Древнее предание говорит о том, что евреи в эпоху после вавилонского плена не произносили имя Яхве – Сущий из благоговейного трепета перед этим именем. Только первосвященник один раз в год, когда входил для каждения во Святое святых, мог там внутри произнести это имя. Если же простой человек или даже священник в храме хотел сказать что-либо о Боге, он заменял имя Сущий другими именами или говорил «небо». Была и такая традиция: когда требовалось сказать «Бог», человек замолкал и прикладывал руку к сердцу или показывал рукой на небо, и все понимали, что речь идет о Боге, но само священное Имя не произносилось. На письме евреи обозначали Бога священной тетраграммой (YHWH). Древние евреи прекрасно сознавали, что на человеческом языке нет такого имени, слова или термина, которым можно было бы поведать о сущности Бога. «Божество неименуемо, – говорит святитель Григорий Богослов . – Не один разум показывает это, но и... мудрейшие и древнейшие из евреев. Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтобы одними и теми же буквами были записаны и имя Божие, и имена тварей... могли ли когда-нибудь решиться рассеянным голосом произнести Имя естества неразрушаемого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум совершенно не вмещал, ни голос не обнимал Божьей сущности». 17 Воздерживаясь от произнесения имени Бога, евреи показывали, что к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание... Божественные имена В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века «О Божественных именах», приписываемый Дионисию Ареопагиту , является первым христианским систематическим изложением этой темы, хотя до того она развивалась и другими писателями, в частности святителем Григорием Богословом . Некоторые имена, усвоенные Богу, подчеркивают Его превосходство над видимым миром, Его власть, господство, царское достоинство. Имя Господь (греч. Kyrios) обозначает верховное господство Бога не только над избранным народом, но и над всей Вселенной. Сюда же относятся имена Господь Саваоф, то есть Господь воинств (небесных), Господь сил, Господь веков, Владыка, Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле – Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей укрепить все» ( 1Пар. 29:11–12 ). Имя Вседержитель (греч. Pantokrator) означает, что Бог все держит в Своей руке, поддерживает Вселенную и порядок в ней: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» ( Ис. 48:13 ); Бог «держит все словом силы Своей» ( Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Душа при этом повреждается. Почему ниневитяне «не могли отличить правой руки от левой»? иеромонах Иов (Гумеров) В Священном Писании различие между правой и левой сторонами имеет символическое значение. Во время Суда Сын Человеческий поставит праведников по правую сторону, а грешников – по левую ( Мф.25:31–46 ). Правая рука (десница) знаменует в Библии правоту деяний и силу. Неспособность жителей Ниневии отличить правую руку от левой руки ( Ион. 4:11 ) указывает на их нравственную непросвещенность, так как они были язычниками и не получили Божественного откровения в отличие от представителей избранного народа. Меня весьма смущает утверждение «… да убоится жена мужа своего». Что это значит? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Словом убоится переводчик Послания св. ап. Павла к Ефесянам на славянский язык передал греч. phobitai, которое имеет несколько смыслов, в том числе – чтить, уважать, заботиться. Слав. глагол «боятися» также содержит эти значения. Апостол, несомненно, имел ввиду этот смысл. В этом легко убедиться, если прочитать стих полностью: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(5.33) Мужу заповедано любить жену как самого себя. Такая любовь исключает отношения господства и страха. Мы еще больше утвердимся в таком понимании, если внимательно прочтем всю пятую главу и последние стихи предшествующей: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (4.30–32). С 23 стиха 5 гл. апостол говорит о том, что христианский брак строится в образ отношений между Христом и Церковью: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5.25). Грех ли смотреть телевизор? