И вот пускай он получает от матери только положительные энергии, божественные: её молитву, её сердечное воздыхание, её чтение Священного Писания, таких благочестивых книг, её разговоры – все они поступают в плод и сказываются. Вот кто? И вдруг слышат: не он, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии]. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в Я – свет Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам» ( Ин. 9:2–7 ). Это купальня или резервуар с водой, – это не та купальня Вифезда, имевшая крытый ход, и там лежали под этими крышами люди больные, – это у подножия храмовой горы был источник. И вот оттуда брали воду для богослужебных целей и воду для того, чтобы возливать на жертвенник в праздник Кущей в благодарность Богу, чтобы Он дал и на будущий год урожай. Вот они за этой водой и сходили, а Христос стоит в стороне и говорит – посмотрите 7-ю главу, 37-й стих: «В последний же великий день праздника [Кущей] стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. [Не на источник Силоамский иди, а иди, сказано, ко Мне] у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой, [из чрева, значит, из сердца. И сказано: это] сказал Он о Духе [Святом] ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7:37–39 ). А, скажет опять, а славой он называет Его крест. Чем Иисус-то прославил Себя? Крестной смертью. Вот так слава! – Позорным орудием казни! А это – Божия слава. – Вот у Господа всё иначе, чем у людей! Так вот очевидно, что человек начинает грешить ещё во чреве матери. И заниматься его воспитанием по рождении уже считают многие поздно – надо тогда, когда он ещё не появился на Божий свет заниматься его воспитанием. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин. 9:4 ). Да. Вот изъятие Христа, изъятие Его из равносильно вот этой ночной тьме: Мне должно делать дела, доколе Я в Я – свет Он бы мог его исцелить просто вот так, прикосновением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

и слав, перев. и пс. 126 по сирск. перев.). Да и самое употребление в надписании имен двух пророков возбуждает сомнение в их авторстве. Келер признает наиболее вероятным следующее предположение: Аггей и Захария придали псалмам, носящим в надписаниях их имена, ту форму (...in die Form gebracht haben), в какой они пелись общиной и дошли до нас (Köhl I, 33). Бертольдт считает эти надписание ничем иным, как примечаниями литургического характера (op. cit., S. 1696). В 1 книге Ездры читаем: «когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь «хвалите» и «славьте Господа», «ибо – благ, ибо во век милость Его к Израилю» ( Езд. 3, 10–11 ). Здесь можно видеть указание на употребление при описываемом торжестве основание храма псалмов 145–148 и 105–106, начальные слова которых, указывающие на их содержание, и приводятся в кн. Ездры. Отсюда, быть может, соответствующие псалмы и получили в надписании прибавление имен Аггея и Захарии – пророков, бывших инициаторами восстановления храма и, вероятно, организаторами богослужебного ритуала по возвращении вавилонских пленников на родину, – как бы сообщивших этим псалмам еще большую авторитетность. По замечанию Гамакера, «из надписаний достаточно ясно, что переводчик (interpretem) не приписывал эти псалмы тем пророкам; но по его мнению, Давид или анонимный автор пророчески воспел их о них... Названными пророками эти песни Давида были применены к их положению " (op. cit. р. 208). М. Филарет полагает, что из псалмов «те, которые в переводах имеют имена Иеремии, Аггея и Захарии, с большею основательностью, по Еврейскому надписанию, причисляются к Давидовым» (Библ, ист., стр. 352). 25 В книгах Священного Писание нет вполне точных и подробных сведений об обстоятельствах жизни пророка Захарии вообще. Однако, из книги его имени, а также из книг Ездры и Неемии, мы можем с достаточною основательностью определить личность пророка и время его жизни и деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1 Петр. 4, 6). В других новозаветных книгах лишь изредка встречаются мимолетные и краткие намеки на сошествие Христа в преисподнюю (см. Рим. 10, 7; Еф. 4, 9; ср. Флп. 2, 10) и о том, что Он с Собою воскресил мертвых (см. Мф. 27, 52; возм., Еф. 4, 8). И все же за этими скупыми, но недвусмысленными словами ап. Петра чувствуется некая непреложная правда, не имеющая ничего общего с мифотворчеством в плохом смысле слова. Эта правда выражена на отточенном языке ветхозаветного Предания, очищенном