Из сохранившихся подробных отчетов еп. Ювеналия известно, что он регулярно объезжал П. в., совершал богослужения на приходах и в Абабковском во имя святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца женском монастыре , Дальнедавыдовском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» жен. мон-ре, Кутузовском Богородицком жен. мон-ре, Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре и в Выксунском в честь Иверской иконы Божией Матери женском монастыре . В этих жен. обителях он совершал монашеские постриги, в 1921 г. с целью их сохранения способствовал регистрации при них приходов из мирян и учреждению монашеских сельскохозяйственных артелей. Еп. Ювеналий управлял П. в. до весны 1922 г. (с июня или с авг. 1922 епископ Ардатовский), когда по благословению патриарха свт. Тихона на Павловскую кафедру был определен настоятель нижегородского Преображенского кафедрального собора прот. Александр Похвалинский. Последний подал архиеп. Евдокиму прошение о наречении его во епископа без монашеского пострига и с оставлением мирского имени. Он принял рясофор и 9(12?) июля 1922 г. в Н. Новгороде был хиротонисан во епископа Павловского уклонившимся к тому времени в обновленчество архиеп. Евдокимом, Печерским еп. Варнавой (Беляевым) и Лукояновским еп. Поликарпом (Тихонравовым). 30 июля 1922 г. еп. Александр (Похвалинский) в с. Бор (с 1927 поселок, с 1938 город Горьковской (ныне Нижегородской) обл.) участвовал в хиротонии архим. Павла (Волкова) во единоверческого епископа Керженского, викария Нижегородской епархии. 25 авг. 1923 г. еп. Александр возвратился из обновленческого раскола в каноническую Церковь. Патриарх свт. Тихон подтвердил законность его архиерейской хиротонии и оставил на Павловской кафедре. После кончины первосвятителя еп. Александр присутствовал на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 года и в числе 60 архиереев в тот же день подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) как патриаршему местоблюстителю. 9 окт. 1929 г. еп. Александр был переведен на Богородскую викарную кафедру Нижегородской епархии (см. ст. Богородское викариатство ), в его юрисдикцию вошло большинство приходов Павловской епископии. В дальнейшем П. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

В регионе получило большое распространение самосвятство, мн. храмы были переданы властями в совместное пользование каноническим приходам и общинам липковцев (см. Липковский В.). В 1922 г. появилось Переяславское еп-ство УАПЦ, во главе которого со 2 янв. 1922 г. стоял Владимир (Дахивник-Дахивский). В кон. 1925 г. Владимира на кафедре сменил «епископ» Феодосий (Сергеев), находившийся в городе до осени 1926 г. В 1922-1926 гг. шло активное оформление в регионе липковских общин. Первой получила регистрацию автокефалистская община при Вознесенском соборе в бывш. переяславском Вознесенском мон-ре, ее настоятелем стал автокефалистский «епископ» Владимир (Дахивник-Дахивский). Присоединившаяся к липковцам Воскресенская ц. в Переяславе 8 мая 1926 г. перерегистрировалась как «старославянская». В Переяславском р-не самосвяты располагали следующими храмами: Петропавловским в с. Пидварки (пользовались вместе с канонической общиной), Рождество-Богородицким в с. Вел. Каратуль (с 3 авг. 1928 пользовались вместе с обновленцами), Троицким в с. Выползки, Варваринским в с. Харьковцы (пользовались вместе с канонической общиной), Вознесенским в с. Зарубинцы, Крестовоздвиженским в с. Демьянцы, Васильевским в с. Пологи-Вергуны, Параскевинским в с. Вьюнище, Иоанно-Богословским в с. Гайшин, Покровским в с. Гланышев, Успенским в с. Горбани, Рождество-Богородицким в с. Мазинки. В Бориспольском р-не имелось 14 самосвятских общин, в Березанском р-не - 2, в Барышевском р-не - 5 общин автокефалистов. Одним из главных инициаторов создания автокефальных общин на территории бывшего Переяславского у. был свящ. Анатолий Нестеренко, служивший с июля 1922 по 1923 г. в Иоанно-Предтеченской ц. в с. Масковцы, затем ставший настоятелем бориспольской ц. Рождества Пресв. Богородицы. В 1926-1929 гг. он являлся благочинным самосвятских церквей Бориспольского р-на. Почти все автокефалистские приходы были закрыты в 1932-1935 гг., в 1937 г. большинство клириков-автокефалистов подверглись репрессиям. Нестеренко и нек-рые его последователи перешли в обновленчество и попытались зарегистрировать общину в Борисполе как обновленческую. Однако дело завершилось арестом Нестеренко, 4 янв. 1938 г. он был расстрелян.

