Всенощное бдение продолжалось до рассвета. Значительное время на службе отводилось чтению святоотеческих писаний: читать должен был старейший из братьев, «добре разумеющий силу Писания и места трудные к уразумению могущий изъяснять». Гл. 8 представляет собой чин неусыпаемого псалмопения в 1-ю седмицу Великого поста по образцу Студийского монастыря в К-поле. Гл. 9 посвящена наставлениям о непрестанной умной молитве, к-рую должен творить монах: «Таким упражнением при сохранении себя от разсеянности и при соблюдении мира совести можно приблизиться к Богу и соединиться. Иначе, как только непрестанною молитвою, по словам св. Исаака Сирского, приблизиться к Богу не можем». По Уставу Саровской пуст. настоятель и братия вычитывали келейное правило в церкви сообща - «единогласно» («а в два голоса ни петь, ни говорить ни единого стиха».) В состав келейного правила И. включил каноны Иисусу Сладчайшему и Ангелу-хранителю, а также Акафист Пресв. Богородице (впосл. был добавлен канон Пресв. Богородице), к-рые читались в определенной последовательности вместе с Иисусовой молитвой, с поклонами. После чтения канонов и Акафиста братия собиралась на общую трапезу, затем возвращалась в храм для продолжения келейного правила. Насельники совершали 100 земных поклонов, сопровождаемых чтением Иисусовой молитвы, после чего прочитывались еще 300 молитв Иисусовых и 100 Богородичных, 5 раз возглашалось «Богородице Дево, радуйся». Затем полагалось читать творения прп. Ефрема Сирина, помянник и молитвы на сон грядущим. Завершалось правило чином «прощания» настоятеля и братии. Устав И. способствовал возрождению аскетического монашеского идеала во мн. обителях: его переняли Санаксарский и Спасо-Преображенский Валаамский монастыри , Флорищева в честь Успения Пресвятой Богородицы и Высокогорская пустыни. С 1714 по 1873 г. более 40 саровских насельников стали настоятелями др. мон-рей. Устав, составленный И., явился связующим звеном между традициями мон-рей Сев. Фиваиды XIV-XV вв. и монашеской практикой Нового времени.

http://pravenc.ru/text/469526.html

Должно ли резать скот или птицу в недельный день? «Это – день святой и праздничный; надобно быть в церкви и молиться; но нет греха резать что-нибудь в воскресный день, если случится гость или другая надобность». – «Хотят идти в чужую сторону, в Иерусалим, к святым местам; и ныне я запрещаю ходить, приказываю здесь делать добро: грех ли, владыко, запрещать это?» – «Напротив очень хорошо делаешь: если идут с тем, чтобы быть в праздности, есть и пить, – это дурно, возбраняй» 291 . Самые замечательные ответы относились к святой евхаристии. На вопрос: давать ли причастие больному, если из уст его течёт гной? св. Нифонт отвечает, «несомненно должно: не то – смрад и отлучает от святыни, что исходит из уст у иных, а смрад грехов». – «Должно ли служить с одной просфорой?» – «Если это будет далеко от торга, напр. в селе, и негде взять другой просфоры, то следует служить». За упокой так велел служить: «всегда служи с тремя просфорами, – одна великая для вынимания Агнца, здесь мёртвый не поминается, а те две за упокой» 292 . – Советы вполне умные и верные! Необходимая для евхаристии просфора – одна великая, – из неё вынимается Агнец. Так по учению Апостола, который говорит, что все причащаемся одним хлебом ( 1Кор.10:17 ); известны и ныне служебники XIV века, где чин проскомидии ограничивается только приготовлением Агнца 293 . Для заказной заупокойной литургии блаж. Нифонт считал приличным, чтобы принесли, кроме великой, две просфоры, одну для поминовения умершего, за которого совершается служба, другую для поминовения других умерших. Но из слов его вовсе не видно устава о определённом числе просфор, о чём так жарко спорят неумные ревнители старины. В служебнике Антониева монастыря времени Нифонтова счёт просфор также не означен. Здесь после описания действий над главной просфорой показаны: а) молитва , «да приимет о здравии и спасении»; в) молитвы, да помянет Господь души усопших. И более ничего 294 . Кирик прочёл в собрании правило – заменять этими литургиями: «10 литургий, говорит правило, избавят от наказания за грехи 4 месяцей». Св. Нифонт сказал с негодованием: «что это такое? Царь или богатые люди, согрешая, будут давать деньги за службу, а сами будут оставаться без всякой епитимьи». И при чтении другого правила, также не умного, заметил: «эта книга стоит того, чтобы сжечь её» 295 . Так не всё старое – свято! И пример св. Нифонта показывает, что пастыри Церкви поступают свято, осуждая иное старое в старых книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Матвей Властаръ пишет: «мнение великого отца Златоустого должно иметь более силы, чем определенное четвертым собором и собором Гангрским» (Синтагма, буква «А», гл. 7). 