Иоанн Дамаскин  (родовое имя Мансур, т.е. " победительный " ) (ок.675–ок.754) [греч] – святой, память 4 декабря. Учитель церкви, выдающийся богослов, философ и гимнограф; его называют последним представителем греческой патристики. Известные нам его жития составлены намного позднее времени его жизни, и в жизнеописаниях И.Д. есть расхождения. И.Д. родился в Дамаске, в христианской семье. Получил энциклопедическое образование в греческом духе, по преданию, его соучеником был отрок Косма (впоследствии Косма Маюмский), а учителем был пленный инок из Калабрии (тоже по имени Косма). Его отец, Сергий Мансур, был высокопоставленным чиновником при арабском халифе, и после смерти отца И.Д. унаследовал его должность.  Богословские интересы у И.Д пробудились очень рано Еще в Дамаске И.Д. прославился решительной защитой иконопочитания и обличением  иконоборцев. И.Д. принадлежат знаменитые слова (числом три) " Против отвергающих святые иконы " . В Житии преподобного Иоанна рассказывается, как император Византии Лев Исавр, разгневанный на И.Д. за его сочинения против иконоборцев, отослал халифу подложное письмо, из которого становилось известно о якобы готовящемся заговоре и о намерениях И.Д. свергнуть халифа. И.Д. был заключен в тюрьму и ему была отсечена правая рука. Находясь в заточении, И.Д. долго молился перед иконой Божией Матери, и его рука чудесным образом стала целой и здоровой. О совершившемся чуде узнал халиф, который, после повторного рассмотрения дела, убедился в невиновности И.Д. В благодарность Божией Матери И.Д. заказал из серебра изображение кисти руки и прикрепил ее к иконе. Эта икона получила название Троеручицы. После этого, не долго пробыв придворным, И.Д. вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой (Косма Маюмский) отправился в монастырь Саввы Освященного, вблизи в Иерусалима, в котором  оставался до конца жизни, пребывая  в трудах молитвенных и литературных. Некоторые источники сообщают о том, что И.Д. лишь однажды надолго покинул монастырь, ради обличения иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Ему вновь пришлось перенести тюремное заключение и пытки, но удалось вернуться в монастырь.

http://bogoslov.ru/person/2861150

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Портаитисса, Вратарница) [греч. Πορτατισσα] (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.), одна из самых чтимых святынь христ. Востока. Возникновение почитания И. и., согласно преданию, восходит к эпохе иконоборчества . Название икона получила по месту пребывания в Иверском мон-ре на Афоне, где она ранее помещалась над главными вратами ( πρτα) обители, отсюда ее греч. наименование - «Портаитисса» (рус.- «Вратарница»). Совр. исследователи датируют И. и. 1-й пол. XI ( Βοκοτπουλος. 2001. Σ. 83-88) или нач. XII в. ( Steppan. 1994. S. 23-49); Н. П. Кондаков относил ее к XII в. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 216). Икона является большим моленным образом (137×87 см). По мнению Н. Паттерсон-Шевченко, перед ней, согласно визант. традиции, помещалась малая икона-список, предназначенная для совершения проскинесиса ( Паттерсон-Шевченко. 1994. С. 45). Иконография И. и. представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в визант. искусстве название «Ελεοσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище - подобие трона для Младенца Христа, что соответствует визант. богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери - храме, вместилище Невместимого и получает отражение во мн. памятниках визант. искусства XI-XII вв. Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из к-рой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции Сказания об иконе (см. разд. «Литературная традиция»).

