Глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму. Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается. И вопрошаху его народи, глаголюще: что убо сотворим? Отвещав же глагола им: имеяй две ризе, да подаст неимущему, и имеяй брашна, такожде да творит. Приидоша же и мытари креститися от него, и реша к нему: учителю, что сотворим? Он же рече к ним: ничтоже боле от повеленнаго вам творите. Вопрошаху же его и воини, глаголюще: и мы что сотворим? И рече к ним: никогоже обидите, ни оклеветавайте: и довольни будите оброки вашими. Чающим же людем, и помышляющим всем в сердцах своих о Иоанне, еда той есть Христос, отвещаваше Иоанн всем глаголя: аз убо водою крещаю вы: грядет же Креплий мене, Емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу Его. Той вы крестит Духом Святым и огнем. Емуже лопата в руку Его, и потребит гумно Свое, и соберет пщеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем негасающим. Многа же убо и ина, утешая благовествоваше людем. Евангелие от Луки, зачало 9 В пятнадцатый год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат управлял Иудеей, и тетрархом Галилеи был Ирод, Филипп же, брат его, был тетрархом Итуреи и Трахонитидской области, и Лисаний был тетрархом Абилены, при первосвященнике Анне и Каиафе, было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И прошел он всю округу Иорданскую, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов, как написано в книге слов Исаии пророка: “Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его: всякий овраг наполнится, и всякая гора и холм понизится, и будет кривое прямым путем, и неровные тропы – дорогами гладкими, и увидит всякая плоть спасение Божие”. Итак, он говорил народу, выходившему креститься у него: “Отродье змеиное! Кто подсказал вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды достойные покаяния, и не начинайте говорить в себе: Отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что может Бог из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Уже и топор при корне деревьев лежит: итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

«Да знаменуется елей сей, да освятится, да смешается с этим святым миром, чтобы быть ему залогом отпущения грехов в крещении во имя Отца, и Сына, и Св. Духа». Чтецы: Аминь. Священник возвращает рог тому, у которого он прежде был, и говорит: «Господи Боже наш, по своей великой к нам милости, сподоби нас с чистым сердцем, неосужденно, с откровенным лицем предстать пред Тобою, дабы мы едиными устами и единым сердцем могли взывать к Тебе и говорить». Чтецы: «Отче наш»... Затем подходят к купели и становятся по обе стороны ее с кадильницею в руках; крест и Евангелие, обращенные к востоку, полагают на купель, где и оставляют их до тех пор, пока вода не благословлена. По снятии покрывала с купели, иерей становится на колени, причем диакон говорит: – «миром Господу помолимся». Священник возглашает – «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Св. Духа буди со всеми вами во веки веков. Аминь». (При этом знаменует воду крестным знамением). Диакон продолжает ектенью. – Причем священник про себя читает молитву об имеющем креститься, и возглашает потом: «Да соделавшись совершенным по телу и по душе, он мог воздать Тебе славу, честь, хвалу и поклонение ныне и во веки веков». При этом иерей крестообразно знаменует воду, берет «рог святого миропомазания» и крестообразно знаменует воду миром, заключающимся в «роге», говоря: «Да будет сия вода запечатлена и благословлена св. миром, чтобы она соделалась новым и духовно возрождающим лоном чрез оставляющее грехи крещение во имя Отца, и Сына, и Св.Духа, ныне и присно и во веки веков». Чтец: »Аминь». Иерей: «Святая подобает единому и божественному Существу». Чтец: «Един Отец свят, един Сын свят, един Дух Святый свят. Да будет слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу. Он (Бог) свят присно и во веки веков. Аминь». Диакон: «восхвалим Бога живаго». Затем поют один из гимнов, составленных для Богоявления, чтобы собрание не оставалось незанятым; а иерей, освящающий воду, должен стать при сосуде, содержащем миро, другой же при купели, и оба они должны обратиться лицом к востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Да просветиши во тьме седящия,/Человеколюбче, слава Тебе. Хор: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Стих 2: Да исповедятся Тебе людие, Боже,/да исповедятся Тебе людие вси./Да возвеселятся и да возрадуются языцы,/яко судиши людем правотою/и языки на земли наставиши. Чтец: Да прославят Тебя народы, Боже,/да прославят Тебя народы все./Да возвеселятся и возрадуются племена,/ибо Ты будешь судить народы по правде/и племена на земле направишь. Пс 66:4, 5 Да просветиши во тьме седящия,/Человеколюбче, слава Тебе. Хор: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Стих 3: Да исповедятся Тебе людие, Боже,/да исповедятся Тебе людие вси./Земля даде плод свой,/благослови ны, Боже, Боже наш./Благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Чтец: Да прославят Тебя народы, Боже,/да прославят Тебя народы все./Земля дала плод