Триодью называются две богослужебные книги, которые содержат в себе службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней Богослужения круга годичного, и между молитвословиями имеют трипеснцы, т. е. неполные каноны, состоящие не из 9-ти или 8-ми песней, a из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов трипеснцев книги Триодь (τριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9-ть песен канона. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песни. Он положен в Триоди только в великий вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находится 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник находятся 1-я песнь, во вторник 2-я, в среду 3-я, в четверток 4-я, в пятницу 5-я, a в субботу 6-я и 7-я песни. И так, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, a в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною. a другая – Цветною Триодью. Триодь постная Триодь Постная содержит службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для Богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: неделя (воскресение) Мытаря и Фарисея, неделя (воскресение) Блудного сына, суббота и неделя (воскресение) Мясопустные, вся седмица (семь дней) Сырной недели. Под Великим постом разумеется святая Четыредесятница и Страстная Седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые, при пении Постной Триоди, не поются вовсе песни Октоиха; дни эти суть: суббота 5-й недели Великого поста – суббота акафиста, неделя (воскресение) Ваий – праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

е. протяжно петого), при звоне (см. выше), выходит настоятель с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемой священниками, Евангелие несет на голове (Служба на Вел. субб. изд. Синод. Тип. особой книжкой), и при каждении диаконов. Несению Плащаницы предшествуют идущие со свечами и с двумя лампадами (Тип.)… и, обыкновенно обходят с Плащаницей 1004 около храма 1005 . В Типиконе сказано, что настоятель приходит с Плащаницей пред Святые двери, ожидает конца последнего Трисвятого. По окончании сего входит настоятель с Евангелием в Царские двери и полагает Евангелие на престоле, Плащаницу же на уготованном столе, в образ гроба. И глаголет настоятель: «Премудрость прости». И поется тотчас тропарь: «Благообразный Иосиф» (Тип., послед. Великой субботы) 1006 . Обыкновенно же бывает, что слова: «Премудрость, прости» настоятель говорит, по обнесении Плащаницы около храма, стоя под Плащаницей, пред Царскими дверьми, и Евангелие не уносится в алтарь, а полагается на Плащанице, когда ее положат на гроб 1007 . В Великую субботу совершается литургия св. Василия Великого и бывает после вечерни. А так как вечерня относится к следующему дню, то на ней с песнопениями Великой субботы соединяются торжественные песнопения воскресные (4-ре стихиры на «Господи, воззвах» 1-го гласа Октоиха). Стихиры составляют предпразденственные песнопения, прославляющие крест Господень и воскресение Христово, подобно тому как в песнопении «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» взываем: «И святое воскресение Твое славим». После «Свете тихий» прокимен не глаголем, но абие «Премудрость» и чтение (за Плащаницею) 15-ти паремий, в которых представляются пророчества и прообразования о спасении людей совершенном Господом. По прочтении чтецом стихов 6-й паремии, о чудесном переходе Евреев чрез Чермное море, певцы поют слова песни: «Славно бо прославися». Чтение паремий заключается пением песни трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Эта песнь поется по прочтении каждого стиха 15-й паремии. На литургии, вместо «Трисвятого», поется стих: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», напоминающий об обычае крестить оглашенных в Великую субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Христос обожает мя, воплощаяся, Христос мя возносит, смиряяся, Христос безстрастна мя соделовает, стражда, Жизнодавец, естеством плоти; (…) Христос возносит мя, распинаемь, Христос совоскрешает мя, умерщвляем, Христос жизнь мне дарует; темже с веселием руками плещая, пою Спасителю победную песнь — яко прославися. (Октоих Воскресный, глас 1) А вот уже из Триоди Постной: «Радуйся, Кресте, имже познася единым мгновением разбойник богословец», «Багряней ризе Твоей, гвоздию и Кресту, губе же и копию, Иисусе, покланяюся, и воспеваю» . И стихира преп Феодора Студита: «Время веселое поста темже (…) светло (=радостно, в греч оригинале) возопиим: Крест Христов всесвятый возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби. (2 седмица , вторник, вечер, стихира, глас 3) Тема «Крестной радости» органично соприсутствует в богослужении вместе с «Крестным плачем», яркий пример погребального плача (penthos) — канон, читаемый на выносе Плащаницы, и Статии Великой Субботы. Это парадокс. Но ведь и умиление, тайна христианской молитвы и жизни, по слову С.С.Аверинцева — «любовь с заплаканным лицом», «радостопечалие». В каноне великой Субботы, написанном инокиней Кассией, осуществлен величественный и мощнейщий синтез двух тем — «исходное пение и надгробную Тебе песнь воспою, погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему» Ликующая песнь и печаль сливаются неслитно: «На древе пригвождена Тя волею, яко виде Всенепорочная, рыдающи пояше державу Твою, Господи». Как не вспомнить слова Рождественского канона — «Таинство странное вижу и преславное» — xenon kai paradoxon — чуждое нашему миру, парадоксальное — но и приносящее нетленную, дивную, неубиваемую славу в него, обновляющее мир. Рождество Христово – это шаг ко Кресту, к славе Крестной. Пойте люди Пойте все Пой травинка малая В Вифлееме Во яслях Лежит дитя желанное Мир во мраке пребывал Нет у нас сомнения Брат брата убивал Ради развлечения И вот в эти времена Божьим изволением Матерь Дева родила

http://pravmir.ru/radostopechalie-kresta...