http://pravenc.ru/text/293359.html

Скачать epub pdf Содержание Предисловие Рука риторическая Первый перст руки риторическия Вторый перст руки риторическия расположение Третий перст руки риторическия витийство, или краснословие Четвертый перст руки риторическия память Пятый и последний перст руки риторическия произношение     Стефан Яворский (1658–1722) – митрополит рязанский и муромский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Святейшего Синода, один из замечательных иерархов русской церкви при Петре Великом. Окончил Киево-Могилянскую академию, затем учился в заграничных иезуитских коллегиях. После того как «прошел вся учения грамматическая, стихотворская, риторская и богословская», вернулся в Киев, где был подвергнут испытанию, при котором столь искусно слагал стихи латинские, польские и русские, что киевские ученые почтили его титулом poeta laureatus. В 1689 г. Яворский принял иноческий чин и был избран в митрополиты киевские, а в академии назначен преподавателем риторики. В 1691 г. он уже профессор философии и префект академии, а через несколько лет – и профессор богословия. Судьба Яворского резко меняется в январе 1700 г., когда при погребении боярина Шеина в Москве он столь проникновенно говорил надгробное слово, что присутствовавший среди слушателей государь приказал Яворскому остаться в Москве, а через какоето время настоял перед патриархом на поставлении Стефана Яворского в рязанские митрополиты. После кончины осенью того же года патриарха Адриана 42-летний митрополит был назначен местоблюстителем патриаршего престола. Должностью своей Яворский тяготился. Кроме общего надзора за делами русской церкви, митрополиту приходилось управлять делами своей епархии, а также устройством Московской академии, где по образцу Киевской он «завел учения латинския», назначая киевских ученых на должности ректоров и префектов. Так, в течение 16 лет (1706–1722) во главе Академии находился его преданный почитатель архимандрит Феофилакт Лопатинский. Ученый авторитет Яворского был столь высок и известен, что знаменитый ученый

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Мостовой. Церковь Иоанна Богослова. Храм Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Карта и ближайшие объекты Въезжая в хутор Мостовой со стороны станицы Верхнее-Кундрюченской, неожиданно перед вами внизу слева на поляне встает аккуратная кирпичная церковь. Нельзя проехать мимо. Чем ближе, тем больше и больше она вырастает в ваших глазах. И вот остановившись на асфальте напротив, как зачарованный устремляешься к ней. Безотчетно ведут тебя ноги. И рука сама собой слаживается для крестного знамения. «Ах!», и «Не может быть!» - такое восклицание вырывается из вашей груди. Оказавшись рядом с храмом, пораженный его торжественным видом и непомерно могучим ростом, только и можешь вымолвить: «Господи, благослови!». Первые хуторские домишки за ним кажутся крохотными, а зеленые леса в долине реки Кундрючьей - отстраненно далекими. Что-то грозное есть в этой церкви, великое и земное. Она тяжеловесна, огромные боковые фронтоны, голубая колокольня в виде «византийского» восьмигранника, но настоящее украшение - купола-луковки блестят на солнце, осененные крестами: округлый главный и четыре малых (его копии в миниатюре) подчеркнуто строги. А многочисленные окна делают храм теплее и добрее. Из дневника Григория Степановича Попова: «3 февраля 1912 г. на сходе казаков х. Мостового атаманом ст. Верхне-Кундрюченской Харитоном Чернокнижниковым, атаманом х.Мостового Алексеем Григорьевичем Похлебиным было объявлено о найме подрядчика Куницына на строительство храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова за 40 тысяч 500 рублей собранных добровольных пожертвований казаков. 15 апреля 1912 г. состоялось освящение места под будущий храм. Церковным председателем был выбран Василий Яковлевич Горбунков. Во время строительства произошли перевыборы атаманов. Вместо Харитона Чернокнижникова атаманом ст. Верхне-Кундрюченской был выбран Петр Огуреев Поляков. 9 июня 1913 года сменили и Похлебина, и подрядчика. Новым подрядчиком стал Оленев, который уменьшил церковь на ¾ аршина (0,53 м) в высоту, а купол на 2 аршина (1,42 м) в окружности. В 1914 году на Красную Горку у новостроящейся церкви Иоанна Богослова было вознесение крестов. Народа было великое множество». Освятилась церковь в 1915 году 9 октября в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И стала относиться к Раздорскому благочинию. Внутренняя отделка, роспись продолжалась до 1946 года. Известно, что в 1920 году священник этого храма (Николай Степанович Попов, 1895 г.р.) был осужден на 3 года лишения свободы «за встречу Назаровской банды с церковным звоном». После отбытия наказания вернулся в х. Мостовой.

