Лит.: Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. М., 1793. Ч. 4; Ратшин А. В. Полное собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквях в России. М., 1852. С. 242, 248; Ушакова Е. В. Краткий ист. очерк Моск. Алексеевского девичьего мон-ря. М., 1877; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 2; Смирнов Л. П. Ист. описание Моск. Зачатьевского девичьего мон-ря. М., 1884; Бочаров Н. П. Раскопки в Зачатьевском мон-ре//Моск. листок. 1887. 101, 12 апр. С. 2; Зверинский. 1890. Т. 1; 1892. Т. 2. 10; 1897. Т. 3. 803; Боголюбский М., прот. Московская иерархия//ЧОЛДП. 1894. Отд. 1. 9. С. 447-482; 10. С. 529-578; Токмаков И. Ф. Ист. и археол. описание Моск. Алексеевского девичьего мон-ря. М., 18962; Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы. М., 1950. Т. 1; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992; Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича//Заказчик в истории рус. архитектуры. М., 1994. Вып. 1. С. 117-140. (Архив архитектуры; 5); Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994; он же. Архитектурно-археол. памятник как предмет охраны и проблемы формирования локальных музеев: Опыт работы в Моск. ставропигиальном жен. Зачатьевском мон-ре//Проблемы спасательной археологии: Науч.-практ. конф. к 75-летию А. Г. Векслера. М., 2006. С. 23-28; он же. Зачатьевский (Алексеевский) мон-рь в Москве//Институт археологии РАН: Сб. ст. М., 2007. С. 108-111; Выголов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 234-245; Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 100-102; Беляев Л. А. и др. Раскопки в Зачатьевском мон-ре Москвы//Археол. открытия 2003 г. М., 2004. С. 149-152; Там же, 2004 г. М., 2005. С. 98-100; Там же, 2005 г. М., 2007. С. 110-114; Беляев Л. А., Гайдуков П. Г. Средневековые монеты из раскопок в Зачатьевском мон-ре в 2005 г.//Проблемы спасательной археологии. М., 2006. С. 40-41; Беляев Л. А., Кренке Н. А. Монастырский некрополь XVI-XVII вв.: Плиты из Зачатьевского мон-ря//Рус. средневек. надгробие, XIII-XVII вв.: Мат-лы к своду. М., 2006. Вып. 1. С. 44-50; И. И. Храм кон. XVI в. в Алексеевском Зачатьевском мон-ре: Результаты исслед. 2003-2005 гг.//Моск. Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры: К 60-летию Л. А. Беляева. М., 2008. С. 394-404; она же. Волосники XVI-XVII вв. из погребений Зачатьевского мон-ря в Москве//Рос. Арх. 2008. 2. С. 142-149; Глазунова О. Н. Комплексы керамики из жилых построек 2-й пол. XV - нач. XVI в. Зачатьевского мон-ря (г. Москва)//Там же. С. 128-141.

