Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 108. Праздничный канон Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, сегодня мы поговорим о полном, т.е. девятипесенном каноне. На вопрос, почему полный канон состоит из 9 песней, ответ вы уже знаете: потому что он тесно связан с библейскими песнями, которых всего 9. А вот, каков набор тропарей в полном каноне и отчего он зависит, это мы выясним сейчас. Для этого берем богослужебные указания и смотрим, сколько тропарей предписывается петь на утреннем каноне в ближайший воскресный день: 4 воскресных тропаря, включая ирмос (который поется единожды), 2 богородичных, праздника 4 и святых 4. Как видим, в воскресный день канон состоит из 14 тропарей. Сразу обратим внимание на то, что не всегда ряд тропарей представляет из себя один канон. Как правило, вследствие стечения в каждый день года нескольких памятей это число делится между несколькими канонами, когда на долю каждого приходится от 2 до 8 тропарей (в число которых входит иногда и ирмос). А вот на праздник Р.Х. предписывалось петь канон на 16. При этом в него входили два праздничных канона по 6 тропарей в каждом и два ирмоса, которые следовало петь по два раза каждый. Т.е. вместе с ирмосами получается опять 14 тропарей. Откуда это число? — Вспомните, еще в начале нашего разговора о каноне, была формулировка, что библейские песни количеством своих стихов регулируют количество тропарей! А так как эти песни разной длины, то нормой для количества тропарей была взята наименьшая 6 песнь – пророка Ионы ( Ин.2:3-10 ). Правда, если посчитать, то получается всего 8 стихов. Откуда же 14? Дело в том, что деление песен на стихи для богослужебного употребления большей частью не соответствует делению их на стихи в Библии. И 6 песнь в великопостной редакции делится на 11 стихов, к которым еще прибавляются (обязательные в конце каждой песни, как и в конце каждого псалма) две части малого славословия: «Слава», «И ныне». А если вместе с этим посчитать еще и начальный ирмос, то получается, что максимальным числом для канона может быть лишь 14 тропарей.

http://azbyka.ru/video/108-prazdnichnyj-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 88. Крестный ход Чрезвычайные и умилостивительные литии, о назначении которых мы стали забывать Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! От вас неожиданно поступил запрос рассказать подробней о той традиции, когда после выноса Креста на улицу совершались литии по всему городу, о чем было упомянуто на предыдущей нашей беседе. Скажу сразу, что отголоски такой традиции можно усмотреть не только 14 августа, когда Крест износится на середину храма, но и в других видах богослужения и разных ее элементах. Прямым образом данная традиция отражается в так называемых УМИЛОСТИВИТЕЛЬНЫХ ЛИТИЯХ, которые в народе именуются КРЕСТНЫМИ ХОДАМИ, и которые бывают вне связи с суточным богослужением и по чрезвычайным поводам. Совершается подобное шествие как правило с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаясь при этом молебнами о милости Божией. Первоначально подобного рода чрезвычайные литии были молитвами во время общественных бедствий в местах, где они случались. В русской практике поводами для данных литий служили не только эпидемии, но и такие обстоятельства, как начало или конец сельскохозяйственных работ, проливные дожди или засуха. Например, при засухе, крестный ход на поля происходил следующим образом: В назначенный день, после общей утрени и литургии, все брали образа и хоругви и в сопровождении священника с пением богородичных обходили кругом поле. При этом в пяти местах делались остановки и служились молебны – 1ый молебен посвящали Спасителю; 2-ой — Божией Матери; 3-ий — свт. Николаю; 4-ый — прор. Илье. 5ым был молебен о дожде с водосвятием и коленопреклонением. По окончании все прикладывались ко кресту и священник кропил св. водой поля в сопровождении общего моления. Известный духовный писатель митр. Вениамин (Федченков) в своих воспоминаниях подробно описывает такого рода литии, говоря, что из своей жизни не помнит случая, чтобы они оставались без исполнения. Подобные крестные ходы с молебнами совершались и в связи с другими причинами. Они могли включать в себя освящение колодцев, источников, совершение водосвятий на распутьях. Для этого даже ставили часовенки (или столбики с образком под кровелькой), как места остановок для крестных ходов.

