В сент. 1961 г. Н. возглавил делегацию Московского Патриархата на 1-м Всеправославном совещании на о-ве Родос. Совещание определило основные направления предварительной богословской работы по достижению канонического и богослужебного единства Поместных Церквей в плане подготовки Всеправославного Собора. Отправным пунктом этой работы должен был стать список вопросов, представленных для обсуждения на Предсоборе. Совещание образовало 6 комиссий для составления списка вопросов буд. Предсобора по темам: о вере и догматах и о священном культе; об управлении и о церковном порядке и о Православии в мире; о взаимоотношениях правосл. Церквей; о богословских вопросах и социальных проблемах; об отношении правосл. Церкви к Восточным Церквам; об отношении правосл. Церкви к Западным Церквам. В ходе совещания Н. выступил против включения в программу Предсобора пункта о борьбе с атеизмом, обосновывая это тем, что распространение христ. веры среди неверия и так является прямым долгом и задачей каждой Поместной Церкви, тогда как перевод этой проблемы в политическую плоскость не свойственен церковной деятельности. В частных беседах Н. сообщил оппонентам, что осуждение атеизма Всеправославным совещанием скорее всего сделает невозможным участие представителей Московского Патриархата в последующих подобных собраниях. После этого вопрос о борьбе с атеизмом был исключен из программы Предсобора. Родосское совещание стало по существу началом публичной деятельности Н. как главы внешнецерковного ведомства РПЦ во всеправосл. масштабе. Участвовавший в совещании архиеп. Василий (Кривошеин), несмотря на недоброжелательное отношение к Н., не смог не признать, что он «авторитетно, твердо, умело и вместе с тем тактично защищал на Родосе дело Православия в целом и достоинство РПЦ в частности. Особенно, что я оценил тогда, то как он твердо противостоял притязаниям Константинополя на почти что «папский» примат, на его попытки монополизировать дело подготовки и созыва Собора. Он это проводил твердо по существу, но мягко и тактично по форме, так что единство Православия не только не было нарушено, но вышло даже усиленным. Среди греков, хотя и не всех, он приобрел авторитет и уважение» ( Василий (Кривошеин). 2003. С. 140-141).

http://pravenc.ru/text/2565592.html

При этом автор доклада забывает о том, что практика церковного права РПЦ постоянно призывает оценивать возможность применения норм церковного права к существующей действительности. Как отмечалось на богословской конференции РПЦ 2000-го года, нельзя забывать, что «каноническая норма всегда актуальна и, следовательно, обусловлена исторически конкретной ситуацией, связана с обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в момент издания правила и которые впоследствии могли измениться» (см.: Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7-9 февраля 2000 г. Материалы. Синодальная богословская комиссия. Москва, 2000. С. 109). К тому же заочное венчание представляется неприемлемым как с точки зрения законодательства тех государств, где венчание приравнивается к заключению брака в ЗАГСе (или аналогичных государственных структурах) - здесь нельзя заменить супруга на его уполномоченного представителя, так и с точки зрения Православной Церкви, т.к. происходит профанация Таинства.   Таким образом, обращение к источникам права, не входящим в канонический корпус Православной Церкви, нужно осуществлять крайне осторожно, не забывая, что это памятники истории, которые отражают позицию их автора или составителя в конкретный исторический период в конкретном регионе, но по многим причинам к ним нельзя относиться как к своду действующих правил. Более приемлемой представляется указанная автором доклада позиция Вальсамона о том что брак - это и Таинство, и процесс, но она, к сожалению, расходится с позицией самого автора, указанной в начале его доклада.   Нельзя согласиться с автором доклада в его мыслях о необходимости создания норм более четкой правовой регламентации семейной жизни. Ведь отношения между супругами регламентируются, в том числе, и десятью заповедями. С точки зрения гражданского права, необходимо помнить о том, что оно отличается от уголовного и не дает перечень преступлений, который является строго зафиксированным и неизменяемым, и за совершение которых следует уголовное наказание.

