Заботами настоятеля о внутреннем и внешнем устроении обители быстро умножалось число братии. В 1943 г. в пустыни было уже не менее 25 человек.    Восстановив обитель, собрав братию и учредив старчество, о. Нектарий почувствовал свой близкий исход. Передав управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину), он всецело посвятил себя приготовлению к переходу в вечную жизнь. Тихо угасал много потрудившийся старец, но не переставал поучать братию, особенно заповедуя полное послушание настоятелю и ежедневное откровение помыслов старцу. Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна , но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 г. он уже не значится . Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви . Литература    Церковные ведомости. 1912. 50. С. 465.    Курский адрес-календарь. Курск, 1915. С. 339.    Там же, 1916. С. 249.    Курские епархиальные ведомости. 1913. 22—23. С. 327; 1914. 17. С. 258; 1916. 13—14. С. 151. Архивные документы    Послужные списки настоятеля, монашествующих и послушников Глинской Богородицкой общежительной пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89.    Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 г.//Там же, д. 109, л. 52.    Послужные списки монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32.    По ходатайству Курского преосвященного об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1164, л. 7 об.    О замещении должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии//Там же, д. 1399, л. 1—2.    Сведения о монастырях по епархиям за 1913 г.//Там же, ф. 797, оп. 83, отд. II, ст. 3, д. 315.    Сведения о монастырях по епархиям за 1915 г.//Там же, оп. 85, отд. II, ст. 3, д. 389, л. 85.    О перемещении архимандрита Адриана из Таврической епархии в Глинскую пустынь//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 191.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   В 1897 году отец Феоктист был награжден набедренником, а в 1901 году — за труды по поддержанию в скиту строгой отшельнической жизни — наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым . Однако он стремился к жизни созерцательной, уединенной и в 1906 году по прошению был уволен от должности начальника скита. Но отец Феоктист не оставил своего старческого служения. Двери келлии и сердце старца Феоктиста всегда были открыты для братии, каждый мог входить к нему в любое время без всякого доклада.    Все более и более возвышаясь духовно, старец с каждым днем слабел телесно. С 1911 года по старости он уже не священнодействовал . Чувствуя приближение смерти, отец Феоктист стал еще более внимательно относиться к самому себе, готовясь к той минуте, когда должен будет предстать перед Судией и Господом. И в конце своей жизни он предался совершенному уединению, безмолвию и самоуглублению. Настоятель схиархимандрит Иоанн (Гомолко) писал, что отец Феоктист «усерден к безмолвной жизни» . В это время в его душе пребывал покой и духовный благодатный мир, который даруется подвижнику после многолетней борьбы.    Точная дата кончины отца Феоктиста неизвестна. В послужных списках братии Глинской пустыни за 1918 год он уже не упоминается . Архивные документы    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 27 об,—28.    Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указных и неуказных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20. оп. Зл, д. 109, л. 18 об,—19.    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 13 об.—14.    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 12 об,—13.    Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 18 об,—19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   ЦГИА, ф. 796, оп. 127, д. 2090/1, л. 89.    Там же, оп. 130, д. 1638, л. 459.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 91.    ЦГИА, ф. 796, оп. 127, д. 2090/1, л. 89; Там же, оп. 131, д. 2009, л. 600.    Там же, оп. 122, д. 825, л. 1.    Воспоминания архимандрита Пимена//ЧОИДР. Кн. 3. Отд. 2. М., 1876. С. 62.    ЦГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 2 об.    Там же, оп. 130, д. 1638, л. 459.    Там же.    ЦГАДА, ф. 1629, оп. 1, д. 127, л. 42.    Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Ч. 1. Курск, 1912. С. 18.    ЦГИА, ф. 796, оп. 122, д. 875, л. 1.    Там же, л. 1—1 об.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителяГлинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 142.    ЦГИА, ф. 796, оп. 445, д. 286, л. 78; Там же, оп. 124, д. 1811-д, л. 1.    Там же, ф. 796, оп. 124, д. 1811-д.    Там же, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 2—2 об.    Там же, л. 3, 4.    Там же, л. 206—206 об.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительнаяпустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 44, 85.    ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 206 об.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителяГлинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 62.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 41.    