Издание «Декларации» 1927 г. привело к возникновению внутри Церкви движения несогласных с этим документом. Это движение получило название иосифлянства , по имени Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) ; главным центром движения в 1927-1933 гг. являлась Л. о. Ленинградским обл. архиереем, управлявшим кроме Ленинградской Новгородской, Псковской, Череповецкой епархиями, с 1928 г. был митр. сщмч. Серафим (Чичагов) . Помощь ему оказывали 3 викария - Петергофский, Лужский и Лодейнопольский ( Лодейнопольское викариатство учреждено в 1929). В 1933 г. митрополиту было отказано в выдаче паспорта с ленинградской пропиской, а отсутствие документа стало поводом к фактической высылке его из города. Он был уволен на покой, а в 1937 г. расстрелян. В 1928-1929 гг. в Л. о., как и по всей стране, начался процесс массовой ликвидации приходских церквей и часовен, завершенный в течение 10 лет. В 1928 г. в Ленинграде были закрыты последние легальные учебные заведения РПЦ - Высшие богословские курсы и богословско-пастырское уч-ще. После принятия 8 апр. 1929 г. постановления ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» в ходе кампаний против монастырских сельскохозяйственных коммун и артелей на территории Л. о. были закрыты многие обители, в т. ч. в 1929 г.- Покровский Поречский женский и Пятогорский Богородицкий женский, в 1930 г.- Вохоновский Мариинский женский, Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова мужской и др. мон-ри. С 1 марта 1931 по 1 июня 1932 г. в Л. о. (включая Новгородскую, Псковскую и Череповецкую епархии) число «тихоновских» религиозных организаций уменьшилось с 1414 до 1356. На 18 февр. 1932 г. пришелся пик арестов среди монашества Ленинграда и Л. о. (единовременно арестовано 318 чел.). В мае 1932 г. был закрыт Воскресенский мон-рь (Макариевская пуст.) под Любанью - последний действовавший на тот момент мон-рь на совр. территории Л. о. По самому крупному церковному следственному делу сер. 30-х гг. XX в. в Ленинграде и Л. о., т. н. делу «евлогиевцев», в дек. 1933 - янв. 1934 г. арестовали 157 чел., в т. ч. в г. Тихвин - еп. сщмч. Валериана (Рудича) . В марте-апр. 1935 г. из Ленинграда выселяли «чуждое население» (т. н. Кировский поток, затронувший и духовенство). Из 429 священнослужителей Ленинграда и пригородов 198 чел. выслали в адм. порядке «на периферию» (в основном в Поволжье, Ср. Азию и Л. о.). В их число вошел и викарный еп. Лужский Амвросий (Либин) .

