Разделы портала «Азбука веры» Русский ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СУББОТУ НА УТРЕНИ ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СУББОТУ НА УТРЕНИ клеплет ко Утрени в седмый час нощи. Начинаем Утреню по обычаю. И по шестопсалмии ектения великая. Начало обычное, шестопсалмие и великая ектения. На Бог Господь: тропарь, глас 2: На Бог Господь: тропари, глас 2 Благообразный Иосиф,/с древа снем Пречистое Тело Твое,/плащаницею чистою обвив,/и вонями во гробе нове покрыв положи. Благородный Иосиф,/с древа сняв пречистое тело Твое,/чистым полотном обвив/и помазав благовониями,/в гробнице новой положил. Слава:  Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный,/тогда ад умертвил еси блистанием Божества./Егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/вся силы небесныя взываху:/Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. Слава:  Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,/тогда ад умертвил Ты сиянием Божества./Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,/все Силы Небесные взывали:/“Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!” И ныне:  Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше:/мира мертвым суть прилична,/Христос же истления явися чуждь. И ныне:  Женам-мироносицам/представ у гробницы, Ангел восклицал:/“Миро приличествует мертвым,/Христос же явился тлению неподвластным”. И, кадящу священнику весь храм, начинаем пети Непорочны со сладкопением, такожде по коемуждо стисе и похвалы. И начинаем петь Непорочны и похвалы, глас 5, совершая каждение в начале каждой статии. Статия первая. Статия первая Возглашает певец, во глас 5: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен Ты, Господи,/научи меня повелениям Твоим. 1  Блажени непорочнии в путь,/ходящии в законе Господни. Блаженны непорочные в пути,/ходящие в законе Господнем. И похвалы, во глас 5: Жизнь во гробе положился еси, Христе,/и Ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое. Ты – Жизнь, Христе, во гробе был положен/и Ангельские воинства поражались,/прославляя снисхождение Твое. 2  Блажени испытающии свидения Его,/всем сердцем взыщут Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скука и однообразие самые убийственные! Разве это не замечательно, что при всем богатстве западной культуры, при постоянном усложнении жизни - богослужение западное становится все более и более бедным, безличным, упрощенным, бесцветным! Не то у нас. Конечно, у нас настоящая богослужебная жизнь поддерживается преимущественно и почти даже исключительно в монастырях. Приходские храмы слишком удалились от типиконного идеала и обезличили наше дивное богослужение. Я искренно жалею, что Ты, Друг, при всем своем благочестии (я знаю его!) мало видишь и понимаешь красоту нашего богослужения. Нужно больше бывать в монастырях. В монастырях каждый праздник имеет свой особый характер. Ведь в Типиконе даже и напевы особые положены на каждый большой праздник, поются " стихиры самогласны " . Заранее ждешь, как будут петь стихиры, например, Благовещения, " Августу единоначальствующу " в Рождество, " Преславная днесь " в Троицу. А какое разнообразие служб! Рождество и Крещение с их навечериями, Великий пост и Пятидесятница... Ах, Друг, как мне жалко бывает светских людей, которые или совсем не бывают за богослужением, или ходят к одним только обедням! Обедня - это уже конец праздника. Для меня лично в сравнении с богослужением прямо жалкими и бедными кажутся всякие оперы, концерты и т.п. Бывают дни, когда богослужение и приходских храмов дает возможность хоть отчасти понять и почувствовать красоту православного богослужения. Эти дни - последние дни Страстной недели и вся Пасхальная неделя. Об этих днях мне нечего Тебе говорить. Ты сам их знаешь и, надеюсь, чувствуешь своим сердцем всю их неизъяснимую красоту. Ну, вот и вообрази, дорогой мой, что вместо утрени в Великую Пятницу и Великую Субботу, вместо Пасхальной утрени собрались бы мы, сели на скамейках, пропели под музыку несколько стишков и разошлись бы по домам! Ведь это же было бы обидой, насмешкой, оскорблением. Вот что получается от " упрощения " богослужения, от " восстановления первохристианской простоты " ! Итак, Друг мой, я ничуть не завидую западным, что у них вместо Типикона ящик с цифрами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/235/...

