была сделана новая штукатурка и по ней произведена новая художественная живопись прекрасного греческого письма. Затем предположено было вновь выштукатурить внутри и расписать живописью и весь храм и, устроив в нем духовое отопление, сделать его из холодного теплым. В 1882 году приступлено было к выполнению и этого плана. Высокопреосвященнейший Феогност, приняв в соображение, что в 1859 г. академиком Солнцевым в двух местах на сводах были найдены остатки древних фресок 12 века, сделал распоряжение, чтобы соборное духовенство и староста, при начале настоящих работ, тщательно испытали, не найдется ли и еще где под старой штукатуркой каких-либо остатков фресок? Результаты такого испытания превзошли всякое ожидание. Под старой штукатуркой, под масляной краской, за иконостасом, во многих частях храма найдены были древние фрески, хорошо сохранившиеся, иные даже без всяких повреждений. Ученые члены Археологического Московского Общества признали, что эта стенопись принадлежит 12 веку и написана при св. строителе храма – Великом князе Андрее Боголюбском искусными византийскими изографами. Таким образом, во многих местах на столпах, сводах и арках уставленного лесами храма взорам посетителей, во всякое время дня допускавшихся сюда, предстали изображения священных событий, св. угодников и орнаменты – дивные произведения древней византийской живописи, отличающейся не яркостью и игрой колеров, а художественным и строгим выражением высших религиозных идей 155 . И вот, к ноябрю месяцу текущего года вся реставрация собора была кончена. Причастные к делу искренно сознавались, что не иначе, как Сам Господь помог в такое короткое время исполнить все предпринятое по возобновлению храма, – и притом с таким успехом. – Древняя стенопись была восстановлена как нельзя лучше. На местах, где не сохранилось древних фресок, там вновь написали в таком же точно византийском стиле священные изображения, многие из них точные копии с фресок 12 века других древних храмов (Спасо-Нередицкого и Старо-Ладожского), другие – изображения событий, относящихся близко к истории древнего храма 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Принесши молитву Богоматери в Шербенском монастыре, куда пришли «пеша и необуванными ногами, по острому каменю и жестокому пути», Динара выступила против врагов, и взявши копье, устремилась на персидские полки и поразила одного персианина. Враги ужаснулись ея голоса и обратились в бегство. Динара «отняла» голову персидскаго царя и на копье принела ее в Тавриз; города покорились ей и она с богатыми сокровищами воротилась в свое отечество. Добыча ея «блюдо лалное 231 , и камение драгие, и бисер, и злато, и вся царские потоебы еже взя от перс»-все это роздано было в домы Божии. Потом она правила народом 38 лет и оставила власть свою сродникам «даже до днесь нераздельно державство Иверское пребывает, а нарицается от рода Давида царя еврейскаго, от царского колена» 232 . Академик М. и. Броссе, издавший эту повесть с историческими объяснениями, полагает, что под Динарой разумеется Тамара Великая, хотя он и знает из Картлис Цховреба, что Динара была Эретской царицей и жила за три века до славной Тамары. Динара два раза упоминается в грузинской летописи 233 ; известно, что она была родная сестра Гургена Эриставт-Эристава, и обратила сына своего Ишханика и еретика Эрети в православие, a более подробных сведений об ней нет в Картлис Цховреба потому, что Эретское царство имело свою летопись, которая, к сожалению, находится пока в неизвестности. Мнению М. И. Броссе можно было бы придать известную степень вероятности, если бы имя Динары совсем не встречалось в грузинской истории, но она историческая личность и хорошо известна нашим отечественным летописцам и армянским писателям. Тамара слишком близко была знакома русским, чтобы смешивать ее с Динарой. Тамара была замужем за русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского, и вследствие своих блистательных побед была известна Руси. Считаем также неосновательным ни на чем необоснованное мнение академика Н. Г. Устрялова, будто сказание о царице Динаре не отличается большою стариною и есть басня, которую рассказывали в России грузины при царе Михаиле Феодоровиче и его преемнике 