Молитвословия Постной Триоди обозначаются в богослужебных книгах словом «дне», например: «прокимен дне» и пр. Название «дне» наиболее имеют стихиры на стиховне вечерние и утренние. Над ними весьма часто надписывается: «самогласен дне». Посему в Типиконе, в указаниях на дни пения Постной Триоди (в главе 49), под словами «самогласен дне» должно разуметь молитвословия не Октоиха (дне), a Триоди. Молитвословия Октоиха для сих дней обозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, содержанием песнопений, или словом «глас». Так, а Типиконе читаем: «седальны Октоиха», «сдальны апостольския», «троичны гласа» и проч. Поскольку же в Постной Триоди почти на каждый день находятся некоторого рода песнопения двух творцов, то в Типиконе песнопения обозначаются именами творцов и тем различаются между собою 24 . Цветная Триодь (Пентикостарион, еже есть Пятдесятница) Цветная Триодь содержит в себе службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются неделею (воскресением) Всех Святых. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во первых, в Цветной Триоди, в последовании седмичных дней, большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последования седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь, или назначаются в ней для пения, по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. Тогда как в Постной Триоди, при указаниях на молитвословия Октоиха, не обозначается, из какого гласа они должны быть петы; ибо в недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, a разные. Во время же пения Цветной Триоди и неделям, и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно и сами молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в Пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на который в великую субботу на вечерне (пред литургией) поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи воззвах») первого гласа, в понедельник песнопения Октоиха полагаются в Триоди второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – восьмого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Семнадцатая маркова глава содержит устав о том, как надобно отправлять богослужение в том случае, если Благовещение будет в Великую субботу. Отправлять его надобно именно так. В пяток в 10 час. дня следует петь великую вечерню. На ней – Благословен Бог... Аминь. Слава тебе, Боже... Царю небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Миром Господу помолимся... Яко подобает тебе... Аминь. Господи, воззвах во глас 1-й. Стихиры самогласны дне на 6 и праздника на 4. Слава – дне: О како беззаконное... И ныне – праздника: Послан бысть... Вход с евангелием. Премудрость, прости. Свете тихий... Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен дне: Разделиша ризы... Премудрость. Исхода чтение. Вонмем. Глагола Господь к Моисею... Вонмем. Прокимен дне: Суди, Господи.. Премудрость. Иова чтение. Вонмем. Господь благослови... Премудрость. Пророчества Исаина чтение. Вонмем. Тако глаголет Господь... пять паремий праздника. Вонмем. Прокимен: Положиша мя... Премудрость. К Коринфяном послания... Вонмем... Братие, слово крестное... Мир ти. И духови твоему. Премудрость. Аллилуиа 3 и аллилуарий: Спаси мя, Боже... Премудрость, прости, услышим святаго евангелиа. Мир всем. И духови твоему. От Матфеа святаго евангелиа чтение. Слава тебе, Господи, слава тебе. Вонмем. Во время оно совет сотвориша... Слава тебе, Господи, слава тебе. Ектения: Рцем вси... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Сподоби, Господи... Исполним вечернюю молитву... Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Стихиры на стиховне дне: Егда от древа тя; стих: Господь воцарися... Егда во гробе нове..; стих: Ибо утверди... Егда во гробе плотски..; стих: Дому твоему... Егда силы зряху... Слава – праздника: Днесь радость... И ныне – дне: Тебе одеющагося... Ныне отпущаеши... Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство.... Аминь. Тропарь праздника: Днесь спасения нашего главизна... Слава, и ныне. Благобразный Иосиф... Вынос плащаницы. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице...Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже. Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст: Иже нас ради человеков и нашего ради спасения... Многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Стих:  Лицу Твоему помолятся богатии людстии. Стих:  Лицо Твоё будут умолять/богатые из народа.     Пс 44:13Б Еже радуйся, Богородице Мати Приснодево,/перстнии Твои раби приносим достойно,/с Гавриилом божественным чиноначальником:/ибо радости ходатаица,/и радование Ты была еси мирови. Богородица, Матерь-Приснодева!/Мы, из праха созданные Твои рабы,/“Радуйся!” Тебе приносим по достоинству/с Гавриилом, божественным военачальником;/и, подлинно, радости Виновницей и ликованием/Ты сделалась для мира. Слава, и ныне, глас 8:  В притворе Соломонове,/тамо слежаше множество немощствующих,/и преполовившуся празднику,/обрете Христос тридесять осмь лет разслаблена лежаща,/Владычним гласом глаголет к нему:/хощеши ли здрав быти?/Немощствуяй отвещаваше:/Господи, человека не имам,/да егда возмутится вода, ввержет мя в купель./Он же глаголет к нему:/возми одр твой, и ходи:/се здрав был еси, ктому не согрешай./Богородицы молитвами/низпосли нам велию милость. Слава, и ныне, глас 8:  В притворе Соломоновом лежало множество немощных,/и на середине праздника/нашел Христос тридцать восемь лет лежавшего расслабленным,/и властным голосом говорит ему:/“Хочешь ли стать здоровым?”/Болящий отвечал:/“Господи, нет у меня человека,/который, когда возмутится вода, вверг бы меня в купальню”./Он же говорит ему: “Возьми постель твою (и ходи);/вот, ты стал здоров, больше не согрешай!”/По молитвам Богородицы/ниспошли нам великую милость! Тропарь воскресен, глас 3: Да веселятся небесная,/да радуются земная;/яко сотвори державу мышцею Своею Господь,/попра смертию смерть,/первенец мертвых бысть;/из чрева адова избави нас,/и подаде мирови велию милость. И отпуст. Тропарь, глас 3 Да веселится все небесное,/да радуется все земное,/ибо явил могущество руки Своей Господь:/попрал смертию смерть,/сделался первенцем из мертвых,/из чрева ада избавил нас/и даровал миру великую милость. В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ. На Господи воззвах:  поставим стихов 10. И поем стихиры воскресны 3, и восточны 4: и о разлабленном самогласны, 2, повторяюще первую.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-4...

на правый клирос, а певцы левого с правого клироса шли на левый. Перестановка хоров с пением «Господи, воззвах» и стихиры усиливала выразительное значение обряда. Этот обычай студийцев был закреплен в их уставе, и в одном из списков его XI – начала XII века, хранящемся в Государственном историческом музее (шифр Син. 330–380), XI – нач. XII века читаем: «В субботу цветную на вечерни по отпетии „Блажен муж» пременяетася стороне: левая убо преходит на десную, а десная на левую, и починает левая сторона „Господи, воззвах», якоже и в ины субботы» 811 . Заамвонная молитва, читаемая на литургии Преждеосвященных Даров «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый», возникла тоже в кругах палестинского монашества. Испрашиваемая в ней у Бога помощь «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершите» ассоциируется с подвигом пятинедельного поста без какого-либо вкушения пищи, а прошение «веру нераздельну соблюсти» говорит о той борьбе, которую приходилось преп. Савве и другим аввам вести против несториан, евтихиан и монофизитов, своей еретической пропагандой пытавшихся разрушить тот оплот Православия, который представляла собой пустыня Святого града. Этот подвиг был равносилен поражению «глав невидимых змиев и победе над грехом». Вершиной желаний отшельников было «неосужденно достигнута поклонится и святому Воскресению». Это желание их исполнялось в Великую Пятницу на Голгофе. Автор писал об иерусалимском богослужении: «Отличительной чертой этого богослужения была его стациональность, вызванная вековой традицией посещения в праздники тех или иных святых мест» 812 . Среди этих святынь чаще всего упоминаются Краниево место и Голгофа. Рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 1043 первой половины X века уточняет расположение этих святых мест: «И тотчас лития на святое Краниево… и восходит патриарх на святую Голгофу для каждения… и ожидает протопоп со всем клиром… и тотчас спускается патриарх» 813 . Только в Великую Пятницу Голгофа предоставлялась монахам, проводившим Святую Четыредесятницу в