в горниле еще ветхозаветного антиязыческого пафоса. В том, что Петр и его помощник, составлявшие послание, виртуозно и творчески владели ветхозаветным материалом, убеждает чтение послания в целом. Ясно, что та правда, которая выражена здесь так загадочно, имеет отношение к невыразимой Пасхальной вести о всесильной победе Христа над смертью. Неразрывно связана с этим и тематика Крещения — ведь оно подобно смерти, т. е. сошествию во ад, переживаемому каждым умершим, и изведению его из ада Христом : Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Петр. 3, 21). В посленовозаветный период (т. е. после написания новозаветных книг) в Церковном Предании этот специфический пасхальный мотив получил более широкое и подробное развитие , будучи, конечно, выражением глубокого богословского убеждения, что Воскресение Христово имеет универсальное, надвременное, общечеловеческое значение. Значительная часть подобного материала находится в сочинениях христианских авторов и в христианских апокрифах, начиная со II века . Здесь необходимо напомнить (ср. § 27), что «среди апокрифических писаний, пользовавшихся широким распространением в первые века христианства, были памятники очень разные как по происхождению, так и по содержанию... Некоторые апокрифические Евангелия, в частности те, что имели гностическое и еретическое происхождение, были осуждены Церковью и изъяты из употребления. В то же время те апокрифы, чье содержание не противоречило церковному учению, хотя и не вошли в новозаветный канон, сохранились в Церковном Предании в опосредованной форме, многие их идеи вошли в богослужебные тексты, а также в агиографическую литературу» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Как в кн. Паралипоменон об этом поражении рассказывается так, что к победе Иосафата вполне можно приложить – Цезаря, так в то же время едва ли можно представить другую лучшую параллель для этих слов, чем ту, которая приводится в Пс. 47:6 : «увидели и изумились, смутились и обратились в бегство». Книги Паралипоменон сообщают о торжественном праздновании в храме победы ( 2Пар. 20:28 ) и 47 псалом был назначен для богослужебного употребления, как об этом можно заключать по 10 ст. его: «Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего». – Таким образом, истинность рассказа 11 гл. 1Пар. подтверждается вполне. История царя Иофама излагается в кн. Царств так же, как и в книгах Паралипоменон, крайне коротко. Однако сообщения последних отклоняются от первых; они одни только имеют добавление, в котором сообщается, что Иофам очень любил постройки. «Он построил, говорится в 2Пар. 27:3 , верхние ворота дома Иеговы и многое построил на стене Офела; и города построил на земле иудейской, и в лесах построил дворцы и башни». Видно отсюда, что многое в этих постройках было предпринято из любви к великолепию и пышности. На эту-то страсть к постройкам жалуется Бог устами пророка Осии, лучшее время жизни которого падает на дни Иофама. «Забыл Израиль Создателя своего, – читаем мы в Ос. 8:14 , – и устроил дворцы: и Иуда построил много укреплённых городов; но Я пошлю огонь на города его и пожрёт чертоги его». Свойственные одним кн. Паралипоменон известия, касающиеся царствования трёх царей – Озии, Ахаза и Езекии, ясно подтверждаются речью пророка Исаии, сказанной им на филистимлян в год смерти царя Ахаза ( Ис. 14:29 ). В ней пророк убеждает их не радоваться тому, что сокрушён жезл, который поражал их, потому что из корня змеиного выйдет аспид и плодом его будет летучий дракон. Это краткое и тёмное предсказание все лучшие толкователи пр. Исаии изъясняют из книг Паралипоменон, чем и признают полную справедливость известий их. Под сокрушением жезла можно понимать не иное что, как сокрушение и свержение ига, которое нёс народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле 8 февраля 2024 г. 15:37 В статье председателя Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополита Калужского и Боровского Климента , опубликованной на сайте Издательского Совета, рассказывается о книгоиздании в период 2009-2024 гг. Книга на протяжении всей истории христианства имела непреходящее значение для Церкви. Священное Писание Ветхого Завета, написанное пророками и бережно сохранявшееся богоизбранным народом, было утверждено словами Спасителя: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). Жизнь Иисуса Христа, его проповедь и чудеса, его страдания, Крестная смерть и Воскресение, а