу и немного – по несколько человек в год, но приток новичков был), им необходимо было помогать воцерковляться, поэтому под стихийно возникшее импровизированное оглашение была подведена база – учась в ЛДА, о. Георгий собирал материалы о том, как была организована катихизация в эпоху ее расцвета, и старался применить этот опыт к современным условиям. К второй половине 80-х система оглашения приобрела те черты, которые для нее характерны и сейчас. Члены общины стремились быть вместе и за богослужением, и вне его. К сожалению, это не всегда бывало возможно – скажем, в те годы одновременное появление в храме группы из 10-15 (если не более) молодых людей могло вызвать подозрения и привести к неприятностям, причем не только для них, но и прежде всего для священника. Нередко волей-неволей приходилось «конспирироваться», ходя в храмы по отдельности. Но как же быть с естественным желанием молиться вместе? Общинники стали собираться у кого-то дома и вместе молиться (это называлось «молитвенная встреча») – сначала вполне привычно читали вместе каноны и акафисты, но постепенно пришли к тому, чтобы служить на дому службы суточного круга (чаще всего вечерню) мирянским чином, т.е. опуская священнические возгласы и ектеньи. Важным для общины видом встреч были агапы – совместные молитвенные трапезы после литургии и причастия. Это была попытка выявить и собрать общину как единое целое, что было практически невозможно в те годы в храме: с одной стороны, зачастую невозможно было собраться всем вместе (впрочем, было четкое стремление причащаться всей общиной в одном храме), с другой – так как в то время не было принято часто причащаться, причастников за службой было меньшинство [xvii] . Таким образом, вместо «epi tou autou» («все вместе на одно») получалось не все, не вместе и не на одно. Попыткой как-то это компенсировать и были агапы, представлявшие собой молитвенную трапезу после Литургии, в которой участвовали все члены общины после причастия.

http://bogoslov.ru/article/3156747

Конечно, единомысленные оппозиционные группы продолжали поддерживать между собою связь. Так, липецкий проповедник В. Д. Титов, получивший “слова наставления” от пастырей-“буевцев”, будучи в 1944–1947 гг. идейным вдохновителем оппозиционных групп Тамбовской области, поддерживал связь со многими из них, в том числе писал им послания. Но и в этом случае о создании иерархической структуры речь уже не шла. Не создавали такой структуры и контакты, которые старались поддерживать между собой оппозиционные общины различных регионов 30 . Первым наиболее ощутимым следствием распада иерархических связей внутри оппозиции стала невозможность восполнить потери священников, понесенные в результате репрессий. В результате к середине 1940-х гг. в некоторых регионах роль руководителей домашних богослужений в незарегистрированных общинах перешла к мирянам, причем не только к мужчинам, но и к женщинам 31 . К концу 1940-х гг. оппозиционные общины, отказавшиеся от воссоединения с Патриаршей Церковью, практически лишились священства. Это было воспринято ими как очередное и неизбежное знамение конца времен. В одном из произведений того времени говорилось, что теперь истинных христиан “накрыла тьма на определенное Богом время”, не стало истинного священства и “архангельский глас умолк” 32 . Наверняка отдельные оппозиционные священники и епископы еще оставались на свободе и служили тайно, но приведенная цитата свидетельствует о том, что они замкнулись в узком кругу своих чад и были практически изолированы от основной массы верующих-оппо­зи­ционеров; во всяком случае именно таково было самоощущение последних. Отсутствие священников вело к редукции богослужебных чинопоследований и таинств. В лучшем случае службы совершались мирянским чином или заменялись чтением Псалтири или акафистов. Таинство причастия в 1940-е гг. во многих подпольных группах центральных российских областей исчезло из обихода и было заменено приобщением святой воды или просфор, или ранее освященных пасхальных куличей. Во многих общинах в 1940–1950-е гг. таинство брака не воспроизводилось даже формально. Так богослужебные обычаи церковного подполья трансформировались во внецерковные практики 33 .