Итак: а) поются антифоны 6-го гласа перед 1-м посланием; 2-го гласа перед 3-м посланием; 3-го гласа перед 4-м посланием; б) читаются псалмы Псалом 22 перед 2-м посланием; Псалом 23 перед 3-м посланием; Псалом 83 перед 4-м посланием. Стихи этих посланий сопровождаются пением Аллилуиа; Псалом 50 после 5-го Евангелия; 7) после первого, второго и четвертого Евангелия произносится молитва , всякий раз особая, а не обычная Боже духов…; 8. пять чтений имеют следующий состав: 1Фес 4:13–17 и Ин 5:24–30 Рим 5:12–21 и Ин 5:17–24 1Кор 15:1–11 и Ин 6:35–39 1Кор 15:20–28 и Ин 6:40–47 Рим 14:6–9 и Ин 6:48–54 . Пять групп чтений достаточно произвольно расчленяют весь ансамбль антифонов, тропарей, псалмов, седальнов и молитв, так что можно говорить о сравнительно позднем включении чтений в этот ансамбль. После Псалма 50 служба имеет структуру будничной византийской утрени, то есть той, какая служится в непраздничные дни. Действительно, после Псалма 50 читается канон. 1, 4, 5, 7, 8 я и 9-я песни канона поются с ирмосами канона утрени Великой Субботы, а ирмосы 3-й и 6-й песен заимствованы из канона 6-го гласа об усопших. После 6-й песни поется Со святыми упокой… – кондак всех служб по усопшим, но в чине погребения священников этот кондак сопровождается пением 24 икосов, как было в то время, когда кондак еще не был вытеснен каноном. Это единственный случай в современной практике византийского богослужения, когда кондак выступает в своей древней форме. После 3, 6-й и 9-й песен канона произносится ектения об усопших и молитва Боже духов…, затем поется эксапостиларий со стихом Псалма 102. Служба продолжается при пении хвалитных псалмов, то есть Псалмов 148, 149, 108, которые в этом месте встречаются в любой византийской утрени. Между стихами последнего из этих псалмов вставляются хвалитные стихиры 6-го гласа. Стихир этих три, за ними следует Богородичен на Слава, и ныне. Потом читается, а не поется Великое Славословие, как во все дни Страстной Недели кроме Великой Субботы. Славословие заканчивается молитвой Сподоби, Господи, без греха сохранитися нам, обычной молитвой непраздничной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Можно ли на Благовещение на кладбище? 1 мин., 07.04.2018 Вопрос читателя:  Можно ли на Благовещение на кладбище? Не получается съездить на пасхальных выходных, а очень хотелось бы побывать на могиле у родных и убраться там после зимы.  Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Побывать на могиле родных - очень правильный порыв. Но все же было бы правильнее выбрать более подходящий для этого день. В этом году Благовещение выпадает на последний день перед Пасхой - день Великой субботы. Это день тишины и покоя в церковной традиции. День, когда Господь, пребывая телом во гробе, душою сошел во ад, чтобы вывести оттуда души праведников. В этот день все верующие люди с утра стремятся побывать на удивительном, уже предпасхально-радостном богослужении Великой субботы (а в 2018 году - еще и Благовещения). После этой службы начинается освящение куличей и прочей пасхальной еды. После остается небольшое время на необходимый отдых. А уже вечером мы все собираемся на ночное пасхальное богослужение. Как видите, тут просто даже некогда найти время для такой поездки. А главное - в этот день мы должны отложить все бытовые дела, даже - такие. Правильнее всего же съездить на кладбище на Радоницу или после нее. Подробнее об этом читайте здесь . Храни Господь! Архив всех вопросов можно найти  здесь . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать  на нашем сайте . Фото annapolis_rose Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Для чего отпевать покойного? 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/mozhno-na-li-na-blagovesh...