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– наместник киевского князя в Новгороде, с 1125 г. – князь киевский. Будучи киевским сениором, Мстислав сохранял единство Руси. В 1127 г. он подчинил себе также и Полоцкое княжество. Изданная около 1128/1130 г. грамота Мстислава Юрьевскому монастырю близ Новгорода, содержащая ряд привилегий, является древнейшей из сохранившихся в оригинале древнерусских грамот. Он был также заказчиком так называемого Мстиславова евангелия, изготовленного в 1117 г., одного из замечательных памятников древнерусского искусства книги. Мстислав (Феодор?) Изяславич, сын Изяслава Мстиславича, с 1151 г. княжил в Переяславле-Русском. После смерти своего отца в 1154 г. наследовал волынский стол и вплоть до 1159 г. претендовал также и на Киев. Мстислав поддерживал киевского митрополита Климента Смолятича. Наконец, после смерти киевского князя Ростислава Мстиславича 15 мая 1167 г. Мстислав занял киевский стол, хотя до самой своей смерти (19 августа 1170 г.) был вынужден отстаивать его, равно как и свое старейшинство на Руси, в борьбе с владимиро-суздальскими князьями. Мстислав (Борис?) Романович, сын смоленского и киевского князя Романа Ростиславича (умершего в 1180 г.), родился в 50-х годах XII в., погиб 31 мая 1223 г. В 1185 г. Мстислав принял участие в походе на половцев. После смерти своего дяди Давыда Ростиславича (в апреле 1197 г.) он получил смоленский стол, а с 1214/1215 г. в течение девяти последних лет жизни был также и киевским князем. Погиб в битве с татарами на Калке. Мстислав (Феодор) Ростиславич (Храбрый), сын смоленского и киевского князя Ростислава Мстиславича, родился, вероятно, около 1140–1145 гг., умер 13/14 июня 1180 г. С первого упоминания его в летописях под 1161 г. Мстислав выступает главным образом в качестве военачальника. Согласно ряду лапидарных указаний, непродолжительное время он занимал различные столы: белгородский (1161–?), вышгородский (1173), смоленский (1174–1175), новгородский (1179–1180). Его славе как полководца, надо думать, прежде всего способствовала девятинедельная оборона Вышгорода (осенью 1173 г.) от превосходящих сил княжеской коалиции, возглавлявшейся Андреем Боголюбским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нем содержится: α) Письма к ученым мужам, составлявшие часть другого какого-либо сборника писем о. Порфирия, судя по тому, что над этой рубрикой стоит ΙΙΙ. Здесь находятся 36 писем, частью написанных рукой о. Порфирия, на русском, французском и греческом языках к разным лицам, частью переписанных другой рукой, 1842–1878 гг.; а именно: И. Шафарику (1), англиканскому диакону Пальмеру (1), Константину Тишендорфу (9), И.И. Срезневскому (3), издателю «Духовной Беседы» протоиерею I. Яхонтову (1), саксонскому посланнику графу Кеннерицу (1), доктору Цунку (3), г. Туху (1), А.Н. Муравьеву (1), в совет Импер. Новороссийского университета (4), в Импер. Академии Наук (1), в совет и правление С.-Петербургского университета (3), в киевскую временную комиссию для разбора древних актов (1), в общество любителей духовного просвещения (1), Московскому священнику Михаилу Боголюбскому (1), попечителю киевск. учебного округа П. Антоновичу (1), настоятелю Знаменского монастыря архим. Сергию (1), Гартгаузену (1), профессору богословия в С.-Петербургском университете В. Г. Рождественскому (1), еписк. симферопольскому Гурию (1); в особенности интересны ответные письма к Тишендорфу, из которых одно напечатано (Т.К.Д.А. 1865). β) 16 подлинных писем к о. Πорфирию следующих профессоров и ученых: И.И. Срезневского (2), Α.Ф. Гильфердинга (1), протоиерея Μ.И. Горчакова (1), Т.Д. Флоринского (3), барона В.Р. Розена (3), А.А. Цагарели (1) с обширным «письмом (вчерне) преосвященного Порфирия к доценту Спб. университета Цагарели о грузинских иконах», от 1/5 декабря 1883 года, и другим коротким, Ф. Курганова (2), Н.И. Ильминского (1), Фил. Терновского (1), Н. Эмина (1), преподавателя тульской духовной Н. Троицкого (3) о грузинской надписи на палице с 2-мя ответами преосвящ. Порфирия. γ) Письма разных лиц к о. Порфирию: бывшего военного учителя А. Алексеева (2), князя В.Ф. Одоевского (1), библиографа Ст. Пономарева (1), М.П. Сабинина (2) с ответом о. Порфирия, вел. кн. Константина Николаевича (1) по поводу записки Мансурова, Б.