1Ин.1:9 . Аще исповдаем грхи нашя, врен есть и праведен, да оставит нам грхи нашя и очистит нас от bcяkiя неправды. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Итак, должны мы сознавать пред Богом свое недостоинство, и виновность свою пред Ним исповедать. А чтоб обязанность сия не была нами забываема, мы имеем напоминателя в Таинстве покаяния, установленном Церковию. Спасительное сие Таинство смиряя человека пред Богом, в то же время воскриляет дух его, а сердце исполняет неизъяснимою радостию. Самые Ангелы небесные радуются о нем – кающемся более, нежели о девяносто девяти других праведных, неприносящих такового покаяния ( Лк.15:7 ). Действительность оправдания чрез покаяние нельзя не ощущать в себе Христинину. А сколько уроков дает нам Св. Писание. Приклоним ухо к словам кающегося Давида. С сердцем сокрушенным и духом смиренным говорим он: когда молчал я, т.е. не исповедывал грехов своим пред Господом, тогда измождались кости мои от вседневного стона моего; ибо день и ночь тяготила надо мною рука Его; терялась свежесть во мне, как в летние жары; но когда открыл я грех мой, и вины моей не утаил; когда я сказал: исповедуюсь пред Господом в преступлениях моих, тогда и Бог оставил нечестие сердца моего, т.е. снял с меня вину греха ( Пс.31:2–5 ). Тем яснее выражают мысль сию Св. Апостолы, когда говорят: исповедуйте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете ( Иак.5:16 ). Аще кровь козлея и телячая, и пепел юнчий, кропящий оскверненная, освящает к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова, иже Духом Святым себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу и истинну ( Евр.9:13–14 ). 1Ин.1:10 . Аще речем, яко не согршихом, лжа творим его, и слово его нсть в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Слова сии можно применять к тем людям, которые не приемлют таинства покаяния, или, что тоже, которые не считают нужным пещись о снискания оправдания пред Богом, об очищении грехов своих. Кто это делает, тот сделался уже врагом Божьим, тот истину Божию прелагает в неправду и лжа творит Того, Кто пришел взыскати и спасти погибшего ( Мф.18:11 ), Кто язвен бысть за грехи наша и мучен за беззакония наша ( Ис.53:5 ). И так не сознавать себя грешником, значит отчуждать себя от света Благодати, отвергать слово Божие и заслуги Христовы, с спасительными их действиями на ум и сердце. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

41:2–3). Только в Господе человек может найти утешение, утолить свой духовный голод и жажду. «Ты, Боже, создал нас с устремлением к Тебе, и беспокойно томится сердце, пока не успокоится в Тебе», — восклицает блаженный Августин . Любящее Бога сердце радуется Божией правде на земле и с надеждой ожидает жизни будущего века, с началом которой правда Божия восторжествует окончательно и насытятся все жаждущие ее. Пятая заповедь блаженства Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Милость, или милосердие, — это способность человека действенно откликаться на чужую беду. Человек милостивый всегда готов протянуть ближнему руку помощи: накормить алчущего, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, посетить больного, навестить узника, сжалиться над сиротой и вдовой, заблуждающегося вразумить, скорбящего, малодушного и отчаивающегося ободрить и успокоить. Милостивый христианин всегда оказывает помощь ближнему с душевным участием. Не жалея ни времени, ни сил, он с радостью разделяет с несчастным то, чем сам владеет. «Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал — упавшего и разбившегося; веселый — унывающего; наслаждающийся счастьем — утомленного несчастьями», — поучает святитель Григорий Богослов . Милость — это не только благотворительность, это еще и способность прощать обидчиков, а также — умение быть снисходительным к слабостям окружающих. Милость — это добродетель, которая часто сближает людей, делает их по-настоящему ближними друг для друга. Дела милосердия приятны Богу, если творятся не напоказ и от чистого сердца: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:3–4), — говорит Господь. Более того, милость, оказанная нуждающимся в ней, — это благодеяние Самому Христу (Мф. 25:40). Немилосердные и жестокие будут отвержены Господом в Судный день, ибо суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2:13), а милостивые помилованы будут и услышат глас Христов: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

