«Соборно-епископцы» захватили Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь близ Лубен. В городе имелось 5 храмов. Иоанно-Предтеченскую ц. власти передали автокефалистам-липковцам, здесь служил автокефальный «архиепископ Лубенский» Иосиф Оксиюк. Троицкий собор и кладбищенский Всехсвятский храм были заняты «соборно-епископцами». В ведении РПЦ остались Рождество-Богородицкий собор и Николаевский храм. Однако «соборно-епископцы» поставили целью захватить в Лубнах все правосл. храмы. 1 апр. 1927 г. инициативная группа раскольников из 62 чел. подала в Лубенский окрисполком заявление о создании при Рождество-Богородицком соборе общины «для проведения в жизнь соборноправности, чего не дает нам славянское (тихоновское) течение». В целях противодействия усиливавшимся лубенским раскольникам 15 сент. 1926 г. в Москве заместитель местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский) и еще неск. архиереев хиротонисали архим. Аркадия (Остальского) во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В окт. 1926 г. еп. Аркадий был арестован и выслан в Харьков, выезд из города ему был запрещен. Неск. раз еп. Аркадий нелегально ездил на Полтавщину, встречался с местным духовенством, в т. ч. в Лубнах. Чтобы поднять дух прихожан, еп. Аркадий тайно приехал в Лубны в апр. 1927 г., на Пасху, и отслужил литургию в Рождество-Богородичном храме. После кончины 17 марта 1927 г. Полтавского архиеп. Григория еп. Аркадий периодически служил не только в Лубнах, но и в др. частях епархии в обход запрета ГПУ. Это привело к его высылке из Украинской ССР. Еп. Леонтий (Филиппович) сообщает: «[Еп. Аркадия] схватили и отправили в ссылку на вольное поселение на Кавказ, засадив в глухую осетинскую деревню на три года. Пробыв в таком безлюдном одиночестве около года, владыка задумал было бежать. И решил ездить по обширной России под видом странника и проповедовать, насколько возможно, слово Божие». Находясь на полулегальном положении, еп. Аркадий в 1927-1928 гг. сохранял связи с укр. паствой, имел духовных чад в Киеве, в Полтаве и в других городах, периодически совершал богослужения в частных домах, за богослужением поминал митр. Сергия (Страгородского). Весной 1928 г. еп. Аркадий приехал в Ленинград, где митр. сщмч. Серафим (Чичагов) предложил ему стать своим викарием. В мае 1928 г. еп. Аркадий отправился в Москву для получения разрешения на служение в Ленинграде от ОГПУ и был арестован. Впосл. Л. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2110753.html