свой:/благослови нас Боже, Боже наш./Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все концы земли. Пс 66:6 – 8 Да просветиши во тьме седящия,/Человеколюбче, слава Тебе. Хор: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Слава, и ныне: Чтец: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Хор: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Явился еси в мире, Иже мир сотворивый,/да просветиши во тьме седящия,/Человеколюбче, слава Тебе. Чтец: Явился Ты в мире, мир Сотворивший. И сам поет конец тропаря: Чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! И продолжает чтения праздника: Иисуса Навина чтение (глава 3): 4. Иисуса Навина чтение Рече Господь ко Иисусу: в день сей начинаю вознести тя пред всеми сынами Израилевыми, да разумеют, зане якоже бех с Моисеом, тако буду и с тобою. И ныне заповеждь священником, взимающим ковчег завета, глаголя: да яко внидите в часть воды Иорданския и станете при Иордане. Сказал Господь Иисусу: “В сей день Я начинаю возвышать тебя пред очами всех сынов Израилевых, да познают они, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою. И ныне повели священникам, носящим ковчег завета, и скажи: “Как только войдете с края в воду Иордана, во Иордане и встанете”.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Далее, одним из самых действительных и могущественных средств, которыми располагал храм для освежения и укрепления религиозных начал в еврейском народе, были те религиозные собрания, которые должны были происходить в великие еврейские праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Местом этих собраний указывается в законе «место, которое изберет Господь Бог, чтобы пребывало имя Его там»; при чем особенно энергично это предписывается по отношению празднования Пасхи: «не можешь ты закалать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь Бог твой даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закалай Пасху,.. и испеки и съешь на том месте которое, изберет Господь Бог твой» ( Втор.16:5–7 , Втор.16:11 ; Втор.16:15 ; Втор.16:16 ).А так как такое обозначение места относится, как мы видели (см.выше) к иерусалимскому храму, то, очевидно, он и является местом предписываемых законом религиозных собраний евреев в праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. На эти собрания, по заповеди Моисея, должны были являться все евреи: «ты и сын твой и дочь твоя, и раб твой и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота и вдова, которые среди тебя» ( Втор. 16:11 ; Втор.16:14 ). Возможность для всех евреев присутствовать на этих собраниях облегчалась тем обстоятельством, что территория, занимаемая евреями, не отличалась большой пространственной протяженностью. Палестина лежит приблизительно между 52° и 54½ о восточной долготы и 31° и ЗЗ½° северн. широты, занимает площадь приблизительно в 465 кв.миль, – меньше Бельгии, с Эстляндскую губернию. Самая большая длина ее от севера к югу около 230 верст, – с востока на запад – 140 верст. Но и эта площадь и протяжение Палестины обнимаются теми ее границами, которые указаны были у Моисея и И. Навина ( Чис.34:2–12 ; Чис.32:33–42 ; Нав.13:15–31 ); а в этих пределах Палестина почти никогда не принадлежала евреям, если исключить время Давида и Соломона. При такой небольшой протяженности занимаемой евреями территории, евреям не столь затруднительно было путешествовать ко храму 87 ; и отдаленность расстояния различных местностей Палестины от храма здесь уже не могла служить серьезным препятствием для евреев исполнять закон о религиозных собраниях вокруг храма 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Для верующего человека нет ничего дороже Сладчайшего Имени Иисус. Оно – дивное и превеликое. Сам Спаситель свидетельствует: «Если чего попросите у Отца во Имя Мое, то сделаю» ( Ин. 14, 14 ). «Всё делайте во Имя Господа Иисуса Христа», – призывает апостол Павел ( Кол. 3, 17 ). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», – говорит апостол Петр ( Деян. 4, 12 ). Празднованием обрезания Спасителя и наречения Ему имени Церковь утверждает веру в непреложную истину, что Он есть Богочеловек, «и да не рекут еретицы, яко мечтанием воплотися, но яко воистину имéяше плоть и не противен закону, но исполнитель». Этим примером Спасителя, Который, «не возгнушáся плотскáго обрезания», «плотию днесь волею обрéзуется», и, «закон исполняя закона Творец», «даде Самого Себé образ и начертание всем во спасение», Церковь научает чад своих послушанию закону Божию. Обрезание, которое Господь принял как знамение завета Бога с человеком, и Имя – как печать Своего служения спасению мира ( Мф. 1, 21 ; Мк. 16, 17; 9, 38–39 ; Лк. 10, 17 ; Деян. 3, 6–16; 19, 13 ; Флп. 2, 9–10 ), внушают нам, что и вступившие в Новый Завет с Богом должны быть обрезаны «обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол. 2, 11 ). Христианское имя должно быть не мертвым звуком, а живым свидетельством, что христианин посвящает себя служению Богу и находится в благодатном союзе с Ним во имя Его славы и своего спасения. «Обрезание мановéнием явльшагося Христа престá (прекратилось), и