http://sobory.ru/article/?object=33994

Н.К. Гаврюшин Часть I. Очерки Силуэты духовных академий «Русское богословие, – писал в двадцатых годах прошлого века Н. Н. Глубоковский , – принадлежит новейшему времени и сосредоточивается по преимуществу около учено-академических центров, едва сто лет тому назад получивших научную организацию» 1 . Это суждение, по существу своему неоспоримое, все же вызывает неизбежный вопрос: а что было раньше? Неужели не оставил следа Век Просвещения, оказалась бесплодной Славяно-греко-латинская академия? Ответ достаточно прост. Школа в России была тогда фактически латинской – по языку преподавания… Удивительная страна, в которой спустя семь столетий после просвещения светом евангельской истины богословие начинают преподавать на чужом, мертвом языке! Какая глубокая ирония в этом факте! И с какой остротой вновь и вновь встает болезненный вопрос о преемственности с допетровской Русью… Фактическое двуязычие на Западе преодолевалось на протяжении многих столетий, а у нас между книжным и народным языком резких границ не было, и вдруг в одночасье они оказались воздвигнуты – вскоре после церковного раскола. Несомненно, связь времен сохранялась, но прежде всего на периферии, куда рука имперского чиновничества дотягивалась с трудом. Эта связь не могла выветриться и во внутреннем устроении души, воспринимавшей новые формы как нечто навязанное извне и условное. В самом деле, в преподавании философии и богословия на латинском языке неизбежно ощущается игровой и декоративный элемент, некая барочная причудливость, подчеркивающая удаленность этой деятельности от живой веры (хотя и в Древней Руси вера и книжное учение были нераздельны только в глубинном, архаическом смысле, отражающем ситуацию той эпохи, когда Евангелие читалось вслух – для большинства неграмотных). Но теперь между непосредственной верой и школьной ученостью образовалась пропасть. Введение гражданского шрифта еще более усилило разрыв с древнерусским кругом чтения, начавшийся в связи с церковным расколом XVII века. Русское богословие послепетровской поры имеет так же мало сходства с миром древнерусского книжника, как поздняя икона фряжского письма с фресками Дионисия и партесные концерты со знаменным распевом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Содержание Предисловие 1. Вопрос об истине и том, что ей противоположно 2. Соответственно с разницей в понимании истины понимается божественное и боги 4. Разница в понимании правоты: ρθς и rectum 5. Разница в понимании справедливости: δκη и iustitia 6. Разница в понимании человека: ζον λγον χον и animal rationale 7. Разница в вопросах о свободе и спасении 8. Разница в понимании добродетели: àρετ и virtus 9. Разница в понимании счастья: υδαιμονα и beatitude 10. Разница в вопросе о том, что есть община: πλις и imperia Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии Предварительные замечания Отдел I. Очерк исторического развития идеи Логоса до Филона Александрийского и Иоанна Богослова I. Общая характеристика главных направленийв дофилоновской и доиоанновской истории учений о Логосе II. Греческая философия III. Идея Логоса у палестинских иудеев IV. Александрийские иудеи – предшественники Филона Отдел II. Логос в сочинениях Филона Александрийского I. Исходный пункт, задача и характер Филоновой логологии II. Логос как имманентно-безличная форма самооткровения Божества Отдел III. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе Сущность вопроса Исходный пункт, задача и характер Филоновой логологии Логос как имманентно-безличная форма самооткровения Божества Логос как тварно-личный посредник между Богом и миром Логос как средняя, между бесконечным и конечным, (богочеловеческая) природа Логос как первосвященник и искупитель мира     Предисловие Т. Г. Сидаш «Пишущая рука не поспевала за мыслящим духом», – писал свмч. архимандрит Иларион (Троицкий) о своем учителе – профессоре М. Д. Муретове , образованнейшем человеке, неутомимом исследователе и переводчике, отдавшем 38 лет своей жизни преподаванию в духовных учебных заведениях. Митрофан Дмитриевич Муретов родился 12 августа 1851 г. в семье сельского священника Рязанской епархии, впоследствии принявшего монашеский постриг и ставшего духовником Данилова монастыря в Москве. С детства будущий ученый был весьма религиозен, в студенческие годы склонялся к изучению философии, и по окончании семинарского курса в Рязанской Духовной семинарии молодой человек поступил в Московскую Духовную академию. За годы учебы (1873–1877) он блестяще выучил греческий язык и глубоко изучил Новый Завет , что во многом определило дальнейшее направление его деятельности. Тогда же был написан первый вариант исследования о Филоне Александрийском. Большое влияние на Муретова в те годы оказал один из его преподавателей – философ В. Д. Кудрявцев-Платонов, ученик Ф. А. Голубинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Скачать epub pdf Апрель Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Михея [Мих. 5:9 – 7:10]/Пер. И. П. Казанского; под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1894. Т. 2. 