В Своей Сущности Бог выявляет Себя энергиями. Внутренняя слава Христова на Фаворе явила славу Божества. Свидетели Славы, апостолы, ясно почувствовали, что человек предназначен быть Богопричастным существом. Бог вне нас, и Бог в нас. Люди рождаются в мир, чтобы славить и благодарить Бога, возлюбив Христа, принять благодать Духа Святаго. Бог призывает нас к познанию Себя, чтобы нам быть друзьями Божиими и участниками Его вечного блаженства. Снисхождение Бога на землю и Его вочеловечение – еще больший акт любви Божией, чем творение мира. Это совершеннейшее Богоявление. Сам Бог стал Начальником новой жизни через Воскресение. Хотя Ангелы по достоинству выше человека, но не имеют духа оживляющего. Душа же человека имеет ум, слово и дух, оживляющий тело, она сотворена по образу Божию ( Ин.20:22 ) более, чем бестелесные Ангелы. Мир святых Ангелов держится на любви к Богу и на любви друг к другу – так и души человеческие. Богослужение точно передает чистоту Православия. Умом Писание называет сердце. Бог в Адама вдунул дыхание жизни и исполнял Духом премудрости и Духом Божиим Моисея, и отъимал Бог Дух, Который был на Моисее и почивал на других ( Числ.5:14; 11:17 ). Иисуса Навина Бог исполнил Духа премудрости ( Втор.3:4, 9 ), и сходил Дух Божий при Сауле и на слуг Саула ( 1Цар.12:20 ), и повелел Бог Дух, Который на пророке Илии, да будет на Елисее, и почил Дух на Елисее ( 4Цар.2:9 ), на Азарию сходил Дух Божий ( 2Пар.15:1 ). И взывает Бог верным: «изолью на вас Дух Мой» ( Притч.1:23 ). О верных Бог говорит: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор.3:16 ). Апостол Павел говорил: «и я имею Духа Божия» ( 1Кор.7:40 ) и «одному дается Духом слово мудрости, иному вера, тем же Духом, все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:813 ), ибо Бог «дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:22 ). Апостол Павел пишет христианам: «Бог послал в сердца ваши Духа» и «вы Духом водитесь», и «плод же Духа: любовь, радость», и «мы живем Духом и по Духу и поступать должны», и исправляться надо в духе кротости ( Гал.4:6; 5:1820; 6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В случае различных общественных бедствий, как то: засухи (35 стх.), голода, моровой язвы, палящего ветра, ржавчины, нападения саранчи, различных вредных червей, в случае притеснения со стороны неприятелей (37 стх.), даже, пленения неприятелями части народа еврейского (33 стх.), – находящиеся в Палестине евреи должны собираться к храму иерусалимскому и просить здесь Господа о помиловании и прекращении постигшего их бедствия . В случае же пребывания евреев вне Палестины, например, во время военного похода или пленения и рассеяния еврейского народа по различным странам, иерусалимский храм не должен был терять для евреев значения их религиозного центра; и тогда они должны были во время молитвы обращать свои взоры к храму (44, 48 стх.). Предвидя и всякие другие случаи как общественных, так и частных молитвенных обращений евреев к иерусалимскому храму, Соломон просит Бога об исполнении вообще «всякой молитвы , всякого прошения, какое будет от какого либо человека во всем народе Израиле, когда они … прострут руки свои к храму сему» (38 стх.). Все эти еврейские моления при храме и исполнение их Богом должны были, по мысли Соломона, вести к той цели, «чтобы они (евреи) боялись Господа и ходили путями его во все дни, доколе живут на земле, которую Господь дал отцам их» ( 2Пар.6:31 ), т.е. чтобы эти моления при храме освежали и поддерживали религиозно-нравственное сознание евреев. В этих последних мыслях молитва Соломона дополняется псалмами, в которых сознание евреями великого значения храма для их религиозно-нравственной жизни нашло себе более полное и глубокое выражение. По выражению псалмов, к святой горе Господней, к храму может приближаться только «тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ближнему своему» ( Пс.23:4 ). На святом месте храма, по словам псалмопевца, может пребывать только тот, «кто ходят непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется [хотя бы] злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного» ( Пс.14:2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен Иоанном во Иордане. И тотчас, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: “Ты – Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение”. И тотчас Дух уводит Его в пустыню. И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною; и был со зверями, и Ангелы служили Ему. А после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря: “Исполнился срок, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие”. Мк 1:9-15 Таже: Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело; помози нам, Боже, Спасе наш, славы ради Имене Твоего, Господи, избави нас и очисти грехи наша, Имене ради Твоего. Затем: Скоро да встретит нас сострадание Твоё, Господи, ибо мы обнищали весьма. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего, Господи, избавь нас, и прости грехи наши ради имени Твоего. Пс 78:8Б, 9 Трисвятое и по Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Кондак, глас 4: Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго. Кондак, глас 4 Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь/Иоанну возглашает:/“Не бойся крестить Меня,/ибо Я пришел спасти Адама первозданного!” Господи, помилуй, 40, и молитву сию: Господи, помилуй. (40) Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

