На вечерне, утрене и часах, во всех случаях, когда положено чтение Евангелия на этих службах, читается только одно евангельское зачало. Даже если по Уставу на утрене полагается несколько Евангелий (чтение 12-ти Евангелий на утрене Великой Пятницы или чтение двух Евангелий на утрене в случае Благовещения в Великую Субботу), каждое их них читается отдельно в определенном месте последования утрени, а не вместе с каким-то другим зачалом. В то же время на литургии не только возможно чтение нескольких зачал, но даже гораздо чаще по Уставу положено читать два зачала, тогда как чтение одного зачала бывает относительно редко. Главным образом, это связано с существованием подвижного и неподвижного круга богослужения, так что на литургии в большинство дней года употребляются чтения двух кругов: рядовые (1-е приложение богослужебного Евангелия) и неподвижным праздникам (месяцеслов, 2-е приложение). Также в некоторые дни года совершается сразу два праздника, каждый из которых имеет свое Евангелие. Далее рассмотрим, в каких конкретных случаях полагается читать одно, два или три зачала. Одно евангельское чтение на литургии читается в следующих случаях: 1. На Господские двунадесятые праздники в любой день недели читается только Евангелие праздника. В воскресные дни рядовое чтение или отменяется вовсе, или же переносится на следующее воскресенье (это возможно тогда, когда количество воскресных дней между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее больше 32 и когда действует правило «отступки» 86 ). Рядовое чтение в седмичные дни переносится на предыдущий день 87 (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник) 88 . 2. На Богородичные, великие и бденные праздники в седмичный день (кроме воскресенья) читается только Евангелие праздника. В этом случае рядовое чтение переносится на предыдущий день (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник) 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Наконец мы тут, перед кровавой скалой. Перед Голгофой. Полдень. Он был распят именно в это время. Стук молотков отдается в наших душах. Мы простояли здесь до трех часов, души наши были у подножия Креста. Да омоет их Кровь Его! В три часа Он испустил дух В этот миг природа восстала против беззакония человеческого: земля потряслась; и камни расселись солнце черным покровом закрыло лицо свое. Только воскресение могло быть наградой такому безграничному страданию. Только воскресением Христовым могут обрести мир природа и наша совесть. Письмо 31 на Великую Субботу, из Иерусалима Вот мы в Иерусалиме, на месте величайшего преступления в человеческой истории. Это – Косово поле человечества. Здесь состоялось множество битв между воинствами Царства Небесного и царства земного. Предводитель небесного воинства, Спаситель и Господь наш Иисус Христос, возглавил главную битву и одержал главную победу. Все последующие битвы, которые вело Его светоносное воинство, подобны той главной битве: те же страдания и та же победа. В течение шести дней мы переживаем с Господом нашим Его страдания. Мы поклонились всем местам, где Он страдал, и пропитали их своими слезами. Души наши истерзаны, но физически мы чувствуем себя удивительно хорошо. Мы мало спим, строго постимся, часами стоим на богослужениях, целыми днями ходим вверх и вниз по Святому Городу. И никто не устает, не болеет, никто не жалуется! Но души точно придавлены могильной плитой, и ничто, кроме воскресения измученного Господа нашего, не может сдвинуть эту плиту и воскресить их. Мы с нетерпением ждем, чтобы скорее прошла эта страшная суббота и наступило преславное Воскресение. Где же почитатели субботы, что же не пришли они в Иерусалим, чтобы вместе с нами в течение шести дней пережить эти душевные страдания? Тогда бы им уже не пришло в голову праздновать субботу, отвергая воскресенье. Се, суббота не принесла никакого облегчения нашим страданиям. В субботу мы переживаем всю полноту страданий Господа нашего, воедино собираем все муки Его и ждем Воскресения, как облегчения, отдыха и избавления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Прихожанка. Да что вы говорите! Если последнее верно, то получается, что причиной появления того, что мы сегодня так любим, мы же сами и были!? Пресвитер. Это мнение вряд ли верно. Прихожанка. Почему? Пресвитер. В том акафисте есть такие слова: «Радуйся, огня поклонение угасившая». А это прямое свидетельство в пользу победы над персами, которые, как известно, являются