2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3150.   4 .         Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Богородичное правило» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Богородичное правило». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3151.   5 .         Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Православный молитвослов» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Православный молитвослов». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3152.   6 .         Заявитель: М. Ю. Тихомиров. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «О воспитании детей - словами святых отцов и подвижников благочестия» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «О воспитании детей - словами святых отцов и подвижников благочестия». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3153.   7 .         Заявитель: М. Ю. Тихомиров. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «О грехе осуждения - словами святых отцов и подвижников благочестия» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «О грехе осуждения - словами святых отцов и подвижников благочестия».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Образовательные Чтения как главный церковно-государственный форум О некоторый особенностях XVI Богородично-Рождественских образовательных чтений 20.11.2013 264 Время на чтение 11 минут Третий год основные мероприятия Богородично-Рождественских образовательных чтений проходят в региональной столице, которая становится в дни Чтений притягательным центром духовной культуры не только для калужан, но и для почетных гостей из других регионов. Третий год гостеприимно распахиваются двери Концертного зала областной филармонии для делегаций, приезжающих из всех благочиний. Третий год расширяется география Чтений - выездные заседания на этот раз проходили в одиннадцати местах. В программу включаются мероприятия новых направлений, форм и жанров, обсуждение ключевых вопросов приобретает черты живой дискуссии заинтересованных участников. На итоговом заседании на этот раз ярче проявилась культурная норма совместной рефлексии представителей Церкви и государственной власти, а предложения участников Чтений были более конкретные. Нельзя не отметить и такой существенный факт, как участие в подведении итогов работы Чтений Руслана Владимировича Смоленского, заместителя Губернатора области, председателя Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. Назовем некоторые особенности нынешних Чтений, шестнадцатых по счету. Они не только в теме «Православие, культура и образование. XXI век». Не только в юбилейных датах, которым Чтения посвящались: это 1025-летие Крещения Руси, 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, 400-летие Дома Романовых. Своеобразие Чтений, концепция которых разрабатывается при личном участии Владыки Климента и при деятельном участии в мероприятиях Чтений Губернатора нашей области Анатолия Дмитриевича Артамонова, в том, что Чтения становятся главной дискуссионной площадкой региона по ключевым вопросам современности. Эта новая форма диалога Церкви с обществом, государством, возникшая в начале 90-х годов, успешно развивается в нашем регионе.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/21/...

По обнародовании царского указа, бесчисленное множество христиан в городах и селах избито слепою чернью, направляемою магами; в числе погибших находился и любимый евнух царя, Азад, скончавшийся за веру. Узнав о том, царь велел остановить общее гонение и искать для суда только учителей и вождей христианской веры. Тогда маги и жрецы усердно проходили страну, ища епископов и священников. Взят был и восьмидесятилетний Акепсима, епископ города Наессона, в округе Гонитов (под митрополиею Арбелы). Когда взявшие вели его из дому, некто из домашних сказал ему на ухо: «завещай что о доме твоем»; Акепсима, указав рукою на дом, отвечал: «это уже не мой дом, потому что иду теперь к дому небесному». В Арбеле предоставлен он был на суд, и правитель спросил его: «христианин ли он?» Акепсима подтвердил это и прибавил, что чтит истинного Бога. Правитель продолжал: «справедлив ли слух, что ты в этой стране учишь противно воле царя царей?» Акепсима: «все, тобою о нас слышанное, правда; я проповедую людям единого Бога и приходящим ко мне советую оставить нечестивые пути свои и обратиться к Нему, как в свящ. книгах наших написано». Правитель: «слышал я, что ты человек мудрый, и теперь вижу, что ты уже достиг глубокой