http://pravenc.ru/text/2580022.html

784 Алексий (Лавров-Платонов Александр Федорович; 1829–1890) – бывший профессор МДА, известный русский канонист. В 1878 г. рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии; с 1883 г. – епископ Дмитровский, викарий той же епархии; с марта 1885 г. – епископ Таврический и Симферопольский; с мая 1885 г. – епископ Литовский и Виленский (с 1886 г. – архиепископ). – Ред. 786 Архимандрит Владимир (Шимкович) после трех лет служения «на чреде» в Петербурге был рукоположен во епископа Нарвского, на новоучрежденное викариатство Санкт-Петербургской епархии 9 мая 1887 г. См. о нем прим. 5, с. 581. – Ред. 790 Сергий ( Соколов Иван Иванович ; 1844 – 1893) – воспитанник МДА, ректор Могилевской и Пензенской ДС. Рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, в 1888 г. С 1891 г. – епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, с 1893 г. – епископ Черниговский и Нежинский. – Ред. 1 Иларион (Троицкий), архим. Богословие и свобода Церкви. О задачах освободительной войны в области русского богословия//Богословский вестник. 1915. Л» 9. С. 128 и след. То же: Священномученик Иларион. Без Церкви нет спасения. М.; СПб., 2000. С. 302–350. 793 Возможно, в тексте описка. Логичнее было бы: «...из инспекторского помещения в ректорское, а я – туда (т. е. в инспекторское)». – Ред. 796 Дебольский Николай Григорьевич (1842–1918) – профессор кафедры метафизики СПбДА, философ, переводчик на русский язык «Науки логики» Гегеля (В 2 ч. СПб., 1916). – Ред. 797 Екатерина (Ефимовская Евгения Борисовна; 1850–1925) – графиня, основательница и настоятельница Богородицкой Леснинской обители (см.: Памятка о Леснинской первоклассной женской Свято-Богородицкой обители. Варшава, 1904). – Ред. 798 Палладий (Ганкевич Павел Феодорович; 1823–1893), епископ. Родом из Могилевской губернии, окончил магистром СПбДА в 1851 г. Епископ Выборгский (с 1871 г.), викарий Санкт-Петербургской епархии, затем – Ладожский, викарий той же епархии (с 1873 г.). Епископ Тамбовский (с 1876 г.), архиепископ Волынский и Житомирский (с 1885 г.). С 1889 г. на покое в Почаевской лавре, где и скончался. В Тамбове этот преосвященный Палладий называется вторым, так как он был там епископом с 1875 по 1885 г. после Палладия, впоследствии митрополита Санкт-Петербургского. – Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Ф. Р-76. Оп. 1. Д. 43. Л. 13). Несмотря на неоднократные просьбы верующих, до 25 сент. 1925 г. почти все приходские и большинство монастырских храмов Задонска оставались в руках обновленцев. Верующие, основная часть к-рых не присоединилась к расколу, посещали богослужения в задонском Тихоновском во имя Святой Троицы (Скорбященском) монастыре . В заявлении председателя правосл. общины Т. Артёмова от 26 окт. 1925 г. о выделении православным храма говорилось о многочисленности православной общины и о законности ее существования, об отсутствии «какого бы то ни было общества при Задонском церковном управлении (обновленческом.- и. М.), без которого храм как таковой по закону соввласти открыт быть не может», о «совершенной непосещаемости» обновленческих служб, об отсутствии у раскольнических церквей дохода, что «сильно отражается на материальной стороне зданий» (Там же. Л. 13). Настоятель Рождество-Богородицкого мон-ря архим. Никандр (Стуров), с 1925 г. исполнявший обязанности приходского священника в храме в с. В. Казачье, направлял на приходы, занятые обновленцами, монахов (ГАЛО. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 24975. Л. 151). Как показывал позднее на следствии игум. Нафанаил (Панин), «причиной посылки на приходы меня и других иеромонахов послужило то обстоятельство, что приходы не принимали красных обновленческих священников» (Там же. Л. 116). В 1925 г. в З. в. началось активное возвращение духовенства из обновлеченства в каноническую Церковь. О ситуации с храмами бывш. З. в. в кон. осени 1925 г. прот.-обновленец Николай Долгополов доложил начальнику задонской волостной милиции, к-рый передал полученные сведения в Воронежский губернский исполком. Согласно этим документам, за обновленцами в Задонске оставались 3 храма Рождество-Богородицкого мон-ря и кладбищенская Казанская ц., «тихоновские» общины использовали Успенский городской собор, Троицкий храм Свято-Троицкого Скорбященского жен. мон-ря и бывшую больничную ц. свт. Николая Чудотворца (ГАЛО. Ф. Р-76. Оп. 1. Д. 43. Л. 18-18 об., 21).