огнепоклонниками. Впрочем, нам важно знать не это, а то, что сочиненный акафист исполнялся сначала только во Влахернском храме Константинополя, и только с IX века вошел во всеобщее употребление Восточной Церкви, оставаясь таковым вплоть до конца Византийской эпохи. Именно эта традиция и вошла в Устав. Правда, у греков этот акафист исполняется не один раз, а весь Великий пост. Прихожанка. Как это? Пресвитер. Они акафист делят на четыре части и каждую часть поют на повечерии в первые четыре субботы, а в пятую уже весь акафист целиком на утреннем богослужении. Собственно по такому же принципу исполняется и великий канон святого Андрея Критского . Сначала он прочитывается за первые четыре дня, опять же на повечериях, а полностью читается в четверг утрени пятой седмицы поста. Прихожанка. Подождите, подождите, но ведь акафисты нельзя читать Великим постом! Пресвитер. Так и есть, потому что тон акафистов торжественно-хвалебный, праздничный и, следовательно, не соответствует великопостному настроению. Прихожанка. А почему греки тогда его читают постом? Пресвитер. Откуда вы это взяли? Прихожанка. Так вы же сами сказали, что они читают его в продолжении всего Великого поста! Пресвитер. Вы меня не поняли. Я сказал, что его читают не во время поста, а в его период, причем по субботам. Прихожанка. И в чем тут разница? Пресвитер. Согласно правилам субботние и воскресные дни не являются постными, а поститься предписывается только в Великую Субботу 182 . Прихожанка. Не поняла. Вы хотите сказать, что по субботам и воскресеньями Великим постом можно не поститься? Пресвитер. Не я, апостолы постановляют: «Во всякую субботу, исключая одной (Великой), и во всякий день Господень, составляя собрания, радуйтесь, ибо постящийся в день Господень,.. повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать» 183 . Но надо иметь в виду, что на языке церковных правил, пост подразумевает сухоядение, когда воспрещается есть целый день до вечера. В современном же не столь строгом понимании поста смысл этого правила в том, что в субботу и воскресенье в период установленных постов должно быть некоторое послабление строгости поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

В других местах литургия в день отдания праздника Пасхи совершается обычным порядком и Плащаница до её окончания лежит на престоле, так как по Уставу, этою литургиею собственно оканчиваются службы св. Пасхи; но после двукратного пения «Буди имя Господне» , священник трижды кадит Плащаницу, лежащую на престоле, кругом; берет ее на голову и обносит кругом престола, в царские двери с пением тропаря: «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш» выносит ее на середину храма и полагает на обычном столе. Совершив целование, священник уходит в алтарь и обычным, по Уставу, порядком оканчивает литургию. В это время молящиеся лобызают Плащаницу. По окончании литургии Плащаница с середины храма убирается на обычное место, где она лежит в течение года, уже без всяких обрядов. Иногда Плащаница на середине храма лежит до 12 часов дня и двери его остаются открытыми. В храмы приходят молящиеся, лобызают Плащаницу и ставят перед нею свечи, а в полдень приходит в храм священник и убирает Плащаницу без всяких обрядов на обыкновенное место. Из сказанного можно сделать следующие заключения: 1) Положение Плащаницы на престоле, хотя совершается и не по указанию нашего нынешнего церковного Устава, но согласно с практикою церквей христианского востока, от которого мы позаимствовали употребление в церковном богослужении Плащаницы и обряды, совершаемые при выносе её в Великую пятницу и в Великую субботу Страстной седмицы, с той однако разницей, что на востоке это положение Плащаницы совершается в Великую субботу после входа, а у нас, при окончании полунощницы, перед началом пасхальной утрени. 2) Время снятия Плащаницы с престола в день отдания этого праздника, не указывается ни в каких письменных богослужебных памятниках церквей нашей славяно-русской и христианского востока. Сорокадневное пребывание Плащаницы на престоле может быть пока оправдываемо единственно вышеприведенным соображением о. Никольского, что это делается «в изображение сорокадневного пребывания Господа на земле». 