Во время чтения Страстей Господних, при начале каждого Евангелия, производить соответствующее число ударов в большой колокол по порядку Евангелий: к первому — 1 раз, ко 2-му — два и т. далее. По производстве же 12 ударов на 12-м Евангелии отзвонить однократно во все колокола, пока Св. Евангелие не будет положено на престол. Во время пения славословия при выносах креста и в Великую субботу на утрени производить редкий перезвон, перебирая колокола, заключая каждый перебор однократным ударом во все колокола сразу. По подъятии же креста или плащеницы во все время несения до положения на учиненном месте производить беспрерывный звон во все колокола. Начиная со Святых Страстей и кончая литургией в Великую субботу, благовесть к началу всех богослужений производить в большой колокол «через край». Во время чтения Евангелия за литургией в 1-й день св. Пасхи производить перебор всех колоколов от большого до малого по 10 ударов, по окончании каждой статьи чтения Евангелия производить однократный звон во все колокола, по окончании же последней статьи троекратный звон во все колокола. При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста — троекратный с малыми остановками звон во все колокола. При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» — однократный звон во все колокола, при ударах в большой колокол «через край». При совершении молебнов на многолетии производится троекратный звон на царское многолетие и однократный на прочие многолетия, так чтобы каждому тройному «Многие лета» соответствовал отдельный однократный звон. В воскресные дни (под понедельник) следует ли вершать вечерню со входом или не следует? 1) В воскресные дни, случающиеся накануне великих праздников (со бдением) отправляется великая вечерня в соединении с утренею, на этой вечерне полагается совершать «вход». 2) В день св. Пасхи (и во всю пасхальную седмицу), в неделю (Воскресение) ап.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

После воскресных тропарей и малой ектении поются полиелей и величание праздника, степенный 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и «Всякое дыхание...», и затем читается Евангелие праздника. После Евангелия по 50-м псалме поется стихира праздника. Каноны поются и праздника и Великой Субботы (ирмосы Благовещения по дважды, а ирмосы Великой Субботы – по однажды), катавасия – ирмосы Великой Субботы. На 9-й песни поются припевы Благовещения. После 9-й песни и малой ектении – «Свят Господь Бог наш». На «Хвалите» к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, причем на «И ныне» – «Преблагословенна еси...» После великого славословия – обычное обхождение с плащаницей вокруг храма, а далее утреня совершается по чину Великой Субботы. Литургия, как обычно, совершается Василия Великого в соединении с вечернею. На «Господи, воззвах» к стихирам воскресным (3-м) и дневным (3-м) присоединяются стихиры Благовещения (на 4), причем на «И ныне» – Благовещения («Послан бысть...»). Далее вся служба совершается так, как указано в Великую Субботу. Лишь к дневным прокимну, Апостолу и причастну присоединяются еще прокимен, Апостол и причастен Благовещения. В храме же Благовещения сверх того задостойником служит ирмос «Яко одушевленному Божию кивоту...» с припевом. Кирио-Пасха Кирио-Пасха имеет свои особенности в богослужениях: 1) На вечерне Великой Субботы: По благословении иерея, чтец: «Царю Небесный...», «Трисвятое» по «Отче наш», «Господи, помилуй» 12 раз, «Слава и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды), псалом «Благослови, душе моя, Господа...», затем великая ектения. По возгласе «Господи, воззвах» глас 1-й (ставим 10 стихов), стихиры: три воскресные, глас 1-й «Вечерния наши молитвы...»; три – Великой Субботы, «Днесь ад вопиет...» глас 8-й; и праздника -четыре, «Совет превечный...» глас 6-й; «Слава», глас 6-й, «Днешний день тайно...»; «И ныне», глас тот же, праздника «Послан бысть...» Вход с Евангелием. «Свете тихий». Прокимен не бывает, но тотчас «Премудрость...» и чтение паремий: первая – Великой Субботы, «В начале сотвори Бог небо и землю...» Затем пять паремий праздника Благовещения и за ними уже остальные четырнадцать паремий, положенные для чтения в Великую Субботу. По окончании чтений малая ектения, и по возгласе «Яко свят еси Боже наш» вместо «Трисвятого» – «Елицы во Христа крестистеся...» Прокимен, глас 5-й: «Вся земля да