строгом посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Ведомо буди, яко в сию святую Великую седмицу единою совершаем Псалтирь, и глаголем на Утрени кафисмы три, и на часех, 3м и 6м, две. И совершаются в среду. В Великую же Субботу стихословятся Непорочны, в Вечернях же глаголем обычно: Ко Господу внегда скорбети ми: ВО СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК НА УТРЕНИ, по шестопсалмии поем Аллилуиа, на глас 8, велегласно, и со сладкопением, и поем тропарь косно и велегласно, и со сладкопением равно. Глас 8: ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК НА УТРЕНИ После шестопсалмия поем Аллилуия на глас 8, и трижды тропарь. Тропарь, глас 8 Се Жених грядет в полунощи,/и блажен раб, егоже обрящет бдяща:/недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./блюди убо душе моя,/не сном отяготися,/да не смерти предана будеши,/и Царствия вне затворишися,/но воспряни зовущи:/Свят, Свят, Свят еси Боже,/Богородицею помилуй нас. (3) Тропарь, глас 8 Вот, Жених приходит в полночь,/и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,/но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным./Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана,/и заключена вне Царствия,/но воспрянь, взывая:/Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас! (3) Таже обычное стихословие с поклоны. Также обычное стихословие. По 1м стихословии седален, глас 1. Подобен: Гроб Твой: После 1 стихословии седален, глас 1 Страдания честная настоящий день,/якоже светила совершенная, возсиявают миру:/Христос бо грядет страдати благостию,/вся содержай дланию, изволяет простретися на Древе,/еже спасти человека. Страдания священные в нынешний день,/как светила спасительные восходят миру:/ибо Христос спешит пострадать по благости;/все Держащий в руке Своей/благоволит быть повешенным на Древе,/чтобы спасти человека. Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. По 2м стихословии седален, глас 1. Подобен: После 2 стихословии седален, глас 1 Невидимый Судие, в плоти како виден был еси,/и идеши от мужей беззаконных убиен быти,/наше осуждение осуждаяй страстию Твоею?/Темже хвалу, величие и славу возсылающе власти Твоей Слове, согласно приносим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

К архипастырской деятельности св., Кирилла нужно отнести и его заботы о церковном богослужении. Свидетельством этих забот св. Кирилла служит, между прочим, чин так называемых царских часов, совершаемых в Великую Пятницу, так как чин этот в Триоди Постной и в Уставе приписывается св. Кириллу Александрийскому . Действительно, по содержанию своему и даже по языку эти часы очень напоминают творения св. Кирилла. Во всех тропарях этих часов излагаются подробнейшим образом именно те мысли, которые смущали Нестория и которые так успешно выяснил и защитил св. Кирилл; именно; на кресте страдал Сам Бог Слово, а не человек богоносный. „Днесь висит на древе, говорится здесь, иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, иже ангелов Царь; в ложную багряницу облачися одеваяй небо облаки“. 2039 „Днесь повинна смерти Бессмертного Слова сотвориша, на месте лобнем распяша“. 2040 „Ужас бе видети небесе и земли Творца на кресте висяща“. 2041 „Аще и распятие терпиши, говорит здесь Богородица, ты еси сын и Бог мой“. 2042 С другой стороны, достаточно сравнить пасхальные гомилии св. Кирилла с содержанием этих часов, чтобы вынести тоже убеждение. Нам известно, что редко какая гомилия св. Кирилла не содержит обличительных речей против евреев. То же мы видим и в этих часах. Здесь, как и в гомилиях, противопоставляются дивные благодеяния Божия к евреям и их грех неверия и христоубийства. „Людие мои, взывает здесь Христос к евреям, что сотворих вам? или что Мне воздаете? за манну – желчь, за воду – оцет; за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. К тому не терплю прочее, призову моя языки и иные Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный“. 2043 Св. Кириллу с древнейших времен приписывается еще коптская литургия, очень близкая к литургии св. Марка, известной на греческом языке. 