В практике Восточной церкви сложились следующие типы богослужебных книг. Октоих (’Οκτηχος – Осмогласник) – сборник, содержащий в Русской церкви изменяемые богослужебные тексты седмичного круга, т.е. на каждый день недели, собранные в восемь разделов – по восьми гласам, т.е. специальным напевам для разного типа стихотворных произведений, входящих в службы 101 . Каждое последование Октоиха содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель 102 , кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб, иначе – восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжение седмицы одним напевом, составляют глас. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей всех святых, и продолжается до пятой недели Великого поста включительно. Минеи (μηναος – месячный, одномесячный, длящийся месяц) – сборники, обслуживающие ежедневные богослужения годового круга. Существует несколько видов богослужебных миней: месячные минеи – 12 сборников, по числу месяцев в году, которые содержат службы святым и праздникам, приходящимся на каждый день календарного месяца; Праздничная минея (русскими справщиками называемая также Анфологион, Трефологий и Трефолой) – содержит службы избранным праздникам по календарным дням; Общая минея – содержит «типовые» службы пророку, апостолу, нескольким апостолам, святителю, нескольким святителям и др.; Минея общая с праздничной – объединение двух предыдущих типов книг в одном издании. Минея четия (Минологий, Μηνολγιον) представляет собой жития святых, собранные в календарной последовательности, которые можно читать за ежедневным богослужением. Триодь (от греч. τρς – три и δ – песнь) – книга, обслуживающая богослужения, связанные с Пасхальным циклом. Триодь содержит изменяемые богослужебные тексты (включая трипеснцы – трипесенные каноны), связанные с периодом Великого поста, от Недели о мытаре и фарисее и до Великой субботы (Триодь постная), и периодом Пятидесятницы, от дня Пасхи до второй Недели по Пятидесятнице (греческий Пентикостарион или, в русской практике, Триодь цветная). (В дониконовских и старообрядческих изданиях Триодь постная закачивается вместе с Четыредесятницей, а Триодь цветная начинается с Лазаревой субботы.) Триодь содержит также синаксарии 103 – специально для нее составленные в XIV в. Никифором Каллистом Ксанфопулом очерки богословского и нравоучительного характера, которые полагается читать на некоторых богослужениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь уместно сравнить своеобразие художественного историзма Чехова и Толстого, например. Чтобы выразить свои представления об истории России, Толстому понадобилось создать четырёхтомный роман-эпопею – «Войну и мир», упомянуть в нём свыше ста исторических деятелей. Для Чехова оказалось достаточным написать несколько строк и упомянуть лишь трёх исторических лиц. Лаконичность – яркая самобытная черта творчества Чехова, во взгляде на историю это тоже проявляется. Так вот, в истории России чеховскому герою видятся лишь беспросветная нищета и безмерные страдания простого народа. «Лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта» осмысляются им не как случайные явления, имеющие отношение лишь к его собственной семье, а как сущностная, закономерная и непреодолимая черта исторического бытия его родины. Впрочем, ничего принципиального нового во взгляде на историю русского народа чеховский герой не открыл. Боль о страданиях простых людей переживали многие современники Чехова. Сам Чехов создавал рассказ «Студент» через несколько лет после того, как вернулся из поездки на Сахалин, где видел страшные картины жизни каторжного населения. Но, кроме этого, важно понимать и другое: в представлении православного человека бедность, нищета – лучший путь к святости, нежели богатство. Не случайно Ф. И. Тютчев в своём известном стихотворении о России «Эти бедные селенья…» увидел в нищете, долготерпении и смирении русского народа особое благословение Царя Небесного. То, что нищета – черта святости, не мог не знать студент духовной академии. Здесь существенно иное: как к этому относиться? Сострадать народу, уповая на милость Божию, готовить себя к служению людям многотрудным священническим подвигом или же предаваться унынию? Совершенно очевидно, что в начале рассказа настрой у героя пессимистический. Почему? В этом стоит разобраться. Иван отправился на весеннюю тягу не в обычный день, а в Великую Пятницу. Здесь-то, перед тем как переходить к анализу очередного эпизода рассказа, важно объяснить учащимся, что означают для православного человека следующие литургические реалии и церковные службы: Великий Четверг (Страстной Четверг, Великий Четверток по-славянски) и воспоминание о Тайной Вечере ; чтение Двенадцати Евангелий на вечернем богослужении (на утрене ) под Великую Пятницу (Страстную Пятницу, Великий Пяток ); утром в Великую Пятницу – чтение Царских Часов ; во второй половине дня – вечерня с чином Изнесения (выноса) Святой Плащаницы ; вечером в пятницу – утреня Великой Субботы (Преблагословенной Субботы) с чином Погребения Плащаницы. По-видимому, по завершении этих служб студент Иван решил немного развлечься и поохотиться на вальдшнепов.

http://pravmir.ru/k-voprosu-o-duxovnom-s...