поклонится Тебе...», Апостол к Римлянам (зачало 91), и вместо «Аллилуиа» чтец Апостола возглашает: «Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языках» (со стихи). В это время темные облачения переменяются на белые. Затем читается Евангелие от Матфея (зачало 115), и следует литургия святого Василия Великого , на которой вместо Херувимской песни поется тропарь, глас 8-й, «Да молчит всякая плоть человеча...» Вместо «Достойно...» – «Не рыдай Мене, Мати...» Причастный «Воста, яко спя, Господь и воскресе, спасаяй нас»; «Аллилуиа» (трижды). По окончании литургии бывает обычное благословение хлебов и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Если случится в субботу праздник, то непорочны поются с аллилуия и разделяются на три части: так они поются в 1-ю субботу великого поста, в лазареву и в великую субботу „праздника ради“. Если же непорочны поются за мертвых (т. е., бывает заупокойная служба), в таком случае они разделяются на две части; каждая из них сопровождается заупокойною ектениею и молитвою священника (Боже духовъ). После второго отделения произносятся: два тропаря за мертвыя (святыхъ ликъ и со святыми (упокой)) благословенъ еси, Господи, научи мя, покой Боже рабы своя, два раза с тем же стихомъ, на слава и нын трижды aллuлyiя. На вечерне в субботу и накануне господских праздников полагается 1-я кафизма, в будние дни – ко Господу внегда возвахъ. Далее применительно к порядку утрени, говорится о том, как петь Богъ Богомъ и хвалите Господа, хвалите имя Господне (полиелей), стихи песней канона и часы. Суть этих статей состоит в указании, когда, на какой глас и с какими аллилуиарями петь положенные на утрене псалмы и песни. Основанием для этого правила служит система аллилуиариев (или припевов аллилуйных), введенная Феодором Студитом . По словам устава, он положил на каждый глас по 9-ти аллилуиариев, так что полное число их на все гласы составляло 72. Эти девять аллилуиарей чередовались, судя по гласу и по значению дня. Для одних псалмов, и в известные дни, полагались первые три, для других следующие три, или последние 7-й, 8-й и 9-й. Хвалите имя Господне, или 134 псалом, в недели от 1-го до 4-го гласа исполняется на 4-й глас, а в следующие четыре – на 6-й. Псалом 135-й поется несколько иначе: именно, к первому его стиху: исповдайтеся Господеви, яко благъ, прибавляется сугубая аллилуия и антифонный припев: яко въ вкъ милость его съ aллuлyieю простою (т. е. однократною). К этим двум псалмам полиелейным прибавлялся и третий следующий 136-й: на ркахъ вавилонскихъ; только его пели не с сугубою аллилуиею, а с простою. По студийскому уставу он был не великопостным, но обыкновенным, рядовым. На утрене стихи песней канона (разумеются основные библейские песни, послужившия основою канона) следует петь сполна и дожидаться, пока каждая сторона окончит свой стих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

1 Церковные торжества на православном Востоке, ч. 1. СПб, 1909 г., очерк Х, стр. 7. 2 Церковные торжества на православном Востоке. СПб, 1909 г. Ч. 1, очерк IX, стр. 22—23 и очерк Х, стр. 14—22. 3 Житье и хоженье Данила руськыя земли игумена 1106—1107 гг. 3-й и 9-й выпуски Прав. Пал. Сб., 1885 г., стр. 126—127. 4 Паломники-писатели петровского и послепетровского времени. М., 1874 г., стр. 19. 5 Воскр. чтение, 1879 г. 14, стр. 153—154. 6 Церковная история, кн. VI, гл.9, в русск. переводе. СПб. Дух. Ак. ср. Eusebius. Kirchengeschichte herausgegeben v. Eduard Schwartz. Leipzig, 1908. 7 Обе описаны прот. Кекелидзе в его работе «Иерусалимский канонарь VII в.» Тифлис, 1912. 8 Издан в 1894 г. проф. Дмитриевским в его работе «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X века» (по списку с ркп 1804 г.) и Пападопуло-Керамевсом в его VAna,lekta VIerosolumitikh j staciologi,aj(T) B) Petropol) 1894) 9 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц, стр. XV. То же самое в его работе «Древн. патр. типиконы». Киев, 1907 г., стр. 64. 10 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. 171—173. 11 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Казань, 1894 г., стр. 175—179. 12 Иерусал. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 24—25. 13 Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 87—90. 14 Кекелидзе. Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 90. 15 См. Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. XIII. 16 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы. Киев, 1907 г., стр. 93—97. 17 Прав. пал. сб., вып. 20, СПб, 1889 г., стр. 161. 18 Там же, стр. 242—243. 19 Скабалланович. Толковый типикон. вып. 1, стр.75. 20 Карабинов. Евхаристическая молитва. СПб, 1908 г. стр. 16. 21 Апология, гл. 39. 22 Testamentum Domini nostri Yesu Christi, Moguntiae, 1899 г., кн. II, гл. II. 23 Там же, р. XVIII-XI. 24 См. нашу диссертацию «Чин всенощного бдения в греческой и русской церкви. Л., 1949 г., стр. 4—12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Обычай звонить при Богослужении не может считаться древним. Не было его в первенствующей Церкви, которая, будучи гонима, не могла ничем себя обнаруживать пред гонителями; не было и в первые века торжества Церкви, потому что нет об этом никаких упоминаний. Нечто, похожее на звон, было в пустынных обителях иноков, которые призывались к Богослужению ударами в железную или деревянную доску. Настоящие медные колокола введены сначала в некоторых итальянских церквах, откуда перешли на восток, первоначально присланные туда, как дар. В настоящее время, особенно в России, колокольный звон есть один из предметов возвышающих благолепие церковное. Он не только возвещает о Богослужении всем, находящимся вне храма, но, оглашая воздух, представляет его ликующим вместе с людьми. Последнее относится преимущественно к целодневному звону в большие праздники. По числу колоколов и по способу звона, он бывает различных родов. Благовест есть мерное повторение ударов в один большой колокол; при обыкновенном Богослужении удары делаются часто, при великопостном–редко. Он обыкновенно продолжается до иерейского возгласа, начинающего службу. Первые три удара делаются обыкновенно реже, конечно для того, чтобы постепенно перенести мысль и чувства мирян от дел житейских к молитве. В средине службы бывает также иногда благовест. Так за литургиею благовестом обозначается важнейшая часть ее совершение св. Даров. Этот благовест в просторечии называется благовестом «к достойно». На утрени в Великую Пятницу ударами в колокол обозначается число прочитанных страстных Евангелий. Перезвон есть также благовест, но совершается он не в один колокол, а во все постепенно, начиная от малых до большого. Он совершается в храмовые праздники к водоосвящению, пред выносом плащаницы в Великую Пятницу и Субботу, пред выносом креста и тела умершего священника. Трезвон есть обыкновенный звон во все колокола, бывающий пред всякою службою, исключая часов и повечерия в Великий пост. В большие праздники, именно в Пасху и Рождество и в дни восшествия на престол и коронации Государя трезвон бывает целодневный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Страстная седмица: опыт многодетных Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? 30 апреля, 2013 Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? Анна Синякова , мама шестерых детей: Будем печь пироги для заключенных Готовиться к празднованию Пасхи начинаем обычно заранее: за уборку принимаемся не в последнюю неделю поста. Иначе не успеть вымыть окна, постирать шторы, убраться во всех уголках квартиры. Сейчас вот надо разобрать вещи на балконе, убрать игрушки, спрятать лыжи… На все службы, ходить, конечно, не получается, тем более – это – учебная неделя. В Великий четверг дети обычно не ходят, я иду одна, а в Великую пятницу стараемся прийти в храм вечером – на погребение Плащаницы. Может быть не все – кто может, у кого нет занятий. На ночную службу удаётся попасть не каждый год, но если идем, то, конечно, младших не берём. В четверг или пятницу обычно печём куличи, в пятницу — варим пасху, красим яйца. Участвуют все, каждый стремится проявить фантазию, нарисовать что-нибудь особенное. Каждый год к Пасхе мы с детьми печём пирожки и раздаём в Великую субботу их кому-нибудь у храма. Обычно – тем людям, которые просят милостыню. В этом году решили испечь побольше и отдать ещё тем, кто собирает какие-либо пожертвования для заключенных. Алёна Калмыкова, мама четверых детей: С коляской вокруг храма Алёна Калмыкова Старшие ходят в школу, так что на утренние службы в будни не попадёшь. В пятницу у них после школы занятие в храме и оттуда они все пойдут на Вынос Плащаницы. А я с младшим – буду около храма. Если он спать не будет – даже смогу зайти.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-opy...