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По слову св. апостола Иоанна Богослова: «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Еще некоторые говорили, что так как Бог от века есть Господь и Владыка, то от вечности надлежало существовать и миру, над которым Он владычествует; или умствовали, что если Бог от века обладает всемогуществом, то Ему необхо­димо было от вечности создать и мир. На первое мнение, вы­сказанное первоначально еще Гермогеном, отвечал Тертуллиан , – что названия – Господь и Владыка (Dominus) выражают в Боге не существо Его и не какое-либо внутреннее Его свойство, а только внешнее отношение к миру, потому что Господом и Владыкой Он соделался только во времени, с тех пор, как явился мир. 1065 Необоснованность же второго умствования, принадлежащего Оригену , ясно показал святой Мефодий, заметив, что этим умствованием предполагается, будто Бог не был бы всемогущим, если бы не создал вселенной, и следовательно, будто Он всемогущ и вообще всесовершен не сам по себе, не по своей природе, а в зависимости от вещей, Им сотворенных. 1066 § 57. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения. Исповедуя, что Бог сотворил мир, Православная Церковь приписывает это великое дело не единому какому-либо Лицу Пресвятой Троицы, но всем вместе. Так в самом Символе Веры она называет Бога Отца Творцем, говорит о Сыне: Имже вся быша, и называет Святого Духа животворящим. Еще яснее вы­ражается это в послании восточных патриархов о православ­ной вере: “веруем, что Триипостасный Бог, Отец, Сын и Святой Дух, есть Творец всего видимого и невидимого” (чл. 4) 1067 В Священном Писании находим ясные основания для такого учения. Ибо, кроме многих мест, где творение усвояется Богу вообще ( Быт. 1:1 ; Ис. 45:7 ; Иер. 10:12 ; Псал. 113:23; 133:3 ; Деян. 14:15; 17:24 ; 1Кор. 11:12 ; Евр. 3:4 ), есть и такие, где усвояется оно в частности: а) Богу Отцу. Например: один Бог Отец, из Которого все ( 1Кор. 8:6 ; Евр. 2:10 ). И слова молитвы апостольской: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них, – обращены собственно к первому Лицу Пресвятые Троицы; потому что далее читаем: Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой ( Деян. 4:24–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время. И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи, и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме Божием, и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною» ( Неем. 1:1–8 ). Поэтому мы не только соглашаемся с мнением о. Иоанна и указанных им ученых, что под повелением или указом седмин следует разуметь не другое что, как данное Неемии, в двадцатый год Артаксерксова царствования, повеление о восстановлении города Иерусалима, но даже удивляемся, каким образом вопрос этот мог сделаться чем-то еще искомым. Эти три положения до того ясны, до того определенны, что, нам кажется, мы не в праве изъяснять приведенные слова пророчества как-либо иначе. Итак знай и разумей: от указа Артаксерксова Неемии о восстановлении города Иерусалима до смерти Владыки Христа, по пророчеству, должно было пройти времени шестьдесят девять седмин или 483 года. В пророчестве не ясно только, к которому из двух терминов, к исходному или заключительному, примыкала семидесятая седмина, и почему, кроме одной, выделены, как особый какой-то период, еще семь седмин. Вполне соглашаемся с о. Иоанном, что год издания указа или двадцатый год Артаксерксова царствования соответствует 299-му году от основания Рима; потому что год этот определен с безукоризненною точностью покойным преосвящ. митрополитом Макарием в его «Введении в Православное Богословие». А так как указ был издан в месяце Нисане, соответствующем марту–апрелю: то, значит, от основания Рима до издания указа протекло 298 лет и три или три с половиною месяца. Приложив к этому числу лет 483 года седмин, получим 781 год и три или три с половиною месяца. По сделанному нами вычислению Господь наш Иисус Христос родился 25 декабря 748 года от основания Рима. Прилагая к этому числу лет 33 года и три с половиною месяца земной жизни Господа, получаем 781 год и три с половиною месяца. Точность поражающая! И эта точность произошла от той ясности, с какою определены в пророчестве седмины от издания указа о восстановлении Иерусалима до крестной смерти Христа – Спасителя. В пророчестве, как мы сейчас сказали, не ясно только, куда следует отнести семидесятую седмину, предпослать ли её шестидесяти девяти седминам, или заключить ею седмины. По нашему мнению, её следует предпослать шестидесяти девяти седминам: потому что ровно за семь лет до издания Артаксерксом указа о возобновлении Иерусалима произошло событие, долженствовавшее для остававшихся еще в плену иудеев послужить наиочевиднейшим прообразом избавления ожидаемым Миссией людей от вечной смерти и сокрушения исконных их врагов, злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

