Круг песнопений. Путевым роспевом распеты следующие праздничные песнопения некоторые стихиры больших праздников светильны и задостойники двунадесятых праздников величания песнопения «Достойно есть», «Елицы во Христа крестистеся», «Отца и Сына», херувимская песнь Великой субботы, «Да молчит всякая плоть». Путем распеты также некоторые песнопения на освящение храма Великой Панихиды. Один из ранних памятников монодийного демества – 136-й псалом «На реках Вавилонских», встречающийся в различных редакциях и вариантах. Это наиболее яркий пример использования демества за богослужением Позднее в в демеством излагаются неизменяемые песнопения Всенощного бдения и Литургии «Благослови Душе моя Господа», «Хвалите имя Господне», «Милость мира» и т.д. песнопения Пасхи стихира «Воскресение Твое Христе», задостойник «Светися светися», «И нам дарова», отдельные песнопения архиерейского богослужения, а также многолетия высшим светским и духовным властям как например царское многолетие «Благоверному царю» 210–212] Особенности мелодического строения. Путевой как и знаменный роспев включает в себя как осмогласные так и внегласовые песнопения. В осмогласных песнопениях попевки путевого роспева представляют собой как бы усложненный мелодико-ритмический вариант попевки столпового роспева. Ее усложнение (мелодико-ритмическое увеличение или расширение) происходит благодаря добавлению количества кратких и долгих интонационных элементов (тонем). Именно долгие протяженные тонемы придают особую выразительность и торжественность путевому роспеву (яркий пример – внегласовое песнопение «Да молчит всякая плоть»). Демественный роспев не подчинен системе осмогласия, но попевочная структура в нем также присутствует. Подобно столповому роспеву в деместве можно выделить начальные срединные и конечные попевки. По сравнению с путевым роспевом демественный отличается широтой диапазона острой характерностью мелодического рисунка с чередованием поступенного движения и скачков обилием мелизматических украшений своеобразием ритмики (см пример 4). Недаром в письменных источниках демественное пение часто именовалось «красным» то есть красивым роскошным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитва Ефрема Сирина - покаянная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сириным, которая читается священником на богослужениях Великого поста. При первом чтении этой молитвы после каждого из трех ее прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз читается про себя молитва «Боже, очисти мя, грешного» с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон. Впервые эта молитва читается в храмах в среду и пятницу Сырной седмицы, затем - во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений, и в первые три дня Страстной седмицы. Есть благочестивая традиция в эти дни включать ее и в домашнее молитвенное правило. Пассия - особое богослужебное последование, совершаемое вечером во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста. На каждой из них прочитываются отрывки, повествующие о страданиях Христовых, по одному из Евангелий. В центре храма обычно устанавливается Распятие, а молящиеся стоят с зажженными свечами в руках - как и на утрени Великой Пятницы, когда читаются двенадцать Страстных Евангелий. Постная Триодь - богослужебная книга, содержащая в себе молитвословия периода с Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы. Таинство Соборования - одно из семи таинств Церкви, совершаемое во многих храмах Великим постом. Во время таинства христианин семикратно помазывается освященным елеем (растительным маслом), каждому помазанию предшествует чтение молитв, Апостола и Евангелия. Благодать, ниспосылаемая в Таинстве Соборования, врачует духовные и телесные немощи человека. Собороваться может любой христианин старше семи лет; предварительной подготовки к таинству не требуется, однако многие священники указывают на тесную связь соборования с покаянием и советуют прежде соборования (особенно соборующимся впервые) исповедать свои грехи. Сухоядение - одна из самыхстрогих форм поста, предполагающая употребление хлеба, сырых овощей и фруктов. По монастырскому уставу предписывается во вторник, среду, четверг и пятницу первой седмицы (в понедельник - полное воздержание от пищи), с понедельника по четверг Страстной седмицы (в пятницу - полное воздержание от пищи) и по понедельникам, средам, пятницам остальных седмиц Великого поста. Однако надо помнить, что сегодня для большинства верующих такая форма поста не по силам, и мирянам необходимо согласовывать свою меру пощения со священником. Пост существенно ослабляется или отменяется для болящих, беременных и детей, смягчается для учащихся и людей, занятых тяжелым физическим трудом. [Подготовила Елена Сапаева ]

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

