Стихиры на стиховне поются из Октоиха особые на каждый седмичный день (Тип., гл. 9). В последовании субботы стихиры на стиховне имеют пред собою особые стихи, – припевы упокойные, и самые стихиры, по своему содержанию, суть молитвословия за упокой; посему, хотя стихиры и положены в последованиях субботних на утрени, но поются на утрени только в том случае, когда в субботу совершается служба за упокой, так – в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста и вообще, когда, вместо «Бог Господь», поется «Аллилуиа». В другие же субботы, на место стихир на стиховне, поются три стихиры хвалитные, в прославление мучеников, положенные в тех же субботних последованиях Октоиха, и припевы пред ними поются: «Иснолнихомся» и «И буди светлость» (Тип., гл. 12). В дни предпразднств и попразднств, на место Октоиха, поются стихиры на стиховне предпразднства или попразднства из Минеи или Триоди Цветной. Припевы пред ними особые, праздничные. В стихирах на стиховне указывается на благость Божию к людям. После пения их чтец взывает: «Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний; возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь». В дни Великой Четыредесятницы – понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, это молитвословие произносится дважды (Часослов, Тип., послед. понед. 1-й седм. Вел. поста). За воззванием: «Благо есть исповедатися Господеви, пети имени Твоему Вышний» следует самое исповедание Господу согрешений и прославление имени Вышнего в молитвословиях «Трисвятого» (т. е. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»; «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу»; «Пресвятая Троице, помилуй нас»; «Господи, помилуй»: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу») и молитвы Господней: «Отче наш». После возгласа священника поется или читается тропарь с Богородичным, который называется отпустительным (Тип., гл. 52). Устав пения их во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в 52-й главе Типикона, где и можно видеть сходство и различие их.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении. Поминовение усопших на проскомидии и во время пения Достойно есть или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная литургия. Никогда также не опускается поминальное прошение на сугубой ектении как на литургии, так и на вечерне и на утрени, когда только сия ектения произносится на этих последних службах. Это поминовение усопших на вечерне, утрене и литургии не опускается даже и тогда, когда отменяются и решительно возбраняются все другие гласные заупокойные моления, не отменяются даже и в первый день Пасхи. Поминовение усопших в конце повечерия и полунощницы на заключительной ектении также никогда (за исключением седмицы Пасхи) не отменяется ни в воскресные дни, ни в великие праздники, если только в эти дни не отменяются самые службы повечерия и полунощницы 91 . Таковы основные моменты поминовения усопших на ежедневном богослужении. И как соответственно воспоминаниям круга седмичного и годового изменяются и в содержании и в строе отдельные службы, также подвергается изменениям и порядок поминовения усопших. Каждая степень церковных воспоминаний и праздников вносит свои изменения в стройную систему поминовения, начиная от почти исключительно заупокойных молитвословий в субботы родительские, уменьшаясь в простые субботы и будничные дни, сокращаясь еще более в предпразднества и праздники соответственно степени каждого. При этом употребление в седмичные дни песнопений октоиха является большей частью как бы некоторым мерилом и для заупокойных молений. Чем больше берется песнопений из будничной службы октоиха, тем усиленнее моления об умерших. И, наоборот, по мере сокращения заимствований в седмичные дни из октоиха, сокращаются и заупокойные молитвословия. ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Триодью (Τριδιον) называются две богослужебные книги, которые содержат в себе последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения круга годичного, и между молитвословиями имеют трипеснцы, т. е. неполные каноны, состоящие не из 9-и или 8-и песней, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов трипеснцев книги ([tριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9-ть песней канона. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песни. Он положен в Триоди только в Великий вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находятся 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник – 2-я, в среду – 3-я, в четверг – 4-я, в пятницу – 5-я, а в субботу – 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною, а другая – Цветною Триодью. Триодь Постная Триодь Постная содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост , состоящий из Великой Четыредесятницы и седмицы Страстной 239 . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: Неделя (воскресение) мытаря и фарисея, Неделя (воскресение) блудного сына, суббота и Неделя (воскресение) мясопустныя, вся седмица (семь дней) сырной Недели. Под Великим постом разумеется Святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые, при пении Постной Триоди, не поются вовсе песни Октоиха; дни эти суть: суббота 5-й Недели Великого поста – суббота акафиста, Неделя (воскресение) ваий – праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

