и др. Типикон. Служебник. Богосл. Апостол. Воскресные аллилуиарии, напр., 1 гл.: Бог даяй отмщение мне..., 2 гл.: Услышит тя Господь в день печали... Там же. Воскресный причастен: Хвалите Господа с небес… Общая Минея. 201 на об. Дневные литургийные прокимны, напр., в понедел. 4 гл.: Творяй ангелы..., во вторник 7 гл.: Возвеселится праведник... и др. Типикон. Служебник. Октоих. Богосл. Апостол. 224 на об. Дневные аллилуиарии, напр., в понедел. 5 гл.: Хвалите Господа, вси ангели его..., во вторн. 4 гл.: Праведник, яко финикс процветет... Там же. Дневные причастны, напр., в понед.: Творяй ангелы... (это и прокимен), во вторн.: В память вечную... Там же и Ирмологион. Литургийные прокимны на разные числа в году, предпраздничные и послепраздничные субботы и недели, напр., пред Воздвижением. Служебник. Богосл. Апостол. Аллилуиарии на разные числа в году, предпраздничные и послепраздничные субботы и недели. Там же. Причастны на разные числа в году, предпраздничные и послепраздничные субботы и недели. Там же. Общие литургийные прокимны, напр., Богородице: Величит душа моя Господа..., безплотным силам: Творяй ангелы..., пророкам: Ты иерей во век... и др. 916 Типикон. Служебник. Общая Минея. Богосл. Апостол. 225 на об. Общие аллилуиарии, напр., Богородице: Слыши, дщи, и виждь..., бозплотным: Хвалите Господа, вси ангели его... Там же. Общие причастны, напр., Богородице: Чашу спасения прииму..., безплотным: Творяй ангелы... и др. 917 Там же. Литургийные прокимны периода времени пения Триоди Постной, начиная с Мясопустной субботы и кончая Великой субботой, напр., Мясопустной субботы: Души их во благих... Служебник. Богосл. Апостол. 194 на об. Аллилуиарии периода времени пения Триоди Постной, напр., Мясопустной субботы: Блажени, яже избрал... Там же. Причастны периода времени пения Триоди Постной, напр., Мясопустной субботы: Блажени, яже избрал... Там же. Литургийные прокимны периода времени пения Триоди Цветной – от Пасхи до недели Всех святых. Служебник. Богосл. Апостол. Аллилуиарии периода времени пения Триоди Цветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Дело в том, что переоблачение священнослужителей в светлые одежды – это не пасхальная особенность, а крещальная, сохранившаяся в современном богослужении (как и апостольское и евангельское чтения литургии Великой субботы) от древней практики крещения в этот день оглашенных. Наш Требник до сего времени сохраняет в чине Крещения указание облачаться иерею в белые ризы: «Входит священник и облачается в священническую одежду белую». Что же касается пения стихов из пасхального богослужения, то это не церковное установление, а произвольное нововведение, сделанное в свое время для придворной капеллы Д. С. Бортнянским и позднее распространившееся «явочным порядком» вместе с придворным обиходом церковного пения. Святейший же Синод своей санкции на это не давал, и ни в одном из изданий Типикона или Постной триоди эти стихи в службе Великой субботы не помещались.    Положенные на литургии Великой субботы песнопения «Да молчит всякая плоть человеча» и «Не рыдай Мене, Мати», а также поемый на полунощнице канон «Волною морскою» и слово святого Епифания Кипрского «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит...» говорят о ином идейном значении данных служб. Если этим службам присуща торжественность, то последняя есть выражение радости Церкви о победе лежащего во гробе Христа Спасителя над адом. По учению Церкви, погребенный Спаситель, находясь как человек «во гробе плотски», как Бог сошел в ад и, пленив его, извел из него души праведников (1 Пет. 3:18-19 и 4, 6). Это и выражено в службах Великой субботы: на литургии в стихирах на «Господи, воззвах» – «Днесь ад стеня вопиет», а на полунощнице – в тропаре «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный». В свете такого значения великосубботнего богослужения понятным становится самый выбор этого тропаря. В самом деле, как известно, все воскресные стихиры Октоиха, поемые в течение всей пасхальной седмицы (на «Господи, воззвах», на стиховне и на «Хвалите»), распределены так, что каждому дню этой седмицы соответствует определенный глас. В частности, в первый день Пасхи исполняются песнопения 1-го гласа Октоиха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Изыдите! И связанным – разрешитеся! На погубление врага И на обновление первоумерших Пришел еси, возвращая их к Жизни, взывающих: (Воскреснут мертви И востанут сущии во гробех, И вси земнороднии возрадуются). Душетленнаго гордыню Крестом Твоим умертвил еси, Сниде же во ад, Сокрушил еси вереи И воскресил еси прадеды, яко Бог. Умерщвленным же верным Подаст Жизни мир и веселие, взывающим: (Воскреснут мертви И востанут сущии во гробех, И вси земнороднии возрадуются). Канон Великой Субботы. Трефолой 1445 г. ГИМ (Син), 872, Л. 106 об. Три архиерея и одна монахиня Канон Великой Субботы, занимая центральное положение в событиях Погребения и Воскресения, довольно часто воспринимается как творение, существующее без изменений с самого момента своего появления, вышедшее из рук одного песнотворца. На самом деле, в этом каноне сплелись воедино разные характеры и творцы, которых разделяют время и место их подвигов. Канон писали и редактировали три архиерея и одна монахиня. Совершенно отдельный полный канон Великой Субботы был написан одним из столпов Православия – преподобным Феодором Студитом (+826). Этот канон встречается лишь в одной ватиканской рукописи, он не получил широкого распространения, хотя заслуживает самостоятельного внимательного исследования, и было бы очень интересно сравнить его с трудами других песнотворцев. Исследование истории текстов богослужений – невероятно увлекательное дело! Попробуем проследить – как появились первые четверопеснцы Великой Субботы. Возможно, во времена инокини Кассии четверопеснец Андрея Критского уже не использовался на Великую Субботу, в том месте, для которого он был написан. Кассия могла видеть его, хотя в богослужении того времени уже употреблялся четверопеснец Косьмы Маюмского, который начинается словами ирмоса «Ят бысть, но не удерж а н». Можно предположить, что многими ощущалась потребность в полном каноне, в необходимости дописать первые пять песен. Первым автором дополнения четверопеснца Косьмы, надо полагать, и стала инокиня Кассия. Да, точных свидетельств мы не находим, и в краегранесии (то есть первых буквах каждой строфы=акростих) нет указаний на то, что автором этих строк является именно инокиня Кассия.