Красносельцева. В действительной практике эти мнимые отличия не существовали. То совершенно верно, что, при общем маслоосвящении в великий четверток и великую субботу, «присутствующие помазываются по совершении уже священнодействия, так сказать вне его, после отпускной молитвы» (стр. 88), но это делалось и доселе делается на востоке по чисто практическим и весьма основательным соображениям. Молящихся, при совершении чина елеосвящения, присутствуем в храме всегда много, а поэтому, если бы каждый священнослужитель стал помазывать их по прочтении всякого евангелия в отдельности, что предписывается чином и что с удобством выполняется, когда это таинство елеосвящения совершается над одним, то остальные священнослужители и массы богомольцев оставались бы долгое время без всякого дела. За шумом и суетою молящихся, которые обязаны подходить к елеепомазанию, едва-ли бы представилась возможность беспрерывно со­вершать чинопоследование, а если бы иереи и сделали это, то многое для молящихся по той же причине не могло быть выслушано. Вот почему делали прежде, делают и доселе на востоке так: совершают чинопоследование беспрерывно до конца без помазания молящихся, а затем, после окончания его, разливается освященный елей в семь сосудиков, которые берут в руки каждый из семи священников, совершителей таинства, становятся к сторонам по чину в ряд, предварительно помазав друг друга, и начинают помазывать дефелирующий пред ними народ, читая при сем непременно молитву: «Отче святый, врачу душ и телес». Такой порядок совершения чина общего маслоосвящения соблюдался в великий четверг и в великую субботу и у нас в нашей древне-русской богослужебной практике, как это можно видеть с особенною ясностью из второго списка «Устава общего маслоосвящения в великий четверток», напечатанного г. Красносельцевым по архангелогородскому чиновнику XVIII в. ркп. солов. библ. 1181 (онис. М 789) л. 69–71 (стр. 99–101). Нам поэтому остается совершенно не понятным утверждение автора, что маслоосвящение совершалось без произнесения молитвы таинственного помазания: «Отче святый, врачу душ и телес, стоящей в указанном Уставе» именно на том самом месте, на котором мы находим ее в современной восточной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Начинаем мы молитву стоя, а паремии обычно читаем сидя. Так дети не устают, так чтение оказывается не большой нагрузкой. Начинаем молитву стоя, а паремии обычно читаем сидя: так дети не устают При этом дома мы обычно читаем Ветхий Завет на русском языке. Иногда можно сразу же посмотреть и краткое толкование этих ветхозаветных чтений – такое удобно делать, используя подборки в интернете. Например, на портале «Православие.Ru» есть отдельно тексты этих паремий на русском языке и тут же короткие комментарии – о том, почему именно этот текст именно в Великую субботу читается. Дети лет с шести-восьми не только спокойно, но с интересом все это воспринимают. В храме после прочтения шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море при открытых царских вратах поется песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Хор повторяет многократно припев: «Славно бо прославися», чтец повторяет по стихам всю эту песнь. На домашнем богослужении мы тоже можем сделать перерыв в чтениях. Если мы сидели – здесь встаем, папа или кто-то из старших детей, если хочет, читает стих, а мы хором поем припев. Потом снова садимся и продолжаем чтение Ветхого Завета. Надо сказать, что подряд прочитать все эти паремии с маленькими детьми, да и с подростками, может быть трудно. Здесь стоит ориентироваться на конкретных детей и вообще быть к ним внимательными. Мы легко можем увидеть, что дети уже не воспринимают чтение, устали. Так что обычно в таком случае читаем не все паремии подряд, а, например, только первые три-четыре (на выбор). Потом «Поим Господеви». Потом еще три-четыре паремии. А затем мы снова встаем и поем другие стихи сегодняшнего дня и снова вместе повторяем припев, на этот раз такой: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». «Во всех языцех» – «во всех народах», можно сразу сказать – и дальше читать «языцех» по-славянски. Это очень торжественные, в целом вполне понятные и яркие стихи: Чтец : Господа пойте и превозносите во вся веки. Хор : Господа пойте и превозносите во вся веки.

