Вся атмосфера дома была светлой и благодатной, наполненной глубокой внутренней радостью, притом деловой, сдержанной и приветливой одновременно. Приходившие и приезжавшие со своими нуждами естественно включались в эту атмосферу, и даже далекие от веры люди сначала просто радовались ей, и очень часто затем приобщались к православной вере. Тетя Яся была двигателем и явным свершителем этих изменений — крещений, прихода к Церкви. Тетя Злата, помогавшая сестре, все же в большей степени была “Марией”. 3. Злата Владимировна Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Младшая из трех сестер — на 12 и 10 лет младше Ирины и Елены, Злата, с детства болезненная, хрупкая, более всех находилась с Анной Александровной, что сказалось на ее характере — внешне холодноватом и недоступном, что менялось со временем, и до конца жизни обычно сдержанном и замкнутом. Но могла она быть и очень отзывчивой и даже горячей. В духовной жизни Злата была человеком глубокой веры и свыше одарена особой чувствительностью, способностью “ви­деть” то, что другим недоступно. Ей милостью Божией было дано видеть многое, дан талант, о котором невозможно не написать, ибо Злата — удивительная личность, для которой невидимый мир был реальностью. Молилась она постоянно, неукоснительно исполняла Богородичное правило, завещанное владыкой Серафимом (Звездинским). Владимир Николаевич (ее отец) — глубоко верующий человек, исповедник, пострадавший в лагере, но умерший дома, привел к вере жену и вырастил трех своих дочерей в истинной и глубокой православной вере. Сыну Арсению он дал архитектурное образование дома, дал и прекрасные знания по русской архитектуре, такие навыки в черчении и знание особого приема перспективного построения проектов, изобретенного самим Владимиром Николаевичем, что сын прекрасно работал, не имея никакого свидетельства об образовании. Недолго Арсений был главным архитектором г. Кенигсберга (Калининграда), где он оказался в конце войны, был членом Союза архитекторов и последние десятилетия работал в г. Костроме, где и скончался в 2003 году.

http://pravmir.ru/blizost-mira-nevidimog...

Главные святыни обители: Частицы святых мощей преподобных Печерских, преподобных Иова и Амфилохия Поча-евских, святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, старцев Оптин-ских, святителя Тихона Задонского, преподобного Феодора Санаксарского и других угод-ников Божиих. К конце 1925 г. в обители возвели храм и первые кельи; накануне закрытия монастырь имел храмы Рождества Пресвятой Богородицы и св. прор. Илии, колокольню, множество корпусов; после закрытия часть комплекса построек, переданного школе-интернату, была разрушена, часть – переделана. В 1991-1995 гг. в обители построен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 2001-2002 гг. одно из помещений бывшего интерната переделано в храм св. равноап. княгини Ольги с колокольней. Монастырь также имеет часовни св. прор. Илии и всех святых земли Русской. Источник: сайт монастыря История Рождество-Богородичной обители в селе Липча гораздо менее древняя и драматическая, чем история Грушевского, Угольского и Мукачевского монастырей. Основание ее относится к приснопамятному 1924 году, заре Карпатского возрождения, когда после многовекового австро-венгерского гнета пробудилось религиозное сознание многострадалного народа, сумевшего сохранить в годы гонений истинную веру, повсеместно строились храмы, призывно звучали колокола монастырских звонниц, возвещая о возвращении православия на Карпатскую Русь. Обитель, духовными наставниками которой стали преподобный Алексий Карпаторусский и его соподвижник игумен Амфилохий, а основательницей - монахиня Параскева (в миру - Юлиана Прокоп), сыгравшие важную роль в Карпатском возрождении, очень скоро обрела широкую известность как первый женский монастырь. Еще в юном возрасте Господь вложил в сердце будущей игумении благочестивый помысл стать на монашеский путь, и она вместе с соподвижницами основала в горах православную общину. Девушки собирались тайно, читали молитвенное правило, придерживались церковных Уставов и по сути никому не мешали, но, узнав о существовании общины, венгерские жандармы выследили ее и разорили ее, а девушек подвергли жестоким пыткам. Однако это не сломило духа юных исповедниц истинной веры, которые держались твердо и безкомпромиссно. Они вновь и вновь собирались на молитву в укромных местах, презирая опасность. А когда Закарпатье перешло в состав Словакии, девушки обрели возможность воплотить свои сокровенные желания, и уже в 1923 году Юлиана Прокоп становится невестой Христовой, к чему с детства стремилась ее боголюбивая душа. Монашеский постриг совершает игумен Амфилохий (Кемень). Принятие лика Ангельского с именем Параскевы становится началом нового этапа в ее жизни. Ее героическая боголюбивая душа жаждала подвига, теперь уже созидательного.