старости; отчего ж ты поступаешь несмысленно и не чтишь солнце, которому покланяется весь Восток?» Акепсима: «весьма неразумно поступает вся восточная страна, что оставляет Творца и почитает тварь. Вы ее вводите в заблуждение своим лживым учением о многих богах». Правитель: «ложным ли называешь истинное учение, которого царь держится?» и грозил за то смертию. Акепсима: «в чем же истинность вашего учения, когда оно прямо отвергает истину, боготворит преходящее и сотворенное?» Допрос был прерван, и Акепсиме предложено воздать честь солнцу, иначе подвергнется страшным мукам и пыткам, не смотря на престарелый возраст. Акепсима: «загради свои нечистые уста, нечестивец, и не говори больше. От ранней юности воспитан я в истинной вере и, дождавшись седины, считаю долгом не обесчестить своего доброго имени». Последовало бичевание исповедника суковатыми палками столь жестокое, что земля обагрилась кровию. И затем опять представлен был исповедник мучителю, который спросил его: «где ж Бог твой? Пусть придет и избавит тебя от рук наших!» Акепсима: «Бог мой при мне и может избавить меня от нечестивых рук твоих; но я прошу Его не об этом, а о терпении и достижении венца жизни. А ты не хвались, потому что ты цвет увядающий, трава высыхающая и уже теперь, при жизни, мертв, живя не для Бога, Творца твоего». Обложенный тяжкими цепями, он был отведен назад в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И. Сахаров Содержание I. Литература церковного пения А. Источники рукописные Б. Печатные источники Ι. Αкты II. Ученые исследования II. Памятники русского церковного пения А. Рукописные нотные книги I. Стихирарь II. Кондакарь III. Демественник IV. Минеи служебные V. Минея праздничная VI. Триодь постная VII. Праздничник VIII. Ирмологий IX. Октоих X. Обиход годичный церковного пения XI. Псалтирь XII. Литургия XIII. Всенощник XIV. Стихиры Евангельские XV. Крестобогородичны и Богородичны Минейныя Б. Печатные нотные книги 1. Ирмологий 2. Οктоих 3. Обиход 4. Праздники В. Теория пения 1. Азбука 2. Сочинения Курского Епископа Феоктиста III. Русские церковные песнопения II. Правила пения А. Правила пения по крюкам Б. Правила пения по пометам III. Русские церковные напевы А. Напевы греческие Б. Напев Болгарский В. Русские напевы     Церковное песнопение существует в России более семи столетий. Отцы наши приняли его от греков и болгар и передали нам во всей чистоте. В наше время мы смело можем сказать, что Русское пение имеет свою историю, свои памятники, свою литературу. Его история представляет нам разные эпохи: процветания, упадка и возрождения. На памятниках священного песнопения находим произведения: Греческие, Болгарские и Русские. Из литературных произведений открываем участие людей в процветании сего Искусства в России, в образовании новых творений для возстановления пения, в изследовании событий. С этой только точки зрения мы можем находить в церковном песнопении: учение стройное, достойное своего назначения. Искусство, развитое в совершенстве; самостоятельность, доказанную семивековым существованием. Полное изучение Русского церковного пения возможно только при обозрении разных источников. Критическое исследование памятников сего Искусства еще только начинается в наше врсмя. Α сколько представляется впереди приготовительных работ? Нам нужно: разсеять разные предубеждения, составленные об этом Искусстве в последнем столетии. Нам нужно: составитъ полное собрание рукописей с крюковыми нотами, которого доселе не видим ни в одной Русской библиотеке, и без которого невозможно написать Историю Русского пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

13-е Святой мученицы Акилины Акилина, уроженка города Библоса (нын. Есбил в Финикии), осиротела от отца через год по рождении и матерью своей воспитана в христианском благочестии. Когда Акилине минуло десять лет, правителем (проконсулом) Палестины сделался некто Волузиан, великий ненавистник христиан. Это было на седьмом году царствования Диоклитианова. Многие христиане пострадали тогда от правителя. В то время Анилина увещевала сверстниц своих познать истинного Бога и отвергнуть ничего не стоящих идолов. «Какого же Бога ты почитаешь?» – спрашивали её – «Бога единого, Который сотворил небо и землю и всё, что существует», отвечала она. – «Мы слышали», говорили подруги, «что ваш Бог распят Иудеями на кресте?» – «Смерть над Ним не имеет власти», говорила Анилина; «не только Сам Он воскрес, но и всех, верующих в Него, оживляет, искупляет от