И тогда стали думать, что от Воскресения Христова до воцарения антихриста — тысяча лет, и приводили в свидетельство сказанное великим Иоанном Богословом, что зверь, то есть дьявол, будет связан тысячу лет, и изложили пасхалию до этих пор. Но и это мнение было ложным, ведь тысяча лет считается неопределенно. Тогда появились домыслы, что седмочисленный век — это век сей, настоящий, и он будет продолжаться, пока не окончится вся седьмая тысяча; при этом изложили пасхалию до семитысячного года. Итак, все это придумано кем-то самостоятельно: никто из святых апостолов или богоносных отцов наших и учителей и ни на каком из семи вселенских соборов этого не определял и не устанавливал, — суждение это ничем не подкреплено. Не подобает писать о том, что не засвидетельствовано святыми книгами. Скажем еще вот о чем: пасхалию писали на разные сроки, но все исходили из миротворного круга. Потом святые отцы узаконили и установили святцы на весь год; тогда была разведена граница, и написаны в ней святцы, и это назвали “скара”(Среднегреч. skura — решетка (для жаренья). Так называли разграфленные таблицы пасхалий, включающие святцы.). Было придумано множество премудростей и написано множество кругов и рук. Однако начало всему этому — миротворный круг. Если бы пасхалия была сложена святыми отцами на семь тысяч лет, то в семитысячном году миротворный круг окончился бы. Но семитысячный год пришелся на восемьдесят четвертый год нынешнего миротворного круга. И довольно об этом. Слово девятое, против ереси новгородских еретиков, говорящих: “Почему нет второго пришествия Христова, хотя время его уже наступило? Ведь апостолы написали, что Христос родился в последние лета, и уже тысяча пятьсот лет прошло по Рождестве Христовом, а второго пришествия Христова нет, — следовательно, писания апостолов ложны”. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что писания святых апостолов истинны, поскольку внушены Святым Духом. Все Священное Писание, и Ветхий, и Новый Завет, благо, полезно и спасительно, в особенности же писания святых и божественных апостолов. Ведь Господь сказал им: “Вы друзья Мои… ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего”(Ин. 15, 14–15.). Поэтому то, о чем они говорили, учили и писали — истинно, полезно и спасительно для душ наших. А те, кто думают не так, обнаруживают свою злобу и непростительное безумие, новейший вид нечестия, признак гордости и неверия. Если бы они имели веру со смиренномудрием, то согласились бы со сказанным в Священном Писании: “Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта — и кто отвратит ее?”(Ис. 14, 27.) — и не смели бы особенно допытываться о том, что умалчивается, и расспрашивать о сокрытом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

И тотчас же впряг свою колесницу, взял 600 колесниц отборных и всю конницу египетскую, и погнались за Израильтянами. Израильтяне стояли станом у Чермного моря, когда фараон со всем воинством приближался к ним. Увидавши эту страшную силу, они в ужасе стали вопиять к Господу, и с горькими упреками говорили Моисею: «разве не нашлось бы нам могил в Египте, что ты вывел нас умирать в пустыню? Лучше бы нам остаться в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне». Но Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте и смотрите, как Господь спасет вас. Этих Египтян, которых вы теперь видите, уже не увидите вечно. Господь будет сражаться за вас, а вы будьте спокойны». Вопли и ропот стихли. Безмолвствовал и Моисей: но душа его с крепким воплем веры возносила мольбу ко Всемогущему Богу. И Бог сказал ему: «что ты вопиешь ко мне? Скажи сынам Израилевым, чтобы шли. А ты возьми посох свой и рассеки им море: и сыны Израилевы пройдут среди моря по суше. Египтяне пойдут за ними, но Я покажу славу Мою над фараоном и над всею силою его, и узнают Египтяне, что Я – Иегова!» Тогда столп облачный, который шел пред ополчением сынов Израилевых, двинулся и стал позади их, разделивши оба стана, и не допуская сблизиться одних с другими, он Израильтянам освещал путь, а на Египтян наводил мрак. Между тем Моисей простер руку свою на море: и Господь сильным восточным