http://pravenc.ru/text/182475.html

9 дек. 1878 г. М. возглавил Люблинское викариатство Холмско-Варшавской епархии, учрежденное в 1875 г. для управления перешедшими в Православие приходами бывшей греко-униат. Холмской епархии. Назначение состоялось по ходатайству архиеп. Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского), к-рый служил инспектором КДА, когда М. обучался на 3-м и 4-м курсах. Для М. как викарного епископа была составлена инструкция, поставленные перед ним задачи заключались «в объединении обеих частей - воссоединенной и древлеправославной, в усилении зависимости воссоединенной части епархии от центрального епархиального управления», все это «нужно было сплотить, объединить, примирить». Прибыл в Холм 12 февр. 1879 г. С присущим ему усердием и «просвещенной энергией» обозревал приходы, изучал историю края. Так, с 27 апр. по 20 мая и с 16 по 13 июня 1880 г. М. посетил воссоединенные приходы Бельского и Влодавского уездов Седлецкой губ., затем Грубешовский и Замостский уезды Люблинской губ. В 1-ю поездку обозрел 58 приходов, во вторую - 20 ( Коржевский. 1880. С. 324-326). Часто совершал торжественные богослужения в уездных городах и селах (Праздник Св. Троицы в г. Беле и пос. Лесне//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1881. 10; 1882. 13, 24). На страницах «Холмско-Варшавского епархиального вестника» регулярно помещались сведения о поездках М. по епархии, печатались слова, произнесенные в храмовые и иные праздники, при освящении и закладке церквей и по другим случаям. 8 сент. 1879 г. М. в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы архиеп. Леонтий (Лебединский) объявил о восстановлении холмского Свято-Богородицкого церковного братства для содействия укреплению Православия, преимущественно среди населения, воссоединившегося с правосл. Церковью. Устав братства, составленный М., 30 окт. 1879 г. утвердил архиеп. Леонтий. В тот же день М. был назначен председателем совета братства, получил золотой знак 1-й степени этого братства. 26 дек. 1879 г., в праздник Собора Пресв. Богородицы, состоялось открытие братства. Составленное М. «Воззвание от Холмского православного Свято-Богородицкого братства» разослали по епархиям и опубликовали в периодике (Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1880. 4. С. 53-54). 15 мая 1882 г. братство было принято под Высочайшее покровительство. Его членами стали министры, губернаторы, правящие иерархи. При открытии братство насчитывало 45 членов, через 10 лет - более 900. Братство издавало «Холмский народный календарь», 1-й выпуск вышел в 1885 г.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Старая Тушка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1860. Адрес: Кировская область, Малмыжский район, с.Старая Тушка Координаты: 56.745746, 50.513944 Проезд:Трасса Р-169, участок Уржум-Малмыж. Приблизительно через 57км от Уржума, левый поворот на Старую Тушку. От поворота 7км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В описании приходов Вятской епархии, приведенном в книге архивариуса В.