Мф 3:1–11 . Суббота перед Богоявлением. Навечерие Богоявления, на 1 часе. Евангелие от Матфея, зачало 6 В то время пришел Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же препятствовал Ему, говоря: мне нужно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне? Но Иисус ответил ему: допусти сейчас; ибо так подобает нам исполнить всякую правду. Тогда он допустил Его. И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и увидел Он нисходящего, как голубь, Духа Божия, спускающегося на Него. И вот, голос с небес, говорящий: это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение. Мф 3:13–17 . Навечерие Богоявления, на 9 часе. Богоявление, на литургии. Евангелие от Матфея, зачало 7 В то время, Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола. И проведя в посте сорок дней и сорок ночей, наконец ощутил голод. И подойдя, искуситель сказал Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами. Он же ответил: написано: “Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. Тогда берет Его диавол в святой город и ставит Его на крыло храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; написано, ведь: “Ангелам Своим заповедует Он о Тебе”, и: “На руках понесут Тебя, чтобы Ты не преткнулся о камень ногою Твоею”. Сказал ему Иисус: написано также: “Не искушай Господа Бога твоего”. Снова берет Его диавол на гору весьма высокую и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если павши поклонишься мне. Тогда говорит ему Иисус: прочь, сатана; написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. Тогда оставляет Его диавол, – и вот, Ангелы приступили и служили Ему. Мф 4:1–11 . Суббота по Богоявлении. Евангелие от Матфея, зачало 8 В то время, услышав, что Иоанн предан, Иисус удалился в Галилею. И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в области Завулоновой и Неффалимовой, чтобы исполнилось сказанное чрез Исаию пророка: Земля Завулонова и земля Неффалимова на пути морском, за Иорданом, Галилея язычников, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смерти, свет воссиял им. С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: кайтесь, ибо близко Царство Небесное.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Навечерие Богоявления, на литургии. Евангелие от Луки, зачало 10 В то время Ирод четверовластник, обличаемый Иоанном за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что он сделал дурного, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в тюрьму. И было: когда крестился весь народ, и Иисус крестившись молился, открылось небо, и нисшел Дух Святой в телесном виде, как голубь, на Него, и голос с неба раздался: Ты Сын Мой возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. Лк 3:19–22 Понедельник 18 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 11 В то время Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати; Он, как думали, был сын Иосифа, Илия, Матфата, Левия, Мелхия, Ианная, Иосифа, Маттафии, Амоса, Наума, Еслия, Наггея, Маафа, Маттафии, Семеина, Иосиха, Иодая, Иоанана, Рисая, Зоровавеля, Салафиила, Нирия, Мелхия, Аддия, Косама, Елмадама, Ира, Иисуса, Елиезера, Иорима, Матфата, Левия, Симеона, Иуды, Иосифа, Ионама, Елиакима, Мелеая, Менная, Маттафая, Нафана, Давида, Иессея, Овида, Вооса, Салы, Наассона, Аминадава, Админа, Арния, Есрома, Фареса, Иуды, Иакова, Исаака, Авраама, Фары, Нахора, Серуха, Рагава, Фалека, Евера, Салы, Каинана, Арфаксада, Сима, Ноя, Ламеха, Мафусала, Еноха, Иарета, Малелеила, Каинана, Еноса, Сифа, Адама, Бога. Иисус же, полный Духа Святого, возвратился с Иордана и водим был Духом в пустыне. Лк 3:23–4:1 Вторник 18 седмицы Евангелие от Луки, зачало 12 В то время Иисус, полный Духа Святого, возвратился с Иордана и водим был Духом в пустыне в течение сорока дней, искушаемый диаволом, и не ел ничего в дни те. И по окончании их ощутил голод. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, скажи камню этому, чтобы он сделался хлебом. И ответил ему Иисус: написано: “Не хлебом одним жив будет человек”. И возведя Его, показал Ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал Ему диавол: Тебе дам всю эту власть и славу их, потому что мне предана она, и я, кому хочу, даю ее. Вот и Ты, если поклонишься мне, все будет Твое. И ответил ему Иисус: написано: “Поклоняйся Господу Богу твоему, и Ему одному служи”. И повел он Его в Иерусалим и поставил на крыло храма и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз. Написано, ведь: “Ангелам Своим заповедует Он о Тебе сохранить Тебя”, и: “На руках понесут Тебя, чтобы Ты не преткнулся о камень ногою Твоею”. И ответил ему Иисус: сказано: “Не искушай Господа Бога твоего”. И окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею, и молва о Нем прошла по всей стране, и учил Он в синагогах их, прославляемый всеми.