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

Троичен: Бога Отца и Сына собезначального/все мы, смертные, чистыми устами славим/и почитаем неизреченную и преславную/силу Всесвятого Духа;/ибо Ты одна – всемогущая,/Троица нераздельная! Ин. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению. Канон 2. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и воскресению. Аще и во гроб сошел еси яко мертв, Жизнодавче,/но адову крепость разрушил еси, Христе,/совоздвигнув мертвыя, яже и поглоти,/и воскресение всем подал еси, яко Бог,/верою и любовию Тя величающим. Хотя и во гроб Ты сошел как смертный, Податель жизни,/но силу ада уничтожил, Христе,/воздвигнув с Собою мертвых, которых он поглотил,/и воскресение всем даровал, как Бог,/с верою и любовью Тебя величающим. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и воскресению. Да радуется тварь, и да процветет яко крин:/Христос бо от мертвых воста, яко Бог./Где Твое, смерте, ныне жало? – воззовем./Где Твоя, аде, победа?/Низложи Тя в землю,/Возвысивый рог наш, яко благоутробен. Да радуется все творение и да цветет как лилия;/ибо Христос из мертвых воскрес, как Бог./«Где ныне, смерть, Твое жало?» – восклицаем; –/«Где, ад, Твоя победа?/Поверг тебя на землю Возвысивший наше достоинство,/как милосердный!» Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Крестобогородичен: Носиши Носящаго вся,/и держиши, яко Младенца, в руках,/из руки избавляющаго нас борителя врага, Пречистая Владычице,/и видиши на крест древа возвышаема,/от рова злобы нас возвысивша. Крестобогородичен: Ты носишь Носящего все, пречистая Владычица;/и на руках держишь, как младенца,/Избавляющего нас из руки ненавистного врага;/и видишь возносимым на древо Креста/из глубины зла нас Возвысившего. Ин. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Канон 3. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Звезда сияющи зарями Божества от Иакова,/от мрака содержимым возсия:/Тобою бо, Всечистая, Христос Бог Слово воплощенно:/Имже просвещаеми, с небесными вои Тя ублажаем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/voskresna...

Он дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его. Прославляйте Бога небесного, ибо вовек милость Его. Аллилуия. (3) Таже тропари воскресны, поемыя по Непорочнах, в неделях всего лета, глас 5 Затем поются тропари «по непорочных», глас 5 Стих: Благословен еси, Господи,/научи мя оправданием Твоим. Стих: Благословен Ты, Господи,/научи меня повелениям Твоим. Ангельский собор удивися,/зря Тебе в мертвых вменившася,/смертную же, Спасе, крепость разоривша,/и с Собою Адама воздвигша,/и от ада вся свобождша. Ангельский сонм изумился,/видя Тебя, Спаситель, к мертвым причтенного,/но силу смерти сокрушившего,/и Адама с Собою воздвигшего,/и от ада всех освободившего. Стих: Благословен еси, Господи,/научи мя оправданием Твоим. Стих: Благословен Ты, Господи,/научи меня повелениям Твоим. Почто мvpa с милостивными слезами,/о ученицы, растворяете?/Блистаяйся во гробе Ангел мvpohocuцaм вещаше:/видите вы гроб и уразумейте,/Спас бо воскресе от гроба. « Что вы миро слезами сострадания,/о ученицы, разбавляете?»/– Ангел, блистающий в гробнице, к мироносицам взывал,/– «осмотрите вы гробницу и познайте,/что воскрес Спаситель из гроба!» Стих: Благословен еси, Господи,/научи мя оправданием Твоим. Стих: Благословен Ты, Господи,/научи меня повелениям Твоим. Зело рано мvpohocuцы течаху/ко гробу Твоему рыдающия,/но предста к ним Ангел и рече:/рыдания время преста, не плачите,/воскресение же апостолом рцыте. Рано утром поспешили/мироносицы ко гробу Твоему с рыданиями./Но предстал пред ними Ангел и возгласил:/«Кончилось время рыдания, не плачьте/но о воскресении Апостолам возвестите». Стих: Благословен еси, Господи,/научи мя оправданием Твоим. Стих: Благословен Ты, Господи,/научи меня повелениям Твоим. Mvpohocuцы жены c мvpы пришедшия/ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху,/Ангел же к ним рече, глаголя:/что с мертвыми живаго помышляете?/Яко Бог бо, воскресе от гроба. Жены-мироносицы, с миром пришедшие/ко гробу Твоему, Спаситель, рыдали,/тогда как Ангел им возглашал:/«Что вы к мертвым Живого причисляете?/Ведь как Бог воскрес Он из гроба».

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/voskresna...

