Еф 4:7–13 Неделя после Богоявления. Святителям. Послание к Эфесянам, зачало 225 Братья, да не будем мы больше младенцами, колеблемыми и носимыми всяким ветром учения по нечестной игре человеческой, хитростью совращающей нас в заблуждение, но чтобы, говоря истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава, Христос; из Него всё Тело, скрепляемое и соединяемое посредством всяких живительных связей, при действии в свою меру отдельно каждой части, осуществляет рост Тела к созиданию себя в любви. Итак я это говорю и свидетельствую в Господе, чтобы вы больше не поступали, как поступают язычники в суетности ума своего, будучи помрачены рассудком, чужды жизни Божией, по причине присущего им неведения, по причине ожесточения сердца своего; они, которые, утратив всякую чувствительность, предались распутству, делая всякую нечистоту с жадностью. Еф 4:14–19 Четверг 17 седмицы. Послание к Эфесянам, зачало 226 Братья, я это говорю и свидетельствую в Господе, чтобы вы больше не поступали, как поступают язычники в суетности ума своего, будучи помрачены рассудком, чужды жизни Божией, по причине присущего им неведения, по причине ожесточения сердца своего; они, которые, утратив всякую чувствительность, предались распутству, делая всякую нечистоту с жадностью. Но вы не так познали Христа, если, однако, о Нем вы слышали и в Нем были научены, согласно истине в Иисусе: отложить вам прежнее поведение ветхого человека, разлагающегося в обманчивых похотях, и обновиться умом вашим в Духе, и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины. Поэтому, отложив ложь, говорите истину каждый ближнему своему. Еф 4:17–25А Пятница 17 седмицы. Послание к Эфесянам, зачало 227 Братья, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневайтесь и не грешите: пусть не заходит солнце в раздражении вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, пусть больше не крадет, а лучше трудится, делая доброе своими руками, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, но только доброе, для назидания, когда нужно, чтобы оно доставляло благодать слушающим. И не опечаливайте Святого Духа Божия, Которым вы были запечатлены на день искупления. Всякая горечь, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие пусть будут удалены от вас вместе со всякой злобой. Но будьте друг ко другу добрыми, милосердными, прощая друг друга, как и Бог во Христе простил вам.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свет мира Преподаватель Ставропольской семинарии Николай Павленко предлагает рецепт, как решить многочисленные проблемы, стоящие перед нашим обществом 15.01.2018 1017 Время на чтение 3 минуты «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да сынами света будете» (Ин. 12, 36) «Свет Христов просвещает всех». Эти замечательные слова мы слышим на умилительном великопостном богослужении – Литургии Преждеосвященных Даров. Бог неизменен и еще в первый день творения Он изрек: «Да будет свет». И вот теперь каждый день Церковь молится: «Христе, Свете истинный, освящаяй и просвещаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас Свет Лица Твоего, да в Нем узрим Свет непреступный…». Этот божественный свет от начала мира незримо пронизывает все мироздание и жизнь каждого из нас. Отчего же столько бедствий, нестроений, скорбей и болезней в окружающем нас мире? Только лишь от нашей неспособности воспринимать этот свет, а значит, неумения этим светом творчески преображать и оплодотворять свою душу, жизнь своих близких и мир вокруг себя. Все это случилось после того, как однажды человек, имея до этого жизнь, наполненную радостью, божественным светом и любовью, решил попробовать иной путь – путь непослушания своему Богу и Творцу. С тех пор люди, больные тяжелым недугом непослушания и своеволия терпят неисчислимые бедствия: обречены жить в тусклом отблеске божественного света, во тьме лжи, лукавства и самооправдания, довольствуются пошлыми суррогатами подлинной радости, предаются низменным инстинктам и вожделениям, от удовлетворения которых сами же безмерно страдают. Христос явился в мир для того, чтобы разрушить это средостение, и чтобы жизнь каждого человека смогла вновь воссиять подлинным светом Божественной любви и радости. «Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси, Свет Непреступный» - так об этом говорится в кондаке праздника Богоявления (Крещения Господня). Теперь перед каждым из нас стоит выбор: быть чадом света или чадом тьмы. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов отмечает в своем первом соборном послании: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/15/sv...

