Новый Закон   Что же все-таки требуется от человека, который желает стать «Своим» Христу? Здесь мы опять же встречаемся с мыслью, которая для древнего иудея могла показаться странной и даже кощунственной. Для участия в Царстве Мессии не обязательно исполнять предписания Закона Моисея. В новом мире жизнь основывается на совершенно иных принципах. На это могут намекать образы Фареса и Зары в 3-м стихе. Зара был младшим братом, но при родах его рука показалась первой. Повивальная бабка обвязала ее красной нитью. После рука спряталась, и родился Фарес, старший брат, непосредственный предок Христа. Зара родился вторым . По словам блж. Феофилакта, упоминание о младшем брате в родословной неслучайно: «Как Зара прежде показал руку, а потом увлек ее снова, так и жительство во Христе: оно открылось во святых, которые жили прежде закона и обрезания, ибо все они не соблюдением закона и заповедей оправдались, но евангельской жизнью … Но когда пришел закон, таковая жизнь скрылась. Но как там после рождения Фареса позже снова и Зара вышел из чрева, так и по даровании Закона позже воссияла жизнь евангельская, запечатленная красной нитью, то есть кровью Христа» . В Царствие Небесное вводит не исполнение формальных предписаний Моисеева Закона и даже, что важно, не человеческая праведность, но благодать Божия, которая стала действовать в этом мире с особой силой благодаря искупительному подвигу Спасителя. Со всей ясностью об этом говорит апостол Павел: «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати его, искуплением во Христе Иисусе»(Рим. 3:22–24). Что может человек предложить Богу в ответ на Его дар, поясняет образ четырех женщин. Несмотря на то, что все они согрешили перед законом, сам факт присутствия их имен в родословии Господа говорит о том, что своей жизнью они все же стремились угодить Богу и не враждовали с Ним. Как и царь Давид, за свое покаяние они сподобились стать праматерями Спасителя. Даже сами мотивы их проступков святоотеческая традиция экзегезы зачастую рассматривает как благие: вера в пришествие Мессии и желание послужить общему делу еврейского народа – рождеству Христа . В этом смысле их антиподами являются образы трех неупомянутых в родословии Иисуса царей (Охозии, Иоаса, Амасии). По мысли блж. Иеронима Стридонского, причина этого кроется в их личной нераскаянности и открытом богоборчестве их прабабки нечестивой Иезавели. Бог дважды проклинает ее род . По этой причине, «род ее забывается до третьего поколения, чтобы не быть включенным в ряд участвующих в священном рождестве» . Господь требует от человека лишь одного: веры в Своего Христа и покаяния .

http://bogoslov.ru/article/3707711

Владимир 4 февраля 2011, 12:17 3.Бог не неустройства, а устройства, и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, потому и дана нам наука о духах христианского вероучения, и ни в каких высших учебных заведениях ее не освоишь, тем более в комментариях. И не только наука о духах, но и « Слово Божие стало плотью». (Иоанн Богослов) Спасение утопающего, дело рук самого утопающего. Но чья рука всегда рядом? Та, чья хочет погубить, или рука Того, у Которого нет ни тени сомнений, ни тени перемен. Готовое сердце - свободное сердце, свобода сердца в чистоте сердца, а чистота сердца в выборе, в выборе. «И если око (ум) нечисто, то каково тело». Потому каждый принимает Слово Божие по расположению своего ума, а у Него ни тени сомнений , ни тени перемен, как в Духе, так и в слове, и в Его слове нет слова « если», слово «если» принимается по расположению своего ума. И сам о себе не сужу , есть Ищущий и Судящий. Сказано мудрость спасется, но Кто нам ее дает, ибо, всяк человек ложь и я тож. Владимир 4 февраля 2011, 12:17 4.Но Соломон говорит: «кто любит мудрость , того любит Бог», ибо Страх Божий ненавидеть зло познать нам мудростью дано, а «кто любит Бога , тому даны знания от Него» ( ап. Павел) И не знал сорок лет, что Люблю Его. Хотел бы избавиться от знаний, но знания затмевают, Дух Божий проницает и глубины Божии, да и избавиться не в моих силах, а в Его, но тогда напрасно и прожита жизнь, напрасен труд, напрасно был мертв сорок лет Духом, да и сегодня носим Его мертвость в своем теле. Еще после первого поста увидел вызов дать совет, но прошел мимо. Ибо, «Слово Его, не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы». (ап. Павел) И невозможно руководствоваться словом Божиим из Святого Писания, ибо, кто говорит, что он все знает, то он ничего не знает без жития по Божьему слову. Гордость говорит в безумии, а мы безумны Христа ради, говоря словом Божиим, ибо не от себя говорим, а что видели и слышали, но слово проповеди для погибающих только юродство есть, ибо духовное глотком воды не выпьешь, впрочем, как и жизнь ближнего. Своих принимаем во имя свое, а Духа вместить не можем. «И кто познал ум Господень, чтобы мог Его судить ( как бы нам самим не подпасть в осуждение, в руки Бога Живаго, ибо в огне познаем от кого мысли, и кто, что собирает, но останется ли остаток, и здесь любовь не плотская, но духовная, но еще есть суббота, а не сучок в глазе брата твоего); благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.» ( ап. Павел)