http://azbyka.ru/video/88-krestnyj-hod/

Установление нобярьской и триодной памятей святителя. Вопреки распространенным в литературе представлениям (ср.: Meyendorff J.Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. P. 169; Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, N 2540) нет оснований считать, что патриарх Константинопольский свт. Филофей Коккин, автор первоначальных службы и Жития свт. Григория Паламы (по собственному свидетельству свт. Филофея в томосе Собора 1368 г.; см.: PG. 151. Col. 711), установил именно триодную память святого. Эти представления основаны, во-первых, на убеждении исследователей в неизменности практики литургического почитания свт. Григория Паламы; во-вторых, на атрибуции триодной службы свт. Григория Паламы свт. Филофею; в-третьих, на словах самого свт. Филофея, который в соборном томосе о замене локального почитания свт. Григория Паламы общецерковным проводит параллель между ней и историей прославления свт. Афанасия К-польского († после 1315), когда в неделю Торжества Православия в храм Св. Софии монахами-почитателями свт. Афанасия была торжественно внесена его икона, и только потом почитание святого было утверждено как общецерковное (PG. 151. Col. 712). Но последний из этих аргументов не может служить основанием для отождествления установленного в 1368 г. общецерковного почитания свт. Григория Паламы (см.: Rigo. 1993) с его триодной памятью — история с процессией с иконой свт. Афанасия в неделю Торжества Православия приведена свт. Филофеем лишь в качестве примера, а сам факт шествия с иконой святого в эту неделю (когда ежегодно совершалось шествие с различными иконами) вовсе не влечет за собой увязывание памяти святого с периодом Великого поста (так, память упоминаемого свт. Филофеем свт. Афанасия К-польского совершается 24 октября),— а исследование рукописей XIV–XVI вв. опровергло оба других аргумента. Во-первых,— как убедительно показал диак. (ныне прот.) Василий Волудакис в своем анализе данных греческой рукописной традиции (исследователь использовал лишь рукописи собраний Греции, но его выводы подтверждаются и на материале греческих рукописей др. собраний),— практика петь службу свт. Григорию Паламе во 2-ю неделю Великого поста возникла не ранее 2-й пол. XV в. (Boloudakes. S. 33–42; одно из наиболее ранних свидетельств о появлении этой практики, неупоминаемое Волудакисом, содержится в рукописи Vindob. Gr. Theol. 187. Fol. 72, ок. 1500 г.), тогда как ноябрьская память святого, напротив, была известна уже к последней четверти XIV в. Во-вторых, ноябрьское последование свт. Григория Паламы сохранилось уже в современных свт. Филофею рукописях и содержит в том числе 2 канона с именем Филофей в акростихе, а триодное последование свт. Григория Паламы известно по рукописям не ранее рубежа XV и XVI вв. и вместо канонов авторства Филофея, как правило, содержит другой канон — без акростиха в тропарях, но с именем Георгий в акростихе богородичнов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 26. Домашние заупокойные моления Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Вчера (в связи с Радоницей) мы начали разговор о том, как и по каким правилам совершать заупокойные моления. Этот разговор мы продолжим. И сегодня поговорим о тех заупокойных последованиях, которые не входят в круг общественного богослужения. Начнем со знакомства с двумя канонами за усопших, предназначенные для домашнего употребления: 1. КАНОН ЗА ЕДИНОУМЕРШЕГО. 2. КАНОН ОБЩИЙ ЗА УМЕРШИХ. Первый можно найти в Следованной Псалтири Второй — в Октоихе (на 8м гласе на утрени в субботу). Их сегодня можно найти и на различных сайтах, а в старину они печатались вместе отдельной книжкой и с соответствующим последованием для удобства пользования. Кстати, упомянутая Следованная Псалтирь – один из примеров удобного сборника для ежедневного совершения храмовых или домашних богослужений. Более понятное для нас именование ее — ПСАЛТИРЬ С ПОСЛЕДОВАНИЯМИ, где (кроме псалмов) имеется в качестве приложения ЧАСОСЛОВ, причем, полный не только с Часами, но и междочасиями, МЕСЯЦЕСЛОВ со тропарями и кондаками на все дни богослужебного года, включая и период Триоди, и Октоиха, и даже есть из общей Минеи. В конце еще дается правило ко Святому Причащению со всеми относящимися к нему КАНОНАМИ И АКАФИСТАМИ, как в «Каноннике», а также Пасхалия. Другими словами, под одной обложкой в ней печатаются сразу несколько необходимых для богослужения книг: ПСАЛТИРЬ, ЧАСОСЛОВИ КАНОННИК. Что касается КАНОНОВ ЗА УМЕРШИХ или за ЕДИНОУМЕРШЕГО, то порядокдомашнего исполнения их следующий: Обычное начало (трисвятое по Отче наш), 90 пс., тропарь Глубиною мудрости с его богородичном, 50 пс. и далее КАНОН. Каноны как правило поются с ирмосом. Оговорю только, что на келейном, домашнем правиле не предполагается антифонного пения, потому может быть и нечетное число песнопений на каждой песне. По 3й песне канона седален, причем при чтении канона за многих усопших обычный седален (Воистину суета суть всяческая, с его богородичном), а при каноне за единоумершего, седален положенный на панихиде и заупокойной утрени пред 50м псалмом: (Покой, Спасе наш… с его Богородичном).

