После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) — это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3 песни — ипакои Пасхи, а по 6 — кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры. Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи — 1 гласа, на Понедельник — 2 и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др. В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

http://pravmir.ru/pasxalnoe-bogosluzheni...

В понедельник вечером Непроходимые Врата, таинственно запечатанные,/Благословенная Богородица Дева!/Прими моления наши и принеси их Твоему Сыну и Богу,/да спасет Он по молитвам Твоим души наши. Во вторник утра: Радуйся, Марие Богородице, храме неразрушимый,/паче же святый, якоже вопиет пророк:/свят храм Твой, дивен в правде. Во вторник утром Радуйся, Мария Богородица,/Храм нерушимый, а главное – святой,/как взывает пророк:/“Свят Храм Твой, дивен в правде”. В среду вечера: Яко плодовита маслина,/Дева израсти Тебе,/Плода Животнаго,/плодоносити мирови/велию и богатую милость. В среду вечером Как маслина плодовитая,/Дева произрастила Тебя, Плод Жизни,/чтобы миру принести/великую и богатую милость. В четверток утра: Все упование мое/на Тя возлагаю, Мати Божия,/сохрани мя под кровом Твоим. В четверг утром Всю надежду мою/на Тебя возлагаю, Матерь Божия,/сохрани меня под покровом Твоим. В пяток вечера: Спаси от бед рабы Твоя, Богородице Дево,/яко вси по Бозе к Тебе прибегаем,/яко к нерушимей стене и предстательству. В пятницу вечером Спаси от бед рабов Твоих, Богородица Дева,/ибо все мы после Бога к Тебе прибегаем,/как к нерушимой Стене и Заступнице. В субботу утра: Приидите, Матерь Света, песньми немолчными зовуще,/вси прославим,/Та бо роди Спасение наше,/и радуйся принесем, яко Единой, рождшей всех Начальнейшаго,/Иже прежде век Бога;/радуйся, Яже Еву падшую паки наздавшая;/радуйся, Пречистая Дево, Неискусобрачная. В субботу утром Придите, Матерь Света все прославим,/взывая песнями не умолкающими,/ибо Она родила Спасение наше,/и “Радуйся” принесем, как Единой родившей всего Начало –/прежде всех веков Сущего Бога./“Радуйся, Еву падшую вновь воссоздавшая./Радуйся, Пречистая Дева, брака не познавшая!” В неделю вечера: Богородице, Предстательнице всех, молящихся Тебе,/Тобою дерзаем и Тобою хвалимся,/и к Тебе все упование наше есть,/моли Рождшагося из Тебе за непотребныя рабы Твоя. В воскресенье вечером Богородица, Защитница всех молящихся Тебе,/с Тобою мы дерзаем, и Тобою хвалимся,/и на Тебя – вся надежда наша;/моли Родившегося от Тебя/за непотребных рабов Твоих.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bogorodic...

В четверток утра: Блажим Тя, Богородице Дево,/яко из Тебе возсия Солнце правды, Христос,/имеяй велию милость. В четверг утром Блаженною мы именуем Тебя, Богородица Дева,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос,/имеющий великую милость. В пяток вечера: Тебе молимся, яко Божии Матери:/Благословенная, моли/о спасении душ наших. В пятницу вечером Тебе мы молимся как Божией Матери:/“Благословенная, моли/о спасении душ наших!” В субботу утра: Оле окаянная душе!/Кий ответ имаши рещи Судии во он час,/егда престоли поставятся на Суде/и Судия приидет от Небес,/сошед со тьмами ангельскими?/Егда сядет на Судищи,/прю сотворити с рабы непотребными, подобными мне,/что отвещати имаши?/Что же принести тогда?/Поистинне ничтоже, ум и тело осквернивши твое./Темже припади к Деве и зови непрестанно/подати тебе богатно грехов прощение. В субботу утром О несчастная душа!/Какой ответ ты сможешь дать Судии в тот час,/когда престолы будут поставлены на суде,/и Судия придет с небес,/сойдя с мириадами Ангелов?/Когда Он сядет на судейском месте,/чтобы тяжбу совершить с рабами непотребными, подобными мне,/что сможешь ты тогда сказать в ответ?/и что привести в оправдание?/Поистине ничто, ибо осквернила ум и тело твое./Потому припади к Деве и зови непрестанно,/да подаст тебе щедро грехов прощение. В неделю вечера: Архангельски воспоим, вернии,/Небесный чертог и дверь запечатанну воистину:/радуйся, Еяже ради отрасте нам Спас всех, Христос,/Жизнодавец и Бог./Низложи, Владычице, мучители,/безбожныя враги наша,/рукою Твоею, Пречистая,/упование христиан. В воскресенье вечером Воспоем, как Архангел, верные,/Небесный Чертог и Дверь запечатанную воистину:/“Радуйся, ибо через Тебя произрос для нас Спаситель всех Христос,/Податель жизни и Бог./Низложи рукою Твоею мучителей,/безбожных врагов наших,/Владычица Пречистая,/упование христиан. В понедельник утра: Архангельское слово прияла еси,/и херувимский престол показалася еси,/и на объятиях Твоих носила еси, Богородице,/Надежду душ наших. В понедельник утром

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bogorodic...