http://pravoslavie.ru/44463.html

Каждый христианин подобен смоковнице, на которой Господь ищет внутреннего плода, а не лиственного украшения. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 323 ). Где находится Христос после Своего Воскресения? Кто-либо по-богословски скажет: Христос везде, ибо Он Бог, везде сын и вся исполняяй, как говорит и Церковь в тропаре: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог. В раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Небеса не вмещают Христа, Бога нашего; вся Вселенная не объемлет Его, и все концы земли не ограничивают Его. Поэтому Псалмопевец говорит: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня» ( Пс. 138, 7, 10 ). Христос Бог всемогущей силой Своей везде находится: на небесах соцарствует Отцу, во аде мучит бесов, во вселенной хранит и устраивает жизнь человеческую, «ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян. 17, 28 ). Во всей вселенной Он содержит все и управляет всей тварью Своей, как видимой, так и невидимой. Но если Христос Бог наш и находится везде Своей всемогущей и всесодержащей силой, то благословением и благодатью Своею Он не везде присутствует: в одном месте есть, в другом совсем не бывает, в ином был, но ушел, сказав: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23, 38 ). «Его нет здесь – Он воскрес» ( Мф. 28, 6 ). Где же можно найти Его? Псалмопевец говорит: «Господь во святом храме Своем» ( Пс. 10, 4 ); следовательно, Христос Господь наш по Воскресении Своем обитает во святых храмах, созидаемых в честь Его. На это можно было бы надеяться, но доподлинно это не известно, ибо первомученик Стефан говорит так: «Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: «Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» ( Деян. 7, 47–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Как деятельность отдельных христиан, так и деятельность христианской общины рождается и происходит из ее сердца и средоточия, и возвращается туда же. Любая деятельность христианских общин, как это было веками, концентрируется вокруг приходов и естественным образом вырастает из хорошей приходской жизни. Община не афиширует своих «добрых дел», не разглашает повсюду о делах благотворительности и милосердия: она смиренно живет по заповедям Христа. Левая рука христиан не знает, что делает их правая рука, потому что они не хотят, чтобы Господь сказал о них, как о фарисеях: Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди (Мф. 23, 5), но исполняют Его заповедь: Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди (Мф. 6, 2). Одним из самых подходящих образов для описания «социальной» позиции Церкви и христианина является образ «соли», данный Господом нашим Иисусом Христом. Рассмотрим подробнее этот образ, чтобы на этом замечательном примере окончательно убедиться, что социальная позиция Церкви не есть нечто искомое, но что с самого начала у Церкви была одна и единственная в этом отношении «позиция». Вот как Господь говорит об этом: Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13). Соль - добрая [вещь]; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою (Мк. 9, 50). Обратим внимание, что соль здесь употребляется в двух смыслах. Во-первых, христиане имеют в себе соль, которую могут потерять. Очевидно, что речь идет о Благодати Святого Духа, как это можно видеть из слов апостола Павла: Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол. 4, 6). Затем, солью называются уже сами христиане, которые становятся солью для мира. Иными словами, христиане - это сама Благодать, ее явление в мир. Христиане воплощают в своей жизни Благодать Божию (имеют соль), и только поэтому они становятся Благодатью для мира (солью мира). Как соль изменяет качество пищи и делает ее удобоваримой и приемлемой для человека, так и Благодать, действующая в христианах, изменяет качество мира, дает ему смысл. С другой стороны, если качество соли теряется, то она становится не годной для пищи. Поэтому и христиане, если они теряют Благодать Божию, перестают давать миру смысл, становятся непотребными ни для каких «социальных дел».