http://pravenc.ru/text/182731.html

«К сожалению, это далеко не первый случай по стране. И ещё меня удивляют чиновники, которые выдают разрешение на ведение такого бизнеса, не задумываясь просто о том, как он повлияет на имидж их города или села. Тем более, когда речь идёт о таком месте как Боголюбово, имеющем для всей России большое значение. А потом чиновники удивляются " неблагодарным жителям " , протестующим против строительства завода, который должен дать им рабочие места», - продолжил Степанов. «Это тот случай, когда всё сделано, как нарочно, чтобы устроить на пустом месте очаг напряжения, столкнуть людей. Ведь я уверен, что в том же Боголюбове есть люди, которые не видят ничего страшного в том, что рядом с православной святыней строится такой завод. И значит, неизбежны споры и даже конфликты между жителями посёлка», - подчеркнул он. При этом завод наверняка можно было бы построить в соседних посёлках, находящихся на расстоянии 1−2 километра. Все желающие вполне могли бы ездить или ходить на работу из Боголюбово. «Можно было бы всё сделать, что называется, по-умному, просчитать все издержки. Директор компании мог бы понять, что он имеет дело не с обычным " населённым пунктом " . Ну и власть в данном случае просто не выполняет своих функций. Потому что её задача не только в том, чтобы развивать социальную и экономическую сферу. Она должна заботиться о том, чтобы люди в своём городе или посёлке чувствовали себя спокойно. А в данном случае речь идёт о том, что возмущены православные не просто одного населённого пункта, а всей России. Я хочу заметить, что Боголюбово для нас, православных, ценно не только тем, что здесь находится древний шедевр церковного древнерусского зодчества, построенный по приказу канонизированного князя Андрея Боголюбского, здесь ещё находится один из крупнейших в Русской Православной Церкви действующих монастырей. Он имеет большое почитание среди православных, его негласный духовник — известный священнослужитель, архимандрит Петр (Кучер)», - отметил А.Степанов. «Поначалу речь шла о строительстве завода, выпускающего медицинские препараты. Совершенно нейтральные в нравственном отношении вещи. И на первом этапе возражений против строительства завода ни у кого не было. А когда процесс пошёл, вдруг выяснилось, что будет запущена линия по производству презервативов», - добавил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/09/di...

Ярослав, по Илариону. украсил храм Св. Софии – «всякою красотою украси: златом и сребромъ, и камениемь драгыимъ и сосуды честныими» (Слона 192а). У Нестора послам князя Владимира была показана в Константинополе такая «красота церковная», что им показалось, будто они уже находятся на небе. Древнерусский книжник писал для людей, которые почти ежедневно бывали в церкви и видели «красоту церковную», поэтому ему достаточно было только указать на нее. Но и эти указания, несмотря на их стереотипность, свидетельствуют о том, что красота и эстетическое чувство были одним из важных стимулов приобщения древних русичей к христианской духовности. Да и прямые указания на это мы встречаем не только у Нестора. Автор «Повести об убиении Андрея Боголюбского» также констатирует, что красота храмов, выстроенных Андреем, способствовала обращению язычников в христианство. Из описаний этих храмов, кстати, следует, что церковную красоту человек Киевской Руси усматривал главным образом в предметах декоративно-прикладного искусства и в блеске драгоценных камней. Собственно архитектура (кроме величины храма) и изобразительное искусство пока не включаются в это понятие красоты. Не архитектурные объемы сами по себе, но их украшение привлекает древнерусского человека, не сами изображения, но их расцветка представляется прекрасной. «Драгоценные иконы» перечисляются автором в одном ряду с золотом, жемчугом и «дорогими каменьями», т. е. рассматриваются им как элемент декорации храма. Татаро-монгольское нашествие, с 30-х годов XIII в. обрушившееся на Русь, на многие годы приостановило развитие художественной культуры. Были разрушены многие города, храмы, терема, уничтожены иконы, книги. Но даже в самые тяжелые годы нашествия русичи не забывают о красоте. Напротив, ее уничтожение захватчиками только обостряет их эстетическое чувство и усиливает боль, ибо гибнет красота родной земли, столь близкая и дорогая сердцу каждого русского человека. «Слово о погибели русской земли» начинается величественной картиной красоты родной земли, которой суждено быть разоренной беспощадными ордами: «О, светло светлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными зверьми, различными птицами, бесщислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными (садами монастырскими), домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о правоверьная вера хрестианьская!» (ПЛДР 3, 120). Природа с ее многообразным растительным и животным миром, бесчисленные города и села, архитектура и, наконец, высшие слои русского общества – все это входит в широкое понятие красоты русской земли, которая обречена была на бесчестье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно даже, что он и сам тайно принял христианство либо считался оглашенным. Косвенно об этом может свидетельствовать погребение Ярополка и Олега Святославичей в Десятинном храме при Ярославе Мудром (в 1044 г.). Правда, «Повесть временных лет» сообщает о том, что в данном случае имело место нечто совершенно беспрецедентное – посмертное «крещение» останков князей. Но если допустить, что оба этих князя, не будучи крещенными, считали себя христианами, то упомянутый факт не будет казаться совсем уж полным нонсенсом. На фоне старших братьев – законных князей – Владимир выглядел «бастардом», так как был сыном Святослава от его наложницы Малуши, ключницы княгини Ольги. Его презрительно называли «робичичем», т.е. сыном рабыни. Владимир получил в удел далекий Новгород. Татищев предполагал, что именно антагонизм между князем Ярополком, приверженцем христианства, и бастардом-язычником Владимиром стал причиной междоусобицы между братьями. Его, вероятно, решила использовать в своих целях партия ревнителей язычества, которая сконцентрировалась в Новгороде вокруг молодого князя. Языческий, полуваряжский Новгород встал в оппозицию уже в значительной степени христианизированному Киеву. Владимир первоначально выступал как лидер этой агрессивно настроенной партии языческого реванша. Казалось, что эта партия победила, когда Владимир в решительной схватке одолел Ярополка, погибшего в борьбе с братом около 978–979 гг. Но на самом деле это была уже агония язычества. Лекция 2. Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. После победы над Ярополком Владимир стал княжить в Киеве. И вновь, как некогда при Олеге Вещем, язычество торжествует над христианством. Правда, совсем ненадолго: дни его сочтены, оно изжило себя. Но в предсмертной агонии язычество сильно активизируется. И не без решительного влияния самого Владимира, пришедшего к власти именно в качестве лидера языческой партии. Как говорит летописец, никогда еще прежде не было на Русской земле такого «мерзкого идолослужения», как в начале правления Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 Слово () в переводах латинском и русском Син. изд.; в слав. и греч., за исключением Комплют. Библии, оно совсем опущено; в Комплют. же переведено нарицательным ις=сын, как и в русском переводе Гуляева (Ист. кн. Св. ΙΙ. В. 3.). И замечательно в самом деле, что это имя не повторяется, подобно прочим собств. именам, в последующих 20 и 21 стихах и что при нём нет, как при других собств. именах, соединительного. 27 Gesenius, Dereser, Bade и др., у нас свящ. Боголюбский в замеч., на текст Псалтири по пер. 70-ти, в Чт. Общ. люб. дух. просв. 1872, I, стр. 251. 29 При ал-ташхэт этот предлог опущен, вероятно, во избежание неблагозвучия вследствие встречи с совершенно однозвучным с ним отрицанием (). 31 Так напр. ( )=сын Иессея, 1Ц.16:18; ( )=первый из всего дома Иосифова 2Цар.19:21 ; ( )=священник Бога вышняго, быт.14:18; ( )=стражи Саула 1Ц.14:16 и т.п. 32 См. Древле-слав. Псалтирь 13–14 в. Архим. Амфилохия, М. 1874–77 гг. и Описание слав. рукой. Моск. Синод. Библиотеки Горского и Невоструева, т. I, стр. 65–66. 34 Такое чтение приводится в Замеч. на текст Псалтири по пер LXX свящ. Боголюбского, – в Чт. Общ. любит. духовн. просв. 1878 г. Ч. Б. стр. 63. 40 Указание таких списков в греч. Библии Holmes’a, в замечаниях на текст Псалт. Боголюбского. См. Чтен. Общ. любит. духовн. просв. 1875 г. I, стр. 667. 44 Указание этих свидетельств предания и вообще подробнейшее рассмотрение вопроса о последней редакции Псалтири см. в нашем исследовании о происхождении Псалтири. Спб. 1875, стр. 85 прим. 2, и стр. 114 к 533–548. 56 Заключительное славословие 2-й части состоит из двух соединённых славословий и наиболее отличается от заключ. славословий других частей: Благословен Господь Бог Израилевъ, творй чудеса един, и благословенно им славы ег во векъ и в векъ века, и исполнитс славы ег земл. Буди, буди (71:18–19). 57 В настоящее время, когда эти промежуточные чтения вышли из употребления и кафизмы не поются, а читаются, монашествующей братии в монастырях позволяется сидеть во время чтения самых кафизм и они так. обр. буквально соответствуют своему названию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