ЖМП 4 апрель 2022 /  22 апреля 2022 г. 13:00 Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты О СМЫСЛАХ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии  священник Антоний Борисов.  PDF-bepcuя. Проявление Божественного кенозиса Для оправдания своего отношения к Великой Субботе всего лишь как к времени ожидания Пасхи подчас используется неверно понятое богослужебное выражение «Господь субботствует» 1 . Логика здесь примерно такова: «Отдыхает Он — отдохнем и мы». Некорректность данного отношения вполне отчетливо была отмечена протопресвитером ­Иоанном Мейендорфом: «Богословие искупления не будет ни полным, ни адекватным, если оно станет рассматривать смерть и воскресение Христа просто как два события мгновенные ­и раздельные. Подлинное значение таинства Пасхи открывается в литургическом " тридневии " — таинстве, являющем нам полноту человечества Христа, равно как и величие Божественной любви. Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы» 2 . Вспомним, что после телесной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его искупительный подвиг продолжился — только за границей возможностей телесного зрения. А тот кенозис (Божественное самоуничижение), которым был ознаменован весь земной путь Спасителя, не только не сошел на нет, но даже усилился. Ведь вочеловечившийся Господь, пережив мучительный опыт умирания тела, душой отправился туда, где богооставленность присутствовала во всей своей угнетающей мощи. Сын Божий осуществил искупительное путешествие в глубины адовой тьмы, что требует от нас соответствующего отклика.

http://e-vestnik.ru/analytics/velikaja_s...

Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Литургическое действо выражает эту тайну много лучше умозрительных утверждений. Но богослужение, в свою очередь, основывается на благовестии, выраженном в богословских терминах. Поэтому мы рассмотрим вначале некоторые богословские предпосылки, а затем уже саму Великую Субботу, как она выражается в византийской литургической традиции. Богословские предпосылки: «Бог пострадал во плоти» Литургические и гимнографические составляющие византийских служб Великой (Страстной) Седмицы теснейшим образом связаны с фундаментальными христологическими положениями, принятыми на Соборах в Никее (325 г.), Константинополе (381 г.), Ефесе (431 г.) и Халкидоне (451 г.) Эти Соборы утвердили божественность Христа как воплощенного Слова, Единосущного Отцу. Александрийское направление в христологии, представленное святителем Кириллом в его борьбе с Несторием, в особенности настаивало на том, что Сам Бог , а не какой-либо тварный посредник, был Совершителем акта спасения. Не иной кто-то, но лишь Сын Божий мог быть Спасителем творения, ибо Он был также и Творцом его, равно как и тем Первообразом, чей образ был дарован человеку. Ключевым пунктом расхождения между святителем Кириллом и Несторием был вопрос о том, могло ли одно и то же воплощенное Слово быть вместе и Богом, и всецело человеком. Антиохийская христология (Феодор Мопсуестийский) не желала признать, что Сам Бог – неизменный и бессмертный по естеству Своему – мог быть рожден Марией и умереть на кресте. С точки зрения антиохийских богословов, эти события, столь человеческие по своей сущности, могли произойти лишь с человеческой личностью, отличной от Слова, с «сыном Марии». Неизменность и бессмертие были для них Божественными атрибутами, с которыми Бог не может расстаться. Тем самым в Иисусе Бог и человек оставались не только отличными друг от друга, но и некоторым образом разделенными: их разделяли существеннейшие свойства их естеств. Образ Иисуса неизбежно двоился, вплоть до того, что становилось неясным, можно ли обращаться к Нему как к Единому лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1. Какие службы составляют суточный круг богослужения? 2. Какие из суточных богослужений соединяются в современной практике? 3. В дни памяти святых каких праздничных знаков в будние дни совершается вседневная вечерня? 4. В какое время суток совершается вседневная вечерня? 5. В каких богослужебных книгах есть указания о совершении вседневной вечерни? 6. Что говорится о содержании вечерни в Учительном известии Служебника? 7. Какие события начальной истории человечества вспоминаются во время совершения вечерни? 8. Когда на вседневной вечерне совершается каждение? 9. В каких богослужебных книгах содержатся неизменяемые и неизменяемые молитвословия вечерни? 10. Какие молитвословия вечерни относят к числу изменяемых? 11. В день памяти святых какого знака Крестобогородичные на вечерне не используются? 12. В каких богослужебных книгах содержатся прокимны для вечерни? 13. Чем подчеркивается особый характер вседневной вечерни накануне субботы? 14. Что такое отпуст? Какие существуют виды отпустов? 23. Вопросы к теме «Великая вечерня» 1. В дни памяти святых каких праздничных знаков совершается великая вечерня? 2. В какое время согласно указаниям Типикона совершается великая вечерня? 3. В каких главах Типикона содержится чин великой вечерни? 4. В каких богослужебных книгах содержатся изменяемые молитвословия великой вечерни? 5. В каких богослужебных книгах содержатся неизменяемые молитвословия великой вечерни? 6. Основное структурное отличие великой вечерни от вседневной вечерни. 7. В чем заключается отличие сугубой ектеньи на вседневной вечерне от такой же ектеньи на великой вечерне? 8. Каковы изменяемые молитвословия великой вечерни? 9. В каком случае на вечерне в будний день Богородичные берутся из приложений Минеи? 10. Каково символическое значение и историческое происхождение входа с кадилом? 11. К какому веку восходит песнь «Свете Тихий»? Кто предположительно является ее автором? 12. Какой момент считался самым важным в древнейшем вечернем богослужении христиан? 13. Какой древний христианский автор впервые символически истолковал последование вечернего богослужения? 14. Какие русские богословы символически истолковывали последование вечерни? 24. Вопросы к теме «Повечерие. Полунощница»