Пред кучею золота и драгоценностей, принесенных для святилища дочерьми Израиля, законодатель должен был остановить благородную ревность этих жен ( Исх.36:5–6 ), которые, лишаясь самых дорогих из своих украшений, может быть, нередко вручали для храма Иеговы даже материальные воспоминания их брачных торжеств — самой великой минуты в жизни женщины 57 . Они еще помнили, что так недавно, тут же, во время стоянки при Синае, их драгоценности служили на слитие золотого тельца. Не считали ли они теперешние приношения на служение истинному Богу искуплением своей вины?.. Патриархи воздвигали жертвенники в честь Адонаи (Господа) на неопределенных местах и воздавали Ему поклонение во всякое время. Но с учреждением центрального святилища Иегова установил определенные времена, когда дети Израиля, соединенные верою, должны были собираться для богослужения. Десятисловие освящает только один обрядовый богослужебный закон: это соблюдение субботы 58 . Будучи символом окончания творения, суббота представляла покой Господа, когда сотворенная по Его слову вселенная вышла из хаотического состояния; суббота, таким образом, напоминала евреям, окруженным языческими народами, догмат Верховного Существа, отличного от Его творения. Хранение субботы имело еще другую цель, нравственную: облегчение работника, раба или даже домашнего скота, которые в этот день могли восстановить свои силы покоем после убийственного истощения их целодневным непрерывным трудом. “Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела свои: а день седьмой суббота Иеговы, Бога твоего: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни скот твой, ни пришлец твой, который в жилищах твоих”. Эти слова слышал весь еврейский народ из уст Самого Господа, когда трепещущий стоял при Синае. Когда израильтяне утвердились в Земле Обетованной, разные колена народа Божия должны были собираться к центральному святилищу, особенно три раза в году: в праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей . Путешествия на эти три праздника женщинам не вменялись в непременную обязанность: одни не могли вынести труда трех ежегодных путешествий, особенно из мест самых отдаленных от святилища; других могли удерживать дома их обязанности хозяйки дома или матери семьи. Непременно Господь созывал к себе только мужское народонаселение ( Исх.23:17; 34:23 ; Втор.16:16 ); но Он дозволял женщинам, кому было возможно, сопутствовать на эти народные праздники своим отцам и супругам 59 . На эти торжества приглашались даже вдова и раб, в память того времени, когда евреи, отверженные, без радости и утешения ели хлеб чужеземца ( Втор.16:11–14 ).

