Слово в день Покрова Божией Матери 23 Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики Святых невидимо за ны молится Богу. Конд. Празд. Вот что поет Св. Церковь , празднуя покрову Пресвятой Богородицы. Песнь назидательная и утешительная! Кто, слушая эту песнь, не помыслит о стоянии с благоговением в храме? Кто не утешится предстательством за нас Преблагословенной Девы? Девять веков прошло как Матерь Божия в Константинопольском Влахернском храме, среди всенощного бдения, с лики Святых явилась Андрею, Христа ради юродивому, и ученику Его Епифанию на воздухе, молящеюся за род человеческий и осеняющею предстоящих в храме людей Пречистым Своим омофором, – девять веков прошло от этого чудного явления, и ни один год не проходит в Российской Церкви без торжественного воспоминания. Наше 1-е октября всегда было и будет посвящено празднественной памяти покрова Пресвятой Богородицы, в ознаменование, что сей покров простерт и над Россией. Нет нужды, что явление Покрова последовало не в нашей собственной, а в единоверной с нами Греческой Церкви. Торжество веры, где бы оно ни открылось, есть торжество всех верующих. Православие перешло к нам от Греков; с ним перешла и слава чудес Матери Божией; с ним явилось и покровительство Ее, утверждающее православие. Первое, на чем должно остановить внимание наше, братия, при настоящем торжестве, есть предстояние Девы в Церкви. Предстоит в Церкви. Как понимать это? Чувственно или духовно? то и другое понятие заключается в предстоянии Девы. Мы не видим Ее в Церкви чувственно, а видим только св. икону Ее. Посему Она предстоит здесь, так сказать, вещественно, в изображении. Но не можем не веровать, чтобы не предстояла духовно, как Матерь христиан, как теплейшая Ходатаица за нас пред Своим Сыном и Богом. В самом деле, как изъяснить необыкновенно скорое исцеление недугов душевных и телесных, происходящее от чудотворных Икон Божией Матери, если бы Она не предстояла в Них? Как уразуметь необыкновенно скорое заступление и помощь в напастях, если бы Она не видела и не слышала? Она предстоит невидимо, Она видит наши скорби, слышит молитвенные воздыхания наши. И удивительно ли? Если и земные родители бывают присущи мыслию и чувствами своим детям, где бы они ни находились; Матерь ли Божия может далеко быть от чад Своих? Где есть вера и любовь к Ней, там и присутствие Ее и помощь. Если св. Божии человеки, будучи еще в бренной плоти, прозирали в сердца не только тех, которые стояли пред ними, как св. Петр в сердце Анании ( Деян. 5:3 ), но и тех которые находились в отдаленности, как Елисей узнал о поступке Гиезия, взявшего дары с Неемана Сириянина ( 4Цар. 5:19–26 ): чего не узрит в нашем сердце, чего не узнает в душе Матерь Божия, Которая живет и действует во свете лица Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово на Благовещение Пресвятой Девы Богородицы. Св. Исихия, пресвитера Иерусалимского Всякий благодарный язык по достоянию чтит Деву Богородицу и подражает в сем начальнику архангелов Гавриилу. Один называет Ее Матерью света, другой – звездою жизни; один – престолом Бога, другой – храмом ширшим неба; один – седалищем не меньшим седалища херувимского, другой – верторадом невозделанным, лозой плодовитой, горлицей чистой, голубицей нетленной, тучей дождевой, зачинающей без тления, – металлом, из которого происходит Несекомый Камень, – судном полным груза, не нуждающимся в Кормчем. Иной – также: ковчегом обширнейшим Ноева, преславным; тот ковчег – животных, Сей – жизни; тот удержал Ноя, Этот – Самого Творца Ноя; тот имел две или три кровли, Этот – все исполнение Троицы, потому что и Дух низшел, и Отец осенил, и Сын поселился, как сказано: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий ( Лук. 1:35 ). Видишь, сколь велико достоинство Богородицы Девы? Единородный Сын Божий, Творец мира, держимый Ею, как Младенец, воссоздал Адама, освятил Еву, сокрушил дракона, отверз рай, утвердил печать чрева. Воистину, велико (достоинство): Она отверзла рай (ибо Ей предстояло ввести туда разбойника и всех наследников царства), в Ней утвердил печать девства Бог Слово воплощаемый, Который не нуждался в двери для входа и выхода. Тебе, о Дево, пророки расточают похвалы, и каждый называет богоносной, удостоверившей тайны чудес. И один именует Тебя жезлом Иессея ( Ис. 11:1 ), дабы объяснить твердое и непреклонное девство; другой сравнивает с купиной горящей и не сгорающей ( Исх. 3:18 ), дабы объяснить плоть Единородного и Богородицу Деву. Та горела и не сгорала: так и Ты родила и не отверзла чрева, – зачала и не повредила чресла, – извела Чадо и оставила чрево запечатленным, – давала млеко и оставила сосцы неприкосновенными, – держала Младенца и не знала отца его, – соделалась матерью, но не соделалась невестой, – Сын вскармливался, а отец не находился.