XVII. Слово в день введения в храм Пресвятой Богородицы 26 Жизнь Пресвятой Девы в доме Её родителей и при храме иерусалимском, как образец для христиан в деле воспитания детей Введение в храм Пресвятой Богородицы празднуем, братья. Событие это весьма важное: в храме Божием Пресвятая Дева воспиталась и приготовилась к высокому своему назначению – быть Матерью Господа. Вот как это было: Пресвятая Дева была плодом усердных молитв престарелых и праведных родителей Её – Иоакима и Анны. Они, дожив до старости, не имели детей и горячо просили Господа Бога снять с них поношение бесчадия, обещая, если Бог даст им дитя, посвятить его Богу. По молитве их дал им Господь Бог Дщерь – Марию. Три первых года она жила с родителями в Назарете; затем, согласно обещанию, они отвели Её в храм Иерусалимский на воспитание и в служение Богу. День введения в храм Девы Марии для Её праведных родителей был великим семейным праздником. Для этого торжества они пригласили к себе своих родных и знакомых; собрали подруг – сверстниц своей богодарованной Дщери, и все вместе проводили Её из Назарета в храм Иерусалимский. Церковное предание так описывает это шествие: впереди шли, одетые по праздничному, подруги – сверстницы Девы Марии, попарно, с зажжёнными свечами; за ними – праведные Иоаким и Анна вели Дщерь свою – трёхлетнюю Отроковицу, одетую великолепно, по-царски; позади их шли родные и знакомые. Шествие сопровождалось пением духовных песней – псалмов. Вместе с голосами человеческими слышны были в воздухе голоса ангельские, прославлявшее трёхлетнюю Отроковицу, шедшую во храм. Перед самыми храмом Она оставила всех, сопровождавших Её, и Сама, без видимой сторонней помощи, взошла на верхнюю ступень лестницы, ведущей во храм. Здесь вышел к Ней на встречу сам первосвященник и ввёл Её в главную часть храма – во Святая Святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника, который только однажды в год входил в эту часть храма. Пресвятая Дева поселилась при храме в одном из притворов храма. Здесь Она жила более десяти лети. Под руководством других благочестивых жен и дев, проживавших при храме на служении Богу, Она обучилась здесь чтению священных книг и рукоделию. Для молитвы ежедневно Она ходила во Святая Святых. Живя при храме, Пресвятая Дева, вместе и возрастом преуспевала в благочестии. Все время Она проводила в труде, чтении Слова Божья и молитве. Так Она провела время до 14 года, на каковом году Она оставила храм, и, по закону Иудейскому, обручена была праведному Иосифу – 80-тилетнему старцу и переселилась в Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Похвальное слово на Успение Пресвятой Богородицы Скачать epub pdf «Слово на Успение Пресвятой Богородицы» публикуется впервые. Оно было сказано отцом Иоанном в первой половине 1980-х годов во время празднования престольного праздника нашей святой обители. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Други наши! «Божественному погребению Матери Божия песни воспоим». Великое событие породило нынешний праздник. «Небо ныне сорадуется земле и славит преставление Матери Божией». И как поклоняется мир Живоносному Гробу Сына Божия и Сына Девы – источнику нашего воскресения, так припадает он ко гробу Матери Божией. «Гефсимания, блаженный и девственный гроб приемшая, чествуется яко чертог царский». И по сей день со всех концов земли стекаются люди туда, к Ее гробу. Они несут Ей молитвы благодарения и радости, моления в скорбях, печалях и болезнях; несут любовь своих сердец и безграничное доверие Ее материнской любви и заботе. И в каждом православном храме стоит ныне в центре икона Успения Матери Божией или гроб Ее – Плащаница. И везде во всем мире слышит Небесная Царица и молитвы наши и видит благоговейное поклонение подвигу Ее жизни и Славе Ее, венчавшей жизнь. А гроб – источник слез, преложился на источник радости, а смерть стала Успением. И сегодня слышим мы в церковных песнопениях голос Матери Божией, обращенный к нам: «Чада Господа и Сына Моего! Радости отшествия моего к Богу не претворяйте в плач слезами Вашими. Радуйтесь! Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». С этого достославного дня Своего Успения Светоносная Дева становится Матерью всего человечества и Царицей Небесной. И со всей очевидностью стала открываться человеку материнская Ее забота. Земная жизнь Девы Марии была сокрыта в смирении, безмолвии и тайне. И только из-за гроба воссияли миру  Свет Ее славы и величие Ее жизни. Свою принадлежность человеческой природе Она явила рождением и смертию Своею. Но многие ли при жизни Пресвятой Девы знали, что зачатие Ее – бессеменно, рождение – нетленно, успение – бессмертно. Смерть же и гроб не смогли удержать рождшую смерти Разрушителя, «и через три» дня гроб Ее опустел, извещая мир о великой тайне жизни Марии, о бессмертии Ее души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Предначертание нашего спасения 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы 04.12.2008 297 Время на чтение 4 минуты Дело спасения падшего человечества началось с приходом в м ip Богочеловека — с Рождества Христова — или даже с события, предварявшего Рождество, — со святого Благовещения. Но если там — начало домостроительства нашего спасения, то его преддверие и предвестие христиане отмечают в день праздника Введения во храм Пресвятой Девы Марии. Об этом прямо возвещается в тропаре праздника. В переводе с церковнославянского на русский язык слова тропаря звучат так: «Сегодня предвестие милости Божией и проповедь о спасении людей. В храм Божий торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей торжественно воскликнем: «Радуйся, Исполнение промышления о нас Создателя». В церковной песне говорится, что Пречистая Дева предвозвестила Христа Своим вхождением во храм. В чём же это предвозвещение? Оно состоит в тех прообразовательных, чудесных и таинственных действиях, которые сопровождали введение во храм Девы Марии. Речь идёт, во-первых, о том, что трёхлетняя Дева, поставленная на первой ступени храма, Сама, без помощи окружающих, преодолела последующие четырнадцать ступеней величественной храмовой лестницы, и, во-вторых, о том, что встретивший Деву первосвященник Захария ввёл Её во Святая Святых. Два этих обстоятельства не могли не поразить всех присутствовавших. Но удивлены были не только люди, дивились сему и Ангелы Божии, и мир бесовский вострепетал при виде происходившего в тот день в Иерусалимском храме. Что же знаменовало и что проображало собой восхождение трёхлетней Девы по высоким ступеням храма? Оно знаменовало и проображало будущее всежизненное восхождение Сына Девы — Христа Спасителя — на Голгофскую гору, восхождение ко Кресту, к этому центру м ipa и средоточию вселенной, ко Кресту, на Котором совершилось Таинство искупления человеческого рода. Люди, дивившиеся трёхлетней Отроковице, шедшей вверх по ступеням храма, вряд ли могли тогда понять сокровенный смысл сего прообразовательного восшествия. Но в мире духовном, в мире Ангелов и демонов, в те минуты всё замерло в напряжённом ожидании. Ведь Ангелы и демоны видели глубже людей, они смотрели на всё происходившее с высоты многовекового жизненного опыта. Обитатели мира духовного не могли не почувствовать в совершавшемся чего-то великого. И хотя они не знали всего плана нашего спасения, но предчувствовали и предощущали многое…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

94. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы 473 (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 г.) 1832 год Да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, Иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве. Mamф. VI. 18 . У гроба Пресвятыя Девы Марии, Церковь поставляет нас ныне в благочестивое созерцание. Ибо что такое церковный праздник, если не благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти, и собирает силы для работных дней жизни? Что же видим, быв поставлены у гроба Пресвятыя Девы? Зрелище необыкновенное! – Обыкновенно до гроба – свет и ясность, далее гроба – мрак и неизвестность: но здесь совсем напротив. До гроба – какое высокое достоинство и добродетель в какой глубокой тайне и безвестности! Далее гроба – какой свет и слава, какое торжественное воздаяние достоинству и добродетели! Не много нужно труда для изъяснения, что нравственное достоинство Преблагословенныя Девы Марии должно признавать безпримерно высоким. Сие видно само собою из достоинства служения, в