http://pravmir.ru/umnaya-kassiya-gimnyi-...

Итак, утреня Великой Субботы: двупсалмие, шестопсалмие, великая ектения. Но далее уже поется Бог Господь, и в замене постного Аллилуйя на Бог Господь можно увидеть уже знамение нового в богослужении, явление чего-то ранее не бывшего, приближение к Воскресению. За песнопением Бог Господь следуют три тропаря. Два из них, первый и последний, нам знакомы, это Благообразный Иосиф и на И ныне — Мироносицам женам. Все это было на вечерне. Но между ними на Славу вставляется тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже нас, слава Тебе!» Что это такое? Это воскресный тропарь второго гласа. Воскресных тропарей существует восемь, но из них выбран тот, который больше других говорит о сошествии во ад. Но подумаем о другом: все-таки этот тропарь воскресный! На вечерне его не было, а на утрени он уже добавляется; ведь на утрени всегда полнее и глубже раскрывается празднуемое событие. На вечерне уже появлялись воскресные, победные тексты, а на утрени они являются в еще большей степени, и вот уже звучит воскресный тропарь. Нам открывается, что суббота неотторжима от воскресенья, любая суббота года чрезвычайно тесно связана с воскресеньем. Корень этого — в богослужении Великой и Лазаревой Суббот, которые во многом являются богослужениями воскресными. Ветхозаветный седьмой день и новозаветный седьмой день как бы соединяются в субботе, являя нам и покой, и смерть, и воскресенье, и это единство нужно обязательно чувствовать. Ни в коем случае не отменяется исключительное значение воскресенья, и ни в коем случае не исчезает особенный акцент субботы, но они постоянно будут сталкиваться и научать нас чему-то такому, что трудно выразить в конкретных словах, но можно опытно узнать, участвуя в богослужении. Тропарь Благообразный Иосиф — это тропарь о положении во гроб, а Егда снизшел еси — это тропарь о сошествии во ад и победе над ним, и в нем говорится, что Господь уже воскресил умерших, а Мироносицам женам — это тропарь о том, как мироносицам явился Ангел и сказал о том, что Господь воскрес.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