VIII, 18. глаголаху же Ему: где есть Отец Твой 862 ? Так же и в настоящем случае каждый, думаю, с полной справедливостью может обвинить неразумие Иудеев, говоря следующее пророческое изречение: „вот народ безумный и бессердечный“ ( Иер.5:21 ). Несмотря на то, что Спаситель наш Христос частые и долгие речи вёл к ним, постоянно называя в них Небесного Отца и Бога, они, жалкие, доходят до такого безумия, что осмеливаются говорить: „где (есть) Отец Твой“? Совсем вообще не думают о сущем на небесах Боге и Отце, напротив – оглядываются и ищут Иосифа, полагая, что он есть отец Христа, а не другой кто. Видишь, сколь —253— основательно назван народом действительно безумным и бессердечным. Не способные хоть сколько-нибудь возвести от земли своё духовное око, они являют истинность сказанного об них: „да помрачатся очи их, чтобы не видеть, и хребет их навсегда согни“ ( Пс.68:24 ). Хребет согбен у животных бессловесных, каковой вид они имеют от природы, и они не держатся прямо. Но и ум Иудеев оскотел некоторым образом, всегда склоняется к низу и не видит ничего небесного. Разве не само дело доказывает, что мы вполне верно так думаем о них и рассуждаем истинно? Ведь если бы они разумели Небесного Отца и Бога, то разве стали бы Бестелесного искать в пространстве? Неужели они, скажи мне, говоря о всё наполняющем Боге бессмысленное „где Он“, не противоречат всему божественному писанию, хотя божественный Псалмопевец, составляя возможную (для человека) речь о Боге и приписывая Ему свойство всё наполнять, „куда, говорит, пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда бегу? Если взойду на небо – Ты там, если сниду в ад, Ты – здесь, если возму крылья мои (себе) по утру (у зари) и пойду на края моря, – и там рука Твоя будет путеводить меня и держать меня десница Твоя“ ( Пс.138:7–10 ). Но и Сам Бог над всеми, ясно показуя нам, что Он имеет неограниченную местом природу, говорит к столь нечестивым Иудеям: „не Я ли наполняю небо и землю, говорит Господь? Какой дом построите Мне? Или какое место покоя Моего? Небо Мне – престол и земля – подножие ног Моих“ ( Иер.23:24 ; Деян.7:49 ). Таким образом отовсюду можно усматривать невежественность Иудеев, когда они говорят Спасителю Христу: „где Отец

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Бог наш, слушатели, как непостижим, так и невместим есть. И поэтому не только какое-нибудь малое место, какой-нибудь малый храм, но и весь мир, какой он ни есть, небо и земля, восток и запад, север и юг, величества Бога нашего вместить не может. Ибо, как учат священные богословы, Бог везде и на всяком месте есть. На небо пойдешь? Там Бог. В концы вселенной пойдешь? Там Бог. В одну минуту на небе, на земле и в преисподней земли один и тот же неотлучно Бог. Изобразил это пророк Его святой и Царь Израилев Давид, говоря: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Если взойду на небо, Ты там; если сойду во ад, Ты там; если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс 138:7—10).    И так везде и на всяком месте Господь наш. Однако есть некие места, в которых некоторым образом особенно обитает невместимый Бог наш, как-то: обитает на небе, являя там особенный неизреченной славы Своей свет, наслаждая блаженных духов ненасытным видением Лица Своего, даруя радость душам праведных. Обитает и в душах верных Своих, подавая им благодать Свою, возбуждая их к творению добрых дел, оберегая их от козней дьявольских, от навета вражеского. Так учит и Спаситель наш: «Кто, — сказал Он, — любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23). И еще святой ученик Христов верных людей храмом Божиим называет, говоря: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор 3:16)?    Итак, слушатели, всякое место, о котором говорится, что в нем обитает Бог, домом Божиим назваться может, ибо дом есть место обитания. Однако молитвенные храмы, старанием боголюбивых людей построенные, особенно домом Божиим называются. Ибо только в них служения, единому Богу подобающие, отправляются; для того они строятся и освещаются. В них священнодействие совершается, Святые Тайны совершаются, пение совершается, славословие совершается. В них непостижимая та, в которую и «Ангелы желают проникнуть» (1 Пет. 1:12), Небесному Отцу во все дни Бескровная приносится Жертва. В них Сам Спаситель наш, Христос Господь, в священной Евхаристии, под видом хлеба и вина, присутствует. В них Дух Святой на предложенные Святые Дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освещает. В них глас евангельский, вещания апостольские слышатся, слово Божие проповедуется. В них молитвы Своих верных рабов слышит Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Пастыреначальник предсказал пастырству и скорби на земле, и великое утешение словами: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22).    