12) 14 пр. св. апостол «воспрещает епископу оставлять свою епархию и в иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был», а 16 пр. Антиох. соб. добавляет, что «подлежит извержению тот, кто восхитил праздную церковь без ведома собора»; то же и 15 пр. Никейского собора. На основании сих правил св. Григория Богосл. упрекали за то, что он из Сасим перешел в Константинополь. Св. Григорий отвечал, что правило это было давно уже умершим и забытым, так как в течение 40 лет, протекших после времени Антиох. собора, было множество случаев перехода епископов с одних епископий на другие (твор. Гр. Богосл. т. VI, стр. 59–60, по изд. 1889 г.). Валъсамон – в толк. 14 пр. св. ап. замечает, что если бы кто стал придавать означенным правилам смысл безусловного требования, «тот обвинил бы и св. Григория Богослова , и св. Прокла и многих других свят. патриархов, перемещенных с других престолов на Константинопольский, или на другие патриаршие престолы, как недостойно священнодействующих после перемещения, чего нельзя допустить» (Полн. Кормч. стр. 25–26). 13 . 37 пр. св. апостол: «дважды повелевает быти собору епископов, и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». То же 20 пр. Антиох. соб. и 5-е пр. Никейского соб. – Шестой Всел. соб. 8 пр. и второй Всел. соб. 6 пр. – однажды в год, но обязательно, быти собору. Зонара в толк. 87 пр. св. апост. говорит: «В настоящее время сии соборы совсем не собираются» (Полн. Кормч. стр. 71); в толковании 5 пр. I Всел, соб.: «Ныне дело сих соборов совсем оставлено в пренебрежении, так, что их никогда не бывает», а Вальсамон замечает: «правило это уже не действует». 14 . 69 пр. св. апостол «аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св. четыредесятицу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». 19 пр. собора Гангрского: «кто разрешает пост..., да будет под клятвою». – А в Номоканоне, вместо проклятия, только отлучение от причастия на два года тому, кто в посту ест мясо, или сыр (Потребн. Иосифа л. 969; Иоасафа – л. 51). В тех же потребниках помещен устав, заимствованный у пр. Никона-Черногорца, по которому в праздники Господни, Богородичные, св. Апостолов, хотя бы они случились в среду и пяток, никогда запрещения в пище не полагается, а в Великий пост разрешается есть рыбу по субботам и воскресеньям, «аще же кто непроизволит», то и по вторникам и четвергам; разрешается даже «всем на все» (Потр. Филар. 157–158 лл.; Иоасафа л. 186; Тактикон, сл. 3-е л. 24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

(3) Каков должен быть настоятель? Он должен изучить Священное Писание и учение духоносных отцов и кроме их свидетельств ничего от себя не приносить братии, ни учения, пи заповеди, но часто наставлять и открывать волю Божию Руководствоваться Писанием в назначении послушаний, помня, что Слово Божие и ему и братии есть наставник и путеводитель ко спасению Должен быть примером смиренномудрия п во всем согласного и единомысленного союза любви духовной Не сам собою всякую вещь без совета начинать и творить, но собирая искуснейших в духовном рассуждении братий, с их советом, испытуя и Писания, начинать и творить Если же случится дело, которое и пред всем собором надо объявить, то и весь собор собравши, с общего ведения и рассмотрения начинать и творить И тогда между братией будет мир и единомыслие и союз любви нерешимый. (4) Богослужения. Правило соборное, вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы и Божественную Литургию, также на все Господские, Богородичные и великих святых праздники всенощные бдения с чтениями, на меньшие же праздники полиелей и славословие с чтениями, и прочий весь церковный чин и последование по соборному уставу, как во святой горе Афонской привыкли, должно всегда выполнять в нашей обители неуклонно, без торопливости в свое время. На службе же ктиторы и благодетели святой обители по чину и уставу святой Церкви должны поминаться живые и умершие. Начальник же и все братия должны всегда на соборном правиле церковном всякий по чину своему в мантиях, рясах и клобуках быть; и никогда этого не оставлять, за