Когда обличены были порицающие непорочную жизнь Пресвятой Девы, отрицающие Её Приснодевство, отрицающие Её достоинство Божией Матери, гнушающиеся Её икон – тогда, когда слава Богородицы осветила всю вселенную, тогда появилось учение, как будто возвышающее высоко Деву Марию, а в действительности отвергающее все Её добродетели. Это учение называется учением о непорочном зачатии Девы Марии, а приняли его последователи римского папского престола. Оно состоит в том, что «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободной от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX о новом догмате). Другими словами, Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и благодатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи. Христиане не слышали про это до IX века, когда впервые Корвейский аббат Пасхазий Радберт высказал мнение, что Святая Дева была зачатою без первородного греха. Начиная от XII века, эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы Западной церкви, уже отпавшей от Вселенской Церкви, и тем лишившейся благодати Святого Духа. Впрочем, члены Римской церкви далеко не все соглашались с новым учением. Разделились во мнениях даже знаменитейшие богословы Запада, так сказать, столпы латинской церкви. Фома Аквинат и Бернард Клервосский решительно порицали его, в то время как Дунс Скотт его защищал. От учителей разделение перешло к их ученикам: латинские монахи и доминиканцы, за своим учителем Фомой Аквинатом, проповедовали против учения о непорочном зачатии, а последователи Дунса Скотта — францисканцы старались его всюду насадить. Борьба между этими двумя течениями продолжалась в течение нескольких веков. И на одной и на другой стороне были личности, считавшиеся среди католиков величайшими авторитетами. Не помогало решению вопроса то, что некоторые сообщали, что имеют о сем откровение свыше. Знаменитая в XIV веке среди католиков монахиня Бригитта в своих записках говорила о явлениях ей Богородицы, Которая Сама ей сказала, что Она зачата непорочно, без первородного греха; а еще более знаменитая современная ей подвижница Екатерина Сиенская утверждала, что в зачатии св. Дева была причастна первородному греху, откровения же она получает от самого Христа (Прот. Ал. Лебедев. «Разности в учении о Пресвятой Богородице церкви восточной и западной»).

http://pravoslavie.ru/38392.html

Новый завет Рождество Пресвятой Девы Марии В город Назарет жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и дожили до глубокой старости, а детей не имели. Они усердно молились, чтобы Господь даровал им сына или дочь, и дали обещание: если родится у них дитя, посвятить его на служение Богу при храме. Бог услышал их молитву; у них родилась дочь, которую они назвали Мариею. Тропарь праздника: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив (уничтожив) смерть, дарова нам живот вечный (жизнь вечную). Введение во храм Пресвятой Девы Марии Когда Деве Марии исполнилось три года Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в храм иерусалимский. Первосвященник встретил Пресвятую Деву при дверях храма, благословил Ее и, по внушению Духа Святаго, ввел во святое святых, куда и сам мог входить только один раз в год. Дева Мария осталась жить при храме и большую часть времени проводила в молитве и чтении священных книг. Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, Ей по закону нельзя было оставаться при храме, а следовало возвратиться к родителям, или выйти замуж. Но Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, замуж же Дева Мария не хотела выходить, так как дала обет остаться девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он звботился о Ней, как о своей дочери. Иосиф жил в Назарете; он был человек небогатый и занимался плотничеством. Тропарь праздника: Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение! ( Сегодня предвести благоволения Божия и проповедь о спасении людей. В храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы ей громко воскликнем: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя!). Благовещение Божией Матери (25 марта). Посещение Ею праведной Елисаветы

