« Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16: 10–11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств в книге не описано [см. 28, с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12: 5), – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. « Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5: 11). Святой Андрей Кесарийский говорит: « Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12: 11). «Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 20.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из 1–й и 2–й главы. Читается Книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. В понедельник, вторник, среду на вечерне читаются 1–2–я главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38–я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42: 12–17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми.   Глава 21. Псалтирь Псалтирь, с одной стороны, изучать проще других книг, потому что она у нас все время на слуху и это наиболее читаемая книга из всего Ветхого Завета, неслучайно она даже нередко издается вместе с Новым Заветом. Впрочем, наше знание Псалтири часто оставляет желать лучшего. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению. И в Лествице тоже мы видим, что когда игумен не стал поднимать эконома после земного поклона, тот простоял несколько часов и за это время по памяти вычитал про себя всю Псалтирь. С другой стороны, по многообразию своего содержания и по известной своей неупорядоченности, она, конечно, представляет трудность именно для систематического изучения в рамках краткого курса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Скачать epub pdf О молитве Иисусовой 15 Сегодняшнюю беседу я хочу посвятить молитве Иисусовой. По причине нашего нерадения эта тема актуальна всегда. Есть такие угодники Божии, которые не нуждаются ни в каких поучениях и имеют такую горячую ревность, что совершают добрые дела и без постоянного напоминания об их необходимости. Таких подвижников подчас нужно даже удерживать от чрезмерной ревности. Но чаще, в особенности среди людей немощных, бывает так: человек принимается за делание Иисусовой молитвы и некоторое время молится горячо, но под действием страстей и неблагоприятных, как ему кажется, обстоятельств начинает постепенно остывать. А ведь Иисусова молитва – это одна из основных добродетелей. Об этой молитве, как замечает Василий Поляномерульский , написано множество книг, тогда как о прочих молитвословиях говорится только в богослужебном уставе. Уже одно это свидетельствует о том, что Иисусова молитва , хотя и состоит всего из нескольких слов, является чрезвычайно важным деланием для всех христиан, а в особенности для монашествующих. Василий Поляномерульский пишет, что есть несколько причин, заставляющих человека молиться, подвигающих его на молитву: борьба со страстями, память смертная и покаяние. Не следует думать, что нужда в молитве Иисусовой появляется у человека лишь тогда, когда его сильнейшим образом начинают удручать страсти, а в другое время к молитве можно относиться безразлично. Люди, у которых нет никакой особенной брани, действительно часто впадают в безразличие: они будто бы и молятся, но без огонька, а иногда и вовсе оставляют молитву, не понимая ее значения, ее силы. Напомню вам один эпизод из Евангелия. Господь Иисус Христос спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16, 13–19 ). Значение исповедания Петрова (Ты – Христос, Сын Бога Живаго) столь велико, что на нем созидается и держится Церковь . Оно исходит не от человеческого соображения, не от человеческой мудрости. Плоть и кровь не яви тебе, но отец мой, иже на небесех, как об этом сказано в славянском переводе Евангелия, то есть это исповедание – истинное Божие Откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Слово в день принятия боголюбской иконы Божией матери Снова мы зрим перед собою, христолюбивые граждане владимирские, св. икону царицы небесной боголюбскую. Всегда готовая осенить нас своею благодатию и непрестанно молящаяся о нас грешных пред престолом Сына своего Божественного, она в особенности в нынешний день, светло празднуемый нами в честь ее иконы, готова без сомнения сподобить нас своих милостей, если только мы уготовим сердце свое к принятию этих милостей, если, зря на ее св. икону, вдохновимся верою и надеждою на ее всесильную помощь и изольем перед нею все наши нужды душевные и телесные, все скорби и печали сердца. Дабы возжечь святую искру благоговения и верующей сыновней любви к царице небесной, св. церковь оглашает слух наш многочисленными песнопениями и молитвами, составленными в ее похвалу и честь, а для богослужебных чтений выбирает такие места из священных книг нового и ветхого завета, в которых пророчески-образно указуется, или прямо разъясняется все величие матери Господа нашего, неизреченно послужившей таинству нашего спасения. И кто со вниманием и с пониманием слушает эти песнопения и чтения церковные, тот, конечно, не может остаться хладен сердцем и не умилиться душею пред пречистым ликом заступницы рода нашего. О, если бы случилось это и с нами в настоящие минуты! Призвав на помощь саму пречистую матерь