В то время является Иоанн Креститель, проповедуя в пустыне Иудейской и говоря “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”.Ибо он тот, о ком сказано через Исаию пророка, который говорит: “Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его”. Сам же Иоанн имел одежду из волос верблюжьих и пояс кожаный на чреслах его; а пищей его были акриды и дикий мед. Тогда выходили к нему Иерусалим, и вся Иудея, и вся округа Иорданская. И крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. Увидев же многих фарисеев и саддукеев, идущих для крещения у него, он сказал им: “Отродье змеиное, кто подсказал вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плод, достойный покаяния. И не думайте говорить в себе: “Отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что может Бог из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне деревьев лежит: так, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь. Я вас крещу водою в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, Тот, Чью обувь я недостоин понести. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”. Мф 3:1–11 Таже: Стопы моя направи по словеси Твоему и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. Яви свет лица Твоего рабу Твоему и научи меня повелениям Твоим. Пс 118:133 – 135 Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Да наполнятся уста мои хвалою Тебе, Господи, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё. Пс 70:8 Трисвятое и по Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Кондак, глас 4: Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Введение во храм Пресвятой Девы Марии мы празднуем 21 ноября (4 декабря). Что сделали родители святой Девы Марии, когда Ей было три года? Куда ввел первосвященник святую Деву Марию? Где Она стала жить? Чему Она училась? Какое обещание дала святая Дева Мария? Кому обручили Ее священники? Из какого рода происходил Иосиф? Где стала жить святая Дева Мария после обручения с Иосифом? Когда мы празднуем Введение во храм Пресвятой Девы Марии? Предсказание о рождении Иоанна Предтечи (Лк.1:5–25) В одном иудейском городе жил священник Захария с женою Елизаветою. Они были добрые, благочестивые люди. Долгое время у них не было детей; они горевали об этом и просили Бога дать им дитя. Потом они стали уже стары. Один раз Захария совершал богослужение в иерусалимском храме и вошел в святилище кадить. Вдруг он увидел пред собою Ангела Божия и очень испугался. Но Ангел сказал: «не бойся, Захария; твоя молитва услышана; жена твоя Елизавета родит тебе сына и ты назовешь его Иоанном». Потом Ангел сказал Захарии, что сын его будет угоден Господу: Дух Святой будет с ним, и он будет приготовлять людей к принятию Спасителя. Но Захария не поверил Ангелу и подумал, что он и жена его стары и не могут уже иметь детей. Он сказал Ангелу: «почему я узнаю это?» Ангел сказал: «ты будешь нем до тех пор, пока не сбудется то, что я говорю тебе». Ангел скрылся. Захария вышел к народу и не мог сказать ни слова. Народ понял, что Захария видел Ангела. Кто был Захария? Как звали жену его? О чем молились они Богу? Кто явился Захарии? Что сказал Ангел Захарии? Какой знак дал ему Ангел? 66. Благовещение Деве Марии (Лк.1:26–56) Однажды, когда святая Дева Мария жила у Иосифа в Назарете, явился к Ней от Бога Ангел Гавриил и сказал Ей: «радуйся, благодатная (получившая большую милость), Господь с Тобою! Благословенна (прославлена или возвеличена) Ты между женщинами!» Мария смутилась и раздумывала, что это значит. Ангел сказал ей: «не бойся, Мария! Ты заслужила милость у Бога. Ты родишь Того Человека, Которого Бог обещал послать для спасения людей, и назовешь Его Иисусом». Мария сказала Ангелу: «как же это будет, если у Меня нет мужа?» Ангел сказал Ей: «Дух Святой сойдет на Тебя; потому и Святой Сын Твой назовется Сыном Божиим. У Бога все возможно». – «Я – раба Господня, – отвечала Мария Ангелу; – пусть будет со Мною так, как ты сказал». И Ангел отошел от Нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Вместе с тем, при храме жили и религиозные руководители евреев – первосвященник и очередные священники, от которых евреи могли получать наставления и руководствования в своей религиозно-национальной жизни 84 . Мы видели, например, что, по закону, эти лица должны были являться верховными судьями в различных гражданских делах евреев. Но помимо этих, так сказать, специальных религиозных руководителей, евреи могли находить при храме и особенных, чрезвычайных провозвестников воли Божией и руководителей в религиозном отношении в лице пророков. Некоторые из них, например, Исаия, Иеремия, действовали при храме или вблизи его: там они произносили свои проповеди народу ( Иер.7:2; 19:14; 26:2; 29:26–27 ); там они обнародовали свои писания ( Иер.36:6 ; Врх.1:14), там наставляли народ. Например, книга пророка Варуха должна была быть прочитана и «обнародована в доме Господнем», т.