4. С. 131–162 (1-я пагин.). (Продолжение.) —131— чивают свою красоту и сохнут; так и изобретатель греха посредством пристрастий к мирским удовольствиям иногда воспламеняет и некоторым образом иссушает человеческую душу и совсем лишает её красоты. А слово Божие как бы восстановляет её подобно тому, как роса оживляет цветок и траву. Так будут, говорит, и потомки Иакова во языцех – орошать души верующих словами благочестия, как бы некоторой росою и изобильно напаивать евангельскими учениями. И как агнцы, если они пасутся на обильной и роскошной траве, наслаждаются и скачут от удовольствия; таким же, думаю, образом и душа наставников получает пищу и наслаждение от повиновения руководствуемых и послушания тайноводимых. Посему-то Господь наш Иисус Христос в послушании самарян находил собственную и как бы Ему приличную пищу: ибо Он сказал апостолам: аз брашно имам ясти, егоже вы невесте; потом, объяснив это, прибавил следующее: мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго мя и совершу дело его ( Ин.4:32, 34 ). Итак, для святых дело Божие есть пища и наслаждение. Посему потомки Иакова, говорит, будут веселиться, питаясь как бы злаком и роскошной травой; и как бы охраняя уверовавших из язычников, они таким образом найдут широкий путь проповеди, так что никто не сможет собраться и противостать против них, то есть вступить в бой с ними и выдержать их нападение (ибо это и значит постоять), если бы кто-либо из сынов человеческих решился причинить им зло. Да, хотя много и многими составлялось замыслов и предприятий против них, но это нисколько не повредило им; —132— потому что Бог усмиряет ярость сильных и чудесным образом избавляет тех от всякого искушения. Мих.5:8–9 . И будет останок Иаковль в языцех среде людий многих аки лев в скотех в дубраве, и яко львичищь в стадех овчих, якоже егда пройдет, и отлучив восхитит, и не будет изъимающего. Вознесется рука твоя на оскорбляющия тя, и вси врази твои потребятся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Февраль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 10: гл. 2 (Ин.15:3–10)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 1. 2. С. 337–352 (1-я пагин.) —337— Ин.15:3 . Уже вы чисты есте за слово, еже глаголах вам. 150 Как бы в доказательство ясное и бесспорное искусства Очищающего представляет самих учеников. «Уже» сами они, говорит, очищены, получив это не от другого кого, но только «ради» изреченного к ним «слова», то есть божественного и евангельского наставления. А слово это – от Христа. В самом деле, разве кто из здравомыслящих будет уже сомневаться в том, что как бы некий нож и рука Отца есть Тот, чрез Кого всё есть, то есть Сын, исполняющий действие земледелия в нас, которое усвояет лицу Отца, уча, что всё от Отца, впрочем (не иначе как) чрез силу Сына? Так и слово Спасителя очищает нас, хотя земледелие над нами усвояется Богу и Отцу, ибо Он есть живое и острейшее Его Слово, «проницающее до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помыслы и намерения сердца» ( Евр.4:12 ). Проникая до глубин души каждого и имея как Бог открытым для Себя скрывающееся в каждом намерение, Оно пустые наши предприятия подвергает острому сечению чрез действие Духа – это, по моему мнению, мы должны считать очищением, – а что способно доставлять нам пользу в стремлении к добродетели, это Оно заставляет преумножаться для плодоношения, разумеется, в отношении благочестия. Если поэтому земледелие над нами наисовершеннейшим образом производится Отцом чрез Сына, то суетным является – как же иначе, – излишнее и злокозненное старание противников наших доказать, что Сын оказывается разноприродным с От- —338— цом и Богом потому, что Он Сам назван виноградною лозою, а Отец земледельцем. Пусть же рассудит опять и ясно поймет, что Он представляет Своих учеников чистыми не отдельно и особо, то есть без Единородного и при действии в них Бога и Отца, но поскольку они внимали слову Его. Поэтому