http://bogoslov.ru/article/465391

Нужно непременно уяснить, что ты во всей немощности своей, в полном сознании своего личного ничтожества должен трудиться всеми силами, памятуя, что не ты поднимешь тяжесть своего спасения, а тебе поможет благодать Божия. Но ты трудись и ты подними руку, ты протяни ее, дабы все, что есть у тебя в душе твоей, посвятить тому, что требует от тебя Господь. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Так говорит Господь в Откровении Иоанна Богослова. «Се, стою у двери и стучу…» Это говорится каждому человеческому сердцу, и горе ему, если оно прослушает этот стук. Надо все время быть настороже и прислушиваться к зову Господню, а когда услышишь его, надо ждать благодати Божией, которая поможет нам в деле нашего спасения. Аминь. Беседа четвертая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В духовной жизни, в духовно-нравственном нашем совершенствовании первенствующее значение, как мы видели в прошлой нашей беседе, имеет благодать Божия. Но благодать Божия не только не исключает, но положительно требует от нас трудов, работы Господней. Мы уподобляли взаимоотношения благодатной силы и личных усилий человека в деле спасения тому, как если бы человеку надлежало поднять какую-нибудь большую тяжесть и он протянул бы руку свою, дабы поднять ее, и в это время ощутил бы, как сильнейшая рука помогает руке его. Мы говорили о том, что если человек не протянет руки своей, то эта помогающая невидимая благодатная Божественная рука не будет сама поднимать за него тяжести, и если, с другой стороны, человек, самонадеянно уповая только на свои личные силы, надумает поднять тяжесть, то непременно погибнет. Вот потому так важно, чтобы человек правильно сознавал задачу своих личных усилий в духовной жизни. Большая разница между человеком, который грешит и сознает, что делает грех , и человеком, который совершает тот же поступок и считает, что в этом нет ничего плохого. Они как будто бы делают одно и то же, но душевное состояние их совершенно различное.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

О вездесущии Божием пророк Давид говорит: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там. Сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница (правая рука) Твоя» ( Пс.134:2–10 ). Далее пророк говорит, что и сама тьма не может сокрыть человека от лица Божия. Не частью Своей, а всем Существом Бог проникает во все миры и пространства, Им созданные, во всякую форму и всякую идею бытия, не сливаясь с тем, в чем присутствует, пребывая над всем. Бог обладает самобытным бытием, и как самобытный, то есть имеющий источник и причину Своего бытия в Самом Себе, Он никак, никем и ничем не ограничен. Все, что есть в тварном мире, существует в условиях пространства и времени, значит, ограничено и конечно. Бог же как самобытный, нетварный и абсолютный, независимый ни в чем и ни от чего-либо внешнего, находится вне или выше пространственности, или измеримой протяженности. Бог есть Существо Необъятное, Неограниченное и Неизмеримое. Будучи неизмерим, Он сопребывает с миром как Существо Вездесущее, то есть Бог, не будучи заключен в каком-нибудь пространстве, наполняет Собою все и пребывает везде, повсюду, всегда, всецело. О неизменяемости Божией апостол Иаков учит: «У Бога, Отца светов, нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Всеми сказанными качествами Господь обладает в такой презбытчествующей полноте, что возрастать им или убавляться невозможно. Жизнь в Боге не подлежит постепенному развитию и усовершенствованию, и существо Божие через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и ничего не приобретает для Себя такого, чего бы еще не имело, то есть не совершенствуется и не возрастает в Своем бытии. Неизменяемость – апофатическое свойство, и положительно мы не знаем, что это такое. Посредством этого термина мы лишь выражаем ту мысль, что Бог через проявления Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не упадает и не возрастает в Своем бытии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