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Святейшего Фотия, патриарха Константинопольского Всякий праздник и всякое торжество, по поводу коего радуется сонм верующих, прекращает взаимные несогласия и споры, соединяет людей разномыслящих и нарушивших разногласием союз любви, содействуя водворению единомыслия стройным созвучием песнопений, – показывает, что все собравшиеся суть создания одного и того же Господа и Творца, и, свидетельствуя единством почитания о равночестности твари, укрощает и успокоивает тех, которые имеют гнев друг на друга, убеждая и поучая мыслить справедливо и человечно, видеть одну и ту же длань Творца и помнить об одной и той же персти творения. Для сего отчасти, представляется мне, и существует приличествующей христианам обычай совершать церковные празднества, из коих одно служит воспоминанием Рождества Христова, другое свидетельствует о Крещении Христа, иное – о Его Преображении, иное – о совершении Им чудес: исцелении бесноватых, даровании зрения слепым, исцелении кровоточивой, укреплении хромых и расслабленных, воскрешении мертвых, – иное напоминает о распятии Христа, а другое – о воскресении Его и обновлении Своими делами и моего воскресения. Но если всякое богоугодное празднество доставляет возможность пользоваться и общими дарами и сияет каким-либо собственным светом благодати, то гораздо большие в этом отношении преимущества имеет настоящее торжество, посвященное Рождеству Девы и Богоматери. И подлинно, как корень и ствол дерева мы считаем причиной плодов и цветов (хотя ради плода производится труд, и бывает забота обо всем дереве), и ничто не может вырасти без корня, так и без празднества в честь Девы не может быть ни одного из других торжеств, соединенных с Ее именем и деяниями; настоящее же в честь Девы празднество поистине украшается многими и великими дарами и справедливо почитается днем спасения всего мира. Ибо ныне Дева Матерь рождается от неплодной матери и соделывается жилищем для пребывания Господа. Ныне разрешаются узы неплодства, и утверждаются ключи девства: поелику утроба нерождающая неожиданно принесла зрелый плод рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Молитвы Богородице: все молитвы ко Пресвятой Богоматери 22 мая, 2011 В этой статье вы найдёте все молитвы Богородице. Узнаете, как правильно молиться Божьей Матери, соблюдая Богородичные правила. Богородица — Царица Небесная, духовная Мать всех людей на земле. Церковь называет Богородицу не просто святой, но Пресвятой, сверхсвятой Девой. Иконы Богородицы иногда являлись людям в результате чуда и по молитве Богородице дево радуйся, Богородица не раз являла чудеса. Молитвы Богородице «Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь. Все молитвы к Божией Матери: Богородице Дево радуйся, покаянные и благодарственные молитвы Богородица — наша заступница на Небесах. Несмотря на то, что до нас дошло не так много свидетельств о земной жизни Девы Марии, о которых мы можем узнать из Евангелия, нам хорошо известно, что Богородица не раз помогала верующим. Апостолу Иоанну Спаситель сказал — «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27). Но эти слова обращены не только к Ученику Христа. Богородица — Мать всех людей. Мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы , как празднуем и Вознесение Господа на Небеса. Кончина ее была праведной. Перед тем, как отойти на Небеса, Богородица хотела увидеть всех Апостолов и, несмотря на то, что они уже несли учение Христа в мир, Святой Дух собрал их по желанию Девы Марии. Успение Божией Матери не было смертью в привычном нам понимании слова. Иисус пришел за ее душой. Пресвятая Богородица возблагодарила Господа и попросила благословить всех, кто будет почитать ее память. Когда Богородица предала свою душу в руки Бога, зазвучала ангельская песнь. Молитвы покаянные ко Пресвятой Богородице Богородица посвятила свою земную жизнь служению людям, хотя род человеческий Распял ее Сына, нашего Спасителя. Мы возносим Пресвятой Владычице покаянные молитвы, сокрушаясь о наших грехах. Молитва Богородице 1-я

http://pravmir.ru/molitvy-bogorodice-vse...