которое она избрана и возведена. Если бы нашлась добродетель выше, нежели Ея: то была бы несообразность в том, что Она преимущественно избрана быть жилищем, престолом, Материю Бога Слова. Но в судьбах и делах Божиих несообразности быть не может 474 . Следственно, как верно то, что Мариам есть «благословенная в женах», то есть, благословенная высочайшим благословением пред всеми прочими женами: так же верно и то, что добродетель Ея есть высочайшая, чистейшая, совершеннейшая, хотя впрочем Она чиста и совершенна помощию того же Христа, Который соделался наградою Ея чистоты и совершенства. Но посмотрите, сколько знают, как видят достоинство Мариами прежде гроба Ея. Кому лучше было знать Ее, как не тому, кто удостоен был доверенности хранить сие сокровище мира, сию запечатленную сокровищницу Неба? Но Иосиф вначале так мало знал, сколь высоко должно чтить Ее, что почитал даже возможным «обличить» Ее, хотя и не хотел того. Иосиф готов был повергнуть безценное сокровище, если бы оно не было надежнее оберегаемо более просвещенными хранителями, Ангелами. «Не хотя ея обличити, восхоте тай пустити ю. Сия же ему помыслившу, се Ангел Господень во сне явися ему» ( Mamф. I. 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Двадцать первый день. Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им пресвятую и преблагословенную Деву Марию, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафимов. Они исполнили свой обет. Чрез три года по рождении преблагословенная Дева введена была во храм. Вот как изображает это событие церковное предание. Иоаким и Анна созвали в Назарет всех своих родственников, собрали дев, приготовили свечи. По прибытии из Назарета в Иерусалим, торжественное шествие направилось к храму, впереди шли девы со свечами и пели, за ними следовали родственники, соседи и знакомые. Св. Деву встретил первосвященник с священниками. В храм вели 15 ступеней. Юную Марию родители поставили только на первую ступень и, когда сняли с нея дорожные одежды и одели в лучшие одежды праздничныя, то Она, никем не поддерживаемая, взошла по всем ступеням, как взрослая. Все удивились этому. Но первосвященник, руководимый Духом Святым, совершил дело еще более для всех удивительное. Он ввел Отроковицу В самое святое святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному первосвященнику и то однажды в год. Это показывало великое предназначение отроковицы и сами ангелы, видевшие вхождение Пречистой во святая святых, удивились. При храме иерусалимском были построены здания, в которых жили девы и вдовицы, посвятившие себя Богу. Здесь-то поселилас и св. Дева Мария. Она проводила время в молитве, в чтении слова Божия и занятиях рукоделием; все удивлялись Ея благочестию. II. Родители Пресвятой Девы, умоляя Бога о даровании им чада, ничем другим не обещались благодарить Его, как только тем, что родившееся отроча они приведут в храм Божий, на служение Богу. И Сама Пресвятая Дева ничем столь много не угодила Богу, как непрестанным и достойным присутствием в храме Божием, которое, возведя Ее на величайшую степень святости, соделало Преблагословенную Деву Марию Материю Господа, честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Акафист Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто неневестная» – первый по времени написания и наиболее известный из акафистов, используемых в богослужении Православной Церкви. Будучи непревзойденным поэтическим и богословским шедевром, он требует грамотного филологического и богословского истолкования. Данное издание Акафиста содержит подробный комментарий, цель которого – помочь православному верующему, а также любому заинтересованному читателю почувствовать, как любовь к Богу и к Пресвятой Деве Марии находит себе выражение не только в вероучении Церкви, но и в красоте поэтического слова. Предисловие Акафист Пресвятой Богородице – хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось во IIм христианском тысячелетии, в том числе в православной России, сохраняя свое значение и доныне. В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать первенствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место – в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

14. Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. I. Пресвятая Дева Мария есть Приснодева. «Господь наш Иисус Христос воплотился и вочеловечился «от Духа Свята и Марии Девы» образом сверхъестественным, так что Пресвятая Матерь Его и до рождества, и в рождестве, и даже по рождестве Его пребыла Девою, и есть Приснодева» (См. «Правосл. исп.» 71 отв. на вопр. 32). Что Пресвятая Дева Мария, – Матерь Спасителя, – пребыла Девою до рождества и в рождестве Его, – эта истина непреложно утверждается на Св. Писании и Св. Предании. В Св. Писании Ветхого Завета, пророк Исаия, возвещая о рождении Мессии, говорит: «се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис. 7:14 ). В этом пророчестве, очевидно, предвозвещается, что и зачнет и родит Еммануила – с нами Бога – именно Дева – Дева чистая, непорочная. В Новом Завете, когда Пресвятая Дева, при благовещении Ей о зачатии и рождении Сына Вышнего, выразила недоумение: «како будет сие, идеже мужа не знаю?», Ангел отвечал, что девство Ее сохранится, что Она зачнет и родить без мужа сверхестественным образом: «Дух Святой найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий» ( Лк. 1:30–36 ). Св. Предание и верование в эту истину всей св. церкви торжественно засвидетельствовано на вселенских соборах: в Символе Никеоцареградском выражено верование в Сына Божия, воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы. На третьем вселенском собор в заключение произнесено было торжественное слово, где между прочими находится такое славословие Богородице: «Ты – венец девства, Ты – Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева!». Четвертый вселенский собор научает исповедовать Сына Божия, рожденного от Отца по Божеству, родившегося ради нас, от Марии Девы Богородицы, по человечеству. Пастыри и учители церкви единогласно учили о том же. Так, св. Игнатий Богоносец говорит: «От князя века сего сокровено было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господня, – три громкие таинства, которые в тишине Божией совершились» (Посл. к Еф. гл. 19; Хр. чт. 1821, 1, 40);

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Оригинал Есть люди благочестивые, живущие по заповедям Господним в надежде спасения – в них обитает Божья благодать. Но существует и не мало людей, впавших после Крещения в тяжкие грехи: постепенно греховные навыки обратились для них в как бы природные качества и сделали покаяние невозможным. Множество раз они пытались положить начало покаянию но вновь и вновь возвращались вспять. Кто умолит о них Милостивого и Праведного судью? Воистину никто кроме Той, Которую называют Взысканием погибших, Всех скорбящих Радостью, Избавительницей, Скоропослушницей, приносящей Нечаянную радость грешникам! В этой книге читатель услышит ее Материнский глас, призывающий грешников к покаянию, дарующий утешение и надежду на спасение. Сама Царица Небесная наставляет нас своим примером, как нужно жить в добродетели и покаянии, называя нас своими сынами и уча, как ими оставаться. Стало быть ничего нам больше не нужно, кроме выполнения Ее наставлений и соблюдения чистоты Православия, завещанной нам святыми отцами всех Православных соборов. По сей причине мы постарались эту книгу сделать доступной для читателей и в электронном виде. Книга первая в которой рассуждается о жизни и добродетелях Пресвятой Девы Марии от времени Её зачатия до рождения Божественного Сына Её в Вифлееме О последовании добродетелям Пресвятой Девы Марии Блажен поистине последующий Марии, поскольку, последуя Ей, он последует самому Иисусу, Царю и первому Образцу всех добродетелей. Жизнь Пресвятой Девы есть урок, поучение для всего света; из оной познают, каким образом должно вести себя в счастии и в бедствиях, в молитве и труде, в почестях и смирении. Хотя мы никогда не можем достигнуть того совершенства, какое Матерь Божия имела во всех своих деяниях, но из нас и тот почтется уже довольно совершенным, который старается последовать житию Её. О вы поклоняющиеся Марии, хотите ли сообразоваться сим превосходным Образцом? Представьте себе, сколько возможно, горячность Ее к вере, скорость и беспрекословие в послушании, чистоту Ее намерений, великодушие в любви.

http://azbyka.ru/podrazhanie-presvyatoj-...