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 14 Августа, Канон предпразднства Глас 5 Песнь 1 Ирмос: Коня и всадника в море Чермное/сокрушаяй брани мышцею высокою/Христос истрясе, Израиля же спасе,/победную песнь поюща.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Гробу, Деву приемшу, приступим, вернии,/благовония божественна прияти тщащеся:/в сем бо излился Мироположницы дыхающее благовоние, души благоухающее.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Взятся Сион из горы, Сион одушевленный,/и почи во граде Гефсимании, яко одушевлен,/Бога Безсмертнаго приемши, в недрех нетленных почити.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Трубы возшумевше Богоносных мужей,/воззовите вельми апостольская уста:/Силы, возмите врата, приимите Царицу в лучшая.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Смерть како подъят, Живота присносущнаго яве рождшую паче естества, Всенепорочную?/Но, сию отринув,/Владыка престави Тя к приятию Небесному.  Песнь 3 Ирмос: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим/и повесивый неодержимо тяготеющую/на недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих,/Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Песни надгробныя ныне возслем Чистей, Зиждителя Богородительнице,/и со Безплотными воинствы одр живоносный окружим, радующеся,/яко престол Божественный Святый.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Лежащу и простерту видяще, очи смежащу,/живоподательный, Божественный и присный источник,/приидите, верными сердцы слезы точаще,/прикоснемся Сея нетленному телеси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Божественное и благородное Божие жилище, седалище воистинну/и град одушевлен всех Царя воистинну,/подаждь всех согрешений наших памятию Твоею оставление/и от бед спаси.  Седален, глас 4 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Девы отроковицы, предвоспойте,/матери, похвалите,/и вси воспойте песнь происходную, успение Девы и Матере Господни/песньми богокрасными предсовершающе божественне:/преставляется бо славно к Небесным. Песнь 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-predp...

С. Снессорева Глава I Учение православной Церкви о Божией Матери Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы. Прежде, нежели существовал мир, Дева Мария была предызбрана в вечном совете Пресвятой Троицы послужить спасению рода человеческого. Как заря искупления, воссияла Пречистая Дева в то время, когда наши прародители, преступив заповедь Творца своего, внимали в страхе и трепете грозному приговору Правосудного Судии; уже в этом приговоре просияло благодатное обетование Его благости к падшим созданиям: «Семя Жены сотрёт главу змия», – и это первое из всех Божественных обетовании раскрывалось во всех последующих событиях преобразовательного времени, и всё с большею точностью, по мере приближения предопределённого времени. Господь повторял это обетование неоднократно, чтобы приготовить людей к принятию обещанного Спасителя мира; не изгладилось оно из памяти людей и после рассеяния их по лицу земли; за далёкие горы и моря они уносили с собою эту отрадную, хотя далёкую, надежду. Века проходили за веками, исчезали народы, появлялись новые страны, изменялись постановления и обычаи, но вера в Спасителя, грядущего от Пречистой Девы, сохранялась незыблемо. Пять тысячелетий прошло в ожиданиях, и, наконец, в определённое судьбами Божиими время, исполнились все пророчества, исчезли тени Ветхого Завета, и на горизонте вселенной явилась Путеводная Звезда, чтобы привести погибавшее человечество к спасительной пристани. Все события Ветхого Завета представляют, как бы тень или предызображение новозаветных лиц и событий и имеют предметом своим, главным образом, Спасителя мира – Господа нашего Иисуса Христа, рождённого от Пресвятой Девы. Первобытная, девственная земля, не возделанная человеческими трудами, не орошённая дождём, произрастила все разнообразие и великолепие растительной природы и послужила для создания тела первого человека: это является, по мнению святых Отцов, первым указанием на Деву Марию, из Которой благоволил воплотиться Бог Слово. Пречистая Дева, как одушевлённый рай, проявила в Себе дивные плоды добродетелей, имела в Себе Господа – «древо жизни, насажденное богоначальнейше, чревоносящи и рождающи», – и в Нем подала людям избавление от вечной смерти и даровала жизнь вечную, как и Сам о Себе Господь Иисус Христос говорил: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

474. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Говорено в Московском большом Успенском Соборе, августа 15). 1825 Святый Дионисий Ареопагит был на погребении Богородицы, и что притом происходило, частию можно видеть в его писаниях. «Мы, – пишет он, – и многие из священных наших братий собрались для зрения живоначального и Богоприемного телеси. Прибыл и Богобрат Иаков и Петр, между высокими Богословами верховный и старейший. После зрения благоугодно было всем иерархам, поколику каждый был способен, песнословить безмерно могущественную благость Богоначальственной немощи» (о Божеств. имен. гл. 3). Под именем «Богоначальственной немощи, – как изъясняет святого Дионисия святой Максим, – должно разуметь вольное снисхождение Сына Божия даже до плоти, кроме греха. Ибо, по причине вольного к нам снисхождения, все претерпев даже до смерти, смерти же крестныя, и немощи наши Он понес». Приятно даже до ныне узнавать единую, святую, соборную и Апостольскую Церковь , между прочим, по единству ее священных и Апостольских обычаев. После столь многих веков, от дня успения Пресвятой Богородицы, и ныне для сего дня «собираются многие из священных наших братий». В подражание Божественному зрелищу Сионскому или Гефсиманскому и здесь представляется для благоговейного зрения изображение «живоначальнаго и Богоприемнаго телеси» 963 , как бы в день его погребения. «Вся иерархия песнословит», или, иначе сказать, словом и песнопением прославляет «безмерно могущественную благость» Сына Божия, в Его спасительном воплощении, чрез немощь и смерть проложившаго путь к безсмертию и славе Божественной. О, если бы могли мы теперь услышать хотя одно из тех самых песнословий, которые по внушению святого Духа принесены были Господу и Матери Его в первоначальном Апостольском Успенском Соборе! Но святый Дионисий только сказывает о них, а ничего из них не пересказывает. Слышу по крайней мере род песнословия, приличествующего настоящему случаю, из уст усыновленника Пресвятой Девы и ближайшего служителя Ее в Ее жизни и погребении. «Блажен», восклицает Иоанн, «и свят, иже имать часть в воскресении первем» ( Апок. ХХ, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Аннотация «Молитвы Божией Матери, учение Церкви о Ней, и новые чудеса Ее» – этот подзаголовок вполне описывает содержание книги Вениамина (Федченкова) . «Эта книжечка издается с единственной целью: чтобы молились Заступнице». В таких словах митрополит Вениамин (Федченков) , выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, богослов, оставивший обширное литературное наследие, сообщает читателю о причинах, побудивших его написать книгу о Пресвятой Богородице. «Исчезает из жизни молитва», – с горечью говорил владыка. В книге «Всех скорбящих Радость» он всеми возможными способами стремится показать, что молитвенное делание есть истинная жизнь души, основание духовного возрастания, и даже нарушает каноны повествования, помещая молитвословия в первые главы, а не в приложение, как это обычно делается. «Всех скорбящих Радость» начинается молитвами ко Пресвятой Богородице преподобных Ефрема Сирина , Парфения Киево-Печерского, Максима Грека . Вдохновленный песнопениями Октоиха, владыка составил «Молитвенный вопль» к Царице Небесной. Митрополит Вениамин приводит живое описание земного пути Девы Марии, опираясь на свидетельства Ее современников – священномучеников Дионисия Ареопагита , апостола от 70–ти († 96), и Игнатия Богоносца († 107), – что позволяет уйти от схематизма, подчас присущего агиографическим сочинениям. В сборнике цитируются высказывания святых отцов Церкви о Божией Матери. Книга рассказывает также о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы, о знамениях и удивительных событиях последнего времени. Митрополит Вениамин писал эту книгу в Нью–Йорке около 1940 г., будучи экзархом Русской Православной Церкви в США. В России «Всех скорбящих Радость» печатается впервые. Текст дополнен примечаниями и недостающими ссылками на библейские и богослужебные источники. Молитвы ко Пресвятой Богородице Молитва первая, святого Ефрема Сирина 1 О Дево Владычице Богородице, Творца и Господа видимых всех и невидимых, Единаго от Троицы, Бога же и Человека рождшая! Обиталище Божие, вместилище святыни и благодати, в немже, благоволением Бога Отца и содействием Святаго Духа, телесне вселися полнота Божества! Всякое создание высотою превосходящая! Славо и утешение, радость и веселие Ангелов! Апостолов и пророков царственный венче; преестественная крепосте мучеников; ублажение и хвало преподобных, споборнице в их подвизех и побед подательнице; непрелестная путеводительнице спасения, безмолвия наставнице, двере откровений и тайн духовных; источниче света, врата жизни вечныя; неистощимая реко милосердия, море дарований и чудес неисчерпаемое!..