О всемогуществе Божием свидетельствует пророк Давид, указывая на сотворение мира одним словом Божиим: «Он сказал, и сделалось; Он повелел и явилось» (Пс.32:9). На то же свойство Божие указывает Архангел Гавриил, сказав Пресвятой Деве: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37), т.е. Бог может привести в исполнение всякое слово Свое, сколь бы ни казалось оно невозможным для нашего ограниченного разума. Бог все может и совершает все, к чему Он благоволит; а хочет Господь только того, что отвечает Его природе. Всемогущество воли Божией есть всемогущее обнаружение всех Божиих совершенств, безграничная сила производить без всякого затруднения и препятствия все, что не противоречит Его существу, Его нравственной природе. Всемогущество Божие находится всегда в абсолютной гармонии со всеми остальными свойствами Божиими и действует из них, через них и с ними, и никогда — без них или против них. Преподобный Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью. Это означает, что в Боге разум и воля – одно . Свойство всемогущества Божия с древнейших времен пытались поставить под сомнение с помощью различных софизмов, например, такого: «Может ли Бог создать нечто большее, чем Он Сам?». Подобные вопросы основаны на непонимании того, что всемогущество не есть произвол, способность делать все, что вздумается. Священное Писание не говорит, что Бог делает все, но только все, «чего хочет душа Его» (Иов.23:13). Всемогущество заключается не только в способности совершать, что хочешь, но также в способности не делать того, чего не хочешь. Поэтому Бог, обладая полнотой совершенства, не может согрешать или создавать несовершенные вещи. О вездесущии Божием пророк Давид говорит: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там. Сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари (утренней, т.е. очень рано) и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница (т.е. правая рука) Твоя» (Пс.138:2–10). Далее пророк говорит, что и сама тьма не может сокрыть человека от лица Божия.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжетом для картины стал эпизод из Евангелия от Луки, в котором рассказывается о том, как родители Иисуса пришли в Иерусалим на праздник Пасхи иудейской. «Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его» ( Лк. 2: 43-45 ). Через три дня поисков они нашли Иисуса в Иерусалимском храме «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» ( Лк. 2: 46-47 ).   Описание В центре картины представлена фигура двенадцатилетнего Отрока Иисуса Христа, которая изображена в легком трехчетвертном повороте, свойственном для манеры итальянских мастеров. Правая рука Спасителя опирается на покрытый зеленой тканью аналой, жестом левой руки Он указывает на книгу, лежащую на коленях иудейского мудреца. Старец, слушающий с изумлением речь Отрока,  изображен в профиль, он облачен в бархатные одежды темно-вишневого цвета, руки его  опираются на подлокотники и придерживают листы Священного Писания. Рядом изображены фигуры ещё двух мудрецов: один с лысиной в балахоне светло-зеленого цвета смотрит на юного Иисуса, жест правой руки указывает на то, что он собирается задать Мальчику еще один вопрос; второй – убеленный сединами почтенный старец, опирается на посох и молча смотрит на Иисуса, пораженный Его мудрыми ответами. В левой части картины – фигура мужчины средних лет в одеждах лилового и темно-синего цвета; левой рукой он опирается на аналой и поддерживает голову, правая рука со свитком покоится на поясе. За ним видно погрудное изображение ещё одного персонажа – учителя в коричневой шапочке и охристых одеждах. Архитектурные элементы на заднем плане в виде баз колонн и драпировок указывают на интерьер храма. Группа мудрецов, собравшихся вокруг Отрока Иисуса, явно пребывает в недоумении от того, какие ответы дает Он с легкостью опытного ученого богослова.