3) Все обряды, совершаемые в Малороссии, при снятии Плащаницы с престола в день отдания св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Фото автора Hubert Nowik : Pexels После Пальмового воскресенья начинаются Великие дни перед Пасхой. В Великую Субботу поляки собирают специальные корзинки с едой – свенцонки. Состоят они из крашеных яиц, мяса, иногда соли, сыра и хрена. Вместо традиционного кулича в Польше выпекают пасхальную «бабу» и мазурки – булочки, украшенные глазурью, орехами, фруктами или шоколадом. Все эти блюда, как и у нас, освещают в храмах и едят в день праздника. Пасхальная баба. Silar /Wikipedia.org/ CC BY-SA 3.0 Светлое Христово Воскресенье в Польше начинается с торжественного Богослужения. После службы верующие семьи собираются за столом, где едят освященные ранее продукты и другие праздничные блюда. Также в Польше празднуют второй день Пасхи. Здесь вступают в силу народные обычаи. Например, на улицах люди часто обливают друг друга водой. Из-за этого второй день после Пасхи часто называют «мокрым понедельником». Другая необычная польская традиция – похлестывание окружающих пальмовыми ветками. Эти обычаи превращают Пасху в Польше в веселый и красочный праздник. Пасха в Италии Христианство – самая распространенная религия в Италии. При этом большинство итальянцев – католики. Лишь 2% населения принадлежат к Православной Церкви. Именно поэтому пасхальные традиции в стране в основном католические. В Италии за неделю до праздника вспоминают Вход Господень в Иерусалим или так называемое Пальмовое воскресенье (Domenica delle Palme), которое у нас в народе обычно именуют Вербным. В этот день в храмах освещают оливковые ветви, которыми потом украшают дома. В Страстную Пятницу в Италии совершается Крестный ход. Улицы многих городов и деревень заполняют процессии. Самый масштабный Крестный ход проходит в Риме. Он называется Via Crucis и символизирует трагический путь Иисуса Христа на Голгофу. Во главе с Папой Римским верующие проходят от Колизея до одного из крупнейших соборов Италии – Санта-Мария Маджоре. Санта-Мария Маджоре. Pierre-Selim Huard /Wikipedia.org/ CC BY 4.0 В Великую Субботу и в сам день праздника, в Воскресенье, итальянцы ходят в храм на праздничные Богослужения. После этого принято угощаться особыми пасхальными блюдами: традиционными крашеными яйцами, коломбой (вариант итальянского кулича в виде голубя), сыром и мясом. Очень популярный подарок на Пасху у католиков – это шоколадные яйца.

http://foma.ru/pasha-2022-v-raznyh-stran...

Чтец: «Слава в вышних Богу…» (3), «Господи, устне мои отверзеши…» (2) и читает первые три псалма шестопсалмия. Священник: В это время стоит у престола. Чтец: «Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне» и последние три псалма шестопсалмия. Священник: При начале чтецом: «Господи, Боже спасения моего…», священник в епитрахили, с непокрытой головой выходит С.Д. пред Ц.В. и читает тайно 12 утренних молитв. Чтец: по окончании шестопсалмия: «Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже» (3). Диакон: (если нет, то священник пред Ц.В.) произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся…» Священник: «Яко подобает Тебе…» Хор: «Бог Господь…» со стихами (если нет, то священник пред Ц.В.) Хор: «Бог Господь…» (4) во глас тропаря святого (в субботу так же), тропарь святого (2), «слава, и ныне», богородичен воскресный по гласу тропаря. В субботу настоящего гласа. В воскресенье святому без знака на «Бог Господь…» – воскресный тропарь (2), «слава, и ныне», богородичен его настоящего гласа. В воскресенье празднуемому святому – тропарь воскресный (2), «слава», тропарь святого (1), «и ныне», богородичен отпустительный воскресный по гласу тропаря святого. Хор: «Господи, помилуй» (3), «слава». Чтец: «и ныне» и читает первый отдел кафизмы (после тропарей положено чтение 2-х кафизм, при полиелейном святом трёх кафизм не положено, а если по уставу полагается три кафизмы, то третья кафизма переносится на вечерню. Если накануне было бдение, то кафизма вовсе оставляется. В субботу 16 и 17 кафизмы. Причём, когда на утрене есть полиелей, на 17-й кафизме каждения не бывает), в конце которого: «слава». В воскресенье всегда читается две кафизмы – вторая и третья. Хор: «И ныне, Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава». Чтец: «И ныне». И читает второй отдел кафизмы, после которого «слава». Хор: «И ныне. Аллилуиа (3), Господи, помилуй (3), слава». Чтец: «И ныне» и читает третий и последний отдел кафизмы, после которого: «Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, по нашему мнению, указанием на существование некогда такой практики служит характерное сообщение старопечатных потребников: «Освященное