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Какова её структура? Первые три дня её однозначно постные по распорядку дня (мы обязательно повторим, какой распорядок дня характерен для поста и для этих дней в частности), по особенностям богослужения и по целому ряду других признаков (Эти признаки, характерные для постных дней, я тоже попробую назвать). Что касается периода времени, начиная с Великого Четверга, это уже не вполне регулярные постные дни. Формально их можно было бы назвать непостными (особенно Великий Четверг). Великий Четверг вообще не очень сильно похож на постный день (я попробую попозже показать почему). Великая Пятница — это самый строгий постный день в году. Великая Суббота — день перед наступлением Светлого Воскресенья — это тоже постный день, как ни странно. Почему это должно быть странно? Потому что в Восточной Церкви, к которой мы с вами принадлежим суббота объявлена днём непостным. По каноническим правилам Восточной Церкви суббота непостная - за исключением только одной субботы в году - Великой Субботы. Великая Суббота — постная. Начиная с Великого Четверга, это дни совершенно особенные. Они не укладываются в рамки и правила регулярных постных дней. С Великого Четверга начинаются пасхальные воспоминания, сначала связанные с Крестной Пасхой потом перерастающие в празднование Пасхи Воскресной. Прежде, чем мы начнём речь об основных особенностях Страстных Дней, давайте сначала поговорим о главном, с чего всегда надо начинать, когда речь заходит о Православном Богослужении, с Литургии. Как устроена Литургия на Страстной Седмице? Всегда нужно по первому пункту давать понятия. Значит с Литургией такая ситуация. На Страстной Седмице, в первые три дня, которые я назвал вполне постными, служится самая, что ни на есть постная Литургия, а именно Литургия Преждеосвященных Даров. То есть в понедельник, вторник и среду служится Литургия Преждеосвященных Даров. Как видите, на Страстной Седмице ситуация меняется. Весь Великий Пост эта Литургия служилась по средам и по пятницам, по нашему уставу. А на Страстной Седмице она служится каждый постный день, и в понедельник, и во вторник, и в среду. Почему? Потому что так было в Константинополе в первом тысячелетии.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Это выражение вошло в церковный обиход и произносится как высшее пожелание " в Бозе почившим " , пожелание той смертной участи, которая для наших глаз уже не имеет внешнего облика. Это выражение следует понимать прежде всего в смысле прекращения всякой внешней деятельности in absolutione corporis (при освобождении от тела - Пер.). Обычный образ сна, столь близкий - по видимости - к смерти может внести неясность и исказить реальность, по-иному своеобразную и глубокую. Скорее тут следовало бы понимать то состояние душевного покоя, которое по-гречески называется απθεια, или полное бесстрастие, подражание Божественному бесстрастию. Согласно преподобному Максиму, который повторяет с поправками мысль александрийцев, тут подразумевается абсолютное отсутствие волнения, рассуждения, непрекращающееся постоянство ума, неудобопреклонного уже к изменениям. Великое спокойствие, magna tranquillitas (блаженный Амвросий) управляет упрощенным существом, сведенным к самой своей сущности, у которого приглушены или усыплены способности к действию. Оазис мира, превышающего всякий мир, мира, которого мир не может дать, отдых и покой в стране утешения; gloriosa requies futura ( " славный будущий покой " - Пер.) (блаженный Амвросий) " " Вот что означает beatum esse ( " быть блаженным " - Пер.) в первом воскресении. Этот неизменный покой, не исключающий ни сознания, ни внутренней жизни, присущей сему новому способу существования, есть состояние, в высшей степени созерцательное, символом которого остается сердце. Писание сближает его с Божественным покоем, упоминаемым в книге Бытия. Действительно, по его образцу Творец установил: некогда субботу Израиля, прототип райского субботствования. Автор Послания к Евреям, повторяя древнюю угрозу Господа, разгневанного против неверного народа: они не войдут в покой Мой (Пс.94:11), тут же добавляет: Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих (Евр.4:9-10). Знаменательное сравнение, которое повторяется в дивном православном богослужении Великой субботы, этой " субботы суббот " , когда Христос во гробе вошел в благословенный покой triduum " а ( " третьего дня " - Пер.), совершив свое дело спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

ПРЕВОСХОДСТВО ЛИТУРГИЙНОГО ПОМИНОВЕНИЯ ПЕРЕД ВСЯКИМ ДРУГИМ    Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении.    Поминовение усопших на проскомидии и во время пения Достойно есть или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная литургия. Никогда также не опускается поминальное прошение на сугубой ектении как на литургии, так и на вечерне и на утрени, когда только сия ектения произносится на этих последних службах. Это поминовение усопших на вечерне, утрене и литургии не опускается даже и тогда, когда отменяются и решительно возбраняются все другие гласные заупокойные моления, не отменяются даже и в первый день Пасхи.    Поминовение усопших в конце повечерия и полунощницы на заключительной ектении также никогда (за исключением седмицы Пасхи) не отменяется ни в воскресные дни, ни в великие праздники, если только в эти дни не отменяются самые службы повечерия и полунощницы.    Таковы основные моменты поминовения усопших на ежедневном богослужении. И как соответственно воспоминаниям круга седмичного и годового изменяются и в содержании и в строе отдельные службы, также подвергается изменениям и порядок поминовения усопших. Каждая степень церковных воспоминаний и праздников вносит свои изменения в стройную систему поминовения, начиная от почти исключительно заупокойных молитвословий в субботы родительские, уменьшаясь в простые субботы и будничные дни, сокращаясь еще более в предпразднества и праздники соответственно степени каждого. При этом употребление в седмичные дни песнопений октоиха является большей частью как бы некоторым мерилом и для заупокойных молений. Чем больше берется песнопений из будничной службы октоиха, тем усиленнее моления об умерших. И, наоборот, по мере сокращения заимствований в седмичные дни из октоиха, сокращаются и заупокойные молитвословия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Уст.), «от менших» (сн. 850 стр., 41 прим.), по гласу тропаря, но в первом случае он поётся на «Слава» и «И ныне», а во втором случае – на «И ныне» и притом по гласу тропаря второго святого. Если в указанные дни случится святый, «емуже вход, или славословие, или полиелей, или бдение», то поётся тоже тропарь святого 2-ды и на «Слава» и «И ныне», по гласу тропаря святого, отпустительный (см. там же) богородичен, но не «от менших», а воскресный (из тех, которые в 53 гл. Уст.). Порядок пения тропарей в субботы («егда поется Бог Господь») – таков же, как и в прочие седмичные дни; после же тропарей в субботы всегда поются только что указанные отпустительные воскресные богородичны, обозначаемые также и наименованием «первые», так как на утрене они предваряют собою другие богородичны (сн. 845 стр., 22 прим.); причем, если в субботу не положено бдения или полиелея, то поётся воскресный «богородичен первый по гласу тропаря святого» («настоящего же гласа», т.е., рядового, «глаголется богородичен по 1-й кафизме, по 1-м седальне»), если же в субботу празднуется память святого с бдением, полиелеем или великим славословием, то поётся «богородичен первый настоящего гласа», т.е., того гласа, который пелся в предшествующее этой субботе воскресенье. – В воскресные дни, если особого «тропаря святому не будет», поётся только тропарь воскресный рядового гласа 2-ды и на «Слава» и «И ныне» поётся богородичен настоящего гласа, т.е., гласа этого воскресного тропаря (он указан и в Октоихе на ряду, а печатается в службе великой вечерни); если есть тропарь святому (хотя бы и Имеющему бдение), то этот тропарь, после двухкратного пения воскресного тропаря, поётся на «Слава», а если «случится в неделю другий святый имеяй тропарь», то воскресный тропарь поётся 1-ды, затем поётся тропарь первого святого 1-ды и на «Слава» – тропарь второго святого; во всех этих случаях на «И ныне» положен воскресный богородичен по гласу того тропаря, который поётся на «Слава», а «первый богородичен настоящего (т.е., рядового) гласа» глаголется «по 1-м седальне, рядового же богородична (положенного в Октоихе после этого седальна, на ряду) не глаголем».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