Молитвословия Постной Триоди обозначаются в богослужебных книгах словом «дне», например: «самогласен дне» и проч. Название «дне» наиболее имеют стихиры на стиховне вечерние и утренние. Над ними весьма часто надписывается: «самогласен дне». Посему в Типиконе, в указаниях на дни пения Постной Триоди (в главе 49), под словами «самогласен дне», должно разуметь молитвословия, не Октоиха (дне), а Триоди. Молитвословия Октоиха для сих дней обозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, или содержанием песнопений, или словом: «глас». Так, в Типиконе читаем: «седальныОктоиха», «седальны апостольския», «троичны гласа» и пр. Поскольку же в Постной Триоди почти на каждый день находятся некоторого рода песнопения двух творцов, то в Типиконе песнопения обозначаются именами творцов, и тем различаются между собою 244 . Цветная Триодь Цветная триодь содержит в себе последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые, начинаются днем Пасхи и кончаются Неделею (воскресением) Всех Святых 245 . Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во-первых, в Цветной Триоди, в последовании седмичных. дней, большею частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь, или назначаются в ней для пения, по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и Неделю; тогда как в Постной Триоди, при указаниях на молитвословия Октоиха, не обозначается, из какого гласа они должны быть петы; ибо в Недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, а разные. Во время же пения Цветной Триоди и Неделям, и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно и самые молитвословия Октоиха назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на который, в великую субботу на вечерне (пред литургиею), поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи воззвах») первого гласа, в понедельник песнопения Октоиха полагаются в Триоди второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – осьмого гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву. б) «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь, их же пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и нощи, о них же воспоминается в книгах отеческих, в житиях и мучениях святых многих». Некоторые же молитвословия печатаются в Малой Псалтири иначе, нежели в Псалтири с последованием, именно: В Малой Псалтири, пред каждою кафизмой и после каждой кафизмы, находятся: «Трисвятое» и покаянные молитвы, и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, «согласно уставу св. Отцев, преданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязнивым православным Христианом». В Псалтири с последованием, назначенной для Богослужения в храме, печатаются указанные молитвы не после каждой кафизмы, a отдельно от них. В Псалтири Малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Св. Писания, которые читаются или поются на утрени с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в последовании утрени, которой нет в Малой Псалтири. И в Малой Псалтири и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, поемые после полиелея в праздники Господни и в дни нарочитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статьи и соединена с тропарями «похвалами», какие поются в великую субботу на утрени, чего нет в Малой Псалтири. О нотных книгах В богослужебных нотных книгах содержатся песнопения для общественного и частного Богослужения. Эти книги суть: Октоих, Ирмологион, Праздники, Триодь, Обиход. Для частного Богослужения в нотных книгах заключается немного песнопений. Все они изложены в одной книге (Обиходе) и, притом, вместе с песнопениями для общественного Богослужения. Нотные книги, по своему содержанию и составу, соответствуют богослужебным книгам простым. В книге Обиходе печатаются те песнопения, которые на известных божественных службах постоянно поются, и, кроме того, некоторые из числа изменяемых; a в прочих книгах содержатся одни