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Памятники древнерусского зодчества станут прототипами будущих храмов Кубани 19 февраля, 2014. Новостная служба Ведется строительство на Кубани 20 церквей, заложенных в 2011-2013 годах. В их числе — будущие храмы в городе Армавире и в станице Новомалороссийская Выселковского района. 19 февраля, ПРАВМИР. Строительство храмов в Краснодарском крае в ближайшее десятилетие будет вестись по двум типовым проектам, основой которых стали памятники древнерусского зодчества XII века, сообщили «Интерфаксу» в общественной организации содействия строительству и содержанию объектов культурного, культового и природоохранного значения «Соработничество». «За 2011-2013 годы была разработана и прошла государственную экспертизу проектная документация для строительства православных храмов в двух основных вариантах — на 50 и 100 человек. В типовых проектах легко читаются пропорции знаменитого храма Древней Руси — всемирно известного храма Покрова-на-Нерли, построенного князем Андреем Боголюбским в XII веке в селе Боголюбово», — заявили в организации. «Соработничество» ведет строительство на Кубани 20 церквей, заложенных в 2011-2013 годах. В их числе — будущие храмы в городе Армавире и в станице Новомалороссийская Выселковского района. Кроме этого, в 2013 году организация разработала уникальный проект мемориального комплекса с храмом для восстанавливаемой в поселке Лебяжий Остров Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни — старейшего казачьего монастыря на Кубани, основанного в 1794 году запорожскими казаками. Долгосрочная программа строительства 100 православных храмов в регионе осуществляется при поддержке администрации Краснодарского края с 2010 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 февраля, 2022 26 марта, 2019 8 октября, 2018 28 февраля, 2018

http://pravmir.ru/pamyatniki-drevnerussk...

Почему-то в украинской историографии эта трагедия оказывается первым и последним кровопролитным захватом Киева вплоть до его взятия монголами. Наверное, потому, что все последующие захваты и грабежи Киева никак не вписываются в схему «русские против украинцев». Например, черниговское нашествие 1203 года, названное в киевской летописи бедствием небывалым. Тогда был сожжен Подол, разграблены София, Десятинная и все монастыри, уничтожены все священники и монахи, а девушки отданы половцам в качестве платы за союзничество. Затем последовали жестокий разгром Киева северскими князьями и захват города Даниилом Галицким в 1238 году, когда Батый уже вошёл в пределы Руси. После бесчинств Даниила в некогда культурной европейской столице монголам вообще уже нечего не осталось для поживы. Как объяснял сии деяния в своём шутливо-пародийном « Украинском сатириконе » директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов, «своими грабежами Киева славные галичане совершали геройский поступок, не давая пользоваться всеми украинскими плодами только клятым москалям». И ещё исторической справедливости ради следует заметить, что самым последовательным союзником князя Андрея в его военных походах на землях нынешней Украины был Галицкий князь Володим ирко. Собственно же «Украиной» (Залесской Украиной) и киевляне, и галичане называли в те века как раз Владимирскую землю, где уже расстраивалась Москва . Первый московский кремль построил как раз по распоряжению Великого князя Киевского Юрия Долгорукого его сын - князь Вышгородский Андрей. Однако не в том главная заслуга Андрея Боголюбского перед Русью. Почти столетие - с 1115-го по 1201 год Русь не испытывала нашествий иноплеменников. «Князья, граждане и смерды так к этому привыкли, что даже вообразить не могли, чтобы их кто-то мог затронуть, - писал Лев Николаевич Гумилёв. - Поэтому они... сосредоточили внимание на внутренних склоках, постепенно перераставших в межгосударственные войны. А тем временем романо-германский католический Запад переполнялся силой пассионарности... Однако пока героические бодричи, свирепые лютичи, предприимчивые поморяне и стойкие финны-суоми сдерживали железный натиск на Восток, в Новгороде, Пскове, Полоцке и Смоленске люди чувствовали себя спокойно и уверенно, полагая, что события на Балтике их не касаются. Ах, как легкомысленны они были!».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

