Как в чаще лесной топорами изрубили двери его; вместе секирой и ломом низвергли его. Сожгли в огне святилище Твоё, на земле осквернили жилище имени Твоего. Сказала в сердце своём родня их вместе: “Придите, и прекратим все праздники Божии на земле”. Знамений наших мы не видим, нет больше пророка, и Он больше не будет нас знать. Доколе, Боже, поносить будет враг? Раздражать будет противник имя Твоё до конца? Для чего Ты отводишь руку Твою и десницу Твою из среды недра Твоего до конца? Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Ты утвердил силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты поразил голову дракона, дал его в пищу народам Эфиопским. Ты разверз источники и потоки, Ты иссушил реки многоводные. Твой день и Твоя ночь, Ты устроил зарю и солнце, Ты сотворил все пределы земли, лето и весну – Ты соделал их. Вспомни это: враг поносил Господа, и народ безумный оскорбил имя Твоё. Не предай зверям душу, исповедующую Тебя, душ бедных Твоих не забудь до конца. Посмотри на завет Твой, ибо исполнились мрачные места земли домов беззаконий. Да не возвратится униженный посрамлённым; нищий и бедный восхвалят имя Твоё. Восстань, Боже, реши тяжбу Твою, вспомни поношение Тебя безумным целый день. Не забудь гласа умоляющих Тебя: гордыня ненавидящих Тебя постоянно восходит к Тебе. Псалом 76: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся; поглумляхся, и малодушствоваше дух мой. Предваристе стражбы очи мои, смятохся и не глаголах. Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся. Нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой. Еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог или удержит во гневе Своем щедроты Своя? И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Как видно, в предлагаемых слав. и греч. текстах слова «на всяком месте» и следующее далее придаточное предложение «идеже нареку имя Мое тамо» относятся к предыдущему главному предложению, содержащему предписание о приношении жертв на земляном жертвеннике, но не относятся к последующему главному предложению «и приду к тебе и благословлю тя», ибо между этими предложениями стоит союз «и» 1 , который соединяет между собой только одинаковые по синтаксическому значению предложения, так называемые «сочиненные», а не «взаимоподчиненные», и который, следовательно, указывает, что придаточное предложение «идеже нареку имя Мое тамо» не находится в состоянии подчинения, как придаточное, следующему за ним главному предложению «и Я приду к тебе», т.е. не относится к нему, а следовательно, относится только к предыдущему главному предложению «и пожрете на нем всесожжения ваша .... на всяком месте».... Таким образом, судя по смыслу этого 24 стиха по тексту греч. LXX и слав. Господь ясно предписывает евреям делать земляной жертвенник и приносить на нем свои жертвы на всяком месте, где Господь «наречет имя Свое», т.е. где последует богоявление 2 . Соответственно ему, и русский син. перевод читает: ... «и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя». Таким образом, мы видим, что в еврейском масор. (и русском син.) тексте опускается союз «и», находящийся в греч. и слав. пред словами «приду к тебе», и поставляется акцент «атнах» пред словами: С опущением союза «и» устраняется основание, даваемое греч. и слав. текстами, считать придаточное предложение «где Я положу память имени Моего» относящимся не к последующему главному предложении «приду к тебе» а к предыдущему «и приносите на нем»; следовательно, дается возможность относить его и к предыдущему и к последующему главным предложениям; постановка же «атнаха», сильного разделительного акцента пред словами: «на всяком месте» прямо отделяет эти слова от предшествующего предложения и требует относить их и следующее за ними придаточное предложение «где Я положу»....