Перепись, рирайт, полемика, интерпретация ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПЕРЕПИСЬ, РИРАЙТ, ПОЛЕМИКА, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 26 августа - 2 сентября. Успение Богоматери. - Перепись и ее духовно-культурный смысл. - Преувеличенные слухи о смерти веры. - Путин против диктата конфессиям, либералы против Путина. - " Дело Русанцова " в зеркале СМИ. - Превращение " Яблока " в " Лепесток Лотоса " . - Поучения американского конгрессмена. - Отказ католиков от прозелитизма. На прошлой неделе Русская Православная Церковь отмечала праздник Успения Пресвятой Богородицы. Краткую информацию об этом разместили центральные телевизионные каналы. Например, на сайте ОРТ сообщается, что слово " Успение " происходит от глагола " уснуть " и указывает на то, что по преданию Дева Мария после своей видимой телесной смерти вознеслась на небо. Этим, одним из самых почитаемых в народе, праздников завершается Успенский пост. " Православные празднуют Успение Богородицы " , сообщает РТР. " Этот день в народе называют Богородичной Пасхой " , - отмечает РТР, кратко рассказав о праздничном богослужении. РИА-Новости распространяет более подробную информацию о празднике в информации " В среду православные христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы " . В частности, в статье пересказывается евангельское предание, согласно которому, " в конце земной жизни Богородицы Архангел Гавриил возвестил Пресвятой о ее грядущей кончине. Богородица перед смертью хотела проститься с учениками Иисуса, которые в то время проповедовали христианство по всей земле. По молитве Пречистой Девы апостолы были чудесным образом собраны у Ее одра. Когда пришло время кончины Богородицы, Сам Иисус Христос явился у Ее одра и принял Ее душу в Свои руки... Согласно Библии, после смерти Богородицы апостолы похоронили Ее тело в пещере Гефсимании. Однако на третий день, желая утешить апостола Фому, опоздавшего на погребение, ученики Христовы открыли гроб Пресвятой Девы - и увидели в нем только погребальные пелены. Так они уверовали, что Богородица была с телом вознесена на небо " . Православные христиане верят, что, телесно оставив землю, Богородица не перестала ходатайствовать пред Сыном за мир и Церковь Христову, и воспринимают праздник Успения как свидетельство тому.

http://pravoslavie.ru/press/obzor09.htm

протоиерей Александр Лебедев В похвалу Богоматери. Земная жизнь Пресвятой Богородицы в истолковании православного богословия 1. Вся Божия Церковь в целом и каждая церковная христианская душа в отдельности, памятуя о Пресвятой Богородице, молясь Ей и величая Ее, в сущности, выражают лишь одну общую свою веру и одно общее свое исповедание постоянного и подлинного присутствия или, лучше сказать, Материнского участия Пресвятой Богородицы в жизни мира и Святой Церкви. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, называл Ее образно " сердцем Церкви " , то есть желал показать, как ощутительно и животворно направляет Она своим материнским участием всю жизнь Божией Церкви, разносит всему церковному телу и всякому из отдельных его членов многоразличные дары Божией благодати, - действительно Она совершает настоящее свое послушание пред Сыном Своим и Богом примерно так же, как сердце в обычном человеческом организме регулирует и совершает все течение обычного человеческого существования. 2. Нетрудно понять, на чем утверждается и из каких начал исходит отмеченный факт жизненного участия Пресвятой Богородицы в жизни мира и человека. Конечно, этот факт исходит из начал Божественного промышления о Церкви и мире и утверждается на событии Боговоплощения или вочеловечения Господа нашего Иисуса Христа: на событии пренепорочного рождения Его нас ради человек и нашего ради спасения " от Духа Свята и Марии Девы " . Она, Пренепорочная, Самого великого Бога " соделала для всех приступным человеком " и вознесла человека до Бога: " яже Бога человеком преславным Твоим рождеством соединившая и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая " . Чрез Нее вновь соединилось Божеское с человеческим, земля и Небо, разъединенные грехопадением и богопротивностью Адама, - соединились природно, органически - мы вновь стали Божиими, Господь стал обитать в самом смертном естестве нашем, так что мы чрез Пречистую Матерь взываем Ему, как присные, как свои у Бога: " Авва, Отче " . Мир поистине имеет Мать, и Святой Церкви даровано поистине золотое сердце, - и разве не прав был святой Григорий Богослов, когда говорил, что " кто не чтит Девы - Богородицы, тот отлучен от Божества " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