http://bogoslov.ru/article/259123

Патриарх Кирилл рассказал, что специальной комиссии при Отделе религиозного образования и катехизации, занимающейся деятельностью церковных приютов, было дано указание в ближайшее время разработать нормы, определяющие, при каких условиях монастыри могут создавать детские дома и приюты, и каким должно быть устроение жизни в церковных учреждениях для детей. Затем было намечено проведение церковного лицензирования таких детских домов и приютов. Кроме того, докладчик предложил епархиальным архиереям добиться получения имеющимися церковными учреждениями по попечению о детях-сиротах государственной регистрации и лицензий. Переходя к финансовым и хозяйственным вопросам, Патриарх Кирилл рассказал, что в 2010 г. Финансово-хозяйственное управление РПЦ начало работу по формированию реестра церковного имущества. На первом этапе проводится инвентаризация всего недвижимого имущества, которым располагают епархии, приходы, церковные учреждения на территории России. На основании полученных сведений будет составлен реестр земель, лесного и водного фондов, зданий и сооружений, используемых РПЦ, а также определены имущественная принадлежность и правовой статус объектов. В 2010 г. был принят ряд решений, касающихся финансирования церковных объектов федерального значения за счет государственного бюджета Российской Федерации. Начала использоваться новая система формирования перечня объектов, реставрируемых за счет федерального бюджета. В частности, с 2011 г. в целях эффективного использования средств федерального бюджета в условиях сокращения финансирования программы «Культура России (2006-2011 г.)» число объектов, восстанавливаемых по этой программе, ограничено до 1-3 в каждой епархии и ставропигии. За счет сокращения числа объектов удалось увеличить сумму финансирования тех из них, реставрацию которых в полном объеме или в рамках одного законченного этапа возможно завершить в 2011 г. Говоря о проблемах духовного образования и богословской науки, Патриарх Кирилл отметил, что в 2010 г. Учебным комитетом была доработана модель духовного образования, предполагающая переход с двухуровневой на трехуровневую систему образования: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выступил на конференции о проблемах зла 7 июня 2005 г. 12:28 Доклад «Проблема зла в православном богословии» представил Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви (РПЦ) митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) на конференции в Институте философии Российской академии наук (ИФ РАН). Международная богословско-философская конференция «Проблема зла», организованная Международным обществом христианских философов, ИФ РАН и Синодальной богословской комиссией РПЦ, открылась 6 июня. В работе форума принимают участие специалисты-философы и богословы из России, США и разных стран Европы. В начале своего доклада митрополит Филарет отметил парадоксальность христианского подхода к проблеме зла: с одной стороны, чтобы понять, что такое зло, мы должны хотя бы умственно ему приобщиться; с другой — Св. Писание велит «отвращаться зла» (Рим. 12, 9). Для христиан проблема зла является не чисто теоретической, а духовной: ее разрешение «обязательно связано и с самоиспытанием», ведь в конечном счете, «проблема в том, как противостоять злу или, по крайней мере, ему не поддаваться». Обратившись к древней церковной традиции, согласно которой «зло не есть», докладчик сделал вывод, что зло онтологически не существует, но является действием и состоянием того, кто производит зло. Таким образом, источник зла — не в устроении объективного мира, а в воле. Отсюда и главный вывод: источником зла в мире является не Бог, сотворивший мир, но Его свободные создания. Но эти создания, будучи в состоянии греха, не знают, что такое абсолютное добро, поэтому в их (нашем) опыте «добро» и «зло» соотносительны, а порой — взаимозаменяемы. Большое место в докладе было уделено проблеме теодицеи («оправдания Бога») и антроподицеи («оправдания человека»), и в этом ключе подробно разобран вопрос о свободе и ответственности личностного выбора. Еще один ракурс рассмотрения проблемы зла — это связь зла и смерти как последнего проявления зла в мире. Христиане верят, что смерть побеждается через Крест Богочеловека — Христа, и это, по словам митрополита Филарета, «самая убедительная теодицея». «Благовест-инфо» Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/21835.html

7 мая 1974 г. вручен диплом почетного члена Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 29 сентября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший Экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы Экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией. В 1980 году 23 декабря назначен членом Комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1981 году 14 апреля назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода; 22 июля назначен заместителем председателя Комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси; 1 февраля 1984 г. освобожден от должности Экзарха Зап. Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. Определением Священного Синода от 14 ноября 1989 г. освобожден согласно поданному им прошению от обязанностей Председателя Отдела внешних церковных сношений с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе. 13 сентября 1989 г. назначен Экзархом Белорусским с титулом митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх Белорусский. Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии — Определением Архиерейского Собора РПЦ 30-31 января 1990 г. Является председателем Синодальной богословской комиссии. В 1990-1995 гг. депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.   По материалам РИА Новости , Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/tri-pretendenta-na-pat...