http://sobory.ru/article/?object=26553

Грамота дана в сентябре 1150 г. 142 . Дадите Господу Богу вашему славу, прежде даже не смеркнется (Иерем.13:16), учит пророк Божий. Блаж. кн. Ростислав поступал по учению откровения Божия; За счастье земное благодарил Господа и блага земные употреблял в славу имени Божия; для него прежде всего и выше всего была слава Божия. В 1154 г. призван он был на великое княжение Киевское. Когда умер дядя Вячеслав, он роздал всё имение его заведениям Богоугодным; «созвав мужей отца своего, тиунов, ключников, приказал им принести всё имение Вячеслава-одежду, золото, серебро, и начал раздавать монастырям, церквам, темницам и нищим»; себе оставил из наследства один крест покойного. – «Лишась в том же году Киевского престола и едва не потеряв жизни в сражении, он возвратился в Смоленск 143 . В 1158 г. князья снова призвали его на великое княжение, и Киевляне (1159 г.) приняли его с восторгом. Первым делом его было теперь заключить союз любви с Черниговским князем Святославом, с юных лет неприязненным ему. Суздальский князь Андрей выгнал сына его из Новгорода, и Ростислав перенёс обиду великодушно. – Злобный князь Изяслав Данилович с хищными Половцами то там, то здесь разорял южную Россию, наконец ворвался в Киев; добрый Ростислав удалился в Вышгород; неприятель преследовал и тут Ростислава, но нашёл себе смерть; Ростислав не мстил неверным союзникам своим. С таким же великодушием простил он Мстислава Волынского, оскорблявшего его не раз своеволиями. Оставаясь с полным уважением к патриарху, он заставил однако Константинопольский собор принять за правило не посылать в Россию митрополита помимо её желаний. Заботясь об общем благе, склонил всех князей содействовать безопасной торговле Русских с Грецией 144 . В 1168 г., не смотря на старость свою, отправился он в Новгород, чтобы утвердить там сына своего Святослава. На дороге Смоленские послы встретили его за 300 вёрст от Смоленска; потом жители всех сословий приняли его с подарками: так любили добродетельного старца-князя в Смоленске. В Великих Луках взял он клятву с послов Новгородских забыть неудовольствия на сына, его и разлучиться с ним одной смертью. Больным прибыл он на возвратном пути в Смоленск. Сестра и сын уговаривали его остаться и в Смоленске, чтобы быть погребённым в храме, им созданном. «Везите меня в Киев, отвечал он; если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Феодора; если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и св. Феодосия, постригусь в Печерском монастыре». Князь Ростислав, окружённый счастьем, не пленялся ничем земным. Никогда не искал он власти, а только принимал её, когда вручали, и притом как тяжесть. Незлобие его прощало всё другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах перед Богом и забывал о том, чем должны ему другие. Он постоянно заботился о том, как угодить Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Для нас этот постриг стал как бы некой точкой отсчета или «зернышком» возрождения. Все почувствовали, что идеал монашеской жизни не угас, и этот огонь загорается в новых людях.      Что касается Устава богослужебной жизни, мы его взяли из Оптиной пустыни. Богослужебный день братии начинается с чтения молитв из утреннего правила, полунощницы и молебна перед чтимой святыней. В Оптиной он совершается перед мощами преподобного Амвросия, у нас – перед чудотворной Грузинской иконой Божией Матери. Затем идет Литургия, вечером – вечерня, повечерие и утреня. Не во всех монастырях служат каждый день повечерие, но мы служим. И обязательно с каноном Божией Матери – по Богородичнику – соответственно гласу Октоиха и дню недели: 56 богословски насыщенных текстов, творения древних песнотворцев. Раз в неделю, в субботу, совершаем вечернее правило с чтением молитв к исповеди и причастию. Вся братия исповедуется и на следующий день, в воскресенье, причащается. Также все причащаются на великие праздники и престольные праздники обители. Исповедуется братия у меня. Как написано в «Положении о монастырях и монашествующих» (и к чему, кстати, пришли после долгих дискуссий), духовником в монастыре должен быть игумен, если братии не так много. Если много, тогда игумен может избрать себе помощника. У меня тоже есть помощник в окормлении братии – иеромонах Макарий (Семенов), однако тех, кто только пришел – трудников и послушников, – я стараюсь исповедовать сам, чтобы знать внутренний мир человека и, пока он «младенец» в духовном плане, помочь ему. А когда укрепится, можно его немножко отпустить. Эту практику мы переняли из Оптиной пустыни, где, как я уже говорил, наместник отец Венедикт сам вел новоначальных. Брал человека и, образно говоря, словно бриллиантику после огранки, находил ему достойное место в короне. Отец Гавриил, назовите, пожалуйста, число насельников в Раифской обители.      Сейчас в постриге тринадцать человек, шесть послушников в подряснике и около пяти трудников. Но трудники меняются.