Господню, остановимся вниманием своим на тех паримийных чтениях, которые неизменно предлагаются нам св. церковию на всенощных бдениях во все богородичные праздники, и смысл которых, не смотря на свою знаменательность и поучительность, как кажется, не всеми понимается и достодолжным образом усвояется. Первое чтение берется из того места книги Бытия, где повествуется, как патриарх Иаков во сне видел таинственную лестницу, соединявшую небо с землею. Это было в то время, когда он, спасаясь от ярости брата своего Исава, принужден был удалиться из дома отеческого и бежать из родной Вирсавии в далекий город Харран, на родину матери своей Ревекки. Ночь застигла его в некотором пустынном месте, и он с крепкою верою в невидимую защиту Божию заснул под открытым небом, положив себе в изголовье один из камней того места. И вот видится ему знаменательный сон: «лестница стоит на земле, а верх ее касается неба и вот ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама отца твоего, и Бог Исаака: не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесныя» ( Быт. 28:12–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Составление таких подборок цитат можно порекомендовать учащимся в качестве полезного и назидательного упражнения. Цитаты из книги Притчей в Новом Завете. Несколько цитат из книги Притчей встречается в Посланиях апостольских. Так, в послании к евреям в 12 главе говорится: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:4-6) – это книга Притчей, 3 глава (Притч. 3:11-12), причем цитируется по греческому тексту Септуагинты, а не по масоретскому. В первом послании Апостола Петра: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18) – это тоже цитата из книги Притчей из 11 главы (Притч. 11:31), и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. В послании апостола Иакова в 4 главе (Иак. 4:6) и в первом послании апостола Петра (1 Пет. 5:5) то же самое, что и в Послании к евреям: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из третьей главы книги Притчей (Притч. 3:34). Во втором послании апостола Петра во 2 главе: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22), – тоже цитата из книги Притч (Притч. 26:11). В послании к римлянам в 12 главе: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20) – это цитата из 25 главы книги Притчей (Притч. 25:21-22). Можно притчи пытаться изучать еще и по богослужебному употреблению, а именно так, как они употребляются в паремиях. Вообще говоря, само слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, книга Притчей дает название ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из книги Притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А.Олесницкого по следующей причине. «После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше, чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» с. 73].

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

Ст. 10–14. Второе зло, которое нашел в народе Неемия, по своем возвращении из Персии, – это расстройство богослужебного порядка и оставление левитами и певцами своих служебных постов, за прекращением взноса, узаконенных в пользу их, десятин. Можно думать, что взнос этот прекратился от того, что алчные иноплеменники, и во главе их – Товия Аммонитянин, завладели кладовыми при храме, куда собирались левитские десятины от народа 930 . Народ, таким образом, увидел, что цель этих десятин совершенно извратилась; ибо не левиты, а какие-то пришельцы и иностранцы стали пользоваться десятинным взносом, – и потому, эти взносы прекратились вовсе. Неемия сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? Вследствие обличения Неемии, и по его настоянию, все Иудеи опять стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые 931 , а к этим кладовым приставлены самые надежные люди из священников и левитов 932 . Ст. 14. …Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!.. В этих словах слышится не самомнительность какая-нибудь, а, напротив, глубочайшее смирение праведника, боящегося опереться на свои дела и заслуги, и предоставляющего всю цену их на милосердный суд Божий. Ст. 15–19. Третье зло, с которым пришлось бороться Неемии по возвращении из Персии и которое особенно бросилось в глаза своим общественным неприличием, – это было забвение и попрание святости субботнего дня. Евреи без зазрения совести занимались в этот день своими житейскими делами и отвозили всякие товары в Иерусалим для продажи и купли 933 . Можно догадываться, что и это зло развилось вследствие неразумного общения и противозаконных связей с язычниками. Ибо Тиряне, напр., – этот меркантильный и развращенный народ, – …жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме 934 ... Строго обличивши своих соотечественников 935 , Неемия употребил следующую энергическую меру: Он приказал затворять и запирать городские ворота с вечера субботнего, до утра после субботы, дабы никакая ноша не проходила в день субботний 936 ; а на стражу у ворот поставил сначала своих собственных слуг, а потом – левитов, так как эта стража имела, собственно говоря, религиозную цель и религиозный характер, и, так как к людям священного сана народ, естественно, должен был оказывать