Эти мысли, как звезды ночью, сияют в течении времени, когда пропадают ночные тени и возвещают наступление Вечного Дня в единении со Христом.    В моменты испытаний пастырю содействует Сам Дух Святый. В прощальной беседе Спаси-тель отечески нежно сказал ученикам: Дети! Недолго Мне быть с вами… Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину (ср.: Ин. 13:33; 16, 12—13). Утешитель, Дух Святый, призван Сыном для вспомоществования или благодатного содействия в гнетущих несчастиях пастырских и общечеловеческих. Он защищает невидимою рукою пастырей и высокою мощью отражает от них полчище искусительных мыслей и море пенящихся скверных страстей. Поэтому они не должны страшиться и бежать от продолжения Христова служения, но психически возвышаться от уверенности в успехе своего дела. Пастырю никогда не следует унывать, так как каждое горчичное зерно может превратить-ся в ветвистое дерево (см.: Мф. 13:31—32). Взаимоотношения пастырей Единодушие в пастырях    Проникнутый любовью пастырь должен рука об руку идти с другими пастырями, бороться со злом силою добра, наступать на него ради устроения Царства Божия в сердцах людей (см.: Мф. 13:24—30). Борьба за добро против зла, страстей и греха всей тяжестью обрушивается на пастыря. Как на войне согласные действия полководцев дают единодушный отпор врагу, так и в духовной войне. Чтобы такого успеха не было, злой дух прежде старается несогласиями разъединить пастырское сословие, чтобы оно не могло одними устами и одним сердцем славить Пресвятую Троицу и пастырствовать. Искушение на почве зависти и честолюбия    Поэтому пастырю надо всегда иметь в виду борющегося с ним диавола, знать употребляемые им для разъединения козни и истинный смысл пастырских взаимоотношений. Из Евангелия известно, что как только апостол Петр от Отца Небесного получил внушение исповедовать Господа Спасителя Сыном Божиим, так сатана не преминул тут же внушением направить мысль Апостола к убеждению Спасителя не страдать в Иерусалиме, за что Петр по имени внушавшего ему зло назван сатаной. Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (ср.: Мф. 16:23). Несомненно, тот же враг внушил сыновьям Зеведеевым, Иакову и Иоанну, искать первенства среди Апостолов. И они, как Петр, высказали свою просьбу после предсказания Господом Своего Крестного подвига (см.: Мк. 10:35—37).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Так Господь через уста пророков призывал священников жить внутренней жизнью, заботиться о спасении народа израилева и возрождать его нравственно. Но священники не слушали этого голоса, сами не вразумлялись и народ не исправляли. Господь через уста пророка Иезекииля обличает их, говоря: «Слабых овец не укрепляли, больной овцы не врачевали и пораженной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали» (Иез. 34:4).    Обращаясь к пастырям, пророк Иеремия говорит: «Рыдайте, пастыри, стенайте и посыпайте себя прахом, вожди стада, ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего» (Иер. 25:34). Обличая грехи через пророков, Господь искал спасения грешника, чтобы он стал творить суд и правду, и за то был жив (Иез. 33:19).    Пророки, повинуясь Богу, должны были безбоязненно обличать нарушителей закона, иначе они сами были бы отвергнуты Богом: «Когда Я скажу беззаконнику, - говорит Господь устами пророка Иезекииля, - беззаконник! ты смертью умрешь; а тыне будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 23:8).    Прямым следствием разложения духовной жизни в среде священников являлось их наемническое отношение к пастве: наемник не радит об овцах (Ин. 10:13). Для наемника стоит на первом плане мзда за принятый им на себя труд. Не чувствуя сердечного расположения к своей деятельности, не имея нужного терпения, всепрощающей любви, подобные пастыри-наемники всегда готовы злоупотреблять своею властью, обращать пасущий жезл в карающую палицу, удары которой падают не только на тех, которые могут понести, но и на слабых, неутвержденных, нуждающихся во внимании и тщательном уходе (Зах. 11:16).    Ветхозаветные пастыри должны были не столько учить словом, сколько примером своей жизни. «Горе нерадивому пастырю, - говорит пророк Захария, - оставляющему стадо; меч на руку его и на правый глаз его; рука его совершенно иссохнет и правый глаз его совершенно потускнеет» (11, 17). Григорий Двоеслов, изъясняя эти слова, говорит: «Господь погубит злые дела и замыслы преступных пастырей». Аналогично этому говорит и пророк Иеремия: «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей» (23, 1). «За вас Сион распахан будет, как поле, - говорит пророк Михей, - и Иерусалим сделается грудою развалин» (3, 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