http://pravenc.ru/text/2463383.html

-------- 3073. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: 1. Благословить открытие Ризоположенского женского монастыря в г. Суздале. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Екатерину (Иванову) с возложением наперсного креста по должности. –2000, 4, 21. -------- 3074. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 10 июня 1992 года: Благословить открытие Рудьского Свято-Троицкого мужского монастыря Бэлцкого викариатства. – 1992, 8, IV. 3075. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 9 июня 1998 года: Утвердить настоятелем обители архим. Доната (Боубэтрын). – 1998, 7, 6. -------- 3076. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 18 июля 1991 года: Благословить открытие Рыльского Никольского мужского монастыря в Курской области. – 1991, 11, 11. -------- 3077. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 22 февраля 1995 года: О возобновлении монашеской жизни в Саввино-Сторожевском мужском монастыре, определив его статус как ставропигиального. – 1995, 1–4, 7. 3078. ЖИЛКИНА М. Возрождение обители преподобного Саввы Сторожевского. – 1998, 2, 48. 3079. ИСТОРИЯ закрытия Саввина Сторожевского монастыря. (По материалам Государственного архива Российской Федерации). – 1998, 2, 57. 3080. ЛЮБАВИН А. Последний ризничий Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря. (К 600-летию обители). – 1998, 8, 34. 3081. КИРЬЯНОВА О. Юбилейные торжества в обители преподобного Саввы Сторожевского. – 1998, 10, 38. 3082. СЛОВО Патриарха Московского и всея Руси Алексия после молебна на монастырской площади в день празднования 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря. – 1998, 10, 44. 3083. КИРЬЯНОВА О. Возрождая прежнее величие…-2000, 12, 32. -------- 3084. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 марта 1991 года: 1. Благословить открытие Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря. 2. Утвердить наместником обители архим. Варнаву (Сафонова). – 1991, 6, 10. -------- 3085. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 мая 1991 года: Благословить открытие Сахарнского Свято-Троицкого мужского монастыря в Кишиневской епархии. – 1991, 8, 16.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25 сент. 1929 г. на Елецкую кафедру был назначен архиеп. сщмч. Сергий (Зверев) . 16 дек. он направил заявление в адм. отдел Елецкого окружного исполкома о регистрации его как «духовного руководителя... верующих православной Церкви Елецкого округа... в звании архиепископа Елецкого» (ГА Липецкой обл. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 25362. Л. 273). Усилия архиеп. Сергия были направлены на поиск легальных возможностей сохранить приходы и духовенство вик-ства, на поддержание церковной жизни. Владыка много проповедовал, старался чаще бывать на приходах. Главный храм Ельца - Вознесенский собор - был к тому времени закрыт, архиерей служил в Рождество-Богородицкой ц. в Аргамачьей слободе, в престольные праздники совершал богослужения в действующих городских храмах. В 1930 г. власти вернули Вознесенский собор верующим, и архиеп. Сергий собрал в нем священно- и церковнослужителей из закрытых елецких храмов. В 1933 г. по благословению архиеп. Сергия клирики Ельца служили молебны о сосланных священнослужителях, верующие собирали пожертвования. В 1935 г. архиеп. Сергий был арестован вместе с 14 священниками и мирянами по обвинению в организации «контрреволюционной церковно-монархической группы», 29 окт. Воронежским облсудом он был приговорен к 5 годам лишения свободы. Одним из пунктов обвинения были сбор архиереем материалов о разрушенных храмах и мон-рях Ельца и передача их в Баку еп. Митрофану (Поликарпову) «для переправки за границу для дискредитации советской власти». Архиеп. Сергий на допросах не отрицал, что собирал по просьбе еп. Митрофана материалы о святителях Митрофане Воронежском и Тихоне Задонском, др. подвижниках, о храмах и мон-рях Ельца с научными целями. С 3 авг. 1935 по 14 марта 1937 г. во главе Е. в. стоял архиеп. Серафим (Протопопов), до 30 сент. 1935 г. с титулом «епископ Елецкий и Липецкий» управлявший одновременно Е. в. и Липецким вик-ством Орловской епархии. 30 сент. после возведения в сан архиепископа он был назначен на Орловскую кафедру, но вскоре, по-видимому, на короткий срок подвергся аресту. С 30 сент. по 19 окт. 1935 г. Елецким епископом являлся Артемон (Евстратов) . 19 окт. 1935 г. еп. Артемон получил назначение на Орловскую кафедру, а Серафим (Протопопов) стал именоваться «архиепископ Елецкий и Задонский». В марте 1937 г. архиеп. Серафим и еще 9 священно- и церковнослужителей Ельца были арестованы по обвинению в создании «контрреволюционной монархической группы церковников, ведшей среди населения активную антисоветскую агитацию». 5 авг. все арестованные были приговорены к расстрелу, 8 авг. приговор был приведен в исполнение (ГА Липецкой обл. Ф-2210. Оп. 1. Д. 23711. Л. 255-264). Впосл. Е. в. не замещалось, в 1954-2003 гг. Елец входил в Воронежскую и Липецкую епархию, с 2003 г.- в составе Липецкой и Елецкой епархии. Архиереи