— А как же, — говорит Горкин, — просвящённо все туг, благословлено. То стояли боры-дрема, а теперь-то, гляди, — блистанье! И радуется народ, и кормится. Все Господь. Покупаем самые пустяки: оловянного петушка-свистульку, свистульку-кнутик, губную гармошку и звонницу с монашком, на полный звон, от Горкина мне на память; да Анюте куколку без головки, тулово набито сенной трухой, чтобы ей шить учиться, — головка в Москве имеется. А мне потому мало покупают, что сказала сегодня барышня Манюша, чтобы не покупать: дедушка целый короб игрушек даст, приказал молодцам набрать. Встречаем и наших певчих, игрушки детишкам покупают. У Ломшакова — пушка, стрелять горохом, а у Батырина-октавы — зайчик из бумазеи, в травке. Костиков пустой только, у него ребятишек нет, не обзавелся, все думает. Ломшаков жалуется на грудь: душит и душит вот, после вчерашнего спать не мог. Поедут отсюда по машине — к Боголюбской в Москву спешат: петь надо, порядились. Сходим по лесенке в овражек, заходим в «блинные» Смотрим по всем палаткам: везде-то едят-едят, чад облаками ходит. Стряпухи зазывают: — Блинков-то, милые!.. Троицкие-заварные, на постном маслице!.. — Щец не покушаете ли с головизной, с сомовинкой?.. — Снеточков жареных, господа хорошие, с лучком пожарю… за три копейки сковородка! Пирожков с кашей, с грибками прикажите!.. — А карасиков-то не покушаете? Соляночка грибная, и с севрюжкой, и с белужкой… белужины с хренком, горячей?.. И сидеть мягко, понежьтесь после трудов-то, поманежьтесь, милые… и квасок самый монастырский!. Едим блинки со снеточками, и с лучком, и кашнички заварные, совсем сквозные, видно, как каша пузырится Пробуем и карасиков, и грибки, и — Антипушка упросил уважить — редечку с конопляным маслом, на заедку. Домна Панферовна целую сковородку лисичек съела, а мы другую. И еще бы чего поели, да Аксенов обидится, обед на отход готовит. Анюта большую рыбину там видала, и из соленого судака ботвинья будет — Савка нам говорил, — и картофельные котлеты со гладким соусом, с черносливом и шепталой, и пирог с изюмом, на горчичном масле, и кисель клюквенный, и что-то еще… — загодя наедаться неуважительно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Нам удалось найти двух бывших воспитанниц обители, которые покинули ее стены. Одна из них, Ева, подтвердила слова Вали Перовой: " Нас на самом деле пороли ремнем до кровоподтеков. Причем перед приходом комиссии стегали так, чтобы следы ни в коем случае не остались на лице и кистях рук, где их можно было бы заметить " . Другая бывшая воспитанница, Настя, поведала: " Девочкам запрещали общаться даже с монахинями и послушницами. Они жили в своем тесном мирке. Ходили строем. При воспитательницах все время вжимали голову в плечи. Они радовались, когда от них убрали сестру Рафаилу, но потом пришла сестра Наташа (Наталья Ефремова, юрист по образованию. – Авт.), и им стало еще тяжелее. От отчаяния и побоев они украдкой прибегали ко мне. Я была в шоке, ведь для воспитательницы все монастырские дети – ее духовные чада. Конечно, я рассказывала о жестоких телесных наказаниях отцу Петру. Он, сколько мог, удерживал от самоуправства монахинь-воспитательниц. Но им было все по барабану. Безграничная власть развращает " . Рассказ Вали Перовой о многодневных затворах прокомментировала нам делопроизводитель монастыря, ответственная за приют матушка Антония (Давидовская): " Валя срывала молитвы. За нарушение устава ее и еще одну девушку просто отселили в отдельное помещение. Это никакой не карцер и не подвал, как Валя описывает. Это отапливаемое помещение, в котором сейчас живут наши сестры. Они питались в трапезной. Конечно, обе были лишены мороженого, сладостей и детских прогулок. С ними все время вели воспитательные беседы. У нас это называется системой индивидуального воспитания " . А вот что о затворах поведала нам Настя: " Сначала это воспринималось нормально. По три дня мы молились за Россию. Нас группами по десять человек собирали в каком-нибудь помещении – нужно было не спать, не есть. Конечно, многие, как и я, не выдерживали, отключались, валились с ног. Но воспринимали это как благое дело. Но вскоре стало так: ах, ты провинился – тогда отправишься в затвор. Это стало наказанием, и довольно жестоким " .