http://pravoslavie.ru/125923.html

Затем игумен осыпал его выговорами, наказаниями, приказал отобрать у него лучшую одежду и снабдить старой в заплатах, ставил на поклоны перед всей братией. Испытуемый остался тверд и непоколебим, не произнося ни слова ропота, все терпел и продолжал просьбы о затворе. Настоятель благословил вначале затвориться в жилой келии, но там по ночам его охватывал ужас, мешавший молиться. Всей душой Иоанникий стремился в меловую скалу, где не чувствовал ни страха, ни уныния и никакого смущения. После нескольких суток полного затвора его нашли со светлым лицом, нисколько не ослабевшим духом и телом. Келия была совершенно тесная и низкая, своды не выше человеческого роста, свет проникал через узкую скважину, пробуравленную в скале. Холодная и сырая, она напоминала собою ледник: возбуждала в теле лихорадочный озноб. Все убранство составлял деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику после бдения молитвенного. Он носил тяжелые железные вериги и власяницу, угнетавшие тело тяжестью и остротой Еще имелся небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок вместо стула. Кувшин для воды, гарнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада удовлетворяли все жизненные потребности затворника. Он носил тяжелые железные вериги и жесткую власяницу, угнетавшие тело тяжестью и остротой. Сырость была такая, что одежда служила недолго, истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах затворника, уязвляли до крови тело и нарушали покой. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души. Иисус да шествует с тобой Молитвенное правило о. Иоанникия включало 700 поклонов земных, 100 поясных, молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник. Святых Христовых Тайн он приобщался в соседней пещерной церкви Иоанна Предтечи, где по вторникам служили Божественную литургию. Братия монастыря обвиняли затворника в гордости и глумились над ним, все ожидали, что его уединение добром не кончится. Но было заметно лишь значительное духовное преуспеяние.