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Настоящая статья посвящена прославлению света в христианских песнопениях. Эти песнопения, обращенные к Богу, являющему «свет невечерний», занимают важное место в христианском богослужении. В них прославляется Создатель света – «Светодавец», о котором в молитве Господней сказано: «Да святится Имя Твое». О Божественном свете поется как в песнопениях разных годовых праздников, так и в ежедневных службах. Некоторые песнопения, прославляющие свет, были созданы в древние времена, на заре христианства, и вошли в суточный круг песнопений, например «Свете Тихий», Великое славословие. Другие относятся к двунадесятым праздникам – Преображению, Рождеству Христову, Богоявлению, Троице, а также к Пасхе. Первая похвала свету содержится в первых строках Библии, в библейском повествовании о сотворении мира в книге Бытия (Быт. 1, 1-5), где повествуется о первом дне творения . «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош». Прославление света содержится и в других библейских книгах: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце», – говорится в книге Екклесиаста, или проповедника (Еккл. 11, 7). Свет – это яркий символ христианства. Христос говорит: «Я – Свет миру» (Ин. 12, 46). Христос как свет воспевается в песнопениях многих христианских праздников, в песнопениях суточного круга, особенно в тех, которые поют на рассвете, при появлении света, или на закате. На утрени, на рассвете поют светилен, а после него – «Великое славословие», которое начинается прославлением света. Возглас священнослужителя, предваряющий Великое славословие, прославляет Всевышнего – создателя света: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Великое славословие наполнено глубоким смыслом, в последних его строках звучит строка из псалма царя Давида, обращенная к Творцу: «Ибо у Тебя источник живота: во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10). В этом стихе содержится пророчество царя Давида о Христе-мессии – Свете истины, который грядет в мир как Божественный свет.

http://bogoslov.ru/article/6192118

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Как написано у пророков: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его”. Был Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов. И выходила к нему вся Иудейская страна и Иерусалимляне; и крестились от него все в Иордане реке, исповедуя грехи свои. Был же Иоанн одет в шерсть верблюжью, и пояс кожаный на чреслах его, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: “Идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым”. Мк 1:1–8 Таже: Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших, Бог наш, Бог спасати. Господь Бог благословен, благословен Господь на всякий день, даст успех нам Бог спасения нашего. Бог наш – Бог во спасение. Пс 67:20, 21 Трисвятое, по Отче наш: Иерей, возглас: Яко Твое есть Царство: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Кондак, глас 4: Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго. Кондак, глас 4 Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь/Иоанну возглашает:/“Не бойся крестить Меня,/ибо Я пришел спасти Адама первозданного!” Господи, помилуй, 40, и молитву сию: Господи, помилуй. (40) Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения: выйдет дух его, и он возвратится в землю свою, в тот день погибнут все помышления его. Блажен тот, кому Бог Иакова – помощник его, надежда его – на Господа Бога своего, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, хранящего истину вовек, совершающего суд обиженным, дающего пищу алчущим; Господь освобождает узников, Господь умудряет слепых, Господь поднимает поверженных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, сироту и вдову Он примет и путь грешных обратит в ничто. Будет царствовать Господь вовек, Бог Твой, Сион, в род и род. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый/и изволивый спасения нашего ради/воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии,/непреложно вочеловечивыйся,/распныйся же, Христе Боже,/смертию смерть поправый,/Един Сый Святыя Троицы,/спрославляемый Отцу и Святому Духу,/спаси нас. Единородный Сын и Слово Божие!/Бессмертный и благоволивший спасения нашего ради/воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии,/неизменно вочеловечевшийся и распятый, Христе Боже,/смертью смерть поправший,/Один из Святой Троицы,/прославляемый со Отцом и Святым Духом, спаси нас. Блаженна, без пения: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех. Блаженны без пения: Во Царствии Твоём помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Но Божественный свет есть только вершина христианского совершенства. А все оно есть дело Божией благодати. И святой Григорий именуется в богослужении «проповедником благодати». И действительно, Христос Спаситель последнею целью Своей имел ниспослание благодати Святого Духа, что и совершилось в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, в виде огненных языков. А потом через них – на нас, за веру в Господа Иисуса Христа и во святом крещении. И действительно, нужно быть твердо уверенным, что ничто в нашей духовной жизни не совершается без помощи благодати Божией, – от самого малого до великого. Вера – дело благодати Божией. Благодатью спасены вы чрез веру; и сие – не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф. 2:8–9 ), – говорит апостол Павел. В частности, вера во Христа – действие Божией благодати. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), – говорит он же. Крестился евнух царицы Кандакийской – и Дух Святый сошел на евнуха… и он продолжал путь, радуяся ( Деян. 8:39 ). И над нами крещение совершается для прощения грехов и даруется дар Святаго Духа ( Деян. 2:38 ). Исповедуемся ли мы, нам оставляются наши прегрешения благодатию Святого Духа, во имя Господа Иисуса Христа, – как и говорит духовник, крестообразно знаменуя нас. Даже самое видение грехов может быть только по дару благодати Божией, – как мы и молимся в Великом посту словами святого Ефрема Сирина : «Ей, Господи! даруй ми зрети моя прегрешения…» И все прочее в христианстве – дело Святого Духа. Это мы знаем – по учению Святой Церкви (и по нашему опыту). И будущее блаженное Царство Божие – есть действие благодати Божией: отныне, – говорил Господь Своим ученикам на Тайной вечере, – не буду пить от плода сего винограднаго до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26:29 ). И сей Небесный Иерусалим не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец Христос ( Апок. 21:23 ). Сам Господь сказал: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И их видел своими духовными очами апостол Павел, восхищенный «до третьего неба», «в рай», о чем он даже не мог «пересказать», ибо у человека нет для этого и слов ( 2Кор. 12:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но, вознесшись, ХРИСТОС И ВСЮ ТВАРЬ, – даже неодушевленную, – возвратил в потерянное состояние, и даже возвел в лучшее, более прославленное… Мир был в ужасном рабстве – теперь освободился во славу Божию: – От работы идольския, – говорится в богослужении, – тварь избавивша и представившаго ту свободную Твоему Отцу, Тебе, Спасе, поем и Тебе превозносим уже во вся веки (тропарь 8-й песни 1-го канона праздника). Очевидно, что здесь разумеется пророчественное и глубокое слово апостола Павла о плодах дела Христова: – Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (по благодати то есть людей); потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее, то есть падшего царя твари, человека), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (то есть разрушению, стихийным бедствиям, исчезновению, – дерево гниет, солнце темнеет, звезды «умирают», превращаясь в пустыню, болезни и так далее) в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:18–21 ). Во Христе это уже совершилось: по воскресении Он вкушал, но пища обращалась в Нем, конечно, в «духовное» состояние ( 1Кор. 15:44 )… Вознесся в одежде, но и она прославилась, еще во время преображения засияла… Земля отказалась от закона тяготения, ибо Господь вознесся вопреки силе этого закона… Но так как всё связано с человеком, – а он еще будет исправляться, – то тварь не ждет до последнего «вознесения» всего человечества… Тогда будет уже «новое Небо и новая земля», которых мы, говорит очевидец преображения, воскресения и вознесения апостол Петр, по обетованию Его ожидаем. Там правда живет ( 2Пет. 3:13 ). А потому, заканчиваем с Ним, ожидая сего, потщимся явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением для себя… Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения; но возрастайте во благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь ( 2Пет. 3:14–15, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но если бы - невозможный случай - святых не было, и мы не имели бы ни одного достоверного случая богообщения (а мы имеем их тысячи) - и все же, каждый из нас имеет слабый, по нашей слабости, но достоверный опыт богообщения. Именно, когда мы говорим о богообщении, мы или знаем, о чем мы говорим, или говорим бессмыслицу. Говоря о Боге, мы Ему приписываем два признака - формальный, что Он объективно существует, и реальный - что Он - Любовь. " Что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его, " Из сего узнаем, что мы - в Нем " . " Кто любит брата, тот пребывает в Свете " . " Всякий любящий знает Бога " ... " ... потому что Бог есть Любовь " -все это из 1-го послания Св. Иоанна. Совершенно неосновательно ожидать, что Бог нам откроется несомненно и полностью таким, какие мы сейчас. Но в этих словах Св. Апостола нам дается нить, по которой (нет других путей) надо идти к Богу. Кроме того, все же невозможно откинуть всю евангельскую историю, чудеса и учение Христа, Его самосознание как сына Божия, Преображение, Воскресение и Вознесение, явное и объективное сошествие Св. Духа на апостолов, весь последующий сонм святых. Или придется встать на плоскую, философски несостоятельную точку зрения отрицания всего этого, или же, признавая объективность и реальность всех этих случаев Богоявления, спросить себя: " почему же мне трудно принятие всего этого? " , - а ответ на этот вопрос ясен. Была ли у меня, как у многих бывает, встреча отчетливая, несомненная с Объективным? - Прямо скажу - нет; но очень много частичных прикосновений: в редких случаях совершенно самоотверженной любви, иногда в молитве, особенно во время богослужения- определенно чувствуешь выход из себя и вхождение в тебя " не твоего " ; во многих случаях жизни, когда явная помощь Божия не может быть объяснена никак иначе; это - уже не вера, а знание - точные и понятные сигналы с того света. Все остальное - вера, " любовью к Богу споспешествуемая " . Особый наш крест - отдаленность наша - по времени, от времен Христа. Но " блажении невидевшие и уверовавшие " . Как труден путь ко Христу сейчас, когда мы не видим ни Христа, ни людей только что видевших Его, когда мы почти не видим людей, действительно любящих Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/204/...