и оставшее от помазания в великий четверток или в субботу великую соблюдать на освящение просвещаемым во святом крещении» 222 . С другой стороны, у отделившихся от православной церкви яковитов елей оглашенных был в то же время и елеем больных 223 . Оба отмеченные нами указания ставят в связь тот и другой елей и дают понять, что здесь различие было не в способе освящения елея, а в способе употребления его, в зависимости от которого елей и получал свое название. Но одновременное освящение елея больных и елея оглашенных предполагает, что елей оглашенных освящался при этом условии отдельно от чина крещения. И мы имеем некоторые данные утверждать существование этого явления в древнехристианской церкви. Так, в «Апостольских Постановлениях» об освящении елея оглашенных, равно и мира, говорится в выражениях, благоприятных для высказанного нами положения: «Приходит (крещаемый) к помазанию елеем. А благословляется елей архиереем (крещение же совершает иерей) в оставление грехов» 224 . Здесь действие крещения предоставляется иерею, а благословение елея архиерею, причем елей при совершения крещения предполагается уже освященным и, можно думать, заранее. Трудно допустить, чтобы в каждом отдельном случае так совершалось крещение в целом, т.е. елей освящал бы архиерей, а крещение вслед за этим совершал бы священник. У отделившихся от православной церкви коптов 225 и яковитов 226 и в позднейшее время существовали чины освящения елея оглашенных вне связи с совершением крещения. Такая практика тех и других, вполне возможно, служит отголоском явления, существовавшего некогда и в православной древнехристианской церкви. К совершению освящения елея оглашенных отдельно от крещения иногда могли побуждать и практические соображения. В древнехристианской церкви обычно строго соблюдались сроки крещения оглашенных и воссоединения с церковью кающихся, падавшие на великий четверток и великую субботу. В силу этого, естественно, в указанные дни скапливалось большое число тех и других, следовательно, была большая нужда в заранее освященном елее и мире. Вполне возможно, что в этих случаях елей оглашенных, миро, а также и елей больных освящались одновременно и в большом количестве. А елей оглашенных и елей больных могли освящаться и совместно, где было можно, епископом. Отголоском такой практики и могло служить указанное выше замечание старопечатных потребников. 227 О помазании елеем и других литургических действиях елеосвящения в послеапостольское время

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Открываются царские врата (во время возгласа священника). Хор: «Аминь». Хор: «Иже Херувимы...» до слов «...отложим попечение». Вместо Херувимской песни в Великий Четверг поется «Вечери Твоея...», а в Великую Субботу «Да молчит всякая плоть...» Диакон после открытия царских врат берет кадило и совершает каждение, читая про себя 50 псалом, престола с четырех сторон, жертвенника, алтаря; затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас, входит в алтарь, кадит священника и предстоящих, опять выходит на амвон и кадит клиросы и молящихся. Окончив каждение, становится рядом со священником, молящимся пред престолом. Священник во время каждения читает тайно молитву Херувимской песни: «Никтоже достоин...» Если священник служит без диакона, он кадит во время молитвы «Никтоже достоин...» (Перед чтением «Никтоже достоин...» скуфьи и камилавки снимаются, и так служат до конца литургии, до последнего явления Даров). По окончании чтения священником этой молитвы, а диаконам каждения, оба они с умилением трижды вполголоса читают Херувимскую песнь (в Великий четверг и Великую Субботу вместо Херувимской, то же, что и Хор). Священник: (произносит) «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Диакон: (продолжает) «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». И делая крестное знамение после всей Херувимской песни, они трижды благоговейно поклоняются пред престолом. Священник во время чтения Херувимской песни руки возвышает горе (вверх), а диакон держит орарь в поднятой руке так же, как во время ектении. Затем священник целует антиминс, а диакон престол и отходят к жертвеннику; священник непосредственно от престола налево, а диакон через горнее место, обходя престол. При соборном служении, остальные священники, кроме предстоятеля, не возвышают руки; но все без исключения по окончании чтения Херувимской песни, делают по одному земному поклону. При соборном служении, целует антиминс и отходит к жертвеннику предстоятель. Великий вход