келейной, домашней молитвой; келейным чтением Евангелия). [Рим.14.3; 14.6] ….. P.S. ….. 1. Духовно не полезно поступил Моисей (как сказал ему Бог, в одной древней притче), когда по его словам один верующий бедуин лишился Веры в то, что Сам Бог пьет его молоко, которое только и мог он Ему дать как свое благодарение, благословение, за все, что Он для него и для других верующих сделал, делает и будет делать. ….. 2. «Не судите по наружности (по букве), но судите судом (духовно) праведным» (по Духу) [Ин.7.24] ….. 3. «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну» [Рим. 14.13] и не подавать братьям и сестрам повода к умалению их Веры, духовных слов и дел. Мирянин. 03.04.18г. Мирянин 07 апреля 2018г. 10:34 …......………… Предложения по проекту документа (ПД) …..….. Учитывая изложенное в комментарии от 03.04.18г, предлагается следующая коррекция содержания ПД: ….. 1. «Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным» или запретительным, поэтому они могут, впервые начать совершаться по произволению священника и прихожан каждого прихода РПЦ «в соответствии с одной из нижеизложенных схем». ….. 2. «В тех приходах и монастырях, где такой обычай сложился, пассии могут совершаться» в соответствии со сложившейся схемой их совершения. Мирянин. 07.04.18г. Мирянин 14 апреля 2018г. 15:33 ……….………. Системный комментарий ….. Все церковные, храмовые службы, включая пассии, содержат в себе молитвы, однако процессу совершения прихожанами храмовых молитв уделяется очень мало внимания. …….. Наблюдения и рассуждения по данному вопросу представлены в комментарии от 14.04.18г. на сайте: http://msobor.ru/comments/49 Мирянин. 14.04.18г. Максим 30 апреля 2018г. 10:14 Примечание. В этом варианте служения пассии песнопения Страстных Пятка и Субботы не используются. Извините, но ,по-моему, тут опечатка. Ибо в последнем варианте есть указание на пение стихиры Великой Субботы: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…».