Здесь достойно и грамотно представлено все многообразие Ветхого Завета – священноисторические события, Псалмы, храмовое богослужение со всеми его культовыми подробностями. Причем все это непременно соотносится со Христом, находя в Нем свое исполнение и завершение. Но что удивительно: о славной победе Христовой, которая состояла в Его Воскресении из мертвых, в Евр. говорится совершенно другим языком, с помощью других терминов. В применении ко Христу в Евр ни разу не употребляются слова «воскресение», «воскреснуть», хотя они встречаются в других случаях (см. Евр. 6, 2; 11, 19. 35 ). Смысл Пасхальной тайны, главного связанного с Иисусом Христом события, раскрывается здесь с помощью образов и прообразов, взятых из Ветхого Завета. Христос – Первосвященник и одновременно принесенная за нас жертва. Принося Себя в такую жертву, Он входит во Святая Святых храма – так формулируется весть о Его Пасхальном прославлении. Посмотрим на отдельных примерах, как эти христологические идеи раскрываются в Евр. 1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя ( Евр. 1:1–4 ). Звучащее необыкновенно весомо и содержательно введение сразу возвышает Христа над всей огромной и богатой панорамой Ветхого Завета как цепи непрерывных богоявлений и пророчеств. Перед нами один из самых ярких текстов, говорящих об устремленности Ветхого Завета ко Христу. Православная Церковь издревле верно оценила высокий стиль этих строк, сделав их Апостольским чтением на Литургии в Навечерие Рождества Христова. Далее все Послание утверждает превосходство и исключительность Иисуса Сына Божия. Превосходство и величие Иисуса Христа Превосходство Иисуса над ангелами и всей тварью 1-я глава Евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего… И будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется. (2,28-29,32) Надежда на это нисхождение Духа издревле жила в Ветхом Завете (ср. Числ 11,29). Она осуществилась в Сионской горнице, когда над учениками Христовыми зажглись огненные языки (Деян 2,3-4). Поэтому ап. Петр, разъясняя народу чудо Пятидесятницы, ссылался на пр. Иоиля (Деян 2,16-21). Поэтому и во время Троичного богослужения Церковь читает его пророчество. Ап. Павел, толкуя слова « всякий , кто призовет имя Господне, спасется», делал ударение на слове «всякий»; тем самым он исключил возможность понимать пророчество в узком смысле (как спасение одних израильтян). Народ Божий включает в себя любого человека, который живет в Господе (Рим 10,12-13). Завершается Кн. пр. Иоиля картиной торжества Царства Божия. Небесный Судия собирает народы «в долину Иосафата» (3,2), окружающую Иерусалим. Образ этот имеет двойной смысл: возрождение Остатка Израилева, рассеянного среди народов, и возрождение Церкви Христовой в грозную апокалиптическую эпоху. Царство Божие изображено пророком в зримых чертах. Правда Божия полагает конец всем войнам и враждебным силам (3,9-14). Верным даруются мир и благоденствие. Эти картины (3,17-21) свойственны образному, метафорическому языку пророков. В известной степени они питали и идеи земного мессианизма и хилиазма . Но главный дар Богоявления — это дар Святого Духа, Который преобразит творение. 4. Главы 9-14 Кн. пр. Захарии являются самостоятельным произведением, имеющим особое заглавие. По языку, стилю и темам оно отличается от писаний пр. Захарии, жившего в VI веке до Р.Х. В нем уже не говорится о восстановлении Храма, Зоровавеле и первосвященнике Иисусе, как у Захарии. Автор глав 9-14 Кн. пр. Захарии уже не ждет скорого восстановления Давидова царства. Его чаяния носят эсхатологический и апокалиптический характер. Поскольку он упоминает греков, большинство толкователей относят вторую часть Кн. Захарии к IV веку до Р.Х. В эту эпоху войска Александра Македонского захватили всю Переднюю Азию. Пророчества о судьбах Сирии (Хадрах и Дамаск) и Финикии (Тир и Сидон), как полагают, содержат отголоски событий этого времени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