При бездорожье на своей территории Казанская епархия, имея до 1200 церквей и приходов с полуинородческим населением, в пространственном отношении, по-прежнему, занимала одно из первых мест. Управлять ей одному архиерею было слишком трудно. Св. Синод отлично сознавал это, но не находил надобности учреждать особой епархии в Симбирской губернии единственно во избежание излишних казенных издержек. Он ограничился назначением только викария в помощь казанскому архиерею «в отправлении епаршеских дел». Положение викарных архиереев в докладе определено точно. Оно значительно отличалось от положения прежних полунезависимых викариев. Новые викарии отдавались в непосредственное ведение и полную зависимость своих епархиальных архиереев; они исправляли только порученные им дела, производимые в местных Консисториях, получая от своих архиереев ризницу и все нужное для богослужения. В непосредственное управление викариев передавались только монастыри, в которых назначалось им место жительства, Киевскому – Киево- Златоверхо-Михайловский монастырь, Новгородскому, по-прежнему, Варламиев Хутынский, Московскому – Саввин Сторожевский, Казанскому – Свияжский Успенский Богородицкий монастырь. В качестве настоятелей монастырей, викарии получали от своих монастырей жалование и часть доходах по архимандричьему положению, с прибавкой каждому викарию по 1000 рублей денег и назначением 12-ти служителей, сверх монастырских. Служителям положены были особые оклады. 1182 Киевский викарий получил титул епископа Чигиринского, новгородский и московский викарии сохранили прежние титулы старорусского и дмитровского, казанский викарий назван епископом свияжским. Епископство Чигиринское занял 12 февраля 1800 г. Феофан (Шиянов), на Старорусской кафедре остался Антоний Знаменский, только что назначенный (9 октября 1799 г.) на нее; дмитровским епископом назначен 25 декабря 1799 г. Серафим (Глаголевский); Свияжское викариатство получил (15 января 1800 г.) Ксенофонт (Троепольский). Таким образом; общее число викариатств в 1799 году сократилось на одно викариатство, если не иметь в виду Кодъякского викариатства и Житомирского коадъюторства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Потому, вместо Митрофаниевского монастыря, Антоний предполагал поместить викария в задонский Богородицкий монастырь (в 80 верстах от Воронежа), с правом управлять им, а в случае надобности приезжать в Воронеж, где иметь временное пребывание в принадлежащем этому монастырю подворье. Но синод, не одобрив мысли Антония, нашел лучшим поместить викария в Акатовом монастыре, который, с тем вместе, поручен был и его управлению. Далее, рассуждая о содержании и штате воронежского викария, синод положил: «Приняв в рассуждение, что викарный епископ назначен в воронежскую епархию не на штатную вакансию, но по особенному Высочайшему вниманию к преклонным летам преосвященного архиепископа Антония, для пособия ему в отправлении епархиальных дел, и что посему в составлении для него, епископа, особого постоянного штата не предстоит никакой необходимости, то епископу Иринарху быть по делам епархиального управления в таких отношениях к местному епархиальному архиерею, какие существуют для прочих викарных архиереев, не имеющих, по местным обстоятельствам епархий, особых инструкций. На время состояния его, епископа, при воронежском епархиальном архиерее, производить ему, в сравнение с другими викарными епископами, жалования по 285 р. 90 коп. и столовых 571 р. 80 к. сер., а всего по 857 р. 70 коп. сер. в год из государственного казначейства. Как участие епископа в богослужениях и самом отправлении епархиальных дел будет зависеть от назначения архиепископа, то и доставление ему принадлежностей к богослужению предоставить распоряжению епархиального архиепископа из ризницы его кафедры и для должности письмоводителя командировать способного из воронежской консистории». При викарии не полагалось, впрочем, ни иподиаконов, ни певчих. По всему видно было, что это викариатство учреждалось на время. Предположения синода были утверждены Государем 19-го декабря 1841 г. 361 16) Кавказская епархия До 1843 года духовные дела Кавказской области и Черноморского войска находились в заведовании у архиепископа новочеркасского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 дек. 1878 г. еп. Маркелл был переведен на Подольскую и Брацлавскую кафедру. Целью этого было противодействие усилившемуся в приходах Холмщины влиянию галицких священнослужителей, к-рых привлек еп. Маркелл; они вступали в конфликты с местными клириками. Кроме того, отношения еп. Маркелла с назначенным в кон. 1875 г. Холмско-Варшавским архиеп. Леонтием (Лебединским) были напряженными: Люблинский епископ стремился подчинить правящего архиерея своему влиянию и, по-видимому, желал выделения Л. в. в самостоятельную епархию. В 1877 г. по требованию гражданских властей и архиеп. Леонтия был уволен ректор Холмской ДС Ипполит Криницкий, уроженец Галиции, ректором в 1877-1889 гг. являлся прот. Михаил Добрянский, уроженец Подолии. Тем не менее влияние галицкой группы сохранялось и после удаления еп. Маркелла из Холма. На Л. в. был назначен еп. Модест (Стрельбицкий) , уроженец Подольской губ., хорошо знакомый с униатской проблематикой. При еп. Модесте полномочия викария были ограничены, Холмско-Варшавский архиерей усилил контроль над воссоединенными с Православием приходами. В крае возрождалось братское движение. В 1877 г. при Николаевском храме в Замостье начало работу Николаевское братство вместо ставропигиального братства (Замойской ставропигии), существовавшего в 1616-1698 гг. В 1879 г. было учреждено холмское Свято-Богородицкое братство при кафедральном соборе, его основателем и 1-м главой стал Люблинский епископ. По предложению еп. Модеста Холмское духовное правление собрало мнения благочинных по вопросу образования приходских братств и в 1881 г. разработало их типовой устав. В сент. 1882 г. при холмском кафедральном соборе и Свято-Богородицком братстве еп. Модест основал Холмский братский церковно-археологический музей. В 1890 г. для братства, б-ки и музея было построено новое здание. В окт. 1882 г. было восстановлено Люблинское братство при Преображенском храме в Люблине. В 1882 г. еп. Модест основал 1-й в Люблинской губ. муж. скит во имя прп. Антония Печерского (с 1891 мон-рь, с 1898 жен. община, с 1901 жен. мон-рь) в с. Радочница (ныне Радечница Замойского повята).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Узнав, однако, что на богослужение придут 10 000 советских граждан, проживавших в Шанхае (они уже приняли советское гражданство), из опасения возможных беспорядков и волнений в пастве владыка Иоанн при поддержке мэра Шанхая отказался от своего согласия. Владыке Виктору пришлось служить и литургию, и благодарственный молебен в Свято-Николаевском храме, а не в кафедральном соборе, чем он был обижен. 20 июня владыка Иоанн издал указ об освобождении от обязанностей настоятеля Свято-Богородицкого собора Шанхая протопресвитера Михаила Рогожина и о назначении временного исполняющего обязанности настоятеля протоиерея Илии Вэня. Отец Михаил сообщил об этом указе владыке Виктору и заявил, что не подчиняется ему, так как служит в Пекинской епархии, а решение отстраненного от управления викарного епископа силы не имеет. 22 июня протоиерей Илия Вэнь и протодиакон Елисей Чжао не допустили протопресвитера Михаила ко служению Всенощного бдения в соборе. 29 июня по распоряжению владыки Иоанна церковным старостой Богомоловым и протоиереем Илиею была изъята касса собора. Указом 715 от 28 июня 1946 г. владыка Иоанн поручил протопресвитеру Михаилу Рогожину возглавить Совет по епархиальным делам, Указом 727 от 2 августа ему предложено было представить свои соображения по указу 715. Отец Михаил никак не отвечал на эти указы, следствием чего стал Указ 728 от 2 августа об освобождении отца Михаила “от всех его обязанностей по Шанхаю” с предложением передать все дела, документы и имущество протоиерею Илие Вэню. На все эти указы отец Михаил объявил, что не может подчиниться указам отстраненного от управления викариатством владыки Иоанна. В июле владыка Иоанн принял китайское гражданство (паспорт 91). 16 августа владыка Иоанн обратился к Министру внутренних дел Китайской Республики с просьбой утвердить его в должности Начальника православных церквей Шанхая, на что власти дали свое согласие. 18 августа 1946 г. по просьбе православных жителей Вэйсайда ( заречный район Шанхая ) в арендованном на имя владыки Виктора помещении был освящен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где служили впоследствии владыка Виктор и духовенство, не подчинившееся владыке Иоанну.

