Слово на Введение Пресвятой Девы Марии во храм. Георгия, митрополита Никомидийского Настоящее торжество представляет нам прекрасное начало предмета речи. Посему, оставив плотское бремя, поднимемся на крыльях мысли и будем с добрым духом сопутствовать поспешающей войти во Святое святых чистейшей Отроковице. Обратим свои взоры на сегодняшнее торжество Входа Богородицы к Богу и, елико возможно, исследуем тайную красоту его, – хотя увидеть всю радость, какова она есть, невозможно. Вот, родители Девы привели Ее ко вратам храма, – Ее, Которую окружали невидимо со всех сторон Силы небесные. Хотя ангелы еще и не ведали тогда таинства воплощения, но, как слуги Господа, по повелению Его, они служили Богоотроковице при Ее восхождении. Как духи провидящие, они, конечно, узрели Ее – драгоценный сосуд добродетелей, – Ее, носящую знамения целомудренной чистоты и имеющую тело чуждое соединения с пороками, и воздали поклонение Ей. Тогда светильники осветили вход и все, проходившее во храм, обратилось в радость торжества; тогда самые бездушные тела радовались радостью общею ангелам. Посему и мне также настоит радоваться и громким голосом взывать ко храму: „уже Она входит, и прилично говорит. Разширь место обитания твоего, дабы принять пространнейшую видимого и невидимого создания, возжги светильники и освети вход, дабы был виден проистекающий из него источник света. Отверзи врата твои и приими внутрь врата мысленные, чрез которые пройдет одно только Слово Божие, сохранив их незапечатленными (ибо хотя Она приняла наименование „двери», однако сохранила название и „Девы», и, исполнив служение делу, не разрушила печатей целомудрия). Подними покров, дабы внутри отделить духовный покров славы, которым сокрыло Себя Само Слово Божие; подними златый свещник, чрез который возжгутся семь даров Духа и осветят мир духовный. Укрась Святое святых, и приими сию пресвятую скинию – вместилище невещественного бытия, низшедшего к нам, – скинию разрушенную, но восстановленную праотцем Давидом. Подними всезлатый алтарь кадильный, на котором Слово принесет плоть, исполнив весь мир благоуханием, на котором будут сожжены огнем пороки преслушания, будет уничтожена греховная скверна.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Творение мира видимого и преимущественно тверди небесной прообразовало рождение Пресвятой Девы. «Когда Бог,– говорит святой Иоанн Дамаскин 16 ,– восхотел привести человека от небытия в бытие, то прежде было распростерто небо, утверждена земля, море заключено в своих пределах, и все, что нужно для наполнения земли и моря, приведено в совершенный порядок. Потом человек, как Царь, помещается в раю, для упражнения в добродетели. А когда все люди подверглись тлению, тогда милосердый Бог , не желая, чтобы совершенно уничтожилось создание рук Его, творит другое, новое небо, землю и море, где Невместимый благоволит вместиться для воссоздания рода человеческого. Это новое небо, земля и море есть Блаженная и Преславная Дева. О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит Солнце правды. Она есть земля, потому что из неоскверненных чресл нетления произрастила Клас жизни. Она есть море, потому что из недр Своих изнесла духовный Бисер. Итак, уже явилось новое творенье Непостижимого; приготовлен Царский чертог Царя над всем; устроено духовное жилище Невместимого. Сколь величествен сей мир! Сколь достойно удивления творение, услаждающее взоры произрастениями добродетелей, благоухающее цветами чистоты, сияющее лучами созерцаний, имеющее в изобилии все другие блага, без всякого недостатка, кратко сказать, достойное того, чтобы Бог обитал между человеками. Правда, и первый мир весьма удивителен. Ибо егда сотворены быша звезды, говорит Господь ( Иов. 38, 7 ), восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангелы Мои. Но ничто столько не достойно величия Божия, как Блаженная и Пречудная Дева. Для удостоверения в истине сего послушай, что говорит многострадальный Иов: небо нечисто, и звезды небеспорочны пред Богом. Но что чище Девы? Что непорочнее Ее? Ее столько возлюбил Бог высочайший и чистейший Свет, что чрез нашествие Святого Духа существенно соединился с Нею и родился от Нее совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств. О чудо! Человеколюбивейший не устыдился Свою рабу сделать своею Матерью. О снисхождение! Преблагий не отрекся соединиться с Своим творением, возлюбив Ту, Которая прекраснее всякой твари; избрав Ту, Которая достоинством Своим превосходит небесные Силы. И Святая Церковь ублажает именем неба Пренепорочную Богоматерь в сих словах: «воображся из Тебе по нам Солнце невечернее, Тя Словесное небо и светлейшее явственне показа» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

142. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Успенском соборе; напечатано в Христ. Чтен. 1839 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1838 год Призре на смирение рабы своея: се бо отныне ублажат мя вси роди. ( Лyk. I. 48 ). Кому из внимательных к Богослужению не известна часто слышимая Церковная песнь в честь Пресвятыя Девы Марии: «блажим тя вси роди, Богородице Дево» ? Если размыслим, от чего произошла сия песнь, и на что указуют самыя слова ея: то созерцающему духу представится чудное и необъятное зрелище. В дали прошедших времен видите вы, что из незнатнаго «Назарета» в другой не славный город нагорной страны Иудейской 586 приходит бедная и безвестная в мире Дева; приветствует свою престарелую родственницу обычным приветствием: но внезапно возбуждает в ней Пророческий восторг; приветствуется ею, как «Матерь Господа» ( Лк. 1:43 ), и, быв объята подобным восторгом, пророчествует сама о себе: «се, отныне ублажат мя вси роди» ( Лк. 1:48 ). Глас Ея слышат народы, веки, концы вселенныя, и народы, веки, концы вселенныя ответствуют Ей: се исполняем твое слово: «блажим тя вси роди, Богородице Дево». Сей храм, сей праздник, сие священное и торжественное собрание, также принадлежат к исполнению предсказания пресвятыя Девы, что Ее будут ублажать все роды. В ней ублажается и то, что до Нея всегда было предметом оплакивания, – конец земной жизни. Усмотрим из сего, братия, высокое достоинство изречения пресвятыя Девы: «се, отныне ублажат мя вси роди». Это не простое слово радости, не гадание, случайно получившее вид предчувствия; но пророчество, в самом точном смысле сего слова, глагол Духа Святаго в устах Марии, изъявление определения и изволения Божия о Ея судьбе, и о нашей к Ней обязанности. Усмотрим и высокую важность предания, по которому Вселенская Церковь во всяком Богослужении постоянно и ревностно ублажает пресвятую Матерь Господню. Это не простое человеческое предание, не обычай только, введенный произвольным усердием, не подражание примерам частнаго верования, но мысль Духа Святаго, переданная человекам, последование мановению перста Божия, исполнение обязанности столько же священной, сколько справедливой и благотворной для Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Как в море утопал человек в одержавшей его болезни, и, подобно в воде олову, он пропал бы, если б не достиг тихого пристанища – Пресвятой Девы. – Всякий, миновав волнение и бурю, хвалится, что пришел, наконец, в место называемое тихой гаванью. Но где еще лучше пристанище, как не у Пресвятой Девы Марии? только Она одна, если придется достигнуть, сохранит целым и невредимым от потопления. Переходил некогда Израиль посуху Чермное море (Исх. гл.14), и что спасло его от потопления? Предполагаю, что ответишь – «Моисеев жезл начертанием креста разделивший воду». Да, но не без содействия Богородицы, ибо море сие считается Ее прообразом. Слышишь, как о сем воспевает сладкопоющая ласточка, Иоанн Дамаскин – В Чермнем мори неискусобрачные Невесты образ написася иногда (Догм. 5 гл.). Сей-то образ и спас Израиля от вод, который с войском потопили Фараона. Думаю, что воды не пощадили бы Иудеев, как оказавшихся впоследствии неблагодарными роптателями, отступниками Божиими и Его врагами, и даже распинателями и убийцами Сына Божия. Видя же в них Пресв. Марии прообраз, морские волны устрашились: море виде и побеже ( Пс.113:3 ). Убеждаешься ли, что еще в Ветхом Завете одним только прообразом Она давала ищущим тихое пристанище?! Обрати также внимание и на то, каким образом в продолжении трех дней Иона оставался невредимым в морской пучине, в утробе водного зверя, среди смрада, тесноты, и в каком вообще месте, где человек не может прожить даже получаса. Что там спасло его? Никто иной, как та же Преблагословенная Дева Мария, Которой и в сем заключается прообраз, как воспевает святая Церковь . Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият; в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну (Песнь 6-я кан. на Р. Христ.). Иону сохранило невредимым три дня то, что Слово соизволило нетленно вочеловечиться от Девы; прообразом сей тайны и был Иона. – О сколь удобно и тихо пристанище у Пресвятой Девы, извлекающей своих рабов невредимыми даже со дна морского. Неподдерживаемый Ею утонет и в небольшой луже; надеющийся же, если даже будет среди моря, не замочит ног своих. – О Пресвятая Дева Мария, сохрани и меня, чтобы не потопила буря водная, и не поглотила глубина морская! Нравоучение 23-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Скачать epub pdf Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 4 декабря 2008 года. 07 декабря 2010 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Братья и сестры! Сегодня торжественно празднуется Введение Пресвятой Богородицы во храм. В Священном Писании мы не найдем рассказа об этом событии, как нет там многого из жизни великой в Своем смирении Божией Матери. Однако Святые Отцы с любовью и тщанием сохранили нам достоверное предание, сообщающее подробности этого Введения, и изъяснили его глубокий смысл. Вспомним об этом, из многого, сказанного ими, собрав немногое. Когда исполнился третий год от Рождества Пречистой Девы, настал срок исполнить и то обещание, которое дали Ее святые родители, молясь разрешить их от неплодия – обещание принести в дар Богу рожденное от них Дитя. Праведные Иоаким и Анна приглашают в Назарет, где они живут, своих родственников – потомков двух древних родов, царского и архиерейского. Они собирают Назаретских девиц и приготавливают множество свечей. Сама Пречистая Дева украшена с подобающим великолепием. Через три дня пути они достигают Святого Града, и торжественное шествие начинает путь к Иерусалимскому храму. Впереди идут девы с зажженными свечами, за ними – Сама трехлетняя Отроковица, вслед за Ней – Ее родители и множество родных и знакомых. Со всего Иерусалима стекаются жители, чтобы увидеть необычайное, радостное, умилительное зрелище: совсем крохотная, в царском убранстве, в предношении множества свечей, как полная луна в окружении звезд, приводится к ветхозаветному святилищу Дева Мария. И не только жители земного Иерусалима, но и граждане Иерусалима небесного, святые Ангелы, собираются вокруг по повелению Божьему и незримо сопутствуют Ей. Они изумляются тому, что открыто их умному взору: Пресвятая несет знаки вечной чистоты, Она чужда всякой греховной скверны, чего никогда ранее не бывало среди дочерей падшего Адама. « Сия есть селение небесное! » 1 , – восклицают они. Предшествующие Отроковице девы поют псалмы Давида, а сами Иоаким и Анна непрестанно повторяют 44-й псалом, таинственную «Песнь о возлюбленном» 2 : Слыши, Дщи, и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея, зане Той есть Господь Твой, и поклонишися Ему 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Рождество Пресвятой Богородицы на Афоне С вятитель Епифаний   Кипрский  Слово  Пресвятой Богородице    По древней традиции во многих монастырях Святой Горы  Афон после праздничной службы, 12-ти часового бдения Рождества Пресвятой Богородицы , на трапезе читается творение свт. Епифания Кипрского: «Похвала Пресвятой Богородице». Мы взяли за основу перевод с новогреческого текста и по древнегреческому немного подправили его, чтобы и русские читатели могли проникнуться духом Афона. Многие святогорцы полагают, что о Панагии нет лучшего высказывания. Действительно, Святитель здесь просто превзошел сам себя. Кроме того, это слово как бы проникнуто духом Святой Горы. Всем рекомендуем его прочитать. Некоторые узнают акафист, называемый на Афоне - Херетизми. Особенно замечательные обороты, вошедшие в догматику и не вошедшие никуда из-за их необычности, из древнегреческого текста мы выделили.- Афон В то время, когда восхотел я, ничтожный, повести речь о блистающем сиянии Богородицы, о страшных и непостижимых силах, о таинстве небес и Вселенной, о чуде, об очистилище и попытался рассказать подробно, движимый внутренним трепетом сердца моего, о высшей мудрости и о чуде, объяли меня многий и великий страх и ужас. Ибо само даже воспоминание о сей страшной мудрости о Богородице, наполнив ужасом душу мою и страхом сердце мое, стало для меня не легким наказанием, а тяжелым мучением. Память сей величайшей мудрости укоряет разум мой, ибо не имеет он в себе силы вещать о том, что является непостижимым таинством.     