   Что же потом было? «И разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим, и предал их в руки врагов, и возобладали ими ненавидящие их» (Пс.105:34). Не захотели они истребить язычников, от которых они соблазнились, и потому предал их Господь язычникам, согласно слову Своему: Если не погубите. По той же причине Господь воспретил сынам израильским сочетаться браком с иноплеменниками и неверующими, говоря во Второзаконии и в других местах так: «И не вступай в родство с ними, и дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего: ибо отвратит сына твоего от Меня; и разгневается Господь гневом на вы и потребит вскоре» (Втор. 7:3-4).    Потому и святой Павел говорит Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Святой же Иоанн даже в дом принять еретика и приветствовать его запрещает, говоря: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1:10-11).    Разве общение с еретиком в том только нехорошо, чтобы принимать его в дом и приветствовать? Это плохо не само по себе, но по своим злым последствиям, то есть по превращению, которое может быть худым, ибо слово их, как гангрена. Когда гангрена, по-нашему «антонов огонь», проникает в тело, то против нее нет никакого врачевания, кроме отсечения, ибо она переходит с одного члена в другой и так заражает все тело. Таковы и еретические слова. Апостол потому и повелевает избегать их, чтобы они не проникли в ум, как гангрена, и не приготовили для гееннского сожжения не только тело, но и душу. Что может быть более необходимо для человека, как не члены его? Что ему больше всего дорого, как не члены его? Однако же Господь говорит: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя, и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф.18:8-9).    Этими словами Господь наш повелевает избегать всякой злой дружбы, всех злых случаев и лиц, мест, чинов, от которых происходит падение, если кто хочет наследовать жизнь вечную. Потому все богословы единогласно поучают, что не только тот согрешает, который самим делом впадает в грех, но и тот, который не избегает тех лиц, мест, дел и чинов, на которых и с которыми случается падение, «ибо любящий беду впадет в нее», — говорит Иисус, сын Сирахов (Сир. 2:25). Таким образом, если бы кто и каялся, но не хотел бы удалить от себя случаев и поводов падения, то покаяние такое не истинно и не достойно разрешения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

     В псалмах Давида — другого ветхозаветного героя, о котором говорится в Великом каноне, — мы читаем: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10). Поистине, Бог присутствует всюду, и от лица Его никуда не скрыться.      Бог присутствует даже там, где, как нам кажется, Его нет. И Он всегда обращен к нам, даже если мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не отворачивается от человека, но человек отворачиваемся от Бога — в этом и заключается человеческая трагедия. По словам одного средневекового западного богослова, Бог никогда не оставляет нас, но мы оставляем Его; Бог всегда слышит нас, но мы часто не слышим Его; Бог всегда внутри, но мы оказываемся снаружи; Бог всегда рядом, но мы нередко далеки от Него. Бог не ввергает человека «во чрево китово», но человек сам бежит от Него, садится на корабль, попадает в бурю, а потом оказывается в пучине богооставленности. И тогда «из глубины», из бездны он взывает к Богу, и Господь приходит к нему на помощь.      Вот в чем мы каемся, вот о чем мы плачем во время Великого поста. О том, что многие дни, которые были даны нам для покаяния, для исполнения заповедей Божиих, дни, когда мы могли жить с Богом, предстоять перед лицом Бога, мы прожили без Него, вдали от Него. Драгоценные дни жизни, дарованные нам для того, чтобы мы могли приблизиться к Богу, мы потеряли, погубили. Жизнь была дана каждому из нас, чтобы мы пришли к Богу и узрели Его лицом к лицу, но мы не увидели Его. И кто знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить, сколько отпущено нам возможностей для покаяния. Может быть для кого-то их стоящих здесь этот Великий пост окажется последним шансом пересмотреть свою жизнь и обратиться к Богу.      Вслушиваясь в слова Великого канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, людей, которые оказывались в безднах, но которых Бог выводил оттуда, подумаем о том, как Бог выводит каждого из нас из бездны греха и отчаяния для того, чтобы мы принесли Ему плоды покаяния.