ЦГИА, ф. 796, оп. 124, д. 1811-д, л. 1.    Там же, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 43, 206 об. В 1853 г. было получено также разрешение на перестройку колокольни соборного храма (Там же, л. 206 об.).    ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 43 об.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 4.    ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 43 об.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 76.    Там же. С. 76.    Там же. С. 77.    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 113.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Архангельская Благовещенский-Ворбозом. или Изосимина пуст. Калужская Благовещенский-Шеренский Астраханская Боголепова Казанская Богородицкая-Дунилова Новгородская Богородицкая-Рождеств.-Воротиловская Рязанская Богородицкая-Теплогорская Новгородская Богород.-Успенская-Оханская Богород.-Успенская-Мохнецкая Тверская Богород.-Владимирский-Тотемский Московская Богород.-Владимирский-Нерехтский Вологодская Богород.-Казанский-Мокшанский Тверская Богород.-Казанский-Сызранский Богород.-Казанский-Ломовский Вологодская Богород.-Рождествен.-Лысковский Пермская Богород.-Рождествен.-Тобольский Тверская Богород.-Сретенский-Переяславский Вологодская Богород.-Сретенский-Карачунский Костромская Богословский-Чердынский Пензенская Богословский-Важский Симбирская Богословский на Витке-Радоговицкий Пензенская Богословский-Подгородный-Хлыновский Нижегородская Богоявленская-Кодлозерская Тобольская Богоявленский-Галичский Владимирская Богоявленский на Борках Воронежская Богоявленский-Мстерский Пермская Богоявленский-Островский Архангельская Богоявленский-Невьянский Новгородская Богоявленский на Сокове Борисоглебская Вятская Борисоглебский на Горе Переяславский Борисоглебский на Песках Переяславский Олонецкая Борисоглебский на Ушне-Муромский Костромская Боровенская-Гордеева Архангельская Рязанская Борщевая-Николаевская Владимирская Борщовский-Троицкий Ярославская Бунарев-Алексинский Пермская Вадожская-Богородицкая Новгородская Важбахтская-Пятницкая Вологодская Варваринский-Волоколамский Владимирская Варваринский из-за Петровских ворот Варваринский-Новгородский Владимирская Варвавинская-Троицкая Васильевский-Нижегородский Владимирская Васильевский-Староладожский Васильевский-Кесарийский-Новоторжский Новгородская Васильевский-Мячковский Введенская-Заозерская-Зосимо-Савватиевская Орловская Введенская-Уздринская Воронежская Введенская-Яйвенская Тульская Введенский-Вязниковский Ярославская Введенский-Переяславский Новгородская Введенский-Пупковский Московская Введенский-Карачевский Псковская Введенский-Бежецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Старец Мартирий в отношении пищи заповедовал ему поступать так, как сам он поступал всю свою жизнь. Он говорил о. Валериану: «Бери для себя ту пищу, которую вываливают скоту, тогда за нее не будет укорять совесть». Как пишет Глинский инок Иассон, монах Валериан «достойно окончил подвижническую жизнь, почив блаженно в Глинской пустыни» 560 . Литература Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. С. 19. ЕРОМОНАХ ИОНА (†1865) Цит по: Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот Изд. Глинской пустыни. Одесса, 1909. С. 28. Иеромонах Иона известен тем, что был послан настоятелем причастить умирающего подвижника схимонаха Феодота, но уже не застал его в живых. Отец Иона сильно скорбел об этом. «Хотя с его стороны не было особенного промедления, но все же ему казалось, что при большей поспешности он, может быть, и застал бы о. Феодота живым. Однако все происходит к славе Бога и святых Его. Сожаление и самообвинение о. Ионы вызвали сильное желание поправить естественно непоправимое. Тут скорбящий священноинок, может быть, подумал: «Я, недостойный иерей во Святом Причащении, принес Тело и Кровь Того, по всемогущему слову Которого мертвые воскресали. Если Господу угодно, то и теперь Он не оставит угодника Своего, без напутствования Животворящими Таинами. Он и в пустыню посылал ангелов причащать преподобных. Иисус Христос «вчера и днесь, Той же и во веки». Так или подобно этому подумав, отец Иона громко сказал почившему старцу, как бы живому: «Отец Феодот, я пришел тебя приобщить, прими Святые Таины». Усопший, покорный гласу, открыл глаза и приобщился. После этого он прощально обвел глазами всех братий, перекрестился и с ангельской улыбкой и светлым лицом тихо перешел в иной, лучший мир... Отец Иона был с академическим образованием; скончался в Глинской пустыни в 1865 году» 561 . Литература Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот Изд. Глинской пустыни. Одесса. 1909. С. 28. Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот Изд. Глинской пустыни. Одесса, 1909. С. 28. СХИМОНАХ ЕВФИМИЙ (†1866)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