больше уважения и повиновения в делах, касающихся религии 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 26. …И донесли царю Ассирийскому, и сказали: ... переселенцы Самарийские не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов... Язычники, по своим ограниченным понятиям, воображали, что каждая страна имеет своего Бога 649 ; однако же, по замечанию самого Писания, Господь с той нарочитой целью и послал на Ассириян львов, дабы дать им почувствовать, что идолослужение, принесенное ими в землю Израилеву, не годится для сей земли, которую Иегова избрал, как бы, для преимущественного Своего обитания и прославления 650 . Вразумляя людей, Господь нередко ведет их к истине путем их собственных соображений и понятий. Ст. 28. …И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их (переселенных Ассириян), как чтить Господа... Учрежденное сим священником богослужение было, вероятно, то же самое, которое получило свое начало и происхождение от Иеровоама I-ro, и значит, имело идольский характер тельцов Иеровоамовых. На это указывает самое место, которое выбрал священник для своих священнодействий (Вефиль). Что касается личности этого священника, то, конечно, он был не из богоизбранного рода Ааронова, удаленного из Самарийских пределов еще при начале царства Израильского 651 ; и, следовательно, сей учитель не мог, естественно, указывать на Иерусалим, как на место истинного богослужения и богопочтения, – хотя религии и нравственности он учил по книге закона Моисеева 652 . Отсюда, конечно, и произошло, что, усвоивши некоторые Иудейские начала религии и нравственности, и формально принявши закон Моисеев, поселенцы Самарийские удержали свои национальные культы богослужебные. Так произошел раскол Самарийский. Ст. 30. …Вавилоняне сделали Суккот-Беноф… что в переводе значит: «шатры дев», и намекает на проституцию этих дев в честь бога плотской любви. …Кутийцы сделали Нергала… – каковое название указывает, как полагают, на поклонение огню. …Емафяне сделали Ашиму… – чем намекается на поклонение светилам. Ст. 31. …Аввийцы сделали Нивхаза… – божество с собачьей головой, подобное Анубису Египтян, …и Тартака… – бога тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Таковым же оно должно быть и пред нашим взором, если сравнивать время с вечностью, ибо как бы ни казалось продолжительным время до пришествия Христова, всё же оно незначительно в сравнении с вечностью царства Божия по пришествии Христовом. Таким образом, бесполезны попытки в ряду годов, дней и часов подметить определённый срок явления Христова: он может быть далёк от нас, может быть и близок. Ни того, ни другого нам не дано знать, а усилие своими догадками проникнуть в то, что от нас сокрыто, имело бы для нас одни печальные последствия. Например, известно, как жалко были разочарованы многие из западных христиан, в исходе первого тысячелетия от Рождества Христова воображавшие, что настало время кончины мира, и покидавшие все житейские дела, так же наши русские суеверы в исправлении богослужебных книг видавшие знамение последних времён, из них многие ложились во гроб по уверенности, что пробил час кончины мира. Близкое к сему заблуждению мнение разделяли в апостольское время солунские христиане. Их кто-то уверил, будто уже наступает день Христов, и тем привёл их в смущение. Ап. Павел пишет им по сему случаю: «Молим вас, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа (как бы пророческого), ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никаким образом» ( 2Сол.2:1–3 ). Подобного обольщения и мы должны остерегаться; но, с другой стороны, неизвестность дня и часа пришествия Христова должна располагать нас к тому, чтоб мы всегда готовы были встретить Судию живых и мертвых. Нехорошо пугать себя мыслью, будто мы дожили до времени пришествия Господня и кончины мира; но ещё хуже впадать в противоположную крайность, предаваться нравственной беспечности, успокаивая себя рассуждением, что если до сих пор не случилось это событие, то нет основания ожидать его в скором времени. Такое рассуждение – нехристианское, оно противно учению Христа и апостолов: «Бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ты приступаешь к делу Божию или уже занимаешься делом молитвы, совершаешь Таинство, а враг влагает тебе во ум и в сердце другое, иногда скверное и хульное: или сомнение, или боязнь безотчетную, нелепую, или злобу, презорство к кому-либо, осуждение кого-либо, – а ты не обращай ни на что постороннее внимание и гово­ри себе: вот, душа моя, предмет твои, которому ты теперь всецело должна предаться всею мыслию и всем сердцем – всё прочее да будет для меня ныне как бы не существую­щим. Или говори: я в Боге и не хочу ныне думать ни о какой твари, ни о каких ее принадлежностях. (Так и поступил во время искушения на панихиде у отца Иоанна Цветкова над тещею – и Господь благословил меня.) Если ты чудотворная икона Владычицы (сказал я у Сорокина), очисти меня ныне же от обдержащей меня скверны, – и вскоре мерзость исчезла. В жизнь свою не позволяй себе объедаться мясом, да не сделаешься сам подобным скотине. Не доверяй домашним: чрез них угощает иногда сам диавол, при­крываясь видом любви и