также его явления ученикам и Вознесение описаны в Четвероевангелии и составили канон Нового Завета, в который также вошли деяния и послания святых апостолов. Приверженность книжности была свойственна христианству с первых веков его существования. Сам Спаситель указывает на необходимость чтения и научения вере через книгу: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Уже в первые века христианства было создано множество трудов, составляющих фундамент христианской письменности. К этим книгам добавились свидетельства о подвиге христианских мучеников. В последующие эпохи развитие христианской традиции сопровождалось бурным развитием книжной культуры: созданием богослужебных текстов, богословских трудов, аскетической и духовно-назидательной литературы. Русь с момента принятия христианства развивалась на фундаменте христианской книжности, воспринятой от Византии. До нас дошли «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, великолепный памятник апологетической письменности, и «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца, отразившая не только события на Руси до и после Крещения, но и ход мировой истории. Особая роль в развитии книжности на Руси принадлежит Русской Церкви. Начиная с первого митрополита Киевского Михаила, пришедшего на Русь из Константинополя с богослужебными и учительными книгами, каждый Предстоятель Русской Церкви заботился о создании библиотек, переписывании книг и распространении просвещения. Так продолжалось веками, так происходит и сейчас.

http://patriarchia.ru/db/text/6101455.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИЯ [евр.  ,  ] (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая), по происхождению из священнического рода. Автор Иеремии пророка книги и, вероятно, нек-рых др. библейских книг, связанных с его именем (см. статьи Иеремии послание , Иеремии плач ). В Ветхом Завете И. род. под Иерусалимом, в небольшом левитском городке Анафофе , его отцом был Хелкия (Иер 1. 1). В годы правления царя Манассии , когда пророки подвергались преследованиям, И. был еще ребенком (4 Цар 21. 16; Иер 2. 30); в юности он стал свидетелем восстановления Иудеи при благочестивом царе Иосии , который воспользовался упадком Ассирии и вернул под свою власть сев. области страны. В 13-й год царствования Иосии (ок. 627 г. до Р. Х.) Господь призвал И. к пророческому служению. «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер 1. 9). И. этому противился. «О, Господи Боже! - молился он,- я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь определил его судьбу: «...прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер 1. 5-10). Он призвал И. к служению: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1. 10). Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. X - нач. XI в. (Ath. Laur. Plut. V 9. Fol. 127) Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. X - нач. XI в. (Ath. Laur. Plut. V 9. Fol. 127) Прор. Иеремия. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В 622 г. до Р. Х. царь Иосия провел богослужебную реформу. Забытая книга закона, к-рую нашли в храме (4 Цар 22. 3-20), была объявлена священной для всего народа. В соответствии с указаниями книги по реформе Иосии были упразднены все святилища, кроме храма Соломона. И. поддержал эти преобразования (Иер 11. 2), но священники Анафофа были недовольны этими действиями и враждебно стали относиться к И. Первые проповеди И. были направлены против тех, кто слишком полагались на политическое возрождение царства. И. проповедовал, что благословение Божие сохранится, только если люди покаются, будут свято блюсти законы справедливости и станут уповать на Бога, а не на земную силу. Но в Иерусалиме слова пророка не были услышаны.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Молим вас, возлюбленные, беречь это наследие ваше и иметь его, как то было в святой литовской старожитности, оплотом Православия – под знаменем заповеди Господней: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Пишу и вам, братства. Святая Церковь переживает ныне бурные дыхания «врат адовых» и взывает к помощи сильных, опытных и крепких стоятелей за святую истину Христову и спасительную правду Православия. В деятельном памятовании о доблестях славного прошлого литовских братств в стоянии их за святую веру, «станьте же добре«, братчики, достойно звания вашего и ныне и «подвигом добрым» ( 2Тим.4:7 ) покажите, что спасительная слава братств западнорусских