смерти и спасает. Он есть Спаситель всего рода человеческого, возрождает нас в новую жизнь и имеет снова прийти во славе, когда настанет общее воскресение». «Но почему-ж Иудеи, из рода коих Он был, не признают Его?» спрашивали юные язычницы. «Потому что они не возлюбили добра и истины». Так и подобным образом часто беседовала святая с сверстницами своими. И вот один из рабов правителя доносит ему, что есть в городе некая двенадцатилетняя девица, которая открыто поносит богов и проповедует распятого Господа. Проконсул приказал представить её к себе, а это было уже на втором году его управления, и сказал ей: «ты ли противишься царским повелениям, соблазняешь других не чтить богов наших, а покланяться распятому человеку? Принеси жертвы бессмертным богам; иначе я предам тебя мукам!» «Не боюсь мук», отвечала девица; «потому что верую в Спасителя, венчающего веру». «Пощади юность свою», говорил тот: «ты лишишься жизни, и Бог христианский не поможет тебе». Святая отвечала: «не прошу у тебя милости; она отлучит меня от Бога моего». Тогда Волузиан велел бить её по лицу и затем, обнажив, бичевать без милосердия. Он наконец предложил ей несколько дней свободы, чтобы она одумалась, но Анилина не пожелала и один час сомневаться в исповедании своём. После этого разожжённым железом пронзили голову мученицы сквозь уши и наконец обезглавили (в 293 году). Мощи её впоследствии были перенесены в Царьград. Св. Трифиллия, епископа Левкусийского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

15-е Св. муч. Гурия, Самона и Авива Гурий и Самон, урожденцы города Едессы, в гонение Диоклитианово и Максимианово удалились в некое пустынное место, не переставая угождать Богу и наставляя в вере, кого могли. Узнал о них правитель Антонин и велел разыскать их. Посему взяты были Гурий и Самон и с ними множество верующих. Антонин велел всем принесть жертву идолам; но ни один не захотел отступать от Господа. Тогда, помыслив, что если преклонит учителей к отступничеству, то и прочие последуют их примеру, приказал высечь розгами всех остальных и отпустить, а Гурия и Самона оставить на истязание и заключить в темницу. В это время прибыл в Едессу сановник Музоний, нарочито посланный для наблюдения за исполнением указов о христианах. Он потребовал их на суд и, после жестоких пыток, велел обезглавить (304 года). Авив диакон пострадал там же, лет чрез пятнадцать после Гурия и Самона, именно – в гонение Ликиния. Гонение касалось преимущественно распространителей веры христианской. Узнавши, что его ищут для суда, Авив добровольно явился к градоначальнику и был предан пыткам железом, а потом и огнем. В сих муках и предал душу свою Богу (около 320 года). Верные похоронили его у мощей Гурия и Самона. Господь прославил святых мучеников многими чудесами, содеянными по вере прибегавших к ним с молитвою; из них вспомянем одно преславное. В 395 году полчища Гуниов Ефталитов (так называемых белых Гуинов, или Гайтал, в нынешних Мерве и Афганистане) делали великие опустошения в Сирии и Месопотамии, угрожали и городу Едессе. Император, для усиления стоявших там войск Греко-Римских, послал новые полки туда. В числе воинов, прибывших в состав гарнизона Едесского, был и некто родом Готф. Он жил в доме вдовы, именем Софии, которая имела единственную дочь, прекрасную душою и телом, воспитанную в страхе Божием. Случилось же тому Готфянину увидеть Евфимию (как называлась дочь вдовы); прельстившись красотою ее, он просил мать отдать ему дочь в жену. Но мать оказала: «не отдам единственной дочери моей в чужую землю; ты – человек иностранный и отведешь ее в свою землю, а я останусь в печали и горести, потому что не могу жить без нее». Он же, то угрозами (потому что был влиятелен по чину своему), то ласками и мольбами, то и подарками, как человек не бедный, не переставал склонять вдову согласиться на брак. А как дошли до ней слухи, что навязчивый жених имеет уже жену на своей родине, то она сказала ему: «я слышала, что у тебя есть жена и дети в твоей стране». Готф, плененный красотою девицы, с клятвою именем Божиим заверил, что никогда не имел жены, что любит только дочь ее и сделает ее госпожою всего имения своего. София поверила обманщику и согласилась на брак, предав себя воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