http://pravoslavie.ru/108687.html

Затем следует такое описание страданий мученика: «Во время благочестивого великого князя Василия Иоанновича, нечестивые татары опустошали Нижний Новгород и взяли многих в плен. В том числе взят был Богобоязненный Иоанн, который с юности жил по заповедям Господним. Его привели в Казань и по разделу пленников достался он царскому родственнику Алей-Шпуру. Этот князь назначил его в число слуг своих. Блаженный верно служил господину своему; проводя день в услугах, ночью становился на молитву и оставался почти без сна; много приходилось выслушивать ему насмешек и обид, – он переносил всё терпеливо. Наконец князь и его мулла вздумали отвлечь его от святой веры и сделать поклонником Магомета. Но Иоанн объявил пред всеми, что он исповедует Христа Иисуса Господом и Богом своим, а учение Магомета считает заблуждением. Святому связали руки ремнём и повели на гору, туда, где Русское кладбище. Здесь угрозами мук заставляли отречься от Христа. А он, невзирая ни на какие угрозы, повторял, что он – христианин. После долгих угроз и брани Алей-Шпур велел отсечь голову Иоанну. Его ударили по шее, и он упал навзничь; голова не была отсечена; удар рассёк шею; но изуверы изранили тело его несколькими ударами меча, а чрево пронзили насквозь. В тот день был сильный мороз. Святой лежал полумёртвым на месте с первого часа дня до ночи; лёд растаял около святого, и в последний час дня развязались руки его. Святой встал, оградил себя крестным знамением и, поддерживая голову рукой, пришёл к боярским детям великого князя. Он рассказал всё, что претерпел он от татар, и они прославили Бога. Ночью святой просил священника прочесть правило и причастить его святых таин; Христов исповедник провёл всю ночь без сна, в слёзной молитве, а утром предал Господу дух свой. Дом, где лежало тело святого, исполнился благоухания, так что все христиане изумлялись величию Божьему, прославившему угодника Своего, нового мученика Иоанна. Честное страдальческое тело его положили на старом Русском кладбище» 255 . Святой страдалец и тогда, как совершил подвиг исповедничества и вытерпел муки за Господа Иисуса, считал для себя нужным приобщиться тела и крови Господа Иисуса. Как же осмеливаются известные люди довольствоваться какой-то скитской исповедью своей, каким-то своевольным благочестием, и не хотят тайны животворящей? Несчастные не понимают, что ставят себя в положение иудеев, пренебрегающих небесной пищей Сына Божия! Не понимают, что остаются безжизненными древами, готовыми в пищу вечному огню. Господь сказал: «истинно, истинно говорю вам, если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И тот же преподобный Серафим, которого все мы хорошо знаем, который дает нам много назидания, дает дух утешения, который говорит о крестном знамении, учит нас, прежде всего, призывать в помощь Матерь Божию. Мы знаем Серафимовское Богородичное правило: Богородице Дево, радуйся! Благодат ная Мария, Господь с Тобою… И вот видите, в этом тропаре прославляется Матерь Божия и говорится: …яко Спаса родила ecu душ наших. Спас — Спаситель, Он искупил нас на Кресте, поэтому в самой этой молитве и Крест тоже поминается, как бы соединяются этим два крыла у Бога: призывание Матери Божией и крестное знамение. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы Промыслом Божиим у нас в какое время бывает? Я имею в виду нашу жизнь обычную, земную. Вот ведь не задумываешься над тем, что этот праздник приходится на то время, которое по-простому, по-русски называют «бабье лето». Осень вроде, а говорят: лето. Я не знаю, имеет ли это отношение непосредственно к празднику, я просто так говорю сейчас, размышляю, простите. Но все-таки ведь это так, именно в это время у нас заканчиваются все работы. Женщины трудились в основном на полях. И примерно к этому времени можно немножко передохнуть, и как раз первый праздник во время этого отдыха — благодарность, благословение, прославление Матери Божией. Вот настолько это просто… Смотришь: а это как, а это как получается? А получается так, как есть. Действительно, это удивительно всё… Вообще жизнь настолько замечательна по своему многообразию таких сочетаний, которые показывают непостижимые пути Промысла Божия. Вот первый праздник года — Рождество Пресвятой Богородицы: родился Младенец, начало всего спасения, Матерь Божия родилась. А начало церковного года — первого сентября. Так ведь начало это сохранилось только у детей: начало нового учебного года — первого сентября. Если бы сохранился старый стиль в нашей жизни, то был бы вместе с церковным. Дети, младенчество… Все это как бы объединяется: тут и Рождество Пресвятой Богородицы , и начало церковного года, и учебного, и «бабье лето». И, если посмотришь, все это оказывается в одном духе. Небо и земля — все соединяется в одном. Настолько, действительно, прекрасна наша православная жизнь, когда она идет так, как ей подобает. А мы теперь искусственно среди зимы наряжаем елку для того, чтобы отпраздновать так называемый гражданский Новый год. А здесь — ничего не нужно, вся природа наряжается, все творение Божие украшается. Ведь какая она красивая, осень. Новый церковный год встречается этой красотою. Тут и наряды, с одной стороны, тут и плоды — ну, всё! Настолько пре красно, Господи, какая же красота! А люди заблудившиеся, ушедшие от веры, говорят, что вера уводит от жизни, что жизнь какой-то серой становится, безрадостной. Да нет, наоборот! Столько радости, и жизнь во всей полноте раскрывается, когда человек смотрит вот так на всю эту жизнь. Этот взгляд все обнимает, все оживотворяет.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