http://pravoslavie.ru/120835.html

Очевидно выражение «пето будет» нужно понимать в общем смысле, в значении чтения, а не пения исключительно. Если же допустить понимание этого места такое, какое мы видим в книге г. Мансветова , то мы будем с новой капитальной особенностью Устава студийского, на которую не обратили внимания ни Никон Черногорец ни позднейшие последователи церковного Устава. Из настоящего толкования статьи Устава патриарха Алексея о пении великого славословия (л. 260) нужно вынести то заключение, что эта песнь пелась каждый день, потому что статья говорит о богослужении седмичном, обычном, тогда как по Уставу иерусалимскому пение великого славословия составляет отличительную особенность богослужения праздничного и дней в честь нарочитых святых. Вернее же всего нужно думать, как это утверждал и Никон Черногорец, что эта песнь никогда не пелась, потому что в службах даже в дванадесятые праздники после стихир на хвалитех имеются еще стихиры на стиховне. Присутствие же этих последних даже и в современном нам Типиконе (например, когда ныне совершается служба на Сретение, Благовещение по Марковым главам) исключает господствующий обычай петь в дванадесятые праздники великое славословие и заменяется чтением великого славословия. Указание ж на то, что принятое в обители патриарха Алексея пение великого славословия в великую субботу на утрени было делом исключительного случая (его же николиже б обычай творити), еще более убеждает нас в том, что в других местах, где господствовала практика Устава студийского, великое славословие читалось, а не пелось. В данном случае, т.е. в великую субботу на утрени в обители патриарха Алексея стихир на стиховне не было положено и порядок службы изложен применительно к настоящему. В данном обстоятельстве нас убеждает, между прочим, и тот факт, что когда царь Иван Васильевич Грозный путешествовал в Новгород, то между разными богослужебными обычаями практики новгородской он отменил и существующий там обычай петь великое славословие, обычай согласный с предписанием уже давно господствовавшего иерусалимского Устава, чего не делали в Москве и других местах, очевидно, по привычке к практике относительно этого предшествующего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

е. протяжно петого), при звоне (см. выше), выходит настоятель с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемой священниками, Евангелие несет на голове (Служба на Вел. субб. изд. Синод. Тип. особой книжкой), и при каждении диаконов. Несению Плащаницы предшествуют идущие со свечами и с двумя лампадами (Тип.)… и, обыкновенно обходят с Плащаницей 1004 около храма 1005 . В Типиконе сказано, что настоятель приходит с Плащаницей пред Святые двери, ожидает конца последнего Трисвятого. По окончании сего входит настоятель с Евангелием в Царские двери и полагает Евангелие на престоле, Плащаницу же на уготованном столе, в образ гроба. И глаголет настоятель: «Премудрость прости». И поется тотчас тропарь: «Благообразный Иосиф» (Тип., послед. Великой субботы) 1006 . Обыкновенно же бывает, что слова: «Премудрость, прости» настоятель говорит, по обнесении Плащаницы около храма, стоя под Плащаницей, пред Царскими дверьми, и Евангелие не уносится в алтарь, а полагается на Плащанице, когда ее положат на гроб 1007 . В Великую субботу совершается литургия св. Василия Великого и бывает после вечерни. А так как вечерня относится к следующему дню, то на ней с песнопениями Великой субботы соединяются торжественные песнопения воскресные (4-ре стихиры на «Господи, воззвах» 1-го гласа Октоиха). Стихиры составляют предпразденственные песнопения, прославляющие крест Господень и воскресение Христово, подобно тому как в песнопении «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» взываем: «И святое воскресение Твое славим». После «Свете тихий» прокимен не глаголем, но абие «Премудрость» и чтение (за Плащаницею) 15-ти паремий, в которых представляются пророчества и прообразования о спасении людей совершенном Господом. По прочтении чтецом стихов 6-й паремии, о чудесном переходе Евреев чрез Чермное море, певцы поют слова песни: «Славно бо прославися». Чтение паремий заключается пением песни трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Эта песнь поется по прочтении каждого стиха 15-й паремии. На литургии, вместо «Трисвятого», поется стих: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», напоминающий об обычае крестить оглашенных в Великую субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010