изменяемые песнопения: в нотном Октоихе – из Октоиха простого, в Праздниках нотных – из Минеи и Триодей, в нотном Ирмологионе – из Ирмологиона простого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Палестинской пустыне лавры представляли собой не единые монастырские комплексы, как сейчас, где монахи собираются на службу ночью и молятся. Это были комплексы с большим храмом, часто пещерным, но монахи там не жили. Они собирались вместе только в воскресный день. А жили в далеких пустынных келлиях. Самая большая из палестинских лавр — Саввы Освященного. Она была многонациональной, монахи из абсолютно разных мест селились в пустыне вокруг нее. И каждую субботу к закату они собирались в саму лавру, а богослужение продолжалось у них до рассвета. Именно этот образец богослужения, который совершали монахи, приходя из пустыни, стал основой для того Устава, которым мы пользуемся до сегодняшнего дня. Только к XVIII веку сформировался тот чин всенощного бдения, который мы привыкли сейчас видеть. До этого название отражало смысл: бдение действительно по Уставу продолжалось всю ночь, от заката до рассвета. И сейчас оно абсолютно не изменилось. Просто сократились определенные моменты, которые, к сожалению или к счастью, стали не так востребованы людьми. Почему к сожалению? Потому что человеческая лень, конечно же, не позволяет нам самостоятельно вычитывать те назидательные чтения — Священное Писание и творения святых отцов, которые всегда читались во время богослужения. К счастью, потому что мы имеем теперь возможность читать в любое время, нам доступны книги. Раньше люди могли услышать эти чтения только в храме, сейчас у нас с вами есть библиотеки, телефоны, планшеты, мы можем все это посмотреть самостоятельно. И вот, из богослужений уходят назидательные чтения. Службы сокращаются, их приводят к такому виду, как сейчас, они состоят из молитвословий, пения, возгласов священника и диакона и вмещаются в 2–3, иногда 4 часа. Для чего же нам с вами богослужение, которое так видоизменилось? А для того же самого. Если раньше аскезой для православных христиан было всю ночь не спать, молиться Богу и петь псалмы, то для нас с вами сейчас важнее всего попробовать из двух часов богослужения выудить смыслы тех текстов, которые продолжают петься, читаться. Более того, в отличие от литургии, эти тексты постоянно изменяются. И наша аскеза состоит в том, чтобы понять ту великую поэтику, которую святые отцы заложили в гимнографию всенощного бдения. Эта задача, конечно, не для детей — для взрослых. Понять ту великую поэтику, которую святые отцы заложили в гимнографию всенощного бдения А что такое аскетика для детей тогда? Всенощное бдение — оно состоит не только из важных богословских элементов, которые идут друг за другом, не только из пения и чтения. Еще оно наполнено глубоким символизмом. И родители вместе с детьми, в том числе читая книгу «Всенощная» , смогут прикоснуться к этому удивительному миру всенощного бдения, к его символизму, и попробуют проживать всенощное бдение совершенно иначе. Это проживание службы, осознание, осмысление и будет той аскезой, которая подразумевалась святыми отцами, преподобными, когда они придумывали вот это чудесное богослужение.

http://pravoslavie.ru/154664.html

10 марта: «Около 6 часов утра начинается служба чтением утренних молитв, затем следует полунощница и непосредственно за ней утреня полностью, со всеми кафизмами и чтениями из св. Ефрема Сирина . Удивительно глубоко по мысли и просто по выражению, и проникнуто высоким настроением. Утреннее богослужение идет три часа. В половине одиннадцатого начинаем часы, которые также совершаются без пропусков со всеми кафизмами, и также два раза бывает чтение св. Ефрема Сирина . Часы с вечерней идут два с половиной часа. Вечером бывают мефимоны 241 , которые продолжаются час и три четверти. В общем, довольно утомительно за день и для ног и для голоса, хотя и