в судьбе Православия края принадлежит не прошлому только времени, что душа их жива и сила и оружия крепки и действенны и в настоящее лихолетье стада Христова. Пишу и вам, пастыри Церкви Литовской. Как сопастырь ваш, молю вас, усугубите ревность вашу в спасении Церкви Божией, «яко дние лукави суть« ( Еф.5:16 ), и близки к вам «волки лютые, не щадящие стада» ( Деян.20:29 ). Помните грозное слово Господне: «Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя... вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их« ( Иез.34:8.10 ). «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно... подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет.5:2–4 ). Трудно нам, любезные сопастыри, при настоящих злых обстояниях пасение стада Христова. Но об этом нам надлежит не печалиться, а радоваться: ибо чем труднее борьба, тем славней победа и выше награда, – каковой да сподобит вас Небесный Пастыреначальник. В молитвенном единении со всеми вами пред Господом за Церковь Литовскую призываю на всех вас, чад сей Церкви, благословение Божие, – да мышца Господня укрепит вас в подвиге веры святой. Аминь. БС 6 С. 240–243. Воззвание перед сбором пожертвований 31 августа (13 сентября) 1918 г. Святая Православная Церковь с настоящего года лишена денежного пособия от государства, отняты у нее и все другие средства, какими располагала она для выполнения лежащих на ней обязанностей. Но Церковь надеется, что та щедрая рука православных, на трудовые копейки коих воздвигнуты многие тысячи храмов, школ, богаделен, приютов, и ныне, в тяжелую годину, не оставит ее без средств на издание книг Священного Писания , богослужебных и нравоучительных, на дело призрения старых и убогих, на обучение Закону Божию малолетних и просвещение еще сидящих во тьме язычества, на ограждение православной веры от врагов ее – сектантов, подготовление пастырей и архипастырей; она верит, что чуткое сердце православных откликнется на призыв о помощи, с которым Священный Всероссийский Собор и Святейший Патриарх обращаются ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Наименьший из апостолов Сегодня мы начнем разговор о посланиях святого апостола Павла, но вначале вспомним о его жизни. 10 июля, 2014 Сегодня мы начнем разговор о посланиях святого апостола Павла, но вначале вспомним о его жизни. В Новом Завете — 27 книг. Половина из них написана одним человеком. Большую часть богослужебного года именно его творения читаются в храмах во время Божественной литургии. Имя этого человека — апостол Павел. Он называл себя наименьшим из апостолов, и недостойным называться апостолом, потому что гнал церковь Божию (ср.: 1 Кор. 15, 9). И подробно объяснял в своих посланиях к христианам разных малоазийских церквей, почему так случилось, упоминал важные факты своей биографии. Сегодня мы начнем разговор о посланиях святого апостола Павла, но вначале вспомним о его жизни. По дороге в Дамаск Жизнь апостола Павла можно условно разделить на две части: жизнь до встречи с Богом и жизнь после. А привел ко Христу гонителя христиан путь из Иерусалима в Дамаск, который стал для будущего апостола язычников переломным моментом. Но предоставим слово ему самому. Святой апостол Павел называет себя Иудеянином, родившиймся в Тарсе Киликийском, воспитанным в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленном в отеческом законе, ревнителем по Боге (ср.: Деян. 22, 3). Во времена апостола Павла Тарс был процветающим городом, столицей обширной области. Вероятно, именно там будущий благовестник получил первоначальное образование, которое продолжил затем в Иерусалиме. Он называет своим наставником известного еврейского законоучителя Гамалиила. На авторитет, которым пользовался Гамалиил среди иудеев, указывает книга Деяний, называющая его законоучителем, уважаемым всем народом (ср.: Деян. 5, 34). Именно он произносит речь в защиту апостолов, представших перед синедрионом, в которой увещевает своих собратьев: если христианство — это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38–39). Но ученик мудрого Гамалиила сначала предпочел не следовать совету учителя. Почему тот, кто в церковном предании будет назван «первоверховным» апостолом, изначально был в числе ярых противников христианства? Апостол сам отвечает на этот вопрос: он преуспевал в Иудействе более многих сверстников, будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий (Гал. 1, 14).

http://pravmir.ru/naimenshiy-iz-apostolo...

народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» ( Мф. 28, 19-20 ) То есть, несмотря на скорое Второе Пришествие, как его понимали первохристиане, необходимо познакомиться с основами веры, а потом креститься. Кроме того, вспомним, что к Таинству приступали люди, не совершенно потусторонние христианской вере, далекие от нее. Иудеи, например, имели «базу» ветхозаветных знаний. И именно к ним, к иудеям, была обращена первая проповедь (об этом смотрите в книге Деян, главы 2-15): «Их слушатели уже были знакомы с Божественным Откровением книг Ветхого Завета, верили в Единого Бога – Творца мира, через обрезание и ежедневную молитву принадлежали к израильскому народу как богослужебному сообществу и тем самым в известной мере состояли в Завете с Богом и, как и каждый иудей, ожидали пришествия Мессии, предсказанного пророками. У слушателей апостолов уже было основание, на котором могло быть воздвигнуто здание веры в Иисуса Христа как Распятого и Воскресшего Мессию» . Конечно, в те времена не было катехизации в сегодняшнем смысле этого слова, не было продуманного и систематического, тем более продолжительного, обучения христианской вере. Но наставление, рассказ о жизни Христа, Его служении, Спасении, которое через Христа дается всем желающим, присутствовали непременно. Это несложно проследить по свидетельствам самого Священного Писания, в тех местах, где говорится о вступлении человека в число последователей Христовых. Апостол Петр призывает христиан быть послушными: «…Истине чрез Духа… Постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек… Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» ( 1 Петр. 1, 22-25 ). Обратите внимание: здесь несомненно, что силою, движущей сердца христиан к активной духовной жизни, Апостол называет энергию проповеданного им некогда Слова Божьего. Еще раньше, в Иерусалиме, в дни, когда сошел Дух Святой на Апостолов, Ап. Петр призывал всех

http://azbyka.ru/parkhomenko/katexizaciy...

Не мимоиди Мене апреля 2016 В богослужебной византийской поэзии удивляет не столько игра слов и смыслов с филигранностью рифмы и ритма - это, увы, неуловимо для русского уха, - сколько глубокое исполнение заповеди Христовой: " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне " (Ин. 5:39). Богочеловек говорил о Писаниях ветхозаветных - других в Его время еще не было. И Сам Он начал Свою проповедь в синагоге, прочитав слова из книги Исайи пророка. " Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него " (Лк. 4:17-21). В Своем служении Христос Спаситель многократно указывает на то, что " ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами " - о Кресте Его и Славе (Лк. 4:21).Уже по Воскресении Своем Он толкует Писания ученикам на Эммаусской дороге, зажигая их сердца. Он, став по Воскресении Своем посреде апостолов, отверзает им ум к разумению Писаний (Лк. 24:45). Удивительные открытия ожидают читающего богослужебные книги. Гимнографы, авторы богослужебных текстов, были дивными богословами и искусными поэтами. Они унаследовали апостольскую традицию чтения Ветхого Завета в свете Нового - ведь " поэт " по-гречески означает и пророка, а " богословом " зовется не ученый, написавший множество книг, а тот, кто имеет опыт Встречи с Богом Живым. Непонятные и непонятые слова гимнографов отсылают нас зачастую к дивным и страшным ветхозаветным прообразам дел Христовых. Типологическое - прообразовательное - толкование Писания, такое характерное для православной мысли, пронизывает всю богослужебную поэзию, соединяя видения пророков и проповедь апостолов. Не хотелось бы повторять такие общеизвестные примеры, как Великий канон Андрея Критского, в ткань которого вплелись практически все образы Священной истории Ветхого и Нового Заветов, и Пасхальный канон Иоанна Дамаскина, построенный на последних главах книги пророка Исайи. Образы рассеяны по Октоиху, Триодям, Минеям… В этих книгах нет ссылок, нет параллельных мест, а жаль - мы уже не подражаем Отцам, считавших знание текста Писаний само собой разумеющимся делом, и не всегда можем понять, какое место - или чаще, места - Священного Писания вдохновляет гимнографа, поющего о Тайне Христа Бога.

http://mitropolia.spb.ru/docs/ne-mimoidi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010