http://religare.ru/2_81071.html

После этого заявления, как утверждает священник Виталий Рысев, в школу пришли адвокат монастыря, мать Антония и увезли этих девочек в неизвестном направлении. Потом они якобы оказались по месту жительства отцов, одна вроде бы в Татарстане, другая в Воронеже. Но замечу, что с 14-ти лет гражданин России имеет право самостоятельно определять свое место жительства. Их желание выражено ясно в заявлении в органы опеки: они хотели остаться в школе-пансионе. – А как Вы об этом узнали? – От священника Виталия Рысева и детей, которые с ним приехали сюда в редакцию " Известий " . Священник Виталий Рысев, Раиса и Марина Лойко и Ксения Г. в редакции газеты " Известия " – То есть, вся октябрьская история с Боголюбовским скандалом началась с того, что директор Владимирской епархиальной школы-пансиона священник Виталий Рысев приехал в редакцию " Известий " с детьми, бывшими жителями Боголюбского приюта? – Да. – А как случилось, что они приехали именно в редакцию " Известий " ? Прямо вот сразу в газету? – Они позвонили и сказали, что с ними происходит такая история, но на их заявления различные инстанции не реагируют. Во всяком случае, не реагируют так, как они рассчитывали. А история эта меня очень заинтересовала, потому что повторяет события годичной давности. Надо сказать, что год назад я скупо писал о скандале со сбежавшей из Боголюбского монастыря Валей Перовой. Доказательств было маловато, а кроме того, люди, которые активно помогали Вале Перовой, убеждены в том, что православных приютов вообще быть не должно. Я с этим не согласен. Два года назад я приложил немало усилий, чтобы защитить от закрытия православный приют " Никита " в подмосковном Бывалино. И, как тогда выяснилось, это был не единственный случай безосновательных нападок на монастырские и приходские приюты. Причиной было, конечно, не жестокое обращение с детьми. Просто тогда чиновники подошли к этим учреждениям с государственной меркой, и оказалось, что условия в церковных приютах не соответствуют нормам госучреждений. " Ногомойки " были не той системы. Значительно лучшей, чем в муниципальных заведениях. Как тогда замечательно сказал отец Всеволод Чаплин, церковные приюты приближены больше к теплому уютному семейному дому, а не к казарме, как многие государственные детдома.