И. Шабалина в 1912 г. «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», о существовании прихода в селе Старая Тушка Малмыжского уезда не упоминается. В этой же книге, в разделе Благочиний единоверческих церквей, в Благочинии Сарапульского викариатства (учрежденного в 1868 г. в составе Вятской епархии и включавшего в себя Сарапульский, Елабужский и Малмыжский уезды), церковь фигурирует как: «Рождество-Богородицкая села Тушки, Малмыжского уезда, деревянная». В упомянутой книге в описании церкви допущена опечатка. Год постройки указан как 1997. Кто-то карандашом поправил «девятку» на «восьмерку», видимо, имея ввиду, что скорее всего год постройки церкви 1897. Однако, с тем же успехом, не имея данных для перепроверки, можно предположить, что это мог быть и 1907 г. (и возможны варианты). 550. Богородицкая в селе Тушке (Малм. уезда). Построена в 1860 г., деревянная. В ней один престол в честь Рождества Пресв. Богородицы. При ней состоят священник и дьячек. Священник имеет свой дом. На содержание положено жалованье из казны священнику 300 р., причетнику 1?0 в год. Прихожан 42 м. п. и 35 ж., в 12 селениях Малмыжского и Уржумского уездов. От г. Вятки в 260 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.).//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, http://rodnaya-vyatka.ru/churches/720 " ...Другой сарапульский купец, Николай Васильевич Смагин, владелец кожевенно-сапожной фабрики, будучи церковным старостой Покровской церкви, на свои деньги обновил внутренний вид церкви: вызолотил иконостас, реставрировал святые иконы, настелил паркетный пол. В 1902 г. отремонтировал колокольню и выстроил часовню между колокольней и Покровской церковью в память выздоровления императора Николая Александровича. Через 3 года на его же средства расширили Петропавловскую церковь по проекту известного вятского архитектора И.А. Чарушина, пристроив трапезный храм, в котором устроили 2 боковых придела. В 1916 г. Н.В. Смагин передал безвозмездно Покровской церкви 2-х этажный дом с лавками и надворными постройками.

http://sobory.ru/article/?object=42712

Каменная Рождество-Богородицкая церковь была заложена 8 сентября 1875 года. В клировой ведомости указано, что Рождество-Богородицкая церковь в селе Хлебниково построена «тщанием прихожан при пособии владельца стекольного завода казанского купца Прохора Георгиевича Ульянова» в 1882 году. Здание «каменное с таковою же колокольнею в одной связи». Крыша железная. Главный придел освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – в честь Святого Пророка Илии, левый придел - в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В советское время духовенство и прихожане Хлебниковского храма не уклонялись в обновленчество, с 1926 года входили в состав Краснококшайского православного управления староцерковников, а в 1930-е годы — в Марийское викариатство Нижегородской епархии. Церковь в селе Хлебниково была закрыта 21 апреля 1939 года, в здании в дальнейшем располагались МТС, кузница, Дом культуры. В советские времена были разрушены ее верхние объемы: купол и колокольня. Приходская жизнь в селе возобновилась в 2001 году, с июля того же года службы совершались в молельном доме. В 2007 году здание храма возвратили верующим, с апреля 2007 года в нем начались богослужения. Храм Рождества Пресвятой Богородицы является архитектурным памятником в соответствии с решением Министерства Культуры Республики Марий Эл. С 2013 года и по настоящее время идет восстановление храма: оборудована и действует большая трапезная, капитально отремонтирован придел Георгия Победоносца, работает церковная лавка, приобретены колокола и строится заново колокольня. В приделе Рождества Пресвятой Богородицы, по благословению священника Сергия Кожевникова, вместо кочегарки был заново отстроен алтарь. Приобретены три престола, три жертвенника, облачения на них и облачение для священника, церковная утварь, иконы. На приходе имеется освященный источник во имя Казанской иконы Божией Матери в д. Ивская Вершина. Дважды в год совершается крестный. На территории храма находится захоронение одного из первых летчиков России – Кокорина Николая Кирилловича, погибшего в 1917 году; установлен памятник жителям Хлебниковского поселения, погибшим в Великую Отечественную войну.