Эту истину, это исповедание хочется крикнуть так громко, чтобы всем было слышно. Поэтому по отпусте ГЛАШАЕТ диакон сице: во блаженном успении... и певцы поют: Вечная память, трижды. Если нет диакона, а пресвитер по самому своему наименованию – старец, предполагается, не может возгласить так громко, как хотелось бы 630 , то диакона заменяют громогласные певцы. Но им не подобает возглашать ту самую формулу, какую возглашает диакон, лицо иерархическое. Поэтому вместо Во блаженном успении., певцы в отсутствии диакона поют трижды: Рабом Божиим, имя рек, вечная память. В старинных книгах имя рек в этой последней формуле сохраняется только при поминовении одного. А при поминовении многих певцам даже практически неудобно петь много имен и потому дается общая формула: Рабом Божиим преставльшимся, отцем и братиям нашим и всем православным христианам, о нихже поминание творим, вечная память 631 . Таков обычный чин панихиды, по которому она должна правиться и тогда, когда совершается в качестве почти обязательного дополнения к общественному богослужению в пяток вечера, и тогда, когда поется по просьбе отдельных богомольцев, в храме ли то, в усыпальнице ли, на могилке ли, или в доме, Устав Церковный ни для каких случаев не предусматривает возможности каких-либо сокращений в изложенном порядке панихиды, за исключением только возможности опущения непорочных. Таким образом, когда предполагается совершение великой панихиды, она и должна быть ВЕЛИКОЙ. ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ И ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Впрочем, два раза в году Церковный Устав назначает совершать панихиду в несколько сокращенном и измененном виде. Это в те два исключительных поминальных дня, в те две вселенские родительские субботы пред неделями Мясопустной и Пятидесятницы, когда по особливым причинам в один день совершаются как бы две заупокойные утрени. Но чтобы и при этом все-таки соблюсти известную меру, Устав одну из этих утрень, насколько возможно, сокращает, конечно, без опущения существенного и основного 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На герм. землях развивался ашкеназский обряд с рядом палестинских элементов в богослужении и палестинской гимнографией, заимствованной из Италии. Эти общины сильно пострадали в период крестовых походов, но свою традицию сохранили. Богослужение Рейнских общин отражает 2-томный Вормсский Махзор (Jerusalem. Jewish National and Univ. Libr. Hebr. 4781/I-II, XIII в. (1-й том датирован 1272 г.)). По крайней мере с 1578 г. он хранился в Великой синагоге в Вормсе, но написан был, вероятно, в Вюрцбурге ( Fleischer. 1985). Литургические традиции движения «Хасидей ашкеназ» зафиксированы в 3 источниках: толковании на Сиддур Элеазара бен Йехуды из Вормса ( Rabbi Eleazar of Worms, Rokeach. Pirushey Siddur Ha-Tefilah La-Rokeach: A Commentary on the Jewish Prayerbook/Ed. M. Herschler, Y. A. Herschler. Jerusalem, 1992. 2 vol. (на евр. яз.)), Сиддуре Шломо бен Шимшона из Вормса и Сиддуре Хасидей Ашкеназ (изд.: Siddur of R. Solomon ben Samson of Garmaise including the Siddur of the Haside Ashkenas/Ed. М. Herschler. Jerusalem, 1971 (на евр. яз.)). Наряду с этим движением в Европе существовало множество локальных обрядов (минхагим), особенно в пограничных зонах. Так, в общинах 4 городов в Провансе - Авиньон, Карпантра, Л " Иль-сюр-ла-Сорг и Кавайон - до XIX в. практиковали смешанный, сефардско-ашкеназский обряд (изданы Махзор Авиньона (Amst., 1763-1767. 4 vol.) и Махзор Карпантра (Amst., 1739-1762. 4 vol.), а также сокращенный вариант этого обряда ( Milhaud M. Rituel des Prières en Hébreu à l " Usage des Israélites de l " Ancien Comtat. Aix, 1855. 2 vol.)). XVI-XIX вв. Совр. ашкеназский обряд появился в процессе кодификации и унификации существовавших на герм. землях литургических традиций. Ключевую роль в этом процессе сыграли труды Яакова бен Моше ха-Леви Меллина (Махарила) из Майнца (созданный им и его учениками Сиддур был издан в Праге в 1512 и 1522 и в Венеции в 1512 и 1568 для польск. общин в Италии) и Абрахама Клаузнера из Вены, описавшего обычаи Австрии, Венгрии и Моравии. В XVI в. ашкеназский обряд разделился на 2 ветви: западную (Минхаг Райнус, или Ашкеназ), к к-рой относились общины рейнских городов, и восточную (Минхаг Ойстрайх, или Полин), к-рая была представлена богослужением общин Вост. Германии, Польши, Литвы, Богемии, Моравии, Австрии, Венгрии и Балканских стран. Главной причиной разделения стало отношение к каббалистической традиции: вост. ашкеназы приняли лурианские нововведения, западные эти нововведения в основном отвергли. Тем не менее влияние каббалы было огромным, так что в большинстве общин Зап. Европы стали совершать службу «Каббалат Шаббат» (Принятие субботы) и исполнять гимн «Леха Доди» (Иди, мой возлюбленный).