В страстной четверток по «Благо есть» поется тропарь: «Егда славнии ученицы», а в страстный пяток – тропарь: «Искупил ны еси от клятвы. В субботы пения Постной Триоди, в которые не поется (а читается) великое славословие после «Благо есть» и «Отче наш» поется: в субботу первой седмицы Великого поста тропарь, на 2-й глас, св. Феодору: «Велия веры исправления» и Богородичен: «Вся паче смысла». В субботы 2-й, З-й и 4-й седмиц Великого поста, когда совершается служба за упокой, поются тропари: «Апостолы, Мученицы, Пророцы». На «Слава»: «Помяни. Господи, яко благ». На «И ныне»: Богородичен: «Мати святая неизреченнаго Света» (Тип., послед. субб. 2-й седмицы Великого поста и след.). Эти тропари поются после «Благо есть» и в другие субботы в году, если в них совершается служба за упокой (Тип., гл. 14), исключая суббот пред Неделей мясопустной и пред Пятидесятницей; тогда, по «Благо есть», поются тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй», на «Слава и ныне»: «Тебе и стену и пристанище имамы» (Тип., послед. мясопустной субб. и субботы пред Пятидесятницей). На той утрени, в которой поется великое славословие (а не читается), сряду после пении Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и после тропаря бывает ектения: «Помилуй нас, Боже»; но на утрени, в которой славословие читается (а не поется), ектения: «Помилуй нас, Боже» следует после «Благо есть», «Трисвятого». «Отче наш» и тропаря 514 . В дни же поста эту ектению заменяет произнесение 40-а раз «Господи, помилуй». Дни, в которые возглашается «Господи, помилуй» 40 раз, вместо ектении «Помилуй нас, Боже», суть следующие: 1) Среда и пяток сырные. Но исключаются те случаи, когда в среду и пяток сырные случится: а) праздник Сретения (Тип., послед. 2-го февр., в среду сырную; там положены три поклона в конце утрени), предпразднство, попразднство и отдание его (1-го, 8-го февр.): б) день храмового праздника. Тогда по «Благо есть» бывает ектения: «Помилуй нас, Боже». 2) Вместо ектении произносится: «Господи, помилуй» 40 раз в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, исключая тех случаев, когда в эти дни бывает: а) Благовещение (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В настоящее время плащаницей преимущественно и даже почти исключительно именуется только та богослужебная принадлежность, которую мы видим в умилительных обрядах богослужения Великого Пятка и Великой Субботы. Обряды эти развились и заняли свое место в богослужении в сравнительно позднейшее время. История этих обрядов и заполняет дальнейшие страницы богослужебного употребления плащаницы и самой плащаницы, то есть ее иконографического типа. История и развитие обрядов Великой Субботы привлекала к себе внимание многих ученых литургистов: одни из них писали об этих обрядах подробно, другие - кратко и как бы мимоходом Мы отметим основные моменты в развитии интересующих нас богослужебных обрядов. Проф. Е.Е. Голубинский начинает историю плащаницы с указания на то, что не позднее первой половины XI века у греков начало входить в обычай на утрени Великой Субботы по окончании великого славословия творить вход с Евангелием Действительно, к этому входу постепенно присоединялись некоторые обряды, пока не сложился обряд, существующий в наше время, но вход этот не появился вновь в XI веке, а есть остаток древнейшей формы праздничного богослужения, так называемого " песненного исследования " ( οου). " Все соборные церкви во вселенной, - говорит Симеон Солунский, - первоначально совершали сие последование песненно " Историю же " песненного последования " можно возводить до очень древних времен даже до времен Сильвии Аквитанской и ее " Путешествия ко святым местам " а в этом-то последовании в праздники и полагался вход на утрени после или во время великого славословия, как свидетельствует о том Симеон Солунский " Песненное последование " вышло из общецерковного употребления, но оно оставило после себя след в некоторых частностях богослужения. Остаток " песненного последования " представляет и вход с Евангелием после великого славословия на утрени в Великую Субботу о котором говорят древнейшие греческие и славянские богослужебные уставы. Вход этот обставлялся торжественно В истории плащаницы этот вход получает свое значение с того времени, когда вместе с Евангелием стали носить воздухи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

