Итак, естественным откровением именуется то, которое преподается Владыкой и воспринимается человеком естественным образом, через исследование мира, хода истории и личного внутреннего опыта . В отличие от сверхъестественного откровения, преподаваемого через отдельные лица (собрания), но предназначающегося, как правило, многим, естественное откровение является общим достоянием не только потому, что его содержание адресовано всем, но и в связи с тем, что его восприятию причастен каждый живущий. Ведь оно созерцается всюду:«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим. 1:20 ); «Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» ( Пс. 96:6 ). В этой связи естественное откровение нередко именуется «общим». Материалисты, прикрываясь маской научности, веруют в собственного, созданного их философским воображением идола, – самосущую материальную субстанцию. За отсутствием здравой веры, эти люди ищут причину бытия мира внутри самого мира: в движущейся и вечно развивающейся материи, отвергая Истинное Начало начал. «Материя, – утверждают они, – есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе» с. 275]. Как результат, они отрицают естественное откровение, объясняя этот феномен самообманом религиозно ангажированных людей, интерпретируя его как субъективную проекцию на мир ложных знаний, предварительно почерпнутых из сакральных источников. Между тем, имея основание в Божественных словах, мысль о действительности естественного откровения не вызывает в христианском сознании даже тени сомнения. «Разные роды животных произвел Бог словом Своим для нашей пользы, – учит преподобный Антоний Великий , – одних для употребления в пищу, других для служения. А человека создал Бог , чтобы он был зрителем и благодарным истолкователем Его дел. Об этом и надо стараться людям, чтобы иначе не умереть им, не узревши и не уразумевши Бога и дел Его, подобно животным бессловесным » с. 97]. Быть внимательными к общему откровению учит нас Книга Иова: «...Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» ( Иов. 12:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

К. А. Эванс (С. A. Evans) обратил внимание на то, что имеется несомненная связь между текстами рассматриваемой рукописи «Молитва Еноха» и 88– го псалма. В псалме говорится о помазании елеем на царство Давида, однако это повествование служит лишь отправной точкой для псалмопевца, ибо он смотрит в будущее и предсказывает, что будет иное помазание, причём таинственный Помазанник, для которого Давид служит прообразом , назовёт Бога Отцом и будет Ему Первенцем ( Пс. 88:21–30 ): 21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его. Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его. И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его. И положу на море руку его, и на реки – десницу его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой ( ) и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем ( ), превыше царей земли, вовек ( ) сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его ( ), и престол его – как дни неба». Некоторые параллели с «Молитвой Еноха» во псалме 88:21–30 налицо, можно отметить следующее. 1) Во псалме 88 в стихе 21 царь Давид является прообразом для той Личности, которая назовёт Бога Своим Отцом. Из пророчеств Нафана и псалмов 2 и 109 известно, что такой личностью будет Мессия – потомок Давида по человеческой природе и одновременно Сын Божий по Божеству. В отношении к Мессии-Христу понимали стих 21 многие христианские авторы, например, святители Григорий Богослов и Кирилл Александрийский , Исихий, Дидим слепец и Евсевий Кесарийский 351 . Как в псалме 88-ом (стих 30), так и в пророчестве Нафана Мессия назван «семенем» ( «зера») Давида и «Сыном» ( , «бен») Божиим, царство Которого будет «утверждено на веки» ( , «ад-олам», 2Цар. 7:13 ). Именно эти термины используются в «Молитве Еноха»: речь идёт о «семени» ( ), которое будет иметь «вечные владения» ( ). И хотя текст продолжения утрачен, практически очевидно (ввиду явных параллелей с 88-м псалмом), что речь идёт о семени давидовом .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Каждый христианин должен принять участие в устроении таких приютов. Подавая нищим на улице, надо также разбираться, чтобы не питать тунеядцев ( 2Фес. 3:10 ) и не отказать действительно нуждающимся. Свойства истинной благотворительности следующие. Во-первых, доброхотность: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор. 9:7 ). Во-вторых – бескорыстие. Не ожидать благодарности, славы, награды. Потому лучше ее совершать тайно. Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне ( Матф. 6:3,4 ). Поэтому балы, концерты и т.п. с благотворительной целью далеки от ее истинно христианских форм. В-третьих – самоотверженность. Должно благотворить не только от избытка, но и при скудости (по примеру бедной вдовы), лишая себя кое-чего ради ближнего. В-четвертых – ласковость к получающим милостыню, без укоров, как и Бог, по словам ап. Иакова, «подает всем просто и без упреков» (1:5), и не унижая получающих благодеяние. Мы не должны давать им почувствовать, что мы, благотворители их, даем им от своего великодушия. Наконец – нелицеприятие. Благотворить всем без исключения нуждающимся – христианам и нехристианам, родным и чужим по народности, добрым и злым, друзьям и врагам. Благотворите ненавидящим вас... да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо он повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Матф. 5:44–45 ). Милосердие выражается также в долготерпении и прощении обид, которыми мир обусловлен. Мы окружены греховными людьми, которые готовы нам досаждать и вредить. Мы должны терпеть и быть кроткими. В терпении вашем спасайте души ваши, говорит Сам Господь ( Лук. 21:19 ). И ап. Павел сказал: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение ( Кол. 3:12 ). Да не зайдет солнце во гневе вашем ( 1Кор. 13:4 ). Известно также ублажение Господом кротких ( Матф. 5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Как только миссионер отойдет от Бога, его сразу поразит враг. Он рядом, он видит в миссионере главного своего противника, миссионер – это, можно сказать, спецназовец Пресвятой Троицы. Один писатель заметил: если хочешь увидеть чудеса, нужно быть мучеником или миссионером, потому что к ним, действительно, близка рука Божия. Она действует именно тогда, когда человек находится на передовой, когда он идет в атаку против сил тьмы. Поэтому миссионерство есть путь к святости, к которому мы все призваны. Если ты будешь миссионером, ты будешь одновременно и помогать несчастным. Как говорил преподобный Макарий Алтайский , «я местным народам самый низший слуга». А преподобный Герман Аляскинский говорил: «Я всем этим народам нянька». Начнешь проповедовать, а будешь вынужден помогать человеку. Кстати, и сердце будет смягчаться: сердце от миссии смягчается больше, чем даже от дел благотворительности, так как миссионер вынужден вступать в личный контакт с людьми. Разве можно основательно помочь другому человеку внешне, не соприкасаясь с его душой? Лекция третья. Естественное Откровение Понятие о естественном Откровении. Доказательства бытия Божия. Происхождение науки. Виды науки. Типология точных наук и их ограниченность. Типология гуманитарных наук и их ограниченность. Возможна ли научная картина мира? Взаимоотношения науки и религии. Причины неверия. Опровержение мифа об исключительности учености. Как христианин должен относиться к сфере науки и к сфере магии? Откуда и что мы узнаем о Боге? Если мы начинаем проповедовать, опираясь только на Библию, то сталкиваемся с такими заявлениями: откуда вы знаете, что все это правда? С чего вы взяли, что тот или иной догмат является истиной, мало ли что Библия говорит? Откуда вы знаете, что Библия – это Слово Божие и что Бога вообще можно познать? Чтобы грамотно ответить на эти и другие вопросы, обратимся прежде всего к естественному Откровению. Понятие о естественном Откровении. В катехизисе говорится о естественном и сверхъестественном Откровении. Это значит, что мы можем узнавать о Боге через наблюдение видимой природы, но кое-что мы знаем потому, что Бог это Сам о Себе открыл. В качестве ключевого текста о познании Бога через опыт можно привести следующие слова: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» ( Прем. 13, 1–5 ). Эти строки говорят нам о том, что в этом мире существует естественное откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Кроме того, когда кто-то обидел нас или лишил чего-либо – это не столь большая беда: ведь все временно в этой жизни. Гораздо хуже носить в своем сердце  яд злобы , потому что злоба делает нас унылыми, мрачными, раздражительными, недружелюбными, неспособными радоваться ни благам жизни, ни общению с Богом. Допустим, что действительно человек сделал нам зло. Но зачем отравлять свою жизнь и губить свою душу? Потому ради собственного внутреннего здравия необходимо поскорее выбросить из себя