http://sobory.ru/article/?object=26297

е. доходами с церковных имений и с так называемых церковных гурийских крестьян. Епископу велено именоваться гурийским и иметь местопребывание в древнем жилище гурийских епископов, Джуматском монастыре, которого ветхие здания были исправлены на выданные также из казны 2.044 р. сер. Затем гурийский епископ, состоя под главным начальством экзарха и грузинской синодальной конторы, получил те же права, какими пользовался предместник его, преосвященный Николай, и таким образом гурийская кафедра, закрытая в 1828 году, 1-го апреля 1844 года снова была восстановлена и с тех пор как она, так и имеретинская, существуют до настоящего времени. 19) Самарская епархия Саратовское викариатство существовало только один год и было заменено самостоятельною самарской епархией, образовавшейся вследствие открытия новой Самарской губернии. 10-го августа 1850 г. состоялось Высочайшее повеление об устройстве этой губернии, в которой губернским городом назначена Самара, и о предположении открыть новую губернию с 1-го января 1851 года сообщено было св. синоду, который, со своей стороны, уведомил о том архиереев: оренбургского, симбирского, саратовского и астраханского, предписав им, до учреждения епархии в пределах Самарской губернии, управлять по-прежнему теми частями своих епархий, которым надлежало отойти в состав новой. Но в тоже время симбирскому архиерею предписано было донести, какие монастыри и церкви и сколько духовенства и прихожан Самарского и Сызранского уездов находятся на левой стороне реки Волги, и сколько затем из них остается на правой, а также имеется ли в виду, на случай открытия архиерейской кафедры в Самаре, какое-либо помещение для архиерея, которое можно было бы нанять, или купить, и какую из самарских церквей удобнее обратить в кафедральный собор. Симбирский преосвященный отвечал, что из существующих в Самаре пяти церквей, три могут быть обращены в кафедральный собор: настоящая соборная Казанско-Богородицкая и приходские – Спасо-Вознесенская и Троицкая; что прихожан в Самаре 10.054, а во всем Самарском уезде 115.064 человека, церквей 51, духовенства 1.084, в Сызранском уезде 5 церквей, прихожан 13.973, духовенства обоего пола 151, а остающихся по правую сторону реки Волги – в Сызрани: 6 церквей, духовенства 181, прихожан 10.375, да один мужской монастырь, а в Сызранском уезде: 57 церквей, 1.111 духовенства, 96.854 прихожан; в Самарском уезде: 18 церквей, 266 духовенства и 29.656 прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рижский епископ преосвященный Донат (Бобипский-Соколов) командировал в Пюхтицы священника ревельского Преображенского собора о. К. Тизика для участия в богослужении на эстонском языке 15 августа. После этого священник К. Тизик приезжал в Пюхтицы неоднократно (28 октября 1884 г., 17 февраля и 14 апреля 1885 г.), и часовня всегда была полна молящихся. На праздник Успения Божией Матери в 1891 г. на Пюхтицкой (Богородицкой) горе был открыт Успенский женский монастырь. Для его основания было исходатайствовано решение правительства о приобретении горы из частного владения в собственность духовного ведомства. Обитель привлекала местное население не только богослужением и проповедями, но и благотворительностью. К монастырю были приписаны также три часовни: в Пюхтице во имя святителя Николая (сооружена в 1891 г.), в деревне Овсово в честь Рождества Христова (сооружена в 1892 г.) и в Ревеле на Русском рынке во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, построенная в 