Небо, братья мои, достодолжно сопразднует со всеми! И пусть, когда мы постимся и скорбим вечером Великой Субботы, у православных в Австралии уже полночь и они поют Пасхальную утреню? И пусть, когда мы совершаем Пасхальную утреню, у православных Канады и Калифорнии ещё вечер Великой Субботы – время сокрушения и поста? Да что говорить о Калифорнии и Канаде!.. У нас в Греции в некоторых областях, по старым местным обычаям, совершают Пасхальную утреню и Божественную литургию не в полночь Великой Субботы, а в воскресенье утром. Неужели верующие этих областей обнаружат, что небеса... заперты, как двери какого-либо магазина, работающего по расписанию, и ангелы... отдыхают после «тяжёлого труда» сегодняшнего служения? Небеса не будут разделять с ними торжество, и святые ангелы откажутся сослужить им, сказав: «Вы что, только проснулись!? Вы лишили себя Пасхальной службы, в которой мы принимали участие! Она закончилась несколько часов назад. В следующем год начинайте Пасхальное богослужение в полночь, тогда и мы придём и примем в нём участие, а в этом году мы не можем – время Пасхальной службы уже прошло». Неужели, ещё раз спрашиваю, вы действительно считаете, что так ответили бы ангелы этим верующим, отказавшись принимать участие в богослужении? Но какому разумному человеку придёт в голову утверждать, что из-за... отставания во времени небеса будут игнорировать верующих и отворачиваться от них?! Привести ещё более впечатляющий пример? На северо-западе Европы находится страна, которая называется Финляндия. Тысячи финнов – православные христиане. В Финляндии, в силу её географического местоположения, сутки длятся не 24 часа. Там нет четырёх времен года, но только лишь зима продолжительностью 9 месяцев и лето продолжительностью 3 месяца. День летом и ночь зимой в течение двух-трёх месяцев там длятся непрерывно! Представьте себе один день или одну ночь, которые длятся не 12 часов, а два и три месяца! Что же будут делать небеса во время праздников у православных финнов, где «днесь так продолжительно (длится два или три месяца)? Будут ли они сопраздновать с ними или же отрекутся и «отвратят лице свое от них», потому, что финны имеют несчастье жить в стране, где распределение суточного времени не соответствует нашему? 187

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Четыре последних ирмоса канона Великой Субботы (от 6-го до 9-го) остались в том виде, в каком их написал Косма. На этом, однако, история канона не закончилась. В начале X столетии текст тропарей канона, написанный Кассией, в богослужении Великой Субботы был заменен другим – произведением Марка Отрантского. Автор XII века Феодор Продром, опираясь на церковное предание, «сообщает, что некоему Марку, епископу Гидрунта (Отранто) было поручено заменить тропари Кассии, поскольку соединение “женского сочинения” со словами Косьмы было сочтено неподобающим» . В результате со временем греческий оригинал Кассии был утрачен, зато эти тропари сохранились в переводе на славянский язык в рукописях, хранящихся в Москве в Российском государственном архиве древних актов и Государственном историческом музее. Авторитетный литургист И.А. Карабинов атрибутирует тропари четырех первых песен канона Великой Субботы преподобной Кассии . Тема этих тропарей – сошествие воскресшего Спасителя в глубину ада, откуда Он извел души прародителей и праведных мужей и жен. Эти чудом сохранившиеся стихи Кассии поражают экспрессией метафорических образов и концентрированной энергией благоговейного восторга верующего и любящего сердца, благодарного Господу за совершенное Им деяние: «Безумный, старый, несытый аде! Раскрыв свою пасть, приими всех Жизнь! Проглотив бо – изблюеши, ибо ты пожрал праведных души: разорит тя Господь, – славно бо прославися! Ко адским (пришел еси), Живый, источая живот земнородным, глаголаше: Изыдите! И связанным – разрешитеся! На погубление врага и на обновление первоумерших пришел еси, возвращая их к Жизни, взывающих: “Воскреснут мертвии и востанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются”». Замечательным творением Кассии является также стихира на Рождество Христово, содержащая оригинальную и глубокую историософскую идею, сопрягающую момент Боговоплощения с современной ему фазой истории Рима и тем самым – мировой истории. Рождение Спасителя не случайным образом пришлось на время правления Августа, но потому что есть таинственная связь между утверждением единовластия, уничтожившего пагубное многоначалие, и упразднением многобожия: «Августу единоначальствующу на земли многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися, под единем царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашеся людие повелением кесаревым, написахомся вернии, именем Божества, Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе». Содержание этой стихиры лежит у истоков идеи о том, что Римское царство пребудет до скончания века, потому что сам Господь родился в Вифлееме в правление Августа как римский подданный, откуда уже вышло наименование древнего Византия не только Константинополем, но и Новым Римом. В этой идее укоренено и учение о Третьем Риме. Кассия вошла в историю как одна из немногих женщин, писавших церковные песнопения