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Рядовыми чтениями являются, несомненно, первая (Быт. 1: 1–13) и отчасти вторая (Ис. 60: 1–16) паримии. В древности литургийные чтения обязательно брались из обоих Заветов – Ветхого и Нового. По обычаю, перешедшему в христианство из еврейства, первые полагались из закона и пророков. В современном богослужении рудиментом такого порядка являются все триодные паримии вечерен. Первая паримия Великой субботы из Бытия также причисляется к рядовым чтениям из закона. Вторая паримия из Ис. 60: 1–16 в некоторой степени сопряжена с крещением оглашенных. Обращаясь к паримиям часов Великой пятницы, нужно прежде всего указать на их несомненное иерусалимское происхождение, как, впрочем, и всей службы. В Константинополе вместо нее полагалось обычное великопостное последование третьего и шестого часов с паримией из Зах. 11: 10–13. Думается, подбор паримий в названных часах уходит корнями в глубокую древность. Это же утверждение будет верным и для выбора паримий первого часа Великого четвертка (Иер. 11: 18–12, 15) и утрени Великой субботы (Иер. 37: 1–14). Смысл указанных пророчеств чрезвычайно прозрачен: первое – о страданиях Христа и о злобе против Него иудеев, а второе – о Его воскресении. Остальные паримии Страстной седмицы находятся в тесной связи с паримиями Четыредесятницы. С внешней стороны данное отношение проявляется в порядке находящихся при них прокимнов. Последние извлекаются из псалмов в той непрерывной последовательности, в какой они расположены в Псалтири: у паримии шестого часа понедельника первой седмицы стоит прокимен из первого псалма, а у последней паримии Великой среды – прокимен из 137-го псалма. Конечно, такая логика была принята после того, как уже определилась вся паримийная система Четыредесятницы и первой половины Страстной седмицы. Причины, по которым для чтения постом были назначены именно книги Бытия, Исход, Притчи и Иова, не вызывают у литургистов серьезных разногласий. Исход взят для Страстной седмицы ввиду того, что личность Моисея, событие исхода евреев из Египта и установление ветхозаветного праздника Пасхи являются прообразами Христа, совершенного Им спасения и новозаветной Пасхи.

