По рассматриваемой рукописи В обычном употреблении В молитве «Безначальне, вечне» ...Освяти масло сие и сотвори то быти мажущимся рабом Твоим... ...Освяти елей сей и сотвори мажущемуся Твоему рабу. В молитве «Отче Святый» ...Исцели раб Твоих... и оживотвори тех... ...Исцели раба Твоего... оживотвори того… Отпуст совершался с особенностью, усвоенной вообще отпусту на великую субботу. И после отпуста «и тако став, игумен, и прием святое масло, помазует преж священники. Потом же всю братию по чину их, и вси священницы ставше со игуменом, кождо их имуще священное масло, помазуя глаголет: Благословение Господа...» В заключение чина Положено «прощение братии в великую субботу». «Отче Святый и отцы святии, простите мя и благословите грешного, елико согреших во вся дни живота моего, во дни и нощи, и во всей сей святей четыредесятнице словом, и делом, и помышлением, в разуме, и недоведении и всеми чувствы моими» 621 . Вот кратко схема видоизменений чина елеосвящения при совершении его в великую субботу в качестве общего маслоосвящения. Но и при таком несущественном для чина елеосвящения характере эти изменения, видимо, не всегда проводились до конца. Следует отметить характерное явление в этом отношении в том же «чине» по рукописи из собрания Титова Как знаем, в досовременном чине болящий являлся к совершению над ним таинства после пения отпустительных тропарей и кондаков. И по рукописи из собрания Титова 206 тоже после отпустительных тропарей «и тако приходит игумен посред и сотворит на восток поклоны, и един пакы к прочим священником рек сице: Благословите мя, отцы святии...» 622 . Но здесь приход игумена после того, как он уже произносил начальный возглас и участвовал в совершении первых двух частей последования таинства, был прямо-таки странным. Получился он в результате того, что автор чина остался здесь верным чину елеосвящения, как он совершался над больными; он заменил лишь слово «болящий» словом «игумен», опуская из виду происшедшую от этого несообразность, указанную нами выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Однако вернемся к вопросу о разнообразии в построении различных служб, обусловленном той свободой, какую в данной области сам Типикон предоставляет настоятелю. Как эта свобода осуществляется? Имеет ли она границы? В какой мере свобода эта была расширена в современной богослужебной практике? Даруя настоятелю такую свободу, Типикон не раскрыл ее общих принципов. В этой области Типикон следует своему обычному методу, то есть предвидит и уточняет определенное число случаев. Вот некоторые из них: 1) В гл. 6 “О бдениях всенощных”, лист 13 Типикона, изданного Святейшим Синодом русской Церкви в Москве в 1904 году, в более чем 68 случаях, когда в этой главе 2 предписано непременное совершение всенощного бдения, мы читаем, что настоятель по желанию может править такую же службу и в другие памятные дни, нарочито указанные в Типиконе 3 , если он видит, что его клир и паства имеют неусыпное тщание о своем спасении. 2) Гл. 7 лист 13 об. того же издания показывает, что совершать всенощное бдение в воскресенье не столько обязательно, сколь желательно. Действительно, настоятель, согласно указаниям той же самой главы, если хочет, может вместо этой службы петь великую вечерню и утреню. 3) В гл. 8, где речь идет о евхаристических богослужениях (там же, лист 15 об.), мы узнаем, что в таких северных странах, как Россия, настоятель может свободно избирать для совершения этих служб часы дня, отличные от тех, которые в Типиконе предусмотрены для Палестины. 4) В гл. 13 (там же, лист 24 об.) речь идет о богослужении в субботу. Настоятель может, если желает, править субботнюю службу как обычную, а не как службу по усопшим, то есть иначе, чем предписано в Октоихе. На практике так именно и делается. Субботнее богослужение совершается как богослужение по усопшим лишь в исключительных случаях: в субботу недели сырной, в субботу накануне Пятидесятницы, которые специально предназначены быть днями поминовения усопших. 5) Гл. 15 (там же, лист 27) позволяет настоятелю совершать всенощное бдение в субботу, если святому, чтимому в этот день, положено бдение, даже если суббота эта приходится на попразднество 4 .

http://pravmir.ru/ashhe-izvolit-nastoyat...