протоиерей Михаил Браверман Грехопадение и новая Ева. Рождество Девы Марии В Православной Церкви нет мариологии (учения о Богородице) как самостоятельной дисциплины. Всё, что говорит о Ней Церковь , связано со всем церковным учением, и прежде всего – с учением о Господе Иисусе Христе, Боге, родившемся человеком. И даже тропарь в честь Рождества Девы Марии несет в себе христологический смысл: «рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть,дарова нам живот вечный». Бог не творил смерти – напротив, «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» [ Прем. 2:23 ], через богообщение человек был призван стать причастником вечной жизни, которой обладает Один Вечный Бог. Но, совершив грех, человек отпал от источника жизни – Своего Бога и Творца, и как следствие – пришла в мир смерть и ее предвестники, болезни и страдания. Весь мир исказился грехопадением человека и, таким образом, оказался под клятвой – то есть отделенным от Бога. «Проклята земля за тебя» [ Быт. 3:17 ] – так сказано было Адаму. «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили», – говорит апостол [ Рим 5:12 ]. Мы можем понимать эти слова как указание и на Адама, и на его грех (такую возможность дает нам и греческий текст): всё человечество было заключено в Адаме и от него рождается уже смертным, но и каждый наш грех – это уход от Бога и участие в грехе Адама – повторение его греха. И наше положение трагично еще и тем, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» [ Быт. 8:21 ]. И для того, чтобы спасти человека от вечной погибели – «упразднить клятву» и даровать нам «живот вечный», – приходит в мир Господь. И у нас есть надежда: если до Воплощения благодать была для человека внешней, то после того как Бог почтил человеческую природу в Рождестве, прославил ее Воскресением, а в день Вознесения взошел на небо, человек получил удивительную возможность стать причастником Божией благодати. Это дарует нам Господь Иисус Христос в Самом Себе – в Своей Церкви и ее Таинствах. Как чада ветхого Адама, мы приходим в мир уже склонными ко греху и смертными – но, рождаясь от Господа в Таинстве Крещения и сочетаясь с Ним в молитве и других Таинствах Церкви, мы становимся наследниками Его вечной жизни и Его победы над грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 сентября православный мир отмечал праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Подробная статья о том, с чем связан этот праздник, размещена на сайте " Православной газеты " : " Пресвятая Матерь Божия родилась у родителей весьма почтенного возраста. Иоаким и Анна были праведны перед Богом, чисты сердцем, соблюдали заповеди Божии и всем были известны своим смирением и милосердием. Но прошло 50 лет их брачной жизни, а у них так и не было детей. Но Господь не оставил Своих избранников, уповающих на Него и не отчаивающихся в своем горе. Ангел Божий явился праведной Анне и возвестил чудесную весть: " Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и в семени твоем благословятся все народы земные. Имя твоей дочери будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру " . Дева Мария родилась в Назарете. " Сей день Господень, радуйтеся людие! " - воспевает в этот день Православная Церковь, выражая чувство благоговейной радости о рождении Той, Которая послужила великому делу спасения рода человеческого " . В статье рассказывается о том, что сразу после грехопадения Господь возвестил о спасении людей (Быт. 3,15), но Спаситель не приходил на землю более пяти тысяч лет. " Много было причин этому, но одной из главных была та, что во все это время не родилось столь чистой и достойной девы, которая могла бы восприять и носить в себе Невместимого Бога. Нужно было, чтобы род человеческий прошел долгий ряд испытаний в праотцах, патриархах, пророках, царях, чтобы могло явиться это чудо духовной, нравственной и телесной чистоты в развращенном роде человеческом. В рождении Девы Марии разрешилось не только неплодство праведных Иоакима и Анны, но и неплодство всего человеческого рода " , - говорится в статье. И еще есть причина той радости, которую испытываем мы в день Рождества Пресвятой Богородицы. " Слабые душой и телом, мы всегда имеем нужду в помощи и покровительстве... И вот такую заботливую Покровительницу, Мать, обнимающую в Своей любви всех и каждого, усердную Заступницу, неотступную Ходатаицу ныне даровал Господь земле в лице назаретской Девы, теперь окруженной на небесах славою Царицы Небесной. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас! " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor12.htm