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 07.04.2021 19:25:39 МОСКВА 7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . По окончании богослужения, Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня великий двунадесятый праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы вновь вспоминаем Царицу Небесную Деву Марию, Которой выпала совершенно особая миссия — родить Спасителя. Но не только родить. Каждая мать знает, что рождение — это очень важный, быть может, самый важный момент в ее жизни и, конечно, в жизни рождающегося; но рождением не исчерпывается все, что предстоит испытать и матери, и ребенку. Царица Небесная, как всякая мать, несла трудности и тяготы, которые выпадают на материнскую долю; Дева Мария приняла и исполнила всю ответственность в отношении Своего Сына. И потому, прославляя ныне Царицу Небесную во славе, мы должны мысленным взором проникать и в Ее земную жизнь, понимая, что Она сподобилась быть выше ангелов и архангелов не только потому, что родила Спасителя, но и потому что по жизни Своей, исполненной многих тягот, забот, переживаний, Она, пройдя все испытания и скорби, была удостоена того, чтобы пребывать в Небесном Царстве превыше ангелов и архангелов. На страницах Евангелия мы встречаем Богоматерь в повествованиях о рождении Ее Сына, Господа и Спасителя нашего, Его принесения, по обычаю, в иерусалимский храм; запечатлены также некоторые иные эпизоды из жизни Спасителя, где участвует Божия Матерь, такие как претворение воды в вино в Кане Галилейской. Их немного, но это не означает, что Дева Мария была вдали от Своего Сына. Ведь служение Господа в первую очередь осуществлялось в Галилее. Назарет — родной город, где был дом Девы Марии, а значит, и земной дом Ее Сына; Капернаум был совсем рядом.

http://radonezh.ru/2021/04/07/v-prazdnik...

Как относиться к домашнему обучению детей? СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ ОТВЕЧАЕТ СЛУШАТЕЛЯМ РАДИО «РАДОНЕЖ». 31.10.2014 11:37:58 Кульков Сергей Андреевич Радиостанция «Радонеж» вещает в прямом эфире. У микрофона - духовник и старший священник Алексеевской женской обители, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров. - Поздравляем вас, дорогие друзья, с осенним, тихим и радостным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. От самого названия праздника Покрова веет радостью. Этот праздник вселяет в нас надежду на заступничество Матери Божьей, глубоко почитаемой всеми православными народами. Но случилось так, что отмечают его только в Русской и Сербской православной церквях. Почему так сложилось, батюшка? - Тайна промысла Господня. Кажется, все основания у наследников Ромейской державы, II Рима, сохранять в веках благодарную память о чудном видении, дарованном славянину Андрею, Христа ради, Юродивому. Который увидел Пречистую Марию, простершую Свой светоносный покров. Между тем, славянские струги, разметанные бурей, были совершенно уничтожены и, кажется, нужно было бы похоронить в веках этот день. Но смиренный наш народ, в лице пращуров, склонил свою гордую выю пред величием смиренной Девы. И по принятии крещения Аскольдом и Диром, языческая Русь семимильными шагами двинулась во след апостолов, к свету христову. «Наказуя, наказал нас Господь, смерти же не предаде нас». Так словами царя Давида можно выразить идейную сущность содержания этого праздника. «Бог в наказаниях Его милостив, кого любит - того и биет». Так апостол Павел передает ветхозаветную речь пророка. И для нас, христиан третьего тысячелетия, так отрадно собираться в этот день Покрова под сводами божьего храма! И ощущать себя малыми детьми, которые чистым сердцем и смиренною душою славят Царицу неба и земли и просят Ее заступления, помощи в эти лукавые дни, когда вселенная страждет. Страждет и православный люд в тех странах, где безнаказанно действуют злые силы, ополчаясь супротив церкви божией. - В русском языке, в русском сознании закреплено заступничество Божией матери в таких выражениях, как «Дом Пресвятой Богородицы», которым называют нашу родину, или «Пояс Пресвятой Богородицы», «Слезы Пресвятой Богородицы» - все это живет в народном сознании и выражает наше мироощущение.