поиск:   разделы   рассылка Епископ Венский и Австрийский Илларион призывает православных и католиков к стратегическому партнерству Речь идет прежде всего о совместном развитии миссии и экуменического диалога. К стратегическому партнерству в очередной раз призвал католиков представитель Русской православной церкви (РПЦ) при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Илларион. Об этом сообщает сегодня портал Procatholic.ru со ссылкой на австрийское информационное агентство " Kathpress " . " Уже пришло время, чтобы в экуменическом диалоге обращать внимание не на то, что нас разделяет, а на то, что объединяет " , – заявил православный архиерей. Он добавил, что не следует игнорировать существующих богословских разногласий, но надо изменить взгляд на практические аспекты экуменизма. " Мы не должны ожидать решения богословских проблем, но уже сейчас создавать практические союзы " , – подчеркнул епископ Иларион. В качестве первого шага он предложил развитие понимания миссии и совместные действия в этом направлении. По мнению представителя РПЦ при европейских международных организациях, понятие " экуменизма " упрощается, когда сводится только к богословским вопросам и не подразумевает необходимости совместной деятельности. Епископ Иларион призвал также " искать новые пути " в рамках Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Католической Церквами. Касаясь природы антиэкуменических настроений, православный архиерей в качестве одной из причин назвал слабое знание других Церквей. Епископ Иларион добавил, что в Европе антиэкуменические настроения встречаются реже, поскольку здесь экуменизм укоренен в социальной жизни – в смешанных семьях и совместных акциях разных Церквей. По материалам:  Мир религий Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_57547.html

В Москве прошла презентация Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа 7 сентября 2005 г. 10:31 Первое издание Концепции участия Русской Православной Церкви (РПЦ) в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, состоялось во вторник в столичном Доме ученых. Документ представляли члены рабочей группы — заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин и секретарь Синодальной Богословской комиссии священник Владимир Шмалий. Над представленным документом трудилась рабочая группа, состоящая из священнослужителей, преподавателей духовных школ, специалистов по этике и биоэтике, представителей Минздрава, иных ведомств и общественных организаций. В октябре 2004 года документ был в целом одобрен Священным Синодом РПЦ. Протоиерей Всеволод Чаплин представил основные разделы концепции. В первой ее части дается духовно-нравственная оценка эпидемии ВИЧ/СПИДа. Подчеркивается, что социальные и медицинские факторы влияют на распространение болезни «опосредованно и вторично». Подлинная первопричина стремительного разрастания эпидемии, по убеждению церковных экспертов, — в «умножении греха и беззакония, утрате фундаментальных духовных ценностей». О.Всеволод обратил внимание на то, что в тексте концепции подробно разработаны богословские и этические аспекты болезни. Он подчеркнул взаимосвязь болезни и греха. «Общество не должно прятаться от осознания связи между грехом и болезнью», — отметил он. Но вместе с тем, согласно православному Преданию, эта связь отнюдь не однозначна, что очевидно в современных условиях, когда все больше зараженных СПИДом людей, не имеющих никакого отношения к среде, которая считается рассадником вируса: наркомания, беспорядочные половые связи и т.д. Поэтому страдающие от различных заболеваний люди, в том числе зараженные СПИДом, требуют особого попечения Церкви. Большой раздел документа посвящен задачам по организации церковной работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, и их близкими. По словам о.Всеволода, эти задачи исходят из «древнего святоотеческого принципа: «Ненавидь грех, но люби грешника». Здесь подробно и очень конкретно разработаны роль священника, особенности церковной проповеди, пастырское попечение о зараженных вирусом СПИДа в церкви и вне прихода. Разъясняется, что нет препятствий для совершения Таинств над ВИЧ-инфицированными.

http://patriarchia.ru/db/text/38967.html

В вопросе об участии в ВСЦ на руководство правосл. Церквей пытались оказать давление консервативно настроенные слои паствы, обвинения в предательстве Православия и в богословском синкретизме перемежались с утверждениями, что ВСЦ является некоей «сверх-Церковью», членство в к-рой означает отказ от признания спасительности Православия. В Грузии радикально настроенные верующие и представители националистических партий изолировали Патриарха Илию II в его резиденции. Налицо был раскол Церкви, и Патриарх Илия, «дабы избежать противостояния в Церкви, которое переросло бы в противостояние в обществе и привело бы к дестабилизации в государстве и, возможно, кровопролитию», 20 мая 1997 г. принял решение о выходе Грузинской Церкви из ВСЦ. В России главным объектом нападок стал К., от него требовали прекратить контакты с ВСЦ. Однако К. и священноначалие РПЦ избрали более трудный путь - попытаться изменить систему отношений внутри ВСЦ и удержать возможность свидетельствования о Православии перед лицом инославных христиан. Важно также было сохранить ВСЦ как площадку объединения позиций христиан по актуальным проблемам современности. 29 мая - 2 июня 1998 г. в Салониках по инициативе К. состоялась Всеправосл. конференция. На ней было принято коммюнике (текст готовился при участии К. и в значительной степени отражал его понимание ситуации), где содержалось требование радикальной перестройки ВСЦ для усиления в нем авторитета правосл. участников. С этой целью было предложено создать Смешанную богословскую комиссию из представителей правосл. Церквей и лиц, назначенных ВСЦ. Решение о создании Специальной комиссии по православному участию в ВСЦ было принято на 8-й генеральной ассамблее ВСЦ, состоявшейся в Хараре 3-14 дек. 1998 г. В рамках этой комиссии впервые в истории ВСЦ правосл. участники оказались в равном положении с неправославными, стали полноценными партнерами в диалоге. По окончании работы комиссии были приняты конкретные предложения по переустройству ВСЦ, представленные ЦК ВСЦ в авг. 2002 г. Прежде всего было предложено отказаться от голосования и перейти к работе по принципу консенсуса. Для правосл. членов Совета это давало новые возможности, потому что модель консенсуса защищала их от «забаллотирования» протестант. большинством при голосовании по важным вопросам. Было решено учредить постоянный комитет по православному участию в ВСЦ. Появилась возможность разделить участников ВСЦ на Церкви-члены, принадлежащие к сообществу ВСЦ, и Церкви, ассоциированные с ВСЦ. 2 сент. 2002 г. в штаб-квартире ВСЦ в Женеве состоялось заседание ЦК ВСЦ, на к-ром были приняты и одобрены результаты работы комиссии по правосл. участию в ВСЦ.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