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная Господь с Тобою. Славное, чудное и величайшее в мире событие воспоминает ныне Св. Церковь . Она торжественно празднует главизну нашего спасения – вочеловечение Бога Слова от Пресвятой Девы Марии. Ныне день оснований всех празднеств наших, начало и заря христианской радости нашей. Чудо из чудес – воскресение Спасителя, но и его не было бы, если бы не было Благовещения. Спаситель воскрес, но воскресению Его должна была предшествовать смерть; Он умер, но прежде Ему надлежало родиться; родился, но прежде было благовестие о Нем, и Бог Слово вселился в утробу Пренепорочной Девы, – таково торжественное событие, воспоминаемое Св. Церковью ныне, оно настолько торжественно, что и дни поста, как дни сетования, не умаляют его величия. Придите, все верные, уготовим сердца свои с благоговением выслушать чудное благовестие вестника Божьего о явлении в мир нашего Искупителя, с величайшей простотой переданное нам Словом Божиим, дабы достойно блажить нам священное торжество Богоматери, усердно прославлять вместе с Церковью небесной и земной Ту, которой сотворил величие Сильный. Спаситель мира Господь, Строитель царства благодати, чтобы устроить храм Духа Святого – селение Бога Слова, употребил немало времени и попечения. Для сего из среди дикого, и тернистого поля рода человеческого избирается и ограждается одно место, Палестина, – берется одно древо – одно племя и через тысячи лет согревается дыханием Духа Святого, дабы прозябла отрасль, возрастившая нам плод живота. И эта отрасль от славного дома Давидова, воспитанная в храме Иерусалимском под руководством Духа Божьего, обручена была праведному старцу Иосифу из рода царственного, Назаретскому плотнику. Здесь-то, в Назарете, в одном из тихих уединенных домиков, скромно и безвестно, живет прекрасный крин, цветущая лилия, принесенная небу бесплодной землей – родом человеческим, живет отроковица, которой предназначено получить высшее откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

протоиерей Михаил Браверман Владимирский образ и святые цари – Константин и Елена У каждой иконы есть своя история. Многие иконы связаны со знаковыми историческими событиями. Так, например, Корсунская икона пришла на Русь в связи с ее крещением. Смоленская икона была приданым византийской царевны Анны (дочери Константина Багрянородного), когда та выходила замуж за князя Всеволода Ярославовича. Позднее их сын, Владимир Мономах , перенес образ в Смоленск. Федоровской иконой в 1613 году был благословлен на царство Михаил Романов. Августовская икона связана с явлением Девы Марии над польским Августовским лесом в 1914 году, во время Первой мировой войны. Державная икона, спрятанная во время нашествия Наполеона, была обретена в Коломенском 15 марта 1917 года, вдень отречения от престола царя – страстотерпца Николая II. Особая же роль в истории России принадлежит Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Этот образ принадлежит к иконографическому типу «Елеуса». Это слово, буквально означающее «Милостивая», в русской традиции передано очень красиво: «Умиление». Данный тип сложился в Византии к XI веку и открывает нам материнскую любовь Марии Девы. Ее нежность, а иногда и скорбь о Своем Сыне и Боге. Владимирская икона (наряду с Казанской) – одна из самых чтимых и значительных в духовной истории России. В честь этого образа, так же. как и в честь Казанской, было основано и создано множество храмов и монастырей. И так же, как Казанская, Владимирская икона прославляется несколько раз в течение церковного года: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября). В эти дни вспоминаются милости Божии, явленные в нашем Отечестве по заступничеству Девы Марии с XIV по XVI век: избавление от нашествий Тамерлана и крымского хана, а также знаменитое стояние на реке Угре, после которого Россия окончательно избавилась от Ордынского ига 46 . В один из таких дней, 3 июня, Церковь прославляет еще и первого христианского императора, Константина, и его мать, царицу Елену. Обращение Константина ко Христу имело фундаментальное значение в истории всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010