читаю и пою вполголоса; но зато отрадно для души». А вот из письма от 26 апреля, 3-й день Пасхи: «Служба Страстной: все чтения и пения, которые выполнялись мною в условиях нашей жизни, давали особенно благоприятную возможность для восприятия не только умом, но и сердцем их глубокого и трогательного содержания. В Пятницу и Великую Субботу, так как часы нашей службы не совпадают с соборной, я имел возможность быть и тут и там. В соборе нет совсем чтецов – мое чтение ценится. А для меня чтение в такие дни – великое утешение, и, значит, я имел счастье дважды перечувствовать красоту службы. Певчие, совершенно неожиданно, вынесли мне ноты 3-го голоса, когда вышли к Плащанице петь трио «Воскресни, Боже». Прошла Пасха, наступила весна. 30 мая: «Событие в здешней жизни – вскрытие Лены, все этого ждали, следили по местной газете за ходом льда выше Якутска. Вода стала прибывать в субботу 8 (21) мая. К сожалению, главное русло Лены далеко и отделено от Якутска островами, так что самого сильного ледохода мы не видели, но и здесь, когда вода залила все острова (остались только кое-где верхушки тальника), и когда образовалась такая громадная масса воды, по которой плыли льдины, получилась очень внушительная картина; ведь от набережной Якутска до другого берега, где тянется горный кряж, около 15 верст. Погода это время стояла прекрасная: тихо, ясно и прямо жарко. В этом отношении совсем не похоже на ледоход на реках в России, там они бывают, когда в полях лежит снег и еще совсем холодно, здесь же с 20–25 апреля уже совсем сухо.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ. В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха, и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа. Стихиры на Господи, воззвах, глас 4: Стихиры воскресные Изведи из темницы душу мою,/исповедатися Имене Твоему. Выведи из темницы душу мою,/чтобы мне прославить имя Твоё. Животворящему Твоему Кресту,/непрестанно кланяющеся, Христе Боже,/тридневное Воскресение Твое славим:/тем бо обновил еси истлевшее человеческое естество, Всесильне,/и иже на Небеса восход обновил еси нам,/яко Един Благ и Человеколюбец. Животворящему Твоему Кресту/непрестанно поклоняясь, Христе Боже,/воскресение Твое на третий день мы славим;/ибо им Ты обновил истлевшее человеческое естество, Всесильный,/и путь восхождения на небеса указал нам,/как единый Благой и Человеколюбец. Мене ждут праведницы,/дондеже воздаси мне. Меня будут ждать праведные,/доколе Ты не воздашь мне. Древа преслушания запрещение/разрешил еси, Спасе,/на древе крестнем волею пригвоздився,/и во ад сошед, Сильне,/смертныя узы, яко Бог, растерзал еси./Темже кланяемся еже из мертвых Твоему Воскресению,/радостию вопиюще:/Всесильне Господи, слава Тебе. Наказание за древо ослушания/Ты отменил, Спаситель древом Креста,/добровольно к нему пригвожденный;/и, сойдя во ад, Всесильный,/Ты как Бог оковы смерти разорвал./Потому мы поклоняемся Твоему воскресению из мертвых,/в радости взывая:/“Всесильный Господи, слава Тебе!” Из глубины воззвах к Тебе, Господи,/Господи, услыши глас мой. Из глубины я воззвал к Тебе, Господи,/Господи, услышь голос мой. Врата адова сокрушил еси, Господи,/и Твоею смертию смертное царство разрушил еси:/род же человеческий от истления свободил еси,/живот и нетление мipy даровав,/и велию милость. Врата ада сокрушил Ты, Господи,/и Своею смертию царство смерти разорил,/род же человеческий от тления освободил,/жизнь и бессмертие миру даровав,/и великую милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Во время некоторых божественных служб иереи бывают не только в епитрахили и фелони, но в полном облачении. В полном облачении бывают все иереи, сколько бы их ни служило: 1) При совершении литургии – всегда (Служебн.). 2) При служении утрени в св. Пасху 154 . Один Настоятель облачается во все одежды: 1) При служении вечерни в день Пасхи 155 . 