http://pravmir.ru/prinyatie-yurisdiktsii...

В декабре 2010 г. владыке поручено окормление приходских храмов на территории Центрального (Центральное, Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) и Южного административных округов г. Москвы (Даниловское благочиние). Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. архиеп. Арсений назначен управляющим Центральным викариатством в границах Центрального административного округа г. Москвы и Южным викариатством в границах Южного административного округа г. Москвы. Включён в состав Епархиального совета по должности. 1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возвел владыку Арсения в сан митрополита. В 2015-2019 гг. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Синода от 9 июля 2019 г. назначен Преосвященным Липецким и Задонским, главой Липецкой митрополии. Распоряжениями Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2019 г. освобожден от должности первого викария Патриарха Московского и всея Руси и от управления приходами Центрального и Южного викариатств г. Москвы. 29 октября 2019 г. утвержден в должности священноархимандрита Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря г. Задонска Липецкой области. Церковное служение А. отмечено медалью прп. Сергия 2-й степени (1979), орденами св. кн. Владимира 3-й степени (1989) и св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1995), орденом прп. Серафима Саровского 2-й степени (2015); гос. наградами: медалью «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1997), медалью «850-летие г. Москвы» (1998), Орденом Дружбы (2000), а также орденами и наградами Поместных Православных Церквей. Соч.: Второе обретение мощей прп. Серафима Саровского//Угодник Божий Серафим. М., 1993. Т. 1. С. 250-254. Лит.: Наречение и хиротония архим. Арсения (Епифанова) во еп. Ладожского//ЖМП. 1990. 7. С. 32-34. М. И. Кравченко Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/76224.html