Естественно, Октоих содержит и многочисленные приложения. Три главные из них связаны со «столпами» евангельских чтений. Надо сказать, что сама система чередования гласов, которая действует в течение года, называется столпом, гласовым столпом. Но есть еще один столп – это столп евангельских чтений. Он состоит из 11 чтений, которые читаются на воскресной утрени. И вот, Октоих содержит таблицу, по которой можно определить, что читается в данное воскресенье. В Октоихе помещены и сами тексты этих Евангельских чтений. И еще одно приложение – это богослужебные тексты, которые связаны с Евангельским чтением, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения в это воскресенье; это ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира. Теперь надо сказать о времени действия Октоиха. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Миней. Это время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее. Это и есть период пения Октоиха. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. Что происходит во время действия Триоди Постной и Цветной, в то время, которое называется периодом пения Триоди? Система эта довольно сложна, и разбирать ее подробно мы будем в дальнейшем, однако, скажем главное. В будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте (с субботами ситуация особая, об этом поговорим позднее). С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены в Цветной Триоди наряду. Период пения Триоди (время от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых) потому и противопоставляется периоду пения Октоиха, что не Осьмогласник в предпасхальный и послепасхальный отрезок является ключевой книгой; основная роль в этих богослужениях отведена Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

132 Накануне Благовещения, как видно из предыдущего, поется иногда вседневная, но не великая вечерня. В этом случае не полагается никакой кафизмы (Типик., л. 202). 133 Когда накануне Трех святителей, накануне храмового святого, накануне 24 февр. и 9 марта отправляется вседневная, а не великая вечерня, то кафизма полагается также рядовая, но не всегда: если память полиелейного святого (24 февр. или 9 марта) празднуется в Сыропустный понедельник, в понедельник 2, 3, 4 и 5 седмиц Великого поста и в Сыропустную субботу, то на вседневной вечерни, предшествующей сим дням, полагается 1 антифон 1 кафизмы. 134 На том же основании, т. е., что накануне было бдение, отменяется кафизма на вседневной вечерни, бывающей накануне понедельника (Типик.. гл. 17) и всякого другого седмичного дня, пред которым был праздник с бдением, как и сказано в последовании 8 сентября: «кафизма не глаголется на вечерни, труда ради бденного. Сице убо творим и на всяк праздник, егда бывает бдевие». – Но это положение не простирается на великую вечерню, предшествующую воскресному дню: на ней, как выше сказано, всегда стихословится вся кафизма, хотя бы накануне субботы было бдение; так, на день Нерукотворенного образа 16 августа, если этот праздник случится в воскресенье, в субботу вечером положена кафизма, хотя накануне субботы ради праздника Успения Божией Матери совершается биение. 135 Исхождение иерея из алтаря после закрытия завесы царских дверей непосредственно пред началом повечерия бывает только на великой вечерни; на вседневной же иерей выходит из алтаря еще до окончания вечерни, где и остается до начала повечерия. 137 Песнопение: Достойно есть.., следует ли заменять задостойником, когда он полагается? Типикон дает основание для замены: на повечерии накануне понедельника св. Духа он указывает ирмос 9 песни канона (л. 379); но в последовании недели Антипасхи л. 380, и Самаряныни, л. 370 на об., указывает только на «Достойно», а о замене песнопением: «Светися, светися», ничего не говорит. 139 За сим по Часослову следует отпуст с предшествующими ему молитвословиями; но по указанию издания Киево-Печерской лавры: «Последование вечерни, полуношн. и утрени», л. 21, в этом месте следует произносить ектению: Помилуй нас, Боже... Еще молимся о еже сохранится... и возглас: Услыши ны, Боже... Ектению и возглас мы поместили в последовании вседневной полунощницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Минея четия (Минологий, Μηνολγιον) представляет собой жития святых, собранные в календарной последовательности, которые можно читать за ежедневным богослужением. Триодь (от греч. τρες – три и δ – песнь) – книга, обслуживающая богослужения, связанные с Пасхальным циклом. Триодь содержит изменяемые богослужебные тексты (включая трипеснцы – трипесенные каноны), связанные с периодом