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

книгах мы можем найти только косвенное указание на существование подобного закона. Так, в Исх.21:1 мы читаем: «если кто с намерением умертвить ближнего коварно и прибежит к жертвеннику, то и от жертвенника Моего бери его на смерть»; если же, предполагается по смыслу этого места, к жертвеннику прибежит убийца непреднамеренный, то его нельзя здесь умерщвлять, т.е. косвенным образом узаконяется право храма быть местом убежища 76 . Таким образом, судя по духу еврейского законодательства и по нормальному укладу жизни еврейского народа, храм должен был оказывать могущественное влияние на разнообразные стороны еврейской жизни, он должен был быть центральным пунктом, вокруг которого стягивалась бы вся жизнь народа еврейского, и, находя в храме постоянное напоминание о завете евреев с Богом, почерпала бы здесь силы для нормального своего развития. Какие же были пути, по которым означенное влияние храма могло проникать в жизнь еврейского народа, какие существовали условия и средства, которые давали храму возможность сосредоточивать вокруг себя и одушевлять и поддерживать на должной высоте жизнь народа еврейского? Мы видели, что вся еврейская жизнь должна была основываться на идее завета, на религии Иеговы. Поэтому, для решения вопроса об условиях и средствах влияния храма на еврейскую жизнь, нужно рассмотреть, каким образом храм мог поддерживать в сознании еврейского народа идею завета с Богом, закон Иеговы. Идея монотеизма, о которой говорится при заключении завета и которая составляла основу отношений завета со стороны евреев, в силу последнего, должна была иметь весьма важное значение для народа еврейского. Желая подчеркнуть всю важность этой идеи для жизни еврейского народа, Моисей часто напоминает евреям истину единобожия и убеждает их всегда и везде помнить о едином Боге. Он говорит: «слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими; и да будут слова сии, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» ( Втор.6:4–9 ; срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Когда же явилась благость и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – то не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости Он спас нас чрез купель возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы мы, оправданные Его благодатью, стали наследниками в надежде жизни вечной. Тит 2:11–14; 3:4–7 Аллилуия, глас 4: Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни. Стих: Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Аллилуия, глас 4 Стих: Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов. Стих: Голос Господа на водах, Бог славы возгремел, Господь – на водах многих. Пс 28:1, 3 Евангелие от Матфея (зачало 6): Евангелие от Матфея, зачало 6 Во время оно прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Отвещав же, Иисус рече к нему: остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И, крестився, Иисус взыде абие от воды, и се отверзошася Ему Небеса, и виде Духа Божия, сходяща, яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с Небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. В то время приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же препятствовал Ему, говоря: “Мне нужно от Тебя креститься, а Ты приходишь ко мне?” Но Иисус в ответ сказал ему: “Допусти сейчас; ибо так подобает нам исполнить всякую правду”. Тогда он допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись Ему небеса, и увидел Он Духа Божия, нисходящего как голубь и спускающегося на Него. И вот, голос с небес, говорящий: “Это – Сын Мой Возлюбленный, на Котором Мое благоволение!” Мф 3:13–17 Вместо Достойно: Величай, душе моя,/Честнейшую горних воинств,/Деву Пречистую Богородицу. Вместо “Достойно” Величай, душа моя,/честью высшую Небесных воинств/Деву Пречистую Богородицу. Ирмос, глас 2: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию,/изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице,/обаче, Благая сущи, веру приими,/ибо любовь веси Божественную нашу:/Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Когда же явилась благость и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – то не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости Он спас нас чрез купель возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы мы, оправданные Его благодатью, стали наследниками в надежде жизни вечной. Тит 2:11–14; 3:4–7 Евангелие от Матфея (зачало 6): Евангелие от Матфея, зачало 6 Во время оно прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Отвещав же, Иисус рече к нему: остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И, крестився, Иисус взыде абие от воды, и се отверзошася Ему Небеса, и виде Духа Божия, сходяща, яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с Небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. В то время приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же препятствовал Ему, говоря: “Мне нужно от Тебя креститься, а Ты приходишь ко мне?” Но Иисус в ответ сказал ему: “Допусти сейчас; ибо так подобает нам исполнить всякую правду”. Тогда он допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись Ему небеса, и увидел Он Духа Божия, нисходящего как голубь и спускающегося на Него. И вот, голос с небес, говорящий: “Это – Сын Мой Возлюбленный, на Котором Мое благоволение!” Мф 