2) При выносе на главе креста в день Воздвижения (Тип., 14 сент.), в неделю крестопоклонную и 1-е августа. 3) В Страстной пяток вечером, при выносе Плащаницы, подобно тому, как в Великую субботу на утрени 156 . 4) При великом водоосвящении в день навечерия Богоявлени, хотя бы оно совершалось после литургии, по заамвонной молитве (Тип., послед. 6 янв.), или после вечерни (в субботу и Неделю). Архиерей облачается в полное облачение кроме литургии также для молебного пения, для панихиды, для отпевания умершего. На всенощном же бдении он на литию выходит в мантии, а к полиелею в полном облачении. Собственно архиерейские одежды суть следующие: Саккос (σkκος). – Саккос (слово еврейское) означает вретище, рубище, и есть одежда печали, смирения, покаяния ( Иер.48:37 . Лк.10:13 ). Саккос формою своею похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же значение, что фелонь 157 . и при облачении Архиерея в саккос диакон произносит слова молитвы, читаемой иереем при облачении в фелонь, только обращенной к чину архиерея: «Архиерее Твои Господи облекутся в правду, и преподобнии Твои радостью возрадуются, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Звонцы у саккоса означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. Омофор (ω=μοφριοn). – Омофор (от μος – плечо и φρω – несу) есть одежда, носимая па плечах, на рамах, «нарамник». Это длинный и широкий плат, украшенный крестами и возлагаемый на плечи, рамена архиерею сверх других одежд. Омофор, лежа на плечах архиерея, опускается концами спереди и сзади (Сим. Сол. Нов. Скр., ч. II, гл. 6, § 17 158 . Омофор носит название «трехскладный», потому что, как объясняет св. Софроний, служит Св. Троице (Христ. Чт., 1855, т. I, стр. 271).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По Трисвятом тропарь, глас 2: Тропарь, глас 2 Благообразный Иосиф,/с Древа снем Пречистое Тело Твое,/плащаницею чистою обвив, и благоуханьми,/во гробе нове, закрыв, положи,/но тридневен воскресл еси, Господи,/подаяй мирови велию милость. Благородный Иосиф,/с древа сняв пречистое тело Твое,/чистым полотном обвив и помазав благовониями,/в гробнице новой положил./Но в третий день воскрес Ты, Господи,/даруя миру великую милость. И отпуст. Затем ектения сугубая и отпуст. В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ. В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Христос воскресе:  яко обычно. Таже псалом предначинательный: Благослови душе моя Господа:  И кафисма 1 Псалтира. После благословения предстоятеля, Христос воскрес:  (3). Затем поем предначинательный псалом: Благослови, душа моя, Господа:  И по исполнении его, читаем: Блажен муж:  и всю первую кафизму. На Господи воззвах:  поставим стихов 10, и поем: Господи воззвах:  поем на глас второй, стихиры на 10. Стихиры воскресны, 3, глас 2: Стихиры воскресные на 3, глас 2 Стих:  Изведи из темницы душу мою,/исповедатися Имене Твоему. Стих:  Выведи из темницы душу мою,/чтобы мне прославить имя Твоё.     Пс 141:8А Прежде век от Отца рождшемуся Божию Слову,/воплощшемуся от Девы Марии,/приидите поклонимся:/Крест бо претерпев,/погребению предадеся, яко Сам восхоте:/и воскрес из мертвых,/спасе мя заблуждающаго человека. Прежде веков родившемуся от Отца Богу Слову,/воплотившемуся от Девы Марии,/давайте поклонимся, ибо Он, Крест претерпев,/погребению Себя предал, как Сам восхотел,/и воскреснув из мертвых,/спас меня –заблуждающегося человека. Стих:  Мене ждут праведницы,/дондеже воздаси мне. Стих:  Меня будут ждать праведные,/доколе Ты не воздашь мне.     Пс 141:8Б Христос Спас наш,/еже на ны рукописание пригвоздив на Кресте заглади,/и смертную державу упраздни:/покланяемся Его тридневному Воскресению. Христос, Спаситель наш,/рукописание против нас, пригвоздив ко Кресту, изгладил/и могущество смерти упразднил./Поклоняемся Его воскресению на третий день. Стих:  Из глубины воззвах к Тебе, Господи,/Господи, услыши глас мой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010