(Псалтирь митрополита Киприана, л. 191 об.). Отдаютжеся (прекращаются) поклоны святыя четыредесятницы въ церкви многая убо koлhonpekлohehiя въ великую среду, а иже посред coбpahiu u 3 beлukiя отпустная (т. е. поклоны на отпусте) въ пятокъ на вечерни бываютъ. Uмyщiu же зanobдь u npouзboляющiu рекше въ великую субботу въ keлiяxъ своихъ творятъ (т. е. поклоны), судивше се (на том основании) , яко за еже имти сей суббот постъ паче всего лта, (въ) субботу елико можетъ койждо творитъ и тако отдаваются, и паки отъ всхъ святыхъ начинаютъ koлhonpekлohehiя. Въ прочая же дни лта, егда нсть праздникъ, по ckohчahiu же 9-го часа въ пятокъ отдаются и даже до вечерни недльныя отъ сподоби господи въ вечеръ сей безъ грха и паки начинаются. Статья эта замечательна по некоторым указаниям на местную практику афонских монастырей относительно поклонов. Именно: поклоны прекращаются в великую среду, но не безусловно, а только в том числе, какое принято для великопостного периода. Так что в великую пятницу на вечерне остаются три великие поклона на отпуске. А в кельях, из уважения к строгому посту великой субботы, произволяющие продолжали поклоны и в этот день. С этого же дня до недели всех святых поклоны оставляются. В прочия недели, когда нет праздника, они прекращаются в пятницу вечером и начинаются „со сподоби Господи“ на вечерне воскресной, согласно с 90 правилом Трульского собора. В связи с этим обычаем мы объясняем себе 39 правило белецкого устава или заповеди, где говорится: въ среду страстныя недли полагается поклонъ (по другому чтению: полагаются поклоны), въ пятокъ тоя недли держати (Голуб. Истор. Р. Ц. I, 514). Мысль та, что, кроме среды страстной недели, поклоны продолжаются и в пятницу, конечно, с исключением четверга. Так как этот обычай противоречил практике иерусалимского устава и потому во многих местах не исполнялся, то в других списках белецкого устава замечания о пятнице нет вовсе, и дело представляется таким образом, что поклоны прекращаются в великую среду. Приложение VI. Синод. устав 330–380 л. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Анна 1 мая 2021, 08:50 Спасибо за душеспасительную статью! Прекрасные душепросвещающие слова!Сегодня Великая Суббота 01.05.2021года. 08 " 36.по московскому времени г. Краснодар. Проснулась в 5 утра думала начну трудится печь пасхи, но не стала, как будто руки связаны. На душе покой, хочется только молчать, даже громко разговаривать не получается. Заметила что сегодня даже птицы не так поют, как обычно, утром они трещат на все лады, а сегодня тишина, кое где горлица прокричит и воробей чирикнет, на этом все. Решила ничего сегодня не буду делать. Очень жаль что на всенощную службу не будут снова пускать в храмы, а я так надеялась, можно будет стоять только на улице. Всех с наступающей Светлой Пасхой Христовой! Людмила 30 апреля 2021, 23:50 Да,Вы правы ... Суета суетой,но конечно надо всю страстную седмицу как то распределить время,а то и раньше генеральные уборки сделать,когда на утреннюю,когда на вечернюю службу,в Великий четверг обычно все причашаются,а в пятницу красят яйца.И 12 Евангелий надо послушать ,и к плащанице поклониться ,все надо ...а пятница ,самый скорбный день,какая уж тут суета.Можно и печь куличи и слушать проповедь или что духовно полезное. Но тем ,кто работает ,трудновато приходится вырваться на службу .Но ,как говорят было бы желание.А ,Бог и намерения целует. Спаси Господи! Анна G 18 апреля 2020, 07:20 А меня нынче в Великую Субботу болезнь ввергла в покой - после Страстной седмицы, подготовки к Причастию в Великий четверг. Хотя все равно придётся шевелиться, но по минимуму. А ведь у меня каждую субботу душа просто требует покоя - никуда не хочу идти, ни с кем разговаривать. И душе и телу отдых нужен. И если я субботу провожу в покое, то следующую рабочую неделю работается легче. Если нет - работается с трудом, болезнь мешает. Как жаль, что нет у нас этого обычая - субботнего покоя. Масса других обычаев есть, а субботы нет. Елена 6 апреля 2018, 08:56 Спаси Бог, батюшка! И утешительно, и поучительно. Меня все время волновало, что приходится убираться и готовить в субботу, ведь от Великой Среды начиная, дни наполнены Богослужениями и практически невозможно успеть что-то сделать по дому в эти дни. И задуматься дается возможность, какой глубочайший смысл заложен в Страстной. И как суета съедает все это.