все злобные чувства, как говорит Писание: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим. 12:21 ). «Жизнь сердца, – объясняет праведный  Иоанн Кронштадтский  – это любовь, а его смерть – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла в наше сердце: это цель нашего существования». Иногда люди боятся прощать своих обидчиков, чтобы те не посчитали их за дурачков и не стали еще больше издеваться над ними. Надо стать выше этих мелких страхов, внушаемых дьяволом . Любовь приближает нас к Богу и уподобляет Ему. Она несет в себе Его всепобеждающую силу. «Любовь до такого совершенства достигает в нас, – пишет апостол любви [Иоанн Богослов] – что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он [Христос]. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Ин. 4:18 ). Так или иначе, любовь к врагам – явным или мнимым – всегда требует большого внутреннего усилия. Именно поэтому она обильно вознаграждается Богом. «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов», – наставляет ап. Петр ( 1Пет. 4:8 ). Святые отцы советуют: «Если хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву, помолись прежде всего за врага твоего». В нормальных условиях оба вида любви (к Богу и к ближним) укрепляют друг друга. Однако иногда может возникнуть  острый конфликт , когда мы должны выбрать между верностью Богу, и желанием сделать что-то приятное любимому нами человеку. В таком случае надо предпочесть верность Богу, потому что «Кто любит отца своего … больше чем Меня, тот недостоин Меня» – сказал Господь ( Мф. 10:37 ). Даже в том случае, когда человек дороже нам всего на свете, так что мы готовы бы жизнь отдать за него, но он толкает нас на грех или на измену Евангелию – нельзя уступать ему. Лучше потерять его расположение, чем изменить Богу. Такой жертвы требует от нас Господь, Который сказал: «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Курс лекций Книга – лауреат конкурса «Просвещение через книгу – 2014» Издательского совета Русской Православной Церкви в номинации «Лучшее учебное пособие» (диплом III степени) Предисловие Все христиане верят, что Бог открывает людям знание о Своём существовании и о Своей воле. Знание о том, что есть Бог , человек может получить через размышление или созерцание сотворённого мира: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землёю, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всём этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» ( Иов.12:8 ). Любой мыслящий человек согласится со словами пророка псалмопевца Давида: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2). Мироздание своей красотой, порядком и разумным устроением свидетельствует о благости, заботе и мудрости Творца. Такое Откровение о бытии Божием в христианском богословии называется Естественным. Однако Естественное Откровение ограничено. Оно может сказать только о факте существования Бога, но не сможет рассказать человеку о том, каков Он, какова Его воля и какова цель человеческой жизни: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» ( Иов.11:7 ). Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно особое Откровение. И Бог Сам открывает знание о Себе в Сверхъестественное Откровение. О Сверхъестественное Откровении сказано в Послании к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» ( Евр.1:1–2 ). Из данного отрывка можно сделать несколько выводов. Во-первых, Бог открывался людям много раз («многократно»); во-вторых, Он делал это различными способами («многообразно»), в-третьих, Господь говорил людям через избранных людей («в пророках»); и, в-четвёртых, Сверхъестественное Откровение состоит из нескольких частей («издревле ‹...› в последние времена»). Первая часть этого Откровения была обращена к ветхозаветной Церкви («отцам»), вторая – к новозаветной («нам»). Однако обе эти части являются Божественным Откровением, и они обе важны для христиан. Можно сделать ещё один вывод – так как Божественное откровение можно прочитать, то оно записывалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТКРОВЕНИЕ [Греч. ποκλυψις; лат. revelatio], в общем смысле все то, что Бог прямо или опосредованно (через ангелов, святых, видения, знамения, чудеса) открывает людям для спасения. О.