4. Три документа, принятых ранее Архиерейскими Соборами РПЦ, прилагаемые в качестве составной части нового катихизиса, не могут в него входить. Во-первых, потому что никогда в истории Православной Церкви в состав катихизисов не входили какие-либо другие документы, принятые ранее Архиерейскими либо какими-либо другими церковными соборами. Во-вторых, потому, что данные документы были приняты без широкого обсуждения и учета замечаний всей Полноты Церкви. В частности, документ об отношении Русской Православной Церкви с инославными конфессиями содержит ряд положений, по сути оправдывающих экуменизм, не принятых Полнотой Церкви и вызывающих большое смущение среди ее чад. Также есть серьезные замечания к Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, в частности по вопросу церковного брака. 5. Участники конференции обратились к предстоящему в ноябре Архиерейскому Собору РПЦ с просьбой об официальном восстановлении 11-го члена в чине Анафемы в Неделю Православия, в котором речь идет о врагах православной монархии, Царской власти. Было указало, что создатели и распространители клеветнического и кощунственного фильма «Матильда» подпадают под этот анафематизм. По итогам работы конференции был принят также обширный документ, содержащий конкретные поправки к проекту нового Катихизиса, который решено предоставить в распоряжение Богословской синодальной комиссии. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/politnews/2017/oktyab...

Итоговый документ был принят на 4-м заседании в 1986 г. в Бари, его продолжение состоялось также в Бари в 1987 г. при участии тех членов комиссии, к-рые не смогли присутствовать на предыдущем обсуждении (представитель РПЦ не участвовал в заседаниях). Смешанная комиссия опубликовала документ «Вера, таинства и единство Церкви». Результатом 5-го заседания комиссии, проходившего в 1988 г. в Нововалаамском мон-ре (Финляндия) по теме «Таинство священства в таинственной структуре Церкви, в частности важность апостольского преемства для освящения и единства народа Божия», стало принятие документа с тем же названием. На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. отношения между правосл. и католич. Церквами осложнились из-за агрессивной деятельности греко-католич. церкви на Украине. В февр. 1990 г. в Москве Координационный комитет начал работу над документом «Экклезиологические и канонические следствия священнотаинственной природы Церкви», подготовленным Смешанной комиссией. По настоянию правосл. стороны обсуждение этой темы было прекращено из-за актуальности проблемы униатства. В результате по инициативе РПЦ, поддержанной всеми Поместными Православными Церквами, православно-католич. диалог был приостановлен. В принятом постановлении говорилось, что его возобновление возможно только после совместного изучения проблемы унии и успешного ее решения. В июне 1990 г. во Фрайзинге (ФРГ) участники 6-го заседания Смешанной комиссии выступили с заявлением, в к-ром говорилось, что «уния как метод там, где она применялась, не служила целям сближения Церквей. Напротив, она вызвала новые разделения. Создавшееся, т. о., положение явилось поводом для столкновений и несчастий, которые запечатлелись в исторической памяти обеих Церквей. Кроме того, и экклезиологические мотивы побуждают искать иных путей». В июне 1991 г. в Аричче (близ Рима) Координационным комитетом был выработан 1-й вариант совместного документа «Униатство как метод единения в прошлом и нынешний поиск полного общения», к-рый стал основой т. н.

http://pravenc.ru/text/171923.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010