ветром в продолжение целой ночи разогнал море и осушил дно. Сыны Израилевы пошли среди моря сушею; воды же были им стеною и с правой и с левой стороны. Египтяне гнались и вошли за ними в средину моря. Пред утром Бог привел их в смятение: колеса спадали у колесниц их, так что они влекли их с трудом. Они почувствовали, что рука Божия отяготела на них, и хотели бежать. Но Моисей, который уже вывел народ свой на противоположный берег моря, простер руку свою на море, и воды возвратились в свое место. Фараон, колесницы, всадники его – все осталось в глубине моря. Было уже утро: и Израильтяне увидали только трупы Египтян у берега моря. Некому было воротиться и сказать в Египте об этой страшной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтобы одними и теми же буквами были записаны и имя Божие, и имена тварей… могли ли когда-нибудь решиться рассеянным голосом произнести Имя естества неразрушаемого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум совершенно не вмещал, ни голос не обнимал Божьей сущности». [ 22 ] Воздерживаясь от произнесения имени Бога, евреи показывали, что к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание… Божественные имена В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века «О Божественных именах», приписываемый Дионисию Ареопагиту, является первым христианским систематическим изложением этой темы, хотя до того она развивалась и другими писателями, в частности святителем Григорием Богословом. Некоторые имена, усвоенные Богу, подчеркивают Его превосходство над видимым миром, Его власть, господство, царское достоинство. Имя Господь (греч. Kyrios) обозначает верховное господство Бога не только над избранным народом, но и над всей Вселенной. Сюда же относятся имена Господь Саваоф, то есть Господь воинств (небесных), Господь сил, Господь веков, Владыка, Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле — Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей укрепить все» (1 Пар. 29:11-12). Имя Вседержитель (греч. Pantokrator) означает, что Бог все держит в Своей руке, поддерживает Вселенную и порядок в ней: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» (Ис. 48:13); Бог «держит все словом силы Своей» (Евр. 1:3). Имена Святой, Святыня, Святость, Освящение, Благой, Благость показывают, что Бог имеет в Себе всю полноту добра и святости, причем Он изливает это добро на все Свои создания, освящая их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Израильский народ увидел могущественную руку Божию над Египтянами, и стал бояться Господа; и поверил Моисею, Его посланнику. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Богу благодарственную и победную песнь. Она начиналась припевом: «Будем петь Господу, ибо Он торжественно прославился, – коня и всадника ввергнул в море». Слова песни преисполнены благоговейного восторга и носят печать священного величия. «Помощник и покровитель», пел Израильский народ, «соделался моим Спасителем. Он Бог мой, и прославлю Его;– Бога отца моего, и превознесу Его. От гневного дуновения Твоего восхолмились воды; волны стали, как гора; огустела влага в сердце моря. Враг сказал: «погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя; обнажу меч мой, истребит их рука моя». Но ты дунул духом Твоим: покрыло их море; погрузились, как свинец, в сильных водах! Кто, как Ты, Иегова, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, превознесен хвалами, Творец чудес?... Ты ведешь милостью Твоею народ, Тобою избавленный. Народы слышат, трепещут; в смятения жители Палестины... тогда как проходит народ Твой, Господи!... Ты введешь его и насадишь его на горе удела Своего»... Со своей стороны и Мариам, сестра Аарона, собравши жен Израильских, водила с ними хоры; все они ударяли в тимпаны и, под руководством ее, пели: «Будем петь Господу, ибо Он торжественно прославился, – коня и всадника ввергнул в море!» 3. Путешествия до Синая Исх. 16:22–26 После этого Моисей повел Израильтян вдоль восточного берега Чермного моря к югу. Три дня шли они пустынею Сур и не находили воды; наконец, нашли источник, но он был горький. Отчего и это место прозвали Мерра, т. е. горечь. Народ роптал на Моисея и говорил: «что нам пить!» Моисей стал молиться Господу: и Господь показал ему одно дерево. Только что Моисей опустил показанное дерево в источник, вода сделалась сладкою. Это чудо должно было внушить народу, что он всегда найдет готовую