Арх. и ист.: Копия ркп. ист. данных далекого прошлого нашей местности, собр. земским работником Волковым И. Г. из док-тов графской вотчинной конторы, подвергнувшейся разгрому во время революционного восстания в Борисовке в 1906 г.//Борисовский ист.-краевед. музей; Охрименко И. Г. Очерки истории Борисовского р-на. Т. 2, 3//Там же. Маш.; Дневник курского помещика И. П. Анненкова//Мат-лы по истории СССР. М., 1957. [Вып. 5:] Док-ты по истории XVIII в. С. 677-823. Лит.: Курские ЕВ. 1872-1876, 1878, 1882, 1884-1886, 1888-1890, 1895, 1897, 1903, 1906, 1910, 1911; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Коренной Рождество-Богородицкой пуст. СПб., 18762; Добротворский Н. А. Иконописный промысел// Он же. О кустарных промыслах Курской губ. Курск, 1885. С. 105-126; Пономарёв Н. В. Кустарные промыслы Курской и Киевской губ.: Исслед. 1889-1890 гг.//Отчеты и исслед. по кустарной промышленности в России. СПб., 1892. Т. 1. С. 317-353; Обзор Курской губ. за 1897-1915 гг. Курск, 1898-1916; Известия Комитета попечительства о рус. иконописи. СПб., 1902. Вып. 1; 1903. Вып. 2; Казакевич В. К. Описание кустарных промыслов Грайворонского у.//Мат-лы по исслед. кустарной промышленности в Курской губ. Курск, 1904. Вып. 1. С. 309-334; Иконописный сб. СПб., 1906. Вып. 1; 1908. Вып. 2; 1909. Вып. 3; Учебная иконописная мастерская... Комитета попечительства о рус. иконописи в слободе Борисовке, Курской губ., Грайворонского у. Х., 1909; Златоверховников Н. И. Иконописание в Курской губ.//Тр. Курской УАК. Курск, 1911. Вып. 1. С. 78-85; Арцыбашева Т. Н. Об иконах, иконописании и иконопочитании в Курском крае в XVII-XVIII вв.//Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства. Курск, 1998. С. 56-63; Припачкин И. А. Иконописание слободы Борисовки. Курск, 2009 [Библиогр.]. И. А. Припачкин Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В Рождество-Богородицком мон-ре были проведены обыски и найдены тайники, где братия спрятала часть ценностей, не подвергшихся учету (ГА Воронежской обл. Ф. 18. Оп. 1. Д. 401. Л. 92). За март-июнь 1922 г. из храмов и мон-рей З. в. было изъято: 74 золотника 57 долей золота, 70 пудов 39 фунтов 74 золотника 1 доля серебра, 2 фунта 52 золотника 75 долей драгоценных камней. Общая стоимость изъятых ценностей составила 10 044 585 тыс. р. Почти все драгоценные камни, золото и ок. 57 пудов серебра были конфискованы из Рождество-Богородицкого мон-ря (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 26. Л. 79). 30 июня 1922 г. на заседании президиума Задонского уездного исполкома член подкомиссии по изъятию Белозёров доложил, что работу в Задонском у. можно считать законченной. В результате изъятия церковных ценностей мн. храмы оказались полностью лишены богослужебных сосудов. Сохранились прошения из приходов на имя еп. Иоанна, переданные им в «подкомиссию по изъятию, с просьбой вернуть хотя бы самое необходимое для отправления обрядов» (Там же. Л. 65). В нач. сент. 1922 г. Воронежский архиеп. Тихон (Василевский) предложил своим викариям, включая епископа Задонского, перейти в обновленчество , что и было выполнено. Еп. Иоанн созвал благочиннический съезд духовенства, на к-ром было образовано обновленческое окружное управление. В докладе Секретного отдела ГПУ от 14 сент. 1922 г. говорилось, что «в Задонске образовалась группа «Живая церковь». Во главе ее встал местный епископ Иоанн. Группой выпущены воззвания к верующим. 13 июля 1923 г. состоялось окружное собрание духовенства. Съезд постановил присоединиться к группе «Живая церковь»» (цит. по: Митрофан (Шкурин). 2005. С. 29). К обновленцам, в руках к-рых оказался задонский Рождество-Богородицкий мон-рь, где находились мощи свт. Тихона Задонского, горожане относились настороженно; Свято-Владимирский собор мон-ря задонцы посещали лишь для того, чтобы приложиться к святыне и участвовать в выносе раки с мощами святителя. В 1923 г. при храмах закрытой обители образовалась «тихоновская» (каноническая) община («задонское тихоновское религиозное общество»), но обновленцы не позволили ей занять ни один из 6 числившихся за ними монастырских храмов, притом что, как свидетельствуют документы, раскольники использовали только 1 храм, остальные пустовали (ГАЛО.