http://pravenc.ru/text/1237769.html

Доколе Евангелие находится на средине храма, Царские двери не затворяются. Евангелия располагаются между песнопениями утрени таким образом: 1-е Евангелие читается после великой ектении, пения Аллилуиа, тропаря: «Егда славнии ученицы» и малой ектении (Триодь). Пред Евангелиями: 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 6-м положены по три антифона, малая ектения [ектении глаголются от диакона или иерея до 8-го Евангелия (Тип., послед. Вел. пятка), т. е. семь ектений] и седален 992 , при которых седальнах не позволяется сидеть, за еже кадит тогда иерей или диакон св. трапезу. Таким образом, чтением Евангелия на этой утрени заменяется чтение кафизм. По 6-м Евангелии поются: «Блаженны» с тропарями, оканчивающимися словами: «Помяни нас, Спасе, во царствии Твоем»; после Блаженн и малой ектении пред 7-м Евангелием, в котором говорится о смерти Господа на кресте, произносится прокимен: «Разделиша ризы Моя себе». После пения прокимна читается 7-е Евангелие 993 . Пред 8-м Евангелием читается 50-й псалом (в монастырях бывает еще чтение толкования Евангелия). Затем, поется трипеснец (5, 8 и 9 песни), читается 8-е Евангелие. 9-е Евангелие читается по конце трипеснца и светильня. 10-е Евангелие читается после пения: «Всякое дыхание» и стихир на хвалитех. 11-е Евангелие читается после чтения (а не пения): «Слава в вышних Богу» и ектении: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». 12-е Евангелие читается после стихир стиховных. Засим утреня кончается обычно: читается: «Благо есть», «Трисвятое». «Отче наш», поется тропарь: «Искупил ны еси от клятвы законныя», произносится ектения: «Помилуй нас, Боже». Иерей после возгласа говорит: «Премудрость» и отпуст: «Иже оплевания и биения» (Служебн. и отдельн. служба на каждый день). Первый час не соединяется с утреней, а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами (Тип., послед. Вел. пятка) 994 . На часах Великого пятка, на вечерне и затем на утрени Великой субботы один и тот же отпуст: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения» (Особ. книга: Службы на кажд. день страсти, седм.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Я остался на урок пения, а когда после урока задержался в аудитории разговором с знакомыми, то в это время вошел преподаватель литургики. Сразу же последовало обычное перед уроками чтение дежурным слушателем молитвы и началась лекция. Мне уже неудобно было покинуть аудиторию. Преподаватель, весьма пожилой мужчина, брюнет, с седеющей бородой, одетый в черное, полинявшее от времени пальто (в аудитории было довольно прохладно, и некоторые слушатели тоже были в пальто). Своим внешним видом он напоминал мне скорее провинциального учителя, чем петроградского профессора. Но лекцию читал он, что называлось на языке студентов, «с огоньком», и этим «огоньком» зажигал интерес у своих слушателей. Это был Алексей Афанасьевич Дмитриевский . Он излагал историю вечерни Великой Пятницы с ее обрядом выноса Плащаницы. Я хорошо знал эту службу и по учебникам литургики и практически, и мне в голову не приходило, что между Типиконом и общепринятой практикой совершения этой службы так много несоответствия и недоговоренности. Потом я посетил еще несколько лекций Алексея Афанасьевича, на которых он продолжал обзор истории служб Страстной седмицы – богослужения утрени и Литургии Великой Субботы. В этих лекциях Алексей Афанасьевич излагал историю чинопоследований и ярко раскрывал смысл и красоту песнопений и обрядов. Эти лекции оказались решающими в моих размышлениях о предмете кандидатского сочинения. Выбор был сделан» 1 . Николай Дмитриевич обратился к А. А. Дмитриевскому с просьбой дать тему для диссертации. Но вместо названия темы, даже приблизительного, Алексей Афанасьевич вручил молодому человеку для внимательного прочтения две своих книги: «Путешествие по Востоку и его научные результаты...» и «Древнейшие патриаршие Типиконы...». Обе книги, добросовестно проштудированные Николаем Дмитриевичем, в отличие от лекций профессора, не произвели на него благоприятного впечатления. «Они как-то смутили меня и даже насторожили – вспоминал он, – потому что в некоторых случаях сказанное в них шло вразрез с моими религиозными представлениями, которые я считал ортодоксальными.» 