http://azbyka.ru/video/26-domashnie-zaup...

Гимнография О. для каждого дня седмицы содержит изменяемые песнопения вечерни, малого повечерия, утрени и литургии, а для воскресного дня также - малой вечерни и полунощницы. Греч. «Октоих...» в отличие от «Параклитика...» не имеет последования малой вечерни, а «Параклитик...» (как и слав. О.) содержит и нек-рые неизменяемые песнопения воскресной службы. Формуляр песнопений О. буднего дня (о составе песнопений воскресной службы см. ст. Воскресенье ) состоит из стихир на «Господи, воззвах» и стиховни вечерни; богородичного канона на повечерии (с седальном по 6-й песни); 3 групп седальнов, 2 канонов и стихир на стиховне на утрене; блаженн на литургии. Формуляр субботней службы отличается отсутствием третьей группы седальнов и наличием стихир на хвалитех на утрене. Будничные песнопения О. имеют строгую систему двойного посвящения дням седмицы (понедельник посвящен теме покаяния и святым ангелам, вторник - покаянию и св. Иоанну Предтече, среда и пятница - Св. Кресту и Богородице, четверг - святым апостолам и свт. Николаю, суббота - святым мученикам и др. святым и умершим), и, как правило, каждый элемент формуляра будничной службы содержит по 2 набора соответствующих песнопений (кроме наиболее древних гимнов будничного О., стихир на стиховне и седальнов, в основе своей имеющих песнопения лишь 1-й темы посвящения буднего дня). Слав. и греч. О. содержат ряд приложений, основу к-рых составляют песнопения, исполняемые в определенных, оговоренных Типиконом случаях или же не обладающие строгой двойной зависимостью от седмичного и/или гласового кругов. В отличие от греч. О. в слав. О. приведены также уставные указания о совершении воскресной и субботней служб (глав 1-5, 7 Типикона без примечаний и последований, не относящихся к чину пения О., и глав 12-15) и таблица столпов евангельских, определяющая, какое из 11 утренних евангельских чтений относится к конкретному воскресенью церковного года, разбитого на 6 полных циклов осмогласия (столпов). Формуляры воскресной и будничной служб слав. О. и греч. «Параклитика...» идентичны, однако в этих сборниках несколько иные порядок и состав песнопений: более всего различий наблюдается в богородичнах и крестобогородичнах будничных стихир и седальнов; во мн. случаях тропари будничных седальнов в слав. О. имеют иной состав или порядок, чем в греч. О.; меньше различий наблюдается в составе будничных стихир на «Господи, воззвах» и тропарей на блаженнах; богородичные каноны среды (гласы 1, 2, 6-8) и пятницы (все, кроме 6-го гласа) слав. О. не соответствуют представленным в греч. О.; то же относится к канонам всем святым 1-го гласа и свт. Николаю 2-го гласа; корпус богородичных канонов повечерия слав. О. и греч. «Богородичник» содержат лишь 4 одинаковых канона; наконец, отметим, что в греч. «Параклитике...» отсутствует 3-я группа стихир на «Господи, воззвах» вечера субботы, в слав. О. приписываемых Павлу Аморийскому († 1054).