http://azbyka.ru/art/hristos-vo-hrame/

«Се стою у двери и стучу, если, кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной». Так говорит Господь в Откровении Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу...» Это говорится каждому человеческому сердцу, и горе ему, если оно прослушивает этот стук. Надо все время быть настороже и прислушиваться к зову Господню, а когда услышишь его, надо ждать Благодати Божией, которая поможет нам в деле нашего спасения. Аминь. 4 Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! В духовной жизни, в духовно-нравственном нашем совершенствовании первенствующее значение, как мы видели в прошлой нашей беседе, имеет Благодать Божия. Но Благодать Божия не только не исключает, но положительно требует от нас трудов, работы Господней. Мы уподобляли взаимоотношение благодатной силы и личных усилий человека в деле спасения тому, как если бы человеку надлежало поднять какую-нибудь большую тяжесть и он протянул бы руку свою, чтобы поднять ее, и в это время ощутил бы, как сильнейшая рука помогает руке его. Мы говорили о том, что если человек не протянет руки своей, то эта помогающая, невидимая, благодатная, Божественная рука не будет сама поднимать за него тяжести, и если, с другой стороны, человек самонадеянно, уповая только на свои личные силы, вздумает поднять тяжесть, то непременно погибнет. Вот потому так важно, чтобы человек правильно сознавал задачу своих личных усилий в духовной жизни. Большая разница между человеком, который грешит и сознает, что делает грех, и человеком, который совершает тот же поступок и считает, что в этом нет ничего плохого. Они как будто бы делают одно и то же, но душевное состояние их совершенно различное. Если один человек пьянствует и считает, что так и быть должно, а другой пьянствует и все время чувствует свою греховность и оплакивает ее, как свою немощь, здесь будет существенная внутренняя разница. В деле нашего внутреннего устроения, в деле нашего нравственного совершенствования есть одна зловредная мысль, которая уподобляет человека пьянице, оправдывающему свой порок. Эта мысль заключается в том, что высокие нравственные требования христианства надо исполнять лишь настолько, насколько это не мешает обычному мирскому течению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Сильный – Христос, почему Он и называется силою Божией. На Него, т.е. чрез Него (не чрез законодателя, не чрез пророка, а чрез собственного Сына) Бог положил нам язычникам помощь и спасение. Каким образом? Это ясно указано в самом псалме: «вознес избранного из народа моего». Разумеется, как видишь, Хри­стос, Который был вознесен на кресте и привлек к себе заблуд­ших, будучи избранником из рода человеческого. Он был «лучше десяти тысяч других», как говорится в Песни Песней ( Песн.5:10 ), имея и по плоти много преимуществ, сравнительно с прочими людьми: рождение от девы, непричастность греху, и тому подобное. «Обрел Давида, раба Моего, елеем святым Моим помазал его» ( Пс.88:21 ). 4. Высказав выше пророчество о Христе, псалмопевец теперь ясно говорит об уверовавших во Христа. «Обрел», говорит, как будто о заблудившемся, сбившемся с пути. Действительно, мы были тою погибшею и заблудившейся овцою, которую искал пастырь, оставив девяносто девять прочих ( Лк.15:4–5 ). Но в то же время называет себя и рабом, так как никогда не служил идо-лам, а равно и Давидом, по причине родства со Христом, а вме­сте – и как сильного рукою, потому что Давид значит: сильный рукою. Сильны рукою язычники, которые, подняв войну против идолов, помазаны были для этого святым елеем крещения, о котором Иоанн Богослов говорил: «и вы имеете помазание от Святаго» ( 1Ин.2:20 ). И вы все знаете, что помазывались для того, чтобы приготовиться мужественно выступить на борьбу; так точно и языч­ники нуждались для своей борьбы в дальнейшей помощи. " Посему рука Моя защитит его , и мышца Моя укрепит его» ( Пс.88:22 ). Как, в са­мом деле, мог бы бороться с началами, со властями, с миродер­жителями тьмы, с духами злобы ( Ефес.6:12 ) тот, кто раньше находился в их власти, если бы не был укрепляем рукою и мыш­цею Божиею? Поэтому и говорится не просто: защитит его, но: «укрепит» его, т.е. окажет помощь и заступление, так что вышняя рука будет содействовать ему в подвигах борьбы и разделять его труды. " Враг не будет иметь никакого успеха над ним , и сын беззакония не будет более причинять зла ему» ( Пс.88:23 ), – разумеется диа­вол, который будет бессилен отвратить нас от веры во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010