19 Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии. Изд. 2-е, испр. и доп. Курск, 1894. Краткое описание жизни и подвигов Глинской пустыни старца иеросхимонаха Макария. Курск, 1893. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. Составил иеромонах Иассон. Курск, 1894. 20 Рец. П.П.//Богословский библиографический листок. Приложение к журналу «Руководство для сельских пастырей». 1894. 12. С. 404–406.?огословский вестник. 1894. 11–12. С. 404–406. 21 Краткое описание жизни и подвигов старца Глинской пустыни иеросхимонаха Макария. Изд. 2-е, испр. и доп. Одесса, 1901. 23 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е доп. и вновь перераб. изд. Одесса, 1905. 28 Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий. Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. 29 Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий. Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. 30 Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1892. 50. Краткое описание жизни и подвигов Глинской обители старца иеросхимонаха Макария//Курские епархиальные ведомости. 1893. 8, 9, 11, 12, 16. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 1894. Краткое сказание о жизни монаха Досифея. Составил иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. С. 45–54. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни. Собрал игумен Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1909. 16. С. 1–24. Старец Глинской пустыни иеросхимонах Илиодор//Курские епархиальные ведомости. 1895. 31 Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. 1–12. М., 1906–1910. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. I. Kh. I. Январь – июнь. М., 1912. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. I. Kh. II. Июль – декабрь. М., 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

57. Морозовской___________________60. 58. Холовской_____________________60. 59. Боженской_____________________25. Ям Бронница. 60. Погост Бронницкой______________20. 61. Город Холм____________________150. 62. Волость Стрерж________________150. 63. Волость Березовец_______________150. 64. Волость Велила__________________150. 65. Волость Буец____________________150. 66. Волость Лопастица_______________150. 67. Волость Морева__________________150. А всего Деревской Пятины 60 погостов, да 6 волостей, да 2 города. II. В Бежецкой Пятине: 1. Прокофьевской на Белой___________120. 2. Богородицкой на Белой____________120. 3. Ильинской в Люботинах___________130. 4. Никольской в Шереховичах________120. 5. Никольской в Моркиничах _________100. 6. Богородицкой в Сопинах___________150. 7. Троицкой в Охоне_________________270. 8. Никольской в Охоне_______________270. 9. Иванской в Охоне_________________270. 10. Егорьевской в Кирве _____________270. 11. Васильевской в Черной____________300. 12. Михайловской в Михайлове Конце__300. 13. Богородицкой Володимицкой_______280. 14. Никольской в Муйшне ____________250. 15. Спасской в Мошне___ _____________250. 16. Егорьевской в Бродех______________250. 17. Спасской в Молодильне____________160. 18. Дмитриевской Устецкой ___________250. 19. Козмодемьянской в Куте веры ______270. 20. Богородицкой Смердомля __________250. 21. Покровской и Никольской в Черенску_250. 22. Воскресенской в Избоицах__________250. 23. Никольской в Мегрине _____________300. 24. Егорьевской в Озереве______________300. 25. Петровской и Борисо-Глебский в Боровичах_170. 26. Михайловской в Ореховне__________170. 27. Никольской в Любовех_____________160. 28. Михайловской в Березуи и в Радуницах_250. 29. Никольской в Колодне _____________350. 30. Ильинской в Веси__________________350. 31. Никольской и Покровской на Волочке на Дершкове__150. 32. Никольской в Любочехе ____________350. 33. Никольской в Ливочехе _____________250. 34. Ильинской в Люботине______________350. 35. Егорьевской в Телбовичах___________180.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Новгородская. Антониевская на Черных озерках (1375), Антониев на Боженке-Храминогорский (1376), Аргамаков-Георгиевский (1378), Арсениев-Рождество-Богородицкий (1379), Благовещенский-Устюженский (1398), Богородицкий-Успенский-Новгородский (1423), Борисоглебский с Загзенья или с Гзени (1452), Варлаамиев-Строиловский (1462), Введенский с Мояты (1475), Верендовский-Николаевский (1483), Водский-Спасский или Спасо-Преображенский (1490), Воскресенский-Людинский на Мячине (1540), Воскресенский-Плотинский с Красного поля (1542), Бицкий (1552), Двунадесяти-Апостолов-Чудинцовский (1574), Зарецкий-Рождественский (1605), Иоанно-Предтечев-Струпинский (1651), Карихов или Кириков-Леонтиевский (1665), Коломецкий-Троицкий (1686), Короцкий-По­кровский (1689), Кушникова (1708), Молвотицкий-Рождество-Предтеченский (1752), Невская (1757), Николаевская-Пиросская (1770), Николаевская в Судбищах на Шексне (1772), Николаевский-Варлаамиев (1786), Николаевский в Воротниках (1790), Николаевский-Глинский (1792), Николаевский на Голыневе (1793), Николаевский-Едровский (1798), Николаевский с Клинска-Тесовский (1804), Николаевский-Ковженский (1805), Николаевский-Кречев (1809), Николаевский-Кушеверский (1810), Николаевский на Лятке (1813), Николаевский в