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

инок Дамиан Глава 3. Отец Онисим Живу я у отца Онисима и не нарадуюсь. Мне была приятна и любезна эта убогая маленькая келийка, едва вмещавшая нас двоих, меня приводила в восторг окружающая природа. Кругом нас возвышались горы огромной высоты, на вершинах покрытые снегом, а внизу поросшие высоченным пихтовым лесом. Пихты, несмотря на столь крутые склоны, росли очень правильно, они тянулась к небу, как натянутая струна. Часто, смотря на них, я размышлял, что и человек, как разумное существо, должен возвышаться своим умом от земли к Небу, что он не должен только ползать по земле, расстилаться по ней подобно этой колючей ежевике или прелестному шиповнику, которые своими острыми иглами не только рвут одежду прикасающихся к ним, но и ранят тело. Так и те люди, которые прилепились умом долу, бывают подобны этим колючим терниям: кто к ним неосторожно прикасается, тому они не только рвут одежду, но нередко и душу. В таком размышлении задумался я как-то и о себе, чтобы и мне не стать подобным колючему и бесплодному тернию и непотребному плевелу, зная Господню евангельскую притчу о плевелах сельных, которые будут сожжены огнём неугасимым 21 . Так занимался я частенько размышлением о Священом Писании и этим подкреплял себя в терпении. Правда, приходилось трудно без навыка пустынной жизни, но, помня слова Господа во святом Евангелии: Взявшись за рало да не возратишися вспять 22 , – я решил терпеть всё во славу Божию, хотя жизнь у отца Онисима была до крайности сурова. Его правило молитвенное было почти бесконечное. Он то чётки тянул с молитвой Иисусовой или Богородичной, то читал неутомимо святые Евангелие и Псалтырь. Заставлял он и меня читать часто, особенно Псалтырь. Хотя я читал весьма медленно и путался, но он терпеливо меня поправлял, указывал на ошибки. Бывало, говорит мне кротким тоном: – Ты, брат Дмитрий, учись больше всего правильно произносить при чтении слова, а скорости чтения научишься постепенно. И я ему за это был благодарен. Питался он единственно кукурузной мукой.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» Термины «отступка» и «преступка» используются в церковном богослужебном лексиконе применительно к рядовым чтениям из Евангелия и Апостола. При этом «отступка» – повторение уже прочитанных чтений в тех случаях, когда рядовых чтений не хватает; мы как бы отступаем назад и проходим снова тот же путь. «Преступка» — напротив, пропуск определенных рядовых чтений; мы как бы переступаем через них в своем направленном шествии. При этом нужно отличать преступку в самих евангельских чтениях и преступку в системе рядовых чтений Евангелия; если мы говорим о преступке в евангельском зачале, то имеем в виду пропуск фрагмента (например, на Богородичные праздники читается Лк.1:39–49, 56 , очевидно, что отрывок Лк.1:50–55 пропускается, происходит преступка); если мы говорим о сентябрьской преступке евангельских зачал, то подразумеваем пропуск от одной до трех седмиц рядовых чтений. Годовой круг литургийных Апостолов и Евангелий дает чтения для 33 седмиц и 32 недель между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее. Однако этот круг очень редко выдерживается в точности, так как дважды в год действует правило преступки (когда пропускаются некоторые рядовые чтения) или отступки (когда рядовых чтений не хватает и зачала последних седмиц читаются повторно). Церковный Устав различает два вида преступки/отступки: сентябрьскую и зимнюю. Сентябрьская/Воздвиженская преступка или отступка определена правилом: после Недели по Воздвижении начинается ряд чтений из Евангелия от Луки: сразу читаются рядовые Евангелия 18й седмицы (в понедельник – Лк. зач. 10 и т. д.). и затем следующих седмиц по порядку. При этом данное правило соблюдается вне зависимости от того, какой порядковый номер в текущем году имеет Неделя по Воздвижении и какой седмицы и Недели читались Евангелия до этого. Если Пасха ранняя (до 30 марта по старому стилю), то бывает отступка: повторяются чтения одной или двух уже прочитанных седмиц; если Пасха поздняя (от 7 по 25 апреля), то происходит преступка: чтения от одной до трех седмиц пропускаются, их пропуск никак не компенсируется. Если же Пасха случается в диапазоне между 31 марта и 6 апреля, то нет ни преступки, ни отступки.