Господи, помилуй. (3) Господи, помилуй. (3) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем. Господи, помилуй. (3) Господи, помилуй. (3) И поем кондак Богородице, глас 8 И поется кондак Богородице, глас 8 Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,/но яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти;/радуйся, Невесто Неневестная. Обороняющей нас Военачальнице/за избавление от страшных бед/учреждаем Тебе торжества победы благодарственные/мы, рабы Твои, Богородица!/Но Ты, как имеющая власть необоримую,/от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе:/«Радуйся, Невеста, брака не познавшая!» Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (3) Господи, помилуй. (3) Господи, благослови. Господи, благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. ЧАС ТРЕТИЙ Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/voskresna...

Рубрики Коллекции Читать ли целиком правило, если не успеваю? 2 мин., 11.11.2021 Поделиться Вопрос читателя: Здравствуйте. Возник вопрос относительно ежедневного молитвенного правила. В силу высокой загруженности на работе, читать его каждый день полностью я не успеваю. Мой духовник говорит, что правило — это просто ориентир, на основе которого каждый сам формирует свой молитвенный опыт. И всё бы хорошо, но многие священники говорят, да и в литературе встречается совсем иной подход: чтение правила ежедневно и дословно — обязанность христианина. Кто же прав? Странно, что в таком простом вопросе существует такой разброс мнений... Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Добрый день! Прав духовник и с ним Вам этот вопрос и нужно обсуждать. Молитва — это общение человека с Богом. Как она происходит, Ваш духовник говорит совершенно верно: есть некоторый ориентир, а вот дальше этот ориентир (или идеал) реализуется в жизни каждого христианина очень индивидуально. Вы ведь понимаете, что утреннее и вечернее правило было составлено не на заре христианства, а получило распространение в XVIII-XIX веках и постепенно утвердилось как норма для мирян. Это означает, что до XVIII века множество христиан молилось утром и вечером совершенно иначе: бывали времена, особенно в самом начале существования Церкви, когда люди просто вместе ежедневно участвовали в богослужениях (о чем читаем, например, в книге Деяний апостольских) или начинали день с похода к литургии. Понимаете, да? Индивидуальная молитва совершалась по-разному: это была и Иисусова молитва, и чтение псалмов, и чтение служб определенных мирянским чином. Все это многообразие имело (да и сейчас имеет) общий знаменатель — стремление к Богообщению. Как думаете, каким образом мирянин или монах выбирал, как ему молиться? Он приходил за советом к духовнику, и тот, зная обстоятельства жизни человека, давал совет и вместе с человеком решал, как молиться. Понимаете, да? Это совершенно Ваша ситуация. Мы живем в XXI веке, когда утвердилось вот это молитвенное правило . И я совершенно согласен с Вашим духовником в том, что на него можно ориентироваться, потому что в собранных в нем молитвах содержатся прошения обо всем, что человеку нужно на день или на ночь.

http://foma.ru/chitat-li-celikom-pravilo...

Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды ( парастасы ). Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами . Существует традиция приносить с собой продукты на эти службы. Все, что ставят на панихидный стол, является нашей милостыней в молитвенную память об ушедших близких. Самое важное поминовение усопших воцерковлённых христиан совершается во время Божественной Литургии. Для этого мы подаем записку об упокоении на  проскомидию . Когда священник поминает православных христиан на проскомидии о здравии и упокоении, то из просфор вынимаются частички, и в конце литургии они погружаются в Чашу с молитвой « Омой, Господи, грехи всех, здесь поминавшихся, Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих ». Завершающая часть панихиды называется  литией . Это богослужение представляет собой весьма краткое моление и может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином. Если панихида длится около 20 минут, то лития около 5-ти. «Гражданская панихида» – бессмысленное выражение, родом из богоборческих времен. Такое мероприятие логичнее называть светской церемонией прощания с покойным. Устав совершения панихиды Устав совершения панихиды находится в  Типиконе, гл. 14 . Все молитвословия панихиды находятся в особых книгах: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Также они находятся: а) в Октоихе — пред последованием субботы 1-го гласа (иногда и пред субботой 5-го гласа) без седальна по 3-й песни; б) в Псалтири в «Последовании по исходе души» без великой ектении. На панихиде поется канон Октоиха текущего гласа, чаще всего — канон 6-го или 8-го гласа. Краткий устав-схема чинопоследования полной панихиды I часть II часть III часть Может ли мирянин совершить панихиду? Только сокращённую, мирянским чином. См.: Панихида для чтения мирянами . Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/panixida

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010