На утрене «Н.» предписывается петь в субботу в течение всего года (Типикон. Ч. 1. Л. 31, 32 об., 33). Однако в приходской практике это указание соблюдается лишь в родительские субботы, во 2-ю, в 3-ю и 4-ю субботы Великого поста, когда совершается заупокойное богослужение , а также в Великую субботу. На утрене в составе воскресного всенощного бдения «Н.» предписывается петь в период от Недели Фоминой (в саму эту неделю они не поются) до отдания Крестовоздвижения (20 сент. ст. ст.), а также в 1-ю, во 2-ю, в 3, 4, 5-ю недели Великого поста, однако, если воскресенье совпадает с праздником, имеющим полиелей, «Н.» отменяются (см.: Типикон. Ч. 1. С. 30 об.- 33 об.). «Н.» следует петь без разделения на «Славы» на 5-й глас (на этот же глас поются, напр., тропарь Пасхи и пасхальные стихиры); завершаются «Н.» пением на тот же 5-й глас цикла воскресных тропарей       каждый из первых 4 тропарей к-рого предваряется припевом              (Пс 118. 12). Пение «Н.» в неделю сохраняется лишь в немногих монастырях, в то время как в приходских храмах вместо «Н.» в течение всего года поется полиелей, причем в существенно сокращенном виде (см. в ст. Полиелей ). «Н.» при заупокойном богослужении Поскольку в совр. приходской богослужебной практике «Н.» почти не употребляются за воскресным и субботним уставным богослужением, а звучат лишь за заупокойным богослужением в родительские субботы, этот псалом считается по преимуществу заупокойным, что является заблуждением. Напротив, именно воскресным характером «Н.» обусловлено их использование в заупокойных чинах: в «Н.» говорится не о смерти, а о жизни, об избавлении от смерти через следование Божественному закону - Свящ. Писанию. «Н.» являются центральным элементом богослужения родительских суббот: вселенских мясопустной и Троицкой, Димитриевской родительской субботы , 2, 3 и 4-й суббот Великого поста (т. н. малые родительские), а также рядового субботнего богослужения в случае, когда совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» (на практике бывает крайне редко).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Точно так же, т. е. со стихом, является πακουστν на утрени в Пятницу и Субботу Светлой недели (стр. 212, 214. νλ. σ. 244:959). Отсюда видно, что πακουστν есть что-то вроде прокимена или даже настоящий прокимен, только под другим названием; он занимает почти то же место, какое занимает и в настоящее время прокимен на утрени пред Евангелием и по форме своей сходен с прокименом. Выше в том же памятнике, в описании службы утром в Великую Субботу (стр. 168. νλ. σ. 176:177) есть одно даже такое место, которое позволяет утверждать это почти с несомненностью. Там сказано, что после стихир «на хвалитех» ψλλουσι τρες δικονοι τ πακουστ ρπροσϑεν το γου τφου. Μετ τν συναπτν χος β´· «νεκε τς ταλαιπωρας τν πτωχν κα τν στεναγμν τν πεντων, νν ναστσομαι λγει Κριος (см. то же выше). Στχ. Σσν με, Κριε, τι κλλοιπεν σιος. τερον πακουστν· χος δ´· νστα, Κριε· βοϑησον μν κα λτρωσαι. Στχ. Σ ε ατς βασιλες κα Θες μου· Τ ατ προκεμενον, χος δ´. νστα, Κριε· βοϑησον μν κα λτρωσαι μς νεκε το νματς σου. Στχ. Θες ν τος σν μν κοσαμεν». Далее чтение из пророка Иезекииля. Здесь, таким образом, сам составитель устава слово: πακουστν отождествляет со словом: προκεμενον и употребляет безразлично оба термина как однозначащие. Поэтому, если нужно было термин: πακουστν заменять другим, то лучше бы было заменить его словом: προκεμενον, а не πακο. πακουστν, по всей вероятности, есть или старый термин, не успевший ещё выйти из употребления, или местный, и указывает на способ пения на слух, как это мы видим и в настоящее время при пении прокимена: прокимен сначала произносится чтецом в слух всех, а затем певцы с его слов поют его. Что касается: πακο, то этот термин встречается в нашем памятнике несколько раз со своим специальным значением и прилагается к некоторым стихирам, входящим в составе канонов. О пении одной из этих стихир, а именно ипакои из пасхального канона, сообщается любопытная подробность, из которой может быть возможно извлечь что-нибудь для объяснения этого тёмного термина. Пение этого ипакои: Προλαβοσαι τν ρϑρον α περ Μαραν (Предварившие утро яже о Марии) должно происходить при особенной обстановке, располагающей и вызывающей слушателей к особенному вниманию: ναβανουσιν ο ψλται π το μβωνος, κα δομστικος λλαγμνος κα μετ χειρ... χρυσ, κα ψλτης, πακο χος δ´· (стр. 186 νλ. σ. 192).