26 Очерк Ист. Р. Ц. в период до Татарский соч. А. М. 1847 г., стр. 180. Ист. России Соловьева т. 3, стр. 79. Это известие очень вероятное основано на предании и записано в рукописном Патерике Печерском (ibid. стр. 79 и пр. 181); но акты, составленные для его доказательства, подозрительны (Боголюбов соч. Добран. в приб.). 27 Когда в 1169 г. Марта 8 войска Князя Боголюбского взяли Киев и ограбили не только жителей, но даже церкви и монастыри. Русские с ужасом смотрели на это святотатство. И летописец северный оставил нам свидетельство о том, как смотрели на это его современники. «Се же сдеяся», пишет он, «за грехи их, паче же за Митрополичю неправду; в то бо время запретил бе Поликарпа, Игумена Печерьскаго» (Полное Соб. Р. Лет. т. 1, стр. 151). 31 Ник. Лет. 2, стр. 206–207. На некоторые черты характера, как то: льстивость, пронырливость указывают и древние летописи (Пол. Соб. Р. Лет. т. 1, стр. 151; т. 2, стр. 102; т. 4, стр. 12). 33 К Митрополиту Константину приходил за благословением Нестор Епископ Ростовский (Ник.11:156). Нифонт Еп. Новгородский спешил также встретить этого Митрополита, чтобы ирннять от него благословение (Пол. Соб. Р. Лет. II, 79; Дер. Росс. Ист. Преосв. Платона ч. 1, стр. 85). Все епископы собрались в Киеве, чтобы принять благословение от новоприбывшего Митрополита Максима в 1283 г. (Ник. Лет. под 1284 г.). Самое ясное свидетельство того, что только принявшие благословение от Митрополита Епископы могли вступить в управление своими епископиями, находится в Ник. IV, 193. Когда Митрополит Киприян возвратился в 1390 г. из Константинополя с благословением на всю Митрополию Русскую, все епископы явились к нему как своему Митрополиту «и прияша каждо свою епископию». 34 Тат. кн. 3, стр. 167; Ник. II, 206; это подтверждается и древнейшими летописями: не въсхоте благословения, удалися от него... и сьи нечьстивый не въсхоте послушати христолюбиваго князя Андрея, велящу ему ити ставиться к Митрополиту Киеву не въсхоте (Пол. Соб. Р. Лет. 1, 151; 11, 102). 39 Так думает Соловьев; высказывая свое мнение он говорит: «в этом мнении утверждает меня сличение приведенного места летописи с изданными посланиями Митрополитов и других духовных лиц. (Чт. Имп. Общ. Ист. и Древ. 1847 г. кн. VI, отд. 1 стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Таким образом, выгодно было земледельцам переходить на земли богатых и знатных землевладельцев, архиереев, монастырей, вельмож, ибо кроме вышеупомянутых льгот при первом поселении поселенцы пользовались еще льготами, заключавшимися в разных правах, которые имели те или другие землевладельцы, а главное – пользовались покровительством сильных людей. При обращении внимания на отличительную черту нашей древней истории, на колонизацию страны, легко решается вопрос о том, как произошла поземельная собственность и различные ее виды. Как только Северо-Восточная Русь выступает на историческую сцену, так мы видим в ней сильную колонизацию, происходящую под покровительством князей; если бы мы даже не имели определительных известий об этой колонизации, то мы необходимо должны были бы предположить ее, ибо история застает Северо-Восточную Русь финскою страной, а потом видим ее славянскою; следовательно, допустив даже, что финское народонаселение не исчезало, но ославянивалось, мы должны допустить сильную славянскую колонизацию. Но эта колонизация происходила не в доисторические времена, когда «живяху кождо с родом своим на своих местех»; она происходила на памяти истории, когда Северо-Восточная Русь составляла уже определенную область, княжество, где владела известная линия княжеская; следовательно, колонизация не могла происходить без ведома и влияния известного правительства. Ростов Великий существовал до призвания князей; ему принадлежала обширная, малонаселенная, но определенная область. Для потомков первых насельников, городских и сельских, земля находится в общем владении; на это указывает обычный способ владения землями, принадлежавшими общинам городским и сельским. Но остаются обширные ненаселенные пространства, никому не принадлежащие, т. е. принадлежащие городу Ростову, а в Ростове находится высшее правительственное лицо, князь, который управляет всею