http://pravoslavie.ru/144078.html

Все более и более выходил из практики обычай носить во время великого входа воздухи-плащаницы, но начали развиваться и распространяться особые обряды, в центре которых стала плащаница. Плащаница, в этом смысле получившая начало от воздуха и прежде, как мы видели, сама бывшая не чем иным, как воздухом, почти отделилась от своей прежней истории, но сохранила, хотя и не вполне, внешний вид и иконографические особенности, приобретенные в тот раннейший период своей истории. В настоящее время плащаницей преимущественно и даже почти исключительно именуется только та богослужебная принадлежность, которую мы видим в умилительных обрядах богослужения Великого Пятка и Великой Субботы. Обряды эти развились и заняли свое место в богослужении в сравнительно позднейшее время. История этих обрядов и заполняет дальнейшие страницы богослужебного употребления плащаницы и самой плащаницы, то есть ее иконографического типа. История и развитие обрядов Великой Субботы привлекала к себе внимание многих ученых литургистов: одни из них писали об этих обрядах подробно, другие – кратко и как бы мимоходом 115 . Мы отметим основные моменты в развитии интересующих нас богослужебных обрядов. Проф. Е.Е. Голубинский начинает историю плащаницы с указания на то, что не позднее первой половины XI века у греков начало входить в обычай на утрени Великой Субботы по окончании великого славословия творить вход с Евангелием 116 . Действительно, к этому входу постепенно присоединялись некоторые обряды, пока не сложился обряд, существующий в наше время, но вход этот не появился вновь в XI веке, а есть остаток древнейшей формы праздничного богослужения, так называемого «песненного исследования» ( ασματικη ακολουθα ). «Все соборные церкви во вселенной, – говорит Симеон Солунский , – первоначально совершали сие последование песненно» 117 . Историю же «песненного последования» можно возводить до очень древних времен 118 , даже до времен Сильвии Аквитанской и ее «Путешествия ко святым местам» 119 , а в этом-то последовании в праздники и полагался вход на утрени после или во время великого славословия, как свидетельствует о том Симеон Солунский 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

На 1й, 2й, 3й, 4й и 6й седмицах Великого поста имеет место особенное расписание. Суть его в том, что Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, что достигается за счет чтения трех кафисм на утрене и чтения кафисм на часах. На 5й седмице Великого поста действует расписание, отличное от остальных седмиц. Причина этого в том, что в четверг 5й седмицы на утрене читается канон преподобного Андрея Критского , вследствие чего в этот день на утрене полагается только одна кафисма (8я), а на 1м часе вовсе нет кафисмы. Компенсация пропущенных в четверг кафисм осуществляется за счет чтения на вечерне каждого дня рядовой кафисмы (а не 18й, как на остальных седмицах). На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с Великого Понедельника по Великую Среду один раз; при этом отдельно взятая 17я кафизма читается с похвалами на утрени Великой Субботы. Предусмотрены ли сокращения кафизм в период Великого поста? Здесь все строже: даже в праздники читаются все уставные кафисмы. Единственное исключение – отменяются кафизмы на двух вечернях праздника Благовещения: на вечерне перед праздником и на вечерне в день праздника. Есть ли период в церковному году, когда кафизмы Псалтири не читаются вовсе? Это период от Великого Четверга до Светлой субботы (10 дней), в который чтение кафисм отменяется полностью (исключением является утреня Великой Субботы, на которой поется кафисма 17я с «похвалами»). Когда и где возникло разделение Псалтири на 20 кафизм? Современное деление Псалтири на 20 кафизм появилось в Палестине примерно в VIII веке; в X веке это деление распространилось по всему Востоку благодаря тому, что монастыри Византии стали принимать палестинскую практику служб суточного круга. Это деление до XIII века употреблялось параллельно принятому в Константинополе делению Псалтири на 76 антифонов, которое практиковалось в кафедральном богослужении. После XIII века (вследствие взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году) кафедральная традиция исчезла и деление на 20 кафизм стало безальтернативным.

http://azbyka.ru/kafizma

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010