возсия благодати весна» (в восьмой день по Его рождении). Этот восьмой день «будущаго непрестанную осмáго века жизнь изображает». И дверь в эту будущую жизнь для верующих одна: чрез таинство Крещения – духовное обрезание, освобождение от грехов. Ибо ничто нечистое не может войти в Царство Небесное ( Откр. 21, 27 ). Крещение Господне Церковь с этого дня начинает готовить верующих к великому празднику Крещения Господня, Просвещения, Богоявления – 6 января. Она свидетельствует о явлении нового таинства – Крещения. Уже с этого дня поются ирмосы канона празднику Крещения – «Глубины открыл есть дно». А с 2 января начинается предпразднство Просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Днем Благовещения, как на Западе, так и на Востоке, всегда считается 25 марта. Для такого определения календарного дня праздника есть две причины. 1 . Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (7 января по н. ст.) – дня, который с IV века сначала на Западе, а затем и на Востоке считается днем Рождества Христова. 2 . В александрийской и византийской хронологических системах число и месяц Благовещения и Распятия (или Пасхи), то есть 25 марта, объединяло оба праздника. Это было возможно по той причине, что некоторые части разных поместных Церквей до первого Вселенского Собора праздновали Пасху не по лунному календарю, а как неподвижный праздник. А 25 марта фигурирует в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского именно как день Распятия Спасителя, по римскому календарю. В начале IV века святая равноапостольная царица Елена начала раскопки в Святых местах. Найденные ею материальные свидетельства земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое здесь строительство храмов вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Его Воплощения. Так в Назарете, на том месте, где Пресвятой Деве, по преданию, явился архангел Гавриил, была построена базилика, посвященная этому событию. Есть предположение, что с этими раскопками связано и установление Благовещения как отдельного праздника. Но литургическая практика Иерусалимской Церкви V века еще не знает самостоятельного празднования Благовещению, лишь 4-й день Богоявленских торжеств посвящен воспоминанию этого события. Только в VII веке в Иерусалиме 25 марта начинает праздноваться особый праздник Благовещения. Ясные сведения о праздновании Благовещения в Константинополе появляются тоже лишь к концу VII века. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью. Событие праздника Событие праздника отражено в Священном Писании – апостол и Евангелист Лука повествует о том, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и принес ей Благую весть (отсюда название праздника): В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Догматик – песнопение в похвалу Пресвятой Богородицы, содержащее ряд догматов, которое поется на великой вечерне после стихир на «Господи, воззвах». В догматике прославляется Божия Матерь и содержится учение Святой Церкви о двух естествах Христовых – Божеском и человеческом, о воплощении Сына Божия и т. д. Евхаристия (греч. «благодарение») – главнейшее из семи таинств Православной Церкви, совершаемое на Божественной литургии: приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых (Святых Тайн) и их причащение. В таинстве Евхаристии Церковь приносит благодарственную, хвалебную, умилостивительную и молитвенную жертву Богу за спасение всех людей – живых и умерших. Таинство Евхаристии установлено Самим Спасителем на Тайной вечере: «…взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26 – 28 ); «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). Апостол Павел называет Евхаристию возвещением смерти Господней: «…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ) – потому, что именно Голгофской жертвой, Своей крестной смертью Спаситель совершил таинство нашего искупления. В таинстве Евхаристии Хлеб и Вино таинственным наитием и действием Святого Духа претворяются (пресуществляются) в истинные Тело и Кровь Христовы. И если в других святых таинствах верующие получают благодатные дары Святого Духа, то в таинстве Евхаристии они приемлют в себя Самого Господа, соединяются с Ним и делаются причастными Его Божественного естества ( 2Пет. 1, 4 ). Ектения, или эктения (греч. «усердие», «протяженность»), – пространное молитвенное прошение к Богу, начинающееся словами: «Миром Господу помолимся». Возглашается диаконом либо (в отсутствие диакона) священником. Ектении – существенная часть богослужения, за которым, помимо великой у возглашаются еще три вида ектений: просительная (в которой молящиеся просят «дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна и безгрешна»; ангела мирного, верного наставника, хранителя души и телес; всего доброго и полезного душам; мира всему миру; безболезненной и непостыдной кончины жизни и доброго ответа на Страшном суде, и т. д.), сугубая (начинается словами: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем») и малая, состоящая из трех возгласов и начинающаяся словами: «Паки и паки (то есть снова и снова) миром Господу помолимся». После каждого прошения на ектениях хор поет: «Господи, помилуй». Кроме четырех главных ектений есть еще две: ектения об оглашенных (произносится на литургии) и ектения об умерших (произносится на панихидах и при погребении умерших).