22-е Св. муч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа) и других с ними Некто Евтолмий, посланный в Понтийскую страну для преследования христиан, в местечке Карпен умертвил Зотика с учениками его, а возвратившись в Никомидию схватил Агафоника, происходившего из знатного рода Гиппасиева, и обращенного им в веру Христову принкипса, то есть первенствующего члена Сената (princeps senati), и с другими христианами, в числе коих были Зенон, Севериан, Феопрепий и Акиндин, повел во Фракию, где тогда был император Галерий (308 года). На дороге, в местности Потама, умертвил Зенона, Феопрепия и Акиндина, потому что уже не могли идти от прежде наложенных ран и истощения, а близь Халкидона – и св. Севериана. Агафоник же с другими приведен в Силиврию, предан пыткам и обезглавлен с другими, по приговору Галерия. Св. Агафоника мощи еще во времена Констанция императора перенесены в Константинополь и положены в храме его имени, а глава осталась в Силиврии. Филофей, архиепископ Силиврийский XIV века, почтил св. Агаеоника похвальным словом, из коего приводим здесь нечто (Migne Patrologiae Graecae tom. 154). «Из прежних философов, ораторов церковных и других, искусных в слове, никто не почтил нарочитым словом подвигов венчанного мученика Агафоника; но когда другие прошли молчанием достойное незабвенной памяти, я восхвалю их. Хоть сознаю себя не красноречивым, даже весьма неспособным к этому делу, но никто из вас, думаю, не обвинит меня в суетной дерзости. Не из желания пустой славы, не из какого либо дурного побуждения, но из почтения к мученику, для назидания и утешения жителей города начну речь, а вы, уповающие на предстательство мученика, послушайте. Если бы о ком другом шла речь, то может быть и справедливо нашлось бы место порицанию: а когда говорится о делах христианского мужества, то справедливо и вам радоваться вместе со мною». «Прежде всего прилично сказать об отечестве святого; и так как два города присвояют его, один, как родивший его и воспитавший, другой, как предоставивший ему пальму свидетельства о Христе и венец победы, в котором сохраняется и священная глава его, подающая многие исцеления царям, князьям и всем притекающим с верою: то, по правилам ораторской речи, надлежит сказать о сих славных городах, что в них есть общего и что свойственно каждому в отдельности».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

23-е Св. десяти мучен. в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста Сии мученики, уроженцы разных городов, собранные и представленные на суд правителя острова Крита, как ревнители христианской веры, были преданы им на истязания. Испытав над ними всевозможные роды мук, которые в продолжении тридцати дней они мужественно выносили, оставаясь непоколебимыми в своей вере, правитель велел их обезглавить. Это было в 251 г., во время гонения на христиан от императора Декия. Отцы собора, бывшего в Крите в 458 году, говорят в письме к императору Льву, что «их остров до сих пор был охраняем от заблуждения ходатайством этих святых мучеников» 346 . – Впоследствии мощи их были перенесены в Рим. Память их совершалась и в Цареграде, в храме св. Стефана. Преп. Нифонта, еп. Кипрского Сын богатых родителей, родом из Пафлагонии, Нифонт, получив хорошее домашнее воспитание, получил от родителей также и средства для дальнейшего своего научного образования в Константинополе. Велика сила хорошего образования, но, к сожалению, не всегда она может оградить человека от подчинения иной силе, также неотразимо действующей на него, если он недостаточно бодрствует, чтобы удаляться от неё: удаляться от влияния порочных людей. Так и Нифонт, сблизившись неосторожно с порочными товарищами, увлёкся дурными примерами до такой степени, что не только забыл все добрые внушения своих воспитателей, но и утратил, казалось, всякое помышление о Самом Боге... Не красит человека безнравственная жизнь. Она безобразным клеймом отпечатлевается на всей его даже внешности. Так было и с погрязшим в омуте нечестивых развлечений молодым Нифонтом. – Но ещё не угасла в нём последняя искра добра, заронённая в сердце его хорошим воспитанием. Не утратил Нифонт вполне стыда, который внезапно пробудился в нём при встрече однажды с одним из своих прежних хороших товарищей, и при словах, которые невольно вырвались у того при взгляде на его обезображенное лицо, отражавшее безобразную жизнь, которую он вёл...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