доброжелательства. Меру знай всегда. Но лучше не есть мяса, а яйца да молоко и масло. Излишек в пище и питьи сопровождается расслабле­нием и тяжестию в теле и душе, беспокойными, неприятными сновидениями, помрачением ума и несмысленностию сердца, упадком и унынием духа, раздражительностию, неохотою говорить ни с кем, удале­нием от людей и исканием уединения, отвращением от молитвы, от храма и книг богослужебных. Объеда­ющийся делается как бы животным: черты образа Божия в нем искажаются и как бы изглаживаются. Объядение и брат его пьянство – тяжкие грехи, навле­кающие гнев Божий на виновных ими. Спаситель говорит: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житей­скими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно [ Лк. 21,34 ]. Объядение и пьянство – дела людей мира сего прелю­бодейного и грешного. Современники Ноя что делали? – Только ели да пили, да строили, да женились и выходили замуж. Современники Лота тоже. Богач богопротивный что говорил? – душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но что ему было сказано? – в сию ночь душу твою возьмут у тебя [ Лк. 12, 16 – 21 ]. Господи! Потерпи нам, грешным, жад­ным, падким до наслаждений пищею и питьем, ядущим и пьющим нередко тогда, когда нет потребности телесной, когда чрево бывает насыщено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Цитаты из Книги притчей в Новом Завете . Несколько цитат из Книги притчей встречается в Посланиях апостольских. В Послании апостола Иакова в 4–й главе (Иак. 4: 6) и в Первом послании апостола Петра (1 Петр. 5: 5): « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из 3–й главы Книги притчей (Притч. 3: 34). В Первом послании апостола Петра: « И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4: 18) – это тоже цитата из Книги притчей, из 11–й главы (Притч. 11: 31) и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. Во Втором послании апостола Петра во 2–й главе: « но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр. 2: 22), – тоже цитата из Книги притч (Притч. 26: 11). В Послании к римлянам в 12–й главе: « Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12: 20) – это цитата из 25–й главы Книги притчей (Притч. 25: 21–22). В Послании к евреям в 12–й главе говорится: « Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12: 4–6) – это 3–я глава (Притч. 3: 11–12), причем Книга притчей цитируется по тексту Септуагинты, а не по масоретскому. Можно изучать притчи еще и по богослужебному употреблению, обращая внимание на то, как они употребляются в паремиях. Мы уже говорили, что само греческое слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, Книга притчей дает название всем ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из Книги притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А. Олесницкого, «после псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния, больше чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» 73]. 22.2. Екклесиаст

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Чувство христианина не может согласиться с этим утверждением. Во всем составе книг Нового Завета - где вы найдете хотя бы попытку сближения христианских истин с греческой философией? Не называет ли апостол Павел мудрость века сего " Обольщением самих себя... Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их " . " Господь знает умствование мудрецов, что они суетны " (1 Кор. 3). Кто укорит ап. Павла в слепой узости ума? И об ап. Иоанне скажем: была ли потребность обращаться к мирской философии тому, кто возвещает со всей силой духа: " Сия есть победа, победившая мир, вера наша! Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус Христос есть Сын Божий? " (1 Иоанна). Если бы евангелист Иоанн имел бы в своей душе некий своеобразный, таинственный образ " Логоса " , ради коего он пишет Евангелие, он продолжал бы пользоваться этим именем Господа в своих творениях. Но этого нет. Та же первая глава Евангелия его наполнена другими именованиями Спасителя: Жизнь, Свет, Единородный Сын, Сущий в лоне Отчем, Агнец Божий, Мессия, Христос, Сын Божий, Царь Израилев, Равви, Сын Человеческий. И только в 14 стихе этой главы читаем: " И Слово стало плотию, и обитало с нами " , ...Но это так далеко от некоего философского образа, ибо далее читаем: " И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, полное благодати и истины " . Да, Евангелие от Иоанна есть по истине Евангелие " Слова " , но " Слова Божия " , ибо оно почти все состоит из слов Самого Господа Иисуса Христа, а при этом Сам Господь свидетельствует: " Мое учение не есть Мое, но пославшего Меня " (Иоан. 7:16). Евангелие от Иоанна есть в точном смысле " Богословие " . Оно является четвертым в порядке времени написания четырех Евангелий. Но в церковном сознании и в практике церковно-богослужебной оно есть " первое " . Литургическим чтением его, и именно чтением первой главы: " В начале было Слово... " , начинается круг годичных литургических чтений. Ради этого достоинства сам его писатель именуется в Православной Церкви " Богословом " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2224...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010