http://azbyka.ru/otstupka-i-prestupka

Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин ЦВ 19 (392) октябрь 2008 /  19 октября 2008 г. Православная культура в современной России Ежегодные конференции проходят сегодня в большинстве епархий Русской Православной Церкви. Программа таких конференции, как правило, опирается на юбилейные даты или конкретные церковно-практические задачи. Крайне редко организаторы решаются провести публичное обсуждение таких тем, которые имеют стратегическое значение для развития церковной жизни. Примером такой дискуссии стали XI епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения, состоявшиеся в конце сентября в Калужской епархии. Строго говоря, эти чтения носят " распределенный " характер и проводятся в нескольких городах Калужской области — Калуге, Людинове, Обнинске, Малояросавце и Боровске. Тем самым организаторы стремятся расширить и круг участников, и аудиторию, к которой они обращаются. Несмотря на существенные организационные трудности, это очень перспективный формат. Он позволяет сформировать такие дискуссионные площадки, которые местная православная общественность со временем сможет считать в полной мере своими. Однако на первых порах " распределенный " формат ведет к сужению круга участников, так как использование административного ресурса для наполнения зала практически не работает. В этой ситуации привлечь участников могут только хорошие доклады и по-настоящему открытая и широкая дискуссия. С этой точки зрения тема чтений была выбрана очень удачно. Участники обсуждали вопросы формирования православной культурной среды в современной России. В разговоре приняли участие настоятели храмов, руководители воскресных школ, прихожане, занимающиеся просветительской работой на приходе, ученые, педагоги, представители общественных организаций и творческих союзов. Общий поход к проблеме сформулировал митрополит Калужский и Боровский Климент. " Сегодня фактором объединения нации должна стать задача формирования православной культурной среды в нашем обществе, пережившем в прошлом социальные и духовные потрясения. Ни экономическое развитие, ни освоение новых технологий, ни новая архитектура международных отношений не смогут изменить положения дел, если не будет действовать система сохранения культурного наследия. Не территория, не полезные ископаемые и экономический потенциал сделали Россию Россией, а дух народа творит историю и спасет страну от упадка и унижения " , — отметил митрополит Климент.

http://e-vestnik.ru/culture/pravoslavnay...