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу,/Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Мы же поем: Достойно есть воистину/прославлять Тебя, Богородицу,/вечно блаженную и пренепорочную/и Матерь Бога нашего. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас! Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим,/без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. И отпуст. Мы же: Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже: и прочее, и совершаем отпуст. Аще же несть Литургии, глаголем зде: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. (3) Слава, и ныне: [Если нет Литургии, говорим: Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) Слава, и ныне: Псалом 33: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротции и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь. Блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и. Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

е. Христос), еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; подите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать. б) Часы великого пятка. – Последний день важен и в жизни каждого человека; тем более важен в жизни Богочеловека: поэтому все четыре евангелиста особенно занимаются описанием событий этого последнего дня. По указанию их, в нем преимущественно знаменательны и важны четыре времени: утро – время совета архиереев и старейшин иудейских, осудивших Господа Иисуса на смерть; час третий – время осуждения Его на суде Пилата; час шестой – время крестных страданий и час девятый – время смерти Господа и необыкновенных явлений в природе. Времена эти церковь освятила ежедневным воспоминанием, и, еще в первые века христианства, она учредила повседневную службу, известную под именем часов, которая состоит из псалмов, тропарей, кондаков и молитв, и которую иноки в обителях, а особенно пустынножители совершали по частям, отделяя для известного часа дня ту часть ее, которая соответствует ему своим наименованием и содержанием. Служба эта особенно важна, трогательна и поучительна в тот день, который своими чрезвычайными событиями и подал повод к установлению ее, т. е. в Великий пяток. Самое время этого дня – время смерти Богочеловека, невольно располагающее к скорби и сетованию, придает ей умилительный тон и необыкновенно высокое значение. К тому же и сама она в этот день в своем составе и отправлении имеет много особенного, как со стороны внешней, так и со стороны внутренней. Со стороны внешней она имеет высшую степень торжественности. В древней греческой церкви часы Великого пятка, равно как часы в навечерии Рождества Христова и Богоявления Господня, отпевались в придворной церкви в присутствие государя. Оттуда и получили часы эти название часов царских, которое они и ныне сохраняют в нашей православной церкви, потому что совершаются торжественно и посещаются нашими благочестивыми царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,– то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». И ещё: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». Задумалась Таня. Стала читать о трезвении, о духовном возрастании, о прелести. К наставнику духовному обращаться. Год в лавре пролетел незаметно. А в 1991 году произошло событие, которое в ее жизни сыграло важную роль. Перенесение мощей прп. Серафима. 1991 г. В этом году Казанский собор в Петербурге, бывший Музей истории религии, снова стал действующим храмом. Из запасников музея передали Церкви иконы, предметы богослужения, мощи святых. Тогда в простой рогоже, среди гобеленов, обрели мощи преподобного Серафима Саровского – великого заступника нашей земли. Эта радость всколыхнула много душ и даже изменила судьбы некоторых людей. Мощи привезли в Москву, в Богоявленский храм. И, один раз съездив к преподобному Серафиму , Таня стала отправляться в Москву каждые выходные. Два часа на электричке в одну сторону и два в другую. Только для того, чтобы постоять на молебне и приложиться к мощам преподобного. Услышала, что собираются крестным ходом идти с мощами из Москвы в Дивеево, и тут же к старцу, отцу Кириллу: – Батюшка, благословите, я пешком с крестным ходом за преподобным пойду в Дивеево. – Так не понесут мощи, а повезут. Ну что ж… поезжай с Богом в Дивеево. Так Таня после лавры оказалась в Дивеево. Сразу почувствовала, что люди здесь живут особенные. Во-первых, само место особенное – удел Пресвятой Богородицы. Во-вторых, когда монахинь разгоняли, многие осели у местных жителей, ютились в их избушках. И, конечно, принесли с собой монашескую молитву и образ жизни. И многие местные стали очень верующими людьми. Бабушка Анна, которая приютила Татьяну, была такая молитвенница! Правило вычитывала монашеское. И пока с утра 150 молитв Пресвятой Богородице не прочитает, чашки чая не выпьет.

http://pravoslavie.ru/59881.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010