http://radonezh.ru/text/kak-otnositsya-k...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иконография Пресвятой Богородицы в православной церкви В русском церковном искусстве иконография Богоматери наиболее разработана. Поразителен факт, отмеченный священником Павлом Флоренским: " Как в иконостасе, так и в богослужении чуть ли не половина молитвословий обращена к Божией Матери; в иконописи опять-таки значительнейшая часть икон - Богородичные " . Удивительна симметрия образов Христа и Богоматери в православном сознании, отражающая сущность Церкви, которая имеет два центра: Христа и Богоматерь. В духовном смысле они и обусловливают единство Церкви, ее святость и неповрежденность никакими событиями земной истории, ибо ее не одолеют врата ада (Мф. 16, 18). Призвание каждого христианина - стать одушевленной иконой Церкви. Православный духовный опыт стремится соединить ум и сердце, преодолеть их разделение. Иконостас, который можно назвать иконой Небесной Церкви, тоже имеет два центра. С древнейших времен в православных храмах с правой стороны Царских врат помещается икона Спасителя, с левой - Богоматери. Отверстые во время богослужения Царские врата символизируют Откровение Царствия Небесного людям, которое возможно именно благодаря Спасителю и Его Пресвятой Богоматери. Уже на заре становления святоотеческой мысли образ Богородицы таинственно отождествлялся с образом Церкви. Язык изобразительного искусства позволил выразить гораздо большее. Икона Богоматери - икона Церкви, Дева Мария - Мать Церкви, потому что через Нее рождается Богочеловек во плоти. Таинственна и связь между Божественной Софией и Богоматерью. В новозаветную эпоху богословская мысль, исходя из духовного опыта Церкви, начала воспринимать святую Софию как Пресвятую Деву. В Богоматери впервые в истории человечества Божественная София предельно просветила человеческое существо. Литургически это выражено знаменательным образом, ибо течение церковного года связано с Богородичными праздниками таким образом, что события жизни Пресвятой Девы - это и ступени развития церковного организма в его мистической целостности, и ступени развития каждого члена Церкви, живущего в ее ритмах.

http://pravicon.com/text-9

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» Источник: «Православная газета», Екатеринбург – Владыка, первый вопрос – о празднике Успения Богородицы, который мы отмечаем 28 августа. Это один из 12 главных православных праздников. Как нужно его отмечать и каков его духовный смысл? – Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это великий праздник – радостный и утешительный, потому что мы видим в празднике Успения Божией Матери смысл нашей жизни: жизнь наша здесь, на земле предназначена для вечности, вечности с Богом. И в соработничестве, трудах, подвиге жизни мы достигаем совершенства, высоких нравственных идеалов и сподобляемся великих благ в Царстве Божием. Труд, который мы совершаем в этой жизни, имеет значение и силу, и не напрасно мы совершаем такой подвиг самоотречения, самопожертвования – наш труд поощряется Богом вечными благами и вечной радостью. Пресвятая Богородица в течение всей Своей жизни трудилась и сохранила Себя в чистоте – Она сподобилась быть Матерью Сына Божия. И Сын Божий принял человеческую плоть от Пресвятой Девы Марии и совершил дело нашего спасения. Пресвятая Богородица продолжала в Своей жизни нести подвиг терпения, смирения, послушания воле Божией, проповеди о Христе, учения нравственности и духовности. Она готовилась к вечности, к отшествию из этого мира постом и молитвой. И Господь Бог, Спаситель мира, взял Ее пречистую душу и вместе с телом вознес на небо. И Она там радуется и блаженствует – Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, прославляемая небесной и земной Церковью, которые славят Ее труды и подвиги. И Она не зря трудилась, потому что получила великое и неизреченное. Поэтому мы, дорогие братья и сестры, если будем трудиться в этой жизни, искореняя свои грехи, пороки, слабости, немощи, очищая свою душу покаянием и в противовес нашим грехам внедряя в нее, в свою жизнь добродетели, противоположные нашим грехам и страстям – это нас обогатит, вознесет. И когда мы приблизимся к порогу отшествия из этого мира, который есть переход в иную жизнь, а не смерть и исчезновение в небытие, этот порог будет для нас радостен и утешителен, потому что нас будет ждать радость и утешение, которых сподобилась Пресвятая Богородица: великая радость, встреча со Христом, с Ее Возлюбленным Сыном, с великой радостью, которую уготовал Господь всем на этой земле, кто трудятся ради Христа и достигают великих совершенств, чего достигла и Пресвятая Богородица.

http://pravoslavie.ru/36930.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010