5-е Св. мученицы Харитины Маленькая девочка Харитина, оставшаяся сиротой, была взята неким богатым и сострадательным человеком Клавдием и воспитана им, как дочь. Когда она пришла в возраст, то отличалась не только красотой телесной, но и добротой нрава, кротостью, целомудрием, разумом и верой во Христа Бога. Верующие, которые посещали её, радовались о ней, а неверующим она проповедовала о Христе и указывала путь истины. Настало гонение Диоклитианово, и комит (округа начальник) потребовал её на суд, вследствие доноса о её христианской ревности. Он спросил её: «правда ли, что ты – христианка, и прельщаешь других, приводя их к той же вере?» Харитина отвечала: «действительно, я христианка; но не прельщаю людей, а от прелести отвращаю, и от вашей нечистой веры привожу ко Христу моему». То слышав, правитель велел бить её нещадно и отослал на суд к правителю области. Этот после напрасных убеждений отречься Христа велел остричь волосы ей, сыпать горячие уголья на голову и всё тело, и наконец осудил на растление (так часто поступали судьи, особенно в Египте). Но святая помолилась Господу и скончалась, сохранивши девство непорочным. Тело её было вложено в мех с песком и брошено в море; но через три дня морские волны вынесли его на берег, и Клавдий похоронил его. Св. священномученика Дионисия, еп. Александрийского Дионисий родился в г. Александрии от родителей – язычников; обращён в христианство уже в зрелых годах, под влиянием Оригена , к которому он был всегда сердечно расположен. Впрочем, сам Дионисий говорит о себе, что «обратился ко Христу путём свободного исследования, беспристрастно испытывая учения человеческие». Став после Оригена наставником в Александрийском огласительном училище, а по смерти Иеракла (пам. 15-го окт.) епископом Александрийским (в 247 г.), Дионисий, по-прежнему, читал и исследовал сочинения еретиков и отвергал их системы не прежде, как по личному убеждению дознавал их несостоятельность. Такое произвольное отношение Дионисия к подобному предмету приводило в сомнение одного пресвитера, который поэтому и предупреждал его, что близкое знакомство с еретическими книгами, доставляя случай осваиваться с ложными понятиями, может вредно отразиться на своём собственном образе мыслей. Как бы в разрешение этого вопроса Дионисий имел видение, в котором ему было возвещено, что он может читать еретические книги, как способный обсуживать подобные предметы; при этом ему указано было и на то, что, и первоначально действуя таким образом, он приобрёл случай к обращению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А.А. Половцов Авраамий (Палицын), келарь Авраамий , до пострижения Аверкий Иванович Палицын, с 1608 по 1619 г. – келарь Троице-Сергиевой лавры, прославившийся соучастием в патриотических подвигах ее для освобождения отечества от поляков. Род. в половине XVI века, умер в Соловецком монастыре на покое 13 сентября 1626 года. Происходя из дворянской семьи Палицыных, Аверкий Иванович начал службу еще при Иоанне Грозном, а при сыне его подвергся в 1588 г. со всем своим родом опале. По времени ее можно догадываться, что Палицыны принадлежали к партии, в расчет которой входило расторжение брака царя Федора с Ириной Федоровной Годуновой вследствие ее бесплодия; но ни удалить царицу, ни ослабить влияние брата-правителя, Бориса Годунова, не удалось. Борис при поддержке духовенства, отказавшегося признать недействительным брак по бесплодию, приказал постричь княжну Мстиславскую и рассеял партию своих противников. Аверкий Палицын, отличавшийся способностями и характером, вероятно, и в этом раннем периоде своей деятельности оказался настолько опаснее других, что его не только удалили, но и насильно постригли в Соловецком монастыре (1588 г.). В монашестве условия служебных преимуществ для него не существовали. Через шесть лет в Москве при дворе переменилось многое. Борис уже мечтал о престоле и, устраняя обстоятельства, неблагоприятные его видам, находил для себя выгодным сближение с талантливейшими из бывших противников-честолюбцев. В 1594 г. и Аверкий Палицын, в монашестве Авраамий, был переведен в Троице-Сергиеву лавру, где было вверено ему в качестве строителя управление приписным к лавре Богородичным монастырем в Свияжске. Воцарение Бориса, кажется, имело влияние на отозвание из Свияжска Авраамия и оставление его сперва без выполнения послушания при лавре, а потом поручение управлять Троицким подворьем в Москве, где он и находился в год смерти царя Бориса. Перевод в Москву Авраамия относится к году опалы Романовых (1601 году), причем с него сняты и последние следствия опалы, так как предоставлено пользоваться наследственным имением, которое он и принес вкладом в обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010