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Сначала поется припев «Благословен еси, Господи», потом «Дивна дела Твоя, Господи» и затем уже «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». По свидетельству очевидцев уставной службы, пение этого псалма – полное, уставное – необыкновенно трудно и продолжительно, оно длится как минимум минут 30 (а на Афоне предначинательный псалом поют чуть ли не полтора часа) и производит впечатление чего-то величественного, монументального. Это, конечно, удивительный псалом, и хорошо бы нам познакомиться с его содержанием, а не судить о нем по тем куцым 5 с половиной стихам, которые мы удостаиваемся слышать в нашей приходской службе. Исправить это в нашей ситуации пока невозможно, но можно хотя бы знать, что это такое на самом деле, обрывки чего мы слышим. Молитвы светильничные записаны в этом же пункте схемы, они должны быть прочитаны во время предначинательного псалма. Ектения великая – всегда первая в службе, и воскресная служба не является исключением. Номером 8 обозначена 1-я кафизма, которую очень часто называют просто Блажен муж. Мы знаем, что за одну седмицу вне Великого поста Псалтирь должна быть прочитана целиком один раз. Кафизмы распределены по службам и по дням седмицы. Седмица начинается в неделю, неделя начинается в субботу вечером, поэтому в субботу на великую вечерню, естественно, приходится 1-я кафизма. По Уставу, она должна петься на три антифона, целиком. Первый антифон – на глас осьмый (опять этот праздничный, красивый распев), второй и третий антифоны – на глас дне, т.е. на тот глас, который начинается в этот воскресный день по Октоиху. Певческая традиция предписывает исполнение Блажен муж с Аллилуиа к каждому стиху (бывает трехкратное, бывает однократное). Ектенья малая (п. 9) – по каждом антифоне. По Уставу должно быть так: антифон – ектенья, антифон – ектенья, антифон – ектенья. А у нас что? 6 стихов вместо всей кафизмы и одна ектенья вместо трех. Не нужно думать, что кафизма Блажен муж первая на воскресной службе только потому, что она имеет номер 1; было бы неверно предполагать только формальную связь ее с воскресной службой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исключением здесь является празднование Благовещения Недели (воскресенья) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую...». Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключение суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй нас, Боже» и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). Исключения: 1. Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на «Слава» и затем на «И ныне» поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3). 2. Если Благовещение случится в Неделю ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели ваий (единожды), после полиелея – величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели ваий, «Воскресение Христово» не поем. «Слава»– «Днесь Христос входит во град Вифанию...», «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже...». 3. Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных («Страстных») Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка 21 . Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресенье) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные – в остальные дни Четыредесяницы и Страстной седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (тоже по 3 великих поклона).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

“Цветная Триодь содержит в себе последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей всех святых” 587 . Название свое эта богослужебная книга получила, как мы уже заметили, от того, что в древности она начи[на]лась службой в Неделю цветоносную или цветную, ныне в Неделю ваий. “Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во-первых, в Цв[етной] Триоди в последовании седмичных дней большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь, или назначаются в ней для пения, по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. Тогда как в Постной Триоди при указаниях на молитвословия Октоиха не обозначается, из какого гласа они должны быть петы, потому что в недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, а разные. Во время же пения Цв[етной] Триоди и неделям и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в Пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на которой в Великую Субботу на вечерне (пред литургией) поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи, воззвах») первого гласа, в понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – осьмого гласа. После же Недели ап. Фомы в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся молитвословия Октоиха для всех дней каждой седмицы из одного гласа, но для каждого дня особые. Гласы недель и седмиц следуют в таком порядке: в Неделю ап. Фомы песни Цвет[ной] Триоди (Октоих не поется в этот день) поются на первый глас, и в седмичные дни за этой неделей в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся песнопения Октоиха 1 гласа. В