Императрица умерла. Император Юстиниан, сохранив уважение к высоким качествам Анастасии, велел искать её везде, с приглашением возвратиться ко двору. Когда слух о том дошёл до Александрии и до Анастасии, Анастасия сильно встревожилась распоряжением царя. Она полюбила уединение; любовь к Господу возросла в ней, а двор царский казался ей теперь только жилищем смут, интриг, тревог, то вовсе бесполезных, то решительно вредных для души; по крайней мере для себя самой считала она теперь жизнь придворную невыносимой. Боязнь быть принуждённой возвратиться ко двору заставила её бежать в глубокую пустыню. Ночью оставила она свой монастырь. Отыскав авву Даниила, начальника скитников, бросилась к ногам его, рассказала ему всё и просила помочь ей. Авва, помолившись, дал ей одежду послушника и с именем евнуха Анастасия, запер её в пещере; он дал ей правила, по которым должна она жить. Самое главное правило было – не покидать никогда пещеры, ни под каким предлогом, и не принимать никого к себе. Одному из поспутников приказано было доставлять евнуху Анастасию раз в неделю хлеб и сосуд с водой, ставить это у пещеры и удаляться не произнося ни слова. Анастасия, жившая прежде в роскоши и в почестях, в неге и шуме двора, жила теперь в суровом посте, с лишениями крайними, в уединении глубоком. Твёрдая душа выполняла правила аввы со всей точностью. Один Бог знает, и Он Благий оценил скорби и борьбы, какие пришлось переносить затворнице. Так прожила она 17 лет 117 – и стала сосудом Духа Святого. Господь открыл рабе Своей день смерти её. На черепке начертала она слова: «честный отец, возьми с собой ученика, приносившего мне хлеб и воду; принесите орудия, чтобы предать земле чадо твоё, евнуха Анастасия». Тогда же Бог открыл и авве близость кончины Анастасии; он послал послушника к пещере, и тот нашёл черепок с надписью. Пришедшие вслед затем авва и ученик нашли евнуха больным. Авва со слезами говорил: «блажен ты, брат Анастасий; памятуя о смерти, ты пренебрёг земной славой; помолись за нас ко Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