3:13–17 Таже: Не предаждь нас до конца Имене Твоего ради, и не разори завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас Авраама ради, возлюбленнаго от Тебе, и за Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего. Затем: Не предай нас до конца ради имени Твоего, и не разрушь завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего. Дан 3:34,35 Трисвятое, и по Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Когда Иисус исполнил просьбу учеников Своих, эммаусских путников, остался с ними и открыл Себя как воскресшего из мертвых, тогда они поспешно пошли в Иерусалим к оставшимся там своим братьям. Когда рассказали они последним, что произошло с ними на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк.24:35 ), то и те в свою очередь подкрепили их в чувстве радости той вестью, что Христос истинно воскрес и явился Симону ( Лк.24:34 ). Братие-христиане! Какой благодати и благословения лишаем мы себя тем, что оставляем того или другого из наших собратий одиноким в своей вере и исповедании Господа, что мы в нашей жизни христианской так мало умеем поддерживать их в общении с нами! С самыми лучшими и благочестивыми намерениями, полный христианской любви, выступает иногда иной юный христианин на поприще жизни, но как скоро он охладевает в своем сердце, растлевается в своей душе, когда ему ни в школе, ни в доме его хозяина, ни даже в доме его собственных родителей ничего не говорят о Боге! Когда те, которые назначены ему в качестве руководителей, не только не возгревают одушевляющего его религиозного чувства, но, напротив, погашают и убивают его, препятствуя ему, например, свято проводить воскресные и праздничные дни, бывать за богослужениями, молиться и слушать проповедь слова Божия! Как легко угасает огонь, который горит в одном только человеке! Но попробуйте зажечь его и в других, и вы увидите, как быстро пыл одного перейдет и на другого и загорится ярким пламенем! Насколько бы было живее наше общение с Господом, если бы мы вернее следовали примеру первенствующих христиан, которые ежедневно были вместе за молитвою и у которых было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 )! О, не оставляйте, не пропускайте наших богослужебных собраний, как имеют обычай некоторые только, как говорил некогда Апостол, но, к сожалению, многие и очень многие! Не забывайте и домашней молитвы, собирайтесь для сего со своими семействами, женами, детьми и прислугою, как это бывало в старое доброе время. Пусть пламя молитвы, благодарения и поклонения высоко поднимется из сердец ваших во славу Живого и Воскресшего Господа. Тогда Он услышит нас, тогда Он останется и пребудет с нами, тогда возрастет и утвердится Его жизнь между нами и внутри нас, тогда мы не устами только, но и сердцем будем приветствовать друг друга: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Между тем, при дороговизне в древности писчего материала, обращение в народе обширного количества списков закона было невозможно; посему, обучение закону должно было быть более устным. Имея в виду все это, Моисей дал евреям следующее постановление: «по прошествии семи лет, в год отпущения в праздник Кущей когда весь Израиль придет явиться перед лице Господа Бога твоего на место, которое изберет Господь, читай сей закон перед всем Израилем вслух их; собери народ, мужей и жен и детей и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтобы они слушали и учились бояться Господа Бога вашего и старались исполнять все слова закона сего; и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле, на которую вы переходите за Иордан, чтобы овладеть ею» (Втораз.31:10–13). Мы видим, что в самой же заповеди Моисея указана цель ее – чтобы поддерживать среди евреев истинную религию. Но для нас здесь важно в разбираемом отношении то, что местом этого чтения закона назначается «место, которое изберет Господь», а это выражение в устах Моисея, как мы видели, указывает на храм, который, таким образом, являлся местом этих чтений закона, и, следовательно, и местом, откуда должно было исходить обновление и исправление религиозно-нравственного сознания еврейского народа. Таким образом, мы видим, какими многочисленными нитями связывалась с храмом еврейская жизнь, и это еще яснее может обрисовать перед нами картину великого влияния, какое храм должен был оказывать на все стороны жизни еврейского народа. И если это может быть понятно для нас, отделенных веками от разбираемого времени, то сами евреи, современники храма, должны были ближе и яснее представлять и глубже чувствовать все великое значение храма для их жизни. И священно-исторические документы говорят нам, что народ еврейский, действительно, сознавал и представлял себе это значение для него храма. Классическим выражением этого является молитва Соломона при освящении построенного им храма в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Мк 1:9-15 . Навечерие Богоявления, на 6 часе. Понедельник 12 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 2Б В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен в Иордане Иоанном. И тотчас, выходя из воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. Мк 1:9–11 . Богоявление, на утрени. Великое освящение воды. Евангелие от Марка, зачало 3 В то время, проходя по берегу моря Галилейского, увидел Иисус Симона и Андрея, брата Симона, закидывающих в море