областью посредством своих чиновников, волостелей, следовательно, никакая дальнейшая перемена, никакие новые права и отношения не могут произойти без ведома, без распоряжения княжеского; положим, что сначала князь распоряжается в области не без ведома и участия старшего города, но, конечно, мы не имеем никакого права думать, чтобы после Андрея Боголюбского и Всеволода III князья распоряжались чем бы то ни было с ведома и согласия ростовцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Законы, местные акты о порядке переименований есть, а сделать это нельзя. Словно существует какой-то негласный запрет. Словно действуют за кулисой какие-то неведомые силы, нажимающие на кнопки, чтобы активировать своих агентов влияния на разных уровнях, выводить на площадь пикетчиков-леваков, инициировать фейковые опросы. И с помощью этого ставить на место и городские власти, и областные думы, и целые фракции в российском парламенте. Хочешь не хочешь, а конспирологическая теория напрашивается, ибо иных объяснений попросту нет. В Союзе писателей Нижегородской области и топонимической комиссии при нём долго обсуждали этот вопрос. Мнения звучали разные, и было принято до смешного компромиссное решение: просить властей предержащих переименовать только два объекта – площадь Лядова в Монастырскую и улицу Стрелка – в Александро-Невскую. А ещё 22 улицы и площади снабдить двойными указателями, с действующим советским и дореволюционным (историческим) названиями. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Как сын главной героини " Интердевочки " стал её испытанием Жуткие привычки из СССР, которые портят жизнь сейчас многим Владельцы квартир, с начала мая вас ждет важное преобразование Жестокое видео о жуткой жизни 6 детей в семье под Тамбовом Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2021/02/25/proidu...

В эту пору в государственной жизни Руси произошли два события, которые в определенном смысле довольно сильно повлияли на историю монашества и вывели его из состояния неопределенности. Первое имело внутриполитический характер. Великое и единое Киевское государство Ярослава переживало в XII в. политический распад из-за распрей между потомками его сыновей . Оно распалось на удельные княжества, которые уже не преследовали общерусских интересов, а пеклись о своих местных, локальных выгодах. Политический престиж Киева особенно низко пал после того, как храбрый и энергичный князь Андрей Боголюбский († 1174), внук Ярослава [] , заложил в северных непроходимых лесах, в Суздальской земле основу нового государственно-политического образования. Эта земля стала местом собирания новых государственных и общественных сил, что в конце концов привело к образованию Московского царства. Распад Киевской Руси на удельные княжества способствовал умножению числа княжеских стольных городов, вследствие чего создавались новые епархии и основывались новые городские монастыри, ибо каждый князь и каждый епископ стремился украсить свою резиденцию. Территориально этот процесс в основном развивался в северо-восточном направлении, в районе Оки и Верхней Волги; одновременно происходило интенсивное переселение русского населения с юга и юго-востока (из Рязанской земли) на северо-восток (особенно в XIV в.) . Этот процесс отчасти происходил под влиянием внешнеполитических событий, которые и составляют второй важнейший фактор в истории русского подвижничества. Политический распад Киевского государства был еще и следствием усиливавшегося проникновения кочевников с юго-востока в южнорусские степи. В X и XI вв. это были печенеги, разгром которых стоил киевским князьям и стране многих сил и крови. В середине XI в. на северном берегу Черного моря появились кочевники-тюрки куманы, которых русские называли половцами. В «Слове о полку Игореве» в поэтической форме отражена вековая борьба с этим свирепым и варварским народом, сжигавшим и опустошавшим города и села. Между прочим, эта длившаяся десятилетиями борьба повлияла на формирование мировоззрения древнерусского человека, ибо современники по-христиански видели в этом политическом и хозяйственном бедствии Божью кару «за грехи наши» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436447/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010