http://pravoslavie.ru/61322.html

В то же время все эти люди, каждый как мог, старались выразить мне свои чувства благодарности и поздравляли с успешным завершением этой работы. Мой старец о. Анатолий тоже был весьма доволен мною. Конечно же, он и представить себе не мог, ради чего я решил проделать всю эту трудную работу, и не мог предположить на какой смелый и дерзкий план я отважился. Он не знал, что пока я занимался очисткой купола, я самым тщательным образом успел обдумать, как мне проникнуть внутрь Кувуклии в Великую Субботу. Но больше всех был доволен Блаженнейший Патриарх Дамиан. Вскоре он пригласил меня к себе и в знак благодарности моему усердному труду наградил меня Орденом Патриархии с изображенными на нем святыми Константином и Еленой, который дается в исключительных случаях. Но вот миновали первые волнительные минуты, и время пошло своим чередом. Наконец-то наступил Великий Пост 1926 года. И, хотя я прекрасно понимал, что план мой опасен и дерзок, но был намерен во что бы то ни стало его осуществить. При этом передо мной стоял труднейший вопрос: как я мог бы объяснить свое отсутствие в Великую Субботу? Я был ответственным за подготовку к Богослужению и должен был найти себе замену. Это мог бы сделать мой старец о. Анатолий. Но теперь у него были другие обязанности, которые он никак не мог оставить. Да и мог ли я просить его оставить свои дела и взять на себя то, что должен был сделать сам? Впрочем, ведь могло случиться нечто непредвиденное. Я мог бы вдруг заболеть, оказаться в больнице, мог бы ввиду неожиданной болезни перестать ходить и, так или иначе, был бы вынужден оставаться в своей келье. Что бы при таких-то обстоятельствах сделал о. Анатолий? Разве не взял бы он на себя тех обязанностей, которые я должен выполнять во время совершения Чина Благодатного Огня? Разве не заменил бы меня? Все эти мысли роились в моей голове, и страшно мучили меня. Крипта была мною хорошо обследована, и я вполне мог в ней скрыться, оставаясь, при этом, никем незамеченным. Надо было лишь безотлагательно объявить о своем отсутствии в Великую Субботу. Об этом я должен был поставить в известность моего старца, но необходимо было придумать серьезную отговорку, которая казалась правдоподобной. В конце концов, я подошел к нему и с великим страхом, волнуясь, сказал:

http://azbyka.ru/fiction/ya-videl-blagod...