к новопостриженным с напутственным словом митрополит Николай. – Вы добровольно пришли сюда, отреклись от всего, что связывало вас с миром; но не думайте, что мир отрекся от вас… Вам еще будет предлагаться множество соблазнов явно или тайно, при помощи нашептывания или при помощи печатного слова. Помните одно – никогда не теряйте чувства молитвенного пребывания во Христе и Господе нашем Иисусе». В этой же нижней Рождественской церкви батюшка завещал на вечные времена читать денно и нощно неугасимую Псалтирь по усопшим, начиная с царских родов, иерархов Православной Церкви, благотворителей обители и кончая всеми просящими молитв о себе и присных своих. По заповеди преподобного Серафима, как и прежде, в церкви Рождества Богородицы горит неугасаемая лампада перед храмовой иконой и читается неусыпаемая Псалтирь. Чтение неусыпаемой Псалтири в церкви Рождества Богородицы прерывается лишь в Великую Среду и начинается в субботу Светлой седмицы. Богослужения совершаются здесь нечасто и, как правило, только для сестер Дивеевской обители. В этом храме бывают ранние литургии в Богородичные праздники, в дни памяти преподобных жен Дивеевских. Каждое утро здесь служится славление у мощей преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. Ежедневно с 8 до 17 часов открыты двери для желающих поклониться святым мощам дивеевских угодниц Божиих. Из церкви Рождества Богородицы обычно отправляются сестры на постриги. На южной стене храма Рождества Богородицы помещены старинные иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Этот деисусный чин был подарен преподобным Серафимом для украшения Рождественских храмов. В 2010 году храм Рождества Богородицы был расписан художниками творческой мастерской «Царьград» (г. Москва) под руководством Дмитрия Трофимова при участии дивеевских сестер и специалистов московской мастерской «MarmorTec». Стены покрыты сусальным золотом. Золото – символ Божества, Божественной славы, Божественного света. Это нетварное небо – Царствие Небесное. Все говорит о том, что здесь наша жизнь не заканчивается. Благодаря этой символике нам передается радость о том, что существует Царствие Божие. Росписи посвящены земной жизни Пресвятой Богородицы и дивеевской истории.

http://sobory.ru/article/?object=16529

«Когда же все это так, откуда явились раздор и разделение? Кто посеял на римской ниве такие плевелы? Подлинно много у вас творится дерзостей. Из многого предложу я любви твоей немногое: «Во первых пост субботний соблюдаете незаконно. Потом первую неделю, отделяя от великого поста, заставляете народ есть молоко, сыр и другую вседневную пищу. Отвергаете иереев вступивших в законное супружество. Тех, которые миропомазаны пресвитерами, в другой раз помазываете, как будто это должны совершать не иереи, а епископы. Не говорю о опресноках: это явная принадлежность иудейского служения и веры. Всего хуже то, что вы осмеливаетесь изменять св. символ, утвержденный вселенскими определениями, и говорите, что Дух св. происходить не только от Отца, но и от Сына»... Представив потом опровержение каждого из выставленных своеволий запада, в обличение произвола о св. Духе говорит: «изумительно и страшно, как дерзаете вы изменять веру 318 св. отцов и св. вселенских соборов. От конца до конца вселенной, во всех христианских церквах, поется единогласно: «веруем и в св. Духа, Господа животворящаго, от Отца исходящаго, со Отцем и Сыном споклоняемаго и славимаго». Для чего вы не говорите так, как все христиане, а делаете прибавление? Вы вводите новое учение. Но апостол говорит: «иже благовестит вам паче, еже приясте, да будет проклят» ( Гал.1:8 ). О! да не услышите вы над собою сего проклятия! Истнано страшно изменять и портить святое писание, хотя бы одною иотою или одною чертою! Уже ли не понимаете, как велик этот соблазн? Вы вводите две причины, два начала для св. Духа; вы унижаете достоинство Его в впадаете в ересь Македония». В заключение всего пишет: «прошу и молю и припадаю в священным ногам твоим, – исправитесь во всем этом, особенно же относительно опресноков и указанного недостатка, так как то касается св. причащения, а это пагуба для чистой веры. Прости написавшего тебе это»... «Иоанна митрополита русского, нареченного пророком Христовым церковное правило», писанное для черноризца Иакова, долго оставалось в составе правил Церкви русской, как объяснение правил вселенской Церкви в применении их к нуждам русской Церкви 360 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010