- это не просто знание, но опыт общения с Богом. Если он невыразим, то остается сугубо личным для человека и, как правило, не распространяется; если выразим и является общезначимым, то фиксируется в виде текстов, образов, традиций духовной жизни, становится достоянием Священного Предания . Примерами записанного общезначимого О. служат Библия , Коран , Танах . В связи с этим слово «откровение» употребляется как именование Свящ. Писания. (Об О. как жанре религ. лит-ры см. в статьях , Иоанна Богослова Откровение .) В Ветхом Завете Бог не раз открывается человеку, сообщает ему нечто новое о Себе или о мире, дает ему законы и правила, к-рым необходимо следовать. Для выражения таких О. в древнеевр. тексте ВЗ используются: 1) глагол   в породе nifal (открываться, являться): «И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я (      ) дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?» (1 Цар 2. 27); 2) глагол   в породе nifal (являться): «И продолжал Господь являться (  ) в Силоме после того, как открыл (  ) Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне» (1 Цар 3. 21); 3) глагол   в породе nifal (открыться, сделать себя известным): «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется (  ) рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается» (Ис 66. 14); 4) существительное   (свидетельство, законы): «И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение (  ), которое Я дам тебе» (Исх 25. 21);   (μαρτριον, testimonium) прежде всего относится к заповедям и закону, к-рые Бог даровал прор. Моисею на горе Синай (Втор 6. 17; ср.: Числ 7. 89; 17. 4; 4 Цар 17. 15; 23. 3; 1 Пар 29. 19; Пс 18. 8; 24. 10; 92. 5; 118. 2 и др.).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

Между тем все свои увещания, весь повторенный закон и окончательные распоряжения Моисей написал в книгу, и отдал ее священникам для хранения при ковчеге завета, вменивши их в обязанность, вместе со старейшинами Израилевыми, прочитывать ее всенародно в каждый седьмой год, на который будут прекращаемы все полевые работы, в тот осенний праздник, в который будут жить Израильтяне в кущах перед лицем святилища, на память сорокалетнего пребывания в пустыне под шатрами. Втор. 31, 14– 2, 44,48, 4 , 33 и 34, 1–8. Иуд.9 После этого Бог призывает Моисея, вместе с Иисусом Навином, к дверям скинии: и тут, из столпа облачного, открывает им, что народ Израильский, несмотря на все благодеяния, будет неверен Ему, станет служить богам иным и понесет тяжкие наказания, которые, впрочем, сопровождаемы будут милостью к погибающим и отмщением врагам их; все это повелевает написать в особенной обличительной песни, и научить ей сынов Израилевых, чтобы она служила им предостережением, а в случае их неблагодарности, свидетельством против их. Песнь начинается воззванием к небесам и к земле: «Внемлите, небеса! Я буду говорить; и слушай, земля! что вещают уста Мои... Израиль», говорит он далее, «есть наследственный удел Иеговы. Он нашел этот народ в пустыие, в местах диких, оглашаемых воем зверей; Он водил его, берег его, хранил его, как зеницу ока. Как орел вызывает гнездо свое, носятся над птенцами своими, распростирает крылья свои, поднимает их и носит на перьях своих; так Иегова один вел его, и не было с ним чужого бога.... И утучнел Израиль... и оставил Бога, Творца своего... Соберу на них бедствия и рассыплю на них все стрелы Мои.... Я готов бы был рассеять их и изгладить между людьми воспоминание о них, если бы не опасался, что враги их скажут: рука наша высока; все это сделали мы, а не Господь….. Видите, видите, что это Я, и нет бога, кроме Меня: Я умерщвлю и оживотворю, поражу и исцелю; и некому избавить от руки Моей». Моисей передал эту песнь народу; и в тот же день получил повеление взойти на возвышенность Аварим, на гору Навав (Нево). Благословивши сынов Израилевых по племенам, он поднялся с равнин Моавитских на гору Навав и взошел на вершину Фасги. Там Господь дал ему увидеть всю землю, которую Он назначил во владение Своему избранному народу. Посмотревши на нее, Моисей умер ста двадцати лет. Тело его погребено было в Моавитской земле в долине против Веф-фегора. Место могилы его осталось неизвестным. Покушения дьявола указать ее Израильтянам, чтобы ввести их в грех идолослужения пред останками Пророка, остановлены были архангелом Михаилом. Народ Израильский оплакивал своего законодателя 30 дней. II. Подвиги Иисуса Навина