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И приносит ключарь блюдо со снятою водою и вливает архиерей в ню радостам и вино красное и соединяет кропилом и кропит престол сверху и окрест стены. И губою или платочки сам архиерей отирает престол; протчииж со служители платочками отирают стены престола. По сих одевается индития и приносятся антиминс и евангелие и кресты и покров и прочие еуаггелие и ковчег; по чину все устрояется. И чтет молитву архиерей у престола в Чиновники и кадит престол с трикирием кругом и жертвенник покропив водою священною кадя весь олтарь и сослужащих на обе страны. И протодиакон, прием кадило кадит архиерея трикратно. И приносится от иподиаконов дикирие и трикирие, осеняет к престолу и к служащим на обе страны. Поют: Исполайти деспота. И приемлет от иереев благословение проскомидию творить. V. Общее маслосвящение в великий четверток или в великую субботу Чин общего маслосвящения совершается и ныне в московском Успенском соборе 75 в великий четверток после утрени; совершается он и в некоторых монастырях в великую субботу, наприм., в Троице-Сергиевой лавре 76 ; но тем не менее мы рассмотрим его здесь, так как употребление его ныне сравнительно с прежним временем слишком ограниченно и так как в нынешних богослужебных книгах о нем уже не упоминается. В прежнее же время о нем упоминалось в Требниках, а общие уставы его помещались в кафедральных Чиновниках и монастырских Обиходниках. Так мы встречаем его в Чиновниках соборов: московского Успенского 77 , новгородского Софийского 78 , архангелогородского Спасского 79 и в общеархиерейском Чиновнике конца XVII в. 80 , а также в Обиходниках монастырей Троице-Сергиева, Кирилло – Белозерского, Волоколамского 81 , Соловецкого и др. 82 Так как текст елеосвящения обычного помещался в Требниках, как и ныне, то уставы совершения его в великий четверток, помещавшиеся в Чиновниках, сравнительно очень кратки и касаются главным образом разных общих и второстепенных действий. Будучи сходны по содержанию, они довольно разнятся по изложению. Очевидно, составители Чиновников налагали их свободно на основании собственного опыта, не руководствуясь никаким древним и общепринятым текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Изложение порядка часов в этот день по этим спискам начинается описанием места, где совершались часы и некоторых вещей, необходимых для совершения этой службы. На средине храма ставился аналой, покрытый «паволокою». Впереди его ставились два подсвечника «с витыми свечами». На аналой полагалось евангелие, а перед аналоем становился священник и, несколько в сторону от него, вправо, диакон. После трёх псалмов, диакон произносил великую ектенью, стоя на указанном месте. За возгласом священника чтец читал слава тропарь предпразднества, и ныне богородичен часов и начинали петь тропари без стихов, после которых диакон произносил малую ектенью. Далее следовало чтение апостола и евангелия и просительная ектенья. Чтением второй половины богородична часа, Трисвятого, кондака предпразднества. «Господи помилуй» 3-жды, слава и ныне, «Честнейшую херувим» и молитвою часа оканчивалось совершениие часа. Таков порядок часов – первого, третьего, шестого и девятого 109 . Иногда каждый час начинался возгласом диакона: «Благослови владыко» и – священника: «Благословен Бог наш» 110 . Мы опускаем изложение царских часов великого пятка, Списки которых до того разнообразны, особенно в показании псалмов, читаемых на этих часах, что весьма трудно отыскать два списка похожих один на другой. Из служб по триоди постной наш автор мельком лишь упомянул о службе в великую субботу, тогда как иерусалимский устав XV в. содержит в себе целые службы, имеющие мало общего с службами на те же дни по нынешнему уставу. К таким службам бесспорно может принадлежать служба в субботу пятой недели. В этот день на утрени кондаки и икосы акафиста священник, одетый «в верхнюю свиту», читал в алтаре. Посредине же храма ставился подсвечник с горящею свечою и кадилом «с благовонными каженьми» 111 . Впрочем, такой обычай не везде практиковался. Памятники того же времени сохранили свидетельства, что чтение кондаков и икосов происходило иногда на средине храма, пред аналоем, на котором лежало св. евангелие. В этом случае чтеца окружали другие священники и диаконы, если служба совершалась соборно 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010