Санаксырь. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения в колокольне монастыря. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Колокольня над святыми вратами, открываемыми только при торжественных случаях, состоит их четырех ярусов с главою и крестом вызолоченными. Во втором ярусе ее устроена малая, холодная церковь с крестом в честь Преображения Господня, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Колокольный звон достаточно сильный и благозвучный, главный колокол в 237 пудов. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». - Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г., стр. 801 В 1776 году были освящены: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; а над святыми вратами под колокольнею - церковь во имя Преображения Господня. В том же 1776 году окончена кладкой колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трех саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. http://drevo-info.ru/articles/13851.html Силуэт надвратной колокольни Санаксарского монастыря неуловимо напоминает силуэты питерских колоколен. Схожа она и с башнями ограды Александро-Невской Лавры. Это, как правило, отмечают паломники из Санкт-Петербурга. Символично, что в Александро-Невской Лавре (тогда она ещё имела статус монастыря) подвизался некоторое время преподобный Феодор Санаксарский. Строительство санаксарской колокольни было начато при самом преподобном, а окончено ( " кладкою приведено в окончание " ) уже в 1776 году, при новом настоятеле, иеромонахе Иоиле. Тогда же в ней устроили и освятили церковь в честь Преображения Господня. Над украшением её тогда трудился всё тот же иеродиакон Филарет (Былинин Ф. И.). Здесь также прослеживаются стили как барокко, так и классицизм. Звонница Санаксарского монастыря состояла в XIX веке из 12 колоколов, из коих один, отлитый в 1788 году на средства благодетелей, весил 237 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=37762

Первоначально A. M. состояла из соединения приветственных обращений к Божией Матери арх. Гавриила и св. прав. Елисаветы (Лк 1. 28; 42) с добавлением имен Марии - вначале и Иисуса - в конце; это дополнение возводится к папе Урбану IV (1261); в XV-XVI вв. A. M. часто оканчивалась: «Jesus Christus, Amen». В то время как на Востоке соединение 2 указанных евангельских текстов известно с VI в. (у Севира Антиохийского - см. «Богородице Дево»), на Западе оно впервые встречается в надписи в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (VII или VIII в.- DACL. T. 5. Col. 2029). Древнейшие свидетельства о богослужебном использовании A. M.- это франк. Антифонарий IX в. (антифон на оффертории - Hesbert. 5b, 7-33b), а также известное с X в. «Officium parvum [vel: Cursus parvus] Beatae Mariae Virginis» (Малый оффиций [или: малая служба, малое последование] Блаженной Девы Марии). С кон. XI в. A. M. входит в келейное правило зап. подвижников: ее повторяли 50 (60) или 150 раз в день с коленопреклонениями и земными поклонами, что заменяло молитвенное чтение Псалтири. На рубеже XII-XIII вв. появились церковные постановления, предписывавшие всем верным знать A. M. наизусть наряду с «Pater noster» (см. Молитва Господня ) и «Credo» (см. также Символ веры ) (напр. 10-е прав. («Praecipiat communia») Парижского Собора 1198 г.- Mansi. T. 22. Col. 861). Все 3 упомянутых текста в ср. века употреблялись в качестве начальных молитв (см. Начало обычное; ср. Богородичное правило). Соединение A. M. и «Pater noster» зафиксировано постановлениями Генерального капитула ордена доминиканцев 1266 г. в Трире ( Martène. Vol. 4. P. 1742) и Вюрцбургского Собора 1287 г. ( Mansi. T. 22. Col. 681) и введено в богослужебную практику, в частности, в начало часов, где оно продержалось до 1955 г. В 1-й пол. XV в. это соединение легло в основу молитвенного чтения розария . С XV в. текст молитвы был расширен за счет включения прошения о заступничестве Марии (эта полная форма приписывалась папе Александру VI (1492-1503) и встречается, напр., в трактате Дж. Савонаролы (1452-1498), содержащем истолкование A. M.). Однако в кон. XV в. это добавление еще не имело единой установленной формы и не было официально введено в богослужение, одним из свидетельств чему является критика католич. практики со стороны деятелей Реформации , заявлявших, что A. M. не является собственно молитвой, т. к. не содержит прошения. Указанное дополнение, засвидетельствованное катехизисом Тридентского Собора , было утверждено Пием V публикацией полного текста A. M. в Бревиарии 1568 г. A. M. вошла также в состав молитвы «Angelus» (Ангел Господень), в связи с чем ее текст помещался в надписях на колоколах: известна руническая надпись из Эскилле (Дания, ок. 1200; Uldall. P. 22).

http://pravenc.ru/text/82438.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010