http://pravoslavie.ru/29764.html

Теснейшим образом сближая нас с понесшим вольные страсти Спасителем нашим, Богослужение Страстной седмицы доставляет нам бесценную возможность мысленно созерцать потоки Его святейшей крови, пролитой за нас, и слышать, как бы непосредственно из самых пречистых Его уст последние предсмертные речи и Божественные Его наставления. Словом, присутствуя в Страстную седмицу на службах церковных, живо представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную, так близкую сердцу христианина истории страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Вследствие этого Страстная неделя является знаменательнейшим временем в году, несравненно возвыжающим душу христианина и настраивающим ее к принятию самых высоких идей и впечатлений, – временем, доставляющим обильную пищу для религиозной христианской мысли и небесное наслаждение, и восторги верующему сердцу. 295 Изменяемые песнопения церковных служб в течение твсей Страстной седмицы положены из Триоди Постной (за исключением 4 воскресных стихир и догматика «на Господи воззвах» из Октоиха 1-го гл. на вечерне Великой субботы, но, впрочем, тоже находящихся в Триоди, на ряду); причем в первые три дня Страстной седмицы Богослужение еще продолжается совершаться по «чину постному», но с некоторыми особенностями сравнительно с этим чином. – Во всю Страстную седмицу утреня, с начала и кончая возгласом после великой ектеньи, следует порядку, указанному выше для седмичных дней св. Четырсдесятницы (ом. 553 стр.). После великой ектеньи и возгласа в течение всей седмицы кроме субботы, поется (вместо «Бог Господь») с обычными стихами «Аллилуиа» на 8-й гл. В понедельник, вторник, и среду после «Аллилуа» поется (вместо положенных в предшествуюшие седмичные дни Великого поста троичных гласа) 3-ды (2-й раз, на «Слава», а 3-й на «И ныне»), «косно и велегласно, и со сладкопением равно» (см. Триодь Пост.), умилительный тропарь: «Се жених грядет», чем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Какое событие происходило в вечер пятницы? Положение во гроб. Так оно и есть. На первой половине вечерни поются Страстные стихиры, те же, что пелись на утрене, бывает вход, прокимен тот же самый “Разделиша ризы” и чтение Паримий, Апостола и Евангелия. Причём Евангелие опять Страстное. Евангелие про Страсти Христовы, читается уже третий раз. Три службы практически об одном. Когда наступает вторая половина вечерни “предмет” богослужения совершенно меняется. Во второй части вечерни речь идёт о погребении Христа. Что происходит на второй половине вечерни? Вынос Плащаницы. Вы понимаете, что такое Плащаница? Это образ, который кладут посредине храма для поклонения. Этот вынос Плащаницы и есть символическое изображение погребения Христа, который как раз совпадает с тем часом, когда это происходило. Плащаницу должны выносить во время очень красивой, большой стихиры: “Тебе, одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с Древа с Никодимом”, Это действительно очень большая стихира, за это время можно успеть совершить вынос и совершить каждение. Но в России, как правило, выносят Плащаницу не во время стихиры, а чуть-чуть позже. Это, скорее всего, неправильно, надо выносить её во время этой стихиры. В конце вечерни поётся вот эта стихира и два тропаря: “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое” и “Мироносицам женам при гробе [представ ангел вопияше]. Эти тропари будут повторяться и в Великую Субботу. Таким образом вторая половина вечерни как бы венчает все воспоминания Великой Пятницы и видимо, наглядно, и в песнопениях изображает положение Христа во гроб. Так устроена Великая Пятница. Я думаю на этом достаточно, если когда-нибудь нам доведётся ещё разговаривать про Пасху, мы начнём не с Пасхи, а с Великой Субботы, потому что мы про неё сказать не успели, а на самом деле Пасху и надо начинать с Великой субботы. Она к ней имеет большее отношение, чем ко всему предыдущему. Спасибо за внимание. Если есть вопросы [можете их задать]. Вопрос из зала: - Можно вопрос про Чин Омовения Ног? Когда он появился? Его вроде бы Патриарх хотел ввести… Вы его уже совершаете, да? - А что предложил Патриарх? - Чин Омовения Ног.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

На повечерии же этих двух дней отпустом служит молитва «Владыко многомилостиве...». «Грядый Господь на вольную страсть...» произносится также в среду в конце утрени и после Литургии, отпуст же изобразительных в этот день также совершается молитвой «Владыко Многомилостиве...», а после малого повечерия полагается обычный малый отпуст «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых...». В четверг на утрени и на Литургии полагается отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый...», на изобразительных же и на повечерии — обычный малый. (В книге «Службы на каждый день Страстной седмицы» в Великий Четверг на утрени и на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную страсть...», что противоречит Служебнику (см. «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в Литургию по чину») и менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня, чем отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыто ноги учеников...»). В пятницу на утрени, или, что то же, на последовании Святых Страстей, положен отпуст «Иже оплевания и биения и заушения...», а на Часах и на вечерне («вынос Плащаницы») — «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения Страшныя Страсти и Животворящий Крест...» На повечерии же опять малый отпуст. В субботу на утрени, как и в пятницу на часах и на вечерне, произносится отпуст «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения Страшныя Страсти...», что вполне соответствует содержанию самого богослужения этой утрени. На изобразительных в этот день произносится обычный малый отпуст. Открытым стоит вопрос с отпустом Литургии Великой Субботы. В старопечатных московских Служебниках для Великой Субботы имелось два отпуста: «Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых, помилует...» (Служебник. 1601. Л. 85) и более пространный «Иже нас ради и нашего ради спасения, смирив Себе и в нашу нищету облечеся и волею страсти претерпе и смерть вкусив и во гробе положивыйся Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых, помилует...» (там же, л.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3750...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010