Великого поста, от Недели 898 о мытаре и фарисее и до Великой субботы (Триодь постная), и периодом Пятидесятницы, от дня Пасхи до второй Недели по Пятидесятнице (Пентикостарион или, в русской практике, Триодь цветная). (В дониконовских и старообрядческих изданиях Триодь постная закачивается вместе с Четыредесятницей, а Триодь цветная начинается с Лазаревой субботы.) Триодь содержит также синаксарии 899 – специально для нее составленные в 14 в. Никифором Каллистом Ксанфопулом очерки богословского и нравоучительного характера, которые полагается читать на некоторых богослужениях 900 . Для певцов предназначены явившийся в начале 7 в. Ирмологий – сопровождаемый нотацией сборник ирмосов (стихов, с которых начинаются песни канона), организованный по 8–ми гласам и включающий также ряд иных богослужебных песнопений 901 ; Стихирарь – собрание стихир и Тропарион – собрание тропарей различным праздникам и святым; для чтецов – Часослов (ρολγιον), который содержит неизменяемые молитвословия суточного круга: последование богослужений 1–го, 3–го, 6–го и 9-го часов и некоторые другие неизменяемые последования; и Следованная Псалтирь 902 (помимо текста Псалтири, разделенного на 20 кафизм, содержит тропари и молитвы, читаемые после кафизм; может содержать также Часослов, месяцеслов, а иногда – и краткие толкования; впервые напечатана в Сербии в 1545 г.). Чтения из Писания в порядке, предписанном церковным богослужебным уставом, отмечаются в специальных богослужебных книгах для храмового употребления: богослужебные Апостолы, помимо текста Деяний и посланий апостолов с указаниями последовательности их богослужебного чтения, содержат тексты прокимнов 903 и аллилуиариев 904 , поемых во время богослужения; богослужебные Евангелия содержат текст Четвероевангелия с указаниями последовательности евангельских чтений в соответствии празднуемыми событиями по дням недели и года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При пении Цветной Триоди, на некоторые воскресные дни полагаются стихиры Октоиха, но не рядового гласа, а того, который именно указан для известной Недели. Эти воскресные стихиры Октоиха внесены и в Цветную Триодь: на неделю мироносиц – 2-го гласа, на неделю расслабленного – 3-го гласа, на Неделю самарянина – 4-го, на Неделю слепого – 5-го, на Неделю Святых Отец – 6-го, на Неделю Всех Святых – 8-го гласа. На Недели же: св. ап. Фомы и Пятидесятницы поются стихиры сим праздникам, стихиры Триоди (Тип., послед. сих дней). На вседневной и великой вечернях (и отдельно от утрени и на бдении) в седмичные дни от недели Всех Святых до дней пения Постной Триоди – На «Господи воззвах» поются следующие стихиры: Если нет празднуемого святого и вообще праздника на следующий день, имеющего в Типиконе или Минее знак предпраздничный, то поются три стихиры Октоиха и три Минеи (Тип., 25 сент. и др.) Так бывает и в субботу, если поется «Аллилуиа» (Тип., гл. 13) 350 . Не одинаков бывает порядок пения сих стихир в седмичные дни, кроме субботы, и в субботу. В седмичные дни, кроме субботы, сперва поются стихиры Октоиха, подобно тому, как в эти дни все вообще песнопения Октоиха поются прежде Минеи. Но в субботу сперва поются стихиры Минеи, а потом уже Октоиха. Если случится святой, имеющий в месяцеслове праздничный знак, то стихиры Октоиха оставляются, и поются стихиры святому или празднику из Минеи (Тип., 5 сент. и др.). Если же случатся два празднества, напр. – святым, хотя и не имеющим знака, но таким святым, из коих каждому есть в Минее стихиры, то в этом случае Октоих оставляется, и поются стихиры Минеи тому и другому святому по три (Тип., 2, 3-го сентября и др.) Если в дни седмичные случится предпразднство или попразднство, то тогда стихиры Октоиха, как и вообще другие песнопения его, не поются. Октоих заменяется стихирами предпразднства иди попразднства из Минеи. Между стихирами Минеи и Октоиха то различие, что стихиры предпразднства или попразднства (Минеи) не отменяются даже и в праздник с полиелеем, бдением, а стихиры Октоиха отменяются и для шестеричного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Христос выводит праведников из ада. Фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция. 1365—1368 годы. Богословие Великой субботы Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность … Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых. К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка — крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 17-я кафизма 118 псалма, традиционно читается при погребении… Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010