И бысть идущим им и глаголющим, и се колесница огненна, и кони огненни, и раздели между обема. И взятся Илия трусом, яко на небо. И Елиссей зряше, и той вопияше: отче, отче, колесница Израилева, и кони его, и не виде его ктому. И ятся Елиссей за ризы своя, и раздра я на двое, и взят милоть Илиину, падшую верху его. И обратися Елиссей, и ста на брезе Иордана. И прият Елиссей милоть Илиину, падшую верху его, и удари воды, и не разделишася. И рече Елиссей: где убо есть Бог Илиин Апфо? И удари Елиссей воды второе, и разделишася воды, и прейде по суху. И было, когда они шли и разговаривали: и вот – колесница огненная и кони огненные; и разделила их друг с другом, и вознесен был Илия при сотрясении всего вокруг как бы на небо. И Елисей смотрел и сам взывал: “Отец, отец, колесница Израиля и возничий его!” И не видел его более. И схватил Елисей плащ свой и разорвал его надвое. И поднял [Елисей] милоть Илии, упавшую сверху на него; и возвратился Елисей, и стал на берегах Иордана; и взял Елисей милоть Илии, упавшую сверху на него, и ударил воды, и они не разделились. И сказал Елисей: “Где (же) Бог Илии, – Он Самый?” И ударил Елисей воды во второй раз, и разделились воды, и перешел он посуху. 4 Цар 2:6–14 Царств четвертых чтение (глава 5): 6. Четвёртой книги Царств чтение Прииде Нееман, князь царя Ассирийскаго, с колесницами и коньми своими и ста при дверех храма Елиссеева. И посла Елиссей к нему вестника, глаголя: шед, измыйся во Иордане седмижды, и обратится плоть твоя к тебе, и очистишися. Прибыл Нееман, князь царя Ассирийского, с колесницами своими и конями своими, и остановился у двери дома Елисеева. И послал Елисей вестника к нему, говоря: “Пойди, омойся в Иордане семь раз, и изменится тело твоё у тебя, и ты очистишься”. И разгневася Нееман, и отыде, и рече: се рех, да изыдет ко мне, и призовет о имени Господа Бога своего, и положит руку свою на проказу, и отымет ю от плоти моея. Не добрейши ли суть Арвана и Фарфа, реце Дамаскове, паче Иордана и всех вод Израилевых? Не шед ли, измыюся в них и очищуся? И возвратися, и отыде с гневом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

И возопи Илия на небо, и рече: Господи Боже Авраамов, и Исааков, и Иаковль, услыши мене днесь огнем, и разумеют вси людие сии, яко Ты еси Един Господь Бог Израилев, и аз раб Твой и Тебе ради сотворих сия вся, и Ты обрати сердца людей сих в след Тебе. И паде огнь от Господа с Небесе и пояде всесожжения, и полена, и воду, яже на них, и воду, яже в рове, и камение, и персть полиза огнь. И падоша вси людие на лице своем и реша: воистину Господь Бог, Той есть Бог. И воззвал Илия на небо и сказал: “Господи, Боже Авраама, Исаака и Иакова! Услышь меня сегодня в огне! И да познает весь этот народ, что Ты – един, Господь, Бог Израилев, и что я – раб Твой, и ради Тебя сделал всё это, и Ты обратил сердце народа сего вослед Тебя!” И ниспал огонь от Господа с неба и пожрал всесожжения, и дрова, и воду, которая во рве, и камни, и прах вылизал огонь. И пал весь народ на лицо своё и сказал: “Воистину Господь Бог – Он есть Бог!” 3 Цар 18:30–39 Царств четвертых чтение (глава 2): 12. Царств четвёртых чтение Рекоша мужие града Иерихонска ко Елиссею: се жилище града сего добро, якоже ты, господи, видиши, и воды злы и безчадны. И рече Елиссей: приимите ми водонос нов и всыплите ту соль; и прияша и. И изыде на исхождение вод, и вверже тамо соль, и рече: тако глаголет Господь, исцелих воды сия, и не ктому будет отнюд умирая, ниже безчадствующая сими. И исцелеша воды до дне сего, по глаголу, иже глагола Елиссей. Сказали мужи города Иерихона Елисею: “Вот, расположение этого города хорошо, как ты, господин, видишь; а воды плохие, и [земля] бесплодна. И сказал Елисей: “Возьмите для меня новый кувшинчик и положите туда соли”. И взял его, и вышел к истоку вод, и бросил туда соли, и сказал: “Так говорит Господь: Я сделал эти воды здоровыми; (и) не будет уже отныне ни умирающего, ни страждущей бесплодием от них. И стали здоровыми воды до сего дня по слову, которое сказал Елисей. 4 Цар 2:19–22 Пророчества Исаиина чтение (глава 49): 13. Пророчества Исаии чтение Тако глаголет Господь: во время приятное послушах тя, и в день спасения помогох тебе, и создах тя, и дах тя, и положих тя в завет языков, еже устроити землю, и наследити наследие пустыни. Глаголюща сущим во узах: изыдите! И иже во тьме: открыйтеся! На всех путех пастися будут, и на всех стезях пажить их. Не взалчут, ниже вжаждут, ниже поразит их зной, ниже солнце, но Милуяй их утешит я и сквозе источники вод проведет я. И положу всяку гору в путь и всяку стезю в паству их. Се сии издалеча приидут, сии от севера и моря, инии же от земли Персския. Да веселятся Небеса, и радуется земля, да отрыгнут горы веселие и холми правду, яко помилова Господь люди Своя и смиренныя людей утеши. Рече же Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое или не помилует изчадия чрева своего? Аще ли же и сих забудет жена, но Аз не забуду тебе, – глаголет Господь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях”. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение!” И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: “Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь”. И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано им. Лк 2:1–20 (Дне же ряд: прокимен, апостол и Евангелие в навечерии Рождества Христова и Богоявления не чтется). И по ряду Божественная Литургия Великаго Василия . Вместо Достойно: поем: Вместо “Достойно” О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/Ангельский Собор и человеческий род,/освященный Храме, и Раю словесный,/девственная Похвало, из Неяже Бог воплотися,/и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш:/ложесна бо Твоя престол сотвори/и чрево Твое пространнее Небес содела./О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/слава Тебе. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение:/Ангельский сонм и человеческий род./Ты — освящённый храм и рай духовный,/слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал/прежде всех веков Существующий Бог наш./Ибо недра Твои Он в престол обратил/и чрево Твоё обширнее небес соделал./О Тебе радуется, Благодатная, всё творение,/слава Тебе! Причастен един: Причастен Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. По отпусте Литургии вжигает параекклисиарх свещник и поставляет среди церкве. Клирицы же, ставше оба лика вкупе, поют возгласно тропарь праздника, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш: Слава, и ныне: кондак, глас 3: Дева днесь Пресущественнаго раждает: По окончании же кондака, многолетие. И входим в трапезу, и ядим варение с елеем, рыбы же не ядим, вино же пием, благодаряще Бога.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

И как приявший имя принимает и именуемого сим именем, так и именуемый приемлет приявшего его имя. Вот почему пришедшему во имя свое врагу Божию поклонятся те, которые не приняли пришедшего во имя Отца Небесного ( Ин. 5:43 ) и имена, которых, следовательно, не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира ( Отк. 13:8 ). Господь примет только тех, имена которых будут написаны на небесах, т.е. «начертаны в месте бесстрастия, благодаря благодати усыновления и через осуществление добродетелей» 152 и у которых поэтому имя Его будет написано на челах их ( Отк. 22:4 ). И если нет этого, то нет и повода для радости даже у тех, которым духи или страстные движения повинуются, ибо это может оказаться всего лишь игрой лукавых страстей, а игравшие в эту игру и надеявшиеся на похвалу от Бога могут оказаться вместе с отверженными. И когда скажут они в изумлении: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили»? Он ответит им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7:23 ). Аминь. 2006 г. О всеоружии Божьем (Суббота после Богоявления 13/26 янв.) Мф. зач. 7 На лит. в субб. по Богоявлению Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Братья и сестры, облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф 6:10 ). Такой апостольский призыв мы сегодня слышали за богослужением. Вслед за этим мы прочитали повествование о том, как диавол искушал Господа, предлагая Ему из камней сотворить хлебы, или броситься вниз с высоты в надежде на чудесную помощь, или поклониться мироправителю тьмы века сего в обмен на получение земных преимуществ ( Мф. 4:1–11 ). Данное повествование подтверждает правильность апостольского призыва, ибо, если диавол дерзал искушать Господа, тем более предстоит борьба с ним у всякого идущего вслед за Господом. Суть искушений Христа диаволом сводилась к попытке последнего исказить во внутреннем мире Сына Человеческого нормы Его отношений к телу и его потребностям, к нынешнему миру и к собственному «Я». Наличность этих искажений в испорченной грехом человеческой природе выражается, во-первых, в подчинении телу его духовных сил, во-вторых, в таком возобладании внешнего мира над человеком, которое доводит его до порабощения посредством механической зависимости и законности тех или иных явлений жизни, и, в-третьих, в нелепом самоутверждении и преувеличенном понимании своего значения и своей личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