как животворцем Он является чрез Сына и в Сыне, таким же, думаю, образом и земледельцем или попечителем наших душ Он справедливо должен опять представляться не иначе как чрез Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 5. «Свят, Дмитрий, свят!» А без любве божественныя, само токмо желание небеснаго царствия, есть яко ветвь без корене, не плодоносящая, но увядающая. Свт. Димитрий Святитель Димитрий Ростовский родился в 1650 году, а скончался 28 октября 1711 года. Отпевавший его рязанский митрополит Стефан, старинный друг и единомышленник, свое надгробное слово, не раз прерывавшееся слезами, завершил возгласом: «Свят, Димитрий, свят!» При этом не следует думать, что святитель затворился от бедствий времени в молитвенной или ученой келье. Он чувствовал историческое время почти болезненно и удивительным образом вписал себя в него, сделав это в таком интимном документе, как дневник – его знаменитый «Диаруш» с единственным в своем роде зачалом: «...842 Михаил царь с матерью Феодорою наста и святый Мефодий патриарх наста. Болгарская земля крестися. 955 Ольга крестися. 1011 Преставися Авраамий Ростовский. 1248 Батый убиен. 1540 Типографское художество вынайдено в немцах. 1637 Кумейщина была за гетмана казацкого Павлюка. Тогда ляхи казаков напав били и война началася. 1650 Я, грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей христианских Савы и Марии... Того року была война Радимилова и Киев спален. 1652 Моровое поветрие было великое. 1659 Конотопская война. 1660 Война чудновская и Шеремет убит. 1662 Писати научился...» 334 Окончив школу Киево-братского монастыря, к тому времени вполне «латинскую» по методе, он принял постриг в 1668 году. Свое первое сочинение, «Руно орошенное», посвященное описанию чудес от Черниговской иконы Пресвятой Богородицы, он написал через семь лет, в 1675 году, за год до этого став иеромонахом и проповедником в Чернигове. В «Руне» уже вполне чувствуется его рука. И здесь тайно присутствует мысль о времени: книга описывает 24 чуда – по числу часов дня и ночи. К каждому чуду прилагались беседа, нравоучение и статья из патерика («прилог») – материал отсюда потом пригодился для Четий-Миней, – но важнее этого было, конечно, первое изложение столь характерного для будущего святителя «богословия Покрова».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Глава III. Миссионерская деятельность братств Принимая меры к утверждению в вере и благочестии православных чад Церкви, братства, вместе с тем, заботятся о привлечении в православную Церковь раскольников и сектантов, бывших членов Церкви и ныне отпавших от неё. Единственным средством к достижению этой цели братства считают убеждение, увещание и научение, растворенные христианской любовью к заблудшим, терпением и кротостью. В этом важном вопросе наши братства идут рука об руку с правительством и обществом, существенно изменившими свои взгляды на раскол и на те приемы, с которыми надлежит бороться с ним. До учреждения братств (как напр. Владимирского, Александро-Невского, Казанского, св. Гурия и др.) раскол и сектантство возбуждали сравнительно мало интереса среди православного общества; большею частью предпринимались против раскольников полицейские меры, и делопроизводство о расколе сосредоточивалось лишь в правительственных учреждениях. Вследствие того раскол всячески таил тогда свои верования и бдительно укрывал свои лжеучения. Теперь признано, что раскол есть наша «общая болезнь», которую должно врачевать общими силами и что он доселе крепко держится потому, что, кроме духовенства, все другие сословия к его положению довольно равнодушны и холодны; поколебать же его можно только дружными усилиями всех истинных чад Церкви православной. Из общего числа братств, четвертая часть их посвящает свои силы на мирную борьбу с расколом и сектантством, а некоторые из них и на просвещение инородцев – светом Евангельским. Миссионерская братская деятельность идет настолько успешно, что удостоилась высокой чести получить одобрение с высоты Престола. Так, Калужская духовная консистория, уведомила совет братства св. Иоанна Богослова, что на всеподданнейшем отчете Калужского губернатора за 1883 г. о борьбе с расколом братств: св. Иоанна Богослова и св. Пафнутия Боровского Чудотворца, последовала высочайшая отметка Государя Императора: «Все это весьма утешительно». Сначала мы скажем несколько слов о тех братствах, деятельность которых направлена на цели исключительно миссионерские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010