2044 Литургия эта совершается у коптов и в настоящее время, в Великую Субботу, как свидетельствует еп. Порфирий (Успенский) , давший и русский перевод её. 2045 Конечно, с течением времени эта литургия претерпела изменения (вставки или сокращения), но все-таки и теперь на ней заметны следы трудов св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Здесь же увидишь и то, как сами Апостолы, будто на крыльях, обтекали землю и море, как они, некогда боязливые и немудрые, вдруг сделались другими людьми, стали презирать богатство и славу, были недоступны ни гневу, ни зависти, и сделались решительно выше всего; (увидишь), что они имели великое единомыслие и что между ними никогда уже не было, как прежде, ни зависти. ни спора о первенстве, а напротив, в них водворилась всякая совершенная добродетель, и в особенности просияла любовь, о которой и (Христос) много заповедывал им, говоря: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.3:35 ). Все, что заключается в этой книге, достойно удивления, но и в особенности – то снисхождение Апостолов, которое внушил им Дух Святый, приготовляя их на служение слову о домостроительстве спасения. Поэтому-то, говоря столько о Христе, они не многое сказали о Божестве Его, а больше говорили о Его человечестве, страданиях, воскресении и вознесении. Теперь им прежде всего нужно было удостоверить в том, что Он пришел от Отца, так и Лука (в особенности доказывает), что Господь воскрес и вознесся, и отшел к Отцу» 428 . В другой своей беседе говорит Златоуст: «нужно сказать: почему отцы наши установили читать книгу Деяний в продолжение Пятидесятницы? В день креста (в Великую пятницу) мы читаем все относящееся к кресту, в Великую субботу мы опять читаем о том, как Господь наш умер плотию и был погребен; почему же Деяния Апостольския мы читаем не после Пятидесятницы, когда они и совершались и даже начались, но тотчас после креста и воскресения? Тотчас после креста нам возвещено воскресение Христово: свидетельство же воскресения составляют чудеса Апостольския, а повествование о чудесах Апостольских и содержится в книге Деяний Апостольских. Посему то, что особенно удостоверяет в воскресении Господнем, отцы и установили читать тотчас после креста и живоносного воскресения. Телесными очами ты не видал возставшаго Господа, но воскресшаго Его ты видишь очами веры. Телесными очами ты не видал Его возставшаго, но посредством чудес ты зришь Его воскресшаго из мертвых: повествование о чудесах руководствует тебя к созерцанию верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Главное отличие его от этого последнего состояло в том, что по нему полагались всенощные бдения. Эта особенность устава Иерусалимского не сразу вошла в употребление на Руси вследствие «скудоты и неумения хитрогласного пения». Вместо всенощного бдения после вечерни отправлялся целый ряд дневных служб: повечерница, канон молебный за творящих милостыню, полунощница и утреня. Но так было только в XIV веке – на первых порах после появления в России Иерусалимского устава; 577 позднее, в XV веке, уже отправлялось всенощное бдение. Это последнее, обстоятельство подтверждает также и тот факт, что ни в одном из служебников XIV века мы не находим приноровления вечерни к всенощному бдению; но встречаем это во многих служебниках века XV. 578 К особенностям же списков Иерусалимского устава XIV века, не находящим для себя ничего подобного ни в уставе Студийском, ни в современном нам уставе Иерусалимском, должно отнести то, что в великий пяток отправлялись двоякие часы – одни с обычными, а другие с особенными псалмами. 579 Из особенностей общих всем спискам Иерусалимского устава как XIV, так и XV веков, можно указать только одну: в великую пятницу о поклонении на вечерне плащанице ничего не говорится; равным образом ничего не говорится о ходе вокруг церкви с плащаницею в великую субботу: но только замечено, что во время великого славословия священник облачается во все священные одежды, выходит из алтаря с евангелием и становится против царских дверей и по окончании великого славословия и Трисвятого, как и в настоящее время, возглашает: «Премудрость прости», – после чего поется тропарь: «Благообразный Иосиф» и читаются паремия, апостол и евангелие – те же что и теперь. 