1888 г. трудами С. В. Шаховского. Сразу после окончания военных действий в Прибалтике русские власти отобрали в городах под православные храмы бывшие шведские гарнизонные кирки, две православные церкви были открыты в Пернове и одна в Дерпте. В Ревеле для русского гарнизона отвели Михайловскую кирку, однако ни она, ни Никольская церковь не могли удовлетворить нужд растущего православного населения города, и в январе 1716 г. генерал-губернатор края фельдмаршал А. Д. Меншиков приказал очистить для русского гарнизона бывшую шведскую гарнизонную кирку, также посвященную святому Михаилу, со всеми принадлежащими ей зданиями, располагавшуюся в бывшем женском цистерцианском монастыре. Несмотря на сопротивление городского магистрата и местных дворян, пытавшихся через своих людей при дворе Петра I добиться отмены этого приказания, в феврале 1716 г. помещения передали русскому гарнизону, и 19 числа было совершено первое богослужение. Этот храм назывался церковью святого Феодора Стратилата и впоследствии перестраивался, в 1734 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале ХХ века в Гомеле были построены Успенская железнодорожная церковь и Преображенская каменная церковь (1901), Полесская Свято-Николаевская церковь (1904, освящена в 1907) и Георгиевская армейская церковь (1904). Имелись домашние церкви: Вознесения Господня (1866 г.) в духовном училище, Александро-Невская – в здании мужской гимназии (1899), Иоанна Богослова и св. Елизаветы – в замке княгини Паскевич (существовала со 2-й половины века.). В 1895 г. старанием мирового судьи Бренчанинова построена и освящена Александро-Невская церковь при тюрьме. Были построены храмы на православном кладбище: на Засожском в 1885 г. св. Феодора Тирона (деревянная) на средства надворного советника Фёдора Молеванского, на Новиковском – в 1896 г. Рождество-Богородицкая, каменная с деревянным куполом, за средства казённых крестьян г. Гомеля. До 1917 г. в Гомельском уезде действовал Чонский Макарьев женский монастырь . В 1912 г. здесь подвизалось 20 монахинь во главе с игуменией. Главный храм имел приделы во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученика Прокопия. В 1907 г. было создано Гомельское викариатство Могилёвской епархии (существовало до 1935 г.) во главе с викарным епископом, который носил титул «епископ Гомельский». Первым епископом был Преосвященейший Митрофан (Краснопольский), ректор Могилёвской духовной семинарии. После революции 1917 года значительная часть Гомельщины оказалась в составе РСФСР. С 1919 по 1926 г. существовала Гомельская губерния, куда вошли 8 уездов упразднённой Могилёвской губернии, Гомельский и Речицкий уезды. В 1923 г. была создана Гомельская епархия, которая присоединилась к обновленческой церкви. Но епископ Гомельский Тихон (1923–1929) был противником обновленчества и остался верным правоверному Православию. В 1924 г. часть духовенства и мирян во главе с епископом Тихоном присоединилась к РПЦ Московского Патриархата. Таким образом, в 1923–1924 гг. в Гомеле одновременно существовали два епархиальных управления – обновленческой церкви и Православной. В 1934 г. после распада Белорусской автономной Православной церкви (обновленческой) закончился период раскола в истории Гомельской епархии. В 1935 г. был закрыт Гомельский Петро-Павловский собор. Показательные судебные процессы, например, «дело церковников» в Гомеле свидетельствовали о политике физического уничтожения священства и активных верующих.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010