исключением недуга или послушания. А если бы кто из братии не оказался на церковном правиле, настоятелю должно в трапезе пред всей братией об этом произвести допрос, и если не укажет вины благословенные, должен настоятель дать такому брату подобающий канон в течение всей трапезы, или неядение в тот день, при обычном своем духовном словесном вразумлении. (5) В трапезу должно собираться настоятелю и братии всякий день, наблюдая о разрешении и неразрешении общий устав Церковный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Бобкова Оксинья жена Васильева, 640. Бобохина Ионы, книга, 658. Богдинской Зиновий, старец, 542. Боголеп Львов, монах, упросил Сим. Азарьина написать житие препод. Дионисия, 700. Богомилы еретики, 205, 206. Богородица, св. Дева Мария. Ее родословие, житие и проч., 12, 188, 199, 200, 663–665, 669–671, 675, 681, 686, 730, 748, 751, 755, 760, 788, 792, 794, 804, 806. Иконы см. Иконы. Изображение, 23, 454–456. Богородичник, книга (каноны пресв. Богородице), 253, 257–261, 371. Богоявление. Поучения, 8, 99–106, 136–141, 673, 682, 745, 755, 796. Изображение, 356. Божедомского Дионисия, крилошанина Троиц. Серг. мон., книга, 416. Болеслав, король польский, 714. Бомбицина, сорт бумаги, 119, 120, 129, 155, 164, 172, 179, 229, 253, 254, 728, 744. Борисоглебского монастыря описание, 782, 801. Борис Федорович Годунов, царь, 327. Борис, слуга Т. Серг. монастыря, толмач, 817. Бочарыгин Димитрий Иванов, 861. Брунона, еп. вирцбургского Псалтирь толковая, 87. Белгородского епископа (анонима) правило, 205, 206. Вавилон. Сказание о нем, 672. Вакх, игумен Преображенского мон. близ Москвы, 244. Варвары под Царяградом, 103, 142, 147, 149, 150, 160, 167, 704, 754. Варлаама, святого, притча, 202, 761, 794, 804, 807, 808. Варлаама изобретение ереси, 760. Варлаам, митр. всероссийский, 118, 150, 410. Варсонофий, авва, 37, 181, 182, 189, 190, 211–213, 763, 770. Варсонофий Якимов, старец Троиц. Серг. мон., 215, 469. Варсонофий, владелец, 38. Варфоломею поучение Кирилла философа, 786. Василиска, диака, книга, 417. Василия Великого кесарийского Правила, 15, 205–207. Толкование Пророков, 89, 90. Словеса постнические, 129–135. Слова и отрывки, 11, 12, 15, 37, 50, 91, 142–144, 154, 165, 167, 168, 170, 175, 180, 181, 188, 189, 192, 200–206, 308, 314, 339, 407, 413, 657, 658, 670, 704, 710, 732, 735, 740, 741, 748, 749, 753, 756–758, 760, 765–768, 770, 771, 775, 777, 779, 784, 786, 793, 794, 802, 804, 806. Изображение его, 222. Житие см. Жития Святых. Литургия см. Служебник. Василия, еп. амасийского, послание, 124, 190, 676, 748, 750, 757. Житие Феодора едесского, 36, 679, 687, 752, 778, 776.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Богослужение в обители отправляется со всею точностию по церковному уставу, Утреня в будни начинается в три часа, в полиелейные дни – в два с половиной; на всенощное бдение ударяют в колокол в час 100 . Утренняя служба продолжается почти до шести часов потом во храме Преподобных начинается ранняя литургия, которая оканчивается около восьми часов; в половине девятого ударяются к проскомидии в соборе; в девять часов звонят к поздней обедне; в будни она продолжается, с небольшим, полтора часа; в праздники более двух. В воскресные дни после литургии бывает всегда соборный молебен Пресвятой Богородице и преподобным отцам Серию и Герману Валаамским чудотворцам и тогда служение литургии и молебна продолжается около трех часов. Вечерня идёт около двух часов. В будни и на праздники богородичные и святых на повечерии читается акафист Пресвятой Богородице; а на праздники господские и на воскресные дни – акафист Сладчайшему Господу Иисусу. Круглый год читается также на повечерии канон с припевами Христу Спасителю, Его Пренепорочной Матери и Ангелу-хранителю. Вечернее правило, состоящее из многих поклонов, помянника и молитв на сон грядущим оканчивает суточную церковную службу. Напев в монастыре знаменный, или так называемый „столповой” – старинный русский. Тоны сего напева величественны, протяжны, заунывны; они изображают стоны души кающейся, воздыхающей в стране своего временного изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого... Эти тоны на Валааме находятся в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами. Эти тоны, то тянутся плачевно, тоскливо, как ветер пустынный, то постепенно исчезают как эхо среди скал и ущелий, то загремят внезапно. Художник может быть найдет в