http://pravenc.ru/text/189791.html

Святейший Патриарх Кирилл впервые посетит Кабардино-Балкарию 13 мая 2016 г. 13:10 15 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита в Пятигорскую епархию  впервые посетит Кабардино-Балкарскую Республику. В рамках поездки Предстоятель Русской Православной Церкви совершит освящение собора святой равноапостольной Марии Магдалины в столице Кабардино-Балкарии г. Нальчике. Освящение собора святой Марии Магдалины станет одним из первых событий в ряду торжеств, посвященных 460-летию вхождения Кабарды в состав России, которое будет отмечаться в 2017 году. Собор был заложен 1 сентября 2004 года первым президентом Кабардино-Балкарской Республики Валерием Коковым и епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном . Храм активно строился до 2009 года. Затем строительство приостановилось и было возобновлено лишь два года назад. Храм посвящен святой Марии Магдалине, которая считается небесной покровительницей кабардинской княжны Марии Темрюковны — жены царя Ивана Грозного. Православные приходы Кабардино-Балкарии входят в состав Пятигорской епархии наряду с приходами Карачаево-Черкесии и нескольких районов Ставропольского края. 22 сентября 1910 года Император Николай II утвердил доклад Святейшего Правительствующего Синода об учреждении во Владикавказской епархии викариатства с наименованием его Пятигорским. Викарным епископом был назначен настоятель Бельнического Богородицкого монастыря Могилевской епархии, кандидат богословия архимандрит Арсений (Смоленец, 1873-1937). В 1916 году регион Кавказских Минеральных Вод вошел в состав преобразованной Кавказской и Ставропольской епархии (до того — Ставропольской и Екатеринодарской). В 1922 году в составе Ставропольской епархии было возобновлено Пятигорское викариатство. В ноябре 1922 года в Пятигорск назначается епископ Вольский, викарий (единоверческий) Саратовской епархии Иов (Рогожин, 1883-1933) с титулом «епископ Пятигорский и Прикумский». Викариатство просуществовало до 27 ноября 1925 года. 27 июня 1927 года была учреждена самостоятельная Пятигорская епархия, первым епископом которой был назначен архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский, 1872-1937). С марта 1933 года на кафедру был назначен епископ Мефодий (Абрамкин, 1883-1939). В 1936 году он был возведен в сан архиепископа Пятигорского и Буденновского; с октября 1937 года в заключении, расстрелян в 1939 году. С этого момента фактически прерывается существование Пятигорской епархии, приходы которой в 1943 году вошли в состав Ставропольской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4467081.ht...

того же года Оренбургским епархиальным собранием этот вопрос был решен положительно. Архиеп. Мефодий в принципе согласился с постановлением собрания, однако принял решение отложить выделение Челябинского и Кустанайского викариатств в самостоятельные епархии «до более благоприятного времени». Д. было предписано выехать в Челябинск, а затем, «по изыскании в Кустанае средств», прибыть туда. Отъезд Д. в Челябинск не состоялся, т. к. 21 сент. на него было возложено временное управление Оренбургской епархией в связи с отъездом архиеп. Мефодия в Томск для участия в Сибирском церковном совещании . С дек. 1918 до лета 1919 г. архиеп. Мефодий находился в Челябинске и управлял как Челябинской епархией, так и той частью Оренбургской епархии, к-рая была занята белыми войсками. В это же время Д. исполнял обязанности временного управляющего Оренбургской епархией на территории, контролируемой Красной Армией. В марте 1919 г. Д. был арестован Особым отделом Реввоенсовета при штабе 1-й армии Восточного фронта, но 20 марта освобожден «за неимением данных о противодействии Советской власти». 30 сент. Д. стал епископом Челябинским и Троицким и прибыл в Челябинск 28 дек. того же года. Д. энергично занялся организацией церковной жизни в епархии, регулярно объезжал приходы. В янв. 1921 г. епископ был подвергнут обыску сотрудниками Челябинской ЧК. Ввиду реквизиции части церковных зданий в июле того же года Д. переехал в бывш. ризницу зимнего храма в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» закрытого властями челябинского Одигитриевского Богородицкого жен. мон-ря. Под колокольней мон-ря была устроена крестовая церковь. В янв. 1922 г. в ходе очередной поездки по епархии Д. совершил неск. рукоположений и собрал 40 пудов хлеба на строительство новой церкви, на что губ. ЧК отреагировала в информационной сводке фразой «попы поднимают голову». Во время кампании по изъятию церковных ценностей Д. разрешил вслед за Патриархом св. Тихоном сдавать на цели помощи голодающим ценности, не имеющие богослужебного употребления.

http://pravenc.ru/text/178402.html

В первой половине 1920-х гг. границы Казанской епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году учреждена новая Чебоксарская и Чувашская епархия , а в 1993 году — Йошкар-Олинская и Марийская , после чего территория Казанской епархии была ограничена пределами Республики Татарстан. Титулы правящих архиереев Казанской епархии: Процесс христианизации Казанского края шел постепенно. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406 792 инородца. Известно, что с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто семь церквей и инородческая школа, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чувашей, мордвы, черемисов, татар и вотяков. Частично это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства. В 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один — первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два — второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь — третьего класса; другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения в Московской епархии было только 814). Кроме архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 году (в 1822 году было отменено), затем — Чебоксарское (1853 год), Чистопольское (1899 год), Мамадышское (1907 год). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский — настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский — Спасо-Преображенского, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/5830133.ht...