Неделю мироносиц и в седмичные затем дни поются песнопения Октоиха 2 гласа; в Неделю и седмицу расслабленного – 3 гласа, в Неделю и седмицу самаряныни – 4-го гласа, в Неделю и седмицу слепого – 5-го гласа, в Неделю св. отец [Первого Вселенского Собора] – 6 гласа, в Неделю Пятидесятницы песни Цветной Триоди поются (Октоих не поется в этот день) на глас 1-й, в Неделю всех святых поются песни октоиха 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Умовение ног, летопровождение и действо страшного суда со всею вероятностью, пишет он, должно относить к периоду домонгольскому и к самому первому времени, представляя дело таким образом, что обряды эти перешли к нам вместе и единовременно или нераздельно с самым общественным богослужением... Летопровождение и действо страшного суда состояли в том, что для пения праздничных молебнов, между заутренею и обедней выходили с крестами и иконами вон из церквей, на площади пред ними. Подобное совершение нарочитых общественных молебнов есть древне греческий обычай и нет совершенно никаких причин думать, чтобы он усвоен был нами только в позднейшее время, а не с самого древнего» (Истор. русск. Церкви т. I, полов. 2-я, М. 1881 г. стр. 327). В пятой главе книги под заглавием: «Общее маслоосвящение в великий четверток или в великую субботу» мы остановим свое мнение на вопросе, имеющем значение скорее догматическое, чем церковно-археологическое и литургическое, т. е. на рассуждениях г. Красносельцева о том, маслоосвящение, совершаемое в указанные дни, есть ли таинство елеосвящения или что другое? (стр. 88) Автор на этот вопрос дает, по нашему мнению, неправильный с догматической и исторической точек зрения ответ. «По учению Православной Церкви, пишет г. Красносельцев, лица, приемлющие таинство елеосвящения суть только (?) больные; благодать таинства сообщается этим лицам, через помазание их освященным елеем при чтении молитвы: «Отче святый, врачу душ и телес». При маслоосвящении в великий четверток или субботу ничего этого не бывает: лиц больных, приемлющих благодать таинства нет; присутствующее же помазываются по совершении уже священнодействия, так сказать вне его, после отпускной молитвы и без произнесения молитвы таинственного помазания: Отче святый, врачю душ и телес; затем, кроме лиц, присутствующих при совершении священнодействия, тем же елеем помазуются стены монастырских келий. Словом: помазание елеем здесь имеет вид не таинственного помазания (!?), а как бы потребления остатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Возглас: „Спаси, Боже, люди Твоя» должен быть произносим священником, согласно с древнейшею практикою церквей христианского востока, или про себя (χα ϑ’ αντν) тайно (μνστιχς), или же обычными голосами (о» ερες λγει- Σσον Θες), каким он читает молитвы во время совершения литургии, без смешения своих слов со словами стиха: „Благословен грядый» и без перерывов его, как это делается некоторыми священниками в чине преждеосвященной литургии. Но если на дело посмотреть с точки зрения постоянной изменяемости церковно – богослужебных порядков, их непрерывного роста, то в настоящее время такого ответа уже нельзя дать, потому что с XVII столетия, под влиянием практики греческой Церкви, в наш Служебник были занесены патриархом Никоном в качестве ответа на возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» слова: «Εις πολλ τη δαποτα» и стихира: „Видехом свети истинный». В последующее время эта практика удержалась только в чине литургии архиерейской, а в священническом чине литургии имеется одна стихира: „Видехом свет истинный» и по настоящее время, но без указаний в какое время можно петь ее и в какое время нельзя. Последнее уже выработала последующая богослужебная практика церквей греческой и русской. Так, прежде всего в Типиконы 19 стали вносить указание относительно пения „Христос воскресе» вместо стихиры: „Видехом свет истинный» в дни от Пасхи до отдания ее, каковое указание можно видеть и в современном нам Типиконе. Далее в практике русской Церкви под влиянием, очевидно, практики греческой Церкви позднего времени 20 устанавливается обычай в дни от праздника Вознесения до его отдания петь тропарь праздника: „Вознесся еси во славе. Христе Боже наш», вместо которого в Малороссии поют стих: „Вознесыйся на небеса Боже», взятый из Служебника из чина самой литургии. Остается таким образом появиться в нашем богослужении практикуемому у греков стиху: „Помяни, благоутробне, и нас, якоже помянул еси разбойника, во царствии небесном» для литургий в Великую субботу и в субботу пред Пятидесятницею, чтобы практика нашей Церкви относительно настоящего момента была во всем согласна с практикою греческой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010