пении Валаамском какой-либо недостаток в исполнении, но он же признает глубокое набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу 101 . Особенно торжественно бывает служение в дванадесятые праздники, в праздники храмовые и высокоторжественные дни. Тогда служит настоятель со освященным собором, который составляют до 10 и 12 иеромонахов и до 4 и 5 иеродиаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 1990-х гг. развернула пропаганду японская псевдо-буддистская секта «Аум Сенрикё», лидер которой Сёко Асахара впоследствии был приговорен к пожизненному заключению за страшный теракт в токийском метро в 1995 г. В 1991 г. в Киеве было зарегистрировано «Белое братство». Одна из лидеров этой структуры, Мария Цвигун, объявившая себя одновременно Девой Марией и воплощением Христа, предсказывала конец света 10 ноября 1993 г. Другая структура, « Церковь последнего завета», возглавлялась бывшим милиционером Сергеем Торопом (Виссарионом), который объявил себя Христом и создал в Сибири целую общину своих последователей. Среди наиболее активных сект того времени следует назвать « Церковь объединения» (основатель южнокорейский миллионер Мун Сон Мён), «Церковь сайентологии» (основатель американский писатель Р. Хаббард), мормонов, кришнаитов и проч. Сектантам, как правило обладавшим немалыми капиталами, предоставлялась возможность выступать по телевидению и по радио, в то время как проповедники опасных культов навязчиво действовали на улицах городов, проникали в школы и на предприятия. Особенностью этих и последующих лет стала реклама в средствах массовой информации услуг экстрасенсов, всевозможных «колдунов» и «целителей», многие из которых прикрывались православной атрибутикой. Теософские и оккультные организации также использовали церковную символику, выставляя себя почитателями Христа, Приснодевы Марии, преподобного Сергия Радонежского и т. д. Русская Церковь осталась один на один с сектами и расколами. Архиерейский Собор 1994 г. выступил с резким обличением подобных культов и практик. Среди них были названы астрология, спиритизм, «Собор новой Святой Руси» (Богородичный центр), «Белое братство», « Церковь последнего завета» (группа Виссариона), общества, связанные с именем Е. Блаватской и семьи Рерихов («Агни-йога»). Собор указал и на такие движения, как «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» («церковь Муна»), «Новоапостольская церковь», «Церковь Христа», «Церковь сайентологии» Хаббарда, «Церковь святых последних дней» (мормонов), «Международное общество сознания Кришны», «Аум Сенрикё», «трансцендентальная медитация», «Новая эра», «Эра Водолея».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всех монастырях законодательную власть осуществляет геронтия, состоящая из определенного числа монахов, а исполнительную власть представляет игумен, который также считается духовным отцом братии монастыря и избирается на пожизненный срок всеми монахами, которые пребывают в составе братии монастыря свыше 6 лет. Игумену в исполнении его обязанностей помогает особый комитет, т.н. игуменский совет, состоящий из двух-трех человек, избираемых геронтией из своего числа сроком на год. Жизнь в общежительных монастырях в высшей степени организованна, посты строго соблюдаются, а монахи, как правило, выполняют различные послушания, которые в начале каждого года им поручает монастырь; при этом у них нет никакого своего имущества – о нуждах монахов заботятся сами монастыри. Скиты. Всего на Афоне существует 12 скитов, разбросанных по всему полуострову. Как раньше монастыри, скиты тоже делятся на общежительные и особножительные. Аскеты, проживающие в них, занимаются земледельческими работами, иконописью, музыкой и прикладным искусством. Общежительных скитов всего четыре: 1) Пророка Илии (русский), подчиняющийся монастырю Пантократора,  2) Св. Иоанна Предтечи (румынский), подчиняющийся Великой Лавре, 3) Св. Андрея, или Серай (русский), подчиняющийся Ватопеду и 4) Богородичный скит (болгарский), который подчиняется монастырю Св. Пантелеимона. Внешне они кажутся монастырями с большими постройками и центральным храмом, собором, располагающимся посреди двора. Управляются они дикеоном, который исполняет свою должность пожизненно и соответствует игумену с общежительных монастырях, по образцу которых и строится жизнь в таких скитах. Особножительных скитов, соответственно, восемь. Причем, в отличие от перечисленных выше «иностранных», все они – греческие. Итак, к ним относятся: 1) Благовещенский или Ксонофонтовский скит (подчиняется Ксенофонту), 2) Новый скит, или скит Башни и 3) Св. Димитрия, или Лаккоскити (оба подчиняются м-рю Агиу Павлу), 4) Св. Анны и 5) Кавсокалива (подчиняются Великой Лавре), 6) Св. Иоанна Предтечи (подчиняется Ивирону), 7) Св. Пантелеимона (подчиняется Кутлумушу) и 8 ) Св. Димитрия (подчиняется Ватопеду). Они представляют собой организованные общины, состоящие из множества калив. Здесь также в центре находится собор, то есть общий для всех храм, а вокруг него расположены каливы. Управление в нем осуществляет также дикеон, однако здесь он избирается каждый год (8 мая) геронтами, вместе с двумя или четырьмя советниками, половина из которых относятся к скиту, а вторая половина – к монастырю, курирующему этот скит.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=91...

«Вот тебе, чадо духовное, мое Евангелие. Молися и за меня и поминай лювовь мою к тебе; а паче молиси честным житием и простодушным. Терпение нужднейше всего, девство храни, молчания придерживайся: ибо в язычном иноке и многоглаголивом сомнительно спасение; молчание собирает, а глаголание расточает. Крепко молись, не жалей себя. Поругания, биения и заушения есть иноку Дар Божий и благодать свыше».   «Буди на тебе благословение Божие, чадо мое духовное, покров несомненной нашей надежды Богородицы и помоществование Чудотворцев Печерских. Вот тебе заповеданное правило иноческое: от сна восстав – акафист Спасителю, а ко сну отходя – Богоматери и пять кафизм к сутки; Евангелие все в две седмицы, а каноны предай церкви. Не вдавайся в различные чтения, а междучасием Иисусову молитву твори, примешивая к ней и Богородично обрадование. Веси, что суетно спасение человеческое, а о Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша. Молися и за меня и поминай любовь мою, а тебя поручаю благодати Пресвятаго Духа, аминь. Иеросхимонах Парфений».   «Христос да благословит душу твою, сестра о Христе Еинга, чти сию книгу, да разумеешь, в чем есть воля Божия, и познаешь тайны Его, незабвенно сердцем твоим, молись и за меня, а сей от руки Богоматери ты приемлешь дар Святой, от Госпожи, Печерской Игуменьи, и Моей и Твоей. Схимо-Парфений. 1845 августа 22 дня. Аллилуиа» 142 .   Молитвы Преподобного Парфения Киевского Ежедневная молитва Преподобного Парфения Киевского Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев, господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О мои Господи, Создатель мой, все упование мое? Не остави меня без удела в блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему, буду покорен властям, надо мною поставленным; даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу мою и сердце мое: не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от единственнаго и величайшаго зла: греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением безпокойства и скорби душевныя, с какою радостию приемлю удовольствия сердечныя. Если Ты хочешь, Господи, – можешь очистить и освятить меня. Се, предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня все противное Тебе и присоединить к сомну избранных Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Все двунадесятые Б. п. и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших. Библейские чтения на Б. п. На вечерне в Б. п., при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10-17 (где говорится о прообразе Божией Матери - лестнице на Небо, к-рую видел ап. Иаков во сне), Иез 43. 27 - 44. 4 (описание затворенных врат, к-рые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1-11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Б. п. (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39-49, 56), содержащее песнь Пресв. Богородицы; часть стихов (50-55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Б. п. обычно читаются: Флп 2. 5-11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства совр. исследователей НЗ, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1-7 (где говорится о Скинии Завета - вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38-42, 11. 27-28 (Пресв. Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен - из Пс 115. 4. В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511-518) - шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту.

http://pravenc.ru/text/Богородичные ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010