Но знайте, что Спаситель может входить не под всякую кровлю, не во всякий дом. Ах, как много знаю я домов в нашем городе, в которые Он наверное не заходит и не может зайти. Ибо там нет для Него места, там закрыты для Него двери. Знаете ли вы, что уготовляет место Спасителю? – Только туда заходит Он, где выходят к Нему навстречу сердца, исполненные Его духа. Только тогда может Он обитать и между вами, когда Он признает вас Своими по вере, по надежде и по любви. Знаете ли вы тот ключ, которым отпираются двери для Иисуса? – Это молитва . Только туда Он входит, где на Его стук отворяют Ему двери с прошением Лавана: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? ( Быт.24:31 ) или с просьбою эммаусских путников: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, войдет Он и в вашу среду, если и вы будете собираться во имя Его, то есть жить по Его учению и согласно своим обетам, – войдет и останется с вами и обитель сотворит у вас ( Ин.14:23 ). Он будет сопровождать и руководить вами на всех путях ваших, Он будет с вами и во время ваших занятий и работы, и в часы вашего отдыха, и в церкви во время богослужении, и в часы вашей уединенной молитвы – короче, Он будет присутствовать всюду, всегда и во всем, что у вас делается: в словах и речах, которые у вас говорятся, в песнях, которые вы поете, в работе, которую вы совершаете, в духе, веющем во всем строе вашей жизни, так что всякий при взгляде на вашу обитель вправе будет сказать: да, здесь действительно живет Господь. Не должно ли это быть образом того, что хочет предложить Марфо-Мариинская обитель и вам, насельницы ее? В самом деле, что предлагает вам, боголюбивые сестры, мир, откуда вы собрались сюда, с его блеском и пышностью, с его трудами и заботами? Я думаю, что вместо хлеба он предлагает жесткий камень. Труды и заботы, – ах, как тяжелы, как суровы, как холодны эти голые камни, с которыми люди неизбежно должны в течение всей своей жизни влачить судьбу свою! Я думаю, что это можете подтвердить и сами вы, ибо и между вами есть такие, которые не по розам совершали доселе жизненный путь свой, но среди терний и волчцев, которые обречены в ноте лица своего есть хлеб свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но моя благодарность не ограничивается одними только личными обстоятельства ми жизни. Нет, я благодарю Бога моего в особенности за вас и при всяком воспоминании о вас. И прежде всего благодарю Его за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Мы живем в такое время, когда религиозная жизнь видимо угасает среди людей великого света, когда многие из людей ничего не хотят знать о Церкви, религии и христианстве, когда у одних обнаруживается сознательная вражда против всякой религии, а у других – полнейшее к ней равнодушие. Что религиозная жизнь так же необходима для внутреннего благосостояния человека, как вдыхание чистого, свежего воздуха, что человек без религиозных потребностей похож на рабочего, никогда не выходящего из душной атмосферы какой-нибудь мастерской, – этого в настоящее время многие совсем не понимают! Что без религиозной жизни невозможно доброе воспитание детей – этого не признают. Еще хуже относятся в наше время к церковности. За религией еще оставляют некоторую долю значения, но за Церковью – никакой. И прежде всего многие совсем не признают того, что для христианина, как члена христианской Церкви, обязательно участвовать в общественной молитве, в общественном богослужении. И хотя нельзя сказать, чтобы наше тифлисское православное общество свободно было от этого вредоносного духа времен, хотя и здесь найдутся люди, которые, оставив пути древние, вступили, по слову пророка Иеремии, на стези пути непроложенного ( Иер.18:15 ), и почти никогда не переступают порога церкви, – тем не менее, однако же, я говорю: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Ибо как в продолжение всего моего служения у вас я всегда поставлял для себя правилом назидать в своих поучениях положительным только раскрытием смысла слова Божия, а не обличать и бранить тех, которые далеки от нас и не слушают нас, – так и сейчас, при расставании с вами, я имею в виду не тех, которые чужды церковной жизни, но вас, постоянно посещающих храм Божий, деятельно участвующих в церковной жизни и евангельское благовествование об Иисусе принимающих как дорогую весть о спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010