помощь от Бога, если с полною верою и без ропота будет идти по пути, Им указанному. В то же время оно прообразовало, что благоговейное размышление и благодарное воспоминание о крестных страданиях Искупителя способно усладить самые величайшие горести человека, шествующего по пустыне земной жизни к небесному отечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Искушения, которыми враги пытаются вовлечь обращенного к прежнему его состоянию, бывают двоякого характера: прельщающего, или обольщающего и угрожающего, или запугивающего. В первом случае христианин заманивается, чтобы удовлетворить какому-либо виду похоти (похоти очес, плоти или гордости житейской) и в этом найти удовольствие и счастье. А во втором случае он увлекается бежать от страданий и скорбей, как несносных. Хотя, конечно, эти два вида искушений переходят друг в друга и соединяются. В лице Господа Спасителя мы видим образец победы над тем и другим видом искушения. В пустыне Он одержал победу над первым видом искушений, а в Гефсиманском саду – над вторым. Первый вид искушений случается с христианином скорее в начале христианской жизни, а второй, преимущественно, в конце. Первый вид искушений имел в виду Господь Спаситель, когда говорил: «Если правый глаз твой соблазняет тебя; вырви его, и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя; отсеки ее, и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Матф. 5:29–30 ). А второй вид искушений Он имел в виду, когда говорил ученикам: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» ( Матф. 26:31 ). Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (41). Ап. Павел, по сказанию в книге Деяний, «утверждая души христиан и увещевая их пребыть в вере», учил их, что многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (14:22). Особый вид запугивающих искушений составляют те, которые порождают в христианине сомнения в истинности божественного откровения и Промысла, или в уверенности в собственном спасении. Первого рода искушение претерпел Иов. И Иоанн Предтеча в часы подобного искушения послал спросить Господа Иисуса: Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого? ( Матф.11:3 ). А второго рода искушение имеет в виду ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Исцеление кровоточивой Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:14 мин. Размер 6.7 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний воскресный день, как и многие другие, посвящает Евангелие теме спасения человека. Из Евангельского чтения мы узнаем сразу о двух лицах, которые были спасены: некая кровоточивая жена была спасена от болезни, двенадцатилетняя дочь начальника синагоги – от смерти. Спасение – это всегда двустороннее действие. Это осознание человеком, плывущим по безбрежному морю, что сам он не доплывет до райской земли. И это – спасательный круг Божий, который может подтянуть человека к земле Обетованной, рука, протянутая Христом, которая дает человеку возможность вкусить от древа жизни. Как богословское понятие, спасение – это проявление любви Бога по отношению к людям через избавление человека от греха и его последствий – смерти и ада. Ключевые слова Евангелия о спасении следующие: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Как видно, спасение требует от человека определенного направления воли. Спасается не всякий, но – кто верует и крестился. При этом и крещение – не просто обряд погружения в воду, но – «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21). И вера – это не только причисление себя к определенной конфессии. Вера – это принятие религиозного мировоззрения как своего, это знание о Боге, упование на помощь свыше, это такой вектор жизни, который направляет свободу воли к самореализации в обществе себя как христианина или христианки. Сам себя человек не может спасти, но «всё возможно Богу» (Мф. 19: 26). Поэтому апостол Павел в своей проповеди делает акцент на вере как средстве спасения: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8). Воскресший Христос – это краеугольный камень нашей веры и нашего спасения, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). Спасение начинается с проповеди о Христе, но при этом душа принимающего проповедь должна быть чиста (см.: Иак. 1: 21), чтобы семя, посеянное на почву сердца человека, проросло и дало плод.

http://pravoslavie.ru/65828.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010