http://pravmir.ru/pokajtes-ibo-priblizil...

А когда мы говорим о пространстве, то термины употребляются другие: неизмеримость и вездеприсутствие. Термин “неизмеримость” является как бы производным от термина “пространство”. Бога нельзя измерить: Он и точка, но и одновременно точка, которая присутствует в любом месте в мире. Пребывание Бога в любом месте мира и обозначается термином “вездеприсутствие”. Цитаты. Псалом 89:3 – “Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века до века Ты – Бог”. Приблизительное описание того, что есть “Ты еси” (Ты есть в любой момент времени). Псалом 138:7–10 – “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и Там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя”. Иоанн Дамаскин : “Божество проникает все, ни с чем не сливаясь, а Его не проникает ничто” (книга 1-я, глава 13). Иоанн Златоуст (“Беседа на послание к Евреям”): “Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как – не постигаем, потому что нам доступно только присутствие чувственное, а не дано вполне разуметь естество Божие”. Стоит сделать одно замечание – об особых присутствиях Бога в разных местах. В Св. Писании говорится, что небеса престол Его, т.е. некоторое особенное пребывание Бога на небесах. Затем – особенное пребывание Бога в храме, например, Его пребывание в таинствах. Затем – особенные явления людям в определенных местах. Эти места известны. Комментарий здесь только один: это не значит, что в данных местах Бог есть, а в других местах Его нет. Это надо воспринимать как явления Бога в Его промыслительной деятельности о людях, в заботе о них. Духовность существа Божия Мы рассмотрели онтологические свойства существа Божиего. Мы говорили о самобытности, неизменяемости, о вездеприсутствии, о вечности Бога. Продолжим эту тему, рассматривая другой аспект бытия Божия, а именно, что Бог есть Дух. Но то, что Бог есть Дух, сомнений ни у кого не вызывает, потому что об этом нам говорит церковное предание и Св. Писание. Но тем не менее психологически трудно представить себе, что это значит, поэтому всякий раз возникали те вопросы, те уклонения, которые мы вынуждены были даже оградить анафематизмами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

А учит Святой Дух. Возвещаем, – говорит святой апостол Павел, – не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого ( 1Кор. 2, 13 ). И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией ( 1Кор. 2, 4–5 ). Теперь, как и обещали, обратимся к 18-й главе Притчей Соломоновых и предложим желающим поразмышлять с нами вместе по поводу глубоких и обличительных, по большей части, мыслей из притч. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум ( Притч. 18, 2 ). Очень интересное изречение. Не менее содержателен четвертый стих: Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток. Или вот еще: Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Язык глупого – гибель для него, уста его – сеть для души его ( Притч. 18, 6–7 ). Если никто не хочет поделиться своими домашними размышлениями, то мы будем вам вопросы задавать. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. Что это значит – глупый не любит знания? Каких, стало быть, качеств не хватает его душе? У него есть избыток глупости. «Глупый» в данном случае – это не ругательство, а свидетельство о недостатке рассудительности, мудрости. Каких качеств у него не хватает, коль скоро он «не любит знание»? (Ответы студентов: Добродетелей не хватает; Не выполняет заповеди, наверное.) Безусловно, человек не рассудительный согрешает недостатком мудрости, хотя он может стараться исполнить внешние заповеди, как он их понимает. Если он не любит знания, то, значит, что ему чуждо? Что присуще хорошему студенту и чуждо такому, по комсомольской путевке поступившему в Богословский институт? Конечно, ему не хватает усердия, усидчивости. Без этих внешних добродетелей не жди усвоения, не ожидай, что знания придут к тебе. Но это внешняя добродетель. А есть еще, например, стремление докопаться до сути, постижение существа материала. Иной конспектирует – рука отсохнет, а другой схватывает на лету самое существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010