Действительно, о некоторых субботах в богослужебных книгах сказано, что так именно они в эти дни и стихословятся; так, в Типиконе говорится, что в субботу Мясопустную песни Священного Писания стихословятся по этому отделу (л. 299); по тому же, без сомнения, отделу, по мысли Типикона, надобно стихословить их по субботам тогда, когда в период времени пения Октоиха настоятель изволить петь «аллилуиа» и отправлять заупокойную службу; в Триоди Постной указано по этому отделу стихословить в Сырную субботу (л. 60) и в субботу 1 седм. Великого поста (л. 131 на об.). Но что касается всех прочих суббот, не включая сюда только субботы 2, 3 и 4 седмиц Четыредесятницы и Великую, то в эти субботы, по ясному указанию Типикона, надобно стихословить по отделу: Поем Господеви (гл. 12, л. 20 на об.); мало того: даже в Сырную субботу Типикон (вопреки Триоди Постной) указывает стихословить по отделу: Поем Господеви (л. 304 на об.); может быть, тоже предполагает относительно субботы 1 седм., хотя и умалчивает 398 ; относительно же субботы 6 седм. прямо говорит (л. 332). 2) Хотя здесь во дни святых, имущих славословие, указывается песни Священного Писания стихословить по отделу: Поем Господеви; но, как выше мы видели, в 48 гл. Типикона под 23 сентября сказано: «О славословии же великом да и не почудишися. Возможно убо есть, якоже устав изъявляет, и Осмогласнику певаему, и Господеви поем, сотворити и великое славословие». Эти слова Типикона, как в своем месте мы обяснили, по всей вероятности, надобно понимать так: во дни святых с славословием, следов. при пении славословия великого, возможно петь и Господеви поем, а не Поем Господеви, но только в те дни, в которые поется Октоих, т.е. нет ни предпразднства, ни попразднства, при коих Октоих оставляется и в которые песни Священного Писания стихословятся всегда по отделу: Поем Господеви. 3) Нигде не встречается особых указаний касательно седмичных дней Сырной седмицы (понед., вторн., среды, четвер. и пятка; см. в Типик., л. 301 и дал.). Отсутствие оных ведет к мысли, что в это время песни Священного Писания надобно стихословить обыкновенным образом, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иисуса привели на место казни вместе с двумя соратниками Вараввы. Народ собрался смотреть, как римская юстиция будет наказывать трех " преступников " за их злодеяния. По жестокому римскому обычаю, всех троих распяли. Человечество, наверное, не изобрело более мучительной и страшной пытки. День кончился; по еврейскому Закону тела распятых полагалось убрать до заката. Иисус уже был мертв, других добили. Его сторонники спасли тело от надругательств, которым обычно подвергались тела казненных преступников, и погребли — в спешке, но вполне достойно, при помощи каких-то богатых людей. После заката жители Иерусалима и многочисленные паломники отправились праздновать Пасху, ибо по официальному календарю она уже наступила. Мария Красовицкая. Лиутргика. Великий Четверг и Великая Пятница. В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…» т. е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона — в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды — это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина — важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны — это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

12) Просфоры для причастников должны быть освящены перед началом Литургии за краткою литиею, подобно как делается это в Великую Субботу по окончании Литургии, и потом должны быть получаемы причастниками вместе с антидором и теплотою с вином по причащении, или же прямо из рук священника – при целовании креста по отпуске молитв благодарственных по причащении, причем священник сделает от себя наставление самим причастникам, дабы они эти освященные просфоры вкушали дома по частицам в течение первых последующих дней с крестным знамением “над горсткой” утром натощак, и хранили их y божницы честно и благоговейно в глазах всего семейства. 13) По совершении всего этого, священник в ту же пятницу отправляется сам с одним из причетников домой в село, взявши с собою все главные свящ. предметы, чтобы там приготовиться к служению в субботу, a диакон с другим причетником остаются еще для вечерни, утрени и часов субботних. 14) Само собой однако разумеется, что если окажутся усердствующие и имеющие удобство ехать в село и там найти доброе помещение, чтобы там и приобщиться св. Таин за Литургиею в субботу или даже в Воскресенье, 4 таковых следует располагать и поощрять, и вообще внушать, что Богослужение собственно в храме и самый храм должны иметь для верующих христиан свое особое подобающее святынное значение, и что говение и Богослужение и приобщение в деревенских домах допускается ради только нужд и из снисхождения к жителям, могущим встретить явные и едва преодолимые препятствия к исполнению своего первейшего священейшего долга. И мне кажется, – прибавил я, – что, участвуя при Богослужении ежедневном и при всех удобствах к самому внимательному и непосредственному наблюдению за всем порядком уставности и обрядности и пр. большинство вследствие этого-то и почувствует расположение к Богослужению вообще, совершаемому в храмах, в коих иначе они бывают, может статься, в три года однажды, и то как-нибудь заходом случайным. “Вот это-то хорошо, что ты так кстати оговорился, – сказал преосвященный, – иначе, пожалуй, можно бы почти вконец отучить деревенцев от храмов, да и раскольники, пожалуй бы, стали пользоваться этим наговаривая нашим деревенцам, что вот-де теперь и вам по нашему тоже слушать в молитвенных домах, – да и без попов в иных домах... A впрочем, продолжай, я не стану перебивать твоей речи до конца”.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010