Однако, ссылаясь на болезненное состояние, он испросил у архиерея 2-месячный отпуск с разрешением отложить на это время хиротонию. Отказ от архиерейства архим. Варсонофий подтвердил в письме обер-прокурору Синода В. К. Саблеру , отметив, что «готов впредь потрудиться в сем монастыре и на курсах, но высокое Епископское служение… признаёт выше своих слабых и ничтожных сил». В ответ на письмо Саблера от 4 нояб. 1911 г. с просьбой о предоставлении отзыва по этому вопросу Казанский архиерей 11 нояб. распорядился заготовить ответ, указав в нем, в частности, что исполнение обязанностей 3-го викария Казанской епархии можно возложить на еп. бывш. Якутского Макария (Павлова) , управлявшего в то время на правах настоятеля свияжским Успенским монастырем. 28 дек. 1911 г. император утвердил доклад Синода об освобождении архим. Варсонофия, согласно его ходатайству, от назначения епископом Мамадышским; это распоряжение было доведено до сведения Казанского архиеп. Иакова синодальным указом от 2 янв. 1912 г. Назначение еп. Макария (Павлова) также не состоялось, и до 1920 г. Мамадышская кафедра не замещалась. 22 апр. 1920 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон назначил на Казанскую кафедру Тифлисского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова) , но из-за сильного противодействия властей к новому месту служения он прибыл лишь 9 июля. Одной из первоочередных задач митр. Кирилл считал поставление викариев, к-рые в случае ареста правящего архиерея могли бы принять на себя управление епархией и совершение последующих епископских хиротоний. 24 июля 1920 г. (в ряде публикаций указывается дата по ст. ст.- 11 июля) во епископа Мамадышского был рукоположен настоятель казанского Спасо-Преображенского мон-ря архим. сщмч. Иоасаф (Удалов) . Хиротонию в соборе казанского Богородицкого монастыря совершил митр. Кирилл совместно со своим 1-м викарием, Чистопольским еп. сщмч. Анатолием (Грисюком ; впосл. митрополит), а также специально приглашенным из Н. Новгорода Балахнинским еп. сщмч. Петром (Зверевым ; впосл.

http://pravenc.ru/text/2561768.html

Иоасаф и Чебоксарский еп. Афанасий в июне 1921 г. совершили хиротонию 76-летнего настоятеля Седмиезерной Богородицкой пустыни архим. Андроника (Богословского) во епископа Спасского с местопребыванием в казанском во имя святого Иоанна Предтечи мужском монастыре . В июне 1921 г. еп. Иоасаф сумел предотвратить попытку захвата кафедры бывш. архиепископом Пензенским Владимиром Путятой . Узнав, что в Казани нет митрополита, этот лишенный сана «архиерей» неожиданно приехал в епархию и получил в ГубЧК ордер на помещение в Богородицком мон-ре, где занял квартиру митр. Кирилла и объявил себя архиепископом Казанским. Православные не приняли самозваного «владыку». При этом удалось избежать возможных в связи с провокационным поведением Путяты волнений верующих (а значит, и арестов по обвинениям в организации беспорядков и участии в них). Спустя полгода после закрытия КазДА совместными усилиями академической корпорации и еп. Иоасафа удалось добиться офиц. разрешения властей на возобновление деятельности высшей духовной школы в Казани в форме Богословского института. Его первое организационное собрание прошло 20 нояб. 1921 г. под председательством Мамадышского архиерея. Еп. Иоасаф временно управлял епархией до 18 янв. 1922 г., когда после освобождения из заключения в Казань возвратился митр. Кирилл. Вышедший на свободу в это же время Чистопольский еп. Анатолий (Грисюк) на свою кафедру не вернулся, т. к. 28 февр. того же года получил назначение в Самару. В связи с этим 12 апр. 1922 г. еп. Иоасаф был назначен на Чистопольскую кафедру и стал 1-м викарием Казанской епархии. Тогда же на Мамадышскую кафедру был перемещен викарный Спасский еп. Андроник (Богословский) с сохранением местопребывания в казанском Иоанно-Предтеченском мон-ре. (В нек-рых изданиях указывается ошибочная дата перевода еп. Андроника на М. в.- 3 сент. 1923.) Еп. Андроник сыграл важную роль в противодействии обновленческому расколу (см. Обновленчество ) в Казанской епархии. Мамадышский архиерей вместе с др. епископами в апр.