Да и кто может поведать о сем таинстве? Чьи уста и чей язык поведут речь? В смятении не способны они выговорить ни слова...   Я же ныне дерзну рассказать о Госпоже нашей Богородице по мере сил моих. И снова страшусь я, ибо не способен мой язык описать столь великое и высокое. Ибо и я, подобно Моисею, слаб голосом и косноязычен, и не ритор я, чтобы произносить слова, подобающие Всеславной и Преподобной и Неискусобрачной Богородице Марии, Матери Господней, о которой затрудняется говорить всякий человеческий язык. Не находит он в себе сил и робеет, ибо нет в нем подобающих для Нее слов. Для Нее, поразившей и Небесные Силы. В недоумении стоят перед ней все Ангелы, Архангелы, Начальства, Власти, Престолы, Господства, Херувимы и Серафимы. Все Ангельские Воинства исполнились великим страхом и ужасом. Увидели они на земле, посреди Девы, То, что пребывает закрытым на Небе, и пришли в смятение. Увидели Деву, ставшую Небесами и Престолом, и исполнились страха, узрев, что Безначальный, восседающий на херувимском престоле, поселился в Девичьем чреве.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2672

Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы Канон на Благовещение пресвятой Богородицы в греческих минеях приписывается Иоанну Монаху, т. е. св. Иоанну Дамаскину , а в славянских надписывается: Кир Феофана, т. е. блаженного Феофана, Митрополита Никейского, жившего в 9-м веке. Восьмая и девятая песни этого канона учёными издателями решительно приписываются св. Иоанну; тропари же первых шести песней, вероятно, написаны блаженным Феофаном, который присоединил их к песнопениям Дамаскина и составил полный канон, заимствовав ирмосы для своих песней из богородичного канона того же знаменитого песнописца 5 . Священное событие, воспоминаемое Церковью в праздник Благовещения – зачатие Сына Божия во чреве Девы Марии – сколько с одной стороны радостно, как начало всех спасительных для нас событий в земной жизни Богочеловека Иисуса Христа, как «главизна нашего спасения», по выражению Церкви, столько же с другой стороны таинственно и превыше всех законов человеческой природы. Посему боговдохновенные песнописцы с чувством искреннего и высокого восторга воспевают в каноне Божественное снисхождение воплощающегося Спасителя и необычайное величие Пречистой Девы, удостоившейся принять в Себя Бога; но вместе с тем с чувством благоговения приникают и в сущность спасительного таинства. Не стараясь объяснить непостижимое и высказать неизъяснимое, они искусным указанием на ветхозаветные пророчества и прообразования о воплощении Бога-Слова от жены, на силу Всесвятого Духа, осенившего её Своим наитием, и на необходимость искупления падших людей силою Божественною, оживляют и укрепляют нашу веру в действительность несказанно-чудного предмета Благовещения. Привлекательная форма, данная ими канону, форма беседы между самими – Пречистою Марью и благовестником Архангелом Гавриилом, о том, как она, будучи Девою, зачнёт сына, и притом Сына Божия, и как в рождении и после рождения пребудет Девою, ещё более располагает к несомненному принятию благовествуемой истины и вместе к умилительному представлению всех обстоятельств столь высокого и торжественного события. Вообще этот канон по содержанию своему служит живым и трогательным изъяснением кратких, но многознаменательных слов, сказанных небесным Вестником в Девою Мариею при самом Благовещении и сохранившихся в Евангелии Луки ( Лк.1:26–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Каноны на Рождество Пресвятой Богородицы Праздник Рождества Пресвятой Богородицы прославили канонами св. Иоанн Дамаскин , великий Песнописец 8-го века, и ещё прежде него – в 7-м веке – св. Андрей, Архиепископ Критский. Святые Иоанн и Андрей, с благоговением воспоминая трогательные обстоятельства рождения Пречистой Девы, в канонах своих то ублажают благочестивых Её родителей, которых имена сохранили для нас предание и Писание ( Лк.3:23 ), то превозносят похвалами Самую Деву, осчастливившую Своим рождением Иоакима Анну, которые оставались бесплодными до глубокой старости, то возносят