http://bogoslov.ru/article/5771426

69е апостольское правило предписывает обязательный сорокодневный пост для всех, кроме случаев телесной немощи. 50е правило Лаодикийского собора запрещает прекращать пост в четверг Страстной седмицы и предписывает поститься в Четыредесятницу с сухоядением. 56е правило Трулльского собора уточняет, что в субботы и воскресенья периода Четыредесятницы хотя и ослабляется пищевой пост, но остается обязательное воздержание от пищи животного происхождения (мясо, молоко, яйца). В современной практике, пост соблюдается верными в разной степени, по мере сил каждого и с благословения священника. 1я, 4я и Страстная седмицы обычно отмечаются усиленным постом. 49е правило Лаодикийского собора запрещает совершение полной литургии в будние дни поста. 52м правилом Трулльского собора установлено совершать в будние дни чин литургии Преждеосвященных Даров. 51е правило Лаодикийского собора запрещает в период поста совершать празднования мученикам, за исключением суббот и воскресных дней. 52е правило Лаодикийского собора запрещает в этот период отмечать дни рождения и заключать браки. 89е правило Трулльского собора предписывает оканчивать пост Страстной седмицы около средних часов ночи после Великой субботы. Цитаты о Великом посте «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». 69е правило святых апостолов «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение этого –истинный пост и благоприятный!». Великопостная стихира из Триоди постной «Великий пост – это время особенной работы над своей духовной жизнью, время внутренней сосредоточенности, время обращения внутрь себя. Время, когда затихает всё внешнее, давая раскрыться внутреннему. Время особенных богослужений — строгих, скромных, с особенными мотивами песнопений и покаянными молитвами. Время внимательного и искреннего покаяния. Время упражнения в личной смиренной молитве, обращённой к Живому Богу. Время, когда мы должны стать ближе к Богу и друг к другу. Мы возьмём на себя какие-то дополнительные обязанности и аскетические упражнения, ограничим себя в принятии пищи, будем чаще посещать богослужения и, может быть, откажемся от ряда привязанностей, рассеивающих наше внимание и отбирающих драгоценное время жизни на земле. Будем стараться аккуратно подбирать слова для общения друг с другом и вообще стараться употреблять поменьше слов, прислушиваясь к тишине и голосу Господа, отзывающегося в нашем сердце в ответ на молитвословия и наше к Нему устремление».

http://azbyka.ru/velikij_post

– 1Ин.5:20 ). Лик, после воззваний диакона, возглашает: «Господи, помилуй», а после последнего поет: «Тебе, Господи», т. е. предадим. Засим иерей славит Триединого Бога следующим славословием: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Св. Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Кафизма – κθισμα значит сидение. Название кафизмы произошло, по всей вероятности, не потому что время стихословия кафизм было назначено для сидения. Ибо в древности стихословие псалмов состояло в пении (De cantu et de musica sacra, Gerberti. T. 1, cap. XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII, XVIII). Части кафизм и поныне называются антифонами (Тип., гл. 2, и послед. понед. 1 седм. Великого поста), потому что Устав назначает петь стихи ее попеременно двум ликам и указывает глас для пения их. На бдении «стпхологисуем Псалтирь на глас 8-й, первую кафизму: «Блажен муж», первый антифон; второй же и третий антифоны поем на глас дне» (Тип., гл. 2). На службе утрени Великой субботы, равно и при совершении погребения, положено уставом петь 17-ю кафизму, а не читать; для сего пред каждою статьею и указан глас пения. А при пении как вообще песней церковных, так и при пении псалмов, при стихословии стояли (Bingani Origin. T. IV, liber XIII, cap. VIII, § VII et liber XIV, cap., § XIV и Памяти. Дневн. Ветр., ч. VI: 1844 года, гл. 1, стр. 121. Снес. «О значении и употреблении Псалтири в древней Новозаветной Церкви». Воскр. Чтен. 1848–49 г., 50, стр. 517). Части кафизм называются славою, например: «на вечерни поем Блажен муж первую славу (Тип. храмов. 34 глава). Славою называются потому, что оканчиваются пением: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Части кафизм называются еще «статьями» (στσις statio, стояние), например – в 17-й кафизме (Послед. вел. субботы утро в Триоди Пост. и в последовании погребения мирских человек в Больш. и Мал. Требн.). Очевидно, части называются статьями потому, что во время пения их надлежит стоять (Толкование на Псалтирь, изд. от Св. Синода 1791 г., лист 2). И если сделано разделение Псалтири на 20-ть отделений, называемых кафизмами, то нет причин полагать, чтобы с этим разделением введено было, во время стихословия Псалтири (пения по стихам ее), обыкновение сидеть. Но, так как за кафизмами следовало «чтение», во время которого в древности позволялось сидеть (August tom. XXVI Поп. Пр. Церкви, ч. 1, стр. 103), то, можно полагать, что кафизмы получили свое название от того, что после них, по большей части, назначалось «чтение», во время которого сидели. После стихословия кафизм, по Уставу поются тропари, при которых молящиеся садятся для того, чтобы после пения слушать «чтение» или поучение. Эти тропари потому называются седальнами. О седальнах сказано у Симеона Солунского : потом садятся и поют, с одной стороны для некоторого отдохновения плоти, с другой – потому, что и сидя и стоя должно воспевать Бога (Симеон. Солунск., Разг. о священнодейств. и таинствах, § 276).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010