http://pravenc.ru/text/2561768.html

В начале XX века в приходе Успенского собора состояло 655 дворов в г. Задонске, в котором проживало 1658 лиц муж. пола и 1773 жен. Кроме того, в соборном приходе числилась слобода Тешевка с 234 дворами, деревня Тюнина с 189 дворами, а всего в приходе 1078 дворов, мужчин - 3081, женщин – 3135. В 1922 году, в связи с созданием Задонского викариатства Воронежской епархии , собор стал именоваться кафедральным. Викарный епископ Задонский Иоанн (Болховитинов) уклонился в обновленчество в сентябре 1922 года. С 1922 по 1927 год в соборе располагалась кафедра обновленческой епархии . В августе 1930 года " готовясь " к празднику св. Тихона Задонского, местная власть сбросила с соборной церкви большой колокол, мелкие осколки которого прихожане собирали и уносили домой. Успенский собор был закрыт после октября 1937 года, в здании разместился краеведческий музей. В 1940-х годах Успенская церковь продолжила службы, здесь находилась гробовая икона свт. Тихона, сохраненная верующими. После окончания Великой Отечественной войны руководство страны разрешило открыть некоторые храмы, и в мае 1944 года трапезная часть и сохранившаяся утварь, в т.ч. иконостас и книги, были возвращены храму. Но только 17 июля 1956 года здание Успенского собора было полностью передано церковной общине. В 1974 году Успенский храм был вновь закрыт властями, и православная община перешла в Свято-Троицкий соборный храм , куда была перенесена вместе с прочими святынями и гробовая икона Тихона, ныне находящаяся во Владимирском храме Рождество-Богородицкого монастыря. В 1997 году Успенский собор был возвращен верующим. Архитектура Собор построен в стиле классицизма . Одноэтажный объем храма примыкает к трехъярусной колокольне с часами, увенчанной шпилем. Первоначально ансамбль храма включал здания церкви и отдельно стоящей трёхъярусной колокольни . Храмовый ансамбль является памятником архитектуры и объектом исторического и культурного наследия федерального значения . Настоятели Использованные материалы    " Храм Успения Пресвятой Богородицы "http://Сайт " Липецкая земля " -

http://drevo-info.ru/articles/13678894.h...

Возрождение православной общины здесь началось только после перестройки. Сейчас возрождение самого монастыря — всего лишь дело времени. Просыпаются с молитвой на устах. «Монастырь здесь будет, обязательно будет, — говорит отец Амвросий. — Уже сейчас у нас полностью идут службы, как в монастыре — ежедневные утренняя и вечерняя службы, потом Крестный ход вокруг монастыря с иконой Пресвятой Богородицы. Мы живем своей общиной, трудимся во Славу Божию и молимся. Расчистили сад, есть огород, две теплицы поставили. Сами возделываем землю, и всего, что выращено своим трудом, полностью хватает для жизни общины. Сейчас собираемся восстановить забор. Купол на церкви был маленький и почерневший. Но в позапрошлом году нам привезли купол из Киево-Печерской лавры. Хотим построить новую колокольню». Службы идут в Храме Рождества Пресвятой Богородицы — раньше это была домовая церковь при монастыре, где располагались кельи и шли каждодневные службы. Кельи здесь и поныне. В советские времена кельи были превращены в квартиры (в некоторых люди живут и поныне). Община пока небольшая — человек девять, живут все дружно, как и подобает братьям и сестрам во Христе. После службы радушные хозяева пригласили гостей в трапезную. Кельи и трапезные — на втором этаже. Кельи — маленькие светлые, ухоженные и уютные комнатки, вполне современные. Сюда приезжают пожить паломники, недостатка в которых не бывает. Трапезная (вроде однокомнатной квартирки с небольшой кухней и столовой) — светлое помещение, в центре длинный стол, на стене икона и лубочные православные картинки: «Ангел приноси пищу пророку Илие», «Святой старец Серафим кормит медведя». Мироточит икона Святителя Николая... Светлана Кубасова, " Наша газета " , Даугавпилс. 08.02.2007. Иллукстский Рождество-Богородицкий монастырь был основан в 1667 году как мужской униатско-базилианская обитель; в 1839 году обращён в православный и приписан к Полоцкой епархии. В 1850 году отошёл к викариатству Рижской епархии, в 1880 году становится женской общежительной обителью III класса, в 1915 году эвакуирован в Нижегородскую губернию. В 1953 году закрыт и обращён в приходской храм, а с 1 августа 1996 года приписан в качестве подворья Рижского Свято-Троицкого монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=10435

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010