580 Что же касается порядка служб вседневных, отправляемых по минее и октоиху, а также служб, отправляемых по триодям постной и цветной, то древние списки устава Иерусалимского почти ничем не разнятся от нынешнего устава, только в некоторых из них мы встречаем небольшие разности, составляющие исключительную особенность то того, то другого из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу пятой недели на вечерни полагается особая кафизма на каждый день, тогда как в эти пять дней остальных недель поста на вечерни полагается кафизма 18. На страстной неделе кафизмы вычитываются до четверга на утрени и на часах; с четверга Псалтирь отлагается до субботы Фоминой недели; только в великую субботу на утрени поется кафизма 17 с припевами. Кроме кафизм, на утреннем и вечернем богослужениях употребляются следующие псалмы: «предначинательный» 103, на вечерни – 140, 141 и 129, на повечерии малом «покаянные» – 50, 69, 142; на полуночнице повседневной псалмы 50, 120 и 133; на утрени – 19 и 20, на шестопсалмии – 3, 37, 62, 87, 102 и 142 и хвалитные (148–150). На первом часе – псалмы 5, 69 и 100, входящие в состав утреннего богослужения, на третьем – 16, 24 и 59, на шестом – 53, 54 и 90; последние два часа читаются во время совершения проскомидии; на девятом часе, входящем в состав вечернего богослужения, читаются псалмы 83, 64 и 85. В христианской Церкви псалмы читаются и поются. Пение бывает трех родов: «антифонное» на два хора или с канонархом, возглашающим часть псалма, которую хор за ним повторяет; «нотное», отличающееся разнообразием своей гармонии и мелодии, и «простое», сходное с речитативным пением. Музыка в православном богослужении не принята. Это потому, что в православном богослужении стараются выделить содержание песней, которые могут научить молящихся, музыка же инструментальная может препятствовать усвоению заключающихся в песнопениях мыслей; отсюда и задачей хора является, кроме стройного исполнения голосовой музыки, отчетливость и ясность произношения. В католической же церкви и у протестантов введена при богослужении музыка, как необходимая принадлежность храмового богослужения. Последним введением преследовалась цель не столько дать определенное содержание мысли молящегося, как у православных, сколько подействовать стройными и мелодичными звуками музыки на его настроение. Собрание псалмов в один состав.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Псалтири с последованием как бы приложение составляют: Слово святого Кирилла «О исходе души и о втором пришествии Христовом», Пасхалия и Лунник. Пасхалия и Лунник печатаются также в Часослове великом, в Типиконе и в книге Месяцеслов. Малая Псалтирь В Малой Псалтири, назначенной, главным образом, для употребления в доме, в келлии монашеской, печатаются такие статьи, которых нет в Следованной Псалтири, именно: а) Глава «От старчества о келейном правиле и о молитве, юже предаде Ангел Господень великому Пахомию», т. е. правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву. б) «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов, особь, их же пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и нощи, о них же воспоминается в книгах отеческих, в житиях и мучениях святых многих». Некоторые же молитвословия печатаются в Малой Псалтири иначе, нежели в Псалтири с последованием, именно: В Малой Псалтири пред каждою кафизмою, и после каждой кафизмы находятся: «Трисвятое» и покаянные молитвы, и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, «согласно уставу св. Отцев, преданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязливым православным Христианом». В Псалтири с последованием, назначенной для богослужения в храме, печатаются указанные молитвы не после каждой кафизмы, а отдельно от них. В Псалтири Малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Св. Писания, которые читаются или поются на утрени с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в последовании утрени, которой нет в Малой Псалтири. И в Малой Псалтири и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, поемые после полиелея в праздники Господни и в дни нарочитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статьи и соединена с тропарями «похвалами», какие поются в Великую субботу на утрени, чего нет в Малой Псалтири. О нотных книгах В богослужебных нотных книгах содержатся песнопения для общественного и частного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010