благодарность и славословие Всевышнему Богу, благоволившему услышать молитву праведных и даровавшему им преблагословенный плод – Марию. Но радость этого события не ограничивается одним домом сих праведников. Святая Дева Мария, но выражению Песнописцев, рождением Своим разрешила неплодство не Иоакима только и Анны, но всего человечества, которое после вековых очищений и освящений действием Промысла Божия только в Марии явилось на той степени чистоты и совершенства, на которой оно могло сделаться вместилищем Бога-Слова; в лице Её родилась миру Жена, издревле обетованная Богом людям, чаявшим Утехи Израилевой, – явилась Дева,. Которую таинственно прообразовали: виденная Иаковом лестница, досягавшая до небес, неопалимая купина, виденная Моисеем, скиния свидения с её священными принадлежностями, прозябший жезл Ааронов, гора в видении Пророка Даниила, от которой нерукотворно отторгся камень, Халдейская печь орошаемая и не опалявшая благочестивых отроков, врата и дверь, видимые Пророком Иезекиилем, которыми имел пройти один только Господь Бог Израилев и оставить их заключёнными; таким образом рождество Пресвятой Девы Марии от праведных Иоакима и Анны было новым знаком непрерывного попечения Божия о спасении всего рода человеческого. Посему свв. Песнописцы с восторгом призывают в канонах своих всех людей и всю вселенную к священной радости и веселью. По внешнему своему составу оба канона составлены с приличною подобным песнопеньям стройностью, впрочем, без особенной искусственности; писаны языком мерно-прозаическим, приспособленным к пению, без акростихов; первый канон заключает в себе 27 песнопений, т. е. 8 ирмосов и 19 тропарей; а второй – 8 ирмосов и 32 тропаря, всего 40 песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

О Пресвятой Богоматери, Приснодеве Марии, Богородице В соответствии с новозаветным домостроительством спасения и новозаветным миросозерцанием, согласно высшей, Богочеловеческой, логике естественно и логично Родившей Бога и Господа нашего Иисуса Христа стать и остаться, быть и пребыть – Приснодевой и Богородицей. Это – неминуемое следствие ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе, совершенного в Его воплощении от Святого Духа и Девы Марии. Бог Слово соделался человеком, поэтому Святая Дева, благодаря Которой Он стал человеком, воистину есть Богородица. Так как Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, Истинный Бог и Господь, то и Святая Дева, родившая Бога во плоти, есть истинная Богородица. «Ведь если Господь наш Иисус Христос – Бог, – поучает святой Кирилл Александрийский , – как тогда родившая Его Святая Дева не была бы Богородицей?» Святая Дева есть и нарицается Богородицей не в том смысле, что Она родила Господа Иисуса Христа по Его Божеству или же Его Божеству дала бытие и существование: ведь Его Божество вечно и безначально; а в том [смысле], что Она родила Его по человечеству, ибо Рожденный от Нее в самом зачатии и рождении от Нее и был, и присно есть Истинный Бог. Как Истинный Бог Он в момент Своего зачатия от Святого Духа и Девы Марии принял человеческое естество в единство Своей Божественной Ипостаси, так что плоть стала плотью Бога Слова; но и в воплощении, и по воплощении Он неизменно пребыл Тем же Самым Божественным Лицом, вторым Лицом Пресвятой Троицы – Богом Словом, по причине чего и Святая Дева, родив Его, стала Богородицей и навсегда Ею осталась. «Святую Деву называем в прямом смысле (υρως) истинной Богородицей, – говорит святой Дамаскин, – ибо как Родившийся от Нее есть Истинный Бог, так и Родившая Истинного Бога, от Нее воплощенного, есть истинная Богородица. Говорим же, что Она родила Бога, не полагая при этом, что будто бы Божество Слова получило от Нее начало Своему бытию, но утверждая, что Сам Бог Слово, прежде веков и вне всякого времени рожденный от Отца и безначально и вечно сущий со Отцем и Духом, в последние дни ради нашего спасения обитал в Ее утробе, и неизменно воплотился от Нее, и родился. Ведь Святая Дева родила не простого человека, а Истинного Бога, и не просто Бога, а Бога воплощенного, не с небес принесшего плоть и не прошедшего через Нее, как через канал, но восприявшего от Нее плоть, единосущную с нашей, и взявшего ее [плоть] в Свою Ипостась».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010