2 Не без смущения делился своими недоумениями Николай Дмитриевич с автором книг, боясь его обидеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Пасхальное Причастие: подарок священнику Когда исповедоваться желающему причаститься на Пасху? Почему нужно пожалеть священников на Пасхальном богослужении? К святой Пасхальной ночи ПРАВМИР подходит вместе с протодиаконом Андреем Кураевым 14 апреля, 2012 Когда исповедоваться желающему причаститься на Пасху? Почему нужно пожалеть священников на Пасхальном богослужении? К святой Пасхальной ночи ПРАВМИР подходит вместе с протодиаконом Андреем Кураевым Надо сказать, что в советские времена значимость Великой Субботы во многим подчёркивалась для многих людей тем, что это была последняя возможность причаститься перед Пасхой, потому, что на саму Пасху часто не причащали. И многие люди, если в Великий четверг были на работе, шли на субботнюю литургию ради причастия. Сейчас этот мотив уже не столь значим, потому что Святейший патриарх Кирилл благословил причащать в Пасхальную ночь без исповеди. Поясню в чём дело. Многие люди, я знаю, обижаются, что во некоторых храмах нет Пасхального причастия. Я и сам, когда был семинаристом, тоже готов был этим скорее возмутиться. Но затем, когда я стал клириком, я понял в чем дело. Все-таки для священника Великий Пост – это очень тяжелое время, в том числе и время исповеди. А у нас, в русской церковной традиции, очень тесная связь исповеди и причастия. На Пасху приходит множество людей. И если в этот день причащать, то надо их исповедовать. Это означает, что священник должен выйти из собственного радостного, уже пасхального настроя и вновь погрузиться в мир человеческих страстей и выступить в роли этакого «пылесборника». И, в общем, я понимаю тех батюшек, которые как бы говорят прихожанам: «Дорогие люди, ну мы весь год с вами, готовы выслушать вас, что-то посоветовать, ответить. Ну, можно, ну раз в году, можно мы попробуем просто молиться причаститься к Христу, не погружаясь в подробности ваших семейных дрязг? Сделайте нам такой подарок, если можно». Есть же у священника право на переживание литургии без разрыва на исповедальные эпизоды. Плюс к этому, если священник служит один, он должен будет постоянно отрываться и выбегать на исповедь или невероятно затягивать службу, чтобы исповедовать всех желающих в эту праздничную ночь. А если священников несколько, то кто-то из них окажется лишен пасхальной радости и должен стоять вне алтаря где-то в притворе и выслушивать откровения тех, кто почему-то не сумел в Великий Пост найти возможность дойти до храма исповедаться и причаститься.

http://pravmir.ru/pasxalnoe-prichastie-p...

Часть лекций, прочитанных студентам Высших Богословских курсов, была записана и под редакцией А. А. Дмитриевского выпущена в машинописи. Это: 1) Всенощное бдение, 2) Утреня, 3) Службы суточного круга богослужения (часы, повечерие и полунощница), 4) Службы Великой пятницы и Великой субботы, 5) Крещение, 6) Миропомазание, 7) Обручение и венчание, 8) Покаяние. 30 декабря 1927 года Высшие Богословские курсы отмечали сорокапятилетие научной деятельности А. А. Дмитриевского (считая и время преподавательской деятельности в Каз. дух. академии -с 1882 г.). В этот день вечером в актовом зале курсов в присутствии всей корпорации, студентов и приглашенных гостей ректором курсов был отслужен благодарственный молебен, после чего следовали приветствия юбиляру. Были прочитаны многочисленные поздравительные телеграммы, в том числе от старых сослуживцев и учеников А. А. Дмитриевского по Киевской духовной академии (ГПБ, фонд 253, картон 1-й). Сам Алексей Афанасьевич по своей глубокой скромности не желал, чтобы его чествовали. Он не признавал сорокапятилетие юбилейной датой вообще; кроме того, он считал, что для юбилейной даты, каковой он признавал пятидесятилетие, он должен внести в науку новый капитальный труд. Таким трудом он считал критическое исследование Евхологиона Гоара, над которым он интенсивно работал в последние годы. (Часть этой работы в черновых записях сохранилась – ГПБ, фонд N 253, картон 2Б.) Чтобы избежать чествования, Алексей Афанасьевич готов был уехать на это время из Ленинграда, воспользовавшись таким благоприятным обстоятельством, как рождественские каникулы. Но, чтобы предпринять такую поездку, нужны были деньги, а их у юбиляра не было. Он должен был подчиниться желанию администрации, профессуры и студенчества и только просил, чтобы все чествование ограничилось общей молитвой. В последних числах августа 1928 года Высшие Богословские курсы, учебной и научной деятельности которых проф. Дмитриевский уделял большое внимание, прекратили свое существование. Алексей Афанасьевич всецело отдался работе над критическим исследованием Евхологиона Гоара. К сожалению, последовавшая 10 августа-1929 года кончина его прервала эту работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Недели ваий. Свете тихий. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (осб. кн. 1-й седм.). Прокимен дня. Прокимен дня или: Прокимен паремии Аллилуия, на субботы: (Тип.), на педели: 1, 2, мясо пустную и пред 3, 4, 5-ю – прокимен Пятидесятницей. великий, на Неделю ваий – прокимен дне. (В седм. дни) Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.). Чтение паремии (кн. Бытия). Вонмем. Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение, Вонмем. Чтение парем. (кн. Притчей). В е л и к а я Отдельно от утрени В соединении с утренею, т. е. на бдении [В Неделю вечера На Неделю (воскресение) вся 1-я кафизма. стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17) и см. далее таблицу о стихословии псалтири]. При стихословии: При стихословии: Слава и ныне, и: Аллилуиа, Слава и ныне, и: трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения малая одна, если один антифон; если же Ектения малая. три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас. Яко Твоя держава. По 1-й: Яко Твоя держава. По 2-й: Яко благ и человеколюбец. По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати. Господи, воззвах. Господи, воззвах. Стихиры на «Господи Стихиры на «Господи воззвах» на 8-мь на 10-ть. воззвах», на6-ть и на Слава и ныне. Слава и ныне. Богородичен или Богородичен или стихира. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2 и Вонмем (Тип., гл. 2 и 7). Иерей: Мир всем. Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). вонмем (Тип., гл. 2 и Прокимен дне. Прокимен дне. Премудрость. Премудрость. (Того-то) чтение. (Того-то) чтение. Вонмем. Вонмем. Чтение паремии. Чтение паремии. Ектения: Рцем вси. Ектения: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и Возгл.: Яко милостив и человеколюбец. человеколюбец. В с е д н е в н а я В дни года, кроме В дни Великой Великой Четыредесятницы Четыредесятницы Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Ектения: Исполним Ектения: Исполним вечернюю молитву. вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и Возгл.: Яко благ и человеколюбец. человеколюбец. Мир всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Песнь девятая Ирмос: Светися, светися: О, светися днесь, светися, Новый Иерусалиме! над тобою воссияла Слава Господа! Ликуй, веселися днесь, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся 98 о восстании Того, Кто рожден Тобою, Дево Богородице! Тропарь: О, Божественнаго, о, любезнаго: О, божественный, пресладкий, дружелюбный Твой глагол: ибо с нами непреложно обещался Ты пребыть до конца веков, Христе! За глагол сей емлясь верой, как за якорь упованья, веселимся. Тропарь: О, Пасха велия: О, велия Пасха, святейшая Пасха, Христе, – Слове Божий, и Мудрость, и Сила! Сподоби нас явней Тебя причащаться в тот день невечерний, во Царстве Твоем. 13 Из книги: Муравьев, А. Н., Письма о богослужении восточной кафолической церкви. М. 1882. Стр. 214–218. 14 По уставу Великой Константинопольской церкви, в притворе, прежде возгласа: Слава святей... читается Евангелие: в Патриаршей церкви то самое, которое положено на Литургии Великой Субботы (от Мф.28:1–20 : «В вечер субботный, свитающи...»); в других же церквах от Мк.16:1–8 («Минувшей субботе...»). Пред Евангелием – обычное возглашение диакона: И о сподобитися нам . П. М. 16 По уставу Греческой церкви после каждой песни кроме троекратного тропаря: Христос воскресе , поется еще: Воскрес Иисус от гроба якоже прорече... П. М. 17 Ни на греческом, ни на латинском языке нет слова, соответствующего славяно-русскому воскресению . Греки называют его то восстанием (νστασις), то пробуждением (γερσις); латинское resurrectio тоже означает собою восстание , воспряновение. Из славянских языков польский, словенский и чешский называют воскресение – восстанием из мертвых (zmartwychwstanie); остальные языки следуют корню – кр , от которого чрез приставку из (ис-) получается – искра , а чрез приставку воз (вос-) – воскресение (сербск. васкрсенье , болр. въскресение . К тому же корню относится и слово красный (красный день, красное солнце, красна весна). 25 Греч. Καθαρθμεν τς ασθσεις – глагол в страдательном залоге с винительным отношения. Буквально: Будем чисты (очищены) чувствами .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010