е. храме (Врх.1:14). У пророка Захарии повествуется, что «Вефиль 85 послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться перед лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал много лет?» ( Зах.7:2–3 ). Между тем, при твердом соблюдении закона, евреи имели много поводов являться к храму, а, следовательно, и получать там религиозное руководство. Ведь для приношения каждой жертвы еврей должен был идти ко храму; между тем, и жертвы были довольно разнообразны, и много случаев в жизни еврея требовали от него жертвоприношений: были жертвы всесожжения, мирные, благодарственные; а сколько могло быть в жизни еврее случаев, обязывавших его приносить жертвы за грех и жертвы повинности! Ведь жертву за грех должна была приносить всякая «душа, которая согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать ( Лев.4:2 ). Жертву повинности должен был приносить каждый еврей в случае, «если он согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел или знал, но не объявил...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Все священные книги как ветхого, так и нового завета собраны в одну большую книгу, которая называется Библией . Многие части из священных книг Библии читаются в храме за богослужениями; чаще всего читаются Евангелия, послания апостолов и Псалтирь. Каждый христианин должен, помимо богослужения, читать и слушать Библию у себя дома, особенно в праздничные дни. †† 137. Чудеса апостолов (Деян. 3:1–26; Деян. 4:1–31; Деян. 5:12–16; Деян. 9:31–43) Исполняя повеление Господа Иисуса Христа, апостолы, подкрепляемые силою Духа Святого, начали учить людей истинной вере в Иисуса Христа. Чтобы люди яснее видели, что учение апостолов от Бога, Господь дал им силу совершать великие чудеса. Вскоре после сошествия Святого Духа, апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм около трех часов дня помолиться. При дверях храма сидел нищий, хромой от рождения; он попросил у апостолов милостыни. Петр сказал ему: «серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И, взяв его за правую руку, поднял, и вдруг укрепились его ноги; он, вскочив, стал и начал ходить, вошел вместе с ними в храм, хваля Бога. Весь народ, видя это чудо, удивлялся и ужасался. Петр начал проповедовать об Иисусе Христе, и из слышавших его уверовало около пяти тысяч человек. Когда Петр и Иоанн, по исцелении хромого, проповедовали народу об Иисусе Христе, к ним приступили священники и начальник стражи при храме, взяли их и отдали под стражу. На другой день собралось собрание главных иудейских судей или синедрион. Представили в синедрион апостолов и исцеленного хромого. Здесь апостолов спросили: «какою силою или каким именем вы сделали это?» Апостол Петр отвечал: «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, но Которого Бог воскресил из мертвых». Видя смелость Петра и Иоанна, хотя они были люди некнижные и простые, и видя с ними исцеленного человека, члены синедриона ничего не могли сказать им вопреки, только приказали им не говорить и не учить об имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: «рассудите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? мы не можем не говорить того, что видели и что слышали». Быв отпущены, апостолы пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Выслушав, все единодушно помолились Богу: «Господи! помоги рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Второе крещение? Одним из первых событий в земной жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершал над Ним святое крещение. В Священном Писании об этом говорится так: «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»» ( Мф.3:13, 16–17 ). Это евангельское событие является основой следующего после праздника Рождества великого православного праздника – Крещения Господня. А процитированные слова Евангелия читаются в день праздника Крещения в православных храмах. Этот праздник называется также Богоявлением, так как в приведённом евангельском повествовании человечеству излагается богооткровенная истина о нашем Боге, Который являет нам Свою Троичность. Крещенское Богослужение имеет свою отличительную черту. В этот день в православных храмах совершается особый Чин освящения воды, которую верующие люди берут для окропления своих жилищ, себя, испивают ее с просфорой каждое утро. Этот праздник имеет для нас еще одно значение. Сам Христос показал нам пример необходимости принятия святого Крещения. Более того, позднее, уже прощаясь с учениками перед Своим вознесением, Он сказал: «...Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). По христианскому вероучению, человек переживает три рождения. Первое – это наше телесное пришествие в мир. Наше второе рождение и духовное обновление – рождение в вечную жизнь – осуществляется во святом Крещении. Об этом говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» ( Ин.3:5 ). Во святом Крещении православный человек получает Ангела Хранителя и христианское имя своего Небесного покровителя. Благодаря Крещению человек становятся членом Христовой Церкви, имя его после Крещения может возноситься в храме во время Богослужения, то есть на соборной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Вулкан профетизма, долгое время казавшийся потухшим, в этот тревожный час пробудился. Вчера еще жестоко гонимая вера и нравственный протест лучших людей неожиданно вновь обрели свой голос. Первым выступил пророк Софония, знатный иерусалимлянин из школы Исайи [ 2 ]. Во время богослужения в храме, где полагалось славить Бога и царя, он возвестил, что чаша беззаконий переполнена, как некогда во дни Ноя. Довольно искушали нечестивые долготерпение Божие! Возмездие обрушится на тиранов и идолопоклонников как взрыв, как смерч, как апокалиптическая катастрофа. Мир отверг Бога и Его заветы и тем самым обрек себя на гибель. Вселенная содрогнется под тяжестью людских преступлений, в конвульсиях изрыгая смерть и ужас. Подобно Савонароле, Софония обращается к картинам всемирного потопа, который сметает все мерзости с лица земли. Древние образы стихийных богоявлений воскресают в этом леденящем кровь пророчестве: грохот бури и извержения — голос Страшного Суда. Близок День Ягве великий, стремительно приближается День Ягве! горько возопит тогда самый храбрый… Соф 1, 14   Это те самые слова, которые и доныне потрясают слушателей латинского гимна: dies irae, dies illa. Пророк воспевает очистительную грозу, предсказанную еще Амосом и Исайей: День тот есть День гнева, День скорби и тесноты, День ужаса и опустошения, День тьмы и мрака, День тучи и мглы, День трубы и боевого клича против крепостей и высоких башен. И стесню Я людей, и они будут ходить, как слепые, за то, что совершили против Ягве. Соф 1, 15-17   Долгие годы стояла Ниневия как вызов самому Небу, долгие годы ее мощь вызывала восхищение поклонников силы. Ради нее цари народа Божия курили фимиам истуканам. Но теперь перед всем миром будет явлено ее бессилие. И Он прострет руку на север, и уничтожит Ассура, И обратит Ниневию в руины, в место сухое, как пустыня. И поселятся в ней разные звери; меж зубцов ее заночуют сова и филин, и голос их будет раздаваться из окон. Соф 2, 13-14   Нарисовав картину поверженной Богом мировой державы, пророк останавливается перед ней, как бы видя воочию ее конец, и восклицает: Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, Говорящий в сердце своем: «Только я, и нет подобного мне!» Каждый проходящий мимо свистнет и махнет рукою. Соф 2, 15

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Глава 46 Иаков со всем своим станом поднимается с места скитания своего в Ханаане и направляется к Египту; в Вирсавии удостаивается видения, которое окончательно утверждает его в намерении идти в Египет Быт.46:1–4 . И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои. Иаков, побуждаемый естественною любовью к Иосифу, без колебаний принимает решение последовать его предложению переселиться в Египет. Но, как патриарх богоизбранного племени, он необходимо должен был видеть в этом переселении весьма решительный шаг, чрезвычайно важный для последующей судьбы и истории его потомства: еще Аврааму было откровение, что потомки его будут пришельцами в земле чуждой, будут порабощены и угнетены, но затем возвратятся в Ханаан ( Быт. 15:13–16 ). События, рассказанные 37–45 гл., служили подготовлением к переселению дома Иакова в Египет. Это переселение имело ввиду, во-первых, обособление избранной семьи от хананеян, смешение с которыми, уже начавшееся ( Быт. 38:2 ), могло быть весьма пагубно для религиозной миссии потомства Авраамова; с другой – в Египте с его пренебрежением к азиатам достигалась эта изолированность избранного народа, а высокое состояние египетской культуры могло плодотворно влиять на этого носителя истинного богопочтения. Иаков останавливается именно в Вирсавии потому, что это место было освящено Авраамом – устройством здесь жертвенника и богослужением ( Быт. 21:33 ) и богоявлением Исааку ( Быт. 26:23–24 ). Инстинктивно сознавая важность момента (переселения), Иаков приносит торжественную жертву на месте, освященном историческими воспоминаниями, и испрашивает благословения Иеговы на путь. Ободряя Иакова, Иегова называет себя «Богом сил» (El-Elohei), Богом завета, по воле Которого происходит теперь переселение Иакова в Египет и Который не оставит его потомство там и преобразит его в великий народ. Выведение из Египта обещается, конечно, не Иакову лично, а его потомству. Самому же Иакову обещается, по крайней мере, мирная кончина и то утешение, что любимый сын его, Иосиф, закроет глаза ему ( Быт. 50:1 ). Об этом обычае древности говорится, например, у Гомера (Илиада 11, 453; Одиссея 24, 294).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010