Моркиничах (1816), Николаевский-Обадский (1818), Николаевский-Сопинский (1823), Николаевский на Холопьем городке (1830), Николаевский-Чудинцовский или конец Легосци улицы (1831), Ореховский (1854), Павлов-Варежский (1857), Петропавловский-Белозер­ский (1872), Петропавловский-Старорусский (1873), Покровский-Пустошский (1908), Покровский-Шухтовский (1914), Предтечевская-Кленовская (1918), Предтечевская-Северская (1919), Преображенская-Рублева с Переходы (1931), Пятницкий-Козмодемьянский (1956), Рождественский-Богородицкий-Устюженский (1975), Рождествен­ский с Никитины улицы (1976), Рождество-Богородицкий в Передках (1988), Селифонтова (2004), Сергиев-Старорусский (2008), Середокорытный-Стефановский (2010), Серемская (2011), Спасо-Преображенский на Пшевже (2050), Спасо-Рождественский (2052), Сплавский-Симеоновский (2089), Сытинский (2100), Троицкий-Видогодский (2127), Троицкий в Танищах (2151), Успенский-Демянский (2173), Успенский-Тесовский (2194), Усть-Волмский-Рождество-Пречистенский (2199), Шилов или Щилов-Покровский (2231).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1897 году отец Феоктист был награжден набедренником, а в 1901 году – за труды по поддержанию в скиту строгой отшельнической жизни – наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым 944 . Однако он стремился к жизни созерцательной, уединенной и в 1906 году по прошению был уволен от должности начальника скита. Но отец Феоктист не оставил своего старческого служения. Двери келлии и сердце старца Феоктиста всегда были открыты для братии, каждый мог входить к нему в любое время без всякого доклада. Все более и более возвышаясь духовно, старец с каждым днем слабел телесно. С 1911 года по старости он уже не священнодействовал 945 . Чувствуя приближение смерти, отец Феоктист стал еще более внимательно относиться к самому себе, готовясь к той минуте, когда должен будет предстать перед Судией и Господом. И в конце своей жизни он предался совершенному уединению, безмолвию и самоуглублению. Настоятель схиархимандрит Иоанн (Гомолко) писал, что отец Феоктист «усерден к безмолвной жизни» 946 . В это время в его душе пребывал покой и духовный благодатный мир, который даруется подвижнику после многолетней борьбы. Точная дата кончины отца Феоктиста неизвестна. В послужных списках братии Глинской пустыни за 1918 год он уже не упоминается 947 . Архивные документы Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 27 об,–28. Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указных и неуказных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20. оп. Зл, д. 109, л. 18 об,–19. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 13 об.–14. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 12 об,–13. Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 18 об,–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

( Числ.24:5,6 ) От издательства Данное издание предоставляет возможность современному читателю познакомиться с книгой, вот уже около полутора веков являющейся основным пособием для тех, кто хотел бы подробнее узнать об истории Задонского Богородицкого монастыря. Это – «Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря», принадлежащее перу иеромонаха Геронтия (Кургановского) . Но, отмечая несомненные достоинства переиздаваемого церковно-краеведческого труда, следует заметить, что в общеисторической своей части он отвечает уровню науки конца XIX века, далеко еще не поставившей точки в целом ряде дискуссионных вопросов из-за недостатка материалов. С тех пор круг письменных исторических источников был заметно расширен введенными в научный оборот новыми архивными документами, многое добавили труды археологов, позволившие уточнить неясные места летописей и иных древних свидетельств. В какой-то мере сказалась и удаленность автора от столичных книжных собраний. Поэтому целый ряд утверждений о. Геронтия, содержащихся в первой главе его «Описания...», уже не вполне соответствуют современным научным взглядам. А так как они не имеют прямого отношения к тематике данной работы, то были сняты издателями. В тех же местах, где подобные утверждения встречаются в основном тексте и не могут быть удалены без нарушения стройности изложения, сделаны особые примечания. Скорректированы и ссылки о. Геронтия на архив Воронежской консистории и архив собственно монастыря. Доступные задонскому летописцу оригиналы документов после социальных переворотов и военных действий, опалявших Воронеж, где они сохранялись, в первой половине XX столетия оказались в большинстве своем утрачены. Поэтому некоторые ссылки на них сочтены издателями неактуальными. Также, в связи с тем, что издание не носит академического характера, а ставит своей задачей познакомить широкий круг современных читателей с доныне основным источником по первым трем векам истории Задонского Богородицкого монастыря, ряд лексических архаизмов, встречающихся в тексте, для лучшего восприятия приведен к современным языковым нормам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010