http://religare.ru/2_80222.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Не пора ли, наконец, прекратить эту игру в Союз православных граждан? 16.10.2009 606 Время на чтение 3 минуты После публикации нами официального заявления Союза православных граждан по поводу антицерковной кампании, развязанной в СМИ вокруг православного детского приюта при Боголюбском монастыре, а также интервью члена Центрального совета Союза православных граждан, известного детского психолога, директора Института демографической безопасности Ирины Медведево й , сообщившей, что Кирилл Фролов в своем скандальном заявлении не выражал мнение Союза , г-н Фролов начал слать нам свои «опровержения». Он так сильно разволновался, что прислал в редакцию РЛ аж три версии своего с позволения сказать «опровержения». Фролов заявляет, что он имеет «все основания требовать от редакции " РЛ " публикации опровержения интервью И.Медведевой. А именно. Главой Московского отделения СПГ я являюсь согласно регистрационным документам СПГ - я один из его учредителей. Я, как и много лет подряд, являюсь пресс-секретарем и членом Центрального Совета СПГ и, таким образом, имею все основания выступать от имени организации» (орфография подлинника). Справедливо решив, что общественность ему все равно не поверит, Фролов пустил в ход «тяжелую артиллерию». Его подруги с «Интерфакса-Религии» сегодня опубликовали заявление председателя Союза православных граждан Валентина Лебедева, который подтвердил, что Фролов является главой Московского отделения СПГ, пресс-секретарем Союза и «даже членом Центрального совета». Хотя заявление какое-то несуразное, что позволяет усомниться, давал ли вообще Лебедев интервью «Интерфаксу-Религия» или это очередная провокация фролеров... В своем блоге в «Живом журнале» Фролов пишет, что в результате его опровержения " Русская линия " убрала ряд высказываний Ирины Медведевой, но, мол, «это косметический ремонт, суть это не меняет, первоначальный вариант интервью прочитали сотни человек, а оставшаяся часть лжива до основания». Вынуждены расстроить г-на Фролова: его как всегда «грамотное» опровержение нисколько не повлияло на наше решение. Мы внесли изменения в первоначальный текст по личной просьбе Ирины Медведевой.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Приветствую Ваше Преосвященство с торжественными праздником вашей Боголюбской обители. Для меня, как питомца Владимирской семинарии, памятен этот праздник впрочем не потому, чтобы я сам принимал в нем либо участие, а потому что начальство семинарское участвуя в монастырском празднестве, оставляло нас праздными и свободными от учения». 17-го ч. получил я письмо из Спб. от Директора Хозяйственного Управления А. Гр. Ильинского который писал мне от 15-го числа: «Тверская Консистория не усматривая в Указ Свят. Синода о вызове Вашего Преосященства в С.-Петербург указания на то, на каком из существующих вПетербурге подворий назначено Вам со свитою имеьб пребывание, поосить Синод. Канцелярию уведомить ее об этом. На это долгом считаю уведомить Ваше Преосвященство, что в подобных указах с давнего уже времени не указывается в каком подворье и месте остановится вызываемый Преосвященный; обыкновенно же каждому вновь вызываемому Преосвященному, по распоряжении г. Обер-Прокурора назначается то подворье, какое в данное время остается свободным. В настоящее время остается свободным одно Ярославское подворье, которое г. Обер-Прокурором и предназначено для Вас, о чем я и имел честь лично доложить Вашему Преосвященству в Москве. Затем по возвращении из Москвы, я признал необходимым, хоть несколько по краткости времени отремонтировать ваше помещение, чего без меня не сделали и потому, что вещи Преосвященного Сергия 992 и некоторые лица его свиты оставались в подворье и по отъезде Преосвященного Сергия. В настоящее время печи в вашем Помещении уже исправлены; остальные все работы производятся со всею поспешностью; мебель исправляется и вообще собственно ваше помещение к концу следующей недели будет совсем готово. В помещении же свиты надеемся существенное тоже кончить к концу недели, остальное можно будет сделать и после. К этим исправлениям я решился прибегнуть и потому еще, что Ваше Преосвященство в последнее наше свидание в Москве изволили сказать, что Вы придете в Петербург не ранее как через месяц. Поэтому я и рассчитывал приготовить Вам помещение к 26-му июня. Теперь я слышал, что Вы готовы к отъезду и что только неготовность квартиры задерживает Вас. Поэтому спешу уведомить Вас, что к 26-му сего июня я прикажу всячески совершенно приготовить ваше помещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010