И люди, с прародителей, впали в плен диаволу. А что есть его держава, это видно из Священного Писания и из горького опыта жизни человечества. У апостола Павла читаем, что Господь для того и пришел на землю, чтобы смертию Своею лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2:14 ). То же самое говорит и апостол Иоанн: Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин. 3:8 ). И когда диавол искушал Господа в пустыне, то показал Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне ( Мф. 4:8–9 ). Дать кому-либо можно лишь то, что принадлежит тебе: иначе как будешь распоряжаться чужим, а не своим? И Сам Господь называет диавола «князем мира сего» ( Ин. 12:31, 14:30, 16:11 ). И Церковь часто говорит в своих богослужениях о «смертной державе» его. А какова была сила его над людьми, видно и из того, что он покушался прельстить Самого Господа (см.: Мф. 4:2–11 ); и в Евангелии указывается множество случаев изгнания Господом из людей и бесов. И с какою властью, безбоязненностью и силою! Я всегда удивлялся этому. И со Христом – мы сильны. Опыт же жизни истории человечества говорит нам, что без Него, без Христа, бесы имели и доселе имеют страшную силу над человеком. Сообщу о том, что слышал я от английского миссионера в Лондоне: «Кто не был среди язычников, тот не знает еще силы диавола над некрещеными. И лишь там, среди них, видишь воочию его господство». Да так и должно быть! Не иначе! Без Христа Спасителя род человеческий находился в плену у диавола. И для исхищения от этого плена и нужен был Избавитель ( Рим. 11:26 ). Он не мог быть человеком, так как сам подлежал бы освобождению; не мог быть и ангелом, ибо и пленитель-диавол сам был ангелом. Избавителем мог быть лишь Всесильный Господь Бог . И Он был послан Отцом Небесным для этого. Но не сразу после падения прародителей. А прошло несколько тысяч лет. Для чего? – Для того, чтобы люди сами узрели, до какой степени падения может дойти человек без Божией помощи и что нет иного помощника, кроме Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И о храме сем высоком всякий, проходящей мимо его, ужаснется и свиснет и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? и скажут: за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцев их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, – за это навел на них Господь все сие бедствие ( 3Цар.9:6–9 ; 2Пар.7:19–22 ). У пророка Осии Господь говорит; «как орел [налетит] на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой» ( Ос.8:1 ). И через прор. Иеремию Господь говорит евреям: «если вы не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам,… то с домом сим Я сделаю то же, что – с Силомом» ( Иер.26:4–6 ). Почему же в связь с нарушением завета Господь поставляет разрушение храма? Очевидно, потому, что храм являлся символом, выражением завета евреев с Богом, и, как таковой, терял смысл своего существования после нарушения завета. Идея завета с Богом могла оказывать глубокое влияние и на национальную жизнь еврейского народа в том отношении, что должна была приводить народ еврейский к национальному единству. «Имя Иеговы, – говорит Хвольсон, – было символом национального единства евреев. Иегова был Богом Авраама, Исаака и Иакова – общих всем еврейским коленам предков, был тот Бог, Который вывел народ еврейский из Египта ( Втор.16:1 ) и, таким образом, объединил отдельные колена в нацию и дал им общее отечество. Имя Иеговы, следовательно, было нравственной связью, обнимавшей весь народ, было жизненным духом, душей, оживлявшей его... Не только общее происхождение, общий язык образуют большие объединенные общины: великая идея гораздо больше объединяет своих представителей, нежели общее происхождение и общий язык» 69 . И этой идеей для евреев была идея завета с единым Богом. Чем яснее сознавалась евреями эта идея, чем выше они были в религиозном отношении, тем прочнее была их национальная связь. «Со времени Моисея, – пишет Гепфль, – национальность и религия евреев неразрывно соединены друг с другом; оба носят, поддерживают и проникают друг друга» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010