http://pravenc.ru/text/182475.html

Обновленчество не получило распространения в бывш. Переяславском у. К кон. 1925 г. был сформирован обновленческий Переяславский благочиннический совет в подчинении Киевского епархиального управления. В ведении совета находились храмы: Вознесенский в с. М. Каратуль, Михайловский в с. Козлов, Михайловский в с. Лецки, Троицкий в с. Денисы, Александро-Невский в с. Сомкова Долина, Покровский в с. Помокли, Иоанно-Богословский в с. Строкова (временная постройка). В 1927 г. обновленцы зарегистрировали общину в с. Вел. Каратуль, что позволило к авг. 1928 г. добиться паритетного с самосвятами владения храмом. 25 авг. 1924 г. в Бориспольском р-не была зарегистрирована немногочисленная обновленческая община, к-рая вскоре присоединилась к канонической Церкви. В Березанском р-не нек-рое время числился обновленческий приход при Стефановской ц. в с. Семёновка. Общины всех церковных направлений испытывали значительные финансовые затруднения, вслед. чего храмы приходили в упадок, часто власти принимали решения об их закрытии. В 1926 г. были получены разрешения на строительство временных церковных помещений для «старославянских» общин: в с. Стовпяги для Рождество-Богородичной общины, чья церковь сгорела в 1924 г., в с. Козлов для Никольской общины. Начало массового закрытия приходов в Переяславском р-не пришлось на рубеж 20-х и 30-х гг. Одним из первых в февр. 1930 г. якобы по требованию трудящихся был закрыт принадлежавший самосвятам Успенский собор в Переяславле, впосл. в его здании была устроена тюрьма. Большинство храмов в районе было упразднено в 1932-1935 гг., постройки переоборудованы под зернохранилища и клубы (Вознесенский в с. М. Каратуль (1930), Покровский в с. Гланышев (1932), Успенский в с. Пологи-Чеботки (1934), Иоанно-Богословский в с. Гайшин (1935), Ильинский в с. Цибли (1935), Михайловский в с. Лецки (1935), Борисоглебский на Заальтицком форштадте (1935), Георгиевский в с. Андруши (1936), Воздвиженский в с. Демьянцы (1936)). Нек-рые церкви были разобраны: Николаевская в с. Выползки (1930), Рождество-Богородицкая в с. Вел. Каратуль (1932), Васильевская в с. Пологи-Вергуны (1934), Михайловская в с. Ерковцы (1935), Михайловская в с. Пристромы (май 1937). Часть храмов сгорела в результате поджогов (Варваринский в с. Харьковцы (1934), Борисоглебский, Воскресенский, кладбищенский Николаевский в Переяславе (1935), Петропавловский в с. Пидварки (1936)). Общинам в нескольких селах удалось сохранить храмы до кон. 30-х гг. (Крестовоздвиженская ц. в с. Девички действовала до 1937, Троицкая ц. в с. Положаи - до 1940). На небольшой промежуток времени закрывалась Троицкая ц. в Переяславе.

http://pravenc.ru/text/2580022.html

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла, на основании решения Общецерковного докторского диссертационного совета от 21 января 2022 года о присуждении ученой степени доктора богословия, права ношения докторского креста были удостоены: благочинный Андреевского округа Юго-Западного викариатства г. Москвы, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы протоиерей Николай Карасев; насельник Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, преподаватель богословских дисциплин кафедры философии, социологии и теологии Липецкого государственного педагогического университета иеромонах Гавриил (Мельников). После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Его Святейшества молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Виталия Казанцева, клирика храма Всемилостивого Спаса в Воронове г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Бессарабов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Луховицкого Евфимия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Новорукоположенный иерарх по традиции преподал верующим первое архипастырское благословение. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Затем Предстоятель Русской Церкви вручил церковные награды: во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения протоиерей Владислав Цыпин, клирик храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот г. Москвы, удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского I степени; во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы, был награжден орденом преподобного Андрея Иконописца II степени;

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010