сети, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами людей. И они тотчас оставили сети и последовали за Ним. И пройдя немного далее, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, тоже в лодке, чинящих сети, и тотчас призвал их. И они оставили отца своего Зеведея в лодке с работниками и ушли за Ним. И входят они в Капернаум. И тотчас, войдя в синагогу в субботу, Он учил. И изумлялись учению Его, ибо учил Он их, как власть имеющий, а не как книжники. Мк 1:16–22 Вторник 12 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 4 В то время человек некий, бывший в синагоге, в духе нечистом, тотчас вскричал: что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. И строго сказал ему Иисус: замолчи и выйди из него. И сведя его судорогой и возгласив громким голосом, дух нечистый вышел из него. И ужаснулись все и спрашивали друг друга: что это такое? Учение новое со властью, и духам нечистым Он повелевает, и они повинуются Ему? И тотчас прошел слух о Нем повсюду по всей стране Галилейской. Мк 1:23–28 . Среда 12 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 5 В то время пришел Иисус в дом Симона и Андрея с Иаковом и Иоанном. Теща же Симона лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. И подойдя, Он поднял ее, взяв за руку; и оставила ее горячка, и она служила им. С наступлением же вечера, когда зашло солнце, приносили к Нему всех недужных и бесноватых. И собрался весь город у дверей. И Он исцелил многих больных различными недугами и многих бесов изгнал и бесам не позволял говорить, так как они знали, что Он Христос. И утром Он вышел, встав задолго до рассвета, и ушел в пустынное место и там молился.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Горы взыграшася, яко овни, и холми, яко агнцы овчии. Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Горы, яко взыграстеся, яко овни, и холми, яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля, обращшаго камень во езера водная, и несекомый во источники водныя. Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей, да не когда рекут языцы: где есть Бог их? Бог же наш на Небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих:/уста имут, и не возглаголют, очи имут, и не узрят, уши имут, и не услышат, ноздри имут, и не обоняют, руце имут, и не осяжут, нозе имут, и не пойдут, не возгласят гортанем своим. Подобни им да будут творящии я и вси, надеющиися на ня. Дом Израилев упова на Господа, Помощник и Защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа, Помощник и Защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа, Помощник и Защититель им есть. Господь, помянув ны, благословил есть нас, благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь. Благословил есть боящияся Господа, малыя с великими. Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны ваша. Благословени вы Господеви, Сотворшему Небо и землю. Небо Небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси, низходящии во ад: Но мы, живии, благословим Господа от ныне и до века. Псалом 113 По исходе Израиля из Египта, дома Иакова из народа чуждого, стала Иудея святыней Его, Израиль – владением Его. Море увидело – и побежало, Иордан обратился вспять, горы стали скакать, как овны, и холмы, как ягнята у овец. Что тебе, море, что ты побежало, и тебе Иордан, что обратился ты вспять? Горы, что вы стали скакать, как овны, и холмы, как ягнята у овец? От лица Господня потряслась земля, от лица Бога Иакова, обратившего скалу в озёра вод и утёс в источники вод. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей, чтобы никогда не сказали язычники: “Где Бог их?” Бог же наш на небесах и на земле всё, что восхотел, сотворил.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Мф 28:1–20 . Великая Суббота, на литургии. Евангелие от Матфея, зачало 116 В то время одиннадцать учеников отправились в Галилею на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились; другие же усомнились. И подойдя, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века. Аминь. Мф 28:16–20 . Евангелие воскресное 1. При совершении таинства Крещения. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА Зачало 1 2А 2Б 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67А 67Б 68 69А 69Б 70 71 Евангелие от Марка, зачало 1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Как написано у Исаии пророка: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой; голос вопиющего в пустыне: “приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его”. Был Иоанн Креститель в пустыне, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов. И выходила к нему вся Иудейская страна и все Иерусалимляне; и крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. И был Иоанн одет в шерсть верблюжью и пояс кожаный на бедрах его, и ел саранчу и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Мк 1:1–8 . Неделя перед Богоявлением. Навечерие Богоявления, на 3 часе. Евангелие от Марка, зачало 2А В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен в Иордане Иоанном. И тотчас, выходя из воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. И тотчас Дух уводит Его в пустыню. И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями, и Ангелы служили Ему. И после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Божие и говоря: исполнились сроки, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010