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Между тем Давид сам почувствовал, что побуждением к этому народосчислению было одно тщеславие, и сказал: «я тяжко согрешил, сделавши это дело! Господи! прости беззаконие раба Твоего; я поступил слишком безрассудно». На другой же день после этой исповеди перед Богом приходит к Давиду пророк Гад, и от имени Божия обявляет ему: «вот что говорит Господь: Я хочу навести на тебя которое-нибудь из трех наказаний. Итак, выбери себе: или три года голода в земле твоей, или три месяца опустошительной войны и бегства от неприятелей, или три дня моровой язвы во всех пределах Израилевых. Итак, скажи теперь, что мне отвечать Пославшему меня?» Давид сказал: «все это для меня очень тяжко. Но пусть уже лучше я впаду в руки Господа; потому что Он многомилостив: только бы мне не впасть в руки человеческия». Это значило, что он избрал моровую язву. Началась смертность по всей земле Израильской; и в три дня умерло 70,000 человек. В третий день Давид, который носил печальные одежды, явно увидел знамение гнева Божия. Между небом и землею, над горою Мориа, стоял Ангел Господень; обнаженный меч в руках его был обращен на Иерусалим. Давид пал на лице свое и сказал Господу: «это я велел сделать исчисление народа; это я согрешил, я (пастырь) сделал великое зло, а эти овцы, чем они виноваты? Господи, Боже мой: пусть отяготеет рука Твоя надо мною и над домом отца моего, а не над этим народом, чтобы погубить его!» Тогда Господь сказал Ангелу, поражавшему народ: «теперь довольно! удержи руку свою». Ангел стоял над тем местом горы, где было гумно Орны Иевусеянина. Прекративши поражение, он послал к Давиду пророка Гада возвестить ему волю Божию. Гад пришел к царю и сказал: «поди и сооруди на гумне Орны Иевусеянина жертвенник Господу». Орна молотил перед этим хлеб; но, увидавши над головою своею карающего Ангела, он скрылся с четырьмя сыновьями своими. Впрочем, когда заметил, что к его гумну приближается царь, он вышел к нему навстречу и поклонился до земли. Давид сказал ему: «продай мне свое гумно; я устрою на нем жертвенник Господу: тогда моровая язва прекратится». Орна предлагал царю и гумно, и хлеб, который был на нем, и волов во всесожжение, безо всякого возмездия, но царь сказал, что он не хочет приносить Богу такой жертвы, которая бы ему самому ничего не стоила. И он заплатил за гумно и за волов со всеми земледельческими орудиями 50 сиклей серебря 88 ; а потом и всю гору Мориа приобрел за 600 сиклей золота 89 . На гумне устроил Давид жертвенник, и вознес на него жертвы. Когда он стал молиться, Господь ниспослал на жертвы его огонь с неба: и язва прекратилась по всей земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

На помощь иконописцам пришла античная традиция жестов. Простертая рука означала прямую речь оратора: именно эту длань Бога Отца мы часто и видим на иконах. С тех пор простертая из облака длань стала символизировать незримое присутствие Господа. Это не есть икона в узком смысле, это символическое изображение, которое применимо для ограниченного круга сюжетов. Однако приземленное человеческое сознание ищет более конкретного воплощения духовного мира. И здесь на первый план вышло древнее символическое изображение Господа в виде старца, так называемый Ветхий днями. Иконография основана на двух библейских видениях. Пророк Даниил описывает явление Бога в виде старца – воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и  волосы главы Его – как чистая волна (Дан. 7:9). О  схожем образе пишет Иоанн Богослов в своей книге Откровения: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, … глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег… (Откр. 1:12–14) Нужно иметь в виду, что это символическое изображение у христианских экзегетов обычно толковалось именно как видение Христа. Но несколько туманные слова пророка Даниила: вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему (Дан. 7:13). Это шествие Сына Человеческого до Ветхого днями трактуется обычно как духовный путь Спасителя: «восшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца». Но некоторые понимают эти слова буквально и в образе Ветхого днями видят Бога Отца. Именно такая трактовка возобладала в западной Церкви, а оттуда проникла со временем и в позднюю православную иконографию. Атеизм, который в  качестве идеологии возник именно на Западе, принял из местной традиции образ старца как символ Бога Отца и стал использовать в различных карикатурных изображениях. Доморощенные безбожники тоже ничего нового не придумали. Нам же стоит помнить, что иконой Бога в полном смысле этого слова может быть лишь изображение воплотившегося Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/boroda-v-tumane-pohozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010