свящ. Максим Козлов В своем богословии св. Иоанн Дамаскин с особой – даже на фоне патристической традиции – силой подчеркивал значение Священного Предания Кафолической Церкви. «Я не скажу ничего своего, но по мере сил соберу воедино и представлю в сжатом изложении то, что было разработано избранными учителями», – свидетельствовал он в начале главного творения своей исповеднической жизни, книге «Источник знания» (PG 94, 524). Все, что Дамаскин пишет о Св. Троице, о Христе, о Божией Матери, он черпает из «божественного Предания», которое нам открыто и предано Богом через все Домостроительство Христово (см.: Точн. изл. I, 1). Именно поэтому в заглавии статьи и далее по тексту мы используем термин Θεοτοκολογα («учение о Пресвятой Богородице»), а не «мариология», не только потому, что последний позднейшего и к тому же неправославного происхождения, но и потому, в первую очередь, что никакой специальной «мариологии» выделить в богословской системе Дамаскина не представляется возможным. «Станем, братия, на скале веры и на церковном предании, не изменяя пределов, которые положили св. Отцы наши, не давая места желающим вводить новое... примем церковное предание в простоте сердца, а не со многими рассуждениями», – призывает св. Иоанн Дамаскин своих современников в VII Слове против отвергающих св. иконы (PG 96, 1356–1357) 1 . Собственная же верность Дамаскина преданию Церкви заключается прежде всего в том, что «так же, как и Писание и Отцы, Дамаскин смотрит на все и все толкует христологически» 2 . Бог Слово, Единый от Святой Троицы, рожденный от Девы нашего ради спасения есть центральная тема всего Писания и Предания 3 , следовательно и всего богословия св. Иоанна Дамаскина , так что не только в «Точном изложении православной веры» более половины посвящено Христу, но и в самих Словах на Богородичные праздники доминирует христология. Учение о Пресвятой Богородице ( Θεοτοκολογα) существует у Дамаскина только как часть христологии, а не как некоторое самостоятельное учение или же особый раздел антропологии, посвященный Св. Деве. Православное богословие св. Иоанна Дамаскина есть по преимуществу христология, которая охватывает, конечно, и учение о человеке, и учение о Лице преблагословенной Девы. Само именование Θεοτκος («Богородица»), которым на III Вселенском Соборе Церковь торжественно подтвердила Богоматеринство Пресвятой Девы, утвердилось в контексте христологических споров: в противоположность тем, кто отрицал Богоматеринство, здесь отстаивается ипостасное единство Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Православная Церковь прославляет Божию Матерь выше всех сотворенных разумных существ – ангелов и людей. Почитание Её начинается с апостолов. Для них Она была не только Мать их возлюбленного Учителя, но и Помощницей и Покровительницей всех христиан. Церковное предание сохранило свидетельство о Ней Её современника священномученика Дионисия Ареопагита, ученика св. апостола Павла. Он, будучи первым епископом Афинским, специально приезжал в Иерусалим, чтобы увидедь Пресвятую Богородицу. В письме к апостолу Павлу он рассказывает о своем посещении Божией Матери: «невероятным казалось мне, исповедую пред Богом, о, превосходный вождь и начальник наш! чтобы кроме Самого высшего Бога был кто-либо преисполнен Божественной силы и дивной благодати; никто из человеков не может постигнуть то, что видел и уразумел я при посредстве не только душевных очей, но и телесных. Я видел очами моими богообразную и паче всех небесных духов святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего, которую даровали мне видеть благодать Божия, снисходительность верховного Апостола (Иоанна) и неисповедимая благость и милосердие самой милостивой Девы. Паки и паки исповедую пред всемогуществом Божиим, пред Благодатью Спасителя и пред славною честию Девы, Матери Его, что когда и был введен пред лице богообразное, пресвятейшей Девы Иоанном, главою Евангелистов и Пророков, который, жительствуя во плоти, сияет как солнце на небеси, то облистало меня столь великое и безмерное Божественное сияние, не только извне, но еще более просветившее внутри, и исполнился я такого предивного и разнообразного благоухания, что ни немощное мое тело, ни дух не возмогли понести таковых и толиких знамений и начатков вечного блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от ее Божественной славы и благодати. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в честнейшей утробе Девы, что если б я не содержал в памяти и в новопросвещенном уме твое Божественное учение и заповедания, то я признал бы Деву Богом, и почтил бы ее поклонением, подобающим единому истинному Богу: потому что ум не может представить себе большей чести и славы для человека, прославленного Богом, как то блаженство, которое я, недостойный, удостоился вкусить, соделавшись тогда вполне блаженным и благополучным. Благодарю превысшего и преблагого Бога моего, божественную Деву, преизящнейшего апостола Иоанна, также и тебя, верховного и торжествующего начальника Церкви, милостиво явившего мне такое благодеяние» (Четьи-Минеи 15 августа, повествование о успении Пресвятой Богородицы).

http://pravoslavie.ru/6630.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010